среда, 8 апреля 2015 г.

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ПАТРИОТОМ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ



           2015  год  –  год  знаменательный.  Человечество  отмечает  70-летие окончания Второй мировой войны. Для нашей страны эта дата наполнена особым смыслом. Это память о военном лихолетии, когда в огромной стране не осталось ни одной семьи, не понесшей горьких утрат. Это – священная память о погибших на полях сражений. Это – наша история, наша боль, наша надежда…
            Задача библиотек в годовщину 70-летия Победы - не только отдать дань памяти героям Великой Отечественной войны, но и отыскать те струнки души юного читателя, которые будут созвучны высокому смыслу служения своему народу и Отчизне.
О том, чем является патриотизм для современной молодежи, говорят результаты исследования   «Что значит быть  патриотом сегодня?», проведенного в МБ им. М. А. Ульянова в 2013 году. Целью исследования было выявить у молодого поколения муромчан-пользователей МБ им. М. А. Ульянова  уровень сформированности эмоционально-ценностных отношений к патриотическим ценностям и личностных качеств гражданина-патриота. В опросе приняли участие школьники 9-11 классов Муромцевских школ, всего 45 человек.
Два первых вопроса касались жизненных приоритетов и личностных качеств. Ответы на вопрос 1 «Что является для Вас наиболее значимым в жизни?» распределились следующим образом:

 100%-ый выбор первого варианта ответа говорит о том, что опрашиваемые не мыслят себя без семьи, без рода, что уже является показателем единства со своей страной, поскольку «род» и «народ» - слова однокоренные. Наши респонденты требовательны к себе – на 2 месте по значимости (38%) они указали «развитие и самообразование себя как личности»; одинаково (по 25% ответов) важны для них личные отношения и возрождение нашей страны. И лишь для малой части респондентов (12%) приоритетом является материальное благополучие.
В своем ближайшем окружение молодые муромчане больше всего ценят:
- взаимопомощь и взаимовыручку
- честность, порядочность, ответственность
- силу воли, смелость, решительность




 Огорчило, что большинство респондентов затруднились с выбором идеала, человека, на которого можно было бы равняться. Лишь четвертая часть опрашиваемых ответили на данный вопрос; среди идеалов были названы М. Ульянов, И. Сталин, Ю. Гагарин. Две девушки считают идеальными своих отцов. Большинство анкетируемых (81%) считают, что в жизни всегда есть место подвигу, и готовы сделать что-либо значимое для Родины. Данные по этим вопросам позволяют предположить, что среди наших респондентов очень высок дух патриотизма. Подтверждение тому – ответы на вопрос 9 «Считаете ли Вы себя патриотом?», хотя 50% анкетируемых уровень патриотизма в современном российском обществе расценивают как «не очень высокий», а 31%  - как «очень низкий» и  - никто (!!!) не считает его высоким.


 















На вопрос «Какие из указанных признаков, по-вашему, входят в понятие "патриотизм"?» мы получили следующее распределение ответов:

Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу
50%
Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни
43%
Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения
37%
Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире
25%
Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины – России
18%
Непримиримость к представителям других наций и народов
0%

Таким образом, наибольшее значение придается таким составляющим, как национальное самосознание и любовь к родному дому. Стремление трудиться на благо своей Родины можно расценивать как адекватное понимание повседневного патриотизма. К тому же, нулевой показатель при выборе последнего варианта ответа говорит о высоком уровне толерантности опрашиваемых.
На формирование патриотических чувств опрашиваемых  в большей степени повлияли семья (50%) и школа (31%), в меньшей степени – друзья и знакомые, СМИ; некоторые дали свои ответы – «работа», «книги». Настораживает то, что ни один человек не выделил вариант ответа «органы власти».
Почти треть опрошенных (37%) посещают либо участвуют в мероприятиях патриотической направленности, 25 %  - не участвуют, остальные участвуют редко.
Последний пункт анкеты предлагал респондентам закончить предложения, высказав свои мысли. Большинство анкетируемых не смогли или не захотели этого делать. Однако остальные, ответившие, сходятся во мнении, что защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и «каждодневным трудом на ее благо». Подвиги героев заставляют респондентов задуматься «о жизни», «о прошлом», «об отношении к стране и людям», «о чести и мужестве». Быть достойным гражданином для опрошенных муромчан – значит быть «порядочным и законопослушным», «честным, ответственным», «патриотом своей Родины». Мысли о будущем нашей страны оказались очень пессимистичными: лишь немногим более четверти опрошенных видят светлую перспективу в развитии  нашей страны.
В целом анкетирование показало, что у молодого поколения муромчан довольно высок уровень патриотизма, и главным его составляющим для них является любовь к малой Родине и национальное самосознание. При этом, по их мнению, уровень патриотизма в стране в целом высоким не является.

Приведу результаты еще одного исследования МБ им. М. А. Ульянова. Целью анкетирования «Память о подвиге. Литература о Великой Отечественной войне в круге чтения молодежи» (2011 год) было выявить отношение молодежи п. Муромцево к событиям Великой Отечественной войны на основании прочитанных ими художественных произведений и просмотренных фильмов. Респондентами исследования стали учащиеся 9-11 классов МОУ «Муромцевский лицей №1» и МОУ «Муромцевская  средняя  школа №1». Общее  их количество составило 35 человек, из них 15 юношей и 20 девушек.


На вопрос «Что для Вас является основным источником знаний о Великой Отечественной  войне?» ответы распределились следующим образом:

Как видим, для большинства респондентов информация о Великой Отечественной войне наиболее понятна и интересна в форме школьных уроков, статей и передач, подготовленных средствами массовой информации. Это говорит о том, что на уроках педагоги уделяют большое внимание  событиям Великой Отечественной войны. 12% респондентов считают рассказы ветеранов наиболее доступным и интересным источником информации о войне. К сожалению, молодое поколение все меньше обращается к книгам (11%), видимо, недооценивая достоверность и полноту получаемой информации.
 На вопрос «Какой, по-вашему, была Великая Отечественная война для народа нашей страны?» молодые люди и девушки ответили, что она была «жестокой», «кровопролитной» и «страшной, т.к. было много разрушений и людских потерь», что война была «суровым испытанием, которое наш народ вынес с честью и победил». Ответы показывают: молодые люди придают значимость героизму и мужеству советского народа, достаточно четко и ясно представляют себе цену победы в войне 1941-45 годов.
Печально, что 28 % респондентов не смогли назвать основные сражения Великой Отечественной, остальные же упомянули по одному-два: чаще всего называли Сталинградскую битву и прорыв блокады Ленинграда.
Ответы на вопрос «Читаете ли Вы литературу о Великой Отечественной войне?» подтверждают отношение сегодняшней молодежи  к военной литературе и к чтению вообще: «да» ответили 14% анкетируемых, «нет» - 34%, «иногда» - 52%. Последняя цифра подтверждает, что для молодежи XXI века характерно именно деловое обращение к литературе.
Большинство старшеклассников (30%) читают книги о войне, потому, что задают по школьной программе, потому и на вопрос «Какое литературное произведение о Великой Отечественной произвело на вас наиболее сильное впечатление?» они указали произведения школьной программы: «Тихий Дон», «Они сражались за Родину», «Судьба человека» М. Шолохова, «Горячий снег» Ю. Бондарева, «А зори здесь тихие» Б.Васильева, «Василий Теркин» А. Твардовского.
Нынешняя молодежь довольно часто смотрит фильмы о Великой Отечественной войне («часто» - 37%, «иногда» - 51%), однако назвать фильмы-экранизации литературных произведений затрудняется; лишь немногие назвали фильмы «А зори здесь тихие», «Горячий снег» и «Они сражались за Родину».
Порадовали ответы на вопрос «Что Вы чувствуете, когда смотрите фильмы или читаете книги о Великой Отечественной войне?». Современные молодые люди испытывают боль, страх, чувство сопереживания, «хочется плакать» - пишут девушки, и очень многие отметили чувство гордости за советских солдат. Такие ответы показательны: они означают, что для подрастающего поколения события Великой Отечественной войны не потерял значимости. Молодые люди осознают и понимают всю важность Победы советского народа в Великой Отечественной войне, отдают дань глубокого уважения ветеранам – непосредственным ее участникам.
Последний вопрос касался мероприятий нашей библиотеки, посвященных Великой Отечественной войне. Наиболее интересны нашим респондентам оказались литературно-поэтические и литературно-кинематографические вечера, а также вечера - встречи  с ветеранами войны и тружениками тыла.
В целом анкетирование показало, что равнодушие не захватило сердца и умы молодого поколения, далекого от военной поры. Необходимо и в дальнейшем поддерживать и укреплять интерес учащихся к Великой Отечественной войне через призму сегодняшних событий. Крупные библиотечные мероприятия с использованием театрализации, звукового и видео-сопровождения помогают молодежи эмоционально воспринимать значение, смысл, содержание явлений и событий Великой Отечественной.

Что касается отношения к чтению, то в современном мире у молодежи масса альтернативных источников  информации: на смену буквам приходят пиксели, на смену тексту – изображение, на смену литературе – киноиндустрия и мир Интернета. Конечно, книга не уйдет в прошлое, и чтение – тоже, и задача наша, сотрудников библиотеки, - доказать, что чтение может доставлять эстетическое наслаждение, что общение с книгой раскрывает широкие горизонты перед человеком. Патриотическое воспитание в библиотеках ММУК «ЦБС» сегодня, прежде всего, должно стать содействием развивающему чтению, в основе которого лежат духовные ценности России: ее искусство, ее литература и история. Именно чтение литературы по истории России, книг о Великой Отечественной войне позволяет провести исторические параллели, получить ясное представление о прошлом, связать его с настоящим, проанализировать и попытаться дать собственную оценку общественно-политическим и историческим событиям.

Анкета 1
Анкета 2

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Подводя итоги года: фотоОтчет 2020

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: