В
последние годы профессиональные диалоги о проблемах семейного чтения приобрели остроту и особую
актуальность в связи с изменением информационной модели общества. Проблема
видится
многосторонне: как сохранить чтение вообще и нужно ли сохранять и развивать
семейное чтение, как представлена проблема семьи, семейной политики на
государственном уровне.
Методические рекомендации помогут
библиотекарю выбрать формы массовой и индивидуальной работы с каждым членом
семьи, донести до родителей понимание, что семейное воспитание начинается с
совместного чтения и обсуждения прочитанных, когда малышу читают и
рассказывают. В рекомендациях представлены советы родителям по привлечению к
чтению детей разных возрастов. Опыт российских библиотек по привлечению семей к
чтению сориентирует специалистов библиотек в формах проведения творческих
активностей в рамках семейного чтения. Варианты проектов по семейному чтению направят
специалистов на реализацию своего уникального проекта. В конце пособия
помещен календарь семейных праздников, названия библиотечных выставок и
названия мероприятий.
Снижение интереса к книге, замена чтения просмотром
телевизионных программ и компьютерными играми у детей, своими заботами у
взрослых приводят к снижению общего культурного уровня населения России в целом.
Происходит утрата традиций семейного чтения, совместного общения по поводу
прочитанного, что сближало членов семьи, объединяло их духовно. Именно в
дошкольном возрасте у ребенка пробуждается интерес к чтению, в его сознании
закладываются такие важные понятия, как добро и зло, сочувствие и милосердие. Следовательно,
возрождение традиции семейного чтения представляется важным направлением.
Традиция семейного чтения в России имеет богатую
историю, уходящую в далекое прошлое: уже в таких письменных источниках по
истории русской педагогики, как «Поучение князя Владимира Мономаха детям» и
«Домострой», мы находим указания по организации семейного чтения.
Необходимость сохранения и развития традиции семейного
чтения в наше время, пугающее обилием информации, часто совершенно не
предназначенной для детей и подростков, и легкостью доступа к ней, время, когда
рушатся семейные и обесцениваются духовные и морально-нравственные ценности,
для людей, озабоченных воспитанием подрастающего поколения, очевидна сегодня
как никогда.
Семейное
чтение
как одна из моделей чтения отличается
от других следующими особенностями:
1. В основе семейного чтения лежит
практика «чтения вслух», в отличие от «чтения про себя».
2. Модель «семейное чтение» предполагает
совместное (но не коллективное) действие.
3. Модель «семейное чтение» тесно
связана с понятием «личная, частная, домашняя, семейная библиотека» как
библиотеки особого вида.
4. Модель «семейного чтения» тесно
связана с появлением такого «нового читателя», как женщина, хотя и роль
мужчины, отца здесь весьма значительна.
5. В модели «семейное чтение», в отличие
от других моделей, одновременно реализуются практически все важнейшие
функции чтения (такие, как познавательная, воспитательная, развивающая,
развлекательная, коммуникационная).
Отсутствие потребности в чтении у
взрослых — следствие несформированности ее с раннего детства. Семейное чтение
способствует раннему и правильному овладению родной речью.
·
Регулярное
чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и
способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и
предпочтения будущих читателей.
·
Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие
книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое
позволяет передать торжество, радость грусть, печаль, шутку, насмешку.
·
Семейное
чтение развивает способности, для восприятия художественных образов. Такое
восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения
переживать радости и печали героев художественных произведений.
·
Чтение
вслух важно не только для малышей, но и для более старших детей, а также для
пожилых людей. В процессе семейного чтения дети учатся внимательно слушать,
усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают
одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передают младшим
свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за
духовным развитием
ребенка и
управлять им.
·
Семейное
чтение – эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение
создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря
общению с детьми обогащаются эмоционально.
·
Семейное чтение может служить для профилактики старения, так как, по мнению
некоторых специалистов, старение – это результат жизни без книги, без чтения,
которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью.
В «Концепции государственной семейной
политики в Российской Федерации на период до 2025 года» – в ряду задач по
содействию реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала
семьи – обозначены следующие:
·
повышение
педагогической культуры родителей, в том числе путем поддержки деятельности
родительских советов и семейных клубов, имеющих различную целевую направленность
(семейный досуг, образование, взаимопомощь, продвижение гражданских инициатив и
др.);
·
обеспечение
доступности для семей и родителей помощи специалистов в области социально-педагогической
поддержки семьи и детей и других областях, содействующей решению проблем
семейной жизни и детско-родительских отношений;
·
обеспечение
возможности получения молодыми родителями знаний, необходимых для воспитания
детей, проведение бесплатных консультаций и занятий с родителями, испытывающими
трудности в воспитании детей, в том числе путем организации традиционных дней
получения бесплатной консультативной помощи юриста, психолога, педагога и
других специалистов, а также привлечения соответствующих организаций и
волонтерских движений;
·
оказание
государственной поддержки развитию детских библиотек, литературы, детского
кинематографа, театров, музеев и выставок с целью полноценной реализации
воспитательной функции семьи;
·
работают
по принципу семейного формуляра, стремясь увлечь семью чтением, привлечь в
состав читателей максимальное количество семей и их членов;
·
функционируют
в качестве учреждений семейного отдыха: основные усилия библиотекарей в этом
случае сконцентрированы на организации всевозможных массовых мероприятий;
·
определяют
целью своей деятельности развитие семейного общения посредством книги,
оказывают практическую помощь по возрождению традиций чтения вслух, рассказывания,
совместного обсуждения прочитанного материала.
Чтобы в семьи вернулась забытая
традиция семейного чтения, чтобы проблема «нечитающих детей» не коснулась в
будущем, можно предложить родителям воспользоваться следующими советами:
Родителям детей от 0 до 3
лет:
Примерно в 8-9 месяцев малыши
начинают воспринимать текст, но пока не значение слов, а лишь звучание речи.
Поэтому в таком возрасте знакомьте их с простыми и мелодичными стихами.
После года многие дети уже готовы
слушать небольшие сказки. Чтобы сделать чтение интересным – рассматривайте и
обсуждайте картинки.
В возрасте от 2 до 3 лет дети любят
слушать и читать стихи, предпочитая их прозе. Необходимо предлагать малышам
договаривать окончания фраз.
После прочтения книги, попросите ребёнка
нарисовать запомнившихся и полюбившихся героев. Это поможет развить его
воображение, научит слушать внимательнее, быть усидчивее.
В этом возрасте отношение детей к
героям ярко окрашено. Ребенок радуется победе положительного персонажа,
благополучному исходу событий. Активно мысленно действуя вместе с героем, дети
пытаются иногда вмешаться в события, «прожить» их, додумать, пофантазировать.
Только не забывайте все время хвалить ребенка!
Родителям детей от 3 до 5 лет:
После прочтения книги, попросите
ребёнка нарисовать запомнившихся и полюбившихся героев. Это поможет
развить его воображение, научит слушать внимательнее, быть усидчивее.
В этом возрасте отношение детей к
героям ярко окрашено. Ребенок радуется победе положительного персонажа,
благополучному исходу событий. Активно мысленно действуя вместе с героем, дети
пытаются иногда вмешаться в события, «прожить» их, додумать, пофантазировать.
Только не забывайте все время хвалить ребенка!
Родителям детей от 5 до 7
лет:
Как можно дольше читайте своему
ребенку вслух. Стремитесь к тому, чтобы ваше чтение переросло в самостоятельное
чтение ребенка. Сначала можно читать по очереди, хотя бы и через строчку, но
постепенно отдавать инициативу малышу. Не забывайте хвалить его за выразительность и артистизм.
На первых порах ребенок тоже должен
читать только вслух, это поможет вам установить, как он понимает прочитанное.
Собирайте домашнюю библиотеку. Пусть
она будет не очень большой, но в ней не будет случайных книг.
Если вы затрудняетесь в выборе книг,
начните чтение с произведений детской классики. И помните, что в библиотеке вам
помогут выбрать книгу для чтения и разобраться во всем многообразии
детской литературы.
Родителям детей от 9 до 14 лет:
Читайте сами. Если подросток часто
видит родителей с книгами в руках, увлеченно обсуждающих прочитанное, то
никаких дополнительных стимулов может вообще не потребоваться.
Подберите интересную книгу. И не
стоит выбирать слишком сложные произведения, иначе от непонимания подросток
разочаруется в чтении.
Читайте вместе с подростком. Сначала
сами прочитайте книгу, которую выбираете, а потом в непринужденной беседе
расскажите какой-то эпизод и обсудите.
Поощряйте желание подростка посещать
библиотеку.
И помните, что чтение книг делает
подростка более уверенным. Когда в разговоре он демонстрирует высокую эрудицию
и глубокое знание того или иного предмета, то невольно чувствует себя «на
высоте». А это немаловажно.
Добрые
советы:
·
Даже у
самого маленького ребенка книга должна ассоциироваться с самыми приятными
чувствами. Если малыш почувствует, что книга – это удовольствие, то,
повзрослев, он сам потянется к ней.
·
Выбирайте
время для чтения, когда ребенок в хорошем настроении, спокоен.
·
Читайте
эмоционально, получайте сами удовольствие от чтения, перечитывайте любимые
книги.
·
Только в
семье, где взрослые читают сами, не представляют свою жизнь без литературы и прививают
эту любовь своим детям, дети полюбят чтение без всякого принуждения со стороны
взрослых.
·
Читайте
своим детям, читайте вместе с детьми! Причем с самого раннего возраста.
·
Обращайте
внимание детей на высказывания выдающихся людей о чтении. Поднимайте престиж
книги и чтения в сознании ребенка.
·
Если ваш
ребенок читает в свободное от школьных занятий время, поинтересуйтесь, что за
книга в его руках. Если, на ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите ее с
ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.
·
Запишитесь в
библиотеку и ходите туда вместе с ребенком. Позволяйте ему выбирать книги
самостоятельно.
·
Если учитель
не научил школьников работать с текстом, помогите ребенку. Найдите на эту тему
пособия, каких сейчас много в книжных магазинах и на полках библиотек.
·
Побуждайте
своих детей читать программную литературу до изучения ее в школе. Используйте
для этого летнее время. Включайтесь в ее чтение вместе с ребенком. Глядя на
вас, и ребенок получит радость.
·
Разговаривайте
о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще
хвалите его за сообразительность и старание. Поддерживайте его уверенность в
своих силах.
Вспоминая позже детство, он
непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это
согреет его сердце.
Опыт
библиотек в продвижении семейного чтения
Для того, чтобы
привлечь большее количество участников к вопросу семейного чтения можно
инициировать Неделю семейного чтения
в библиотеках. Как правило, она начинается с проведения акции «Как пройти в библиотеку». Для этого необходимо подготовить плакаты-приглашения, интересные закладки,
листовки, флаеры: «Кто куда, а я – в библиотеку», «Читай книги – будь
личностью!», «Приведи друга в библиотеку», «Сегодня книга – завтра судьба!»,
«Живи на светлой стороне – выбирай чтение!» и др. В рамках Недели можно
провести День открытых дверей «Посетите
библиотеку – выберите интересную книгу». К этому дню – оформить выставку
новых поступлений, провести обзор и рекомендательные беседы для детей и
родителей. В течение Недели проходят циклы тематических мероприятий,
посвященных семье, семейному чтению, семейным праздникам, приглашаются
читающие, многодетные семьи, дети, родители, бабушки и дедушки. Летом на
площадке перед библиотекой в течение Недели семейного чтения можно развернуть
буккроссинг, просмотр книг, организовать выставку «Книжка вышла погулять». Тут
же предоставить детям возможность участвовать в подвижных играх, детских
флешмобах.
Интересен опыт Мурманской
государственной областной универсальной научной библиотеки в данном
направлении.
Неизменная «фишка» Дня семейного чтения – уникальные, интересные книжные выставки,
выставки-загадки, выставки-сюрпризы. К семейному празднику можно подготовить
большую развернутую выставку-просмотр «Семейные саги», на которой представить
книги с увлекательными семейными историями от классиков мировой литературы и
современных авторов.
Интересом гостей библиотеки пользовалась выставка-игра
«Литературный вернисаж» – демонстрация коллажей в картинных рамках, по которым
надо было угадать автора и название книги. За правильные ответы библиотекари
вручали гостям памятные призы.
С энтузиазмом восприняли младшие
школьники предложение собрать листочки, упавшие с волшебного дерева и сочинить
свою собственную сказку. Востребованной формой для подобных семейных праздников
являются разнообразные игровые мероприятия – квесты, викторины, анимационные
программы, настольные игры и т.д.
Специалисты отдела обслуживания
организовали Большой Библиотечный Квиз (ББК) по теме «Книги нашего детства».
Для подготовки вопросов к игре использовали книги на все времена и для всех
возрастов - «Приключения Тома Сойера» и «Алые паруса», «Алиса в стране чудес» и
«Судьба барабанщика», «Хроники Нарнии» и «Приключения Шерлока Холмса»,
«Республика ШКИД» и «Властелин колец». По книгам подготовили вопросы. Какого
персонажа детской литературы называют последователем философии Дао, ведь сам он
говорит: «Мой любимый день – сегодня»? От какого итальянского слова происходит
имя Буратино? Эффект имени какого героя есть в менеджменте? Какие сокровища
похищает Лизель, героиня книги М. Зусака? Команды с азартом соревновались,
отвечая на вопросы, включавших и «Веселые картинки», и музыкальные
задания. За ограниченное время необходимо было дать максимум правильных
ответов. Воспоминания о книгах, прочитанных в детстве – возможность для диалога
разных поколений, для получения новых знаний и возвращения к самому главному.
Ни одно крупное мероприятие
семейного направления не обходится без мастер-классов. Мастер-класс – одна из
самых востребованных форм проведения семейного досуга на текущий момент.
Мастер-классы организуются как сотрудниками библиотеки, так и с привлечением
сторонних организаций и частных лиц. Тематика и направленность этих форм
многообразна – от кулинарных мастер-классов до создания анимационных
мультфильмов, от урока по скорочтению и развитию памяти до создания семейного
оберега – куклы-мотанки, от «выращивания» настоящего семейного генеалогического
древа до создания сказочных персонажей в технике оригами. Возраст участников в
каждом конкретном мастер-классе определяется организатором, как и
участие/неучастие сопровождающего (родителя). Востребованность их велика,
вероятно потому, что совместное семейное творчество сближает родителей и детей,
помогает им наладить диалог и лучше узнать друг друга. Участники авторского
мастер-класса – школьники средних и старших классов – сделали
тактильную книгу для слабовидящих ровесников. Основной для книги послужила
история Дэвида о пиратах из Уэльса, которые приплыли искать редкие сорта сыра в
Мурманск. Используя подручные материалы, дети создали трехмерные
иллюстрации к забавной истории о пиратах: каждый ребенок смог внести свой вклад
в создание книжки.
Творческие активности библиотеки
способствуют развитию семейного чтения, особенно те, которые связаны с
продвижением книги.
День родителей. В программу родительского дня
включают встречи, беседы, часы вопросов и ответов со специалистами «Актуальный
разговор»: детскими врачами, педагогами, юристами, психологами и др. Оформляют
выставки-рекомендации, просмотры литературы «Это мы не проходили или родителями
не рождаются…», «Ступени семейного счастья».
Предварительно выявляют наиболее
востребованные темы, например: «Компетентная мама», «Роль отца в воспитании
детей», «Когда рождается отец?», «Знаете ли Вы своего ребенка?», «Семья шагает
в первый класс», «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка», «Семья:
проблемы трудных детей», «Экзамен: как избежать стресса».
Можно организовать семейный круглый стол, где
родители поделятся своим опытом привлечения детей к чтению. Не у всех этот опыт
положительный и в ходе обсуждения кто-то найдет для себя полезное. Вопросы для
обсуждения: «Зачем нужны книги? Можно ли обойтись без них? Настоящий читатель.
Каков он? Есть ли у Вас любимые книги? Читаете ли вслух в своей семье?
Обсуждаете ли прочитанное? Есть у Вас в семье любимая книга?».
Провести блиц-опрос «Что я знаю о
профессии своих родителей». Подростков с родителями пригласить поучаствовать в
дискуссии «Завтрашние взрослые», например, влияют ли гаджеты на здоровье.
Родителям полезно услышать мнение своих детей.
День семейного чтения, День читающей
семьи «Счастлива
будет ваша семья, если чтением увлечена».
В этот день можно оформить площадки: «Читаем всей семьей» с
тематическими зонами «Стол справок «От двух до пяти», «Почемучки», «Семейная
мастерилка», «Ответственный родитель», «Любимые книги моей семьи», «Дерево
книжных предпочтений»,«Театральная площадка». Например, площадка библиотерапии «Исцеление чтением», где библиодоктор раздает советы,
и книги для души и хорошего настроения.
Заинтересовать посетителей
библиотеки можно притчами о семейных ценностях, подготовить музыкальное
театрализованное представление, вместе с читателями, волонтерами и родителями.
Устроить марафон семейного чтения, чтения вслух отрывков из книг, конкурс на лучшее
прочтение любимой книги семьи, выразительное чтение стихов, конкурс эскизов «Семейная эмблема читающей
семьи». В
этот день можно предложить детям узнать, а родителям вспомнить, что читали их
сверстники в прошлом веке, провести экскурсию-путешествие
по книжному фонду библиотеки «Когда бабушки и дедушки были маленькими».
Библиотеки проводят с посетителями
чтение вслух с приемом прерванного чтения и придумывания воображаемого сюжета,
например, по русским народным сказкам. Дети с помощью взрослых рассказывают и
показывают те сказки, которые им читали родители, участвуют в играх-викторинах
по сказкам.
Интересна будет акция «Ромашка добрых дел».
Каждый ребенок выбирает себе импровизированный лепесток с добрым делом, которое
он мог бы совершить, выйдя из библиотеки: навести порядок в своей комнате,
сказать комплимент близкому человеку, смастерить закладку для книг и др.
На этих же лепестках написать добрые
дела, которые уже совершили: присмотр за маленькой сестренкой, помощь бабушке и
др. В конце мероприятия из лепестков собирают красивую «Ромашку добрых дел».
Привлекательна для читателей акция Наша читающая семья». Акция
заключается в следующем: всем членам семьи необходимо прийти в библиотеку в
назначенный день и оставить отпечаток руки на память. Затем разноцветные
ладошки вырезают и из них формируют букеты. В завершении акции на двери
библиотеки формируют огромный цветок с множеством разноцветных бутонов –
больших и маленьких. Каждый цветок символизирует отдельную семью.
Можно объявить акции «Вместе весело читать» (ребенок
выбирает книгу в библиотеке, чтобы прочитать ее с мамой или бабушкой), «Мы – семья, а это значит, справимся с
любой задачей», «Чтение в подарок маме», в ходе которой предложить детям
сделать для мамы книжку– малышку или выучить стихотворение.
День семейного отдыха «Семейный выходной», День
семейного общения «Всей семьей в библиотеку».
Заинтересовать читателей, привлечь
семьи в библиотеку помогут семейные праздники с игровыми программами «Семейные забавы». Могут быть организованы площадки «Уголок умственных игр»,
«Переводы с детского»: детско-взрослый переводчик (конкурсы для пап и мам),
ярмарки умений «Папины затеи», фотозоны
«Семья у книжной полки», «Ромашковое фото» и др. Актуальны семейные игры «Папины дочки и сыночки», «Сказки из бабушкина
сундука», «Ай, да мамы!», «Дочки-матери», «Рыцарский турнир» для пап и сыновей,
поэтический флешмоб «Мы играли в папавоз», конкурсы детских рисунков «Моя
семья», «Папа, папочка, папуля!», «Вот какая мама!», «Я маме признаюсь в
любви», интеллектуальный семейный бой «Знаток художественной литературы»,
литературные игры «Круиз по книжным морям», интерактивный пазл «Книжные
предпоЧТЕНИЯ нашей семьи»
Актуальны созданные при библиотеках творческие
семейные объединения, семейные клубы, семейные гостиные. Заседания
таких объединений могут быть самыми разными: «Вместе с бабушкой – в Интернет», «Нам хорошо вместе», «Домашний
праздник в библиотеке», «Книжка по наследству», «С книжкиным теплом, под
маминым крылом», «Любимые книги моей семьи». Стали востребованы семейные
вечера «Добро пожаловать, или вход только для детей и родителей»,
семейные праздники «Маленькие рецепты большого семейного счастья», семейные
встречи «Библиотека – волшебное место, где книгам не скучно, где всем
интересно».
На мероприятия рекомендуется
пригласить педагогов, воспитателей, читателей. В семьях которых чтение
книг – давняя традиция, одним из направлений может быть организация
встреч-интервью с известными людьми вашего села, которых можно назвать не только
успешными, но и активно читающими.
Семейные
праздники – прекрасная традиция, которую надо развивать, передавать по
наследству, этому надо учить, особенно молодых родителей. Такие праздники
сближают семью, способствует развитию творческих и интеллектуальных
способностей ее членов. В этом направлении предлагаем вам следующие
мероприятия: семейный праздник, посвященный Дню семьи «Ключи от семейного счастья», праздник ко Дню матери «Главное
слово в каждой судьбе», семейные развлечения «Ты и Я плюс наши дети – лучшая
семья на свете!», праздник, посвященный Святым Петру и Февронии Муромским «День
любви и супружеской верности» и др. А участие в семейных конкурсах: «Дом
моей мечты», «Книга – семейный раритет», «Лучшая книжная мама» поможет
сформировать у детей потребность в чтении и культуру чтения, расширит
литературный кругозор.
Популярны
сегодня и дискуссионные формы работы, такие как «Исповедь пристрастий» (рассказы читателей о роли книги в их
семье), дискуссионные трибуны «Семейное
чтение: вчера и сегодня», «Семья. Книга. Библиотека», встречи поколений «Свет
книг не гаснет в нашем доме», «Любимые книги в моей семье» и другие. Всё
это приобщает детей и их родителей к совместной читательской и творческой
деятельности. Часы семейного общения
«Союз семьи и книги», «Как вырастить чудо-чадо» и книжные кают-компании «Для
талантливых детей и заботливых родителей», «Мой кроха и я», «Яркие краски
детской литературы», «Родителям о детских писателях», проводимые на базе
библиотек, помогут родителям наладить ещё более тесные отношения с детьми.
Варианты проектов по семейному чтению
Предлагаем познакомиться с опытом
реализации проектов в библиотеках России.
Ø Идея проекта «Семья и библиотека 21
века» в Детской библиотеке МБУК «ЦБС» г. Искитим (Новосибирская область) возникла в процессе совместных
онлайн-бесед специалистов детской библиотеки города Искитима и городской
детской библиотеки им. С. Я. Маршака города Воронежа. Результатом
проекта стало создание: клуба
выходного дня «Развивающая суббота» (семейные досуговые мероприятия,
путешествия по литературным сайтам, занимательные игровые занятия с книгой; школы Неболейки; консультативного пункта для родителей; студии
креативного развития «Чтение + Фантазия»; хобби-центра «Библиотека и семь
ГНоММов» (Главное Нашего Общества – Мамы и Малыши)
Ø Специалисты ЦБС г. Могилева стараются
создавать мини-проекты, нацеленные на решение актуальных социальных проблем. Задача
проекта «Супер МАМА» – оказание информационной помощи молодым мамам, а также
женщинам, ожидающим ребенка. Работа началась: с создания специализированного
книжного фонда «Мамина библиотека»; выписаны детские периодические издания; оформлена
выставка-просмотр «Супер МАМА» с разделами: «Девять таинственных месяцев», «Год
за годом», «Здоровье ребёнка в маминых руках», «Детская кухня без секретов», «Новые
журналы», «Почитаем вместе с мамой»; Проведены мини-опросы, направленные на
уточнение информационных потребностей молодых мам; в соцсетях созданы
«Странички полезных советов»; подготовлена «Детская карта г. Могилёва», со
сведениями об организациях и учреждениях города, ориентированных на детей и их
родителей. Обладая должной ресурсной базой, данный проект оказался востребован среди
молодых семей.
Ø За годы своей работы проект «Детская
чайная читальня» в Свердловской областной библиотеке стал настоящей
визитной карточкой для детей и молодежи. Девиз проекта: «Давайте читать
вместе!» – чтение вслух книг одного из современных детских писателей, ароматная
чашка чая с десертом, мастер-класс, рисование, просмотр мультфильмов, место для
неформального общения детей и взрослых.
Ø Деятельность по проекту «Семь
слагаемых семьи» ЦБС г. Северодвинска включает в себя проведение в клубе
«Суперпапа» психологических занятий, состоящих из семи блоков:
«Дела семейные»: традиции
семьи,
«Доходы и расходы»: семейная экономика,
«Семья и право: семейное
законодательство сегодня»,
«Дом нашей мечты: гармония жилого пространства»,
«Труд на благо семьи»,
«Семейный креатив»: арт-хобби,
«Будни и праздники»: семейный отдых; а также просмотр фильмов семейной тематики, встречи с
приглашенными специалистами; беседы на актуальные темы по проблемам
внутрисемейных отношений; проведение семейных праздников; «походов выходного
дня» с выездом на природу; творческие конкурсы на тему семьи и других мероприятий.
Ø Новороссийской сельской библиотекой
разработан и реализован проект «Скорая семейная помощь». В рамках
реализации проекта организация книжных выставок и обзоров, информационно-библиографическая
продукция – буклеты и дайджесты, страницы в соцсетях «Скорая семейная помощь» с
актуальной и полезной информацией. В проект вошла акция «Узелок семейного
чтения», направленная на популяризацию информационных ресурсов библиотеки:
книги для детей и родителей, электронные диски «Семейное кино», «Любимые
мультфильмы», пазлы для самых маленьких по детским сказкам, способствующих
творческому развитию.
Ø В каждой семье существуют свои
семейные праздники, которые способствуют укреплению института семьи. Если
полистать календарь, можно увидеть, что почти каждый день в году отмечен
каким-нибудь праздником. День «спасибо», День объятий, День матери, День смеха,
День здоровья, День приветствий – любой из них можно превратить в семейный! Любая
победа в жизни одного из членов семьи – это уже маленький семейный праздник. К
участию в проекте «Семейный календарь», который реализует центральная
библиотека Северной ЦБС, привлечены семьи, в которых уже имеются традиции. Это
благотворно действует и на внутренние взаимоотношения в семье и на семьи,
которые будут использовать представленный опыт.
Ø Библиотека-филиал «Центр семейного
чтения» «Мончегорская ЦБС» – территория чтения, территория отдыха и праздников,
территория талантов. «От семейных традиций - к культурной России», так
называется проект библиотеки, цель которого популяризация семейных традиций
среди молодых семей города. Формула проекта СЕМЬЯ + СЕМЬ ТРАДИЦИЙ = КРЕПКАЯ И
СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ. Семь направлений, по которым ведется работа с молодыми
родителями, позиционируют учреждение, как место проведения совместного досуга:
семейные чтения,
семейный альбом,
семейные реликвии,
семейный уикенд, организация активного отдыха родителей с детьми,
семейные праздники,
семейный выход в свет (кинотеатр, музей, путешествия и др.),
полезное времяпровождение в семейном кругу.
Ø Проект Саянской библиотеки «Семейная
молодёжь Саянской» (Красноярский край) направлен на популяризацию здорового
образа жизни молодых семей и организацию благоприятных условий для занятия
спортом, путём создания семейного центра досуга на базе Саянской библиотеки и детской
спортивно-игровой площадки, установленной у здания библиотеки. В ходе проекта
организованы конкурсы лайфхаков для пап и мам, проходят различные спортивные
состязания.
Ø Островская центральная районная
библиотека (Псковская область) приглашает жителей и гостей города принять
участие в проекте «Креативная семейная фотография» по следующим
номинациям:
«Гармония, забота и любовь» семейные фотографии (родители с детьми:
семейные праздники, традиции, архивные семейные фотографии);
«Моя семья – мое богатство» (фотографии больших семей (многодетных
семей, нескольких поколений одной семьи вместе);
«Семьи защита и опора» (фотографии отцов с детьми);
«Во внуках наша сила» (фотографии с дедушками, бабушками и другими
старшими родственниками);
«Дом, наполненный теплом» (семьи в домашних интерьерах);
«Семейное хобби» (фотографии, иллюстрирующие совместное семейное
хобби);
«Вместе к истокам» (номинация для семей, увлеченных историей и традиционной
культурой России, костюмов и быта своей страны и других народов);
«В ожидании чуда» (фотографии будущих мам). Указав номинацию, фотографии загружаются
в альбом на страничку в соцсети ВКонтакте. Лучшие работы отмечены памятными
призами и подарками.
Ø Интересен проект «Мейкерспейс в
детской библиотеке: семейные мастерские» в Горнозаводской ЦДБ ». В рамках
реализации этого проекта при поддержке Министерства культуры Пермского края в
библиотеке функционировала инновационная лаборатория «Креативное пространство в
библиотеке: перспективы развития». Привлекали внимание горожан, читателей
библиотеки следующие мероприятия. Акция
«АРТ-чтение: сказка своими руками» с творческими площадками:
«Семейная АРТ-площадка»;
«СемьЯ» – игровая площадка;
«АРТ-Сказка» – творческая площадка. Семейное творчество с использованием методов
арт-терапии способствовало сплочению семей. Проект «семейные мастерские» не
только объединил семьи Горнозаводска, но и задал новый вектор развития
библиотечной волонтёрской деятельности. Создано и успешно функционирует объединение
волонтёров «Умею – Помогу», которые принимали активное участие в
мероприятиях. В рамках благотворительной
акции «Создаём и дарим», на базе библиотеки были реализованы
мастерские для родителей и детей младшего школьного возраста:
семейные мастерские «Добрые игрушки»
(моделирование из бумаги, работа с нитью);
«Мастерская добрых поделок»;
«Копилка доброты» (конструирование открыток);
«Обережные Куклы» (создание семейных оберегов);
«Добрый Дом» (моделирование, конструирование арт-объектов для дома). Модераторами мастерских стали специалисты
библиотеки, волонтёры объединения «Умею – Помогу», специалист прикладного
творчества. Территория детской библиотеки в ходе проведения семейного творческого
праздника «Семья-Фест» объединила и интерактивную игровую программу «Семья
– Бук» и семейные мастерские «КуклоМагия» и фотозону «Семья и Книга». Каждый из
участников праздника смог найти себе занятие по душе: построить «Волшебный
Замок» из напольного конструктора, создать свой «Чудесный город», нарисовать
любимого героя, превратиться в сказочного персонажа.
В ходе конкурса семейного творчества «Я
умею! Я могу!» в номинации: «Семейная кукла», «Семейный АРТ-объект», «Чтение Творение», «Мы – счастливая семья» представленные
фото-коллажи, композиции из природного материала, поделки из «бросового
материала», куклы из дерева, ткани, бумаги, пластика – было объединено в
экспозицию семейной творческой выставки. В рамках общегородского праздника
«День семьи, любви и верности» специалисты Горнозаводской центральной детской
библиотеки организовали для родителей с детьми мобильное
Мейкерспейс-пространство «АРТ-парк творческих затей», который объединил
разнообразные семейные мастерские: «Лавка
семейных чудес», «Семейное счастье», «Семейная КуклоМагия», «Семейная Магия»,
где родители с детьми постигали навыки создания семейных оберегов, учились
мастерить забавных «весёлых домовят», создавали подарки из подручных средств. В
рамках реализации проекта действовала площадка «Семейная книга», которая
ориентирована на создание творческого семейного продукта рукописной книги
«Семейная Книга». Каждая семья создавала, оформляла, наполняла свой экземпляр
«Семейной Книги» в соответствии со своими семейными обычаями.
Раскрытию библиотечного фонда семейной тематики
способствуют книжно-иллюстративные выставки:
ü выставка-коллаж «За семьёй, как за стеной»,
ü выставка-настроение
«Радость семейного чтения»,
ü выставка-образ
«Весь мир на руках матерей»,
ü выставка-признание
«Сердце матери – луч надежды»,
ü выставка-призыв
«Читаем вместе, читаем друг другу»,
ü выставка-просмотр
«Четыре сезона семейного чтения»,
ü выставка-размышление
«Здоровая семья – счастливая семья»,
ü выставка-рекомендация «Берегите мир в своих
семьях»,
ü выставка-рекомендация
«Прочитайте книжки дочке и сынишке»,
ü выставка-совет «С
книжным теплом под маминым крылом»,
ü выставка
семейного творчества «Добрые руки семьи».
Названия мероприятий:
Встреча поколений,
Выбор читателей,
Для чтения перед сном,
Играя, воспитываем,
Как стать родителями читающего ребенка,
Калейдоскоп мудрых книг,
Книги года, которые нельзя пропустить,
Книги года, на которые стоит обратить внимание,
Книги любопытному дошколёнку,
Книги о семейных отношениях,
Книги, с которыми мы растем,
Книжное детство,
Кроха и я,
Любимые книги моей семьи,
Молодым родителям,
Почитаем вместе,
Почитайте книжки дочке и сынишке,
Прежде всего, мы – родители,
Родителям о детских писателях,
Яркие краски детской литературы,
Первые книжки для малышки,
Воспитайте книголюба,
Как прекрасен книжный мир,
В страну книг с мамой и папой.
СЕМЕЙНЫЙ
КАЛЕНДАРЬ ПРАЗДНИКОВ
19 января – День супруга
1-е
воскресенье марта – День бабушек
8 –
Международный женский день
20
марта – Международный день счастья
10 апреля – День братьев и сестер
25 апреля – День дочери
15
мая – Международный день семьи
17 мая – Международный день детского телефона
доверия
1 июня – Международный день защиты детей
1 июня – Всемирный день родителей
3-е воскресенье июня – Международный день отца
8 июля – Всероссийский день любви, семьи и
верности. День Петра и Февронии Муромских.
28
августа – День второй половинки
12
сентября – День семейного общения
14
октября – День матери
28 – День бабушек и дедушек в России
1-я
суббота ноября – Всемирный день мужчин
20 ноября – Всемирный день ребенка
22
ноября – День сыновей
Последнее
воскресенье ноября - День Матери.
Источники:
1.
Воронина, А. Ю.
День семейного чтения как средство продвижения
книги и традиционных семейных ценностей / А. Ю. Воронина ; Мурманс.
гос. обл. универс. науч. б-ка. – URL: https://aalto.vbgcity.ru/den-semeynogo-chteniya-kak-sredstvo-prodvizheniya-knigi-i-tradicionnykh-semeynykh-cennostey. – (дата обращения:
21.09.2023).
1.
Значение
и актуальность семейного чтения : библиоурок 1 / Брянс. обл. науч. универс.
б-ка им. Ф. И. Тютчева. – URL: https://libryansk.ru/bibliourok---1-znachenie-i-aktualnost-semejnogo-chteniya/. – (дата обращения:
06.09.2023).
2.
Национальная программа
поддержки и развития чтения: [утв. Роспечатью: разработана Федеральным
агентством по печати и массовым коммуникациям Российским книжным союзом] //
КонсультантПлюс : справочно-правовая система. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_256442/.
– (дата обращения: 06.09.2023).
3.
Новые
решения в организации продвижения семейного чтения / МБУ «ЕЦБС». – URL: https://www.ermlib.ru/index.php/kollegam/item/1949. – (дата обращения:
06.09.2023).
4.
Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства :
Указ Президента РФ от 29.05.2017 N 240 // КонсультантПлюс :
справочно-правовая система. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_288278/. – (дата
обращения: 06.09.2023).
5.
Об утверждении Концепции
программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации:
Распоряжение Правительства РФ № 1155-р: [принято Председателем Правительства
Российской Федерации; утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от
03.06.2017 г.] // КонсультантПлюс : справочно-правовая система. – URL: https://docs.cntd.ru/document/436739637(дата обращения 06.09.2023).
6.
Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ № 996-р: [принято
Председателем Правительства Российской Федерации; утв. распоряжением
Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г.] // КонсультантПлюс :
справочно-правовая система. – URL: https://docs.cntd.ru/document/420277810. – (дата обращения 06.09.2023).
Комментариев нет:
Отправить комментарий