пятница, 17 апреля 2015 г.

Нецелованный полк (Литературно-художественный вечер)


В. 1. Война обрушилась на нашу страну внезапно. В теплую летнюю ночь 22 июня 1941 года в школах заканчивались выпускные вечера. Расставаясь до следующего дня,  вчерашние девчонки и мальчишки еще и не знали о беде. Они объяснялись друг другу в любви, желали счастья, мечтали об интересной самостоятельной жизни. Война перечеркнула сразу все… 

В. 2. Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!

В. 1.  Вот так неожиданно, в обычный летний день, мирная жизнь сменилась военными буднями, болью и горечью утрат, гибелью лучших сыновей и дочерей России. Началась самая страшная, самая кровавая из всех войн – Великая Отечественная Война.

В. 2.  Фашисты, покорившие всю Европу, так же нагло и самоуверенно зашагали по Советской России, наивно считая, что и тут их путь будет легок. Они безжалостно расстреливали, вешали, сжигали, убивали стариков, женщин, детей и раненых.
В. 1. Тогда, в 1941-м, когда и стар и млад поднялись для защиты Родины, казалось, что война продлится недолго. Все верили, что великая мощь Советского Союза в несколько месяцев разобьет  гитлеровские  войска, но битва затянулась на долгие и мучительные четыре года.
В. 2. Испокон  веков  так повелось на Руси, что на войну  уходили только мужчины. Но в эту войну, кровавую, беспощадную, защищали Родину все – и мужчины и  женщины.  Тысячи девушек, женщин надели солдатские гимнастерки и сапоги. Великая тяжесть легла на хрупкие женские лечи…
В. 1. Женщина – символ любви, нежности, милосердия, самой природой предназначенная для продолжения рода человеческого, не понаслышке узнала ужас войны.

В. 2. Да, женщина для радости, для счастья.
Для мирного покоя создана…
И вдруг на нас, на Родину – ненастье,
Война загрохотала в дверь, война!
На женщин наших, любящих, любимых,
Обрушилась и сталью и свинцом.
А женщина с войной несовместимы,
А у войны не женское лицо…

В. 2.  Можно ли было победить тот народ, женщина которого в самый тяжелый час, когда так страшно качались весы истории, не побоялась наравне с мужчинами встать в строй, взять в руки автомат или штурвал самолета, или броситься со связкой гранат под немецкий танк?
В.1. На самой  страшной войне 20 века женщине пришлось стать солдатом и защищать  страну  наравне с мужчинами. Она спасала раненых, стреляла из «снайперки», бомбила немцев с воздуха, подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка».  Женщина убивала.
В. 2. «Женщина» и «жизнь» - слова-синонимы, «женщина» и «убийство» противоестественное словосоче­тание. Но тогда, в далёком 1941-м, женщина стала солдатом и убива­ла, защищая жизнь. Это был ужас, это была жестокая необходи­мость, перед которой ее постави­ла война.
В. 1. Она убивала врага,  обрушившегося с невиданной жестокостью, подняв­шего меч на её землю, дом, детей, семью. Женщина не немцев убивала, а войну. Одна из них так и напишет на стенах поверженного рейхстага: «Я, Софья Кунцевич, пришла в Берлин, чтобы убить войну».
В. 2. За годы Вели­кой Отечественной войны в раз­личных родах войск на фронте служили свыше 800 тысяч жен­щин. Большинство из них — сов­сем юные. Некоторые  только-только окон­чили  школу или институт. Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне.

В. 1. Жизнь раскололась на «до» и «по­сле», и для многих из них грани­цей стала ночь выпускного бала 22 июня 1941 года. Так какие же они были, девчонки, ушедшие на войну в 41-м?
На сцену выходит Девушка (1) в военной форме, читает стих.)

Я пришла  из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привычный сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.
(садится за стол в «блиндаже», оформленном на заднике сцены)

(Выходит девушка (2):

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб — разлуки и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестрёнкам своим.
(также садится за стол в «блиндаже», оформленном на заднике сцены)

(Выходит девушка (3), читает стих:)
Сапоги — ну куда от них денешься?
Да зелёные крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад…
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.

(Музыка громче, девушка (3)подсаживается за стол к остальным девушкам)

В. 1. На войне де­вушки были разведчицами, связи­стами, партизанами, медсёстра­ми, снайперами, лётчицами. Се­годня мы расскажем вам о девушках-лётчицах, и в этом нам поможет книга Героя Советского Союза, участницы Великой Оте­чественной войны, лётчицы Ната­льи Фёдоровны Кравцовой.

(Выходит девушка(4), читает выдержки из книги Н. Кравцовой):
 «Мы идём пус­тынными улицами Москвы к Ка­занскому вокзалу. Серое октябрь­ское утро. Бьёт в лицо колючий снежок. Лёгкий мороз сковал осенние лужи на мостовой. Зима 1941-го наступила рано.
Шагаем колонной. Стучат по булыжнику железные подковки сапог. Стараемся идти в ногу. Нас много, девушек в больших, не по росту, шинелях и огромных кир­зовых сапогах. <...>
Москва военная провожает нас. Из скверов торчат стволы зениток. Настороженно, словно прислушиваясь к далёкому гулу войны, стоят дома с разрисован­ными стенами. На стенах — зе­лёные деревья и серые дороги... Окна оклеены полосками бумаги крест-накрест. И дома — как слепые.
Война уже близко. Совсем близ­ко от Москвы. Мы это знаем. Без­жизненно стоят трамваи, брошен­ные, никому не нужные. Метро не работает. На станциях и в тоннелях люди прячутся от бомбёжки. Труд­ные, тревожные дни, когда извес­тий ждут со страхом. <...>
На вокзале грузим в теплушки матрацы, мешки, продовольствие. Только к вечеру эшелон трогается. Мы едем в Энгельс. Едем медлен­но. В потемневшем небе первые вспышки разрывов. В городе воз­душная тревога. Гудят паровозы, заводы. Грохочут зенитки.
Двери в теплушках раздвину­ты. Тихо звучит песня:
Прощай, прощай,
Москва моя родная.
На бой с врагами уезжаю я...
..Мы смотрим в московское не­бо. Многие — в последний раз» (уходит в «блиндаж»).

 (Звучит аудиозапись «Песня защитников Москвы».)

В. 2. Так начинает­ся книга Натальи Кравцовой. Три повести как три вехи войны: «От заката до рассвета», «Вернись из полёта», «Госпитальная палата». С 1942 года Н.Ф. Кравцова во­евала на фронте. Лётчик 46-го гвардейского ночного бомбарди­ровочного авиационного полка, гвардии лейтенант Меклин, а именно такую фамилию носила она в девичестве, к декабрю 1944 года совершила 840 боевых выле­тов. В октябре 1941-го, когда она пошла на фронт, ей было 19 лет.

В. 1. Особая цен­ность этой книги в том, что она не только о подвигах и героизме. Она и о людях на войне, их чувствах, о простых жизненных потребнос­тях, которые и там никто не отме­нял. Ведь когда эти девочки про­сились на фронт, они не знали, что существует «будничная» война.

ДЕВУШКА (2):

Нас не нужно жалеть,
ведь и мы никого б не жалели.
Мы пред нашим комбатом,
как пред господом богом, чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели,
На могилах у мёртвых расцвели
голубые цветы.

ДЕВУШКА (4):
Расцвели и опали...Проходит четвёртая осень.
Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.
Мы не знали любви, не изведали счастья ремёсел,
Нам досталась на долю нелёгкая участь солдат.

ДЕВУШКА (5)(выходит на сцену, читает стих и уходит к остальным девушкам в «блиндаж»):
Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,
Тот поймёт эту правду, — она к нам в окопы и щели
Приходила поспорить ворчливым охрипшим баском.

В. 2. После целого месяца напряжённых занятий ,7 ноября 1941 года девушки принимали присягу. Все испытывали решимость, все понимали, но не обошлось без слёз и тайных сожалений.

В. 1. И вот день  принятия присяги. Это уже не те девушки, что были месяц назад.  Они подтянуты и серьёзны, на них ладно сидят гимнастёрки. Голоса их строги  и  дрожат от волнения — они прися­гают на верность своей Родине к своему народу.

(Девушки (1)—(5) встают в линию перед зрителями. Звучит «Интернационал», девушки произносят слова присяги:)

Я, гражданин Союза Советских Социалистичес­ких Республик, вступая в ряды Ра­боче-крестьянской Красной ар­мии, принимаю присягу и торже­ственно клянусь: быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным бойцом, строго хра­нить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров, комиссаров и на­чальников.
 Я всегда готова по приказу  Рабоче-крестьянского прави­тельства выступить на защиту мо­ей Родины — Союза Советских Социалистических Республик и как воин Красной армии я кля­нусь защищать её мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для полной победы над врагом. Если же по злому умыслу я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнут суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение трудящихся.
(Под звуки марша Девушки садятся за стол.)

В. 2. Девушки рвались на фронт, они хотели воевать как можно скорее и хоть немного приблизить окончание войны. И они сражались! В Красной Армии было единственное в мире женское подразделение ночных бомбардировщиков. Фашисты называли их «Ночными ведьмами», утверждая, что это бандитки, выпущенные из тюрем.

В. 1. И если они были ведьмами, то их помелом был самолет-биоплан  ПО-2. Его главное преимущество было в том, что он мог снижаться до 30м. и бросать бомбы очень метко.
Наталья Кравцова вспоминала о своем самолете…

Девушка (4)читает из книги:
«Нам дали  самолеты ПО-2. До войны на них училась летать молодежь в аэроклубах, но никто не мог и подумать, что его будут использовать в военных целях. Самолет был деревянной конструкции, сплошь из фанеры, обтянутой перкалью. Достаточно было одного прямого попадания, как он загорался – и сгорал в воздухе, не долетая до земли» (уходит за кулисы).

Девушка (2)говорит с места: «За длинные осенние и зимние ночи экипажи совершали по 12 – 15 боевых вылетов. Как мы выдерживали там, где ломались здоровые мужики? Не знаю… Так мы воспитывались, что без нас ничего не могло быть. Раз началась война, мы обязаны чем-то помочь. Нужны медсестры – будем медсестрами, нужны летчики – станем летчиками. А то, что ты чувствуешь, что тебе придется перенести, - это уже другое дело».


 (Слышны звуки летящего самолета и взрывающихся бомб. Вперед выходят  Девушки (1) и (3).)


ДЕВУШКА (2):
Как много пережито в эти лета
Любви и горя, счастья и утрат...
Свистя, обратно падал на планету
Мешком обледеневшим стратостат.
А перебитое крыло косое
Огромного, как слава, самолёта,
А лодка, павшая на дно морское,
Краса орденоносного Балтфлота?

ДЕВУШКА (1):
Но даже скорбь, смущаясь, отступала
И вечность нам приоткрывалась даже,
Когда невнятно смерть повествовала —
Как погибали наши экипажи.
Они держали руку на приборах,
Хранящих стратосферы откровенья,
И успевали выключить моторы,
Чтобы земные уберечь селенья.
Так велика любовь была и память,
В смертельную минуту не померкнув,
У них о нас,— что мы как будто сами,
Как и они, становимся бессмертны.

(Девушки (1) и (2) уходят в «блиндаж»)

В. 2. Читая книгу Натальи Кравцовой, испытыва­ешь необыкновенное чувство пе­ремещения во времени, в про­шлое, в страшные дни войны. И эти юные девушки-лётчицы становятся очень близкими и родными. Вместе с ними пережи­ваешь, гибель подруг, радуешься удачным вылетам, наградам, влюбляешься и вспоминаешь мирное время. Как они, обыкно­венные девчонки, мечтающие о любви и счастье, могли выдержи­вать ужас войны не день, не ме­сяц, а годы? Молодость брала своё, и даже в ежедневных боевых вылетах, ранениях и потерях они находили время и возможность повеселиться.

В. 1. Авиацион­ный полк часто перебазировал­ся, то наступая, то отступая. Ес­ли рядом с расположением пол­ка находилась деревня или хутор, то девушки старались уст­роиться на постой в доме. Очень хотелось тепла, домашней еды, помыться и выспаться в нор­мальной постели.

(Галя, Зоя, Дуся, Нина сидят за столом: пишут письма, подшива­ют подворотничок к гимнастёр­ке, читают. Фоном звучит песня «Ой, туманы мои, растуманы». Вбегает Женя, на ней летнее пла­тье и кирзовые сапоги. Звучит песня «Катюша». Женя кружится в танце.)

ЖЕНЯ: Ну, как я вам, девоч­ки? Жалко, туфель нет, не сохра­нила я туфли! (Пристукивает са­погами.)
ГАЛЯ: Ой, Женька, какая пре­лесть! Как тебе идёт!
ЖЕНЯ: А у меня сегодня день рождения! И я хочу петь, танце­вать! Давайте чаю поставим!
ЗОЯ: А у нашей хозяйки есть па­тефон и старые пластинки. Давай­те танцевать!

(Звучит романс «Очи чёрные». Зоя и Нина танцуют танго. Затем звучит песня «Катюша», которая сменяется «Песней Сольвейг» из оперы Э. Грига «Пер Гюнт». Де­вушки, обнявшись, подходят к авансцене.)

ЖЕНЯ: Знаете, девочки, я после войны пойду учиться на ре­жиссёра, и кино сниму о войне, чтобы помнили все!

ГАЛЯ: Девочки, вы только не смейтесь, ладно? Я после войны выйду замуж по большой-большой любви! У меня будет много детей,мальчиков и девочек, сколько получится! Война вон сколько народу повыбила, вот я и решила...

НИНА: Молодец, Галка, у тебя всё получится! А я хочу стать учи­телем, буду твоих детей учить рус­скому языку и литературе.

ЗОЯ: Соберёмся после войны, и я всех вас нарисую, красиво-прекрасиво, потому что собираюсь стать художницей. А ты, Дуся, кем будешь?

ДУСЯ: Геологом. Искать по­лезные ископаемые по всей стра­не, изучить её вдоль и поперёк, всю прошагать своими ногами. А то я её до сих пор только с высо­ты и видела...

(Галя отходит в сторону, достаёт из вещмешка маленькую куклу и прячет за спиной.)

ГАЛЯ: Женька! Я хочу сделать те­бе подарок, чтобы ты помнила этот день долго-долго, может, все­гда. (Дарит куклу.) Всё, что у меня есть дорогого, — эта кукла. Дарить ведь надо то, что самому нравится. Вот!

(Женя тянется руками к кукле, по­том отдёргивает их.)

ЖЕНЯ: Ой, Галка, ты что? Нет, не возьму, ни за что! Я знаю, тебе её подарил Ефимыч, ты сама говорила, что это твой талисман...

ГАЛЯ: Да не верю я ни в какие талисманы! Ты моя подруга, и я хочу, чтобы у тебя был настоящий день рождения, а какой же день рождения без подарка! Возьми, Жека, пожалуйста!
(Девушки обнимаются, рассматри­вают куклу .Слышны отзвуки иду­щего боя.)

ДУСЯ: Всё, девочки, фрицы начали обстрел, скоро и нам выле­тать. Пора готовиться!
(Девушки уходят)
В. 2. Наталья Крав­цова встретила День Победы под Берлином. Там же 5 мая 1945 года окончился боевой путь полка. По­гибли, были сбиты и сгорели за время войны 32 девушки. Им бы­ло от 17 до 23 лет. В этом полку выросли 25 Героев Советского Союза.
Н.Ф. Кравцова прожила дол­гую жизнь, как и некоторые её подруги. Она была членом Союза писателей России. Награждена орденом Ленина, тремя ордена­ми Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, орденом Красной Звезды и медалями. Её именем названы школы в городах Севе­родвинске, Смоленске, Полтаве и Ставрополе.

В. 1. И те, кто по­гиб, и те, кто выжил, не просто герои и победители, они — жерт­вы войны. Оборванные жизни, сломанные судьбы, невозмож­ность иметь детей жертва, ко­торую они принесли на алтарь Победы. Мы помним их имена, мы чтим память о них и бережно передаём её из поколения в по­коление.

В. 2. Гвардии лей­тенант Евгения Андреевна Жигуленко 23 февраля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР удостоена звания Героя Советского Союза. В каче­стве штурмана и лётчика совер­шила 968 боевых вылетов. После войны ещё 10 лет прослужила в авиации, окончила Военно-по­литическую академию имени В.И. Ленина, стала начальником управления культуры.

В. 1. Гвардии млад­ший лейтенант Евдокия Ивановна Носаль совершила 354 боевых вы­лета ночью. Сбросила 47 957 кг бомб разного калибра. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года ей при­своено звание Героя Советского Союза посмертно.

В. 2. Нина Захаров­на Ульяненко сделала более 900 боевых вылетов в качестве штур­мана и лётчика. В 1944 году ей бы­ло присвоено звание Героя Совет­ского Союза. После войны была избрана депутатом Верховного Совета России. В 1958 году окон­чила педагогический институт и стала директором школы, препо­давателем истории.

В. 1. Галина Докутович награждена двумя орденами Отечественной войны 1-й степе­ни. В ночь на 1 августа 1943 года погибла на боевом вылете.

В. 2. Гвардии старший лейтенант Зоя Иванов­на Парфёнова Указом Президиу­ма Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года удостоена звания Героя Советского Союза, произвела 739 боевых вылетов. Прошла путь от рядового лётчика до заместителя командира эскад­рильи. Дошла до Берлина, совер­шала полёты и после войны.

(Фоном звучит песня«Мой милый, если 6 не было войны». На сцену вы­ходит девушка-чтец:)

Под старость, на закате тёмном,
Когда сгустится будней тень,
Мы с нежностью особой вспомним
Наш нынешний солдатский день.

И всё, что кажется унылым,
Перевалив через года,
Родным и невозвратно милым
Нам вдруг представится тогда.

Странички жёлтые листая,
Мы с грустью вспомним о былом.
Забытых чувств и мыслей стая
Нас осенит своим крылом.

Перележав на полках сроки
И свежесть потеряв давно,
Нас опьянят простые строки,  
Как многолетнее вино.

В. 1. 1418 дней и ночей полыхали бои.

В. 2. 1418 дней и ночей вел советский народ освободительную войну. Долог и труден был путь к Победе! В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной и суровой войне.

В. 1. Советский народ сделал, казалось,  все возможное и невозможное, чтобы выстоять и победить. Мы помним всех: героев и рядовых, мальчишек и девчонок, солдат и офицеров, погибших за нашу святую землю, за Россию. Честь и слава воинам, погибшим в этой страшной войне!

Сценарий составлен заведующей отделом искусств МБ им. М. А. Ульянова Мариной Павловной Поповой

2 комментария:

  1. Спасибо огромное за сценарий! До рыданий! Прошу передать благодарность всем сотрудникам вашей библиотеки:видна огромная подвижническая просвещенческая работа(в первую очередь заслуга вашей заведующей). Восхищена оформлением вашего сайта! Талантливо!!!С НОВЫМ ГОДОМ! Учитель русского языка и литературы.Ростов-на-Дону.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день и с Рождеством Христовым! очень рада, что Вам пришлись по душе материалы моего блога, буду рада видеть Вас в числе постоянных читателей!

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Подводя итоги года: фотоОтчет 2020

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: