Введите поисковый запрос здесь

четверг, 24 октября 2019 г.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЁЖИ В УСЛОВИЯХ ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ




Выбор профессии – один из серьезнейших шагов, стоящих перед каждым молодым человеком. От того, отвечает ли выбранная профессия его интересам и способностям, является ли востребованной на рынке труда, дает ли возможности для карьерного роста, зависит вся дальнейшая жизнь.
Главной проблемой для старшеклассников при выборе профессии зачастую является плохая информированность о том, какие профессии существуют, чем конкретно занимаются представители той или иной профессии и какие требования предъявляются к специалистам разных профессий. 

Решить эту проблему поможет профориентационная работа специалистов разного профиля: педагогов, психологов, социологов, физиологов, врачей. Свой вклад в это дело вносят и специалисты библиотек.
Задача библиотек - повышать информационную культуру и грамотность молодежи, научить умению пользоваться информацией, чтобы правильно ориентироваться в многообразии мира профессий. Необходимо использовать не только традиционные формы и методы работы с книгой, но искать и внедрять новые формы и пути сотрудничества с организациями и учреждениями, занимающимися проблемами молодежи.
Данное методическое пособие разработано в помощь библиотекарям и специалистам, работающим с юношеством, с целью помочь ориентироваться в важнейших аспектах проблемы выбора профессии, показать возможности массовой библиотеки в профессиональной ориентации, представить формы и методы библиотечной работы в этом направлении.
  
Ученый тот, кто знает очень много
из всяких книг; образованный – тот,
кто знает все то, что теперь в ходу
между людьми; просвещенный –тот,     кто знает, зачем он живет и что ему надо делать.
                                                                          Г. Адаме
Планируя карьеру, старшекласснику приходится собирать сведения о разных профессиях, оценивать их, сравнивать между собой. Эти сведения можно получить из разных источников: сети Интернет, средств массовой информации, справочной литературы. Задача библиотек состоит в повышении уровня информированности старшеклассников в сфере профориентации, поиске новых форм и методов профориентационной работы.

Профориентационная работа состоит из нескольких компонентов:
·        профессиональная информация – подробные сведения о знании и путях приобретения различных профессий;
·        профессиональное просвещение – ознакомление с миром профессий, их содержанием;
·        профконсультация – помощь в выборе индивидуального пути получения конкретной профессии;
·        профдиагностика – изучение и оценка потенциальных профессиональных возможностей человека для установления степени соответствия нанимающегося работника возлагаемым на него трудовым функциям;
·        профессиональный отбор – установление психологических особенностей человека, его подготовленности к выполнению трудовых функций применительно к определенным группам профессий с помощью аппаратурных и социально-психологических методов;
·        профессиональная адаптация – активный процесс приспособления молодежи к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.

Первым шагом в организации этой работы должно быть изучение запросов, потребностей, интересов и склонностей подростков. Можно провести анкетирование среди учащихся 9-10 классов. Анкета поможет выяснить, насколько четко учащиеся определили свои жизненные цели и пути их реализации. Поможет разобраться в том, как помочь молодёжи сориентироваться в мире профессий, о каких престижных профессиях и учебных заведениях рассказать, а также удовлетворить информационные потребности в изучении школьных предметов, научить делать сознательный выбор по многим жизненно важным вопросам.
             
В основе профориентационной деятельности библиотеки лежит, главным образом, информирование с использованием всего спектра форм и методов работы: беседы, лекции, информационные часы, книжные выставки, компьютерное тестирование, групповое и индивидуальное консультирование, профориентационные игры, презентации профессий, диспуты, мастер-классы и т. п.

В сельской местности библиотека часто является единственным местом, где молодежь может получить информацию о профессиях и учебных заведениях. И книжные выставки в таких случаях невозможно ничем заменить. А фантазия библиотекарей помогает сделать их яркими и нетрадиционными.
          «Хобби или призвание», «Заглядывая в завтра», «Куда пойти работать», «Контрасты рынка труда», «Новое поколение выбирает образование, карьеру, успех... » - вот названия выставок, которые можно оформить в ходе работы по профориентации. Сочетание красочного иллюстрированного материала и емкой информации - цитаты, описание профессий -  полнее и глубже раскрывают содержание выставок.
Для развития интереса к профессиям при оформлении выставок можно использовать художественные произведения писателей, материал из будней ученых, испытателей, сведения о людях редких, интересных и романтических профессий. Наряду с литературой, можно экспонировать различные макеты, рекламные и фотоматериалы. Все это сделает выставку красочной, интересной, привлекающей внимание читателей.
Так, в одной из сельских библиотек Томской области была оформлена экспозиция «Твоё будущее в твоих руках». Библиотекарь взяла за основу интересную идею - представить часть информации на стенде в виде рук. На левой ладони - расположены фотографии людей на своих рабочих местах, которые работают в организациях и предприятиях поселения. На правой - информация о томских вузах и вузах, в которых можно приобрести будущие профессии. На книжных полках представлены книги, рассказывающие о различных профессиях, необходимых на селе.

В практике работы широко используются целые циклы книжных выставок и постоянно действующие тематические полки «Календарь профессий».  Это небольшие выставки, приуроченные к профессиональным праздникам (День химика, День работника сельского хозяйства, День энергетика и т.д.). Наряду с книгами и периодическими изданиями, на выставках можно представить тесты, помогающие определить профессиональные склонности, справочники и рекламную продукцию различных учебных заведений.
Во  многих библиотеках накоплен большой опыт работы по краеведению, созданы мини-музеи, уголки крестьянского быта. Ведется пропаганда народных ремёсел, ведь изготовление изделий ручным, кустарным способом в последние годы пользуется большим спросом. Такие выставки и стенды, как «Поделки из дерева», «Прекрасное своими руками», «Русская народная вышивка» заинтересуют молодежь.

На мероприятиях,  посвященным ремеслам («Не просит ремесло хлеба, а само кормит») можно рассказать о профессиях прикладного творчества, о народных ремеслах, пригласить для беседы тех, кто занимается резьбой по дереву, росписью, плетением, пчеловодством и т.д. с тем, чтобы они  рассказали о своей деятельности, дали ее подробную характеристику.
В профессиональной ориентации юношества следует использовать краеведческие материалы об известных земляках, их профессиях; устраивать встречи с интересными людьми - представителями разных профессий «Наши земляки — наша гордость», «Дело и люди села», «Славные люди моей деревни». Такие мероприятия не только прививают любовь к своему краю, но и служат своеобразным ориентиром в выборе профессии.

Хорошо себя зарекомендовали в библиотеке такие формы работы с подростками, как беседы, обзоры и уроки профориентации.

Беседы знакомят подростков с миром профессий, ориентирами профессионального самоопределения, системой профессионального обучения и подготовки в регионе, особенностями и условиями трудовой занятости населения. При подготовке беседы предусматривается перечень вопросов для обсуждения, список рекомендуемой литературы, наглядные материалы, форма подведения итогов. Для участия в беседе можно пригласить представителей профессий, о которых пойдет речь, сотрудников профессиональных учебных заведений, студентов.
Участие старшеклассников в беседе за «круглым столом», свободный обмен мнениями по актуальным вопросам современности предусматривает достаточно высокий уровень подготовки участников. Данная форма работы может быть рекомендована старшеклассникам, имеющим уже определенный опыт.  Примерная тематика: «Перспективы выбранной профессии: смогу ли я реализоваться», «Есть ли выход? Как вы представляете свое будущее и будущее страны?».

Устный журнал представляет собой выступления с сообщениями на определенную тему, где каждое сообщение представляет собой одну страницу журнала. Чтобы журнал был интересным, можно включать в него просмотр видеоматериалов, слайдов, приглашать представителей профессий. Темы устных журналов: «Люди в белых халатах», «Твоя профессия», «Кто нас одевает», «В мире профессий».

Практика работы показывает, что особенно эффективны в работе с юношеством активные формы, такие как деловые игры, игры-конкурсы, мастер - классы Они могут планироваться в виде самостоятельных мероприятий, например, конкурс «Моя профессиональная карьера», для участия в котором ребята готовят творческие работы. В своих работах они представляют профессию, которую выбрали. В библиотеке проходит их презентация, а затем и  церемония награждения лучших.

 Игры и конкурсы могут иметь самые разнообразные формы и включаются как составная часть в сценарии тематических вечеров:
·        викторина, головоломка - игра, построенная на занимательных вопросах и ответах  на них;
·        кроссворд - игра-задача, состоящая в заполнении словами пересекающихся рядов-клеток;
·        ребус - загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков;

          Юноши и девушки, участвуя в профессиональных играх и конкурсах, имеют возможность показать и применить свои знания и умения. В игре происходит самовыражение личности подростков, расширение представлений о мире профессий, анализ способностей к тому или иному виду деятельности. Это дает возможность, еще учась в школе, подготовиться к принятию важного решения о своей будущей карьере.

Так, например, в Молчановской межпоселенческой центральной библиотеке (Томская область) учащиеся 9-х классов приняли участие в деловой игре «Рынок диктует профессии». Ребята размышляли о том, как и где они могут в будущем проявить свои способности. В ходе игры были смоделированы различные жизненные ситуации, которые помогли подросткам понять свои желания, адекватно оценить свои способности и выбрать оптимальный вариант, при котором он сможет наиболее полно самореализоваться.
По условиям игры, ребята оказались в небольшом красивом городе N на берегу моря. Здесь мягкий климат, отличная погода, можно наслаждаться лучами ласкового солнца, есть спелые фрукты. Кажется, можно жить без забот достаточно долго. Но не все так просто. За все необходимо платить. Денег нет, но их можно заработать, попробовав устроиться на работу. Именно этим занимались учащиеся, выдерживая острую конкуренцию. Ребята защищали профессии торгового представителя, следователя, воспитателя.

Диспут интересен тем, что заставляет задуматься над проблемой  профессионального выбора тех, кто еще не готов к нему, а также способствует выработке коллегиального решения по спорным вопросам.
Примерные вопросы к диспуту «Кем быть, каким быть?»:
1. «Смысл жизни» и «Выбор профессии». Равнозначны ли эти понятия?
2. «Неважно, кем ты будешь, важно, каким будешь». Как считаете Вы?
3. Профессия красит человека или человек профессию?
4. Говорят, что можно привыкнуть к любой профессии. Так ли это?
5. Свободный выбор профессии. Что это значит?
6. Зависит ли выбор профессии от отметок в аттестате?
7. Что нужно знать для правильного выбора профессии?
8. Как для себя Вы решили проблему: кем быть, или каким быть? Что повлияло на Ваш выбор?

Знакомство с настоящими профессионалами, мастерами своего дела оказывает огромное влияние на выбор подростками будущей профессии. Одной из удачных форм профориентационной работы являются так называемые «встречи с интересными людьми». На таких мероприятиях молодые люди общаются со специалистами образования, медицины, сельского хозяйства, малого бизнеса, и др. Специфика подобных мероприятий состоит в том, что они ориентированы на подготовку тех специалистов, которые востребованы в регионе. Если это представители рабочих специальностей, организуются встречи с преподавателями учебных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку специалистов этого профиля.  На таких встречах ребята узнают о специальностях, о правилах и условиях поступления, о требованиях по здоровью, предъявляемых к будущим студентам. Библиотекари, в свою очередь, рассказывают о литературе, в которой можно более подробно познакомиться с этими профессиями.

Многие библиотека практикуют проведение Дней и Часов абитуриента. Цель - сориентировать учащихся на обоснованный выбор профессии с учетом их наклонностей, способностей, а также требований рынка труда, познакомить с некоторыми профессиями, показать имеющуюся в фонде библиотеки литературу по профессиональной ориентации. В рамках таких мероприятий оформляются книжные выставки, организуются встречи с представителями различных профессий, приглашаются  профконсультанты и/или представители учебных заведений.  

Чтобы на поиски необходимой по профориентации литературы ребятам не приходилось тратить много времени,  издаются информационные дайджесты: «Советы для поступающих», «Куда поступить учиться сегодня, чтобы быть востребованным завтра», «Абитуриенту», «Экзамен без стресса», «Путеводитель по образовательным сайтам». В них можно получить информацию о правилах приема, о новых профессиях, о тестах для самостоятельной проверки знаний, о наиболее престижных учебных заведениях, о вузах, в которых работают военные кафедры. Дайджесты могут содержать списки литературы по профориентации, имеющейся в библиотеке, и другие необходимые будущим студентам сведения.

В помощь молодёжи в выборе профессии библиотеки ведут картотеки, создают тематические папки-досье: «Выбор профессии», «Учебные заведения Омской области», «Мир профессий», «Абитуриент, на старт, внимание!», «Календарь профессиональных праздников».

В некоторых библиотеках работает справочное бюро «Проверь себя», где проводятся индивидуальные консультации, направленные на оценку уровня знаний, способностей, особенностей конкретного человека. Эта работа помогает молодым людям реально соотнести свои возможности с требованиями выбранной профессиональной деятельности.

Профориентационная деятельность станет более целостной и целенаправленной, если будет осуществляться в рамках работы клуба или тематического кружка. Такие формы ориентированы, чтобы решать воспитательные и профессиональные задачи вне учебного процесса. У каждого клуба должны быть свой профиль и своя программа, в программе клуба можно использовать разнообразные формы занятий: беседы, встречи с представителями различных профессий и учебных заведений, экскурсии на предприятия, психодиагностические тестирования, ролевые игры.

 Таким образом, библиотеки располагают всеми условиями для успешного ведения профориентационной работы, а именно: наличием разнообразного книжного фонда, использованием профориентационных возможностей печати, сложившейся методикой руководства чтением, применением индивидуального консультирования, игровых технологий в профориентационных целях.
Важно помнить, что профориентационная работа библиотеки должна представлять собой не единовременную кампанию, а продуманный цикл мероприятий. Важно сформировать у молодежи ориентацию на библиотеку, как на помощника в выборе профессии.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Формы и названия мероприятий
Выставки:
-       «Вам, будущим профи: профессии сегодняшнего дня»
-       «Ваш ребёночек подрос, где учиться – вот вопрос»
-       «Вкусная» работа: профессия – повар»
-       «Властелины сцены: профессия – артист»
-       «Все дороги ведут в банк. Профессия – банковский служащий»
-       «Все профессии нужны. Все профессии важны?»
-       «Выбирая, не ошибись!»
-       «Выбор профессии – выбор пути»
-       «Выбор профессии – дело серьезное»
-       «Горизонты поиска и достижений»
-       «Дизайнер – профессия творческая»
-       «Для тех, кто учит и учится»
-       «Знание - сила, карьера, успех!»
-       «Лабиринты профессий»
-       «Наше будущее-высокие технологии»
-       «Окно в мир профессий»
-       «Профессия на века: иженер-механик»
-       «Профи-старт»
-       «Профориентация через призму краеведения»
-       «Профориентир»
-       «Скорая помощь в выборе профессии»
-       «Центр занятости информирует: рейтинг востребованных на рынке труда профессий»
-       выставка художественной литературы «Профессии на все времена»
-       выставка-адвайзер (в пер. с англ. - советник, консультант) «Образование от А до Я. Карьера»
-       Цикл выставок «Путь к успеху»:

Анкеты
-       «Анализ интересов и направленности подростков»
-       «Готовность подростков к выбору профессии»
-       «Какая профессия тебя привлекает?»
-       «Профориентация учащегося»

Папки-досье
-       «Куда пойти учиться»
-       «Мир профессий»
-       «Эти профессии  востребованы на рынке труда»

Буклеты и памятки
-       «Куда пойти учиться, чтоб потом озолотиться»
-       «Ошибки при выборе профессии»
-       «Полезные советы будущему абитуриенту»

Беседы
-       "Профессию - молодежи, будущее - поселку"
-       «Авторитетная профессия - это...»
-       «Дороги, которые мы выбираем» (ориентирована на рекламу профессий, которые востребованы в регионе)
-       «Как успешно сдать Единый экзамен»
-       «Могу. Хочу. Надо. Что важнее в выборе профессии?»
-       «На пороге взрослой жизни»
-       «Новому времени – новые профессии»
-       «Шаг во взрослую жизнь»
-       цикл бесед «О тебе и для тебя»

Обзоры
-       «Лабиринт профессий»
-       «Много профессий хороших и разных»
-       «Познай вкус ремесла»

Встречи
-       «Знакомьтесь – профессионал» - встреча для старшеклассников с участковым, который более 10 лет работает в органах полиции
-       «Легко ли быть студентом?» - вечер – встреча выпускников со студентами
-       «Люди нашего села»
-       «Рынок диктует профессию» - встреча с работниками Центра занятости
-       «Целый век как на войне» - мероприятие-знакомство с профессией «пожарный»
-       «Я – предприниматель!»

Игры и конкурсы
-       «Бизнес и карьера»
-       «Детективное агентство ШЛЯПА» игра по профориентации о профессии юриста, следователя и полицейского

-       «Моё профессиональное будущее» - конкурс творческих работ
-       «Открой себя в бизнесе»
-       «Профиленд»
-       «Твоя профессиональная карьера» проект
-       «Угадай профессию»
Часы полезных советов и интересной информации
-       «Вам, вступающие в жизнь»
-       «Выбери свое. Выбери лучшее. Выбери будущее»
-       «Как быть успешным в жизни?»
-       «Любить дело, которое выбрал»
-       «Мечта, профессия, долг»
-       «На пути к профессии»
-       «Сотвори свое будущее»
-       «Школа... А дальше?»
-       видео-час «Самые необычные и интересные профессии мира»
-       профориентационный час «В какой профессии бросить якорь, или Охота на работу»
-       часы общения «За рамками школьной программы»

Дни информации и профориентации
-       «Библиотека - путь к открытию»
-       «Будущему профессионалу, или Территория карьеры»
-       «Выбери себе дорогу»
-       «Как стать профессионалом?»
-       «Куда пойти учиться?»
-       «Новые профессии в новых экономических условиях»
День абитуриента
-       «Библиотека для поколения NEXT»
-       «Ищи себя, пока не встретишь!»
-       «На пороге выбора»
-       «Профессиональный компас - 20..»

Дни защиты профессии
-       «Дело, которому ты служишь»
-       «Есть такая профессия…»
-       парад профессий «Профессии на все времена»;

Дискуссионные  формы

-       дискуссия «Профессии, которые будут всегда»
-       диспут «Современный профессионал. Кто он?»
-       ток-шоу «Моя профессия»
-       час знакомства «Перспективы в будущее»
-       часы-дебаты «Открытие профессии»
-       Шоу-программа «Мастер-класс: парикмахер»
     Интерактивные формы
-       библиокомпас «Путешествие по профессиям».
-       видео-прогулка «Знакомьтесь: профессия!»
-       медиапрезентация «Профессиональная карьера. Образ выбора»

Источники
1.      Акимова, С. А. Проект «Профессиональное самоопределение молодежи и волонтерство: встречное движение» [Электронный ресурс] / С. А. Акимова. – Режим доступа: http://vmo.rgub.ru/lib_activity/practice/kurgan_2.php
2.      В будущее с уверенностью: методико-библиографическое пособие / МБУК «ЦБС» Центральная районная библиотека; методико-библиографический отдел ; сост. Н. А. Верютина ; отв. за вып. О. В. Бондарева. – Бирюч: ЦРБ, 2013. – 52 с.
3.      Выбор профессии – выбор будущего: сборник материалов по итогам областного смотра-конкурса профориентационной работы библиотек / Томская обл. дет.-юнош. б-ка ; сост. Корешкова Л. Д. – Томск, 2010. – 77 с.
4.      Выбор профессии – выбор будущего: список литературы в помощь профориентационной работе библиотек / Детско-юношеская библиотека Республики Карелия; [сост.: Л. А. Васильева]. – Петрозаводск, Детско-юношеская библиотека Республики Карелия, 2011. – 13 с.
5.      Гребенюк И.С. Модель центра профориентации на базе общедоступной библиотеки  / И.С. Гребенюк //Наука. Искусство. Культура, 2016. – Вып. 4 (12). - с. 172-180.
6.      Иванова, Н. не с бухты-барахты готовят в Чувашии ребят к будущей профессии: помощь молодым – в тесном союзе с училищем / Н. Иванова // Библиотека. – 2014. – № 1. – С. 28–31.
7.      Кашкаров, А. Мастерские среди стеллажей: моделируем и программируем сами, или что такое мейкерспейс / А. Кашкаров // Библиотека. – 2016. – № 3. – С. 14–16.
8.      Кельдышева, Н. Первый шаг в будущее: помощь школьникам в профориентации / Н. Кельдышева // Библиополе. – 2015. – № 2. – С. 19–21.
9.      Корешкова Л. Выбирая профессию – выбираем будущее // Библиотека. – 2010. – № 2. – С. 9–11.
10.    Профориентационная работа в библиотеках: методические рекомендации / ГБУК «Смолнеская областная универсальная библиотека им. А.Т. Твардовского»; Консультационно-методический отдел; [Сост. И.И. Суздарева]. – Смоленск, 2013. – 53 с.
11.    Профориентационная работа в условиях публичной библиотеки / ГБУК РО «Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького»; научно-методический центр ; сост. Н. А. Ветрова. – Рязань, 2013. – 17 с.
12.    Чурикова, Е. «Все работы хороши, выбирай на вкус!» / Е. Чурикова // Библиотека.– 2009.– №2.– С.14.

Методические рекомендации составлены заведующей отделом библиотечного маркетинга и инноваций Юлией Валерьевной Джусь

6 комментариев:

  1. Здравствуйте, Наталья Васильевна! Профориентационная работа очень сложная, серьёзная! И старшеклассники - серьезный народ. Посмотрите последний пост в блоге "Солнечный спектр", как с 11-классниками работает библиотекарь Лариса Чурсина.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, здравствуйте! серьезное это дело, не то слово. Но все же внимание ей\му уделять нужно

      Удалить
  2. Здравствуйте, Наталья Васильевна! Отличная рекомендация! Библиотекарю с удовольствием воспользуются Вашими материалами!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! рекомендации составляла новый заведующий отделом библиотечного маркетинга инноваций Ю. В. Джусь, я публикую с ее согласия

      Удалить
  3. Здравсвтуйте, Наталья Васильевна!
    Вы очень правильно распределили этапы проведения профориентации.
    Особенно нужно обратить внимание на особенности той или иной профессии, потому что некоторые ребята, привлеченные "престижностью" профессии идут в ВУЗы, совершенно не задумываясь, что им предстоит делать на самом деле.
    Особенно-особенно стоит крепко-крепко подумать тем, кто выбрал медицинское, юридическое направления.
    На самом деле то, что они себе представляют, на 90% не сбывается.
    Вот и бегут потом получать "второе высшее"...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, эх, знать бы, где упаду - соломки постелил...Верно...

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: