четверг, 23 апреля 2015 г.

Театр им. Евг. Вахтангова: Омск как пароль

РУБРИКА "ПОБЕДЕ - 70"

При слове «Омск» старые вахтанговцы улыбаются. «Омск для нас – это пароль, - говорят они. – Мы были на гастролях в Париже, Нью-Йорке, Лондоне. Но это не имеет ничего общего с тем, что значит для нас Омск».
Думается, именно этот пароль сыграл свою роль в 1946 году, когда будущий художественный руководитель вахтанговского театра Ульянов пришел на прослушивание к педагогам щукинского училища. Педагоги согласились прослушать его сразу на втором туре. Почему они поступили именно так? Да потому, что еще совсем свежи были воспоминания о двух годах, проведенных в Сибири на берегах Иртыша. Причиной тому – Великая Отечественная война.


…22 июня 1941 года в театре им.Вахтангова в Москве играли утренний спектакль, назывался он «Фельдмаршал Кутузов».  Это была пьеса о мужестве русских людей, о крахе завоевателей.
Во время этого патриотического спектакля прозвучала по радио речь Молотова о начале войны. Естественно, актеры, занятые в спектакле, ее не услышали – в антракте эту печальную новость им сообщили рабочие сцены.
«Мы выглянули в окно, - вспоминает актер Александр Константинович Граве. – На углу у сберкассы стояла очередь. Значит, информация соответствует действительности».


 В связи с наступлением войны отложили «на потом» выдачу аттестатов в театральном училище им. Щукина: не до этого было. Когда Вячеслав Дугин и его товарищи уходили на строительство оборонительных рубежей Москвы, они были людьми неопределенного статуса – уже не студенты, еще не актеры.

Взорвалась громом тишина,
граница копотью покрылась,
и беспощадная война
в страну Советов покатилась.

В ночь с 25 на 26 июля на глазах у вахтанговцев, дежуривших в театре, в здание театра попала бомба. От взрыва погиб Василий Васильевич Куза, один из лучших актеров. Ему не нашли достойной замены, и спектакль «Маскарад», где он блистательно играл роль Звездича, был снят с репертуара.
Смерть коллеги и разрушение здания потрясли всех актеров. Это было большое горе. Жизнь замерла, словно в ожидании перемен.

Об эвакуации в Омск актерам сообщили за день до отезда,12 октября. Ехали восемь суток, а когда на девятые сутки вышли из поезда, в Сибири их встретила настоящая зима, которая в 41-м повсюду в России началась рано и была удивительно сурова.
Прямо с вокзала вахтанговцев привезли в драмтеатр, здание которого им понравилось. В столовой изголодавшихся за дорогу москвичей накормили сардельками: этот обед показался им роскошным. Впоследствии же  им приходилось есть, как и омским актерам, чечевичную похлебку, капустный суп либо тушеную капусту. Но трудности объединяли омичей и москвичей.

 Всё отдавали фронту для победы,
Тыл только крохи оставлял себе,
Терпели стойко тяжести и беды,
                 Чтоб быстро одолеть врага в борьбе.

Осенью 1941 года слово «уплотнение» было самым ходовым в Омске. Строились цеха, но станки запускались раньше, чем возводились крыши. Город работал на нужды фронта, эшелонами принимая раненых. Их размещали в госпиталях, под которые приспособили школы. Поток беженцев с оккупированных территорий, поезда с детьми из Ленинграда  - все это создало очень трудную обстановку с жильем, питанием, транспортом. Но город справился с немыслимой нагрузкой. В сложнейшей обстановке военного времени омичи проявили чудеса гостеприимства.

Около месяца эвакуированные вахтанговцы жили в школе, где в актовом зале стояли кровати, в три ряда. Те, кому их не хватало, спали на полу. Потом их расселили по квартирам. 
Большое впечатление на москвичей произвело теплое участие в их судьбе соседей: они сразу поделились нехитрым домашним скарбом. Позднее актриса Нина Архипова вспоминала: «Когда у меня родилась дочь Наташа, все знали, что у меня нет ничего, и резали свои одеяла и простыни на четыре части, чтобы было во что запеленать моего ребенка».

Дружеские отношения сложились и у актеров двух театров – Омского драматического и московского им. Вахтангова. Вначале, когда вахтанговцы только прибыли в Омск, было принято решение на время перевести омских актеров в Тару, а здание театра отдать в безраздельное пользование вахтанговцам. Но главный режиссер Омского драма Лина Семеновна Самборская сумела отстоять интересы своей труппы: на север области, в Тару, омский театр не поехал. 26 ноября был составлен и опубликован «Распорядок работы двух театров».
Так в Омске, от безысходности ситуации, был поставлен уникальный художественный эксперимент – сосуществование двух совершенно разных театральных коллективов под одной крышей.

Первым спектаклем вахтанговцев на омской сцене стала шекспировская комедия «Много шума из ничего», вызвавшая разные отклики зрителей и театральных критиков. Затем возобновили показ «Фельдмаршала Кутузова», ведь спектакль был как никогда актуален. В то самое время немецко-фашистские полчища стояли в считанных километрах от Москвы. Все мысли, все устремления прежде всего были о судьбе столицы.
Режиссер спектакля Николай Павлович Охлопков не побоялся переосмыслить прежнюю трактовку образа великого полководца.  Кутузов в исполнении актера  Михаила Державина предстал перед зрителями не ворчливым и привередливым чудаком, а талантливым полководцем, умеющим принимать смелые и неожиданные решения. Критики смело назвали этот спектакль личным вкладом вахтанговцев в разгром фашистских войск под Москвой…


…Удивительным, даже причудливым образом пересекаются порой судьбы человеческие и творческие. В то время как вахтанговцы обживались в незнакомом городе и ставили первые спектакли на омской сцене, в небольшом городке Тара школьник Миша Ульянов делал первые шаги на пути в большое театральное искусство.  
Его отец, Александр Андреевич, как и тысячи других советских людей, был призван на фронт, а в городке появилось много эвакуированных. В их числе – труппа Львовского драматического театра во главе с режиссером Евгением Павловичем Просветовым.
Этот режиссер организовал театральную студию для молодежи, занятия которой вскоре стал посещать Ульянов. Впоследствии именно Евгения Павловича Просветова Михаил Ульянов будет считать главным учителем в своей актерской судьбе….

Вахтанговцы были убеждены, что независимо от того, какая репетируется пьеса, самоотверженный труд на театральных подмостках – это тоже труд, который приближает победу. Время требовало спектаклей, которые бы поднимали дух, заряжали верой в непобедимость людей, вставших на защиту правого дела.
Первой постановкой, осуществленной вахтанговцами в эвакуации, был спектакль о гражданской войне «Олеко Дундич», главный герой которого стал легендарным символом стойкости. Позже этот спектакль был показан в Москве с ошеломляющим успехом, а исполнитель главной роли – Рубен Симонов – получил Сталинскую премию

Второй постановкой вахтанговцев в Омске стал спектакль «Русские люди». Критикой отмечалось, что спектакль будит у зрителей гордость за свою Родину, за свой народ. Таким образом, театр последовательно выполнял взятую на себя миссию работать на общее дело победы своим искусством.

Все шло параллельно: в Омске ставили свои лучшие спектакли вахтанговцы, а на севере Омской области начинал делать первые шаги в профессию совсем еще юный Миша Ульянов. В силу возраста и оторванности от огней большого города он еще мало понимал в актерском искусстве. Но именно в нелегкую военную годину родились интерес и любовь к сценическому искусству, именно грозное время войны родило у сибирского мальчишки страсть к театру, желание стать актером.


В годы войны омские школы преобразовали в госпитали. С фронта в Сибирь следовали нескончаемые эшелоны с ранеными. Доктора лечили, но ведь надо было еще поднимать дух искалеченным войной бойцам. Это делали вахтанговцы. Они приходили в госпитали, как на работу. «В холодных автобусах, прижавшись друг к другу, ездили на концерты все без исключения мастера театра», - вспоминает в мемуарах Евгений Симонов.
Как и все, кто приходил навестить раненых, они помогали писать письма, переодеться, подняться с кровати с костылями. Но особенно врачи просили, чтобы гости отвлекали пациентов от тяжелых дум. И актеры делали это, конечно же, при помощи искусства. Вячеслав Дугин читал юнкерские поэмы Лермонтова, Алла Казанская поражала бойцов изысканной поэзией Аполлона Григорьева, оптимизмом Дениса Давыдова, знала огромное количество стихов Пушкина.
А еще вахтанговцы объявили сбор средств на постройку эскадрильи противотанковых самолетов «Советский артист». Один из ведущих театров страны и в эвакуации вел за собой творческую интеллигенцию, воспринимая это как своеобразную миссию коллектива, на своем опыте испытавшего ужасы войны.

Огромная общественная и военно-шефская работа велась в годы войны коллективами и Омского, и Вахтанговского театров.  Помимо  концертов в госпиталях, на призывных пунктах, в гарнизонных клубах, артисты провожали следующие на фронт поезда, следующие через Омск военные эшелоны. Но уже в начале 1942 было решено сформировать и отправить на фронт концертную бригаду, призванную обслуживать действующую армию.

Выступления бригады – спектакли и концерты – проходили с большим успехом. Бойцы, командиры и политработники дали высокую оценку работе вахтанговцев. Один из зрителей, Герой Советского Союза Лелюшенко в письме к руководителю бригады написал: «Добросовестно и искусно работали все вы для нашего общего дела и дали хороший отдых и развлечение моим воинам. Спасибо».

Впоследствии эту фронтовую бригаду стали именовать фронтовым филиалом театра им. Вахтангова. В ее состав входили артисты из творческой бригады, работавшей под Тулой и на Калининском фронте, творческие работники из Москвы и актеры из коллектива, находящегося в Омске. Так что связь с Омском была постоянной. Труппа очень гордилась тем, что театр имел такой боевой филиал, который возглавляла заслуженная артистка СССР Анна Алексеевна Орочко.

Беда может поссорить, а может объединить. К счастью, отношения коллег из вахтанговского и омского театров не были омрачены размолвками, ссорами и завистью. Был взаимный интерес, который обогатил оба театра. Посещение спектаклей вахтанговского театра и прямое общение с режиссерами и актерами этого театра оказало некоторое влияние на омичей: они стали тщательнее работать над ролями, более творчески подходит к своим актерским задачам. Вахтанговцы же очень полюбили омского актера Сергея Лукьянова и пригласили его сначала участвовать в своих спектаклях, а потом войти в труппу театра имени Вахтангова. Переехав в Москву, Сергей Владимирович сыграл на сцене и в кино роли, которые принесли ему всесоюзную известность. ( к примеру, в фильме «Кубанские казаки» И. Пырьева он сыграл главную роль) Так, из двух совершенно разных родословных древ театров на время родилась одна большая семья.
Позже вахтанговцы ошеломили Москву и доказали всей стране, что во время войны они трудились в тылу, не покладая рук. Трудились, как на военном заводе, не жалея сил и не считаясь со временем.

В минуты отдыха собирались вместе. Кто-то брал гитару. Пели старинные песни и романсы. Сочиняли эпиграммы на своих коллег. Часто эти эпиграммы рождались на скамейке у театра.
Многими годами позже старейшая вахтанговская актриса Галина Львовна Коновалова вспоминала: «Недавно я была в Омске. С каким волнением я подходила к зданию драмтеатра! Ничего не изменилось. Та же площадка перед главным входом, те же тяжелые двери, с массивными бронзовыми ручками и…так же наискосок от актерского входа стоит наша знаменитая лавочка, столько повидавшая и услыхавшая в те далекие годы. Так же низко склоняясь, шелестят над ней ветви густых лип, так же доносится сюда голос помощника режиссера, возвещающий о начале второго акта…Все, все так же, только…нет на ней, на этой скамейке, тех замечательных людей, которые сделали эту простую деревяшку такой интересной, такой неповторимой».

       В одной из автобиографических книг Ульянов написал: «Как часто, оглядываясь назад, я задавал себе вопрос, почему моя жизнь сложилась так, а не иначе? Нет однозначного ответа на этот вопрос, и лишь одно теперь показывает мне мой опыт: слишком часто все в жизни повисает на тонкой нити, и человек бессилен и беззащитен перед этой неизвестностью. Ах, только бы нить не порвалась…». И она действительно не порвалась в тот  теплый августовский день 1946 года, когда, после окончания Великой Отечественной войны, возобновился набор студентов в театральное училище им. Щукина. Из  двухсот человек, проходивших вступительные испытания, были выбраны 50; в их числе был и Миша Ульянов. Приемная комиссия не смогла отказать омскому пареньку.
Вот как неожиданно сошлись параллельные линии судьбы одного человека и большого театрального коллектива. Летом 1946 года начала заполняться вахтанговская страница жизни Михаила Ульянова.

Омский период не случайно называют  расцветом театра. Так оно и было. Именно в нашем городе вахтанговцами были поставлены спектакли, вошедшие в историю: «Олеко Дундич», «Русские люди», «Сирано де Бержерак», «Фронт», «Слуга двух господ».
За 22 месяца в сибирском городе вахтанговцы сыграли 628 спектаклей (из них 170 – выездных), дали 658 шефских концертов и спектаклей. В Омске произошло полное обновление репертуара, здесь театр творчески вырос и обогатил свое мастерство.
В 1943 году театр возвратился в Москву творчески окрепшим и обновленным, многие ведущие режиссеры и артисты рядом интересных работ выдвинули себя в число крупнейших мастеров сцены: Рубен Симонов стал лауреатом Сталинской премии, звание народных артистов РСФСР получили Николай Охлопков и Цецилия Мансурова, Михаилу Державину присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

Спустя десятилетия очевидно: если в истории многих других театров, в т. ч. прославленных, ведущих, эвакуация была досадным эпизодом, вызванным бедой и военной необходимостью, то в истории театра им. Вахтангова события вдали от дома стали  важной вехой в творчестве, важной страницей в летописи театра и дорогим воспоминанием.
Жизнь в Омске запечатлелась в биографии Вахтанговского театра яркой и славной страницей.

По материалам книги "Омск как пароль":




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Подводя итоги года: фотоОтчет 2020

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: