понедельник, 15 июня 2015 г.

Музей в библиотеке: теоретический аспект

Уважаемые коллеги!
Мемориальный зал М. А. Ульянова

Сегодня уже не является новшеством оформление библиотечных выставок с предметной атрибутикой, музейных уголков и даже наличие профильных библиотек-музеев. В библиотеках нашего района тоже присутствуют музейные элементы: Б-Красноярский филиал именуется «Культура и быт сибирского села», в Гуровском и Костинском филиалах оформлены уголки крестьянского быта и представлена информация по истории села; в нашей, центральной, библиотеке функционирует мемориальный зал М. А. Ульянова.

Современная библиотека, как и ее далекие предшественники: земские, народные, частные библиотеки, выполняет множество социально значимых функций. Одна из них – сохранение и воспроизводство социальной памяти - осуществляется не только за счет прироста книжных собраний, но благодаря сбору, упорядочению и продвижению уникальных документов, разыскиваемых библиотекарями-краеведами.




«Музей – некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций». Так буднично определяет статус музея Закон «О музейном фонде Российской федерации и музеях Российской Федерации». Нам ближе другое определение: «Музей – так в древности назывался храм муз и вообще место, посвященное музам, т.е. науке, поэзии и искусству» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).

Музеи библиотек создаются в целях сохранения и развития традиций, формирования корпоративной культуры и позитивного имиджа библиотеки, исследования и пропаганды истории библиотек и перспектив их развития.


«Жизнь - альбом. Человек - карандаш. Дела - ландшафт. Время - гумиэластик: и отскакивает, и стирает» - эти слова Козьмы Пруткова как нельзя лучше объясняют: почему два десятилетия назад библиотеки активно, хотя порой и дилетантски, занялись музейной деятельностью. Очевидно, именно для того, чтобы не дать времени стереть память о прошлом, о людях, об их деяниях.

Именно тогда вошло в библиотечную жизнь понятие «мини-музей».
Можно назвать много причин возникновения  мини-музеев при библиотеках. Остановимся на трех.

Во-первых, «библиотека, клуб, музей - все эти элементы  историко-культурного комплекса являются насущной  потребностью духовной жизни людей. Но если библиотека и клуб имеются почти в каждом населенном пункте, то  музеев значительно меньше.  Поэтому функции музеев берет на себя школа, клуб, библиотека. «Здесь не пропадет!» -  это главный аргумент, который приводят люди, объясняя, почему именно в библиотеку  они приносят дорогие реликвии.  Библиотекари, как правило,  пользуются авторитетом и доверием. И именно им, чаще всего, завещают исторические экспонаты» - так считают наши коллеги из Республики Татарстан. 

Другая, не менее важная причина  возникновения мини-музеев  - активизация краеведческой деятельности библиотек.  Изучая историю своего края, города, села  библиотекарь,  наряду с письменными документами, начинает собирать предметы материальной культуры.  В библиотеке вначале появляется небольшая выставка, затем, в результате поисковой работы, она пополняется и в итоге  получается экспозиция, претендующая на звание «мини-музея».

Следует назвать  и еще одну причину: каждая библиотека  хочет быть уникальной, иметь свое лицо.  Создание мини-музея считается престижным, так как положительно влияет на имидж библиотеки, способствует росту ее авторитета.

Анализируя музейную деятельность обще­доступных библиотек, коллеги из научных библиотек выделяют следующие виды проводимых работ в библиотеках:
исследовательская работа с редкими и ценными из­даниями как объектами музейной деятельности,
использование методов музейной экспозиции в соз­дании мемориальной книжной выставки в библио­теке,
♦ создание музейных экспозиций, мемориальных уголков,
организация и развитие комбинированных форм (библиотек-музеев, музеев библиотек), которые иг­рают весомую роль в формировании культурного слоя своих районов обслуживания,
изучение истории создания библиотеки и формиро­вания её коллекции как объекта исследовательской и музейной деятельности,
изучение библиотеки как объекта культурного историко-архитектурного достояния города и экскур­сионной деятельности (история зданий, её бывших владельцев),
организация выездных собственных экспозиций му­зейных учреждений, в т. ч. федеральных, в библио­теках,
участие музейных учреждений в создании совмест­ных музейных экспозиций в библиотеке,
♦ участие библиотек в музейной акции, («Ночь музеев»).

Что же есть на самом деле для библиотек музейная деятельность — куль­турная инициатива библиотек или социальная законо­мерность?

Библиотека — это хранилище духов­ного, исторического и литературного наследия народа. Это её мемориальная функция. Отдельные документы приобретают особую социальную ценность, вплоть до музейных экспонатов, если они непосредственно связаны с тем или иным историческим лицом, тем или иным со­бытием (имеют автографы, пометки на полях, экслиб­рисы, легенды, относящиеся к ним и т. д.). Таковыми являются экспонаты и книжный фонд мемориального зала М. А. Ульянова в нашей библиотеке. Для наших сотрудников очень  важно не только сохранение, но и передача социальной памяти о великом земляке.

Благодаря упорядочению и продвижению уникальных документов и предметов, по крупицам разыскиваемых энтузиастами-библиотекарями, сбору свидетельств оче­видцев событий, привлечению личных коллекций жите­лей, появляются в библиотеках музейные экспозиции. Именно так произошло в Костинской сельской библиотеке нашей библиотечной системы.

Если наряду с книгой одним из официально заявленных приоритетов библиотеки является формирование и рас­крытие вещно-иллюстративного ряда, меняется статус библиотеки: она получает музейную специализацию. Б-Красноярская библиотека-филиал №4 №Культура и быт сибирского села" - яркий тому пример.

Нельзя не отметить , что в основе любой музейной экспо­зиции в библиотеке должна находиться, прежде всего, книга. В за­висимости от направленности коллекции — книга либо сама является бесценным экспонатом, либо раскрывает сущность другого музейного предмета.

Почему музейные экспозиции стали создаваться в библиотеках?

1.В первую очередь это определено в современном обществе миссией библиотеки. Библиотека сегодня — это гуманитарное учреждение, социальной функцией кото­рого является активное участие в образовании и воспи­тании человека, в формировании его интеллектуальной и практической деятельности, в развитии науки и культуры, в обеспечении прав личности всемерно пользоваться ду­ховными ценностями.

2.Официальную возможность для претворения этой миссии в жизнь в 1992 г. дал документ «Основы законо­дательства Российской Федерации о культуре» (1992). Ра­бота по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей определена в нём как «культурная деятельность», там же (ст. 4) отмечены ос­новные направления этой деятельности. К ним отно­сятся: изучение, сохранение и использование памятников истории и культуры, художественное творчество, народ­ные промыслы, музейное дело и коллекционирование, книгоиздание, библиотечное дело, а также «иная дея­тельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности». «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» не ставили никаких ограничений в области культурной деятельности. Таким образом, на основа­нии вышеназванного документа библиотеки получили право заниматься всеми видами культурной деятель­ности, включая музейную. Это послужило катализато­ром для свободного развития музейной деятельности в библиотеках.

3.Подтверждено это было и положениями Федерального закона о библиотечном деле в 1994. В статье 13 Закона указывается, что библиотеки сами определяют «содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах».

Почему музейные экспозиции стали создаваться именно в библиотеках?
1.Библиотека осталась единственным бесплатным социальным институтом, по-настоящему общедоступ­ным, открытым всем и каждому.

2.Психологический фактор: в музеи ходят далеко не все, и выставляется в нём далеко не всё. В то время как библиотека всегда рядом, доступна, и посещают её люди с разной мотивацией, всех возрастов и профессий. На одной из конференций, проходившей под эгидой Меж­дународной федерации библиотечных ассоциаций и уч­реждений (ИФЛА), прозвучало такое утверждение: «В этот дом-убежище люди приходят и уходят, а непре­кращающийся поток историй и знаний согревает их сердце и просвещает умы. И как найти ещё безопасное место для исследований, размышлений и открытий, где бы потом эти открытия оставались в целости и со­хранности».

3.Музейные экспозиции в библиотеках, как правило, создаются по инициативе самих владельцев раритетов, а не на основе научно проработанной концепций, как это происходит в музейных учреждениях. Воссоздаётся в них история повседневности. И самое главное, в этом про­цессе постоянно можно участвовать самому владельцу переданных раритетов. В этом случае сохраняется связь владельца со своей коллекцией, и кроме того появляется возможность контакта с другими заинтересованными людьми и расширения сферы своего интереса и т. д.

4.Основными источниками формирования музей­ных коллекции в библиотеках являются частные дары. Библиотеки, как правило, пользуются авторитетом и до­верием, и именно им, чаще всего, люди готовы передать свои коллекции или семейные реликвии.

5.Кроме того, в библиотеки можно передать рари­теты не только в дар, навсегда, но и на временное хране­ние.

6.Ещё одна, не менее важная причина — активиза­ция краеведческой деятельности библиотек. Изучая ис­торию своих районов, своей библиотеки, библиотекарь, наряду с письменными документами, начинает собирать предметы материальной культуры. Вначале в библиотеке появляется небольшая выставка, затем в результате по­исковой работы она пополняется, а в итоге, получается экспозиция. Это повышает статус общедоступной биб­лиотеки.

Т. М. Кузнецова (Кузнецова Т.В. Музейная деятельность библиотек: культурная инициатива или социальная закономерность на примере общедоступных библиотек Санкт-Петербурга//Библиотечные технологии (приложение к журн. «Библиотечное дело»).-2010.-№4.-С.73-83),  характеризуя ситуацию развития музейной дея­тельности в общедоступных библиотеках Санкт-Петер­бурга, выделяет следующие понятия:
«библиотека-музей»
«музей-библиотека»
«музей (музейная экспозиция) при библиотеке»
♦          «мини-музей»
♦мемориальные уголки.


Однако Федеральный закон «О Музейном фонде Рос­сийской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996) дал определение «музея», как некоммерческого уч­реждения культуры, созданного собственником для хра­нения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций», то есть организации, имеющей утверждённое название, регистрационное удостоверение, устав, самостоятельный баланс и смету. И таким образом, лишив права на существование все музеи без прав юридического лица.
В связи с этим правомерно музейную деятельность и организацию музейных экспозиций в библиотеках рас­сматривать как одно из направлений культурно-просве­тительской и научно-исследовательской деятельности.

Использование музейных форм деятельности считается оправданным по следующим причинам:
жители могут удовлетворять свои разнообразные культурные запросы вблизи от дома, не затрачивая время и силы на дорогу в центр города;
такая деятельность привлекает в библиотеку допол­нительный контингент читателей;
позволяет библиотеке целенаправленно вести про­светительскую деятельность среди населения.

Широта спектра музейной деятельности показывает, что библиотеки, двигаясь в этом направлении, заняли по­зиции информационно-культурных центров, которые ак­тивно развиваются и предлагают пользователю множество интересных программ. Уделяется повышен­ное внимание индивидуальным запросам, что способ­ствует персонализации взаимодействия с посетителями. Таким образом, изучение феномена музейной деятель­ности в библиотеках приводит к выводу о том, что это явление вполне закономерно, а возросшее внимание к музейной деятельности некоторой группы библиотек свидетельствует об изменении их социальной роли в ответ на актуальные потребности общества.

Но, пожалуй, самой главной  субъективной причиной  является личная заинтересованность библиотекаря в создании  мини-музея. Без этого фактора личности вряд ли что-то может состояться.
Сейчас мы уже не задаем себе  вопросы:
- Музеи какого типа  можно организовать в библиотеке  и какой из них наиболее перспективен?
- Стоит ли библиотеке  брать на себя  музейные функции, и не лучше ли просто ограничиться  координацией работы  с уже существующими музеями и выставочными залами?
- Не сказывается ли отрицательно  создание  музея  при библиотеке на ее основной функции - информационной?
Сейчас перед нами встают конкретные проблемы:
- Как строить и как правильно оформить музейную экспозицию?
- Как лучше организовать работу с собственными коллекциями?
- Как вести учет экспонатов?
- Где приобрести музейное оборудование?

- И, конечно, главное: какими средствами  и методами донести до своих земляков значимость истории родного края, знаний о людях, вошедших в историю края, в историю России.(  Русских Е.Г. «Хранители памяти»: мемориальная деятельность муниципальных библиотек г. Кирова  [Электронный ресурс]/ Е.Г.Русских  <http: www@pushkin.vyatka.ru>)

P.s. Этот пост родился как результат запланированной методички. Однако тема оказалась настолько широка, что в одну статью не помещается. В следующих постах этой тематики будут рассмотрены методика создания музейной экспозиции и другие сопутствующие вопросы, а также я расскажу подробнее о музейных экспозициях наших библиотек и мемориальном зале Ульянова. И если тема не оставила вас равнодушными - следите за публикациями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Подводя итоги года: фотоОтчет 2020

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: