Путь к правовому государству начинается с повышения правовой культуры
всего общества в целом и каждого его члена в отдельности. В настоящее время, в
связи с переменами в обществе и бурным ростом законодательного потока,
отмечается повышенный интерес населения к своим правам. В связи с этим одним из
приоритетных направлений деятельности общедоступных (публичных) библиотек
является обеспечение доступа граждан к достоверной, полной и оперативной
правовой информации. Библиотеки как активные посредники в информационном
взаимодействии власти и населения выполняют особую социальную миссию.
Превращаясь в информационно-культурные
центры, библиотеки неминуемо усиливаются как субъекты социального воздействия
на население. Они все теснее сотрудничают с государственными и
общественно-политическими структурами, последовательно участвуя в становлении
гражданского общества. При этом наши учреждения исходят из того, что важнейшим
условием приобщения читателей к социальной активности является их правовое
просвещение. Библиотеки играют в этом важную роль, что повышает их социальный
статус и востребованность как у населения, так и во властных структурах. Каждая
библиотека, исходя из потребностей читателей и собственных возможностей,
выбирает для себя диапазон установок в правовом просвещении.
Для
пропаганды правовых знаний в библиотеках необходимо проводить содержательную и
разнообразную работу с использованием не только традиционных форм и методов, но
и новых направлений. Выставочная деятельность библиотек позволяет оперативно
знакомить с необходимой информацией и на должном уровне организовывать
обслуживание пользователей.
Неординарный
подход к организации и оформлению выставок будет способствовать активному
обращению к ним. Вниманию
читателей могут быть предложены различные выставки.
Например, выставки-информации,
выставки-викторины, выставки-диалоги, выставки-дискуссии, выставки-образы,
выставки-портреты с названиями: «Живи настоящим — думай о будущем», «История
президентства в России», «Голосуем за будущее России», «Выборы: история и
современность», «Для вас, избиратели», «Твой выбор, Россия», «Вокруг права», «Я
— гражданин, я — избиратель», «Мир права», «Выборы: завтра начинается сегодня»,
«Думай! Действуй! Выбирай!», «Наш выбор — наша судьба!», «Выбираем достойного
Президента», «Кто, если не мы», «Представляем кандидатов» и т. д.
Эффективность и качество работы по воспитанию гражданско-правовой
культуры могут быть достигнуты, если она будет основана на индивидуальном
подходе и учёте интересов граждан, их возрастных особенностей, социальной
принадлежности. В первую очередь это относится к молодёжной аудитории, которая
должна стать приоритетной группой в работе библиотеки.
Работа
библиотеки по воспитанию гражданско-правовой культуры избирателей ведется в
течение всего времени, но особенно активизируется в предвыборные периоды.
Выборы — это основная
форма участия граждан в политике и государственном управлении.
Главными задачами библиотек по
формированию правовой культуры пользователей-избирателей являются:
— повышение
уровня правовой культуры и информированности населения о выборах, придание этой
работе целевого и комплексного характера;
—
создание информационной среды, необходимой для принятия пользователями
библиотек обоснованных решений;
—
оказание помощи в формировании позитивного и осмысленного отношения к участию в
выборах;
С целью их осуществления библиотекам
необходимо усилить работу в следующих направлениях:
—
развитие системы справочно-библиографического и информационного обслуживания по
вопросам избирательного права;
—
информационная поддержка правового воспитания молодого гражданина,
способствующая вовлечению молодёжи в общественно-политическую жизнь общества и
участию в избирательных процессах;
—
освещение работы библиотеки в период подготовки и проведения избирательных
кампаний в местных средствах массовой информации.
Согласно
ст. 12 Федерального закона «О библиотечном деле» № 78-ФЗ от 29.12.1994 г.
библиотеки «должны в своей деятельности
отражать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие».
Библиотеки, как наиболее приближенные к электорату учреждения, используя
собственные методы и формы работы, успешно формируют интерес граждан к правовой
сфере жизни общества, позитивное отношение к выборам.
С целью изучения общественного мнения в
период предвыборной кампании, выяснения правовых вопросов, интересующих
молодёжь, целесообразно провести анкетирование, результаты которого
используются в информационной работе библиотек. Примерные темы: «Что мы знаем о
выборах?», «Что значат для тебя выборы?»
Содержание
информирования всех участников избирательного процесса в библиотеках
составляют:
- разъяснения
по конституционному и государственному праву, по избирательному
законодательству, особенностей его применения на конкретных выборах, по
избирательной терминологии, прав и обязанностей избирателей;
- оповещение
участников избирательного процесса о сроках и порядке осуществления
избирательных действий;
·- информация
о депутатах, политических партиях, об их программах, о выполнении депутатами
наказов избирателей, о государственных символах об истории избирательного
процесса в России
Чтобы повысить
политическую и правовую культуру молодых избирателей в библиотеке оформляются: выставки — демонстрации, экспресс-выставки
(«Будущее России — за вами»), информационные стенды «Навстречу выборам»,
«Сделай правильный выбор», «Мы учимся выбирать».
Библиотекам рекомендуется оформлять «Уголки
избирателя», «Календари избирателя», информационные стенды со следующими
названиями: «Кандидаты крупным планом», «Определи судьбу региона», «Судьба
родного края: наш выбор», «Избирателям о кандидатах», «Навстречу своему
будущему», «Выбирай достойного», «Законы, которые нас защищают», «Представляем
кандидатов».
На уголках
избирателя могут быть указаны региональные нормативные правовые документы,
границы избирательных участков, составы участковых избирательных комиссий,
справочные материалы о нахождении штабов и представителей кандидатов.
Современные
инновационные формы работы библиотек способствуют более эффективному распространению
правовых знаний в молодёжной среде. С учетом специфики молодёжной аудитории
упор делается на яркие, зрелищные мероприятия, предполагающие активное
привлечение всех участников.
Среди форм библиотечного обслуживания могут
практиковаться такие, как деловые и ситуационные игры, пресс-конференции,
ролевые игры, диспуты, круглые столы, избирательные практикумы, Дни информации,
Дни периодики, уроки правовых знаний, уроки-дискуссии, часы избирателя,
исторические дилижансы, правовые подиумы, тренинги политического общения, часы
политических знакомств.
Перечень тем к мероприятиям может быть следующим:
-
«Голосую
за Россию»
-
«Сделать
выбор — твой долг и твоё право»
-
«Легко
ли быть избирателем?»
-
«Я
— избиратель»
-
«Выбери
свою судьбу»
-
«Сегодня
— ученик, завтра — избиратель»
-
«Мы
молодые — нам выбирать!»
-
«Создай
свое будущее — голосуй».
Пробудить у
молодёжи интерес и потребность самостоятельно решать социально-политические
проблемы, поможет организованная библиотеками совместно с территориальной
избирательной комиссией новая форма работы по повышению правовой культуры —
Клуб молодого избирателя. Положительным является то, что создание клуба
позволяет вести работу постоянно и систематически, иметь ясные цели, задачи и
пути решения.
С целью изучения
базовых теоретических и практических представлений в области избирательных
отношений в Российской Федерации рекомендуется проведение в рамках Клуба уроков
правовых знаний, серий библиографических обзоров, ролевых игр, творческих
конкурсов и др. Используя современные информационные технологии, библиотеки
могут проводить обзоры интернет-сайтов правовой тематики.
В целях повышения уровня эффективности и качества правового просвещения в библиотеке и готовности молодых избирателей к участию в общественно-политической жизни страны рекомендуется подготовить и провести библиотечные уроки для старшеклассников школ, на которых в процессе обучения навыкам самостоятельной работы со справочным аппаратом библиотеки в качестве поискового материала могут использоваться различные носители информации по избирательному, муниципальному и конституционному праву.
Успешно решить
такую задачу, как формирование практических навыков для участия в избирательной
процедуре, поможет проведение Дня молодого избирателя, оформление книжной
выставки «Государственная молодёжная политика». Молодые избиратели могут
совершить экскурс в историю демократических выборов в России, познакомиться со
структурой органов местного самоуправления муниципального образования, стать
участниками театрализованного дефиле «Я — молодой избиратель России». К этому
дню можно подготовить буклеты и листовки «Интернет в помощь избирателю»,
«Главное слово — твоё», «Сделать выбор — твой долг, твоё право».
Проведение
мероприятий оказывает значительный резонанс на развитие мыслительного процесса
подростков: сбор и анализ информации, её представление, защита своей точки
зрения и выражение своего мнения, работа в группе; помогает вырабатывать
собственную точку зрения, учит уважать мнение оппонентов, пониманию важной роли
выборов в демократическом обществе.
Накануне выборов
в библиотеках должна быть усилена просветительская работа с молодыми
избирателями, голосующими в первый раз.
В период
избирательных кампаний работа библиотек должна быть подчинена основным
принципам — наглядности и доступности информации. Созданию позитивного имиджа
библиотек способствует активное сотрудничество со средствами массовой
информации.
Библиотекам
необходимо переходить от разовых мероприятий к разработке перспективных планов
в работе по правовому просвещению избирателей, что прибавит работе
систематичности и целенаправленности и будет способствовать творческому
развитию личности, осознанию гражданского долга избирателей, расширению
кругозора и информированности, повышению электоральной культуры избирателей.
Перечень источников:
1. Круглик
Т. Мы – граждане России [Текст] /Круглик Т//Библио-поле.-2013.-№2.-С.23
2. Куликова Л. Пора выбирать! [Текст] /Куликова Л.//Библио-поле.-2012.-№2.-С.13
3. Лесных Л. Почему мы должны голосовать? [Текст]/Лесных Л// Библио-поле.- 2012.-№5.-С.34
4. Лихоманова Е. Мы – молодые, нам решать! [Текст]/Лихоманова Е//Библио-поле.- 2013.-№8.-С.11
5. Фадеева И. Воспитываем избирателя [Текст]/Фадеева И//Библио-поле.-2012.-№10.-С.12
6. http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2012/11/05/proekt-propaganda-izbiratelnogo-prava-sredi-shkolnikov-i
7. http://www.tambovlib.ru/?view=editions.metod.data.po_vospitaniju_pravovoj_kultury
8. http://az-kozin.narod.ru/izb.html
9. http://www.nlr.ru/nlr/div/nmo/zb/lib/search.php?id=1353&r=4
10. http://gov.cap.ru/home/73/www/bibl/_private/pravo.htm
2. Куликова Л. Пора выбирать! [Текст] /Куликова Л.//Библио-поле.-2012.-№2.-С.13
3. Лесных Л. Почему мы должны голосовать? [Текст]/Лесных Л// Библио-поле.- 2012.-№5.-С.34
4. Лихоманова Е. Мы – молодые, нам решать! [Текст]/Лихоманова Е//Библио-поле.- 2013.-№8.-С.11
5. Фадеева И. Воспитываем избирателя [Текст]/Фадеева И//Библио-поле.-2012.-№10.-С.12
6. http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2012/11/05/proekt-propaganda-izbiratelnogo-prava-sredi-shkolnikov-i
7. http://www.tambovlib.ru/?view=editions.metod.data.po_vospitaniju_pravovoj_kultury
8. http://az-kozin.narod.ru/izb.html
9. http://www.nlr.ru/nlr/div/nmo/zb/lib/search.php?id=1353&r=4
10. http://gov.cap.ru/home/73/www/bibl/_private/pravo.htm
Комментариев нет:
Отправить комментарий