пятница, 12 октября 2018 г.

СЕЛЬСКАЯ БИБЛИОТЕКА – ЦЕНТР ЖИЗНИ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА. ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ БИБЛИОТЕКИ


 Доклад подготовлен для выступления на семинаре «Сельская библиотека как центр социокультурной жизни села»

В настоящее время сельские библиотеки являются неотъемлемой и самой  значимой частью социальной структуры сельских поселений, общественной жизни  местных  сообществ, способствующие социальному и духовному  возрождению сёл, сохранению историко-культурного наследия России.
Находясь в максимальной близости к населению и его потребностям, являясь  единственным источником  информации и  знаний для сельчан, сельские библиотеки  в значительной  мере  выполняют функции  социальной коммуникации, остаются наиболее стабильными и   самыми доступными учреждениями культуры.


Наше учреждение - Муниципальное бюджетное межпоселенческое учреждение культуры Муромцевского муниципального района Омской области «Централизованная библиотечная система» - осуществляет свою деятельность в соответствии с :
1)   Уставом
2)   и предметом и целями деятельности, определёнными законодательством в сфере культуры и библиотечного дела.
Остановимся на некоторых позициях федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых актов.

Федеральная целевая программа "Культура России (2012 - 2018 годы)"
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, культуре отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала.
Приоритетом государственной политики в области культуры является решение следующих задач:
¾                        воспитание подрастающего поколения в духе правовой демократии, гражданственности и патриотизма, причастности к инновационной культуре и свободе творчества; 
¾                        развитие творческого потенциала нации, обеспечение широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры;
¾                        сохранение культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации, материального и нематериального наследия культуры России и использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития;
¾                        поддержание высокого престижа российской культуры за рубежом и расширение международного культурного сотрудничества

Библиотека – один из древнейших культурных институтов. За долгий период человеческой истории ее социальные функции претерпели существенные изменения. Библиотека превратилась в социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты и обеспечивающий устойчивость связей и отношений в рамках общества.
Некоторые теоретики и практики считают библиотеку посредником, транслирующим информацию от производителей к потребителям. Трудно сказать, насколько большинство библиотек в нашей стране уже освоили эту роль. Но важно отметить, что большинство библиотек, как муниципальных, так и ведомственных (не говоря уже о федеральных или национальных) претендуют именно на такую роль в современном мире.

Однако существует и другое мнение. Например, советский и российский библиотековед, библиотечный деятель и публицист, Заслуженный работник культуры РСФСР Георгий Поликарпович Фонотов считает, что востребованность библиотек сегодня определяется не тем, что они превратились или превращаются в информационные центры, а тем, что являются гуманитарными учреждениями, «социальной функцией которых является активное участие в образовании и воспитании человека, его интеллектуальной и практической деятельности, … обеспечение прав личности на использование духовных ценностей, укрепление ее физического и духовного здоровья».
Этой же точки зрения придерживается зам.директора ОГОНБП им. Пушкина (г. Омск) О. В. Московцева. В своем выступлении «Оценка эффективности культурно-просветительских мероприятий библиотеки» на методическом семинаре «Социокультурная и просветительская деятельность публичных библиотек: пространство творчества» (25 сентября 2018 г.) она говорила о том, что «наша задача – формирование качественной личности», поэтому библиотеки осуществляют не культурно-досуговую, не социокультурную деятельность, а КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКУЮ.


Эта же точка зрения отражена, соответственно, и в «Региональном стандарте деятельности муниципальной общедоступной библиотеки Омской области» (2016 г.):

Культурно-просветительская деятельность - выставочная деятельность, организация и проведение образовательных, просветительских мероприятий, реализация культурно-просветительских программ.
Там же информационное обслуживание трактуется как обеспечение потребителей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг;
  
Функциями современной библиотеки являются мемориальная, коммуникационная, информационная, образовательная, социализирующая и культурная.
Мемориальная функция является родовой функцией библиотеки. Собирая и сохраняя документальные источники, библиотека является воплощением «памяти человечества», служит гарантом появления новых качеств социальной памяти, обеспечивает устойчивость общественной жизни. (систематизация, хранение и распространение культурного наследия)
В рамках коммуникационной функции библиотека организует взаимодействие человека с социальной памятью всего человечества, передавая ему в пользование все накопленное цивилизацией общественное культурное достояние.
Стремление современной библиотеки обеспечить равный и свободный доступ к общественно значимой информации и знаниям заключается в информационной функции.
Современная библиотека разрушает свои физические границы, переходит из реального пространства в виртуальное. С одной стороны, она предлагает доступ к информационным ресурсам, принадлежащим другим субъектам информационного пространства, в том числе представленным в сети Интернет. С другой - создает электронные информационные ресурсы, доступные за ее физическими стенами, предоставляет виртуальные услуги по поиску информации и необходимых знаний.
Образовательная функция может проявляться как в широком (трансляция культурных норм и ценностей нынешним и будущим поколениям), так и в узком смысле (обеспечение информационной поддержки образования индивидуума). Т. о.,  библиотека способствует становлению социально компетентной, информационно грамотной личности, становится главной базой непрерывного образования и самообразования.
Являясь неотъемлемой и органической частью культуры, выступая в качестве величайшей ценности общечеловеческой культуры, библиотека представляет собой один из важнейших факторов культурного развития, распространения, обновления и приращения культурного достояния стран и народов, обеспечения преемственности мирового культурного достояния. В этом проявляется культурная функция современной библиотеки.
Реализуя социализирующую функцию, библиотека обеспечивает включение конкретного человека в культуру, способствует его социокультурной идентификации, помогает личности раскрыть свой креативный потенциал.
Многие коллеги выделяют функцию социальной поддержки и консолидации жителей (помощь в оформлении документов для получения социальных льгот пожилым людям и малоимущим семьям, содействие социальной адаптации мигрантов и др.)


Целями деятельности Учреждения являются (из УставаЦБС):
- сохранение накопленных знаний, памяти человечества в виде документов и других носителей информации;
- распространение знаний и информации в обществе, информационно-библиографическое обслуживание населения;
 - культурно-просветительская деятельность, направленная на удовлетворение духовных и культурных потребностей каждого члена общества.       

 Основными задачами библиотеки являются (Региональный стандарт):
-  обеспечение возможности просвещения и интеллектуального досуга граждан Омской области;
-  сохранение и передача культурного наследия, зафиксированного в текстовой, визуальной и иной форме;
-   организация возможности ознакомления с образцами литературы, результатами научно-исследовательской и творческой деятельности;
-   обеспечение свободного (бесплатного, комфортного, правомерного) доступа граждан к национальному библиотечному фонду через информационно-коммуникационную сеть «Интернет» и мобильные приложения.

Для достижения целей, предусмотренных нашим Уставом, Учреждение ( то есть мы с вами) осуществляет (виды деятельности – прописаны в Уставе)…

Это теория. Теперь вернемся к практике. Как и чем живут библиотеки на селе? Я познакомилась с материалами семинара "Сельская библиотека - центр местного сообщества" – своим опытом делятся сельские библиотекари Смоленской области.
Сегодня библиотеки выполняют не только информационную функцию, но становятся душой и сердцем местного сообщества.  Схема социального партнерства библиотек этого региона мало чем отличается от нашей, библиотекари:
¾   сотрудничают практически со всеми имеющимися в населенных пунктах учреждениями,
¾   принимают участие в проведении праздников села, проводят Недели детской книги, организовывают мероприятия к Международному дню семьи, Дню матери и др.
¾   сотрудничают с храмами и их настоятелями
¾   реализуют творческие программы и проекты, ведут краеведческую работу  и создают уголки  русского быта
¾   выпускают мультимедийные альбомы о защитниках Отечества всех времен
¾   становятся площадками для  клубов по интересам
¾   оказывают помощь учащимся в подготовке докладов и рефератов, и многое другое.
Что касается современного положения сельских библиотек, то тут мне импонирует точка зрения Тикуновой Ирины Петровны (РГБ, начальник управления научной и методической деятельности – заведующая центром по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе):
В настоящее время в сельских библиотеках происходят серьезные изменения, связанные с повышением их роли в жизни местных сообществ, расширением функций и диапазона предоставляемых услуг. Значительно усложнились их функции.
- Одна из новых функций - сохранение и передача культурных традиций во времени и в пространстве, обеспечение преемственности, олицетворение памяти поколений. Даже самая малая сельская библиотека собирает и хранит местную историю, годами накапливает местный интеллектуальный и информационный потенциал, создавая важнейший ресурс местного сообщества. Если село принято считать создателем культуры народа, его духовных национальных корней и традиций, то библиотека становится собирателем, хранителем и проводником культурных традиций
- Другая функция - участие в культурной реабилитации социально незащищенных людей. Оставаясь гарантом права граждан России на свободный доступ к информации, на бесплатность основных библиотечных услуг, сельская библиотека продолжает традиции просветительства, способствует социально-культурной адаптации таких групп, как дети, молодежь, безработные, пенсионеры.

- Содействие развитию местного самоуправления и формированию местного сообщества. В рамках этой функции сельский библиотекарь не только реальный помощник сельского руководителя, но порой инициатор и организатор участия местного населения в решении социальных проблем территории.
- Опосредованное участие в повышении культурных потребностей и в усвоении жизненных ценностей. Воплощение этой функции предполагает развитие библиотеки в качестве важного социального ресурса в реализации государственных и региональных программ, направленных на повышение информационной, правовой, экологической культуры населения.
- Социально важной функцией библиотек является создание особой культурной, интеллектуальной среды в обществе. Продолжая оставаться местом для интеллектуального общения, сельская библиотека способствует росту культурного уровня местного населения, способствует развитию и реализации интеллектуального потенциала своих читателей, организует деятельность по продвижению чтения и книги в обществе, привлекает к этому движению местную творческую интеллигенцию.
…И тут, говорит она, следует задуматься о возможностях сельской библиотеки достойно выполнять свою роль, поскольку библиотека в сельской местности очень сильно ощущает тяжесть экономических и социальных проблем, препятствующих модернизации. (Устаревшие библиотечные фонды, отставание в области компьютеризации и модернизации, нерегулярное получение профессиональных знаний, редкое профессиональное общение сотрудников сельских библиотек, неучастие в профессиональных мероприятиях регионального и межрегионального уровней и мн.др.)
И далее она приводит перечень перспективных решений, выработанных в ходе обсуждений  и исходящих из современной библиотечной практики. Среди них:
-        укрепление правовой базы деятельности библиотек на региональном и муниципальном уровнях, разработка региональных социальных программ, предполагающих включение в их реализацию сельских библиотек;
-        актуализация профессиональных знаний библиотечных специалистов села, организация системы их профессиональной адаптации путем объединения местных образовательных ресурсов, реализация отдельных образовательных проектов;
-        модернизация и информатизация сельских библиотек за счет средств учредителей, спонсоров, грантодателей или финансирования из других источников;
-        укрепление сетевого взаимодействия в создании и использовании региональных и сетевых ресурсов (при условии, что есть доступ в Интернет?),
-        развитие социального партнерства путем включения библиотек в реализацию региональных социальных программ и проектов, установления партнерских связей с различными информационными и культурно-просветительскими учреждениями и организациями;
-        использование в библиотечной практике современных управленческих технологий (проектное управление, маркетинг, PR-деятельность), помогающих так строить свою деятельность, чтобы быть понятными, открытыми местному сообществу, больше привлекать ресурсов и значит эффективно удовлетворять их информационные образовательные и культурные потребности.

А Маргарита Михайловна Куликова, ведущий методист национальной библиотеки Руспублики Корелия, выделяет общие направления деятельности успешных сельских библиотек:
•        сломать стереотип «библиотека - место, где выдают книги»
•        ориентироваться на потребности читателей («не бояться экспериментировать и прислушиваться к читателю», т.к. сельская библиотека ближе к населению, чем любая другая)
•        предоставлять населению наиболее полный спектр услуг
•        поддерживать «активность» пользователя.


Библиотека - площадка для реализации творческого, профессионального, образовательного, культурного потенциала пользователя. Библиотекарь - организатор, помогающий подобрать для этого ресурсы, показывающий посетителям неограниченные возможности библиотеки для организации мероприятия, значимого для каждого читателя. 

12 комментариев:

  1. Здравствуйте, Наталья Васильевна!
    Большое спасибо за прекрасный доклад. Мне кажется, что всем на семинаре было любопытно узнать, что такое сельская библиотека, ведь она "немного" отличается от городской, но в то же время, ничуть не умаляется её культурно-просветительское значение.
    Мне было очень интересно читать. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Приветствую, Ирина Валерьевна! Вы знаете, мне доклад дался большим трудом. Долго искала ту самую суть, которую нужно донести. Донести так, чтобы была конкретика, и теория структурирована, и элемент практики есть. Спасибо за конструктивное мнение, это очень ценно для меня!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Наталья Васильевна! Отличный доклад, приходится встречаться на семинарах с коллегами - библиотекарям школ области. Отличия есть. Вчера на нашем семинаре нам объявили, что ещё в июле принята Концепция развития школьных библиотек области. Может быть, что-то изменится к лучшему...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Семинар состоится в среду. Надеюсь, не сильно загружу головы сельским коллегам своим серьезным вступлением. Вы в строю- значит, востребованы! Жаль, никак не получается встретиться...

      Удалить
  3. "сломать стереотип «библиотека - место, где выдают книги»" - отличный призыв. Да, библиотеки теперь могут гораздо больше.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Буквально вчера запоем просмотрела онлайн-трансляцию V Международного библиотечного конгресса "Современная молодежь в современной библиотеке". Да, действительно, чего только нет сейчас у прогрессивных коллег! Библиотеки становятся площадками для всевозможных мероприятий, это да!

      Удалить
  4. По-моему - сельская библиотека - это центр культурной жизни, если работают заинтересованные библиотекари. Впрочем, как и везде...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Елена Олеговна, вы правы. В маленьком селе библиотека - единственное абсолютно бесплатное учреждение культуры, образования и просвещения, и успешность ее, а это подтверждено не раз, зависит от ее сотрудника.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Наталья Васильевна! Я 6 лет работала в городской библиотеке, почти 25 лет - в школьной. Мне было интересно узнать, что такое сельская библиотека.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Ирина Михайловна! На самом деле, библиотеки на селе выживают, как могут...Но если сотрудник неравнодушный к работе и к жизни сельчан, то жизнь в библиотеке кипит. Пример тому - Любовь Витальевна Кузнецова, наша библиотекарь из Костинского сельского филиала №26 https://ok.ru/profile/582540027178

      Удалить
  6. Здравствуйте,Наталья Васильевна!Внимательно прочитала ваш доклад,все вы правильно сказали о нас-сельских библиотеках и библиотекарях! Я в сельской библиотеке работаю с 1987 года.Когда пришла работать было очень много поступлений новых книг,а сейчас их совсем нет,ну если не считать 10-12 книг в году.Но зато сейчас повысилась активность библиотек в плане участия в разных конкурсах,акциях,в том числе сетевых,как самих библиотекарей так и читателей,проведение различных мероприятий.Ну об этом вы все сказали,спасибо вам большое от нас сельских! Мы действительно выживаем,как можем,доказываем,что мы есть и должны быть,что мы полезны для своего сообщества.Я сама по своей инициативе 16 лет веду клубное объединение "ЗОЖ"занимаемся оздоровительной гимнастикой на ковриках,скандинавской ходьбой,лыжи.Самой было интересно.Куда в селе пойти,если специалистов нет,так сами будем ими! Нашла желающих заниматься,за это время одни ушли(по возрасту),другие пришли.Все они активные пользователи библиотеки,участники мероприятий.Правда было такое,что пришлось купить для работы ноутбук на собственные,сейчас компьютер с интернетом,но принтер на свои купила,сама заправляю,бумагу покупаю и т.д.,а иначе нельзя,время не стоит на месте,а хочется идти со временем в ногу!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, колега! Согласна с вами. Те, кто хотят остаться на плаву - останутся, и находят для этого силы и возможности.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Подводя итоги года: фотоОтчет 2020

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: