четверг, 22 сентября 2016 г.

День народного единства. Методические пособие "Страна непобедима, когда един народ"

Единство – возвестил оракул наших дней,
Быть может спаяно железом лишь и кровью.
Но мы попробуем спаять его любовью,
А там посмотрим, что прочней…
Ф. И. Тютчев

День народного единства – российский государственный праздник. С 2005 года отмечается 4 ноября. Этот праздник был учреждён в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов в 1612 году, и приурочен ко Дню Казанской иконы Божьей Матери.
4 ноября мы отдаем дань событиям, когда общество, встав на сторону государства, спасло его от неминуемой гибели. Смертельная опасность объединила все патриотические силы страны. Народное движение спасло русскую государственность. В пору безвременья проявились лучшие черты русского народа – его стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради неё пожертвовать жизнью. «Именно поэтому мы празднуем эту дату как день сохранения и спасения не только русского государства, но и русского народа – его бы просто не было, если бы Смутное время не удалось преодолеть». Эти слова принадлежат Патриарху Всея Руси Алексию II.


В День народного единства в разных городах нашей страны организуются митинги, шествия, концерты, благотворительные акции и другие массовые мероприятия. И библиотеки тоже не остаются в стороне. Настоящее методическое пособие включают в себя материалы, призванные помочь библиотечным работникам и педагогам при планировании, подготовке и проведении мероприятий, посвященных Дню народного единства, и никоим образом не ограничивают их творческий поиск в данном направлении.

Методические рекомендации

Мероприятия ко Дню народного единства являются логическим продолжением решения следующих задач:
- воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданственности, развития мировоззренческих убеждений на основе осмысления  исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок;
- создание условий для применения читателями/учащимися знаний и представлений о системах социальных норм и ценностей жизни в российском поликуль­турном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в меж­культурном взаимодействии, для формирования толерантного отношения к представителям других народов;
- развитие у читателей/учащихся умения анализировать социальную информацию;

Для реализации поставленных целей могут использоваться разнообразные виды и формы работы, позволяющие сформировать у ребят активное отношение к изучаемым событиям, умения анализировать и определять их значение в судьбе Отечества:
- мероприятия интегрированные, проблемные, театрализованные, уроки-дискуссии;
-конференции,экскурсии;
-защита мини-проектов;
-конкурс творческих работ (сочинений, эссе) по теме «День народного единства»;
-презентация результатов исследовательской деятельности по теме «Герои народного ополчения»;
-художественное исполнительство (изображение эпохи в виде эмблемы-символа);
-конкурс праздничных стенгазет;
-конкурс рисунков обучающихся;
-беседы о героях народного ополчения;
-фестивали национальных культур;
-конкурсы стихов;
-выставки фотографий и др.
К этой дате можно приурочить детский библиотечный форум «Едино государство, когда един народ, когда великой силой он движется вперёд!»
Во время проведения форума предполагается работа двух секций:
- «О прошлом память сохраняя» (историческая секция)
- «Будущее России – в единстве» (современные дни).
В фойе или читальном зале библиотеки можно оформить информационные стенды: «Родина и единство», «О прошлом для будущего».

Кроме уже предложенных стендов в библиотеке можно оформить «Дерево Единства» или «Цветок Единства». На стволе дерева или серединке цветка написать слово «ЕДИНСТВО». Предложить детям самим ответить на вопрос: «Что такое единство?» (как они сами понимают это) и написать свои ответы на листьях дерева или лепестках цветка. Для малышей, которые будут затрудняться с определением, можно заготовить листья и лепестки с готовыми ответами (согласие, объединение, дружба, надежда, мир, доброта и др.), и пусть они выберут то, что им понравится и сами прикрепят листочки к дереву или лепестки к цветку. Девизом этой акции могут стать слова: «Один посадит дерево, а все вместе сад».

В ходе работы секций рекомендуем провести следующие мероприятия.

Секция «О прошлом память сохраняя»
Книжно-иллюстративные выставки: «Навеки в памяти народной», «Славный день в истории России», «Россия – Родина святая», «Духом славные, народные сыны», «Ты всё смогла, моя Россия», «Славься ты, Русь моя!»
Неделя патриотической книги: «В веках твоё величие, Россия!», «За землю русскую», «Единым духом мы едины!», «Во славу Отечества!»
Тематические вечера: «Живи и здравствуй, Русь святая!», «С поклоном русскому народу», «Но время смутное, невзгоды Русь не забудет никогда!», «На Руси большой не бывать врагу», «Под звон колоколов единство обрели».
Вечера-портреты: «Славные сыны державы», «Спасители земли русской: Минин и Пожарский», «Храни себя, Россия, Русь!: Чудотворные иконы», «Герои смутного времени».
Литературно-музыкальный турнир: «И славит стих былых героев», «Победой вписана строка»
Презентации книг:
·         Истомин С. Минин и Пожарский. Смутное время на Руси.- Москва: Белый город, 2006
·         Соколов А. Род Мининых и князь Пожарский.
·         Соловьёв В. М. Минин и Пожарский: рассказ.- Москва: детская литература, 2005.- (Книга за книгой).
Исторические чтения: «Они пришли из глубины веков, чтоб сделать жизнь единой и счастливой», «Россия начиналась не с меча», «О днях великой смуты», «Про нашу Родину, про нас».
Исторические брейн-ринги: «Летопись русской славы», «Ушли в историю года», «Имя России».
Викторины: «Загадки истории», «Путь через века», «Дни великой Смуты».
Краеведческие часы: «Легенда земли Костромской: Подвиг И. Сусанина», «Символ верности Родине: Русский крестьянин И. Сусанин», «Они повторили подвиг Сусанина».
Исторические часы: «Не бывать в России смуты», «Подвиг во имя России», «Сыны Отечества, освободившие Россию», «Нас покориться никто не заставит», «Великий гражданин – Кузьма Минин», «Под звон грядущих перемен».
Исторический экскурс: «Один в поле не воин…», «Коронованная самозванка», «Освобождение: герои Смутного времени», «Конец смутного времени», «И поднималась Русь с колен в руках с иконой перед битвой».
Видео-знакомства, видео-путешествия по страницам истории России: «День народного единства через летопись веков», «Лишь тот достоин уваженья, кто чтит историю свою», «Защитники земли русской», «Герои в бронзе: История одного памятника», «И матушка Россия будет помнить вас».
Беседы с показом слайд-презентаций: «День народного единства: к истории праздника», «Истоки человеческой мудрости: История мировых религий», «Предков чтить, дела их помнить», «Минин и Пожарский – защитники земли русской».
Патриотический час: «О чём рассказали потомки»

Секция «Будущее России – в единстве»
Книжно-иллюстративные выставки: «Когда мы вместе – мы едины!» «Родина моя – Россия!», «Сила народа в единстве!», «С Россией в сердце навсегда!», «Во славу Отечества».
Выставка-панорама, выставка-фотогалерея: «И я с тобой, Россия, навсегда!», «Уголок России – Отчий дом».
Тематические вечера: «День справедливости, единства и сплочения», «Мы вместе!», «Мир дому твоему: традиции и обычаи народов, населяющих Костромскую область /свой район/», «Мы разные, но мы вместе», «От Древней Руси к новой России», «В единстве – великие наши дела», «Едино государство, когда един народ».
Краеведческий вечер-презентация «Родина – родные, близкие, семья» (Презентации семейных творческих работ «Как возникла моя фамилия»).
Литературно-музыкальный батл: «Пою тебе, моя Россия!», «Мы – вместе!».
Поэтический вечер: «Родной земли многоголосье».

Дни творчества: «Единства день провозглашая», «Будущее России в единстве», «Я люблю свою Россию». В программе:
- Книжно-иллюстративные выставки: «Единый народ – единая история», «Мы один народ – у нас одна страна»
- Литературное театрально-игровое путешествие по культурам народов России: «Единство разных», «Если будем вместе, если в доме лад! Будет наша Родина настоящий клад!»
- Час письма «И я Россией дорожу! Я здесь учусь, я здесь живу!» (Дети пишут письма-пожелания «Что бы я хотел сказать всем людям нашей страны», затем все эти письма будут прикреплены к воздушным шарам, которые в конце Недели толерантности «Един народ и в этом сила» будут запущены в воздух)
- Минуты вдохновения: «Дадим шар земной детям», «Дом крепок дружбой людей, в нём живущих!», «Родная Отчизна, родная страна, ты на планете единством сильна!» (Детям предлагают представить, что им на время в руки дали земной шар. Пока звучат песни «Дадим шар земной детям», «Я, ты, он, она – вместе целая страна…» Д. Тухманова, «Сколько нас?» О. Хромушина и другие подобной тематики, ребята должны нарисовать, какой бы они хотели видеть нашу планету. Затем на ленточках, при помощи разноцветных бельевых скрепок, сразу же оформляется своеобразный вернисаж. Название выставки готовится заранее.)
- Творческие мастерские, мастер-классы: «Дружба народов», «Наш любимый край родной», «Праздник к нам приходит», «Дом идей – дом затей».

Неделя толерантности: «Един народ и в этом сила», «Если будет Россия, значит, буду и я», «Люблю тебя, моя Россия!», «От единства народов к единству душ». В программе:
- День уважения и терпения (Обычаи и традиции разных народов) «Вместе мы – Россия!», «Дружба без границ»;
- День конфессий (Национальные религии и верования) «Без веры жить нельзя»;
- День национальных культур «Земли родной многоголосье»;
- День национальной кухни «Щедрый стол»;
- Праздник национального костюма «Все краски солнца»;
- Акция «Ты лети, воздушный шар» (дети прикрепляют к шарам письма-пожелания «Что бы я хотел сказать людям нашей страны», которые они написали на Часе письма и со словами:

«Главное – вместе! Главное – дружно!
Главное с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь прогони!»-  отпускают эти шары в воздух).

-Школа дискуссий (Обмен мнениями на «лобном месте») - круглые столы, открытые микрофоны, детские рассуждения: «В единстве народа вся сила России», «Россия. Родина. Единство», «Величайшее событие века», «Что мы празднуем 4 ноября», «Нам есть, чем гордиться, нам есть, что беречь», «С историей не спорят, с историей живут».

Примерные вопросы для обсуждений:
- Что же означает название этого праздника?
- Когда ещё в истории нашего государства народ демонстрировал своё единство против захватчиков?
- Какими качествами человека и гражданина обладал Кузьма Минин?
- Какие события стали основой народного единения, и кто был во главе национального единства?
- Почему, как вы думаете, Государственная Дума приняла решение о праздновании этого дня как общегосударственного праздника?
- Почему возникла необходимость возродить его?
- Почему днём празднования народного единства, примирения и согласия была выбрана дата 4 ноября?
- Родина и единство. Как вы понимаете это словосочетание?
- Какую опасность несут национальные распри и конфликты?
- В чём проявляется современное единство России?
- В чём и с кем мы должны объединяться?
- Хороший ли ты друг?
- Кто мы? Кем мы хотим стать?
- Что бы вы сделали для укрепления национального единства в обществе?

Беседы с показом слайд-презентаций: «Мы будем все едины», «Судьба России в свете православия», «Россия – территория единства!».
Викторины: «Примером сильны и сердцем отважны», «Нет в мире краше Родины нашей: Пословицы и поговорки разных народов».
Патриотические часы: «Все мы разные, а Родина одна», «Мы непобедимы, если мы едины», «Россия – страна единства и согласия», «Во благо России – о прошлом для будущего», «Гражданское служение России», «В ответе за прошлое, настоящее и будущее», «Их подвиг жив и вечен».
Информационные часы: «Что нас объединяет?», «Отчизна наших надежд», «России славные сыны: Наши современники», «От раздоров к единению».
Час интересных сообщений «Россия – страна единства и согласия».
Выставка творческих работ читателей: «В семье единой».

В библиотеке можно открыть импровизированный библиотечный кинозал «Кино и Книга», в котором небольшим группам ребят демонстрировать фильмы и мультфильмы исторической тематики: «1612» (реж. В. Хотиненко), «Минин и Пожарский» (реж. В. Пудовкин), «Русская смута. История болезни» (реж. А. Денисов), «Минин и Пожарский» (учебный фильм, 1939), «Князь Владимир» (м\ф, реж. Ю. Кулаков), «Александр Невский. Победа над смертью» (м\ф, реж. И. Мишуков), «Пересвет и Ослябя» (м\ф, реж. С. Подивилов) и другие (при этом обязательно учитывать возрастные ограничения).

По возможности, при подготовке мероприятий обязательно использовать краеведческий материал.

Все предложенные мероприятия должны быть направлены на формирование знаний об истории праздника, о его необходимости, о современном понятии единения народов России, на воспитание в детях чувства взаимопонимания, милосердия, заботы о людях, гордости за нашу Родину и её героев.
В ходе мероприятий ребята должны понять, что история России учит нас: порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе. Соединяет людей и народы дружба, и сильна Россия только тогда, когда она едина. Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник - День народного единства. Это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия.
Проводимые  мероприятия станут возможностью напомнить нам всем о наших общих корнях, в полной мере осознать, что единство народов во все времена было и остаётся главной национальной идеей России, залогом её достойного будущего, понять, что для того, чтобы добиться национального успеха, все мы должны быть вместе, независимо от возраста, рода занятий, национальности и политических пристрастий.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Историческая справка.

a)    Смутное время

Смутное время – период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года. Это были нелёгкие для Российского государства 30 лет. Время, когда на русском престоле воцарился первый царь из династии Романовых, - было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Первые годы 17 столетия выдались очень страшными: неурожаи, голод и, как следствие, народные недовольства, восстания. За два с половиной года от голода в одной только Москве умерло 120 тысяч человек. Появились огромные толпы голодных и озлобленных людей. Во всём обвинили царя Бориса Годунова, который пришёл к власти после смерти Ивана Грозного. Бояре считали его незаконным царём, не из Рюриковичей.
Всем этим и воспользовались польские паны. Со стороны Польши в Россию пришли войска, возглавляемые Самозванцем Григорием Отрепьевым, который выдавал себя за сына Ивана Грозного – Дмитрия. Народ поверил в «воскресшего» царевича и Лжедмитрий был с почестями встречен в Москве.
Пришедшие с Лжедмитрием поляки держали себя в Москве заносчиво. Особенно русских людей оскорбило то, что поляки попытались установить свою католическую веру. Всё это не могло не вызвать взрыва возмущения. В ночь на 17 мая 1606 года в Москве зазвучал набатный колокол. Жители столицы узнали, что бояре ворвались в царские покои и убили самозванца. Через несколько дней тело Лжедмитрия сожгли, а пепел смешали с порохом и выстрелили им из пушки в сторону Польши. Заговор по свержению Лжедмитрия возглавлял князь Василий Шуйский, которого бояре-заговорщики и «выкрикнули» новым царём.
В августе 1607 года поляки предприняли новую попытку проникновения в Московскую Русь, на этот раз уже с участием Лжедмитрия II. В мае 1608 года под городом Болховом Лжедмитрий II разбил войска Василия Шуйского и подошёл к Москве. Самозванец расположился в подмосковном селе Тушине, отчего в народе его прозвали «Тушинский вор». С помощью польских отрядов Тушинскому вору удалось захватить власть более чем в 20-ти русских городах, но, как и первого самозванца, его постигла трагическая участь: он был убит.
Разгневанные поражением русских войск под Тушином, бояре и дворяне под угрозой смерти потребовали от Василия Шуйского, чтобы он отрёкся от престола. Против собственной воли Шуйский был пострижен в монахи. Участники заговора поклялись «выбрать государя Всей землею», но не сдержали клятвы. Власть в стране перешла к временному боярскому правительству во главе с князем Мстиславским. В народе эту власть прозвали «Семибоярщиной», а времена с 1610- по 1613 годы окрестили «Междуцарствием». Эти действия и послужили сигналом к объединению Россиян и изгнанию из Москвы польских захватчиков. Народ желал избрать нового царя.
Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Фёдором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава, сына польского короля Сигизмунда III.
В это тяжёлое время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за дом Пресвятой Богородицы» - писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.
В сентябре 1611 года в нижнем Новгороде не открылась ни одна торговая лавка. Весь люд спозаранку стал собираться на городской площади перед земской избой. Один из гонцов, прибывших из Москвы, громко зачитал, привезённую из Троицкого монастыря, грамоту, призывавшую русский народ к «великому стоянию» против польско-литовских захватчиков, за веру православную и отечество. На лобное место быстро поднялся «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин и обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнёс свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов – дворы свои продадим, жён, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдёт такое великое дело».
По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.
По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашён 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием. Преподобный Иринарх Затворник Борисоглебский благословил Минина и Пожарского на святое дело – изгнание захватчиков.
Под знамёна Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско – более 10 тысяч служилых поместных людей, до трёх тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян.
Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.
Войско Минина и Пожарского пришло в Москву 20 августа 1612 года. Польские захватчики оказались в осаде. А в конце октября уже все кремлёвские ворота были открыты настежь.
С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.
В конце февраля 1613 года земский собор, куда входили представители всех сословий страны – дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царём 16-летнего Михаила Романова (сына Митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.
Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери, была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственный деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но по указу царя Алексея Михайловича, правящего в годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября дня благодарности Пресвятой богородице за её помощь в освобождении России от поляков. В церковный календарь этот день вошёл как празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.
Таким образом, День народного единства, по сути, совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
20 февраля 1818 года в Москве был открыт памятник Минину и Пожарскому (по проекту скульптора И. П. Мартоса) – один из самых известных памятников Москвы. Он создавался с 1804 по 1815 гг. на народные пожертвования и был установлен на Красной площади напротив входа в Верхние торговые ряды. На его пьедестале отлиты две бронзовые картины с выпуклыми изображениями (барельефами).
На первой картине изображено, как граждане нижнего Новгорода несут своё имущество на площадь и приводят в ополчение своих сыновей. Вторая картина иллюстрирует бегство поляков из Москвы, преследуемых русскими воинами.
Фигуры Минина и Пожарского стоят на высоком гранитном пьедестале. Князь Пожарский изображён сидящим, он ещё болен, ещё страдает от ран, полученных в боях с захватчиками. Превозмогая боль, он пытается встать, правой рукой опираясь на меч, а левой – на щит. Князь внимательно слушает Козьму Минина, который от имени народа пришёл к нему как к опытному полководцу и просит возглавить народное ополчение. Минин – правой рукой показывает на Кремль, у него облик былинного богатыря: могучие плечи, широкая грудь. Он уговаривает князя превозмочь недуги и выйти на битву. На лицевой стороне пьедестала надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».
В 1930 году было решено переместить скульптуру так, чтобы она не мешала проведению парадов. С этого времени по настоящий день первый памятник Москвы находится у Покровского Собора (Собора Василия Блаженного).

Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года. Она была поддержана думским комитетом по труду и социальной политике и, таким образом, приобрела статус думской инициативы.
29 сентября 2004 Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. 23 ноября 2004 года на рассмотрение думы был внесён законопроект, предполагающий внесение поправок в Трудовой кодекс РФ: введение нового праздника 4 ноября. Авторы законопроекта – Валерий Богомолов, Олег Еремеев и Владимир Жириновский.
На заседании Думы законопроект был принят в первом чтении. 27 декабря 2004 года проект был принят в третьем чтении и стал законом. Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России».

b)    Кузьма Минин (?—1616 г.)

Посадский человек Кузьма Минин, торговец мясом и рыбой из Нижне­го Новгорода, был особенно уважаем рядовыми гражданами своей округи за честность и «мудрый смысл». Достоверные биографические сведения о нем относятся к началу сентября 1611 г., когда по призыву патриарха Гермогена избранный земским старостой Кузьма Минин обратился к посадским людям с призывом к всенародному восстанию против польских феодалов, хозяйни­чавших в ту пору на русской земле. Кузьма Минин подал своим согражданам пример, пожертвовав на дело ополчения все свои сбережения. Человек воле­вой и энергичный, он сумел собрать на цели ополчения весьма значительные средства. Военным вождем ополчения по совету Кузьмы Минина был выбран князь Д. М. Пожарский.
Помимо организационно-хозяйственных функций Кузьма Минин в эту пору занимался также и дипломатической деятельностью, вел переговоры о единстве действий с руководителями казачества и южнорусского дворянства.
В начале весны 1612 г. нижегородское ополчение во главе с Мининым и Пожарским выступило по направлению к верховьям Волги, к Ярославлю. Балахна, Юрьевен, Кинешма — ополчения этих городов одно за другим при­соединились к нижегородскому, казна его пополнялась, войско укреплялось, патриотический подъем нарастал. Летом того же года ополченцы завязали бои с основными силами интервентов. Патриотизм, всесторонне про­думанная организация сил ополчения, создание в Ярославле переходного правительства — «Совета всей земли», в которое вошли и бояре, и служивые люди, и представители простого народа, - все это способствовало тому, что к концу октября 1612 г. силами ополчения Москва была полностью освобож­дена. В боях за Москву Мининым были проявлены высокие качества воен­ного организатора и личная храбрость. В 1613 г. с присвоением чина думного дворянина, он был введен в состав Боярской думы, где, впрочем действовал недолго, т.к. три года спустя умер. Похоронили его в нижегородском Спасо-Преображенском соборе.

c)    Дмитрий Михайлович Пожарский (1578-1642 гг.)

Один из руководителей освободительной борьбы русского народа про­тив польских и шведских интервентов в начале XVII в., князь Д. М. Пожар­ский происходил из рода князей Стародубских. При дворе Бориса Годунова он служил стольником, затем поддерживал Василия Шуйского. В 1609 г. ли­квидировал шайки разбойников в районе Москвы, годом позже был назначен воеводой в Зарайске, где организовывал сопротивление польским интервен­там. Серьезно раненный в боях с поляками в 1611 г. в Москве, он был вывезен оттуда в Троице-Сергиев монастырь, после чего удалился для лечения в свою родовую вотчину в Суздальском уезде. Именно туда к Пожарскому явились послы Минина с просьбой возглавить Нижегородское ополчение. Встав во главе ополчения, объединившего патриотические силы на завер­шающем этапе борьбы с интервентами, Пожарский в своем лице тогда со­вместил всю верховную власть России. Весной и летом 1612 г. ополчение из Нижнего Новгорода двинулось к Ярославлю, завершив свою миссию ожесто­ченными сражениями в Москве, особенно в районе Кремля и Китай-города. К 26 октября 1612 г. столица стала свободной.
С освобождением Москвы народным ополчением, возглавляемым По­жарским и Мининым, были созданы условия для полного восстановления в стране государственной власти; эта акция послужила могучим стимулом к развертыванию массового народного «освободительного движения против польских интервентов. Сам Пожарский в 1613 г. получает чин боярина. В дальнейшем, после освобождения Москвы, Пожарский отходит как бы на второй план, руководя отдельными действиями против польских под­разделений и поддерживавших их казачьих отрядов. В 1614 г. Пожарский временно оставляет службу по болезни, но в 1619г. вновь принимает участие в боях против войск претендующего на русский престол польского короле­вича Владислава. С 1619 г. князь Пожарский ведает Ямским, а в 1624—1628 гг.— Разбойным приказами, в 1636—1637 гг. он — воевода в Нижнем Нов­городе, в 1638— в Переяславле-Рязанском. Во время русско-польской войны 1632—1634 гг. за возвращение Смоленска Пожарский назначается воеводой армии прикрытия, сформированной в районе Можайска. Похоронен Д. М. Пожарский в Суздале.

d)    Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве

Первый скульптурный памятник Москвы - памятник гражданину Ниж­него Новгорода Кузьме Миничу Минину (? - 1616) и князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому (1578 - 1642) был сооружен в честь этих русских патриотов, возглавивших борьбу патриотических сил России против польско-литовской и шведской интервенции в 1612г. Средства на памятник (150 тыс. руб.) были собраны по всенародной подписки.
Перед сооружением памятника был объявлен конкурс, в котором уча­ствовали многие видные скульптуры начала XIX в. Победителем был при­знан Иван Петрович Мартос (1754 - 1835), который создавал памятник с 1804 по 1818гг.
Основная тема монумента - встреча двух руководителей ополчения, в которой К.Минин вручает меч князю Д. Пожарскому и призывает его к борьбе против интервентов.
И.Мартос, отдавая дань классицизму, придает своим персонажам чер­ты античных героев. Но в одеянии К. Минина больше от рубахи и портов русского крестьянина, чем от одежды гражданина Древней Греции.
На обеих сторонах постамента помещены бронзовые барельефы. На одном показаны русские воины, изгоняющие иноземных захватчиков, на другом - сбор средств для формирования народного ополчения.

Среди персонажей этого барельефа усилиями скульптура С. Гальберга изображен сам И. Мартос в образе крестьянина, отдающего в ополчение лвух сыновей (три последние фигуры слева).
В этом сюжете - перекличка двух событий отечественной истории: один из сыновей скульптура, Алексей, принимал участие в Отечественной войне 1812 г.; другой, Никита, находившийся в качестве пансионера Акаде­мии художеств во Франции, был арестован, когда началась война, и погиб.
Первоначальное местоположение памятника - центр Красной площади, напротив Сенатской башни, лицевой стороной к Кремлю. Тем самым при­зывный жест К.Минина к князю Д. Пожарскому, как бы показывающему ему на Кремль, приобретал особый смысл.
В 1930-х гг. проводилась реконструкция Красной площади, и памятник был передвинут к Покровскому собору (храму Василия Блаженного), где он стоит и ныне.

e)    Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади в Москве

Храм-памятник во имя Казанской иконы Божией матери, с которой связывалось избавление России от польского нашествия, был построен на средства первого царя династии Романовых Михаила Федоровича и освящен в 1636 г.
Со временем храм стал одной из важнейших московских церквей. Он неоднократно перестраивался в XVIII-XIX вв.
В 1936 г. храм снесли. В 1990-1993 гг. храм был восстановлен на сред­ства мэрии Москвы и пожертвований граждан. Это восстановление стало возможным благодаря обмерам, которые были сделаны архитектором П.Д. Барановским перед разрушением храма, и исследованиям историка С.А. Смирнова. Храм был освящен 4 ноября 1993 г. в 381 годовщину освобождения Москвы от интервентов

f)     Из исторической песни о Кузьме Минине и князе Пожарском

Как в старом-то было городе,
В славном и богатом Нижнем,
Как уж жил тут поживал богатый мещанин,
Богатый мещанин Кузьма Сухорукий сын.
Он собрал-то себе войско из удалых молодцов,
Из удалых молодцов Нижегородских купцов;
Собравши их, он речь им взговорил:
«Ох, вы гой еси товарищи, Нижегородские купцы!
Оставляйте вы свои дома,
Покидайте ваших жен, детей,
Вы продайте все ваше злато-серебро,
Накупите себе вострых кольев,
Вострых кольев, булатных ножей,
Выбирайте себе из князей и бояр удалого молодца,
Пойдем-ка вы сражаться
За матушку, за родную землю,
За родную землю, за славный город Москву; <...>
Уж как выбрали себе солдатушки, молодые ратнички,
Молодые ратнички Нижегородские купцы,
Выбрали себе удалового молодца,
Удалого молодца воеводушку,
Из славного княжеского роду -
Князя Дмитрия по прозванию Пожарского.
Уж повел их славный князь Пожарский
За славный Москву-город сражатися...
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Формы и названия мероприятий.

a)    Названия:
  •   "Похвала им от всей земли"
  •  «Бессмертен тот, кто Отечество спас»
  • «В единстве – великие наши дела»
  • «В ответе за прошлое, настоящее и будущее» 
  • «Великий гражданин- К. Минин»
  • «Вместе мы — страна Россия»
  • «Вместе мы все едины»
  • «Во благо России — о прошлом для будущего»
  •  «Во славу Отчизны»
  •  «Все мы разные,  а Родина одна»
  • «Георгий - защитник земли русской» 
  • «Гражданское самоуправление — путь к демократии и единству»
  • «Гражданское служение России»
  • «Дни великой смуты»
  • «Добротой и миром дорожить умейте»
  • «Древо жизни»
  • «Дружба народов»
  • «Духом славные, народные сыны»
  •  «Единая Россия — сильная Россия»
  • «Единение народов»
  • «Единством сильны»
  • «Если будет Россия, значит, буду и я»
  • «Живи и здравствуй, Русь святая!»
  •  «За землю русскую»
  • «И матушка Россия будет помнить нас»
  • «Из истории праздника - День народного единства»
  • «Икона Казанской Божьей матери»
  • «История предков»
  • «Их подвиг жив и вечен»
  • «Когда мы едины – мы непобедимы»
  • «Листая истории страницы.                   
  •  «Лишь тот достоин уважения, кто чтит историю свою»
  • «Люблю тебя, моя Россия»
  •  «Минин и Пожарский — защитники земли русской»
  •  «Мое Отечество – Россия»
  • «Моя любимая Родина»
  •  «Мы - вместе!»
  • «Мы вместе сильны! Мы едины!»
  • «Мы единая семья»
  • «Мы один народ - у нас одна страна!»
  • «На Руси большой не бывать врагу»
  •  «Навеки в памяти народной»
  • «Нам есть, чем годится, нам есть, что беречь!»
  • «Нас покориться никто не заставит»
  • «Наш любимый край родной»
  • «Наша сила в единстве»
  •  «Не забудет наш народ доблесть русских воевод»
  • «От древней Руси, до новой России»
  • «От единства народов - к единству душ»
  •  «От Минина и Пожарского до единой России»
  •  «От раздоров к единению»
  • «От Руси к России»
  • «Отчизна наших надежд»
  •  «Пока мы вместе – мы едины»
  • «Помнит Минина Россия»
  • «Пою тебе, моя Россия»
  • «Праздник к нам приходит»
  • «Примером сильны и сердцем отважны»
  • «Про нашу Родину, про нас»
  • «Ратная слава Отечества» 
  • «России быть единой»
  • «России славные сыны»
  • «Российский триколор: история и современность»
  • «Россия - великая наша держава»
  • «Россия - Родина святая»
  • «Россия, родина, единство»
  • «С песней по жизни в семье единой!»
  • «С Россией в сердце навсегда»
  • «Сказание о земле русской»
  • «Славный день в истории России»
  • «Сыны Отечества, освободившие Россию»
  •  «Хоровод дружбы»
  • «Я люблю свою Россию»
  • «Я с тобой, Россия, навсегда»
  • «С поклоном русскому народу»
  •  «Праздник страны и свободы»
  • «И сберегли родную Русь»
  • «Сильна Россия только тогда, когда она едина»
  • «4 ноября – День народного единства»

b)    Формы и названия:

  • Книжная выставка ко дню народного единства «Ты, я, он, она - вместе целая Страна»
  • Информационный час «Сила России – в единстве»
  • Книжная  выставка «Во славу Отечества» и информационный час «Спасатели России: Минин и Пожарский»
  • Концертная программа «Славься ты, Русь моя!»
  • Концертная программа «Возрождение России»
  • Информационный час «Россия! Единая и непобедимая»
  • Устный журнал «Единством мы сильны»
  • Тематический диспут со старшеклассниками
  • «В единстве – сила и успех»
  • Концертная программа «России дружеский союз»
  • Концертная программа «День народного единства»
  • Беседа «День воинской славы России – освобождение Москвы (1612 г.)»
  • Концертная программа «Мы едины, мы непобедимы»
  • Игровая программа для детей «Мы вместе»
  • Информационный час «День Народного единства»
  • Информационный час «Единство навсегда»
  • Концертная программа «Пока мы едины – мы непобедимы»
  • Тематическая викторина для детей «День народного единства»
  • Информационный час «Навстречу друг другу»
  • Круглый стол «День народного единства»
  • Час исторической справки «За Русь святую, за Отчизну»
  • Праздничная дискотека
  • Музыкальная композиция «Земля – мы дети твои»
  • Беседа «В единстве – наша сила»
  • Обзор «День согласия и примирения»
  • Выставка «Единством Россия сильна»
  • Выставка-коллаж «В единстве наша сила»
  • Выставка-просмотр «Во славу Отечества»
  • Книжная выставка «И это наша история»
  • Книжная выставка «Во славу Отечества!»
  • Книжная выставка «Дружбой народы сильны»
  • Выставка книг и периодических изданий «В единстве наша сила»
  • Книжная выставка «В единстве наша сила»
  • Открытый просмотр литературы «Во славу Отечества»
  • Конкурсная программа «Возьмемся за руки, друзья»
  • Исторический экскурс «Современникам и потомкам»
  • Патриотический час «С верой в Россию»
  • Исторический час «Подвиг во имя России»
  • Исторический час «Иван Сусанин» (по книге А.О. Ишимовой «История России в рассказах для детей»)
  • Литературно-исторический час «Сыны Отечества, освободившие Россию»
  • Исторический час «О прошлом для настоящего»
  • Литературно-музыкальная композиция «Этот малиновый звон»
  •   Книжно-журнальная выставка литературы «Примером сильны и духом отважны…», посвященная Дню народного единства
  • Выездная концертная программа хора «Сибирское раздолье» «Мы вместе»
  • Уличное гулянье «Едино государство, когда един народ…»
  • Праздничная программа «Кругом Россия – родной край», посвященная Дню народного единства
  • Тематическая программа «Путешествие на колеснице времени», посвященная Дню народного единства
  • Тематическая программа «В нас история крепка», посвященная Дню народного единства
  • просмотр видеофильма «Помнит благодарная Россия».
  • конкурс рисунков «Единый народ»
  • классные часы «В единении – сила!»
  • Информационный уголок «День народного единства»
  • Акция опрос «За единство и согласие»
  • Беседа «Победа, сохранившая Святую Русь»
  • Урок толерантности «В единстве наша сила»
  • Урок толерантности «Если мы едины -  мы непобедимы»
  • Литературно-музыкальная композиция «В единстве наша сила»
  • Информационный час «России славные сыны»
  • Час гражданственности «И только в единстве сила России»
  • Информационный час «История праздника - история страны»
  • информационный час «Мы единый народ»
  • книжная выставка «Наши подвиги и доблести»
  • исторический час «Одна страна – один народ»


Источники:



ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

1. Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время? 
Речь Посполитая
2. Кто возглавил первое ополчение 1611 года?  Прокопий Петрович Ляпунов
3. Какое историческое событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года?  Ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город.
4. Кому принадлежат слова призыва: "...буде намъ похотеть помощи Московскому Государству, и то нам не пожалети животов своих, да не токмо животов своих, и дворы свои продавати, и жены и детей закладывать..."?  Козьме Минину
5. Назовите город, в котором на несколько месяцев остановилось ополчение Минина и Пожарского для пополнения новоприбывавшими силами перед походом на Москву.
Ярославль
6. Кого из претендентов на Московский трон называли "тушинским вором"? Лжедмитрия II
7. В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. О каком Храме идёт речь? Казанский собор на Красной площади в Москве.
8. С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси? С воцарением Михаила Романова.
9. В каком году впервые было установлено Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы 4 ноября? в 1649 г.
10. Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября? День народного единства


ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Методическая разработка мероприятия
                                                
   Цели мероприятия:
1. Познакомить учащихся с историей праздника.
2. Подчеркнуть значимость событий 1612 года для дальнейшей истории нашей    страны.
 3.Способствовать воспитанию патриотизма, любви к Родине.
Оборудование: выставка книг, рекомендательный список литературы, ТСО – мультимедиа для демонстрации слайдов.
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово заведующей библиотекой:

 Ребята, сегодня мы празднуем День народного единства.
 Этот праздник является символом высокой духовности и патриотизма российского народа, великих достижений и героических подвигов наших предков во имя Родины, а главное - солидарности всех граждан нашей великой страны! (Слайд 1)
 Что же такое «солидарность»?
(Сообщение заранее подготовленного ученика):
 -
Это слово в переводе с латинского означает «прочный».
Солидарность – это общность интересов, действий или убеждений, совместная ответственность.  Ответственность за свою страну, прежде всего.
II.Основная часть.
Чтец 1:
Всё проходит. Остаётся Родина -
              То, что не изменит никогда.
              С ней живут, любя, страдая, радуясь.
              Падая и поднимаясь ввысь…
              И ещё немало будет пройдено,
              Коль зовут в грядущее пути.
              Но светлей и чище чувства Родины
              Людям никогда не обрести.
Ведущий 1: День народного единства - один из самых молодых праздников нашей страны, который отмечается в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России».
Ведущий 2: Государственная Дума в 2005 году приняла действительно историческое решение. (Презентация - слайд 2)
Ведущий 1: Что же означает название этого праздника?
Ведущий 2: Почему возникла необходимость возродить его?
Ведущий 1: Какие события стали основой народного единения и кто был во главе национального единства?
Ведущий 2: В чем и с кем мы должны объединяться?
Ведущий 1: Вот темы нашей дискуссии. (Слайд 3)
Ведущий 2:  Итак, 4 ноября наша страна отмечает День народного единства. Этот праздник отдает дань памяти событиям 1612 года, когда в едином духовном и ратном порыве народным ополчением Минина и Пожарского была освобождена Москва, и было положено начало выхода страны из глубокого политического, духовного и нравственного кризиса, известного как Смутное время и были заложены основы для строительства фундамента независимого государства.
Ведущий 1: Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для нашей страны время проявил беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм, способность выдержать тяжелейшие испытания и отстоять свою независимость. (Слайды 4-5).
А вначале нашей беседы давайте окунемся в ту эпоху и посмотрим, какой же была Москва конца XVI - начала XVII веков. (Слайд 6)
Ведущий 2: Смутным временем русские люди называют нелегкие для Российского государства тридцать лет конца ХVI – начала XVII веков.
В 1584 году в Москве умер царь Иван IV, прозванный за крутой нрав Грозным. С его смертью и наступило в России Смутное время.
Ведущий 1: За это время на Руси произошло много трагических событий. Первые годы XVII столетия выдались очень страшными: неурожаи, голод, восстания. (Слайд 7)
Чтец 2: В Москве был голод этим летом,
               К зиме сожрали всех котят.
               Болтали, что перед рассветом
               Гробы по воздуху летят.
Ведущий 2: В 1601 году в стране случился неурожай, повторился он и в последующие два года. Повсюду начались голод и мор. За два с половиной года от голода в одной только Москве умерло около 120 тысяч человек.
(Слайд 8). В стране назревало недовольство. Появились огромные толпы голодных и озлобленных людей, которые только и ждали случая, чтобы объединиться и пойти на Москву. (Слайд 9)
Ведущий 1: Во всем обвинили царя Бориса Годунова, который пришел к власти после смерти Ивана Грозного (потомка старинной династии Рюриковичей). Бояре считали его незаконным царем, не из Рюриковичей.
(Слайд 10). Всем этим и воспользовались польские паны.
Ведущий 2: Со стороны Польши в Россию пришли войска, возглавляемые Самозванцем Григорием Отрепьевым, который выдавал себя за сына Ивана Грозного - Дмитрия, доказывая всем, что он и есть царевич Дмитрий, которого Борис Годунов много лет назад пытался убить в городе Угличе, но чудом Дмитрий остался жив. Народ поверил в «воскресшего» царевича и Лжедмитрий был с почестями встречен в Москве. (Слайд 11)
Ведущий 1: Пришедшие с Лжедмитрием I поляки держали себя в Москве заносчиво – они оскорбляли москвичей, грабили их. Особенно русских людей оскорбило то, что поляки попытались установить свою католическую веру. Всё это не могло не вызвать взрыв возмущения.
Ведущий 2: В ночь на 17 мая 1606 года в Москве зазвучал набатный колокол. Жители столицы узнали, что бояре и дворяне ворвались в царские покои и убили самозванца. Через несколько дней тело Лжедмитрия I сожгли, а пепел смешали с порохом и выстрелили им из пушки в сторону Польши, откуда Самозванец пришел. (Слайд 12)
Ведущий 1: Заговор по свержению Лжедмитрия 1 возглавлял князь Василий Шуйский, которого бояре-заговорщики и «выкрикнули» новым царем. Но Василий Шуйский, царствовавший с 1606 по 1610 годы, тоже был немалым обманщиком. Он всегда говорил то, что ему было выгодно. В народе Шуйского не любили, считая не всенародным, а лишь «боярским» царем. (Слайд 13)
Ведущий 2: В августе 1607 года поляки предприняли новую попытку проникновения в Московскую Русь, на этот раз уже с участием Лжедмитрия II. К полякам вскоре примкнули южнорусские дворяне и отряды казаков. В мае 1608 года под городом Болховом Лжедмитрий II разбил войска Василия Шуйского и подошёл к Москве.
Ведущий 1: Самозванец расположился в подмосковном селе Тушине, отчего в народе его прозвали «Тушинский вор». С помощью польских отрядов
Тушинскому вору удалось захватить власть более чем в двадцати русских городах, но, как и первого самозванца, его постигла трагическая участь: он был убит. (Слайд 14)
Ведущий 2: Бояре и дворяне, разгневанные поражением русских войск под Тушином, ворвались в покои Василия Шуйского и под угрозой смерти потребовали, чтобы он отрекся от престола. Шуйскому ничего не оставалось, как согласиться, и против собственной воли он был пострижен в монахи. Ведущий 1: Участники заговора поклялись свергнутому Шуйскому «выбрать государя Всей землею», но не сдержали клятвы. Власть в стране перешла к временному боярскому правительству во главе с князем Мстиславским. В
народе эту власть прозвали «Семибоярщиной», а времена с 1610 по 1613 годы окрестили «Междуцарствием».
Ведущий 2: Чтобы избавиться от угрозы стоявшего под Москвой Тушинского вора, притязавшего на трон, правители Семибоярщины решили возвести на российский престол сына польского короля Сигизмунда III –Владислава. И под предлогом защиты Москвы в ночь с 20 на 21 сентября 1610 года, когда ворота в
Московский Кремль были открыты боярами, в столицу под командованием Гонсевского вошел польский гарнизон с немалым числом литовских воинов.
Ведущий 1: Эти действия Семибоярщины и послужили сигналом к объединению россиян и изгнанию из Москвы польских захватчиков. Народ желал избрать нового царя «волей Всей земли». (Слайд 15)
Ведущий 2: Это было в далеком 1611 году. В то ясное осеннее утро конца сентября в Нижнем Новгороде не открылась ни одна торговая лавка. Весь люд спозаранку стал собираться на городской площади перед Земской избой. Один из гонцов, прибывших из Москвы, громко зачитал привезенную из Троицкого монастыря грамоту, призывавшую русский народ к «великому стоянию» против польско-литовских захватчиков, за веру православную и отечество:
Ведущий 1: «Соотечественники, польский король Сигизмунд – это хитрый лис, который всех обманывает: будто мыслит он не завоевать Московское государство, а помочь русским людям преодолеть Смуту. Но мы своими глазами видели, как поляки разоряли православные храмы, как пред очами родителей сжигали в русских деревнях детей. И видели мы, как носили поляки на саблях и копьях головы русских воинов. И не бывало ещё на Руси так плохо, как нынче. Больше года нет у нас законного царя, и Московским государством правят семь бояр. Семибоярщина – это измена и предательство!.. Который год идёт великая Смута на Руси! И приблизились дни окончательной погибели земли Русской!» (Слайды 16-18)
Ведущий 2: На Лобное место быстро поднялся Кузьма Минин: «Сограждане нижегородские, слушал я гонцов и не смог сдержаться. Сердце моё разрывается от боли за бедную землю Московскую. Пришло время всем российским людям подняться на яростную брань! Не вечно же топтать Русь врагу, пора и честь знать!.. Так давайте создадим всенародное ополчение против врага!... Пока же начнем собирать для воинов деньги. Я отдам всё, что за долгие годы нажил тяжким трудом». (Слайд 19-22)
Ведущий 1:  Войско Минина и Пожарского пришло в Москву 20 августа 1612 года. Польские захватчики оказались в осаде (в Кремле и Китай-городе). К середине октября поляки съели всех лошадей, собак, кошек и даже мышей. Пленники начали убивать друг друга, чтобы подвергнуть той же участи своих товарищей... А 26 октября уже все кремлевские ворота были открыты настежь. (Слайд 23)
Ведущий 2: После изгнания из Москвы поляков несколько месяцев страной правило временное правительство во главе с Пожарским и Трубецким. В самом конце декабря 1612 года оба князя разослали по городам грамоты, в которых вызывали в Москву из всех городов и из всякого чина самых лучших и разумных выборных людей «для Земского совета и для государственного избрания».
Ведущий 1: Этим выборным людям и предстояло избрать нового царя. После недолгих споров они остановились на 16-летнем Михаиле Романове – сыне Митрополита Филарета. (Слайд 24)
Ведущий 2: Таким образом, тридцать лет губило Русь Смутное время. Ослабевшую от раздоров страну пытались захватить враги. «Тогда решалось, где будет центр славянства – в Варшаве, Киеве или Москве. Варшава и Киев были в несколько десятков раз больше Москвы, которая была маленьким
городом. И шансов у нее было не так много. Москва могла стать окраиной Польши.
Ведущий 1: Но тогда бы Российское государство не имело развития. Польша простиралась бы до Волги. А что было бы впоследствии – трудно сказать».
(Слайд 25)
Ведущий 2: Но нашлись мудрые головы и храбрые сердца - Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский! Собрав ополчение, они спасли Русь от гибели!
20 февраля 1818 года на Красной площади в Москве был открыт памятник Минину и Пожарскому (по проекту скульптора И.П.Мартоса).
На его пьедестале отлиты две бронзовые картины с выпуклыми изображениями (барельефами).
Ведущий 1:  На первой картине изображено, как граждане Нижнего Новгорода несут своё имущество на площадь и приводят в ополчение своих сыновей. Вторая картина иллюстрирует бегство поляков из Москвы, преследуемых русскими воинами.
Ведущий 2: Фигуры Минина и Пожарского стоят на высоком гранитном пьедестале. Пожарский изображён сидящим, перед ним стоит Минин – правой рукой он показывает на Кремль, а левой подаёт Пожарскому меч.
На лицевой стороне пьедестала надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818». (Слайд 26)
Чтец 1: «Добрый памятник поставлен
                Двум героям всей страной
                В знак того, что был избавлен
                От бесчестья край родной»  (Н. Кончаловская)


III.Заключение.
Ведущий 1: «Это объединение русского народа вокруг Минина и Пожарского, освобождение Москвы дало толчок для развития государственности, это начало становления мощного российского государства, которое стало Российской империей.
Ведущий 2: После 1612 года наши предки стали продвигаться на восток, через сто лет они дошли до Тихого океана, при Петре I они достигали берегов Северной Америки!  И такое развитие буквально за 100 лет!»
Ведущий 1: Проникнутый идеями национального согласия и сплочения общества, упрочения российской государственности, День народного единства также является праздником добра, днем заботы о людях, своих согражданах. Любое, даже самое малое доброе дело в этот день для каждого должно стать первым шагом к исцелению души, а добрые дела миллионов добровольцев, вместе взятые, приведут нас к духовному оздоровлению всего общества.


IY. Вопросы для беседы с учащимися. Подведение итога мероприятия.
1. Когда ещё в истории нашего государства народ демонстрировал своё единство против захватчиков?
2. Почему, как вы думаете, Государственной Думой было принято решение о праздновании этого дня как общегосударственного праздника?
3. Какую опасность несут национальные распри и конфликты?
4. В чём проявляется современное единство России?
5. Подумайте, что бы вы сделали для укрепления национального единства в обществе на месте президента?
  Итак, ребята, подводя итог нашего мероприятия, мы делаем закономерный вывод: учиться гордости за свою страну, верности  и единству, гражданственности и честности, ответственности за прошлое и будущее мы должны у наших предков. Наша родина, наша земля сохранена ими, и мы должны беречь и защищать её, в горе и в радости быть вместе со своей страной! Никто – ни поляки, ни французы, ни американцы – не помогут нам. Только мы сами – соотечественники - должны отдать все силы и даже жизнь для защиты и процветания нашей любимой России, как когда-то это сделали в Смутное время наши предки, изгнав польских интервентов и предотвратив распад государства. Слава им!   
       
                                
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Литературно-музыкальная композиция

 (Слайд 1) 

Ведущий 2: Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке свершались подвиги, слагались песни, стихи... 

(Слайды 2-7) 

Чтец 1: 

Под большим шатром 
Голубых небес 
Вижу – даль степей 
Зеленеется 
И на гранях их 
Выше тёмных туч 
Цепи гор стоят 
Великанами…. 

Чтец 2: 

Широко ты Русь 
По лицу земли 
В красе царственной 
Развернулася! 
И во всех концах 
Света белого 
Про тебя идёт 
Слава громкая 
Уж и есть за что 
Русь могучая 
Полюбить тебя 
Назвать матерью. 

(Слайд 8) 

Ведущий 1: Родина и единство... Единство. Единение народов. Вот в чём сила России. Но всегда ли народы России жили в единстве? 

Ведущий 2: К сожалению, на протяжении всей истории Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось единство, когда в стране царили распад, хаос, вражда, анархия, катастрофа. Смутные времена нередко потрясали Россию до самого основания, да так, что менялись, не только цари и правители, но даже формы правления. 

Ведущий 1: В 17 веке, 4 столетия назад в России началось смутное время. Умер царь Иван Грозный. Старший сын неспособен был царствовать, а младший, Дмитрий, погиб при загадочных обстоятельствах. Без царя как без хозяина в доме, сразу начался беспорядок. 

Ведущий 2: А как говорят в народе: пришла беда – отворяй ворота. Сразу же 2 года подряд были неурожайные годы, и начался голод. Многие хотели в эти трудные для всех годы занять русский престол. И даже иностранцы, поляки и шведы, обманным путем хотели посадить на престол ложных царей. 

Ведущий 1: Начались в России грабежи и разбои, а порядок навести некому. Так и разорилась наша страна, и захватили её поляки. Целый год царствовал самозванец Лжедмитрий I, но обмануть русский народ ему не удалось, его разоблачили и убили. 

Ведущий 2: Но порядок в стране так и не установился, потому что не было в стране единства. Вскоре объявился ещё один самозванец Лжедмитрий II. А люди не знали, что делать и кому верить. Враги продолжали захватывать русские земли, разорять страну, унижать людей. 

Ведущий 1: Но всегда, когда Родина в опасности, находятся героические люди, чтобы спасти её. 

Чтец 3: 

От бескрайней равнины Сибирской 
До Полесских лесов и болот 
Поднимался народ богатырский, 
Наш великий российский народ. 
Выходил он, свободный и правый 
Отвечая войной на войну, 
Постоять за родную державу, 
За могучую нашу страну. 

Чтец 4: 

В дни крамол, смут из пепла, из обломков 
Россия встанет. Близок день. 
Спасителей любовно восхвалят, 
Проливших кровь за счастие народа. 
И, будучи горды героями, их подвиги 
Навечно в памяти потомки сохранят. 

(Слайды 9-12) 

Ведущий 2: Купец Козьма Минин и воевода Дмитрий Пожарский собрали народное ополчение. Долгий путь до Москвы предстояло пройти народному ополчению, в течение целого года освобождали они захваченные поляками и шведами русские земли. Все помогали, чем могли, тоже вступали в ряды ополченцев. 

Ведущий 1: Освободили Москву от интервентов в 1612 году. Победили врага, потому, что были вместе, потому, что Родину защищали, не хотели потерять ее. 

Ведущий 2: В России выбрали нового царя Алексея Михайловича Романова. И наступил в стране мир и покой. А героям-освободителям – Минину и Пожарскому на деньги, собранные народом был поставлен памятник на Красной площади в городе Москве. 

(Слайды 13, 14) 

Ведущий 1: Символом верности Родине вечно будет служить подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе против польских интервентов. Он, спасая царя, завёл отряд поляков в непроходимое лесное болото, за что и был зверски убит. 

Чтец 5: 

«Куда ты ведёшь нас?.. не видно ни зги! – 
Сусанину с сердцем вскричали враги: – 
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега; 
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега. 
Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути; 
Но тем Михаила тебе не спасти! 
Друг за другом идут в молчаньи сарматы; 
Всё дале и дале седой их вожатый. 
Уж солнце высоко сияет с небес – 
Всё глуше и диче становится лес! 
И вдруг пропадает тропинка пред ними: 
И сосны и ели, ветвями густыми 
Склонившись угрюмо до самой земли, 
Дебристую стену из сучьев сплели. 
Вотще настороже тревожное ухо: 
Всё в том захолустье и мертво и глухо... 
«Куда ты завёл нас?» – лях старый вскричал. 
«Туда, куда нужно! – Сусанин сказал. 
Убейте! замучьте! – моя здесь могила! 
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила! 
Предателя, мнили, во мне вы нашли: 
Их нет и не будет на Русской земли! 
В ней каждый отчизну с младенчества любит 
И душу изменой свою не погубит». 
«Умри же! – сарматы герою вскричали, 
И сабли над старцем, свистя, засверкали! – 
Погибни, предатель! Конец твой настал!» 
И твердый Сусанин весь в язвах упал! 
Снег чистый чистейшая кровь обагрила: 
Она для России спасла Михаила! 

Кондратий Рылеев 1822 

Отрывок из оперы Глинки «Иван Сусанин» 

(Слайды 15, 16, 17) 

Ведущий 2: История России учит нас: порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе. Так бывает и в жизни: один посадит дерево, а все вместе – сад; один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, – уж и дом готов! 

Ведущий 1: Соединяет людей и народы дружба. Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина! Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник – День народного единства. 

Ведущий 2: Родина и единство... Такой глубокий смысл заложен в этом празднике. Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на неё набрасывались соседи, стремясь завоевать земли и поработить наш народ. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам. 

Ведущий 1: Праздник, посвященный Дню народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика. 

Главное – вместе! 
Главное – дружно! 
Главное – с сердцем, горящим в груди! 
Нам равнодушие не нужно! 
Злобу, обиду прочь гони! 

Ведущий 2: Русский народ помнит и чтит своих героев. 

Ведущий 1: 

Сегодня вспомним с вами мы воинов Руси, 
Ведь в нас, живущих ныне, частица их крови! 

(Выступление учеников сопровождается презентацией) 

(Слайды 18-21) 

1. Князь Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории. В 1240 году он разгромил войско шведов на реке Неве, за что и получил это прозвище. А через 2 года одержал победу над немецкими рыцарями. За его подвиги церковь причислила его к лику святых. Враги надолго запомнили его слова «Кто с мечом на русскую землю придет, от меча и погибнет!» И всегда так было! И всегда так будет!» Князь Александр Невский не проиграл ни одного сражения. 

В годы Великой Отечественной войны был учреждён орден Александра Невского. Орденом Александра Невского награждались командиры Красной Армии, проявившие в боях за Родину личную отвагу, мужество и храбрость и умелым командованием обеспечившие успешные действия своих частей. 

(Слайды 22-24) 

2. Князь Дмитрий Иванович Донской правил на Руси в непростое время: Русь стонала под игом монголо-татарского ига, грозили войной литовцы. 

Получив благословение от Сергия Радонежского, князь Дмитрий выступил против хана Мамая. В 1380 году состоялась Куликовская битва. 

«И встретились полки…и гудела земля, горы и холмы тряслись от множества воинов бесчисленных…» – писал летописец. 

Поэт Александр Блок посвятил Куликовской битве эти строки: 



На пути – горючий белый камень, 
За рекой – поганая вода. 
Светлый стяг над нашими полками 
Не взыграет больше никогда… 

(Слайды 25, 26, 27) 

3. Петр Первый Великий (Пётр Алексеевич Романов) государственный деятель, реформатор, полководец. В годы царствования он повёл Россию по пути глубоких преобразований: в экономике, государственном строе и культуре. При Петре были созданы регулярная армия и военно-морской флот. 

Пётр вёл энергичную внешнюю политику: в результате войны с Турцией к России был присоединен Азов. В ходе Северной войны, присоединил к России земли по берегам Невы, в Карелии и Прибалтике, ранее завоеванные Швецией. На Неве в мае 1703 г. была заложена Петропавловская крепость, давшая основание будущей столице России – Санкт-Петербургу. 

Провел реформы государственного управления. При Петре появилось множество школ и специальных учебных заведений. Всеми государственными преобразованиями руководил сам царь, ставший в 1721 г. первым императором Всероссийским. 

(Слайды 28, 29, 30) 

4. Суворов Александр Васильевич – генералиссимус. 50 лет своей жизни посвятил военной деятельности, участвовал в 7-ми войнах не зная поражений, провел 60 сражений, с его именем связанны самые блестящие страницы русской истории. Его «Наука побеждать» воспитало целое поколение полководцев. Его правила, мы помним и сегодня: 

«Сам погибай, а товарища выручай!» «Труса лечи опасностью…» 

В годы Великой Отечественной войны был учреждён орден Суворова, которым награждался только высший офицерский состав за блестяще организованные и проведённые военные операции. 

(Слайды 31, 32, 33) 

5. Русский флотоводец адмирал Федор Федорович Ушаков – создатель и командующий Черноморским флотом. В русско-турецкой войне и в войне с Францией его эскадра одержала несколько блестящих побед, несмотря на то, что силы противника превосходили в несколько раз. 

В годы Великой Отечественной войны были учреждены орден и медаль Ушакова, а Русская православная церковь причислила его к лику святых. 

Орденом Ушакова награждаются офицеры Военно-Морского Флота за выдающиеся успехи в разработке, проведении и обеспечении морских операций, в результате которых была достигнута победа над численно превосходящим врагом. 

Медалью Ушакова награждаются матросы и солдаты, старшины и сержанты, мичманы и прапорщики Военно-Морского Флота и морских частей пограничных войск. Награждение медалью Ушакова производится за личное мужество и отвагу. 

(Слайды 34, 35, 36) 

6. Михаил Илларионович Кутузов. Самую громкую славу полководцу принесла Отечественная война 1812 года с французской армией. Наполеон завоевал всю Европу, а Россию не смог. Солдаты очень любили Кутузова, верили ему и шутили: «Пришел Кутузов бить французов». 

В годы Великой Отечественной войны был учрежден орден Кутузова, второй после ордена Суворова по порядку старшинства “полководческий” орден. Орденом Кутузова награждались командиры Красной Армии за хорошо разработанный и проведённый план операции – фронтовой, армейской или отдельного соединения, в результате чего противнику нанесено тяжёлое поражение, а наши войска сохранили свою боеспособность. 

(Слайды 37, 38) 

7. Пётр Иванович Багратион из старинного рода грузинских князей. Его военная служба началась с 17 лет. У него были талантливые учителя: Суворов, Кутузов. В 1812 году в войне с Наполеоновской армией он мужественно вёл бои, чтобы остановить врага. В Бородинской битве он был смертельно ранен. 

(Слайды 39-41) 

8. Михаил Петрович Лазарев. Великий мореплаватель и флотоводец – первооткрыватель Антарктиды. В 1833 году командуя Черноморским флотом, героически сражался с турецкой эскадрой. Противник потерпел сокрушительное поражение, и в этом была заслуга Лазарева. 

(Слайды 42, 43) 

9. Георгий Константинович Жуков – всемирно известный полководец. Именно благодаря его стратегии, наша страна победила в кровопролитной войне с фашистской Германией. Он был настоящим патриотом и в мирное время Жуков Георгий Константинович честно и преданно служил Родине. 

(Слайды 44-54) 

Чтец 6: 

Роса состоит из росинок, 
Из капелек пара – туман, 
Песок – из мельчайших песчинок 
Россия – из россиян. 
Мы вместе: адыги, волжане, уральцы, 
Поморы и степняки – 
Похожи на крепкие пальцы 
Большой работящей руки. 
Мы вместе: калмыки, чуваши, 
Буряты, якуты, мордва. 
Опорой единственной нашей 
Всегда остаётся Москва. 
Земля и вода – неразрывны, 
Как берег или река, 
Неразделимы ливни, 
И ветер, и облака. 
У радуги – нет половинок. 
И если волна – то волна, 
И нету полуросинок, 
Вот так и Россия – одна. 

Чтец 7: 

Берегите Россию – 
Нет России другой. 
Берегите её тишину и покой, 
Это небо и солнце, 
Этот хлеб на столе 
И родное оконце 
В позабытом селе... 
Берегите Россию, 
Без неё нам не жить, 
Берегите её, 
Чтобы вечно ей быть 
Нашей правдой и силой, 
Всею нашей судьбой. 
Берегите Россию – 
Нет России другой. 

Ведущий 1: 

Всё проходит. Остаётся Родина – 
Та, что не изменит никогда. 
С ней живу любя, страдая, радуясь 
Падая и поднимаясь ввысь… 

Ведущий 2: 

И ещё немало будет пройдено, 
Коль зовут в грядущее пути. 
Но светлей и чище чувства Родины 
Людям никогда не обрести…



6 комментариев:

  1. Здравствуйте, Наталья Васильевна! Большой, интересный материал, позволяющий провести мероприятия по Дню народного единства. Спасибо, рекомендую учителям!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, пользуйтесь, Людмила Федоровна! Для этого и публикую)

      Удалить
  2. Наталья Васильевна, спасибо. Обязательно порекомендую материал коллегам

    ОтветитьУдалить
  3. Анна Борисовна, я очень рада, что материал будет полезен коллегам!

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Подводя итоги года: фотоОтчет 2020

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: