понедельник, 3 августа 2015 г.

Открываем богатства журнального царства. Работа с периодическими изданиями для детей и подростков

Методические рекомендации

Роль периодической печати в жизни общества велика. Газеты и журналы несут читателям оперативную информацию обо всем, что происходит вокруг, освещают наиболее интересные события, факты, сведения, отвечают на интересующие нас вопросы.
От времени написания книги до выхода ее в свет проходят годы. Между тем, в газетах этот промежуток времени исчисляется днями, а в журналах – несколькими месяцами.  Поэтому именно в периодике так ощутимо дыхание времени.
В журналах содержатся оперативные сведения практически по любой теме. Надо только уметь их вылавливать, пропуская через решето своего интереса. С помощью периодических изданий можно работать над расширением познавательного интереса, воспитывать лучшие черты характера.
Периодические издания играют неоценимую роль в воспитании молодого поколения: как очень мобильный способ получения информации, они отражают  многие современные проблемы молодежи и тем самым способствуют ее социализации. Детские газеты и журналы способствуют расширению познавательных интересов детей, стремятся формировать сознательное отношение к учению – главной трудовой деятельности учащихся.

Репертуар детских и подростковых журналов сейчас достаточно интересен и разнообразен. Почти вся детская газетно-журнальная продукция прекрасно иллюстрирована, издается на хорошей бумаге. Молодое поколение часто предпочитает книге журнал, так как разнообразное жанровое содержание и хороший информационный материал удовлетворяют их вкусам и интересам. То же самое можно сказать о подростковой периодике.
К сожалению, из-за постоянного роста стоимости подписки периодические издания становятся доступными все более ограниченному кругу людей. Между тем библиотеки, в большей или меньшей степени,  располагают подпиской на периодические издания. Придя к нам, ребенок встретит и квалифицированного библиотекаря, который поможет ему в определении приоритетов чтения.
Данные рекомендации помогут работникам библиотек правильно организовать работу с такой важной частью фонда, как периодические издания.

Всю информацию, которую содержит периодическая печать, условно можно разделить на текущую (или событийную) и базисную. Текущая информация посвящена конкретным событиям, учит разбираться в нравственных конфликтах детей и подростков, оценивает их, анализирует сложные ситуации, требующие морального выбора.
Базисная информация помогает осмыслить те отдельные факты, явления, с которыми дети сталкивались сами, о которых прочли или услышали, и обобщить в мировоззренческие категории.
Если текущая информация, как правило, устаревает быстро, теряет свою актуальность, то базисная носит долговременный характер.
Собирая читателю информацию, детская пресса активно принимает участие в формировании политического опыта (интернационализма, толерантности), формировании здорового образа жизни.

Чтобы научить ребят правильно и регулярно читать журналы и газеты, следует использовать различные формы наглядной и массовой работы. Пропаганда периодических изданий должна быть оперативной, т.е. информация «на злобу дня» должна быть доведена до читателя в короткий срок. Оперативность достигается организацией открытого доступа и справочно-библиографического аппарата, позволяющих быстро удовлетворить запрос читателя.
Предлагаем названия выставок, так или иначе связанных с представлением периодики:
·        «Наша пресса – на все интересы»,
·        «Газета – окно в мир, где живет твой кумир»,
·        «Что лист печатный нам готовит»,
·        «Страна Журналия»,
·        «Почтовый дилижанс»,
·        «По страницам модных журналов»,
·        «О чем рассказывают журналы» и др.
На стеллаже с периодикой можно поместить плакат или памятку с рекомендациями:
          «Не читай все подряд. Прежде, чем читать, просмотри заголовки всех статей, это поможет тебе выбрать нужное и интересное. Объяснение непонятных слов найди в словаре; пользуйся картой, найди на ней те места, о которых прочитал».

Текст памятки, адресованной старшеклассникам, может быть таким:

Памятка «Как читать газету и журнал»
1.     Для ежедневного чтения определи 2-3 газеты (журнала). Одна из них центральная, например, «Комсомольская правда», другая местная, чтобы быть в курсе событий города, района. Прочие газеты (журналы) – на твой вкус и интересы.
2.     В газете (журнале) следует представлять себе постоянное расположение материалов, внутренних и международных.
3.     Просмотр газеты следует начинать с передовой статьи. Ее место – слева или вверху первой полосы. Передовая – пульс сегодняшнего дня. Она расскажет тебе о первоочередных задачах и проблемах страны, науке, технике, культурной жизни. Заголовок передовой статьи всегда четко обозначает ее тему.
4.     Далее – обширный просмотр газеты (журнала). Его технология сродни просмотру книги, только оглавлением-путеводителем служат рубрики и заголовки. Сопоставив заголовок статьи с рубрикой, под которой она помещена, почти всегда можно сказать тему очерка, фельетона, репортажа, информации. Уточнить эту тему поможет подзаголовок.
5.     Интересно тебе? – Читай! Останови свое внимание и на фамилии журналиста, на звании или должностном положении автора.
6.     С особым вниманием читай материалы, которые могут тебе пригодиться – на уроке, в сочинении, в разговоре.
7.     Нет ни одного номера журнала, в котором бы не рассказывалось о чем-то нужном, интересном. Надо уметь увидеть эти материалы, прочитать их. Систематическое чтение газет и журналов позволит тебе быть знающим человеком, который всегда может рассказать о том, что происходит в мире, в стране.
8.     Как же приучить себя к чтению периодики? На первых порах заставляй себя прочитать хотя бы все заголовки на всех полосах газеты (журнала). Наверняка один-два из них привлекут твое внимание. Прочти статьи под этими заголовками. Вот уже есть одна-две темы, с которыми ты знаком. Если ты сумеешь и в дальнейшем заставлять себя следить за ними, то не только познакомишься с мнениями других по заинтересовавшему тебя вопросу, но сможешь сформировать и свое.
9.     Есть одно-единственное, обязательное условие развития интереса к газете (журналу). Это последовательность, регулярность чтения.

Практически все формы работы с читателями: индивидуальные и групповые беседы, обзоры, выставки – должны включать рекомендацию статей из журналов и газет. Полезно вести папки газетных и журнальных вырезок, куда помещать важный, актуальный материал. Тематические папки часто становятся уникальными пособиями для читателей в изучении, например, истории родного края.
В молодежной аудитории лучше использовать активные  формы работы с периодикой с привлечением самих ребят. К примеру, конкурс «Журнальный коктейль», состоящий из двух этапов:
I.                   Нужно ответить на вопросы, касающиеся журналов и газет на выставке в библиотеке. Можно  использовать вопросы, касающиеся периодики в целом. Например:
·        Автор газетного или журнального материала (журналист).
·        Постоянный раздел в газете или журнале (рубрика).
·        Кто отвечает за исправление грамматических ошибок? (корректор)
·        Что означают цифры, написанные на обложке журнала? (номер журнала и год его издания)
·        Он главный в издательстве. Приводит в порядок авторские материалы (редактор).
·        С него начинается знакомство с текстом, расположен по центру, напечатан крупными буквами (заголовок).
II.                Изготовить макет собственного журнала, придумать название и содержание. При выполнении этого задания ребята могут проявить свои творчество и фантазию.

       Неделя журнальных открытий для молодежи «Планета периодика» может состоять из мероприятий:
·        Пресс-час «Королевство красоты»,
·        Круглый стол «Пресса нашего края»,
·        Пресс-весы «Периодика: за и против».
Примерная программа Дня молодежной периодики «Журнальное ассорти»:
- Выставка периодических изданий «ЖурнаLAND»,
- Конкурс «Журналистское расследование»,
- Блиц-опрос «Мой любимый журнал».
«Призовым фондом»  в подобных мероприятиях могут стать постеры из тех же самых журналов.

            Одним из заданий в любом посвященном  периодике мероприятии может стать составление шутливого «Словаря новых журнальных терминов»:
* Журналята – юные корреспонденты;
* Журналюди – люди, работающие в журнале;
* Журналище – большой журнал;
* Журналенок – меленький журнал;
* Журналеди – корреспондент женского пола;
* Журнамен – корреспондент мужского пола;
* Журналюб – любитель журналов;
* Журналацци – папарацци, работающие на журнал.

           Эффективной формой популяризации журналов и газет среди детей станет День периодики. На уроке информационной грамотности следует познакомить ребят с такими понятиями , как «периодические издания», «газета», «журнал», «рубрика», «корреспондент», «юнкор», обучить навыкам работы с газетами и журналами. Затем можно провести КВН с заданиями от героев журналов: решить кроссворды, отгадать загадки, ответить на вопросы викторины.

        Работа с газетами и журналами – это своеобразная лаборатория творческих идей и креативных мыслей. Благодаря этому читатель сможет не только многое узнать, но и выразить, показать себя. На основе периодики для детей и подростков можно провести немало интересных мероприятий:
-Пресс-тур по журналам о животных «Зоологический вернисаж»,
-Пресс-тусовка «Весь журнальный хоровод в гости Печкин приведет»,
-Веселый калейдоскоп «Эти журналы – самые-самые!»,
-Мастер-класс «Это наш мышонок Тим, играй и делай вместе с ним!» (по журналу «Коллекция идей»),
-Журнальный КВН «К прессе – с интересом!»,
-День прессы «Читай, листай – мир узнай!»,
-Премьеры и презентации новых журналов,
-Библиотечно-библиографические занятия: «Мои друзья – журналы», «Калейдоскоп событий, историй и открытий», «Этот многоликий мир информации»,  и многие другие.

Сами библиотекари могут использовать газеты и журналы в качестве методического материала: многие публикации можно даже не перерабатывать и использовать в сценариях или для составления  викторин. Но есть одно правило, которому нужно следовать: дети должны удивляться. Способность эта – одна из главных и необходимых для человека.  И викторина – это не просто вопросы и ответы, это – открытие. И не так уж важно, знают дети ответ на трудный вопрос или нет. Они будут думать, предлагать варианты, искать ответы в книгах и энциклопедиях, а для нас, библиотекарей, это и есть самое главное: пробудить интерес ребят к чтению и творчеству.

В заключение хочется сказать, что, развертывая работу с периодическими изданиями, библиотекари оказывают помощь читателям в удовлетворении их запросов, формировании художественного вкуса и культуры чтения. Не менее важно повышение авторитета библиотеки, увеличение читательского спроса на периодику и, как следствие, возникновение интереса к другой печатной продукции, приток читателей в библиотеку.

1 комментарий:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Подводя итоги года: фотоОтчет 2020

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: