Библиотечная
работа –
На вид простой
и тихий труд.
Вдали от
пышного почета
Библиотекари
живут.
Но их
спокойные владенья
Спокойной
жизни не сулят.
Читателя
пытливый взгляд
Им передал свое
волненье.
Для разных
вкусов, разных мнений
Нужна особая
струна.
Нужна и быстрота
движений,
И быстрота ума
нужна.
То нужен
разговор подробный,
То в знак
согласия - кивок.
То людям ты
советчик скромный,
А то - серьезный
педагог.
Нет, не
заменят автоматы
Тех тихих
женщин и девчат.
Зарплата, правда,
маловата.
Но будет больше,
говорят.
Таится в книгах
суть познанья.
Прочти -
страницы оживут.
Библиотечное
призванье,
На вид простой и тихий труд.
Сегодняшний пост посвящен художественному образу библиотеки и
библиотекаря в кино и художественной .
Характер этого образа предстает
отражением отношения к нему общества. А
произведения литературы и кино позволяют осмыслить место библиотеки в жизни
общества, уяснить имидж библиотекаря в социуме, ибо отношение к чтению, книге, библиотеке
и ее сотрудникам зависит не столько от статуса учреждения, количественных
показателей его деятельности, его социальной функции, сколько от бытующих в
обществе представлений и стереотипов.
Приглашаю вас в путешествие по
выборочным произведениям литературы и киноискусства, в которых образ
библиотекаря отличается от привычного, сложившегося стереотипа.
Профессия
библиотекаря – одна из самых благородных профессий, требующая любви к делу,
самоотверженности, силы души.
Дверь в чудеса открыта здесь
Дверь в чудеса открыта здесь
Для
всех, любому человеку.
Тут даже свой волшебник есть,
Зовут
его библиотекарь.
Повесть
"Оранжевый портрет с крапинками» В. Крапивина - это история
студентки-практикантки Юли в библиоте городка Верхоталье.
"Сначала она принялась разбирать
по алфавиту читательские карточки, которые молодая работница абонемента (ныне
пребывающая в декрете) действительно держала в "порядочном беспорядке». Неожиданно
дело оказалось совсем не скучным. За каждым именем Юле представлялись живые
мальчишки и девчонки: аккуратные отличницы, берущие книжки по программе;
растрепанные троечники, которые читают в основном про шпионов и про космос; юные
изобретатели, те, что глотают, как "Трех мушкетеров",
"Занимательную физику", "Теорию относительности для всех" и
свежие номера "Техники молодежи", шумливых октябрят, спорящих из-за
очереди на «Буратино» и "Волшебника изумрудного города", озабоченных
десятиклассников, которые выпрашивают на лишний денек Белинского и Добролюбова…
Некоторые карточки были просто готовые портреты
и характеры. Трудно разве представить, например, второклассника Николая
Вертишеева, дважды бравшего "Приключения Незнайки», или Эллу Лебедушкину,
читающую биографию Рахманинова из серии ЖЗЛ?
Могли, конечно, быть ошибки.
Вертишеев мог оказаться тихим мальчонкой, который никогда не вертится на ypoках, а Лебедушкина - неуклюжей
девицей, не умеющей сыграть гаммы... "
Хранительницы книжного собранья,
Где мысль веков сияет красотой!
Найдет
читатель юный иль седой
У Вас ответ на
все свои искания!
Глазами детей
военной поры показана библиотека в повести А. А. Лиханова «Детская библиотека».
Они воспринимают ее и как критерий «взрослости»(«человек, который посещает
библиотеку – самостоятельный человек», и как убежище (по сравнению с «дворами,
заполненными шпаной»), и как своеобразный храм с «благоговейной тишиной,
настоянной на сладковатом запахе старых книг». Достаточно интересен и образ
библиотекаря – Татьяны Львовны, бывшей балерины Мариинского театра, которая
сумела приобщить ребят к произведениям русской литературы и помогла им понять
поэзию А. С. Пушкина. «Таинственной и величавой» предстаёт она перед главными
героями рассказа во время чтения стихов, души ребят замирают от восторга.
Писатель
Алексей Биргер в
своем произведении «Заклятие слов» со знанием библиотечного дела повествует
о работе библиотекаря. Тепло, трогательно, с симпатией рассказывает о библиотечном
труде. Библиотека в провинциальном городке. Кажется, что это самое тихое и безобидное место, где время течет медленно и
ничто не может нарушить раз и навсегда установленный порядок. Известный
столичный писатель, приехав на встречу с читателями, неожиданно попадает в
водоворот мистических и загадочных событий, связанных с местной библиотекой.
Когда берем мы в руки книгу,
Все замирает, все молчит.
Когда берем мы в руки книгу,
То
с нами Вечность говорит.
Роман
современной американской писательницы Элизабет Костовой «Историк», созданный в русле готической
поэтики, в 2005 году оказался одним из самых читаемых в США и был переведен
более чем на 30 языков.
Образ библиотеки как всезначимого феномена – в силу
накопления массива важнейшей для судеб человечества информации – обновляется и углубляется в романе на широком историческом
материале.
Одна из главных
героинь отправляется на поиски отца - научного руководителя, профессора Росси,
уехавшего без предупреждения и пропавшего при загадочных обстоятельствах. Главным
историческим исследованием становятся тексты легендарной фигуры – вампира Дракулы:
письма, дневники, старинные книги, манускрипты и библиографические списки,
требующие прочтения и расшифровки. Они обнаруживаются в разных местах и при разных обстоятельствах, но
чаще всего – в десяти разбросанных по миру библиотеках (США, Оксфорд, Стамбул,
Будапешт, Амстердам, монастыри Европы), включая фантастическое подземное
книгохранилище самого Дракулы.
Библиотекари -
последние святые
На богами отвергнутой Руси,
И в мир наш, где господствует насилье,
Им разум предначертано нести.
Средь моря книг плывут легко и просто –
Толстой и Пушкин, Паустовский, Фет…
Маршрут знаком, а цель ребром и остро –
Родной культуры не погаснет свет.
И как бы нынче
книгу не теснили
Кино, TV, компьютер, Интернет,
Живёт язык, а
вместе с ним Россия
И будет так
ещё немало лет.
Бесспорно веря в
книжные святыни,
Несут добро и
вечных знаний свет
Библиотекари -
последние святые ;
"Блажен, кто верует!" -
мудрей не скажешь, нет!
В рассказе Светланы
Рыбаковой «Приходской библиотекарь»
Виктория работает в
приходской библиотеке. «Для нее работа была даром Божьим, который она ценила.
Но и читатели, в свою очередь, давали Вике многое. Они все в суетном мире были
единомышленниками».
«Тихо просочившись в милое
сердцу подворье, Виктория по стеночке стала пробираться к библиотеке: время
начала работы давно уже прошло. Показаться на глаза братии такой растяпой было
стыдно. Хотя опоздания повторялись каждое утро, она всякий раз переживала и
нервничала, как будто впервые. По дороге к себе Вику заботили две вещи:
пунктуальные бабушки, смиренно ожидающие с книжкой в руках у закрытой двери и
“подкидыши”.
“Вике
было до слез жалко бомжей. Для кого-то они были отщепенцы, пьяницы и мерзавцы:
собакам собачья смерть. А для нее - людьми оступившимися и упавшими в сильный
шторм с палубы в море. Всем известно: утопающим протягивают руку помощи. И
Викуля: раздавала милостыню, иконы с молитвами о помощи, духовные книжки. Видя
иногда в глазах бродяжих людей искренний отклик, стала глубже интересоваться
проблемой: узнавать адреса, где их могут накормить, помыть, переодеть; затем
печатала данные на бумаге и раздавала всем встречным бомжам, мечтая, чтобы для
них завели ночлежные дома».
«Надо
было на всех найти любовь и внимание. Читателям хотелось, чтобы она сама
выбирала им книги. У Вики это получалось, говорили, что девушка находила именно
то. А библиотекарь особо не задумывалась; просто мило беседовала с
приходившими, узнавала чем человек живет, где работает, увлечения, какое у него
бывает настроение, и , сделав выводы, выбирала книгу - резонно полагая при
этом, что в православной литературе плохих книг нет.
Предобеденный
поток жаждущих духовных познаний иссяк, оставив между стеллажами самую активную
читательницу. (Людей старой закалки видно по походке). Обретя Бога уже в
преклонном возрасте, эта читательница переживала сейчас "болезнь
роста". Ее, как духовного младенца, волновали сразу тысячи “зачем” и
“почему”, а диапазон задаваемых вопросов был невозможно обширен: начиная с
того, можно ли бумагу от святой просфоры выбрасывать в ведро или непременно
сжигать, и кончая проблемами вселенского масштаба. Она посвящала Вику во все
тонкости и перипетии отношений своего родного прихода, настойчиво просила
совета куда лучше пойти: на лекцию к священнику А. или священнику Б.
Признаться, девушка изнемогала от такой волны посторонних эмоций, но работа
есть работа, и она с доброжелательной улыбкой несла свой библиотекарский
крест».
Интересна книга
американского автора Вики Майрон «Дьюи. Кот из библиотеки, который потряс
весь мир".
Герой этой книги - реально существовавший рыжий кот по
кличке Дьюи, который в 1988—2006 годах жил в публичной библиотеке маленького
города Спенсер, в штате Айова, США.
Книга представляет собой воспоминания его хозяйки Вики
Майрон. Она работала в библиотеке Спенсера 25 лет, из них 20 была директором
библиотеки и все это время вместе с ней был кот Дьюи - главный обитатель
библиотечного здания, почетный сотрудник, талисман и всеобщий любимец.
Итак,
какие переживания может вынести животное? Сколько жизней у кошки? Как
получилось, что несчастный котенок-подкидыш сделал маленькую библиотеку местом
встречи окрестных жителей и центром притяжения для туристов, а провинциальный
американский городок — известным во всем мире? В самом ли деле мы спасаем
бесприютных животных, принимая в свой дом, или, наоборот, эти бессловесные
существа становятся для нас опорой в преодолении житейских невзгод и
трудностей? Об этом и многом другом в потрясающей книге Вики Майрон, которая
сумела тронуть душу миллионов читателей во всех уголках планеты.
Среди книг, в которых так или иначе упоминается
библиотека, немало экранизаций. Одна из таких книг - роман Умберто
Эко «Имя розы». Роман включает несколько смысловых пластов, доступных
разной читательской аудитории. Для относительно широкой аудитории «Имя розы» - сложно
построенный детектив в исторических декорациях, для несколько более узкой —
исторический роман со множеством уникальных сведений об эпохе и отчасти
декоративным детективным сюжетом, для ещё более узкой - философско-культурологическое
размышление об отличии средневекового мировоззрения от современного, о природе
и назначении литературы, её соотношении с религией, месте того и другого в
истории человечества и тому подобных проблемах.
Главным героям романа Вильгельму Баскервильскому и его
юному спутнику Адсону Мелькскому, приходится расследовать гибель некоего
Адельма Отрантского, монаха бенедиктинской обители.
Библиотека в романе предстает перед читателем как
лабиринт человеческого познания и лабиринт материальный. По мнению автора, она
всегда будет содержать в себе элемент загадочности и непредсказуемости,
поскольку ее работа зависит от очень большого числа факторов - замысла
создателей, расстановки фонда, воззрений библиотекарей, намерений читателей и
т.д.
В 1986 году по этому роман был снят одноименный фильм с
Шоном Коннери в главной роли.
Библиотекарь — это слово
Магическое,
как кристалл!
Всегда
помочь тебе готовый,
Твоим он лучшим другом
стал!
Еще
один пример экранизации - роман «Клуб Дюма,
или Тень Ришелье». Действие происходит в особом
мире - мире книг. Герои этой истории - библиофилы, букинисты, переплетчики и
просто страстные любители литературы. Одни из них отдают предпочтение романам
«плаща и шпаги», другие - детективам, третьи пытаются разгадать тайны, скрытые
в трудах по демонологии.
По
мотивам романа снят художественный фильм «Девятые врата» с Джонни Деппом в
главной роли.
К высотам человеческого знания
Лежат
пути через страницы книг,
И для
людей высокого дерзания
Библиотекарь - нужный
проводник.
В
зарубежном кинематографе библиотеки и библиотекари предстают перед нами в основном
в фантастических фильмах. Таковым является и фильм «Библиотекарь:
в поисках копья судьбы».
Получив
приглашение на собеседование в библиотеку, студент Флинн Карсен даже и не
думал, что эта работа станет смыслом его жизни. Однако то, что предлагали ему
работодатели, сильно отличалось от будничной полусонной работы библиотекаря.
Оказывается, у библиотеки есть тайная сторона, скрытая от глаз обывателей. В
секретных комнатах хранятся древние артефакты и бесценные сокровища, среди
которых меч Экскалибур, Ящик Пандоры, копьё Судьбы, которое обладает уникальной
способность - владеющий копьем может править судьбами мира. И Флинну предстоит
стать их Хранителем.
Эвелин, героиня фантастического фильма
«Мумия» - одна из тех, кто ищет в египетской пустыне сокровища фараона.
Но она не только авантюристка, она еще и историк, и библиотекарь, она знает
сложнейший древний язык, мечтает прочитать Книгу Мертвых. И именно благодаря
знаниям Эвелин герои фильма побеждают вставшую из гробницы мумию.
Обратимся к отечественному
кинематографу.
Героиня фильма «Влюблен
по собственному желанию" - молоденькая,
милая, образованная, но малопривлекательная внешне библиотекарь Вера с никак не
складывающейся личной жизнью. Случайно она сталкивается в метро с бывшим
спортсменом Брагиным. Он бросил спорт, а его бросила жена, он пропил все, что
нажил за годы спортивной карьеры и работает на заводе токарем, что его
совершенно не радует. Поговорив, они пришли к выводу, что влюбиться можно не с
первого взгляда, а по желанию, в человека, которого просто наметишь. И решили
опробовать эту теорию, построенную на аутотренинге и самовнушении...
В 1983 году Евгения Глушенко за роль Веры Силковой была
награждена кинонаградой «Серебряный Медведь» на Берлинском кинофестивале.
Попав однажды в плен чудесный,
Не вырвешься
уже вовек!
Мир бесконечно интересный,
Волшебный мир библиотек!
Но в этом мире заблудиться
Простому смертному легко!
К кому же нужно обратиться?
Он
здесь, совсем недалеко!
Библиотекарь
Лена Бармина - главная героиня прогремевшего более 40 лет
назад на всю страну кинофильма «У озера».
Фильм
рассказывает о строительстве на озере Байкал целлюлозно- бумажного комбината,
который губит жемчужину Сибири. Лена - романтична, возвышенна, переживает
трагедию Байкала, как свою собственную. И она любит директора строящегося
комбината Василия Черных, который честно и добросовестно выполняет дело, ему
порученное, и искренне верит, что все рассчитано, и никому он не причинит
вреда.
Одной
из центральных в фильме стала сцена в библиотеке. Лена Бармина читает
стихотворение Блока «Скифы»:
О, старый
мир, пока ты не погиб, Пока томишься мукой сладкою, Остановись, премудрый, как
Эдип, Пред сфинксом с древнею загадкой.
По
замыслу режиссера, за блоковскими строчками она прячет признание в любви к
герою Шукшина, который слушал их, стоя у двери в читальный зал и боясь
поверить, что правильно понял.
Образ
Лены Барминой - актерский дебют Натальи Белохвостиковой: на XVIII Международном
кинофестивале в Карловых Варах актриса получила премию за лучшее исполнение
женской роли.
Берега распахнув в бесконечность,
И галактик чужие миры
Безмятежно,таинственно, вечно
Льётся книжный поток с высоты.
Безмятежно,таинственно, вечно
Льётся книжный поток с высоты.
И когда проясняются дали,
Открывая нам тексты судьбы,
Терпеливый
читатель узнает об
Единственно верном пути.
Единственно верном пути.
Книги щедро окрыляют человека,
А хранительница книг -.......... библиотека
Уважаемые коллеги!
Пускай и в XXI веке
Звучит хвала библиотеке.
Пусть
ждут вас радость, свет и процветанье.
Успех, читателей
признанье,
Чтоб, позабыв о
славословье,
Мы заряжали всех любовью.
Чтоб
нам не знать иного ига,
Чем
мудрая, живая книга.
И в завершение - небольшой видеоролик, который сделали мои коллеги о нашей профессии. Посмотрите, это интересно!
Комментариев нет:
Отправить комментарий