вторник, 19 ноября 2019 г.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ЧИТАТЕЛЯМИ В БИБЛИОТЕКЕ



Библиотеки – творческие учреждения культуры, которые работают в режиме поиска не только информации для читателей, но и новых форматов мероприятий, способствующих привлечению в них читателей, организации их досуга.
Задача данной методической консультации - представить интерактивные формы массовых мероприятий в библиотеке, привести примеры из опыта работы библиотек России и Омской области.



Что означает термин «интерактивный»?
 Понятие «интерактивный» сегодня трактуется как включённый в действие, взаимодействующий, находящийся в состоянии беседы, диалога с кем-либо, с чем-либо. Интерактивные формы - это формы, предполагающие диалоговое общение.

Почему интерактивные, диалоговые формы массовых мероприятий рассматриваются сейчас как наиболее действенные и эффективные?
Это можно объяснить тем, что увиденное и услышанное человек запоминает на 50 - 60%, а то, в чём принимал участие - на 90%. Вовлекая детей и подростков в диалог, библиотека превращает их из пассивных слушателей и зрителей в активных участников происходящего.

Какие интерактивные формы мероприятий используются в современных публичных библиотеках?
Можно привести целый ряд интерактивных форм массовых мероприятий, которые проводятся в библиотеках разных регионов нашей страны: особенно популярны флэшмоб и либмоб, библиотечный квест, театрализованное представление, литературная гостиная с возможностью диалога и обсуждения, библиомарафон, и другие формы мероприятий. Ранее на одном из семинаров мы подробно говорили о таких формах как флешмоб, квест.  Напомню, что

Флэшмоб - яркая, динамичная акция и библиотеки активно используют её в детской и молодежной аудитории. Преимущества флэшмоба в том, что он не требует длительной подготовки и в его проведении может быть задействована большая группа читателей. Флэшмоб - это игра, несущая позитивный заряд - и для тех, кто в ней участвует, и для тех, кто за ней наблюдает. При подготовке к консультации, я проанализировала работу некоторых библиотек региона.
В качестве примера можно привести поэтический флэшмоб «Читая Лермонтова строки», который был организован Звонаревокутской библиотекой Азовского муниципального района Омской области: молодые люди возле библиотеки читали стихи Лермонтова, держа в руках портрет поэта и сборники его произведений. Еще один пример: в Зареченской библиотеке Нововаршавского муниципального района Омской области организовали для своих читателей флэшмоб, посвященный популяризации здорового образа жизни «Стиль жизни - здоровье» - участники флэшмоба раздавали памятки «50 способов сказать «Нет».

Одной из новых, ярких и содержательных форм работы стала поисковая игра в формате Квест, и это не удивительно, если учесть все преимущества - динамичность, разнообразие и занимательность, возможность активных действий большого числа участников. Идея игры проста - команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания, разыскивают что-то. Задания подбираются таким образом, что бы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию и не требующими специальных знаний или умений от игроков. Задания объединены общим сценарием. Выполнив задание, команда получает направление на следующую точку или задание, и так до финиша. Количество точек (уровней) и их сложность может быть разными - более или менее сложными. Квест возможно провести как в помещении библиотеки, так и на природе, на улицах города или поселка. Можно дополнить квест интеллектуальными играми, различными аттракционами, ориентированием на местности и т.п.
В Центральной районной детской библиотеке города Тара Омской области в рамках Всероссийской библиотечной акции «Библионочь» прошла квест-игра «Затерянные во времени». Ребята из пяти братств «Интуиция», «Трудолюбие», «Эрудиция», «Справедливость» и «Бесстрашие» отправились вместе с хранительницами времени в увлекательное путешествие по различным эпохам развития человечества.
В библиотеках Калачинского муниципального района Омской области провели экологический квест «Путешествие в лесную чащу».
Молодёжный квест «Району - 90!», посвящённый Году литературы в России и 90-летию со времени образования Называевского района, был организован библиотекарями районной и детской библиотеки совместно со специалистами районного дворца культуры. Семь команд перемещались по станциям, выполняли различные задания, связанные с историей района. Участники посетили десять станций: районный Дворец культуры, историко-краеведческий музей, памятник неизвестному красноармейцу, городской парк, школу искусств, библиотеку и др.
Интересен опыт работы Омских муниципальных библиотек, которые провели городской исторический квест «Ключи от прошлого», в котором приняли участие 9 молодежных команд. Станциями в библиотечном квесте стали различные исторические здания, памятники, части улиц. Например, станция «Омские градоначальники» находилась у генерал-губернаторского дворца. Общий маршрут поисков составил около 3 километров. Победителям были вручены призы от спонсоров и кубок победителя, изготовленный отделом дизайна центральной городской библиотеки.

Рассмотрим некоторые интерактивные формы мероприятий, предполагающие диалог читателя и библиотекаря:

Библиомарафон - это комплекс мероприятий (акции, презентации, конкурсы, церемония награждения победителей и т.д.) с участием большого числа читателей. В основе марафона - конкурс. Это может быть творческий конкурс, конкурс активных читателей. Библиомарафон может быть посвящен популяризации книги и чтения, актуальной значимой теме, юбилейной дате, выявлению самых активных читателей. Может проходить в несколько этапов, в течение длительного времени. Завершается библиомарафон определением и награждением победителей. Отмечаются и все участники - например, получают сертификат участника.
Омская областная библиотека для детей и юношества в 2016 году стала организатором областного творческого марафона «Любимый уголок Омска», посвященного 300-летию города. В конкурсе приняли участие более 350 человек. Конкурсные работы размещались на библиотечном сайте, было организовано интернет-голосование, которое вовлекло в орбиту марафона дополнительное число участников. Победители получили дипломы, а все участники - именные сертификат
    
Библиоперфоманс (от англ. performance - «представление, спектакль»). Перфоманс - это короткое художественное или театральное действие, которое происходит в данный момент в данном месте и производится одним человеком или группой участников. Перфоманс - понятие растяжимое, им можно назвать практически любую публичную акцию. Библиоперфоманс призван заинтересовать зрителей, «пробудить» у них мысли о чтении.
Например, в Луганской сельской библиотекес Пушкинский день России провели для ребят 2-3 классов библиоперфоманс «Там, на неведомых дорожках», посвященный сказкам А.С. Пушкина. Герои сказок А. С. Пушкина выходили из дверей библиотеки для общения с юными зрителями. Дети встречались с героями пушкинских сказок - злой старухой, Балдой, Дядькой Черномором, Бесёнком. Маленькие зрители угадывали героев по их костюмам и действиям и отвечали на вопросы викторины.
Такую форму работы применяют и наши сотрудники. Например, в этом году в рамках проведения Всероссийской акции Библионочь, в детской библиотеке дети и родители могли повстречаться с Героями сказки Золотой ключик, принять участие в конкурсе с Золотой рыбкой из Пушкинской сказки, побывать в гостях у кота учёного.
При проведении интерактивных спектаклей в игру включаются и зрители и участники.

 Литературный аукцион - это игра, где копируются правила настоящего аукциона. В качестве оплаты лота предлагаются вопросы, каждый из которых предполагает несколько правильных ответов. Победителями будут те участники, чьи ответы станут последним дополнением ответа на вопрос или те, кто правильно выполнят задание. Можно организовать аукцион, в котором лотом станет творческая идея - аукцион творческих идей, аукцион проектов, аукцион книг, аукцион предметов «принадлежащих» литературным героям. Для проведения игры необходимо заготовить книги или предметы для «продажи», принять «идеи» и проекты, которые будут выставлены на аукцион. Вопросы, на которые будет предложено ответить участникам аукциона, необходимо корректно сформулировать. Например; перечислить названия книг, где в заглавиях встречается цифра (цвет, имя, кличка животного и т.д.).


Литературный суд - это сюжетно-ролевая игра, имитирующая судебное заседание. Между участниками игры распределяются роли участников судебного процесса: судьи, защитника, прокурора, судебных заседателей, потерпевших, обвиняемых и свидетелей, секретаря суда. Можно добавить к участникам процесса Общественных обвинителей и Общественных защитников. Подсудимым может быть какой-либо литературный герой или литературное произведение. Участники игры - молодежь или подростки.
Участники должны не только хорошо представлять свою роль, то есть функции участника процесса, но и хорошо знать произведение, которое выносится на судебное заседание. Исходя из фабулы и сюжета произведения, определяются Потерпевший, Обвиняемый, Свидетели и др. Например, А. С. Пушкин «Евгений Онегин»: Евгения Онегина судят за убийство Ленского, то есть он обвиняемый; Владимир Ленский - потерпевший, Ольга, Татьяна и другие герои - свидетели. В группу участников литературного суда, представляющую публику, можно включить фотографа, корреспондента газеты, «недисциплинированного» зрителя, «любопытного» зрителя и др. - для оживления действия.
В процессе подготовки литературного суда можно выделить несколько этапов:
1)     распределение ролей;
2)      изучение намеченного к суду произведения;
3)      создание текстов выступлений всеми участниками процесса.
Конечно, в настоящем судебном процессе обмен мнениями и выходки недисциплинированной публики не разрешены, но литературный суд устраивается с целью популяризации литературного произведения и привлечения к чтению, поэтому литературный суд обязательно включает в себя элементы дискуссии. Судья не просто может, а обязан задавать вопросы свидетелям защиты и обвинения, Прокурору и Адвокату, а также «обвиняемому».
Примером «суда» над литературным произведением может стать мероприятие, организованное для старшеклассников в Мошковской центральной детской библиотеке Новосибирской области. «Судили» популярный у молодых читателей роман Стефани Майер «Сумерки». Стефани Майер - серьезный писатель или автор коммерческого проекта? Чему учит Стефани Майер подрастающее поколение? Роман «Сумерки» - читать или не читать? Эти вопросы и обсуждались участниками литературного суда. Суд вынес вердикт: рекомендовать книгу к прочтению, как и другие книги о мистике - при условии, что она будет пробуждать интерес к истории и важным социальным проблемам современности.
Интересен в этом направлении опыт работы молодёжного центра медиаритм нашей библиотеки. Оксана Петровна выбрала одно из приоритетных направлений библиотеки – здоровый образ жизни. Организовала учащихся старших классов, были распределены роли, проводила репетиции. Мероприятие состоялось для студентов училища и 9 классов СОШ №1. «Суд над Никотиновой Сигаретой Табаковной». Цель этого мероприятия было развенчать миф о сигарете, заставить задуматься о своем здоровье. Судили сигарету, обвинителями выступали врач терапевт, педиатр, биолог, эколог, пожарный – приводили весомые доводы о вреде курения. Судя по отзывам ребята получили положительные эмоции, проявляли заинтересованность в дальнейшем их участии.  Подобные имитационные игры в форме судов позволяют участникам раскрыть свои артистические способности, самоутвердиться, самовыразиться, повысить статус среди сверстников. Очень важна функция библиотекаря: он выступает как организатор, который должен создать игровую атмосферу, разбудить творческие возможности участников.


Литературная ярмарка. Литературная, библиотечная ярмарка похожа на любую ярмарку - ярко, оживленно, шумно, многолюдно. Только все - вокруг книги, литературы, литературных героев, библиотеки. На ярмарке, возможно многое: викторины, конкурсы, встречи с интересными людьми, ролевые игры, номера художественной самодеятельности, розыгрыши призов, мастер-классы и многое другое - на что хватит фантазии библиотекарей и их возможностей. К проведению литературной ярмарки можно привлечь волонтеров - читательский актив, родителей, учителей, мастеров народного творчества.
Библиотека-филиал Централизованной библиотечной системы города Ангарска, например, на литературной ярмарке, организованной в одном из скверов в центре города, предлагала посетителям фольклорный калейдоскоп «Ларец мудрости», сказочную викторину, игру «Доскажи пословицу», конкурс «Загадки, скороговорки, поговорки», подвижные русские народные игры.

Литературное караоке - это конкурс чтецов, проводимый под музыкальное сопровождение. Как в караоке - звучит мелодия, и человек поет песню, так в литературном караоке - звучит музыка, и читаются стихи. Музыкальное сопровождение подобрано к ритму, размеру стихотворения, и даже к тому настроению, которое оно несет. Чтец заранее не знает, какое он будет читать стихотворение и под какую мелодию. Он должен интуитивно уловить ритм стиха и музыки, и тогда получится прекрасное литературно-музыкальное исполнение поэзии.
В библиотеке им. Островского Керченской Централизованной библиотечной системы, например, было организовано литературное караоке «Золотое песенное слово», посвященное творчеству Сергея Есенина.

Открой рот - это конкурс чтецов, динамичный, не требующий длительной подготовки, очень веселый. «Открой рот!» придумали в начале 2011 года создатели Новосибирской книжной лавки «Собачье сердце». Условия конкурса: нужно в течение 30 секунд читать вслух отрывок из незнакомой книги - выразительно и как можно более художественно. Каждый участник вытягивает шарик с номером, ведущий дает ему конверт с соответствующей цифрой, внутри которого - книга с закладкой на нужном отрывке. Чтец должен прочитать текст без какой-либо подготовки. Жюри оценивает участников по двум критериям: техника чтения и артистизм. Такие конкурсы проводят в учебных заведениях, в кафе, в библиотеках - где угодно.
В Омской областной библиотеке для детей и юношества конкурс «Открой рот, библиотека!» провели среди сотрудников. Книги для чтения вслух отбирались экспертом, читали А. Островского и Петрушевскую, Акунина и Дюма, Даниэлу Стил и Д. Быкова, Мартела и Арзуманова, Катаева; читали библиотекари, библиографы и методисты, программисты, бухгалтеры, а также директор и экономист. Читали с удовольствием. В отборочном туре приняли участие 23 человека, в финал вышли семеро. Финал конкурса состоялся 30 декабря, под Новогодней ёлкой. Главным призом стала электронная книга.
В библиотеках Москвы конкурсом «Открой рот» отметили День славянской письменности - провели конкурс в ста библиотеках города.

В библиотеках успешно проводят и массовые литературные мероприятия, в основе сценария которых - сценарии известных телешоу: «КВН», «Брэйн -ринг», «Кто хочет стать миллионером?», «Своя игра», «Поле чудес», «Угадай мелодию» (книгу, фильм по книге) и др. Читатели охотно участвуют в подобных «библиошоу», которые предполагают активное участие большого числа читателей, но могут быть проведены и с небольшой группой читателей.

Литературная игра - это массовое мероприятие, насыщенное игровыми элементами и посвященное литературе. К литературным играм относятся: викторины, литературные путешествия, конкурсы внимательных и начитанных, литературные загадки и шарады, лотерея и лото и т.д. Литературные игры могут быть ролевыми - перевоплощение в литературного героя и «интеллектуальные» - в их основе лежит процесс «разгадывания» книги, ее автора, героев. Литературная игра может быть самостоятельным мероприятием, может быть и составной частью комплексного мероприятия. При подготовке литературной игры нужно предусмотреть чередование вопросов и заданий разной трудности, чтобы каждый участник более или менее начитанный мог найти ответ, справиться с заданием, чтобы всем было интересно.

Говоря об интерактивных формах работы с читателями, стоит рассказать и об интерактивных выставках. Выставки, раскрывающие содержание документного фонда библиотеки, привлекающие внимание читателей к литературе актуальной тематики - одна из самых популярных форм работы библиотеки. Выставку можно сделать интерактивной, обеспечив обратную связь между читателем и библиотекарем, организовав общение между посетителями выставки.
Классификация интерактивных выставок, их разновидности и методика их подготовки подробно и обстоятельно представлена в методических рекомендациях Тульской областной универсальной научной библиотеки «Интерактивные формы работы с читателями в муниципальных библиотеках».
Можно предложить следующую классификацию интерактивных библиотечных выставок: игровые выставки; диалоговые выставки; выставки, подготовленные при участии читателей.
Игровые выставки предлагают читателю не только ознакомиться с представленными документами, но и выполнить некоторые задания. Среди игровых выставок выставка-викторина, выставка-кроссворд, выставка- провокация, выставка-конкурс.

Выставка-викторина предполагает наличие ряда вопросов, ответить на которые можно, обратившись к книгам, представленным на выставке. Выставка-кроссворд. На выставке размещается кроссворд, решить который можно обратившись к представленным навыставке книгам. Кроссворд может быть представлен на отдельном большом плакате, на небольших листках, которые читатели могут забрать с собой, а также на одном из выставочных экспонатов. Форма кроссворда соответствует теме выставки.

Диалоговые выставки. Их особенность заключается в создании условий для обмена мнениями между библиотекарем и читателем, а также между читателями. Тематика диалоговых выставок носит дискуссионный характер. Возможно также размещение на выставочном пространстве листов, тетрадей, закрытых ящиков для записок, чтобы читатели могли высказать свое мнение. Варианты диалоговых: выставка-размышление; выставка «вопрос-ответ»; выставка-отзыв; выставка-обсуждение; выставка-диспут; выставка-дискуссия; выставка-полемика.

Выставка-размышление. Тему такой выставки раскрывают не только представленные на ней книги и статьи, но и читательские размышления. Сбор листков с читательскими размышлениями может продолжаться в периодпроведения выставки.

Выставка «вопрос-ответ» - это заочноевыполнение тематических запросов читателей и библиографических справок. Устанавливается ящик или коробка, в которую читатель опускает листок синтересующим его вопросом. Через какое -то время на стеллажах появляются книги истатьи, содержащие ответы на вопросы читателей. Такая выставка может оказатьсяудобной при общении с читателями- интровертами или же с теми, кто нуждается вконкретной информации, но не может чётко сформулировать запрос.

Выставка-отзыв представляет наряду с книгами читательские отзывы на них. Таким образом, осуществляется рекомендация читателями друг другу интересных, с их точки зрения, книг. Можно размещать на таких выставкахположительный и отрицательный отзыв на одну и ту же книгу. Пример универсальной выставки-отзыва - выставка «Парадчитательских пристрастий», организованная по итогам конкурса рецензий школьников напрочитанные книги.
Выставки, подготовленные при участии читателей. Это могут быть, например, выставки любимых книг читателя, выставка-бенефис, выставка-настроение, выставка-ситуация, оформленная читателем выставка, дополненная читателем выставка и др.

Выставка любимых книг создается на основе читательских отзывов и представляет книги, которые понравились читателям.

Выставка-бенефис представляет книги, которые прочитаны одним читателем.
В заключение хочется отметить, что интерактивные формы работы активно используются в публичных библиотеках нашей страны, нашей области. Использование интерактивных форм позволяет повысить качество работы библиотеки с читателями, активизировать читательскую аудиторию, привлечь в библиотеку новых читателей.


ИСТОЧНИКИ:

Креативные формы работы современной библиотеки
http://cbs.muzkult.ru/img/upload/2492/documents/mass meropriyatiya.pdf Массовая работа. Формы мероприятий
http://www.shumbibl.narod.ru/4-1329.htm Интересные формы массовой работы в библиотеке
Интерактивные игры в организации работы школьной библиотеки
l&catid=2&Itemid= 158&lang=ru Библиотеки провели городской либмоб
Библиомарафон. Библиотечная игра по станциям для активистов школьных библиотек
Библиоперфоманс «Там, на неведомых дорожках» в Луганской сельской библиотеке
http://mei--blog.blogspot.ru/2014/06/blog-post.html Литературный суд. Методика организации
Литературный суд (по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума")
Михаил Фаустов: «Во всех интернетах написано, что «Открой рот» придумали в Новосибирске»
«Открой рот!» Сразу в ста московских библиотеках 24 мая пройдет конкурс по чтению вслух
Интеллектуальная литературная лотерея «Книжные лабиринты»

Консультация подготовлена заведующей отделом искусств МБ им. М. А. Ульянова Натальей Александровной Лебедевой

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Подводя итоги года: фотоОтчет 2020

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: