вторник, 2 июня 2015 г.

«ВЕКОВ СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ: ПРИОБЩЕНИЕ К ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ В БИБЛИОТЕКЕ»

               
     «Русский народ не должен терять
своего нравственного авторитета
среди  других народов - авторитета,
достойно завоеванного русским искусством,
литературой. Мы не должны забывать
 о своем культурном прошлом, о наших
 памятниках, литературе, языке, живописи...»
Д. Лихачев

В настоящее время в культурной жизни нашей страны произошли изменения, обусловившие взрыв интереса к отечественной истории, национальной культуре, утраченным традициям, истокам духовной культуры, фольклору, народным ремеслам.
Эти изменения имеют огромное значение для библиотек, так как чтение книг и других произведений печати остается одним из наиболее универсальных способов постижения своей истории, смысла традиционной культуры, овладения навыками и умениями в различных видах народного ремесла.


Само понятие "традиционная народная культура" используется для обозначения различных форм народного творчества, сложившихся на протяжении многовекового этнического развития. На сегодняшний день, когда исчезают многие элементы традиционной культуры, бесспорной представляется необходимость приобщения к ней населения.

Одним из основных направлений работы библиотек в настоящее время является краеведение. Библиотекари проводят большую исследовательскую работу по изучению истории сел и деревень, осуществляют сбор разнообразных фактов, способствующих воссозданию истории родного края. Тесно увязана с темой краеведения работа по продвижению к читателям, населению традиционной народной культуры - праздников, обрядов, фольклора, народного искусства.
Библиотекари должны понимать, что без знания истории края, своих корней, народного творчества рушится преемственность поколений. Большинство библиотек постоянно занимаются темой сохранения традиционной народной культуры, особенно региональной и местной.

Основными задачами библиотек в этом направлении является: расширение охвата населения культурными услугами; увеличение посещаемости культурных мероприятий; сохранение и развитие культурно - исторических традиций; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества.

Перед библиотеками стоит задача - научить читателей, особенно читателей-детей, чувствовать красоту и гармонию народного произведения искусства, предметов народного быта. На занятиях по народной культуре библиотекари могут показать, как использовались предметы народного быта, как жили люди среди этих предметов, как они мастерили вещи, которыми себя окружали. На различных мероприятиях дети знакомятся с традиционной русской культурой на примере вышивки, ткачества, плетения из лозы, ее назначением и связью с природой, бытом.
Необходимым условием погружения читателей в среду того времени является использование местного фольклорного материала (пословицы, потешки, загадки, игры), что, несомненно, расширяет их кругозор. По возможности на такие мероприятия приглашают мастеров, бабушек, которые умеют петь народные песни.

Вся эта работа оживляет содержание библиотечной деятельности, сближает работников культуры, привлекает внимание населения и читателей, помогает им узнать о творческой и бытовой жизни предшествующих поколений. В библиотеки, где оформлены мини-музеи, выставки народного творчества, проходят праздники, вечера, посиделки с удовольствием и интересом приходят люди. В ходе таких мероприятий молодое поколение наглядно перенимает народные традиции и обряды, в библиотеки приходят новые читатели. А самое главное - в библиотеках сохраняются произведения народного творчества, старинные бытовые предметы, которые помогают людям не забыть свои корни, знать историю своей деревни, села.

С тех пор, как деревенские посиделки собирали наших прабабушек, воды утекло немало. Не каждый нынче знает, что посиделки на Руси начинались зимой. Женщины пряли, ткали, девушки шили приданое. «Жужжали» прялки, лилась протяжная песня...
Рекомендуется приглашать читателей и их семьи на подобные посиделки, часы русского фольклора, вечера, встречи, праздники с возможными названиями:
·                    «Живая связь времен»
·                    «Что пели наши бабушки»
·                    «Чудо рождественской ночи»
·                    «Русская старинная, румяная да блинная»
·                    «Во поле береза стояла»
·                    «В старину бывало так...»

В старину под словом «досуг» понимали, прежде всего, умение, тонкость в каком-либо ремесле. В деревнях люди сами делали необходимые им в быту вещи - утварь, орудия труда, шили одежду и т.д.
Однако многие ремесла забыты, технология изготовления изделий утеряна. Сегодня библиотека - активный помощник тем, кто хочет заняться каким-либо ремеслом. В библиотеке есть книги, знакомящие с различными видами старинных ремесел, технологиями изготовления изделий, предварительной обработкой материалов.
В библиотеке оформляются книжные выставки, проводятся обзоры, беседы, например:
·                    «Забытые умения и ремесла»,
·                    «Изделия из дерева»,
·                    «Изготовления корзин»,
·                    «Народные художественные промыслы»,
·                    «Игрушечных дел мастера».
Такие мероприятия всегда интересны, эмоциональны, информационно насыщенны, к тому же можно использовать показ самого изделия, что привлекает внимание читателя.
Если есть возможность, то можно организовать выставки поделок местных мастеров:
·                    «Умелые руки не знают скуки»
·                    «Сувениры своими руками»
·                    «Вышивка - чудо рук человеческих»

Г. Н. Волков считал, что «путь к общечеловеческой культуре лежит через национальное воспитание». С этой целью  в библиотеках традиционно проводятся беседы-концерты, посвящённые народной песне, народные праздники и обряды, дни народной музыки, фольклорные конкурсы, народные хоры и ансамбли, кружки сольного пения в народной манере, фольклорно-игровые практикумы, фольклорные клубы и объединения и т. д.
Библиотеки становятся участниками процесса возрождения духовного начала, традиций русского народа, создателями летописи народной жизни, национальных традиций в регионе.
Основными задачами библиотек в этом направлении является:
- увеличение охвата населения культурными услугами;
-  повышение роста посещаемости культурных мероприятий;
-  возрождение, сохранение и развитие культурно-исторических традиций;
-  создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества.
Необходимо выделить основные направления деятельности библиотек по сохранению и возрождению традиций народной художественной культуры:
- создание при библиотеках мини-музеев традиционной народной культуры, уголков народного быта, ведение комплексной работы в них;
- проведение в библиотеках совместно с клубными работниками традиционных народных праздников, фольклорных вечеров, в т. ч. в рамках, существующих при библиотеках клубов по интересам;
- организация и подготовка различных мероприятий по изучению народной культуры в библиотеках;
- организация и оформление, как в библиотеках, так и за их пределами, выставок народного творчества.
- организация клубов и кружков по рукоделию в традициях русской народной культуры.
Важную роль в работе библиотек занимает пропаганда народных традиций, праздников, фольклора – народных праздников, обрядов.
Перед библиотеками стоит задача научить пользователей  чувствовать и воспринимать всю красоту и гармонию народных произведений искусства, предметов народного быта.
Вся работа современных библиотек должна базироваться на определённой перспективе, на такой системе мероприятий, которая бы удовлетворяла не только потребности в отдыхе или в новой информации, но и сохраняла и возрождала традиции народной культуры.
Сохранение и развитие национальной культуры, своих корней – это одна из важнейших задач современной библиотеки. Возрождение фольклорных народных обычаев, обрядов и праздников – актуальная проблема современности, которой библиотеки всегда уделяли, и будут уделять особое внимание.
Библиотеки как очаги современной цивилизации и культуры, выполняя важную просветительскую и гражданскую функцию, должны выступать проповедниками идей возрождения и сохранения традиций народной культуры. Библиотека – одна из наиболее подходящих и подготовленных площадок для воспитания и пропаганды народной культуры. Она может стать местом встречи, интеграции и сосуществования представителей различных культур, вероисповеданий и национальностей, «полигоном» по возрождению и распространению народной культуры.
Ресурсы современных библиотек, чья деятельность связана с оказанием услуг населению, представляют собой значительный обобщённый социальный опыт, накопленный человечеством.
Таким образом, обращение к глубинным пластам народной художественной культуры, восстановление сложившихся веками её социально-культурных функций, обусловлено необходимостью возрождения национального духовного менталитета россиян путём деятельности библиотек.

Пример фольклорного праздника «РУССКИЕ ПОСИДЕЛКИ».
Цель: расширить знания детей о традициях, о русской народной культуре и о прелестях её обычаев.

Ведущий: Дорогие, ребята! В старину люди по вечерам собирались на веселые посиделки: пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. Вот и мы сегодня пригласили вас на наши веселые посиделки. Милости просим, гости дорогие!

Ребенок:  Россия, Россия, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют просторы родные
Раздольные русские песни поют.

Ведущий: мы сегодня отправимся в удивительный мир русской народной культуры. А о каком русском чуде мы вам расскажем, должны узнать сами. Отгадайте  загадку.
1.Стоит девица в избе,
А коса – на дворе (печь)
Ведущий: Да, русская печка – это чудо! Без неё нет жизни в избе. Это тепло и счастье, это песни и разговоры по вечерам, это встреча гостей. А какие угощения она нам дарит!
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ
(Две сестры сидят на лавке и разговаривают друг с другом)
Хозяйка: Алёнка, Машка, хватит языком чесать, быстро беритесь за работу. Не ровен час, гости придут, а у вас рушник ещё не готов.
(Девочки садятся вышивать. Зазвенел колокольчик, заплакал младенец в люльке.)
Хозяйка: Ванюшу разбудили.
(Хозяйка подходит к люльке, берёт ребёнка на руки, поёт колыбельную.)
Ай люли, люли, люли,
Прилетели гуленьки,
Стали гульки ворковать,
Мово Ваню забавлять.
Aаа-ааа-ааа...
(Хозяйка положила младенца в люльку)
Хозяин: Мать, пора тесто ставить и хлебушек печь.
Ржаной хлебушко –
Калачам дедушка.
(Хозяин садится за стол, а хозяйка колготится у печи. Стук в дверь.)
Хозяин: Заходите, гости дорогие!
(Заходят гости.)
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Милости просим.
Если величать –
так на пороге встречать.
1-й гость:
Рады видеть вас у печки,
Без неё и дом пустой.
В ней и жарить, в ней и парить,
И зимой с ней как весной.
2-й гость:
В старину так говорили:
«Печь нам мать родная всем,
На печи всё красно лето,
У печи и сплю, и ем».
(Гости низко кланяются печке.)
Хозяин:
Хозяйка, что есть в печи –
всё на стол мечи.
Гости дорогие, чем богаты –
тем и рады.
(Хозяйка вынимает из печи пироги и ставит на стол.)
Хозяйка:
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Вот они румяные на столе лежат,
С мясом и повидлом,
Запахом дразнят!
(Хозяйка вынимает хлеб и ставит на стол.)
Хозяйка:
Вот он хлебушко душистый,
С хрустом, корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем залитой.
(Кушайте, гости дорогие.)
Гости: Спасибо, хозяйка.
 (Девочки подходят к Хозяйке, кланяются)
Девочки: Вот, маменька, и рушник готов!
Хозяйка: Да, доченьки, с песней и труд спорится!
(Из-за печи выходит Домовой)
Домовенок: Веселитесь, а про меня-то забыли? Я - Домовой, живу за печкой, слежу за порядком в доме: чтобы печка не дымилась, чтобы тесто не убежало, чтоб скотина не захворала. Очень люблю, когда вещи лежат на своих местах.
Ведущий: А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.

Знаю, знаю наперед -
Вы смекалистый народ.
Кривой конь лезет в огонь (кочерга).

Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

Четыре братца под одной крышей живут (стол)

Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).

Бычок рогат, в руках зажат Еду хватает, а сам голодает (ухват).

 Сама не ест, а всех кормит (ложка )

Ребенок:  Русская ложка-чудо из чудес!
Подарил нам это чудо русский лес.
Заиграйте, чудо ложки
Расписные, русские!
(Ведущие приглашают желающих детей поиграть на лошках)
Ведущий:  И для всех гостей, званых да почетных, наш домовенок приготовил скороговорки. Ну-ка, кто из вас скороговорки говорить горазд?
Домовой:  Коробок мой открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайте-ка скорей, да скажите веселей.
Ведущий: Итак, бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.
Скороговорки.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
Щетина у чушки, чешуя у щучки.
Ведущий: В старину не только пели и плясали, но и в игры русские играли.
1 ИГРА «ПИРОГ»
Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог» Все поют:
Да экий он высоконький,
Да экий он широконький,
Да экий он мякенький,
Режь его, да ешь.
Во время пения, при словах «высоконький» - поднимают руки вверх, «широконький»- разводят в стороны, «мякенький» - гладят по животу. Сразу после слов «Режь его, да ешь» к пирогу бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает команда, забравшая «пирог».

Ведущий: Молодцы, задорно поиграли-удаль свою показали!
Вот так веселился народ в старину.
А мы к столу всех приглашаем
Пирогами угощаем!
Подходите, подходите!
Угощение берите!
Чаем запивайте, нас добрым словом вспоминайте!

Библиографический список:
1.                  Акилина М. И. Публичные библиотеки: тенденции обновления // Библиотековедение. – 2001. – № 2. – С. 13–19
2.                  Волков Г. Н. Этнопедагогика : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.
3.                  Жиров М. С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры : учеб. пос. – Белгород, 2003.
4.                  Виноградов, Г. С. Этнография детства и русская народная культура в Сибири / Г.С.Виноградов. - Москва, 2009. - 896 с.
5.                  Захарченко, М.В. Народная традиционная культура в системе образования // Философия педагогики. –
6.                  URL: http: // www.portal-slovo.ru
7.                  URL: http: // www.zpu-journal.ru / e-zpu / 2009 / 4 / Kostina

8.                  Ионин Л.Г. Социология культуры. - М., 1996.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Подводя итоги года: фотоОтчет 2020

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: