Реклама занимает в
жизни современного человека важное место. Она проникла, практически, во все
сферы деятельности людей. Чем выше развитие общества, тем активнее используется
реклама.
Для библиотеки PR-деятельность
является не просто обязательной, но в нынешних условиях принципиально важной
составляющей успеха ее работы. Этого требует и экономическая ситуация, ставящая
библиотеки перед необходимостью искать негосударственные источники
финансирования. Библиотекам XXI в. важно не только сохранить реальных
потребителей, но и привлечь новых, создать более привлекательный образ
библиотечно-информационного учреждения и его сотрудников.
В данном методическом
пособии приводятся определение рекламы, называются цели, задачи, основные
принципы и виды рекламной деятельности и продукции библиотек.
Библиотечная реклама должна давать
сведения о потребительских свойствах ресурсов и услуг библиотеки, их
адресности, предназначения, спросе на нее, ресурсы, собственную продукцию и
услуги. Цель библиотечной рекламы - оповещение потенциальных потребителей о
библиотечно-информационных ресурсах, изданиях и услугах, предоставляемых
библиотекой. Необходимо заинтересовать их и побудить отдать
предпочтение тому или иному «товару» из числа аналогичных информационных
ресурсов продуктов и услуг.
Применительно к
деятельности любой организации PR и реклама
составляют единую систему связей с общественностью. Связи с
общественностью нацелены на поддержание гармоничных отношений с внешней средой
и на формирование позитивного имиджа организации. Сегодня деятельность PR– это
успешно зарекомендовавшее себя средство создания доверительного и уважительного
отношения окружающих к библиотеке, предполагающее пропаганду ее деятельности в
целом. Для успешного сбыта своих услуг сотрудники библиотеки должны знать
клиента в лицо, его потребности и запросы, привычки и наклонности, пристрастия
и проблемы, чтобы постоянно быть в курсе его библиотечно-библиографических
интересов и вероятных пожеланий в ближайшем и более отдаленном будущем.
Основные
задачи библиотечной рекламы:
- формирование престижного
образа (имиджа)
библиотеки в сознании населения, спонсоров, представителей местных органов
власти и управления, общественных организаций и т.д.;
- информирование о новых
библиографических услугах, введенных библиотекой, ее
информационно-библиографическими подразделениями;
- сохранение популярных существующих
библиографических услуг, убеждение пользователей не забывать о широких
возможностях информационно-библиографических подразделений и обращаться в них;
- воздействие на потребителя
информации с целью его ориентации на приобретение рекламируемого товара;
информирование о новых услугах, ресурсах и продукции библиотеки;
- акцентирование внимания
официальных пользователей на специфических особенностях предлагаемых
библиотечных ресурсов, продуктов, услуг.
Функции
библиотечно-библиографической рекламы:
¾
определение
целевой аудитории, своего пользователя библиотечно-информационных ресурсов и
услуг;
¾
информирование
о библиографической и иной продукции библиотеки, формах
информационно-библиографического обслуживания с целью привлечения к их
использованию реальных и потенциальных потребителей, формирование спроса на
ресурсы, услуги и продукцию библиотечно-библиографического учреждения и
популяризация новых библиотечно-информационных услуг.
Основные
направления библиорекламы:
- распространение информации о
библиотеке и ее структурных подразделениях (филиалах, отделах обслуживания и
т.п.), об идеях, духовных ценностях, интеллектуальной продукции, товарах и
услугах, о библиотечном фонде, его составе и структуре;
- убеждение пользователя
(покупателя) в необходимости приобретения данного товара или пользования
определенной услугой, представляемых библиотекой;
- презентация библиотечной сети
обслуживаемого района с целью ориентации пользователя, информирование о
возможностях других библиотек сети (например, о получении ими требуемых изданий
по МБА и т.п.).
Требования,
предъявляемые к рекламе библиотеки:
- делать акцент на новом,
неожиданном, иногда даже сенсационном из ресурсов, продуктов, услуг библиотеки;
- особенно активно продвигать услуги
на рынок на стадии их внедрения;
- подчеркивать отличительные особенности
и преимущества предлагаемых ресурсов, продуктов, услуг, которые выделяют их из
массы аналогичных товаров на рынке.
Основные этапы технологии рекламно-библиографической деятельности:
- анализ обстановки,
рынка, потребности в рекламно-библиографической продукции;
- формулировка цели;
- определение целевой
аудитории;
- планирование
рекламной деятельности;
- проведение
рекламных акций;
- подведение итогов
определенного рекламного процесса, определение его эффективности.
Виды библиотечной рекламы
По критерию объекта:
·
ресурсная - реклама библиотечно-информационных ресурсов;
·
производственная - реклама результатов библиотечного производства;
·
сервисная - реклама библиотечных услуг.
По характеру рекламной
информации:
¾
фактографическая, т.е. содержащая факты из истории и деятельности
библиотек, сведения о библиотечно-информационных учреждениях, их ресурсах,
персонале, акциях, мероприятиях т.д. Обладает такими свойствами как
объективность, полнота, адекватность, оперативность, точность, достоверность,
доступность и т.д. Значительную часть библиографической и, частично, фактографической
рекламы составляет реклама книги.
¾
библиографическая реклама - один из инструментов продвижения к пользователю
всевозможных фиксированных текстов; презентации документов и их коллекций.
Виды
библиотечно-библиографической рекламы по признаку преобладающих задач:
¾
информационная, т.е. используемая для информирования потребителей о новых
продуктах;
¾
побудительная (увещевательная) - используемая для создания у целевых
потребителей выборочного спроса на какой-либо библиотечный продукт,
формирования спроса на ресурсы, товары, услуги;
¾
сравнительная - осуществляет прямое или косвенное сравнение рекламируемых
продуктов с аналогичными по содержанию и назначению;
¾
подкрепляющая (библиотечно-библиографическая) - даёт потребителям повторную
информацию о существующих услугах
По средствам передачи
рекламных сообщений различается:
¾
печатная;
¾
электронная;
¾
наружная.
По критерию
открытости:
¾
явная - привлекает визуально;
¾
скрытая - реклама, которую нельзя потрогать, но можно почувствовать: дни
библиотек, фестивали, конкурсы, литературные вечера и т.п.; искренняя улыбка и
грамотная консультация специалиста - тоже в какой-то степени реклама.
По каналам
распространения выделяют:
¾
прямую (адресную) почтовую рекламу,
¾
газетно-журнальную,
¾
радиорекламу,
¾
кино-, теле-, видеорекламу,
¾
рекламу в компьютерных сетях.
По средствам
использования:
¾
наружная (визуальная): щиты, вывески, витрины, стрелки-указатели,
движущиеся носители
¾
стационарная реклама, которая представляет собой размещение рекламных
материалов вне стен библиотеки на неподвижных носителях.
¾
транспортная реклама, представляющая потребителям надписи, наклейки и
плакаты на наружных
¾
внутренняя - совокупность средств, помогающих посетителю ориентироваться в
библиотечном пространстве: объявления, плакаты, схемы, оформление библиотечного
интерьера.
Ведущая роль во
внутренней рекламе принадлежит оформлению библиотечного
интерьера.
Дизайн интерьера
позволяет создать свой лаконичный, строгий и неповторимый образ любимой
библиотеки, где можно найти нужную книгу или журнал, прочитать интересную
книгу, познакомиться с научными статьями на интересующую тему.
Сфера применения
дизайна в библиотеке чрезвычайно широка: оформление рекламно-информационных плакатов,
выставок и мероприятий, выпускаемой печатной продукции, компьютерная
дизайн-графика.
По функциональному
назначению:
¾
деловая документация: бланки, конверты, визитки и т.д.;
сувенирная: ручки,
папки, календари и т.д. с символикой
В арсенале библиотеки печатная реклама занимает почетное место.
По ней посетители судят об этапах развития библиотеки, традициях и возможностях
их творчества. Преимущества таких материалов - возможность использования в
течение длительного времени. Средства печатной рекламы: листовки, афиши,
буклеты, проспекты, каталоги, пресс-релизы.
Буклет нередко выполняет
функцию путеводителя по библиотеке, информируя посетителей о ресурсах и услугах
библиотеки. Они могут быть посвящены проводимым научно-практическим
конференциям, круглым столам, памятным и знаменательным датам, отражать краеведческий
материал.
Листовки - один из самых
популярных типов печатной продукции. Как правило, это одно или двустороннее
малоформатное издание без сгиба. Их достоинство - относительная дешевизна и
возможность использования в разнообразных целях. Прежде всего, их рассылают по
почте в виде приглашений посетить библиотеку, воспользоваться ее традиционными
и новыми услугами. При этом лаконично рассказывают о ее ресурсах. Реже листовки
делают типографическим способом. Иногда используют почтовые, заполняя
напечатанным текстом и рисунками ее чистую сторону.
Плакат - издание без сгибов, при
этом многокрасочное, рассчитанное на привлечение внимания с относительно
большого расстояния.
Разновидности плаката: рекламирующие книгу или группу книг, библиотеку и
отдельные услуги, формы деятельности, а также плакаты, оказывающие помощь в
освоении информационных знаний.
Афиша рассчитана на
привлечение непроизвольного внимания. То, что запоминается непроизвольно, легче
удерживается в памяти. Афиша располагает достаточно большим пространством. Она
оказывает многократное воздействие. Одно из важнейших требований к афише - не
перезагружать ее текстом и изобразительными средствами. В афишах шрифтом или
цветом выделяют отдельный элемент текста. Выбор шрифта, размера букв, афиши в
целом, зависит от места ее размещения - вблизи библиотеки, в просторном
вестибюле или в небольшом холле, узком коридоре. Следует принять во внимание
уровень освещения помещения.
Буклет - это согнутое в один
или несколько раз многокрасочное, хорошо иллюстрированное издание. Он может
быть посвящен библиотеке либо конкретному ее отделу и направлению работы.
Пригласительные билеты
на массовые программы, рекомендательные списки литературы, абонементы на
посещение литературных, музыкальных салонов, клубов вручают посетителям,
раскладывают среди книг в фонде, у каталогов, дарят читателям.
Универсальные и специальные библиотеки выпускают проспекты - это многостраничное, сброшюрованное, хорошо
иллюстрированное издание. По содержанию
и оформлению проспект мало чем отличается от буклета, хотя по форме напоминает
книжку, и материал в нем скомпонован в небольшие главы, разделы. Проспект
предоставляет более широкие возможности осветить работу библиотеки и
предназначен для более длительного использования, чем буклет. По своей
функциональной природе проспект, как календарь, блокнот и другое издание,
близок к сувенирной рекламе. Его печатают на высококачественной, чаще всего
мелованной бумаге.
Каталог - по форме проспект, но отличается по
содержанию, в него входят только основные сведения о каждом типе, виде, образце
предлагаемой продукции или услуге.
Бродсайт - листовой рекламный материал большого
формата, складывается и рассылается по почте без конверта.
Вывески на дверях
библиотеки и световые табло также являются своеобразной формой рекламы
библиотечной деятельности и отражают актуальную информацию о режиме работы
библиотеки, ее ресурсах и проводимых в ее стенах мероприятий.
Почтовые интернет-рассылки. В них можно включать
рекламные тексты о продуктах и услугах, планах работы, ключевых событиях
библиотеки. В этом случае, рассылка превращается в инновационный продукт
библиотечной практики в области рекламы. Среди основных требований рассылки -
обязательность, лаконичность, регулярность выхода и добровольность подписки.
Реклама в СМИ/печатных
изданиях должна быть краткой, динамичной, яркой. Если это видеоролика то он должен
в первую очередь быть динамичным и не в коем случае не долгим, если реклама
размещена на радио - она должна быть музыкально оформлена, в печатных изданиях
- размещаться на первых полосах, быть яркой и художественно оформленной.
К средствам визуальной рекламы относятся презентации.
Стендовые презентации - это ещё одна из форм рекламы, которая представляет
собой демонстрацию фактов и идей с использованием рисунков, эскизов, диаграмм,
таблиц и других элементов, а также отчётной документации библиотек за
определённый период, размещаемых на плоской вертикальной поверхности.
Электронная презентация - одна из форм рекламы, которая представляет собой
демонстрацию фактов и идей с использованием рисунков, эскизов, диаграмм, таблиц
и других элементов, а также отчётной документации библиотек за определённый период,
изготовленная в электронном варианте на машиночитаемых носителях. Создание
электронных презентаций и использование новых технологий в работе современных
библиотек работает на создание положительного имиджа библиотек, способствует
улучшению качества предоставляемых услуг, повышению квалификации библиотекарей.
Продвижение книги и чтения с
использованием средств визуальной культуры все более уверенно входит в практику
работы российских библиотек. Понятие «медиареклама» употребляется
как обобщающее, объединяющее радио-, теле-, интернет-рекламу.
Библиорадиореклама - реклама по радио библиотечных ресурсов,
продукции и услуг. Преимущества библиорадиорекламы: распространенность,
популярность у населения, воздействие на неограниченно большие аудитории,
удобство, комфортность, дифференцированность, избирательность рекламного
воздействия, нацеленность программ на «свою», конкретную аудиторию,
личностность, эмоциональность, универсальность, разнообразие тематики,
систематичность и системность, оперативность, мгновенность доведения до
слушателей, возможность контролировать скорость, темпы передачи радиообращений
в эфир, широкие возможности акустики, создания шумовых, звуковых и прочих
эффектов, образность, динамичность, возможность, в случае необходимости,
вносить изменения в текст, относительная дешевизна.
Нужно обязательно
выделить передаваемую информацию среди потока аналогичной. Это значит, что ее
начало должно быть неординарным с точки зрения звукового или текстового
решения.
слуг, звуковым
логотипом, адресами, телефонами.
Наиболее
распространенные формы радиорекламы: оперативные тексты о деятельности библиотек
в программе новостей, радиоэкспресс-информация, объявления, информационные
выпуски, репортажи, интервью, беседы, обсуждения, дискуссионные клубы, обзоры
литературы, постановки, литературные игры, конкурсы, интеллектуальные
соревнования и т.д.
Наиболее часто
используемые жанры радио- и телерекламы - объявления, библиографические сообщения,
интервью, репортажи с места события, очерки.
Ведущая роль в
рекламе на радио принадлежит текстовому материалу. Рекламный текст обычно
подготавливают сами библиотекари. Объявление в оптимальном варианте предельно
лаконично, занимает 15-30 секунд. Лучше выбирать простые предложения и, по
возможности, выразительные слова, сохраняя прямой их порядок.
Средства экранной рекламы многообразны.
Это кино- и видеофильмы, видеоклипы для демонстрации по телевидению.
Видеореклама - обобщающее понятие
для телевизионной, кино-, видео-, слайд- и прочей рекламы. Ее главная специфика
- передача рекламной информации, сочетающей изображение, звук, тексты и
движение с помощью современной воспроизводящей техники.
Видеореклама или
экранная реклама стала постоянной принадлежностью современной жизни. Существует
несколько разновидностей видеороликов кратких фильмов рекламного характера.
«Книжные и журнально-газетные» видеоролики,
продолжительностью до 1 минуты, предназначены для проката по телевидению и
рекламируют разнообразные печатные издания.
Рекламные видеоролики библиотечно-информационной
продукции, продолжительностью от 1 до 3 минут, предназначены для
проката на выставках, переговорах, презентациях. Реклама этой группы в большей степени
информационная, но в ней обязательно присутствует и эмоциональная,
интерпретационная составляющая.
Объектами съемки
могут стать не только фигуры или лица людей, в частности, сотрудников и
читателей библиотеки. Это могут быть природа, животные, здания
библиотечно-информационных центров, интерьеры, предметы, стеллажи, каталоги,
компьютеры, столы читателей и сотрудников, обложки книг, рисунки, репродукции и
т.д.
Формы и
стилистические приемы рекламных библиотечных видеофильмов многообразны. Иногда в рекламный
клип включают элементы мультипликации, кино- и видеосюжеты, которые помогают
аудитории лучше запомнить основные идеи рекламы.
Телевизионная реклама - вид электронной рекламы,
размещенной на телевидении, сочетающей изображение, цвет, звук и движение.
Отличается высоким уровнем охвата целевой аудитории. Оказывает значительно
большее воздействие на целевую аудиторию, чем другие виды рекламы. Главная
особенность телевизионной рекламы - привлечение специфическими образными
телесредствами внимание потребителей к рекламируемому товару при помощи звука и
изображения - «картинки» - с указанием фирмы, товара, фирменного знака,
логотипа.
К преимуществам
телерекламы относятся: широкий охват целевой аудитории, высокая частотность
воздействия, возможность неограниченного повторения сообщений, систематичность
и системность, личностная ориентированность, возможность точного контроля за
временем выхода рекламных передач в эфир, записи рекламных сообщений на
видеомагнитофон для последующего многократного использования, актуальность.
Формы и жанры
телерекламы: телевизионные
рекламные заставки, видеоэкспресс-конференции, рекламные ролики,
интеллектуальные, литературные, книжные телеигры, конкурсы, соревнования,
документальные фильмы о библиотеках и их читателях, мультфильмы, баннеры -
прямоугольные пространства, появляющиеся на экране телевизора и несущие некие
рекламные сообщения, чаще всего не связанные с тематикой телепередачи.
Что касается специальных мероприятий, то их спектр достаточно велик.
Для формирования имиджа библиотеки можно использовать практически любую модную
тенденцию, распространенную среди молодежи, подкорректировав и направив ее на
путь к книге. Вот некоторые приемы и идеи, использование которых особенно
полезно для библиотеки:
1.организовать
массированный анонс предстоящего события внутри организации и за ее пределами;
2.предоставить
возможности для его участников не только ознакомиться с материалами и
программами, которые предлагает библиотека, но и дать «опробовать» их;
3.установить контакты
со всеми желающими получить услуги, т. е. непосредственно на выставке
«превращать» потенциальных посетителей в реальных;
4.привлечь
профессионалов, известных людей для участия в мероприятиях;
5.провести
анкетирование или опрос среди участников: это поможет правильно оценить само
событие, свое в нем участие и найти новые идеи.
Реклама - это умение интересно
рассказать о своих достоинствах, наглядно демонстрировать их, показывать, насколько
хорошо библиотека работает, насколько дорожит своими читателями.
Для того, чтобы добиться той или
иной цели, предполагающей установления контактов с окружающим миром, библиотеке
нужен соответствующий имидж. Основу имиджа составляют реальные дела библиотеки
и умение руководителей показать выгоду, которую получат от контакта с ней
потенциальные партнеры, инвесторы, спонсоры и просто читатели.
Для поднятия престижа библиотеки в
глазах общественности необходимо не забывать о том, что общественное мнение
носит постоянный характер. Поэтому библиотекам необходимо постоянно
совершенствовать свой образ, гарантируя своим настоящим и будущим читателям
качество предлагаемых услуг и профессионализм работников.
ИСТОЧНИКИ:
1. Борисова, О.О.
Реклама в библиотеке: учеб.-практ. пособие / О. О. Борисова. – М.:
Либерея-Бибинформ, 2005. – 216 с. – (Библиотекарь и время. XXI век. Вып. 34).
2. Борисова, О.О.
Рекламно-информационные технологии библиотечной деятельности : [учеб.-практ.
пособие] / О. О. Борисова ; Орловский гос. ин-т культуры и искусств. – СПб.:
Профессия, 2006. - 320 с. –
(Библиотека).
3. Шеламова, Г. Уметь
рассказать о себе: средства и методы презентации / Г. Шеламова
// Библиотека. – 2013. - № 5. – С. 15-21.
4. Ястребова, Е. М.
Паблик рилейшнз для библиотек / Е. М. Ястребова
// Библиография. – 2000. - № 1. – С. 43-48.
9.
http://diplomba.ru/work/14139
(здесь также представлен опыт рекламных кампаний библиотек России)
Наталья Васильевна, здравствуйте! Согласна с Вами, реклама и библиотеки, и услуг необходима. Да и просто проведение мероприятия мотивирует читателей взять книжки в библиотеке. По школьной библиотеке это ощущаю. Материал для коллег-библиотекарей полезный!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила Федоровна! Вот, подготовили с Настей очередную методичку. Очень надеюсь, что будет полезен материал.
УдалитьЗдравствуйте, Наталья Васильевна! Ваш библиотечный блог - тоже один из видов рекламы.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Ирина Михайловна! Хочется верить, что так и есть)
УдалитьНаталья Васильевна, здравствуйте. Без рекламы библиотеке никак нельзя! У нас столько интересного, как читателю узнать об этом? Только из рекламы. Даже проводя какие-то мероприятия, мы обязательно что-то рекламируем. Полезный для библиотекарей материал.
ОтветитьУдалитьНаталия Васильевна, я обращалась уже ко многим коллегам, и меня поддержали. Хочу попросить и вас, поддержать, пожалуйста, наших участниц конкурса и проголосовать за лучшую. Подробности в Библиограде. Спасибо.
Спасибо за отзыв, Татьяна Александровна! вы бы о голосовании написали мне без стеснения чез форму обратной связи или что-то другое (раздел Блога "Контакты") - быстрее было б дело! Я проголосовала, удачи вашим девочкам!
УдалитьСпасибо большое!
УдалитьРеклама в библиотеке- вещь суперполезная!
ОтветитьУдалитьИрина, буквально- двигатель прогресса!
УдалитьНаталья Васильевна, очень Вы актуальную тему затронули, и всё так основательно, спасибо! Материал будет востребован, потому что сейчас всё через рекламу и делается, без неё - никуда!Говорят же - "Если вас не видят - вы не существуете!" Поэтому всё время библиотека должна быть на виду, и реклама здесь первый помощник. Спасибо за труд и за помощь коллегам!
ОтветитьУдалить