На
современном этапе технологии Web 2.0 все активнее применяются в библиотечной
деятельности. Одним из направлений их использования является создание и ведение
библиотечных блогов.
Web
2.0 (определение Тима О’Рейлли) — методика проектирования систем, которые путём
учёта сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими
пользуются. Особенностью веб 2.0. является принцип привлечения пользователей к
наполнению и многократной выверке информационного материала. Определение Тима
О’Рейлли нуждается в уточнении. Говоря «становятся лучше», имеют в виду скорее
«становятся полнее», то есть речь, как правило, идёт о наполнении информацией,
однако вопросы её надёжности, достоверности, объективности не рассматриваются.
Актуальной
задачей для библиотек стало продвижение своих услуг с помощью сервисов Web 2.0.
Кроме того, сервисы Web 2.0 оказываются удобным инструментом для автоматизации
работы библиотеки.
Одним
из инструментов Web 2.0 являются блоги.
Блог
(англ. blog, от «web log», «сетевой журнал или дневник событий») – веб-сайт,
основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи, содержащие текст,
изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной
значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке. Важной
особенностью блога является то, что читатели могут публиковать свои комментарии
к сообщениям, что делает блог уникальным интерактивным ресурсом.
В
русскоязычном сегменте Интернет, по версии «Яндекс. Блоги», находится около 18
млн. блогов. Из них к «библиотечным» блогам относятся только 159. Необходимо
отметить, что еще 3 года назад их количество не превышало 10.
Что
же такое библиотечный блог? Это не только набор ценной информации, но и
возможность достучаться до сидящих в интернете читателей и повернуть их лицом к
библиотеке. Для многих библиотекарей блоги стали объектом для самовыражения.
Библиотечные
блоги можно разделить на 2 вида:
·
Блоги библиотек. Все больше
библиотек вместо новостной ленты на сайте библиотеки используют блоги.
·
Блоги
библиотечных специалистов. Блоги ведутся библиотекарями-энтузиастами или
специалистами, профессиональная деятельность которых связана с библиотеками. В
этих блогах обсуждаются новые тенденции в библиотечном деле, вопросы авторского
права в деятельности библиотек, новости в мире информационных технологий,
особенности использования электронных информационных ресурсов, обслуживание
пользователей и многое другое.
Блог – удачный инструмент для организации,
который помогает рассказать о своих услугах и стать ближе к потребителю, войти
с ним в тесную взаимосвязь и привлечь его к совершенствованию качества
предоставляемых услуг. При изучении возможностей управления знаниями в
библиотечном деле именно социальные медиа дают возможность понять, насколько
важно в современной реальности для библиотеки вовлекать пользователя в
производство непосредственных библиотечных услуг, в совершенствование
библиотечного продукта, в увеличение знания, принадлежащего библиотеке.
Но Интернет также представляет множество
других возможностей для людей, работающих в библиотеке. И частный блог
библиотекаря чаще всего направлен не столько на информирование «жителей» Сети о
его личных достижениях, сколько является попыткой формализовать возникающие
мысли, чтобы затем они преобразовались в новые идеи или проекты.
На самом деле в блогах нет ничего
сложного. Это всего лишь персональный веб-сайт, содержимое которого отражается
в порядке, обратном хронологическому. Новые посты оказываются наверху, а не
внизу страницы, позволяя легко отслеживать изменения.
В большинстве случаев посетители блога
могут идентифицировать автора и оставлять свои комментарии, которые будут
доступны всем. Блоги свободно соединены друг с другом с помощью гиперссылок. Эти ссылки
означают, что любой блогер, которому есть что сказать, является частью
глобальной сети, именуемой блогосферой. Самый важный аспект блога в том, что он
носит диалоговый характер. Телефоны, факсы, электронная почта, SMS и мгновенные
сообщения – все это расширяет «поле общения», так же как и интернет-форумы,
доски объявлений и чаты. Но ни одно из этих средств коммуникации не позволяло
одному человеку общаться со многими, находящимися в разных местах, из любой
точки, где у него есть компьютер и доступ в Интернет, до тех пор, пока не
появился блог.
Сегодня библиотечная блогосфера
выступает своеобразным «зеркалом жизни», отражающим как актуальные проблемы
общества, так и мнение по этим проблемам мыслящей части библиотечного
сообщества. Блоги стали полноправным источником контента. Благодаря развитию
новой медиасреды изменяется информационная повестка дня, характер и способ
реагирования аудиторий.
Современная ситуация такова, что
библиотекам уже никуда не деться от интернет-экспансии.
Значение глобальной сети для библиотек
сегодня уже не вызывает разногласий и споров, однако элементарные правила
работы в Интернете с социальными медиа для многих так и остаются тайной за
семью печатями. Интернет – виртуальный канал, но пользователь туда приходит
реальный, со своими потребностями и желаниями.
Сегодня блоги прочно вошли в жизнь
современного человека как удобные и быстрые каналы передачи информации. Блоги
делают библиотеки или, по крайней мере, тех, кто в них работает, ближе к
окружающим. Пользователь говорит: «Я хочу». Библиотека должна отвечать: «У нас
лучшее». Пользователь принимает решение на основе собственного опыта, советов
друзей, библиотечной рекламы.
Библиотеки оказались в совершенно новой
ситуации: пользователь говорит: «Беру помощь зала», и зал подсказывает решение,
не советуясь с самой библиотекой. Вот почему, больше на интуитивном уровне,
нежели осознанно, многие библиотеки активно стали использовать библиотечные
блоги в своей работе.
Таким образом, библиотечный блог для
современной библиотеки – это:
• площадка для пользователей
(читателей), привлеченных из социальных сетей, большинство из которых лояльны
именно к блогам, а не к официальным библиотечным сайтам;
• использование инструментов и методов
коммуникации и продвижения в Интернете, которые некорректны для сайта
библиотеки, но оптимально подходят под формат блога библиотеки;
• создание корпоративного ресурса с
достаточным количеством тематического контента, оптимизированного под поисковые
системы (который регулярно добавляется), что позволяет постоянно привлекать
целевых посетителей и их внимание к библиотеке;
• построение связи с пользователем
(читателем) через передачу ощущений личностного аспекта сотрудников и
внутренней жизни библиотеки;
• донесение до аудитории позиции библиотеки
в неофициальном виде. Блог – это одновременно и официальная и неофициальная
позиция. Можно в различных ситуациях трактовать мнение библиотеки, как
официальное или как неофициальное;
• тестирование новых идей.
И это еще не все. Внедрение комплексного
использование библиотечного сайта, блога, социальных сетей и различных медиа
позволит грамотно и эффективно позиционировать библиотеку в информационном
пространстве.
Поскольку блоги представляют собой самый
экономный канал коммуникации, можно выйти на тысячи, сотни тысяч людей,
потратив несколько сотен рублей и немного личного времени.
Библиотеки уже используют блоги для
достижения десятков различных целей. Наиболее очевидное применение -
распространение библиотечных новостей, которые необходимо постоянно обновлять,
желательно, тратя на это минимум времени и усилий. Программы для создания
блогов делают эти обязанности достаточно простыми для любого пользователя. Но
существуют и другие способы получения пользы от блогов.
Информация о библиотечных событиях. Создайте
блог и постоянно помещайте в нем информацию о различных библиотечных событиях и
программах. Постарайтесь вынести эту информацию за пределы сайта вашей
библиотеки. Создайте rss-поток и сообщите о нем всем членам вашего сообщества
(кафедрам, факультетам, отделам, другим библиотекам, коллегам, читателям), для
того, чтобы они смогли добавить заголовки содержания на свои сайты или
просматривать их с помощью ридера (программы для чтения rss-потоков).
Коммерческие компании стараются сделать
так, чтобы каждый посетитель возвращался к ним на сайт снова и снова.
Библиотеки могут делать то же самое. Дайте вашим читателям возможность
подписаться на блог по e-mail, поместив на сайт специальную форму. Такая
реализация маркетинга по запросу дает вам возможность регулярно посылать
библиотечные новости непосредственно на почтовый ящик пользователя. Это также
стимулирует пользователей возвращаться на сайт библиотеки.
Выделите свой блог «из толпы», включив в
него особенный контент, чтобы завладеть интересом читателей. Например, «цитату
дня» из шедевров мировой литературы, проводите каждую пятницу шутливые опросы
или тесты, делитесь своими наблюдениями или рассказывайте интересные моменты из
внутренней, неизвестной читателям, жизни библиотеки. Некоторые библиотеки ведут
подборки «интересных вопросов и ответов», которыми тоже можно поделиться. Не
бойтесь создать свой собственный стиль изложения, пусть это будет дружелюбный
стиль помощника, объясняющего всевозможные непонятности, или официального лица,
сообщающего исключительно полезные факты.
Поддерживайте своих преданных
пользователей. Бесспорной популярностью среди читателей пользуются сообщения о
том, какие новые книги, фильмы или диски появились в фонде библиотеки.
Подумайте о создании в блоге разделов, посвященных различным жанрам: мистика,
ужасы, научная фантастика, любовные романы и т.д.
Расширяйте границы своего сообщества.
Публикуйте обзоры и рецензии новых книг и списки книжных премий. Поощряйте
комментарии и предложения. Дайте читателям пространство для обсуждения
прочитанной книги и возможность рекомендовать интересные, понравившиеся им
издания или критиковать не понравившиеся.
Поддерживайте свое сообщество.
Библиотекари постоянно ищут новые возможности для оказания полезных услуг.
Подумайте, можете ли вы предложить в блоге какую-то особенную услугу и таким
образом привлечь к нему больше читателей? Например, создание новостного блога,
посвященного местным выборам, в котором публикуются объявления о сайтах
кандидатов, назначениях и встречах, может оказаться вполне уместным занятием для
библиотеки, в чьи обязанности входит информирование граждан о различных
политических событиях в своей местности. Или блог-афишу, с информацией о местных
культурных событиях - выставках, концертах, спектаклях, кинопремьерах.
Устанавливайте новые связи. Может, вы
хотите привлечь внимание учителей, чтобы продвигать библиотечные услуги и
сделать так, чтобы школьные визиты приносили пользу как школам, так и
библиотеке. Может стоит начать новостной блог специально для учителей? Вы
можете заострить внимание на специальных сервисах для учителей, программах для
школ, списках книг или интернет-ресурсах, и др. В блогах можно публиковать
развернутые сообщения и даже тематические статьи.
Опишу некоторые бесплатные блог сервисы,
на которых можно разместить свой блог.
Livejournal.com – прекрасная платформа.
В ЖЖ большая аудитория, поэтому создавать личный блог в этом блогсервисе,
перспективно. Здесь присутствует большой функционал: возможность добавляться в
друзья, возможность зарабатывать на размещении контекстной рекламы Google
AdSense и много других возможностей. Только, как видите, активная раскрутка
блога в ЖЖ карается баном, поэтому действовать стоит очень аккуратно.
Блог.ру – сейчас блог.ру закрыл все
исходящие ссылки с блогов, размещенных на их блогсервисе, от индексации
поисковыми системами. Это говорит о том, что перспективы для заработка на
разного рода продаже ссылок здесь нет, поэтому сервис можно выбрать
исключительно для тренировки
Ucoz.ru – также подойдет начинающему
сайтостроителю. Здесь не нужно устанавливать ни модули, ни движок. Интерфейс
интуитивно понятный.
Narod.ru – бесплатный хостинг от
Яндекса. Наверное, является самым популярным. Всем желающим создать блог
предоставляется неограниченное пространство для личного дневника. Хостинг не поддерживает
скрипты и PHP. В общем, бесплатных блогохостингов существует невероятно большое
количество. Вы всегда сможете их найти, введя в поисковой строчке Яндекса или
Google запрос «Бесплатный хостинг». Вам выдаст много результатов.
Кстати, популярность подобных сервисов
по версии Яндекса можно посмотреть по адресу — blogs.yandex.ru. В том случае,
если вы обладаете уже некоторыми знаниями и уверены в том, что не забросите
свой блог, то лучше создать его сразу на платном хостинге. Преимущество заключается
в том, что там не будет назойливой рекламы, зато будет большое количество
разнообразных функций.
Ниже приведу список некоторых платных
хостингов:
Majordomo.ru – неплохой хостинг. Но платный. Сервис постепенно набирает обороты и у него отличные перспективы. Поддержка работает оперативно, реализовано множество функций. Кстати, данный сервис входит в пятерку крупнейших в России хостинг-провайдеров. Всего у них на данный момент четыре тарифа. Цена в месяц на сегодняшний день колеблется от 99 до 450 рублей в месяц.
Best-Hoster.ru – еще один неплохой
платный хостинг. Всего у них 4 тарифа на выбор. Разница заключается лишь в
размере предоставляемого дискового пространства.
С помощью блога гораздо легче продвигать
в интернете библиотечные услуги, ресурсы и программы. Для создания отличного
библиотечного блога необходимо три ингредиента: вдохновение, мотивация и
увлеченность. Вдохновение - это тот самый момент «АГА!», когда вы понимаете,
что блог, как средство публикации, идеально подходит для реализации вашей
маркетинговой идеи. Мотивация - это та энергия, которая помогает вам воплотить
в жизнь хорошую идею и начать вести блог. Увлеченность - это то, что приходит
после. Это тяжелая работа по поддержке и регулярному наполнению блога
содержательными, яркими, жизненными сообщениями. Блог может стать достаточно
эффективным инструментом для завоевания интернет аудитории, состоящей из
читателей поколения Next, для которых получение информации и общение в сети
стало неотъемлемой частью социальной жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий