четверг, 4 июня 2015 г.

Живи настоящим – думай о будущем. Избирательное право – молодым

   
 Путь к правовому государству начинается с повышения правовой культуры всего общества в целом и каждого его члена в отдельности. В настоящее время, в связи с переменами в обществе и бурным ростом законодательного потока, отмечается повышенный интерес населения к своим правам. В связи с этим одним из приоритетных направлений деятельности общедоступных (публичных) библиотек является обеспечение доступа граждан к достоверной, полной и оперативной правовой информации. Библиотеки как активные посредники в информационном взаимодействии власти и населения выполняют особую социальную миссию.


Превращаясь в информационно-культурные центры, библиотеки неминуемо усиливаются как субъекты социального воздействия на население. Они все теснее сотрудничают с государственными и общественно-политическими структурами, последовательно участвуя в становлении гражданского общества. При этом наши учреждения исходят из того, что важнейшим условием приобщения читателей к социальной активности является их правовое просвещение. Библиотеки играют в этом важную роль, что повышает их социальный статус и востребованность как у населения, так и во властных структурах. Каждая библиотека, исходя из потребностей читателей и собственных возможностей, выбирает для себя диапазон установок в правовом просвещении.
  Для пропаганды правовых знаний в библиотеках необходимо проводить содержательную и разнообразную работу с использованием не только традиционных форм и методов, но и новых направлений. Выставочная деятельность библиотек позволяет оперативно знакомить с необходимой информацией и на должном уровне организовывать обслуживание пользователей.
  Неординарный подход к организации и оформлению выставок будет способствовать активному обращению к ним.         Вниманию читателей могут быть предложены различные выставки.
  Например, выставки-информации, выставки-викторины, выставки-диалоги, выставки-дискуссии, выставки-образы, выставки-портреты с названиями: «Живи настоящим — думай о будущем», «История президентства в России», «Голосуем за будущее России», «Выборы: история и современность», «Для вас, избиратели», «Твой выбор, Россия», «Вокруг права», «Я — гражданин, я — избиратель», «Мир права», «Выборы: завтра начинается сегодня», «Думай! Действуй! Выбирай!», «Наш выбор — наша судьба!», «Выбираем достойного Президента», «Кто, если не мы», «Представляем кандидатов» и т. д.

    Эффективность и качество работы по воспитанию гражданско-правовой культуры могут быть достигнуты, если она будет основана на индивидуальном подходе и учёте интересов граждан, их возрастных особенностей, социальной принадлежности. В первую очередь это относится к молодёжной аудитории, которая должна стать приоритетной группой в работе библиотеки.
Работа библиотеки по воспитанию гражданско-правовой культуры избирателей ведется в течение всего времени, но особенно активизируется в предвыборные периоды.
Выборы — это основная форма участия граждан в политике и государственном управлении.
Главными задачами библиотек по формированию правовой культуры пользователей-избирателей являются:
— повышение уровня правовой культуры и информированности населения о выборах, придание этой работе целевого и комплексного характера;
— создание информационной среды, необходимой для принятия пользователями библиотек обоснованных решений;
— оказание помощи в формировании позитивного и осмысленного отношения к участию в выборах;
С целью их осуществления библиотекам необходимо усилить работу в следующих направлениях:
— развитие системы справочно-библиографического и информационного обслуживания по вопросам избирательного права;
— информационная поддержка правового воспитания молодого гражданина, способствующая вовлечению молодёжи в общественно-политическую жизнь общества и участию в избирательных процессах;
— освещение работы библиотеки в период подготовки и проведения избирательных кампаний в местных средствах массовой информации.
  Согласно ст. 12 Федерального закона «О библиотечном деле» № 78-ФЗ от 29.12.1994 г. библиотеки «должны в своей деятельности отражать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие». Библиотеки, как наиболее приближенные к электорату учреждения, используя собственные методы и формы работы, успешно формируют интерес граждан к правовой сфере жизни общества, позитивное отношение к выборам.
С целью изучения общественного мнения в период предвыборной кампании, выяснения правовых вопросов, интересующих молодёжь, целесообразно провести анкетирование, результаты которого используются в информационной работе библиотек. Примерные темы: «Что мы знаем о выборах?», «Что значат для тебя выборы?»
Содержание информирования всех участников избирательного процесса в библиотеках составляют:
- разъяснения по конституционному и государственному праву, по избирательному законодательству, особенностей его применения на конкретных выборах, по избирательной терминологии, прав и обязанностей избирателей;
- оповещение участников избирательного процесса о сроках и порядке осуществления избирательных действий;
·- информация о депутатах, политических партиях, об их программах, о выполнении депутатами наказов избирателей, о государственных символах об истории избирательного процесса в России
Чтобы повысить политическую и правовую культуру молодых избирателей в библиотеке оформляются: выставки — демонстрации, экспресс-выставки («Будущее России — за вами»), информационные стенды «Навстречу выборам», «Сделай правильный выбор», «Мы учимся выбирать».

  Библиотекам рекомендуется оформлять «Уголки избирателя», «Календари избирателя», информационные стенды со следующими названиями: «Кандидаты крупным планом», «Определи судьбу региона», «Судьба родного края: наш выбор», «Избирателям о кандидатах», «Навстречу своему будущему», «Выбирай достойного», «Законы, которые нас защищают», «Представляем кандидатов».
На уголках избирателя могут быть указаны региональные нормативные правовые документы, границы избирательных участков, составы участковых избирательных комиссий, справочные материалы о нахождении штабов и представителей кандидатов.
Современные инновационные формы работы библиотек способствуют более эффективному распространению правовых знаний в молодёжной среде. С учетом специфики молодёжной аудитории упор делается на яркие, зрелищные мероприятия, предполагающие активное привлечение всех участников.
  Среди форм библиотечного обслуживания могут практиковаться такие, как деловые и ситуационные игры, пресс-конференции, ролевые игры, диспуты, круглые столы, избирательные практикумы, Дни информации, Дни периодики, уроки правовых знаний, уроки-дискуссии, часы избирателя, исторические дилижансы, правовые подиумы, тренинги политического общения, часы политических знакомств.

Перечень тем к мероприятиям может быть следующим:
-                    «Голосую за Россию»
-                    «Сделать выбор — твой долг и твоё право»
-                    «Легко ли быть избирателем?»
-                    «Я — избиратель»
-                    «Выбери свою судьбу»
-                    «Сегодня — ученик, завтра — избиратель»
-                    «Мы молодые — нам выбирать!»
-                    «Создай свое будущее — голосуй».

Пробудить у молодёжи интерес и потребность самостоятельно решать социально-политические проблемы, поможет организованная библиотеками совместно с территориальной избирательной комиссией новая форма работы по повышению правовой культуры — Клуб молодого избирателя. Положительным является то, что создание клуба позволяет вести работу постоянно и систематически, иметь ясные цели, задачи и пути решения.
С целью изучения базовых теоретических и практических представлений в области избирательных отношений в Российской Федерации рекомендуется проведение в рамках Клуба уроков правовых знаний, серий библиографических обзоров, ролевых игр, творческих конкурсов и др. Используя современные информационные технологии, библиотеки могут проводить обзоры интернет-сайтов правовой тематики.

В целях повышения уровня эффективности и качества правового просвещения в библиотеке и готовности молодых избирателей к участию в общественно-политической жизни страны рекомендуется подготовить и провести библиотечные уроки для старшеклассников школ, на которых в процессе обучения навыкам самостоятельной работы со справочным аппаратом библиотеки в качестве поискового материала могут использоваться различные носители информации по избирательному, муниципальному и конституционному праву.
Успешно решить такую задачу, как формирование практических навыков для участия в избирательной процедуре, поможет проведение Дня молодого избирателя, оформление книжной выставки «Государственная молодёжная политика». Молодые избиратели могут совершить экскурс в историю демократических выборов в России, познакомиться со структурой органов местного самоуправления муниципального образования, стать участниками театрализованного дефиле «Я — молодой избиратель России». К этому дню можно подготовить буклеты и листовки «Интернет в помощь избирателю», «Главное слово — твоё», «Сделать выбор — твой долг, твоё право».
Проведение мероприятий оказывает значительный резонанс на развитие мыслительного процесса подростков: сбор и анализ информации, её представление, защита своей точки зрения и выражение своего мнения, работа в группе; помогает вырабатывать собственную точку зрения, учит уважать мнение оппонентов, пониманию важной роли выборов в демократическом обществе.
Накануне выборов в библиотеках должна быть усилена просветительская работа с молодыми избирателями, голосующими в первый раз.
В период избирательных кампаний работа библиотек должна быть подчинена основным принципам — наглядности и доступности информации. Созданию позитивного имиджа библиотек способствует активное сотрудничество со средствами массовой информации.
Библиотекам необходимо переходить от разовых мероприятий к разработке перспективных планов в работе по правовому просвещению избирателей, что прибавит работе систематичности и целенаправленности и будет способствовать творческому развитию личности, осознанию гражданского долга избирателей, расширению кругозора и информированности, повышению электоральной культуры избирателей.

Перечень  источников:

        1.  Круглик Т. Мы – граждане России [Текст] /Круглик Т//Библио-поле.-2013.-№2.-С.23
2.                Куликова Л. Пора выбирать! [Текст] /Куликова Л.//Библио-поле.-2012.-№2.-С.13
3.                Лесных Л. Почему мы должны голосовать? [Текст]/Лесных Л// Библио-поле.- 2012.-№5.-С.34
4.                Лихоманова Е. Мы – молодые, нам решать! [Текст]/Лихоманова Е//Библио-поле.- 2013.-№8.-С.11
5.                Фадеева И. Воспитываем избирателя [Текст]/Фадеева И//Библио-поле.-2012.-№10.-С.12
6.   http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2012/11/05/proekt-propaganda-izbiratelnogo-prava-sredi-shkolnikov-i
7.      http://www.tambovlib.ru/?view=editions.metod.data.po_vospitaniju_pravovoj_kultury
8.                http://az-kozin.narod.ru/izb.html
9.                http://www.nlr.ru/nlr/div/nmo/zb/lib/search.php?id=1353&r=4
10.           http://gov.cap.ru/home/73/www/bibl/_private/pravo.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Подводя итоги года: фотоОтчет 2020

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: