Методические
рекомендации
Роль
периодической печати в жизни общества велика. Газеты и журналы несут читателям
оперативную информацию обо всем, что происходит вокруг, освещают наиболее
интересные события, факты, сведения, отвечают на интересующие нас вопросы.
От
времени написания книги до выхода ее в свет проходят годы. Между тем, в газетах
этот промежуток времени исчисляется днями, а в журналах – несколькими
месяцами. Поэтому именно в периодике так
ощутимо дыхание времени.
В
журналах содержатся оперативные сведения практически по любой теме. Надо только
уметь их вылавливать, пропуская через решето своего интереса. С помощью
периодических изданий можно работать над расширением познавательного интереса,
воспитывать лучшие черты характера.
Периодические
издания играют неоценимую роль в воспитании молодого поколения: как очень
мобильный способ получения информации, они отражают многие современные проблемы молодежи и тем
самым способствуют ее социализации. Детские газеты и журналы способствуют расширению
познавательных интересов детей, стремятся формировать сознательное отношение к
учению – главной трудовой деятельности учащихся.
Репертуар
детских и подростковых журналов сейчас достаточно интересен и разнообразен.
Почти вся детская газетно-журнальная продукция прекрасно иллюстрирована, издается
на хорошей бумаге. Молодое поколение часто предпочитает книге журнал, так как
разнообразное жанровое содержание и хороший информационный материал
удовлетворяют их вкусам и интересам. То же самое можно сказать о подростковой
периодике.
К
сожалению, из-за постоянного роста стоимости подписки периодические издания
становятся доступными все более ограниченному кругу людей. Между тем
библиотеки, в большей или меньшей степени,
располагают подпиской на периодические издания. Придя к нам, ребенок
встретит и квалифицированного библиотекаря, который поможет ему в определении
приоритетов чтения.
Данные
рекомендации помогут работникам библиотек правильно организовать работу с такой
важной частью фонда, как периодические издания.
Всю
информацию, которую содержит периодическая печать, условно можно разделить на текущую (или событийную) и базисную. Текущая информация посвящена
конкретным событиям, учит разбираться в нравственных конфликтах детей и
подростков, оценивает их, анализирует сложные ситуации, требующие морального
выбора.
Базисная
информация помогает осмыслить те отдельные факты, явления, с которыми дети
сталкивались сами, о которых прочли или услышали, и обобщить в
мировоззренческие категории.
Если
текущая информация, как правило, устаревает быстро, теряет свою актуальность,
то базисная носит долговременный характер.
Собирая
читателю информацию, детская пресса активно принимает участие в формировании
политического опыта (интернационализма, толерантности), формировании здорового
образа жизни.
Чтобы
научить ребят правильно и регулярно читать журналы и газеты, следует
использовать различные формы наглядной и массовой работы. Пропаганда
периодических изданий должна быть оперативной, т.е. информация «на злобу дня»
должна быть доведена до читателя в короткий срок. Оперативность достигается
организацией открытого доступа и справочно-библиографического аппарата,
позволяющих быстро удовлетворить запрос читателя.
Предлагаем
названия выставок, так или иначе
связанных с представлением периодики:
·
«Наша
пресса – на все интересы»,
·
«Газета
– окно в мир, где живет твой кумир»,
·
«Что
лист печатный нам готовит»,
·
«Страна
Журналия»,
·
«Почтовый
дилижанс»,
·
«По
страницам модных журналов»,
·
«О
чем рассказывают журналы» и др.
На стеллаже с
периодикой можно поместить плакат или
памятку с рекомендациями:
«Не
читай все подряд. Прежде, чем читать, просмотри заголовки всех статей, это
поможет тебе выбрать нужное и интересное. Объяснение непонятных слов найди в
словаре; пользуйся картой, найди на ней те места, о которых прочитал».
Текст памятки,
адресованной старшеклассникам, может быть таким:
Памятка «Как читать газету и журнал»
1.
Для ежедневного
чтения определи 2-3 газеты (журнала). Одна из них центральная, например,
«Комсомольская правда», другая местная, чтобы быть в курсе событий города,
района. Прочие газеты (журналы) – на твой вкус и интересы.
2.
В газете (журнале)
следует представлять себе постоянное расположение материалов, внутренних
и международных.
3.
Просмотр газеты
следует начинать с передовой статьи. Ее место – слева или вверху первой
полосы. Передовая – пульс сегодняшнего дня. Она расскажет тебе о первоочередных
задачах и проблемах страны, науке, технике, культурной жизни. Заголовок
передовой статьи всегда четко обозначает ее тему.
4.
Далее – обширный
просмотр газеты (журнала). Его технология сродни просмотру книги, только
оглавлением-путеводителем служат рубрики и заголовки. Сопоставив заголовок
статьи с рубрикой, под которой она помещена, почти всегда можно сказать тему
очерка, фельетона, репортажа, информации. Уточнить эту тему поможет
подзаголовок.
5.
Интересно тебе? –
Читай! Останови свое внимание и на фамилии журналиста, на звании или
должностном положении автора.
6.
С особым вниманием
читай материалы, которые могут тебе пригодиться – на уроке, в сочинении,
в разговоре.
7.
Нет ни одного
номера журнала, в котором бы не рассказывалось о чем-то нужном, интересном. Надо
уметь увидеть эти материалы, прочитать их. Систематическое чтение газет
и журналов позволит тебе быть знающим человеком, который всегда может
рассказать о том, что происходит в мире, в стране.
8.
Как же приучить
себя к чтению периодики? На первых порах заставляй себя прочитать хотя
бы все заголовки на всех полосах газеты (журнала). Наверняка один-два из
них привлекут твое внимание. Прочти статьи под этими заголовками. Вот
уже есть одна-две темы, с которыми ты знаком. Если ты сумеешь и в дальнейшем
заставлять себя следить за ними, то не только познакомишься с мнениями других
по заинтересовавшему тебя вопросу, но сможешь сформировать и свое.
9.
Есть
одно-единственное, обязательное условие развития интереса к газете (журналу).
Это последовательность, регулярность чтения.
Практически все
формы работы с читателями: индивидуальные и групповые беседы, обзоры, выставки
– должны включать рекомендацию статей из журналов и газет. Полезно вести папки
газетных и журнальных вырезок, куда помещать важный, актуальный материал.
Тематические папки часто становятся уникальными пособиями для читателей в
изучении, например, истории родного края.
В молодежной
аудитории лучше использовать активные
формы работы с периодикой с привлечением самих ребят. К примеру, конкурс «Журнальный коктейль»,
состоящий из двух этапов:
I.
Нужно
ответить на вопросы, касающиеся журналов и газет на выставке в библиотеке.
Можно использовать вопросы, касающиеся
периодики в целом. Например:
·
Автор
газетного или журнального материала (журналист).
·
Постоянный
раздел в газете или журнале (рубрика).
·
Кто
отвечает за исправление грамматических ошибок? (корректор)
·
Что
означают цифры, написанные на обложке журнала? (номер журнала и год его
издания)
·
Он
главный в издательстве. Приводит в порядок авторские материалы (редактор).
·
С
него начинается знакомство с текстом, расположен по центру, напечатан крупными
буквами (заголовок).
II.
Изготовить
макет собственного журнала, придумать название и содержание. При выполнении
этого задания ребята могут проявить свои творчество и фантазию.
Неделя
журнальных открытий для молодежи «Планета периодика» может состоять из
мероприятий:
·
Пресс-час
«Королевство красоты»,
·
Круглый
стол «Пресса нашего края»,
·
Пресс-весы
«Периодика: за и против».
Примерная
программа Дня молодежной периодики «Журнальное ассорти»:
- Выставка
периодических изданий «ЖурнаLAND»,
- Конкурс
«Журналистское расследование»,
- Блиц-опрос «Мой
любимый журнал».
«Призовым фондом» в подобных мероприятиях могут стать постеры
из тех же самых журналов.
Одним из заданий в любом
посвященном периодике мероприятии может
стать составление шутливого «Словаря
новых журнальных терминов»:
* Журналята – юные
корреспонденты;
* Журналюди –
люди, работающие в журнале;
* Журналище –
большой журнал;
* Журналенок –
меленький журнал;
* Журналеди –
корреспондент женского пола;
* Журнамен –
корреспондент мужского пола;
* Журналюб –
любитель журналов;
* Журналацци –
папарацци, работающие на журнал.
Эффективной формой популяризации журналов и
газет среди детей станет День периодики.
На уроке информационной грамотности следует познакомить ребят с такими
понятиями , как «периодические издания», «газета», «журнал», «рубрика»,
«корреспондент», «юнкор», обучить навыкам работы с газетами и журналами. Затем
можно провести КВН с заданиями от героев журналов: решить кроссворды, отгадать
загадки, ответить на вопросы викторины.
Работа с газетами и журналами – это
своеобразная лаборатория творческих идей и креативных мыслей. Благодаря этому
читатель сможет не только многое узнать, но и выразить, показать себя. На
основе периодики для детей и подростков можно провести немало интересных мероприятий:
-Пресс-тур по
журналам о животных «Зоологический вернисаж»,
-Пресс-тусовка
«Весь журнальный хоровод в гости Печкин приведет»,
-Веселый
калейдоскоп «Эти журналы – самые-самые!»,
-Мастер-класс
«Это наш мышонок Тим, играй и делай вместе с ним!» (по журналу «Коллекция
идей»),
-Журнальный КВН
«К прессе – с интересом!»,
-День прессы
«Читай, листай – мир узнай!»,
-Премьеры и
презентации новых журналов,
-Библиотечно-библиографические
занятия: «Мои друзья – журналы», «Калейдоскоп событий, историй и открытий»,
«Этот многоликий мир информации», и
многие другие.
Сами библиотекари могут
использовать газеты и журналы в качестве методического материала: многие
публикации можно даже не перерабатывать и использовать в сценариях или для
составления викторин. Но есть одно
правило, которому нужно следовать: дети должны удивляться. Способность эта –
одна из главных и необходимых для человека.
И викторина – это не просто вопросы и ответы, это – открытие. И не так
уж важно, знают дети ответ на трудный вопрос или нет. Они будут думать,
предлагать варианты, искать ответы в книгах и энциклопедиях, а для нас,
библиотекарей, это и есть самое главное: пробудить интерес ребят к чтению и
творчеству.
В заключение хочется сказать,
что, развертывая работу с периодическими изданиями, библиотекари оказывают
помощь читателям в удовлетворении их запросов, формировании художественного
вкуса и культуры чтения. Не менее важно повышение авторитета библиотеки,
увеличение читательского спроса на периодику и, как следствие, возникновение
интереса к другой печатной продукции, приток читателей в библиотеку.
Спасибо большое.Пригодилось в работе.
ОтветитьУдалить