Поиск по темам

профессионалу новости методичка библиотеки и библиотекари краеведение литература и чтение даты массовая работа мероприятия праздник патриотика сценарии День Победы досуг настроение Ульянов конкурсы имена мои фото планирование повышение квалификации кругозор Год памяти и славы детское чтение веб 2.0 Год кино блоги #ЧувствоРодины времена года конкурс летнее чтение экология исследования ВикиСибириада памятные даты анонс кино и книга музей сетевые акции Акция "Святую память вечно сохраняя" итоги года мемориальный зал Ульянова нравственность проект 1 сентября в библиотеке Алтай виртуальная выставка день памяти радиационных аварий и катастроф опыт работы сельской библиотеки отчет познавательная игра Чернобыль молодежь 8 марта Библионочь Год добровольца и волонтера ЗОЖ Костино Пантелеймонов акции #Тургенев 300 лет Омску Беслан Гамзатов Шукшин аттестация дарители досуговый центр "Бригантина" обучалки сайты фольклор фотостих #Lermontov_205 #Пушкин Асадов Бергамак Высоцкий Озеров выставки день кошек мои работы прочитанные книги спорт терроризм традиционная культура

четверг, 4 сентября 2025 г.

«Организация внутреннего информационного пространства библиотеки: информационные стенды и плакаты» (методические рекомендации в помощь библиотекарям)

  

Под информационным пространством библиотеки мы понимаем пространство, в котором действуют библиотечно-библиографические процессы, непосредственно связанные с информационной деятельностью библиотеки. В данном пособии рассмотрим рекламное информационное пространство, которое сопровождает посетителей библиотеки от самого входа, информируя и ориентируя.

Эффективность библиотечной рекламы определяется количеством пользователей библиотеки, ее ресурсов, баз данных, услугами и частотой обращения к ним. Привлекательный облик библиотеки создаётся её внешним и внутренним дизайном, интерьером, комфортом для пользователей, разумным размещением в её стенах рекламных материалов, помогающих посетителю ориентироваться в библиотечном пространстве, делая его доступным и комфортным. Среди средств внутренней визуальной рекламы можно выделить: стенды, плакаты (постеры), выставочные витрины, и т.д.

Информационные стенды, библиотечные плакаты содержат информацию о библиотеке, которая, в первую очередь, может понадобиться читателю, пришедшему впервые. Они не только имеют ярко выраженные рекламные функции, но и позволяют наглядно представить основные компоненты в библиотечно-библиографической деятельности. Благодаря стендам, плакатам пользователь может получить объективное представление о библиотеке, её ресурсах и услугах.

Данное методическое пособие подскажет вам, как правильно и профессионально составить и оформить информационные стенды и плакаты в библиотеке.

 

 

Рекламно-информационное пространство библиотеки

По результатам своих рассуждений об организации внутреннего пространства библиотек Л. З. Амлинский выводит «формулу успеха» (термин А. Эйнштейна) библиотечного информационного общества: «правильная организация библиотечного пространства, дружелюбная атмосфера, предоставление читателям необходимых и достаточных условий для продуктивного пользования библиотекой».

Законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из Федерального закона «О рекламе» и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Федеральный закон «О рекламе» принят Государственной Думой в 2006 году и является основополагающим нормативным документом в области рекламной деятельности. В соответствии с этим законом закреплено следующее определение рекламы.

 Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Библиотечная реклама включает несколько направлений:

Ø информация о библиотеке и ее структурных подразделениях (отделах);

Ø информация о библиотечном фонде, его составе и структуре;

Ø информация об услугах, предоставляемых библиотекой.

Рекламная деятельность библиотеки подразумевает разработку внешней и внутренней рекламы, которые позволяют поднять престиж библиотеки, сделать ее авторитетной среди пользователей.

Основные цели рекламы состоят в следующем:

• привлекать внимание потенциального пользователя; детально описывать преимущества услуг, которые предоставляет библиотека;

• создавать благоприятный имидж и высокую репутацию библиотеки у населения, администрации, деловых партнеров;

• поддерживать определенный уровень информированности читателей о деятельности библиотеки;

• формировать читательские потребности;

• формировать постоянный круг читателей;

• стимулировать спрос на услуги;

• напоминать населению о библиотеке, ее деятельности и услугах.

И все-таки главной целью библиотечной рекламы является повышение популярности библиотеки и спрос на ее ресурсы и услуги. Целевыми установками могут быть информирование, убеждение, напоминание.

На современном этапе работы библиотек учитывается необходимость создания  информационных зон, которые могут состоять из компактных инфоточек, островных расположений информационных стендов с локальным освещением, навигационным настенным пространством, рекламными вывесками.

Пространство современной библиотеки – это многофункциональная культурно-образовательно-коммуникационная среда, объединяющая инфраструктуру для обеспечения доступа к знаниям и информации, механизмы для коммуникации, учебы, творчества и досуга; контент (образовательный и развивающий) и его носители; оборудование для создания и потребления контента (мультимедийного, текстового, графического), а также систему форматов работы специалистов библиотечного дела. Фактически это информационно-пространственный комплекс, формирующий образовательный досуг современного читателя. Библиотечная среда влияет на читателя уже при входе в вестибюль.

 

РЕКЛАМНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СТЕНДЫ

 Красиво оформленная библиотека – это место, которое читателям хочется посещать как можно чаще. Первое, на что падает взгляд посетителя – информационный стенд в библиотеке при входе. Он дает им необходимую информацию и одновременно должен украшать помещение.

Библиотечные стенды делятся на виды:

                            1.            информационные;

                            2.            тематические.

Расположение первых: входная группа, фойе, читальные залы. Места размещения вторых: зоны скопления посетителей. Назначение – решение определенных практических задач. Среди наиболее важных – формирование имиджа учреждения, реклама услуг, продукции, побуждение посетителей к более тесному взаимодействию, уведомление о новинках.

Доска вмещает общие сведения об учреждении: электронный адрес, номер телефона, факс, ФИО библиотекарей, информация об услугах, предлагаемых библиотекой. Кроме этого, можно указать правила поведения, выдачи книг, перечислить книжные новинки, ориентацию среди разделов, стеллажей, анонсы будущих событий, прочую значимую информацию. Также можно разместить дипломы, благодарности, приветствие посетителей, вопросы, призывы дать оценку качества обслуживания. Также следует своевременно обновлять размещенную информацию – устаревших сведений на нем быть не должно.

 

Что разместить на стенде.

Как правило, на библиотечных информационных стендах расположены сведения, которые могут понадобиться впервые пришедшему сюда человеку. Это:

·                     основные сведения об учреждении (название библиотеки; режим работы; Ф.И.О. библиотекарей; состав фонда; номер телефона; адрес электронной почты; адрес сайта; краткая информация об истории библиотеки);

·                     правила поведения в библиотеке;

·                     правила получения книг;

·                     ответственность за порчу или невозврат книги;

·                     информация об услугах, предлагаемых библиотекой, о формах их предоставления;

·                     информация о любительских объединениях, клубах по интересам (если есть): план работы (график заседаний), цели, задачи, и т.д.;

·                     перечень библиотечных программ и проектов;

·                     объявления о конкурсах;

·                     объявления о текущих мероприятиях, месячные планы работы (выборка);

·                     продукты издательской деятельности;

·                     книжные новинки;

·                     фотогалерея библиотечных событий;

·                     достижения библиотеки, дипломы, грамоты;

·                     таблицы, пиктограммы, диаграммы, графики, статистические показатели по разным направлениям и видам библиотечной деятельности и т.д.

Цель информационного стенда – продвижение к потребителям библиотечных ресурсов, продукции и услуг, трансляция книжной культуры.

Задачи стенда

Основными задачами информационного стенда в библиотеке являются:

·                     формирование привлекательного имиджа библиотеки у населения и органов власти;

·                     стремление сделать потенциального читателя постоянным  пользователем услуг, ресурсов и продукции библиотеки;

·                     побуждение читателей и организации к сотрудничеству;

·                     информирование об услугах;

·                     сохранение популярности библиотечных услуг, убеждение читателей пользоваться ими;

·                     стимулирование сбыта библиотечной продукции и эксплуатации услуг.

Требования к содержанию и оформлению библиотечного стенда:

·                     полнота представленных сведений;

·                     актуальность и оригинальность информации;

·                     целенаправленность, конкретность, доходчивость и логичность размещенного текста;

·                     художественно-изобразительное решение оформления (шрифты и цвет текстов и полей стенда);

·                     наличие иллюстративного ряда;

·                     логичная структура стенда;

·                     эстетичность;

·                     соблюдение правовых, юридических и морально-этических норм и правил.

Варианты оформления библиотечных стендов

Наиболее привлекательными для читателей оказываются следующие варианты оформления стендов:

·                     Стеллажная вывеска (обеспечивает быструю и удобную ориентацию читателей и сотрудников среди библиотечных полок и стеллажей).

·                     Стенды-демонстрации или демонстрационная вывеска (оборудуются карманами, в которых расположена интересная читателю информация – например, о новых книгах, тематическая рекомендация, информационные стенды в библиотеке по ЗОЖ и т.д.).

·                     Полезная информация (правила поведения в библиотеке, порядок выдачи, возврата книг, сведения о сотрудниках – такие стенды оборудованы большим количеством карманов для простоты обновления информации).

·                     Литературный календарь (используется для размещения информации о каком-либо событии – празднике, памятной дате, юбилее поэта или писателя, и многого другого).

·                     Стенды «Для юного читателя», «Маленьким читателям» (используются яркие контрастные цвета, изображения книжных героев и персонажей мультфильмов для привлечения детского внимания, стимулируют интерес к чтению книг).

Расположение, размеры досок формируются в соответствии с концептуальной идеей, пространственными возможностями помещения. Тексты пишутся кратко, емко, интересно.  Доска должна располагаться в удобном для ознакомления месте. Если библиотечный стенды размещен снаружи, то рекомендовано его застеклить. Важно своевременно обновлять материалы на доске, чтобы она не содержала неактуальные сведения. 

Принципы размещения информации на библиотечном стенде

При оформлении стенда следует руководствоваться законами зрительного восприятия.

Закон фигуры и фона

Суть закона проста – один предмет на стенде всегда будет выделяться на фоне остальных. Такова психология зрительного восприятия, и этот принцип следует использовать для того, чтобы акцентировать внимание читателя на конкретном материале.

Его можно выделить путем использования ярких цветов (рекомендуются красный, желтый, оранжевый оттенки), блестящих или люминесцентных элементов, использования подсветки, размеров информационного носителя или его нестандартной формы.

Сущность этого закона заключается в том, что человеческий глаз в первую очередь видит изображение в центре, и подсознание начинает искать предметы на фоне.

Закон «мертвой зоны»

Все изображения в нижней части зрительного поля попадают в так называемую «мертвую зону». Наиболее неудачной позицией для размещения информационных материалов считается левый нижний угол – взгляд эту зону практически не «цепляет».

Закон уровня глаз

Лучше всего внимание человека сконцентрировано на уровне глаз - эту особенность человеческого зрения очень часто используют маркетологи для увеличения продаж в супермаркетах.

Если быть точнее, то зона максимальной концентрации внимания расположена в радиусе 20 см от уровня глаз взрослого человека среднего роста или ребенка – также среднего роста. Этот фактор нельзя не учитывать, решая, как оформить информационный стенд в библиотеке. 

Суть этого закона в том, что человеческому мозгу проще обрабатывать сгруппированную информацию. Поэтому размещайте материалы по тематическим группам.

Закон переключения внимания

Человеку необходимо переключать внимание с уже выделенной в зрительном поле фигуры на следующую фигуру на этом же фоне. По этой причине однотипные материалы, даже если они яркие, броские и оригинальные, не стоит размещать в длинную линейку.

Зрительные акценты помогут упростить восприятие, однако здесь главное – не переусердствовать, так как слишком многочисленные и разнообразные формы и цвета произведут обратный эффект, то есть помешают читателю спокойно переключаться с одной информации на другую.

Закон «7+2»

Ученые утверждают, что объем восприятия человека ограничен 5-7 (максимум – 9) предметами одновременно. Поэтому не располагайте в одном ряду больше 5-7 рекламных материалов.

Шаги создания информационного стенда

Создание информационного стенда в библиотеке включает в себя следующие этапы:

·                     выбор места (стенд располагается в удобном месте, например, при входе в читальный зал);

·                     определение размеров и формы (может быть стандартной – квадратной, прямоугольной, или нестандартной);

·                     подготовка макета;

·                     подбор материалов-текстов и иллюстраций (не рекомендуются длинные и трудночитаемые тексты, лучше максимально использовать наглядные средства);

·                     выбор цветовой гаммы и шрифта;

·                     выбор сопутствующей атрибутики;

·                     оформление;

·                     фотографирование и публикация фото стенда на официальном сайте учреждения;

·                     составление паспорта информационного стенда в библиотеке (названия также продумываются заранее);

·                     подготовка и защита идеи стенда.

Как правило, информационные стенды в библиотеке выполняются из пробки, листов ДВП или фанеры, рамки для них – из пластика, алюминия, дерева. Готовый стенд можно красить или обивать тканью. Прочный и долговечный стенд можно изготовить и самостоятельно с минимальными материальными затратами.

Стенды пользуются в библиотеках большой популярностью, и нужно обращать большое внимание на их содержание. Например, в оформлении стенда «Экологический десант» можно использовать фотографии проводимых субботников, озеленения территорий, а для стенда «Сердцу милый уголок» использовать иллюстрации или репродукции картин о богатствах родной природы.

Грамотно оформленный стенд, учитывающий все требования и созданный с учетом законов восприятия информации, позволит читателям лучше ориентироваться в пространстве библиотеки и будет способствовать повышению интереса как к представленной литературе, так и к библиотеке в целом.

Поскольку стенд влияет на информируемость посетителей, стимулирование сбыта библиотечной продукции и востребованность услуг, он должен быть всегда на виду. Официальный текст рекомендовано оформлять, придерживаясь делового стиля. Приглашения логично писать живо, эмоционально, свободно. Необходимо учитывать возрастную категорию адресатов, образование, интересы.

Стенды будущего

Все чаще крупные библиотеки размещают электронные информационные табло, в виде бегущей строки или интерактивных досок. Статические иллюстрации сменяют технологии интеграции с системами Digital Signage, позволяющие доносить информацию входящим людям, обеспечивать качественную обратную связь. Данные технологии позволяют анализировать в режиме реального времени количество посетителей, средний возраст, пол. Учитывать количество времени, проведенное у интерактивной доски. Вытеснят ли электронные табло и интерактивные панели созданные руками библиотекарей стенды? Скорее всего, нет.

 

БИБЛИОТЕЧНЫЕ ПЛАКАТЫ

Стены в библиотеке являются прекрасным местом для размещения полезной информации. Благодаря грамотному оформлению плакатов и размещению их на стенах библиотек можно максимально эффективно информировать своих посетителей об услугах, мероприятиях, новых выставках и книгах. Создавая комфортную информационную среду, библиотекари используют, в первую очередь, наглядность. Перед читателем предстаёт целый ряд ярких плакатов: «Приглашаем в Книжкин дом», «К услугам читателей», «Полезные советы», «Получить информацию в библиотеке помогут...», «Для вас, читатели», «Из правил пользования библиотекой», «Как выбрать книгу», «Библиотека предоставит тебе множество источников», «Мы рады видеть вас в библиотеке».

Плакат – это крупноформатное графическое изображение с лаконичным сопроводительным текстом на бумаге или носителе из другого материала. Чтобы плакат бросался в глаза и воспринимался на большом расстоянии, используются особые приемы: яркие краски, обобщенные образы, незатейливые композиции, очевидные сюжеты.

Библиотечный плакат – это художественно-иллюстративное рекламное произведение, способствующее продвижению информации о библиотеке, её деятельности, услугах, ресурсах.

Оформление плаката

Приступая к оформлению плаката, необходимо помнить, что внимание читателей, прежде всего, привлекают интересно составленные заголовки и яркое оформление (рисунки, цитаты, копии книжных обложек, и т.д.). Строгая симметрия линий при графическом оформлении необязательна. Красивое сочетание цветовых пятен в плакате, которые получаются от сочетания окраски обложек, иллюстраций, фона – важное эстетическое требование к его оформлению.

В плакате никак не обойтись без текстов. Однако тексты и иллюстрации должны лишь дополнять друг друга, но не дублировать. То, что можно выразить рисунком, не следует выражать словами. Все слова надо писать полностью. Не рекомендуются даже общепринятые сокращения, особенно в заглавии.

Оформление плаката во многом зависит от его целевого назначения. Для книг, имеющих большое общественное значение, в плакате лучше привести цитату, характеризующую их идейную направленность.

На оформлении плаката сказывается и содержание рекламируемых книг. Плакат, посвящённый роману, поэме или очерку, должен показывать наиболее яркие страницы произведения. Обычно в нем даётся краткая аннотация, которая характеризует тему книги, её художественные достоинства, но ни в коем случае не раскрывает её сюжета. Иначе у читателя может сложиться впечатление, что она достаточно ему знакома и нет смысла брать её.

В плакатах, посвящённых научной, производственно-технической литературе, первоочередную роль играют тексты. Они показывают значение поставленных в книге проблем, излагают практические рекомендации.

В библиотечный плакат могут быть внесены и элементы игры, которые, как показывает практика, вызывают интерес у всех возрастных категорий читателей (загадка к рисункам или тексту книги, вопросы по содержанию рекомендуемой литературы, и т.п.). Не следует давать большого количества вопросов, но они должны заинтересовывать читателей.

Эффективность плаката зависит от его доходчивости. Если в нём даны крупные иллюстрации, выполненные яркими красками, чёткие, крупные шрифты и минимум текста, материал воспринимается легко. Художественное решение плаката должно быть подчинено образному раскрытию основной идеи. Какова бы ни была композиция плаката, как бы ни были выразительны заголовок и рисунок, внимание читателя, в конечном счёте, следует перевести на рекомендуемые книги независимо от того, как они представлены – в виде копий обложек, картотеки или списка.

Виды плакатов

Плакаты и афиши существенно отличаются друг от друга. Плакаты чаще всего обладают более высоким качеством бумаги и печати, поскольку используются многократно. Афиши предназначены для информирования разового события, после завершения которого они становятся неактуальными. Поэтому для печати афиш используется более недорогая офсетная бумага.

Библиотечные плакаты можно разделить на несколько видов:

·     плакаты, рекомендующие одну книгу;

·     плакаты, рекомендующие несколько источников, связанных общей темой;

·     плакаты персонального характера;

·     плакаты, оповещающие о новых изданиях;

·     плакаты, рекламирующие библиотеку и отдельные услуги, и т.д.

Существует множество направленностей плакатов, рассчитанных для определенных видов мероприятий или предложений:

·                     Рекламные плакаты информируют о продукте или услуге. В эту же категорию можно отнести афиши предстоящих ярких событий.

·                     Агитационные плакаты используются в целях пропаганды или призыва к чему-либо. Например, призыв к чтению, участию в акции.

·                     Социальные плакаты, как и агитационные, содержат информацию пропагандистского характера, однако в совершенно другом ключе. Как правило, в них сообщается о нравственных ценностях, таких как патриотизм, духовность, нравственность, доброта. Также затрагиваются актуальные общественные темы.

·                     Учебно-инструктивные плакаты на доступном и популярном языке разъясняют трудную научную информацию. Как правило, информация отображается в виде схемы, таблицы или инфографики. Такие плакаты применяются в библиотечной сфере во время проведения мастер-классов, тренингов и конференций. Также плакаты данной группы располагают вблизи каталогов и картотек в качестве инструкций.

Основные ошибки при разработке плакатов

·                   Желание разместить все и сразу вряд ли приведет к положительному результату. Зрители, скорее всего, пройдут мимо такого плаката. Помните: современный плакат – это не художественная картина, обилие деталей и объектов только усугубит эффект.

·                   Неудачное размещение картинок и текста. Неграмотное расположение изображения и текста приводит к тому, что картинка будет отвлекать от заголовка или попросту его загораживать. Зритель не станет самостоятельно додумывать, что хотел сказать автор, и просто пройдет мимо.

·                   Слишком много текста и мелкий шрифт. Плакат не сможет привлечь внимание зрителя издалека, если заголовок выполнен мелким шрифтом. Также не стоит забывать, что плакат – это не объявление и информация на нем должна быть изложена емко и по делу.

·                   Неправильно подобранная цветовая гамма. Если изображение будет блеклым и невзрачным, зритель, скорее всего, не заметит плакат. Контраст между изображением и основным текстом должен быть ярким и привлекать внимание с большого расстояния.

Создание плакатов

Перед тем как начать работу, внимательно изучается продукт или мероприятие, о котором будет рассказано на плакате. Создание плаката происходит по простому алгоритму, следование которому произведет максимальное впечатление на зрителя.

Работа с текстом

Грамотно скомпонованный плакат одинаково хорошо смотрится и читается при любых масштабах, будь то лист А4 или многометровый баннер. Визуальная иерархия текста при оформлении плаката распределена на три уровня:

·         Заголовок – самый главный и, соответственно, большой размер шрифта. Текст должен контрастировать с основным фоном.

·         Описание – краткая и понятная информация о событии: форма мероприятия, где и когда оно произойдет. Размер шрифта используется меньше, чем для заголовка.

·         Дополнительная информация – как правило, мелкий шрифт (дата, время,  и т.д.).

Требования к тексту плаката:

1.                Краткость текста – одно из условий быстрого восприятия и запоминания. Известно, что человеком воспринимается и запоминается 7 слов. Следует учитывать, что текст легче запоминается в виде краткого призывного лозунга. Тексты, основанные на употребление пословиц, поговорок, фразеологических оборотов, отрывков из популярных песен и известных стихов в прямом или перефразированном виде, запоминаются и воспроизводятся наиболее легко.

2.                Текст лучше давать в утвердительной форме, поскольку призывы в отрицательной форме (с употреблением отрицания «не») психологически вызывают у человека противодействие. («Не ходи», «Не делай», Не кури»).

3.                Текст должен быть конкретным, целенаправленным, поэтому такие общие слова, как «запрещается», «необходимо», «опасно», которые можно с одинаковой вероятностью отнести к различным темам, являются малоконкретными, не несут ценной информации. Лучше употреблять в тексте не безличную, а личную форму обращения («уважаемые родители», «студенты, обратите внимание»).

4.                Следует учитывать, что наиболее доходчив текст, приближенный к разговорной речи. Однако в нем недопустимо употреблять просторечные слова и выражения.

5.                Для повышения эмоциональности и выразительности высказывания можно с успехом использовать восклицательные и вопросительные предложения, особенно риторические вопросы. Можно использовать приемы: повторение одного и того же слова в начале двух или нескольких отрезков речи («Научился сам – научи другого») или противопоставление отдельных понятий («Минимум затрат – максимум эффекта»).

Прежде всего, плакат должен призывать к конкретному действию. Центральным элементом плаката является цель или событие – посетить мероприятие, прочитать книгу, соблюдать меры поведения в обществе. При работе с заголовком необходимо сосредоточиться на ключевых задачах, чтобы не отвлекать внимание зрителя на второстепенную информацию.

Если плакат кажется пустым, лучше поэкспериментировать со шрифтами: увеличить расстояние между буквами или между строками. Тесное расположение букв может неплохо смотреться на открытках, но для плакатов такой способ расположения текста скажется определенно в негативную сторону.

Необходимо экспериментировать с оформлением печатного текста. Качественное оформление текста придаст плакату броскость, индивидуальность и запоминаемость. То или иное оформление букв несет смысловую нагрузку и определенный эмоциональный окрас. Правильное оформление заголовков и описания поможет автору максимально точно донести основную идею плаката.

Оптимальное количество шрифтов – не более трех. Это поможет избежать хаоса на плакате и улучшит читаемость текста. Конечно, есть работы, где шрифтов значительно больше, но в таких случаях качество работы зависит от высокого профессионализма и творческой интуиции дизайнера.

Работа с изображением

Использование контрастных цветов – ключевой способ добиться внимания зрителя. Если для оформления, к примеру, веб-страницы можно использовать бледные оттенки и тонкие шрифты, то для плакатов такие приемы строго не рекомендуются.

Чем больше текст или изображение контрастирует с основным фоном, тем больше вероятность, что зритель заметит плакат. Если создаётся цветной плакат, то на этапе разработки рекомендуется проверять, как изображение выглядит в черно-белом варианте. Контрастность всех элементов при этом не должна пропадать.

Работа с размером и расположением

Довольно часто на этапе разработки уже известно, где именно будет расположен плакат. Это помогает  определиться с размером плаката. При этом важно учитывать, чтобы плакат занимал доминирующую позицию, а посторонние объекты, расположенные рядом, не отвлекали зрителя и не мешали обзору.

Также информация о расположении поможет заранее определиться с цветовой гаммой. К примеру, если известно, что плакат будет располагаться на стене зеленого цвета, то преобладания в работе зеленых оттенков лучше избегать.

Как бы странно не звучало, но в каждом плакате должна чувствоваться работа автора. Использование готовых стоковых фотографий из бесплатных ресурсов, скорее всего, не придаст индивидуальности и не поможет привлечь внимание. Зритель чувствует, что в хорошую работу вложили душу, а это нередко является одним из важных критериев во время создания плаката.

Работа над плакатом – довольно интересный вид деятельности. Но вместе с тем и нелегкий труд, поскольку необходимо донести целую историю или большую мысль с применением минимального количества инструментов.

 

 

Приложение 1

Словарь рекламных носителей

Афиша  объявление, вывешиваемое на видном месте.  Афиша рассчитана на привлечение непроизвольного внимания, того, что запоминается непроизвольно, легче удерживается в памяти. Она оказывает многократное воздействие. Одно из важнейших требований к афише – не перезагружать ее текстом и изобразительными средствами. В афишах шрифтом или цветом выделяют отдельный элемент текста. Характерной особенностью восприятия афиши является роль шрифтов. Выбор шрифта, размера букв, афиши в целом зависит от места ее размещения вблизи библиотеки, в просторном вестибюле или в небольшом холле, узком коридоре. Следует принять во внимание уровень освещения помещения.

Баннер  это треугольный или прямоугольный планшет, изготовленный из ткани, пластмассы или бумаги, на котором располагается рекламный текст.

Воблеры – (от англ. towobble – «дрожать») – это вид рекламного носителя, который имеет фигурную форму, изготавливается из картона или плотной бумаги. Воблер имеет гибкую пластиковую ножку, посредством которой он крепится на двухсторонний скотч к вертикальной опоре или к месту рекламы продукции (стенду). Цель применения воблеров – выделить, привлечь внимание к рекламируемой библиотечной услуге или продукции.

Диспенсер – подставка из жесткой бумаги, картона или пластика с рекламным текстом или изображением.

Каталог – официальное, справочное и (или) рекламное издание, содержащее систематизированный перечень имеющихся в наличии предметов и услуг.

Лейбл (англ. label-ярлык, этикетка, бирка) – знак, стикер, которым маркируют продукцию. Лейблом можно промаркировать любую информационную или справочно-библиографическую продукцию, которую самостоятельно выпускает библиотека.

Лифлетхолдер – держатель для листовок. Может быть в виде настольной или напольной подставки или настенного кармана.

Логотип (от греч. Logos – слово+typos-отпечаток) – оригинальное начертание полного или сокращенного названия компании (фирмы, библиотеки) в виде надписи или картинки. Применение логотипа в настоящее время, как правило, связано с обозначениями, индивидуализирующими конкретную продукцию или услугу. Но не со всеми видами обозначений, а только со словесными. При этом словесное обозначение можно назвать логотипом, когда к словесному аспекту добавляется изобразительный. Обозначение может быть дополнено графическими или изобразительными элементами, которые, как правило , не доминируют над словесным элементом. Таким образом, термин «логотип» обозначает особую форму изображения словесного обозначения. Функцию логотипа в современном понимании можно определить как создание визуального образа словесного элемента, способного оставить «отпечаток» в сознании человека (читателя).

Мобайлы  это вид рекламного носителя, представляющий собой крупногабаритную конструкцию, подвешенную к потолку или кронштейну при помощи особого крепежа. Стационарным мобайлом является постер, который наклеен на жесткую основу. Мобайлы, находящиеся над головой читателей, привлекают к себе внимание , так как вращаются и покачиваются под воздействием воздушных потоков. Мобайлы могут иметь нестандартную форму или тиснение фольгой. Мобайлы бывают плоские, составные и объемные.

Ростовые фигуры (их еще называют хардпостеры) – это вид рекламного носителя, представляющий собой жесткое основание из пластика или картона. У ростовой фигуры с тыльной стороны располагается поддерживающая ножка. Хардпостер может быть исполнен в виде человека в полный рост, животного, книги или какого-либо предмета.

Слоган – короткая и лаконичная фраза, слово, словосочетание, лозунг в рекламе и PR, выражающее корпоративную идею. От идеи, вложенной в слоган, зависит успех библиотечной продукции или услуги.

Стикеры – это вид рекламного носителя, представляющий собой наклейку, т.е. листовую одностороннюю печатную продукцию, вторая ее сторона покрывается адгезионным слоем. Стикеры бывают также двусторонними, предназначенными для размещения на прозрачных (стеклянных) поверхностях.

Флаги – представляют собой простой в исполнении и в тоже время эффективный вид рекламного носителя. Преимущество флажков состоит в том, что они могут быть размещены на любой поверхности. Флаги могут быть тканевыми или бумажными. Флаги бываю следующих видов: флажки-гирлянды, настольные флажки, напольные и настенные флаги.

Флаеры – это вид рекламного носителя, представляющий собой красочную карточку, которая сообщает о проведении библиотечного мероприятия или рекламной акции. На флаере могут также сообщаться дата, время и место проведения мероприятия или акции; информация о книгах, которые будут на мероприятии презентоваться; фотографии и имена участников.

Шелфтокер – полноцветный фигурный рекламный элемент из картона, предназначенный для визуального объединения и выделения на общей полке продукции одной торговой марки.

 

  

Источники

 

                 1.                        Антипов, К. В. Основы рекламы: учебник / К. В. Антипов. – 3-е издание. – Москва: Дашков и К° 2017. – 328 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=454031. – (дата обращения: 21.07.2023).

                 2.                        Борисова, О. О. Организационно-технологические аспекты библиотечно-информационной и книжной рекламы: учеб. пособие для магистрантов / О. О. Борисова. – Орел : ОГИК, 2018. – 115 с.

                 3.                        Борисова, О. О. Реклама в библиотеке : учеб.-практич. пособие / О. О. Борисова. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2005. – 216 с. – (Библиотекарь и время. XXI век). – С. 154 – 171.

                 4.                        Борисова, О. О. Рекламно-информационные технологии библиотечной деятельности / О. О. Борисова. – Санкт-Петербург : Профессия, 2006. – 320 с. – (Библиотека). – С. 143–144.  

                 5.                        Борисова, О. О. Рекламные и выставочные технологии в  библиотечно-информационной деятельности: учеб.- практич. пособие. – 2-е изд. перераб. и доп. / О. О. Борисова. – Москва : Литера, 2010. – 153 с.

                 6.                        Дизайн внутреннего пространства библиотек : дайджест / Белгор. гос. универс. науч. б-ка; сост. А. Б. Исаева ; гл. ред. Н. П. Рожкова ; отв. за вып. С. А. Бражникова. – Белгород : ИЦ БГУНБ, 2018. – 48 с. – URL: http://www.bgunb.ru/sources/Publishing/26.02.2018/digest_design.pdf. – (дата обращения: 21.07.2023).

                 7.                        Зверевич В. В. Комфортное пространство в библиотеках информационного общества (к 90-летию Л. З. Амлинского) / В. В. Зверевич // Научные и технические библиотеки. – 2020. – № 6. – С. 119-132. – URL: https://ntb.gpntb.ru/jour/article/view/606. –  (дата обращения: 21.07.2023).

                 8.                        Как оформить информационный стенд в библиотеке URL: https://www.cultmanager.ru/article/9509-kak-oformitinformatsionnyy-stend-v-biblioteke-21-m02-27. – (дата обращения: 21.07.2023).

                 9.                        Российская Федерация. Законы. О рекламе : Федеральный закон № 38-ФЗ : [принят Государственной Думой 22 февраля 2006 года : одобрен Советом Федерации 3 марта 2006 г.: по состоянию на 1 сентября 2022 года] / КонсультантПлюс. – URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/cdec39af74636d8a0834a59e 57380c88056d37bb/. – (дата обращения 25.07.2023).

            10.                        Шеламова, Г. Уметь рассказать о себе: средства и методы презентации  / Г. Шеламова  // Библиотека. – 2013. – № 5. – С. 15-21.

 

 

 Сост. Л. В. Маркова, зав.отделом библиотечного маркетинга и инноваций

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: