Уважаемые коллеги!
Мемориальный зал М. А. Ульянова |
Сегодня уже не является новшеством оформление библиотечных выставок с предметной атрибутикой, музейных уголков и даже наличие профильных библиотек-музеев. В библиотеках нашего района тоже присутствуют музейные элементы: Б-Красноярский филиал именуется «Культура и быт сибирского села», в Гуровском и Костинском филиалах оформлены уголки крестьянского быта и представлена информация по истории села; в нашей, центральной, библиотеке функционирует мемориальный зал М. А. Ульянова.
Современная
библиотека, как и ее далекие предшественники: земские, народные, частные
библиотеки, выполняет множество социально значимых функций. Одна из них –
сохранение и воспроизводство социальной памяти - осуществляется не только за
счет прироста книжных собраний, но благодаря сбору, упорядочению и продвижению
уникальных документов, разыскиваемых библиотекарями-краеведами.
«Музей –
некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения,
изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций».
Так буднично определяет статус музея Закон «О музейном фонде Российской
федерации и музеях Российской Федерации». Нам ближе другое определение: «Музей
– так в древности назывался храм муз и вообще место, посвященное музам, т.е.
науке, поэзии и искусству» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).
Музеи библиотек создаются в целях сохранения и развития
традиций, формирования корпоративной культуры и позитивного имиджа библиотеки,
исследования и пропаганды истории библиотек и перспектив их развития.
«Жизнь - альбом.
Человек - карандаш. Дела - ландшафт. Время - гумиэластик: и отскакивает, и
стирает» - эти слова Козьмы Пруткова
как нельзя лучше объясняют: почему два десятилетия назад библиотеки активно,
хотя порой и дилетантски, занялись музейной деятельностью. Очевидно, именно для
того, чтобы не дать времени стереть память о прошлом, о людях, об их деяниях.
Именно тогда вошло в библиотечную жизнь понятие «мини-музей».
Можно назвать много причин возникновения мини-музеев при библиотеках. Остановимся на
трех.
Во-первых, «библиотека, клуб, музей - все эти элементы историко-культурного комплекса являются
насущной потребностью духовной жизни
людей. Но если библиотека и клуб имеются почти в каждом населенном пункте,
то музеев значительно меньше. Поэтому функции музеев берет на себя школа,
клуб, библиотека. «Здесь не пропадет!» -
это главный аргумент, который приводят люди, объясняя, почему именно в
библиотеку они приносят дорогие
реликвии. Библиотекари, как
правило, пользуются авторитетом и доверием.
И именно им, чаще всего, завещают исторические экспонаты» - так считают наши
коллеги из Республики Татарстан.
Другая, не менее
важная причина возникновения мини-музеев - активизация краеведческой деятельности
библиотек. Изучая историю своего края,
города, села библиотекарь, наряду с письменными документами, начинает
собирать предметы материальной культуры.
В библиотеке вначале появляется небольшая выставка, затем, в результате
поисковой работы, она пополняется и в итоге
получается экспозиция, претендующая на звание «мини-музея».
Следует назвать и еще одну причину: каждая библиотека хочет
быть уникальной, иметь свое лицо.
Создание мини-музея считается престижным, так как положительно влияет на
имидж библиотеки, способствует росту ее авторитета.
Анализируя музейную деятельность общедоступных
библиотек, коллеги из научных библиотек выделяют следующие виды проводимых работ в библиотеках:
♦
исследовательская работа с редкими и ценными изданиями как объектами музейной
деятельности,
♦ использование методов музейной экспозиции в создании
мемориальной книжной выставки в библиотеке,
♦ создание музейных
экспозиций, мемориальных уголков,
♦организация
и развитие комбинированных форм (библиотек-музеев, музеев библиотек), которые
играют весомую роль в формировании культурного слоя своих районов обслуживания,
♦
изучение истории создания библиотеки и формирования её коллекции как объекта исследовательской и музейной
деятельности,
♦ изучение библиотеки как объекта культурного историко-архитектурного
достояния города и экскурсионной деятельности (история зданий, её бывших
владельцев),
♦ организация выездных собственных экспозиций музейных
учреждений, в т. ч. федеральных, в библиотеках,
♦ участие музейных учреждений в создании совместных
музейных экспозиций в библиотеке,
♦ участие библиотек в
музейной акции, («Ночь музеев»).
Что же есть на самом деле для библиотек музейная деятельность — культурная инициатива
библиотек или социальная закономерность?
Библиотека — это хранилище
духовного, исторического и литературного наследия народа. Это её мемориальная
функция. Отдельные документы приобретают особую социальную ценность, вплоть
до музейных экспонатов, если они непосредственно связаны с тем или иным
историческим лицом, тем или иным событием (имеют автографы, пометки на полях,
экслибрисы, легенды, относящиеся к ним и т. д.). Таковыми являются экспонаты и
книжный фонд мемориального зала М. А. Ульянова
в нашей библиотеке. Для наших сотрудников очень важно не только сохранение, но и передача социальной
памяти о великом земляке.
Благодаря упорядочению и продвижению
уникальных документов и предметов, по крупицам разыскиваемых энтузиастами-библиотекарями,
сбору свидетельств очевидцев событий, привлечению личных коллекций жителей, появляются в библиотеках музейные экспозиции. Именно так произошло в Костинской сельской библиотеке нашей библиотечной системы.
Если наряду с книгой одним из официально
заявленных приоритетов библиотеки является формирование и раскрытие
вещно-иллюстративного ряда, меняется статус библиотеки: она получает музейную специализацию. Б-Красноярская библиотека-филиал №4 №Культура и быт сибирского села" - яркий тому пример.
Нельзя не отметить , что в основе
любой музейной экспозиции в библиотеке должна находиться, прежде всего, книга. В зависимости
от направленности коллекции — книга либо сама является бесценным экспонатом,
либо раскрывает сущность другого музейного предмета.
Почему музейные
экспозиции стали создаваться в библиотеках?
1.В первую
очередь это определено в современном обществе миссией библиотеки. Библиотека
сегодня — это гуманитарное учреждение, социальной функцией которого является
активное участие в образовании и воспитании человека, в формировании его интеллектуальной
и практической деятельности, в развитии науки и культуры, в обеспечении прав
личности всемерно пользоваться духовными ценностями.
2.Официальную
возможность для претворения этой миссии в жизнь в 1992 г . дал документ «Основы
законодательства Российской Федерации о культуре» (1992). Работа по
сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей
определена в нём как «культурная деятельность», там же (ст. 4) отмечены
основные направления этой деятельности. К ним относятся: изучение, сохранение
и использование памятников истории и культуры, художественное творчество, народные
промыслы, музейное дело и коллекционирование, книгоиздание, библиотечное дело,
а также «иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются,
распространяются и осваиваются культурные ценности». «Основы законодательства
Российской Федерации о культуре» не ставили никаких ограничений в области
культурной деятельности. Таким образом, на основании вышеназванного документа
библиотеки получили право заниматься всеми видами культурной деятельности,
включая музейную. Это послужило катализатором для свободного развития
музейной деятельности в библиотеках.
3.Подтверждено
это было и положениями Федерального закона о библиотечном деле в 1994. В статье
13 Закона указывается, что библиотеки сами определяют «содержание и
конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными
в их уставах».
Почему
музейные экспозиции стали создаваться именно
в библиотеках?
1.Библиотека
осталась единственным бесплатным социальным институтом, по-настоящему
общедоступным, открытым всем и каждому.
2.Психологический
фактор: в музеи ходят далеко не все, и выставляется в нём далеко не всё. В то
время как библиотека всегда рядом, доступна, и посещают её люди с разной
мотивацией, всех возрастов и профессий. На одной из конференций, проходившей
под эгидой Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА),
прозвучало такое утверждение: «В этот дом-убежище люди приходят и уходят, а
непрекращающийся поток историй и знаний согревает их сердце и просвещает умы.
И как найти ещё безопасное место для исследований, размышлений и открытий, где
бы потом эти открытия оставались в целости и сохранности».
3.Музейные
экспозиции в библиотеках, как правило, создаются по инициативе самих владельцев
раритетов, а не на основе научно проработанной концепций, как это происходит в
музейных учреждениях. Воссоздаётся в них история повседневности. И самое главное,
в этом процессе постоянно можно участвовать самому владельцу переданных раритетов.
В этом случае сохраняется связь владельца со своей коллекцией, и кроме того появляется
возможность контакта с другими заинтересованными людьми и расширения сферы
своего интереса и т. д.
4.Основными
источниками формирования музейных коллекции в библиотеках являются частные
дары. Библиотеки, как правило, пользуются авторитетом и доверием, и именно им,
чаще всего, люди готовы передать свои коллекции или семейные реликвии.
5.Кроме
того, в библиотеки можно передать раритеты не только в дар, навсегда, но и на
временное хранение.
6.Ещё одна,
не менее важная причина — активизация краеведческой деятельности библиотек.
Изучая историю своих районов, своей библиотеки, библиотекарь, наряду с письменными
документами, начинает собирать предметы материальной культуры. Вначале в
библиотеке появляется небольшая выставка, затем в результате поисковой работы
она пополняется, а в итоге, получается экспозиция. Это повышает статус
общедоступной библиотеки.
Т. М. Кузнецова (Кузнецова Т.В. Музейная деятельность библиотек:
культурная инициатива или социальная закономерность на примере общедоступных
библиотек Санкт-Петербурга//Библиотечные технологии (приложение к журн.
«Библиотечное дело»).-2010.-№4.-С.73-83), характеризуя ситуацию
развития музейной деятельности в общедоступных библиотеках Санкт-Петербурга, выделяет следующие понятия:
♦«библиотека-музей»
♦«музей-библиотека»
♦«музей
(музейная экспозиция) при библиотеке»
♦ «мини-музей»
♦мемориальные уголки.
Однако Федеральный закон «О Музейном
фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996) дал
определение «музея», как некоммерческого учреждения культуры, созданного
собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных
предметов и музейных коллекций», то есть организации, имеющей утверждённое
название, регистрационное удостоверение, устав, самостоятельный баланс и смету.
И таким образом, лишив права на существование все музеи без прав юридического
лица.
В связи с этим правомерно музейную
деятельность и организацию музейных экспозиций в библиотеках рассматривать как одно из направлений культурно-просветительской и
научно-исследовательской деятельности.
Использование музейных форм деятельности
считается оправданным по следующим причинам:
♦
жители могут удовлетворять свои разнообразные культурные запросы вблизи от
дома, не затрачивая время и силы на дорогу в центр города;
♦
такая деятельность привлекает в библиотеку дополнительный контингент читателей;
♦
позволяет библиотеке целенаправленно вести просветительскую деятельность среди
населения.
Широта
спектра музейной деятельности показывает, что библиотеки, двигаясь в этом
направлении, заняли позиции информационно-культурных центров, которые активно
развиваются и предлагают пользователю множество интересных программ. Уделяется
повышенное внимание индивидуальным запросам, что способствует персонализации
взаимодействия с посетителями. Таким образом, изучение феномена музейной
деятельности в библиотеках приводит к выводу о том, что это явление вполне
закономерно, а возросшее внимание к музейной деятельности некоторой группы
библиотек свидетельствует об изменении их социальной роли в ответ на актуальные
потребности общества.
Но, пожалуй, самой
главной субъективной причиной является личная
заинтересованность библиотекаря в создании
мини-музея. Без этого фактора личности вряд ли что-то может
состояться.
Сейчас мы уже не задаем
себе вопросы:
- Музеи какого типа можно организовать в библиотеке и какой из них наиболее перспективен?
- Стоит ли библиотеке брать на себя
музейные функции, и не лучше ли просто ограничиться координацией работы с уже существующими музеями и выставочными залами?
- Не сказывается ли
отрицательно создание музея
при библиотеке на ее основной функции - информационной?
Сейчас перед нами встают
конкретные проблемы:
- Как строить и как
правильно оформить музейную экспозицию?
- Как лучше организовать
работу с собственными коллекциями?
- Как вести учет
экспонатов?
- Где приобрести музейное
оборудование?
- И, конечно, главное: какими
средствами и методами донести до своих
земляков значимость истории родного края, знаний о людях, вошедших в историю
края, в историю России.( Русских Е.Г.
«Хранители памяти»: мемориальная деятельность муниципальных библиотек г.
Кирова [Электронный ресурс]/
Е.Г.Русских <http:
www@pushkin.vyatka.ru>)
P.s. Этот пост родился как результат запланированной методички. Однако тема оказалась настолько широка, что в одну статью не помещается. В следующих постах этой тематики будут рассмотрены методика создания музейной экспозиции и другие сопутствующие вопросы, а также я расскажу подробнее о музейных экспозициях наших библиотек и мемориальном зале Ульянова. И если тема не оставила вас равнодушными - следите за публикациями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий