Специалисты библиотек ориентированы на
поиск нестандартных решений, призванных способствовать продвижению книги и чтения.
Последнее является одним из направлений культурно-просветительской работы,
которую мы организуем для пользователей, с целью привлечения их к чтению. Работа
с формами нового формата или вариантами усовершенствованных традиционных форм выводит
библиотеку на принципиально новый качественный уровень, интересный современному
требовательному пользователю библиотеки. В методических рекомендациях
содержится обзор эффективных форм продвижения книги и чтения, которые внедряют
в свою деятельность библиотеки России.
Пособие будет полезно специалистам,
занимающимся популяризацией книги и чтения, работающих с читателями разных
возрастных категорий.
Вопрос продвижения чтения в не
читающей среде постоянно стоял на повестке дня практикующих библиотечных
специалистов. В библиотечном деле России ХХ века над всеми другими процессами
доминировала идеология. Например, в 30-е годы к чтению относились как к «орудию
политической борьбы». В 60-е годы чтение воспринималось как средство участия в
«строительстве будущего». В то время делался акцент на проведении массовых
мероприятий идеологической направленности. Они зачастую носили формальный
характер и проводились в основном для тех, кто уже был читателем библиотеки. В
это же время широкое развитие получили читательские клубы и объединения по
интересам, которые действовали при библиотеках.
Далее появилась гуманистическая
позиция, в соответствии с которой ценность чтения заключается в развитии
личности. Продвижение (пропаганда) книг, их авторов, составление
библиографических списков, баз данных начинает уступать место другой задаче –
развитию процесса чтения, формированию отношения к чтению как к удовольствию.
Основными своими задачами российские библиотекари сейчас считают формирование благоприятной среды библиотеки, где каждый может найти помощь, а также формирование потребности в чтении, развитие культуры чтения и читательского вкуса. Все это позволяет читателю самостоятельно определять свой круг чтения.
Современные тенденции в работе по
продвижению чтения:
ü Использование
программно-целевого подхода:
ü Расширение
аудитории влияния, ориентация на потенциальных пользователей;
ü Развитие
социального партнерства между различными библиотеками и между библиотеками и
иными учреждениями;
ü Использование
новых форм и методов работы, совершенствование традиционных.
Выбор форм проведения мероприятий по
продвижению
чтения основывается на предполагаемых предпочтениях каждой целевой группы. Сейчас
принято использовать мероприятия деятельностные, интерактивные, информационные нестандартных
форм. Они позволяют активизировать читательскую и творческую активность пользователей, повышают престиж библиотеки
и книги, делают чтение более
привлекательным. ST
Интерактивные методы помогают не только сформировать у
читателей определённый набор знаний, но и пробудить их стремление
к самообразованию, реализации своих способностей, развивают инициативу,
обостряют эмоциональное восприятие, позволяют активно использовать творческий
потенциал участников мероприятий, придают мероприятиям живой, неформальный
характер, расширяют кругозор и активизируют познавательные интересы.
Если рассматривать библиотечный опыт
последних лет, то библиотеки накопили немалый арсенал средств и методов.
Среди современных библиотечных мероприятий выделяют:
- деятельностные;
- информационные;
- интерактивные мероприятия в
библиотеке.
К первой группе относятся
мероприятия, приглашающие к сотрудничеству и включающие в читательскую и
творческую деятельность. К ним относятся акции, квесты, конкурсы и другие.
Вторая группа включает мероприятия,
которые посвящаются знаменательным событиям и датам в области литературы. Эта
категория включает тематические выставки книг и публикаций, видеорепортажи,
встречи с издателями и прочее.
К интерактивным формам относятся
онлайн-викторины, опросы, голосования, рейтинги авторов и произведений.
Актуальные формы
продвижения книги и чтения
Заниматься
продвижением чтения, в первую очередь, необходимо в отношении аудитории
подрастающих пользователей, читательская культура которых только формируется, а
также в отношении не читающей аудитории, которой необходимо привить интерес к
книге. В этом случае помощниками библиотекарю будут необычные или непривычные
для читателей формы, формы с игровыми элементами, которые привлекут внимание
молодого читателя. При этом важно не уйти в развлекательность, которая должна
стать лишь способом продвижения книги и чтения, а не самоцелью. В рамках этих
рекомендаций рассмотрим подробно следующие примеры форм продвижения книги и
чтения:
1) викторина с
использованием QR-кода;
2) сторителлинг – форма, основанная на
рассказывании историй;
3) «книжный вызов» – соревнование;
4) конкурс букслэм;
5) книга-игра – необычная интерактивная
форма.
Итак, викторина с использованием QR-кода.
Быстрым, доступным и современным помогает сделать процесс «доставки» книги
читателю QR-код. Такие коды могут вывести читателя на сайт/страницу
библиотеки, контактную информацию, рассказать о ее услугах; расположенные на
обложке книги, они дают быстрый доступ к аннотации.
История
появления:
двухмерный штрих код был разработан еще в 1994 году в Японии. «QR» – это
сокращение от «QUICK RESPONSE» – «БЫСТРЫЙ ОТКЛИК». QR-код позволяет быстро
доносить зашифрованную информацию до пользователя. В нем можно закодировать
любую информацию (цифры, текст, символы, ссылки и т.д.), которая считывается с
помощью программы для распознавания QR-кода.
Примеры
использования в библиотеке. Во многих библиотеках (например,
Крымском республиканском учреждении «Юношеская библиотека») на каждом стеллаже
абонемента и на отдельных полках расположены указатели с QR-кодами. Они ведут
на специально созданную страницу на сайте библиотеки, где можно посмотреть
краткую информацию о разделе литературы, список наиболее читаемых авторов,
оставить свой отзыв на отдельную книгу или автора в специальном разделе сайта.
Там же можно почитать комментарии других читателей. QR-коды также можно
использовать для проведения викторин и квестов. Централизованной библиотечной
системой г. Липецка в 2015 году был инициирован проект «Быстрый отклик: сЧИТАЙ
меня!». В городском общественном транспорте появились черно-белые квадраты
QR-кодов, в которых были зашифрованы известные литературные произведения. Они
были закодированы без указания автора, угадать которого было предложено
читателям-пассажирам. Участники викторины присылали ответы на электронную
почту. Задания менялись в транспорте каждые две недели. Узнавший наибольшее
количество авторов зашифрованных стихов стал победителем проекта и был
награжден.
Методика:
1) подбор
информации;
2)
преобразование ее в QR-код: с учетом того, что эти коды не были лицензированы,
каждый желающий может не только использовать QR-коды, но и создавать их
совершенно бесплатно. Необходимо открыть QR-код генератор, воспользовавшись
бесплатными сервисами, которые можно найти в интернете (http://qrcoder.ru/),
ввести информацию в специальное поле для кодирования, подтвердить действие. На
экран будет выведен ваш QR-код, который можно сохранить в виде файла в
различных форматах (JPEG, PNG или TIFF);
3) размещение
зашифрованной информации;
4) поскольку
такие коды не являются распространенными среди пользователей библиотек,
желательно рядом с QR-кодом разместить краткую информацию о нем и инструкцию,
как распознать закодированную информацию. Эта информация может выглядеть так:
«Для того чтобы отсканировать QR-код, Вам нужно установить программу-сканер
QR-кода. Эти приложения Вы сможете получить на интернет-порталах App Store и
Android Market. Затем необходимо выполнить следующие шаги:
· запустите
программу QR-сканер;
· наведите камеру
устройства на код;
· программа
распознает содержимое, и Вы узнаете задание».
Плюсы и минусы: использование
традиционных форм с применением QR-кодов дает положительный эффект в работе по
продвижению книги и чтения. Плюсы:
традиционная форма викторины с использованием QR-кода способствует продвижению
книги в молодежную среду, дает возможность самостоятельно, быстро и легко
получить задание, позволяет кодировать большое количество информации. Минусы: доступно только для тех, кто
пользуется смартфонами или планшетом с камерой, необходимо установить
программу, считывающую код.
Новой для
библиотек формой продвижения книг в читательскую среду является сторителлинг.
История появления: сторителлинг (англ. – storytelling, «рассказывание
историй») – это метод неформального обучения, основанный на передаче информации
и знания путем устной речи. Разработал этот метод Дэвид Армстронг, глава
корпорации «Armstrong International». Он обратил внимание на следующий
психологический фактор: рассказы значительно легче воспринимаются, они более
увлекательны и интересны, чем логические доводы и сухие рассуждения.
Примеры
использования: в
библиотеке сторителлинг используют как форму продвижения книги. Например, проект
«Большой литературный сторителлинг» Омской городской молодёжной общественной
организации «Молодёжный совет» реализуется при поддержке Фонда президентских
грантов на базе БУК «Омские муниципальные библиотеки» в 2022 году.
В рамках проекта
сформирована коллекция книг для населения в возрасте 16+, куда вошли лучшие
образцы современной и классической художественной и биографической литературы.
В настоящее
время в рамках проекта решаются необходимые организационные вопросы. С книгами
коллекции омичи начали знакомиться уже в марте текущего года.
Проект знакомит
омичей с лучшими образцами художественной литературы, современными
бестселлерами, книгами-лауреатами российских и международных литературных
премий».
К книгам,
вошедшим в коллекцию, создаются рекомендательные аудиоистории, озвученные омскими
актёрами и дикторами. Каждая история закодирована в формате QR-кода, а наклейки
с QR-кодами омичи увидят в скверах и парках, на набережной, на остановках и в
общественном транспорте.
Сканируя QR-коды
с помощью смартфонов, горожане могут прослушать истории о современных
бестселлерах и книгах, проверенных временем, об интересных фактах создания
биографической литературы, вошедшей в книжную коллекцию. А также узнать адреса
библиотек, где можно взять понравившееся произведение для чтения.
В рамках проекта
в библиотеках, где представлены книги сторителлинга, проходят массовые
мероприятия, на которых омичи могут обсудить прочитанное, творчество авторов,
принять участие в дискуссиях, а также пополнить архив видео- и аудиоисторий
своими отзывами и рекомендациями к прочтению.
Методика:
1) тщательный
отбор произведений: они должны легко адаптироваться к пересказу, сюжет должен
заинтересовать слушателей;
2) продумать
структуру рассказа: найти «изюминки», которые «зацепят» внимание слушателей,
определить кульминацию, оборвать рассказ на самом интересном моменте или,
наоборот, не рассказать начало истории;
3) подготовить
выступление: рассказ должны быть коротким, идти легко, без запинок, при этом
должен создаться эффект его спонтанности, история должна быть эмоционально
насыщенной, можно пользоваться элементами театрализации, музыкального
оформления; не забывать обращаться к публике, держать ее внимание;
4) учесть
специфику аудитории.
Плюсы и минусы: эффективность
формы заключается в ее простоте, непринужденной атмосфере «непрофессионального»
рассказа, нет четких требований, кроме временных. Какие могут возникнуть
трудности: не каждый библиотекарь сможет рассказывать увлекательно, в авторской
манере, необходимы навыки работы с аудиторией
и, возможно, актерского мастерства, необходимо изучить историю формы, ее
специфику, возможно, посетить мастер-классы (например, поискать в интернете
онлайн-вебинары).
Интерес вызывает
форма продвижения книги, которую внедряют в свой арсенал российские библиотеки
– «Книжный вызов». История появления: по всему миру любители чтения участвуют в «книжных челленджах»
(от англ. challenge – «вызов, испытание, сложность»). На различных сайтах, в
блогах, соцсетях активисты предлагают всем желающим принять участие в игре, которая
может быть названа по-разному: «букчеллендж», «литературный челлендж», «книжный
вызов» и т.д. Участники должны за указанный период прочитать определенное число
книг (в некоторых челленджах по заданным темам). Человек, участвующий в «книжном
вызове» – челленджер – должен заявить о своем участии на сайте, в блоге или на
своей странице соцсети, в зависимости от условий. В конце каждого месяца
читатель подводит итоги: пишет рецензию на прочитанную книгу, ставит ей оценку
или отчитывается – сколько книг он прочитал и что больше понравилось. К
примеру, на сайте LiveLib («Живая
библиотека») запущен ежегодный проект с 2016 года «Книжный вызов»
(https://www.livelib.ru/challenge/2022). Для регистрации в проекте пользователи
должны нажать кнопку «Принять вызов». Далее участник вписывает в предложенную
строку, сколько книг он обязуется прочитать за год или другой период. Специальная
программа будет показывать график чтения – сколько книг и по плану ли прочитано.
В любой момент можно отказаться от вызова или возобновить участие.
Уже 16 лет
Центральная городская детская библиотека им. А. П. Гайдара (г. Москва) выпускает
ежегодный каталог «100 лучших новых книг для детей и подростков». Это уникальный, экспертный,
иллюстрированный, аннотированный каталог, подготовленный сотрудниками библиотеки,
издательской группой «Гранд-Фаир» и издательством «Самокат». Цель издания
– помочь разобраться в нескончаемом
море изданий, адресованных детям и юношеству. В каталоге собрана информация о
тех книгах и авторах, на которые стоит обязательно обратить внимание. Каталог
может стать прекрасным ориентиром для родителей при выборе книг ребенку в
библиотеке или книжном магазине. Библиотека может предложить читателям поучаствовать
в конкурсе: выбрать из этих каталогов книг не менее трех, прочитать до 31 августа
и представить отзыв. В конце сентября авторы лучших читательских дневников, презентаций
и буктрейлеров получат награды.
Методика:
1) составить
список книг или их характеристик (описание жанра, содержания, автора и т.д.);
2) определить
условия игры: сколько книг и за какой период необходимо прочитать (лучше
предлагать реальные сроки и не очень большое количество книг), как подать заявку
на участие, где публиковать отзывы и т.д.;
3) создать
ресурс, на котором будут публиковаться результаты челленджа, или предложить
присылать отзывы на адрес электронной почты.
Плюсы и минусы: игра объединяет
любителей чтения; в результате создаются списки книг, актуальных для читателей,
которые помогут сформировать фонд; самые интересные, содержательные или необычные
списки можно публиковать как рекомендательные для других читателей библиотеки.
При этом нужно учесть, что в библиотеке должны быть книги, подходящие под
предложенный список.
Соревновательные
формы привлекают активную молодежь, поэтому их часто используют в библиотечной
практике. В последнее время становится популярной такая форма продвижения
книги, как BookSlam.
История
появления: BookSlam
(Букслэм) (с англ. – «выталкивание, вытеснение») – своеобразное книжное
соревнование. Эта форма была придумана доктором филологии Стефани Джентгенс.
Суть ее заключается в том, что необходимо за определенное время представить
лучшую рекламу книги.
Примеры
использования в библиотеке: BookSlam в библиотеке – это соревнование
на лучшую рекламную кампанию по продвижению книги, возможно, с элементами музыкальной
театрализации. Алтайская межпоселенческая районная библиотека в целях популяризации
духовных и нравственных ценностей через литературное наследие Ф. М. Достоевского
воспользовалась формой BookSlam для проведения литературного фестиваля
«Достоевский – новый взгляд». Работы принимались в форме эссе, презентаций,
буктрейлеров, рисунков, но они должны были представлять собой рекламную
кампанию по продвижению творчества писателя.
Методика:
1) определяются
условия соревнования: за какое время и сколько участников будут презентовать
книги, каковы критерии оценки и оценочная шкала;
2) выбираются
сами книги;
3) участники
делятся на несколько команд, каждая из которых должна самым лучшим образом
сделать рекламу книге;
4) формируется
компетентное жюри;
5) по
результатам общей суммы баллов определяется победитель;
6) в конце
мероприятия все «книги-участники» выставляются на стеллаже.
Плюсы и минусы: успех BookSlam
связан с интерактивностью, азартностью и захватывающим эффектом «книжных»
гонок. Плюсы: участники должны прочитать книги перед их презентацией, форма
подходит для организации мероприятий со школьниками и молодыми читателями,
которым свойственно стремление соревноваться и оригинальность; если организовать
видеосъемку, выступления участников можно выкладывать на свои ресурсы с
добавлением библиографического описания представленных книг. Возможные трудности:
книг, которые действительно заинтересуют участников, может не оказаться в фонде
в достаточном количестве; необходима подготовка мероприятия: работа с читателями,
подбор книг, репетиции.
Среди новых
эффективных форм популяризации чтения «Книгра» – форма, апробированная
на площадке АОНБ им Н.А. Добролюбова.
История
появления: «Книгра»
(книга как игра) – своеобразный текстовый квест. Существуют авторские книгры,
целые циклы создаются как в электронном, так и бумажном формате. Книгра
относится к интерактивным книгам, сюжет которых формирует сам читатель. Он
становится главным героем и принимает решения, от которых зависит финал книги.
Читается такая книга непоследовательно. Участник переходит с параграфа на
параграф. В зависимости от выбранного решения книгру можно читать от 15 минут
до часа и дольше.
Примеры
использования: библиотеки
используют книгру как форму привлечения внимания к чтению и продвижения
литературы. На «II Межрегиональном литературном фестивале «Псковская осень –
2015» Самарская областная универсальная научная библиотека представила проект
«Книгра» («Книга как игра»). Их книгра была написана на основе поэтических
произведений. В каждом фрагменте читателю предлагалось сделать выбор
следующего, и так до финала. Специалисты Добролюбовки заимствовали эту идею и в
2015 году, в рамках «Большой игротеки в Добролюбовке», впервые провели книгру «По
следам Эбенезера Скруджа». Она была создана по мотивам повести Чарльза Диккенса
«Рождественская песнь в прозе», т.е. в основе ее лежит текст Диккенса, который
был переработан: в книгре предусмотрены новые сюжетные ходы и несколько финалов.
Методика:
1) выбрать
текст, который станет основой книгры;
2) определить,
кем из персонажей станет участник книгры (создать карточки персонажей);
3) разбить
книгру на параграфы;
4) предусмотреть
в каждом из них возможность и условия выбора действия;
5) во время
интерактива читатель из предложенных вариантов выбирает единственный и
переходит на указанный параграф. Если играют несколько участников, каждый может
по очереди читать параграф и выбирать путь. Поскольку от выбранного варианта
зависит сюжет книги, игрок должен убедить остальных участников сделать данный
выбор.
Плюсы: известная
книга прочитывается по-новому, участник сам становится творцом книги, возникает
желание перечитать оригинал, форма отлично подходит для детского чтения. Минусы:
форма основана на длительном громком чтении, требует особой подготовки,
необходимо творчески подойти к переработке текста, придумать новые сюжетные
ходы и линии, создать несколько разных финалов, книгра по стилю не должна
проигрывать оригиналу.
Помимо суперпередовых
новых форм, нельзя не сказать о новых, но более распространенных в
межпоселенческих и сельских библиотеках.
Еще одна современная форма работы, способствующая
продвижению книги и чтения – это квест (от англ. quest – «поиск, предмет поиска»). Это интерактивная приключенческая игра,
участники которой объединяются в команды, перемещаются по пунктам, находят и
выполняют задания в рамках общего сценария. Посредством жеребьёвки
разыгрываются индивидуальные для каждой команды маршрутные листы с обозначением
остановок. Квест предполагает прохождение всех этапов в порядке, указанном в
маршрутном листе. По времени он длится не более одного часа. На каждой
остановке команды отвечают на вопросы или выполняют творческие задания. А те,
кто доберется до финиша – смогут узнать главную тайну и
получить за это супер-приз!
Основные
правила квеста: наличие
определенного сюжета игры; задания или препятствия; конечная цель, к которой
можно прийти, преодолев препятствия.
Варианты
связки сюжета игры: конкретный
герой книги; конкретная книга; определенный автор; сквозная тема для заданий.
Задания для
квеста могут быть:
интеллектуальные (вопросы на знание текста, кроссворды, головоломки,
расшифровка закодированных посланий), ориентировочные (пройти по указанному
отрезку пути, найти предмет или место по карте), технические (собрать
какую-либо конструкцию или активировать некий объект), спортивные (добежать,
проползти и пр.), творческие (нарисовать, сочинить, спеть, станцевать и т.д.).
Квест-ориентирование
«С книгой по улицам города». Это познавательная командная игра для
молодежи. На старте в библиотеке участники получают карты-маршруты с местами
контрольных пунктов. По условиям игры команда должна сориентироваться по карте,
пройти все контрольные пункты и ответить на вопросы по определенной книге.
Кроме правильных ответов учитывается время прохождения маршрута. Точки на карте
– это своеобразные загадки, которые нужно сначала отгадать. В игре
предусмотрены также задания: провести мини-опрос на улицах города (поселка)
«Моя любимая книга», записать ответы на обратной стороны карты; раздать флаеры
с рекламой библиотек на улицах; сделать фотоотчет, презентацию или видеоролик
об игре.
Последние
несколько лет набирала обороты такая форма, как всевозможные акции: «Как пройти в
библиотеку», «С книгой – в будущее», «Подарите книгу детям», «Признание в любви
любимому писателю», «Вы еще не читаете – тогда мы идем к вам!», «Запиши в библиотеку
друга», «Давайте читать вместе!», «10 дней вокруг книги». От других форм массовых мероприятий
акцию отличает умение создать специальное событие для достижения поставленной
цели, активное вовлечение в неё участников. Библиотечные акции позволяют
наладить взаимодействие с потенциальным пользователем ещё до его прихода в
библиотеку, продвигать интеллектуальные продукты и услуги библиотек. Существует
несколько видов акций, которые чаще всего проводятся библиотеками: протестные,
благотворительные, рекламные или в помощь продвижению чтения и книги, тематические. Протестные акции. Например, антинаркотическая акция
«Мы против наркотиков». «Скажи наркотикам – НЕТ!», «Имя беды – наркотик» и др. Благотворительные акции: общероссийская акция «Дарите книги
с любовью», приуроченную к Международному дню книгодарения, который отмечается
14 февраля во многих странах мира. Рекламная акция «Книжное конфетти» может
стать частью любого мероприятия. На столах в библиотеке рассыпаны конфеты,
шоколадки, к которым прикрепляются фантики с цветными листочками рекламы книг и
журналов для учащихся, отзывами о прочитанных книгах, слоганами с приглашением
к чтению: «Брось мышку, возьми книжку!», «Человек успешный – человек читающий!», «Преуспевает
владеющий информацией!» и др.
Популярными формами в последние годы
стали молодежные уличные флешмобы (с англ. flash mob – «мгновенная толпа»):
«Любимая книга», «Минута чтения», «Как пройти в библиотеку?», «Открой свою
книгу». Преимущество таких акций – в массовости, быстроте и красочности. Мероприятие
имеет эффект неожиданности и направлено на то, что бы вызвать у случайных
прохожих удивление и заинтересованность. Например: участники флэшмоба в
футболках и бейсболках с символикой библиотеки появляются неожиданно в
определенном многолюдном месте города, одновременно открывают принесенные с
собой книги и читают вслух в течение нескольких минут и так же неожиданно
одновременно расходятся.
Интересен
в современном библиотечном мире Либмоб, в основе которого – блиц-опрос жителей населённого пункта про дорогу в
библиотеку. Кто знает дорогу к библиотеке, получает смайлик. А кто не знает – календарик с адресом библиотеки и
контактной информацией.
Зарекомендовали себя следующие комплексные
формы продвижения книги и чтения: «Дни читательских удовольствий», «Дни с
писателем», «Дни читателя», «Дни литературного гурмана», «Нескучная классика».
Продвижение книги и чтения в местах
отдыха также
завоевали популярность. Среди них: «Литературная беседка в парке», «Читающий бульвар»,
«Книжная аллея», «Читай-дворик», литературные чтения «На ступеньках», «Летний читальный
зал под открытым небом», «С книжкой на скамейке», «Книга в дорогу!», «Читаем
без остановки», «Читающий маршрут», «Литературный автобус» и др.
Книжное кафе – рассказ о
новых книгах стилизуется под настоящее меню.
Кафе «открылось» литературное кафе
«Вкусная книга» в одной из библиотек Централизованной библиотечной системы г.
Иркутска. В «Меню» литературного кафе «Вкусная книга» вошли: «Бизнес-ланч»
(информационный завтрак делового человека – интерактивный обзор периодических
изданий), «Горячие блюда» (интерактивный обзор самых ярких авторов последнего
времени) и «Десерт» (интерактивный обзор «лёгких» книг, которые не требует
усилий для анализа и восприятия текста, – любовные романы, приключения и
другие). Также читателям были представлены высказывания выдающихся писателей о
чтении и книге. Здесь же была расположена лавка акции «Буккроссинг», где любой
желающий мог взять книгу домой.
Интересные инновационные формы работы по
продвижению книги привлекают молодежь.
Литературный музей – мероприятие,
рассказывающее о каких-либо редких фактах, сведениях в области литературы
(малоизвестные литературные факты). Может быть посвящено разным литературным
жанрам. Например, музей поэтический.
Интеллектуальный тир –
интеллектуальная игра, в которой принимают участие два или более участников
(команд). Атрибутика: мишени,
разноцветные кружки (стикеры), обозначающие места попадания. Игра проводится в
3 и более этапов. На каждом этапе задаётся расстояние до мишени от 10 до 100
метров (сложность вопросов), каждый участник получает от 3 до 5 выстрелов
(вопросов), правильность ответа означает меткость попадания (от 1 до 5 баллов).
Выигрывает набравший больше очков.
Фотокросс – соревнование
фотографов, гонка с тематическими и временными рамками. Самые талантливые и
активные участники получают призы на церемонии награждения победителей, которая
проходит после каждого фотокросса. Для определения победителей учитываются
художественность; оригинальность; скорость; соответствие заданию. Целью является за кратчайшее время
добраться до контрольных пунктов, которые задаются одним из способов: игрокам
сообщается адрес или названия и ориентиры; вручаются условные схемы или
фотографии; загадываются загадки. В состязании могут принимать участие команды
или индивидуальные игроки. Например, фотокросс «Город читает» – за
определённое время снять фотографии читающих людей на улицах города/посёлка.
Библиотакси «Любимые места родного города» Библиотекари
приглашают собравшихся гостей проехать на виртуальном такси по улицам города
или села до конечной остановки – «Библиотека». На каждой остановке «пассажиры»
узнают что-то новое о родном городе/посёлке. В качестве гидов могут выступать
постоянные читатели. На остановке «Памятник» рассказали об истории памятника о
героях села. Остановка «Соборная площадь» о храме. На остановке «Улица имени…»
прочла стихи поэта или рассказали о герое. На конечной остановке «Библиотека» –
рассказ о библиотеке, ее истории и т.д.
Вечер разгаданных и неразгаданных тайн «Тайны
вокруг нас».
Цель вечера – привлечь внимание к научным открытиям, нерешённым проблемам, к
различным явлениям окружающего мира. В центре внимания – гипотезы, версии,
открытия из различных отраслей знания – медицины, естественных наук,
психологии, истории, необъяснимые явления – НЛО, телекинез, телепортация,
полтергейст, и т.п. Темы: «Гипноз: Возможности, секреты», «Тайна Атлантиды:
Легенда? Правда?», «Тайна Тунгусского метеорита», «Дельфины – загадка моря»,
«Возможна ли передача мыслей, чувств на расстоянии?», «Искусственный интеллект
к 2030 г. – реально ли?» и т.п.
Книжные жмурки – библиотекарь
предлагает детям взять книги для прочтения домой из специальной подборки: книги
обёрнуты плотной бумагой, и читатель не видит, какую книгу выбирает. За
смелость – получает приз. При возврате книги рекомендуется побеседовать с
ребёнком о прочитанном. Эта форма работы позволяет оживить интерес читателей к
хорошим, но незаслуженно забытым книгам.
Конкурс лесных репортажей (любых других)
–
импровизированная экологическая игра-соревнование, в ходе которой читатели
пробуют себя в роли журналистской бригады, работающей над экологическими
проблемами. Участникам конкурса необходимо подготовить «репортаж с места
событий» для информационной передачи. Чтобы справиться с заданием, нужно знать
секреты репортерского дела. Во-первых, найти интересную тему; во-вторых,
определить жанр репортажа (журналистское расследование, интервью со
«знаменитостью» или игровой сюжет); в-третьих; составить яркий и оригинальный
текст. Библиотекарю предстоит стать ведущим: сымитировать позывные передачи,
начать весёлое общение с аудиторией, занимательный обзор лесных, полевых и
речных событий, подвести свою речь к первому репортажу, со словами: «Передают
наши корреспонденты...», предоставить слово первой журналистской бригаде и т.
д. После каждого репортажа нужно благодарить его создателей, в конце всей
передачи сообщить прогноз погоды на завтра и попрощаться со зрителями. Итоги
конкурса подводит компетентное жюри.
В целях
формирования у молодежи позитивного отношения к жизни и здоровью, можно
организовать в библиотеке «День хобби». Оформляется выставка творческих
работ читателей, у которых есть хобби.
Все библиотеки, стремящиеся вписаться в
современное общество, ведут активный поиск новых форм продвижения книги и
чтения. При этом в их основе порой лежат традиционные, известные формы.
Произвести впечатление на современного читателя и сделать его посещение
библиотеки ярким событием – задача не из легких. Нужно уметь показать
нестандартное содержание и форму, новое видение, новую лексику, новые способы
коммуникации, внести ауру новизны и работать в опережающем режиме, а это
требует хорошей профессиональной подготовки и отваги библиотекаря. Наиболее успешным
является внедрение тех форм и методик, которые основаны на использовании
современных информационных технологий, игровых, соревновательных и
интерактивных элементов, связаны с активным творческим процессом. Важно
делиться этим опытом и распространять его среди библиотек региона и страны.
Топ-30 идей продвижения чтения
Устроить вечерние чаепития с
обсуждением прочитанных книг.
Устроить при библиотеке цикл
мастер-классов, лекций по разным темам, бесплатные курсы.
Интересно и необычно украсить здание
библиотеки.
Арендовать библиотечный автобус,
велосипед, который будет ездить по населенному пункту с книгами.
Попросить читателей оставлять отзыв
о книге на уголке-закладке.
Провести именины читателя.
Положить в книгу библиотечный
лотерейный билетик и каждый месяц устраивать розыгрыши.
Подарить каждому пятому (десятому,
сотому) посетителю подарок.
Провести День читателя, Месяц
читателя.
Напечатать закладки с анонсами
мероприятий и вложить их в книги.
Провести День библиотекаря-дублера.
Поселить в библиотеке экзотическую
зверушку или любого обычного зверька, провести мероприятия, посвященные
питомцам.
Попросить лучшего читателя провести
экскурсию по библиотеке.
Поставить в библиотеке макет танка,
самолета, корабля, летающей тарелки (к примеру, макет танка можно поставить ко
Дню Победы).
Установить стену для рисования на
ней маркерами или баллончиками.
Организовать в библиотеке карнавал
по мотивам популярной книги.
Собирать читательский пазл: за
посещение – детальку (например, к юбилею писателя).
Сделать фотоальбом «Лучшие читатели
библиотеки» или стенд «Лидеры чтения». Пример: лучшие читатели изображены на
фотографии с книгой в руках и в интерьере библиотеки. К каждому снимку
прилагается шуточная справка о прочитанных книгах, бережном отношении к ним, с
какого года читает и т.д.
Оборудовать в библиотеке автомат по
выдаче кофе, чая и шоколадок.
Разрешить самым активным читающим
подросткам поучаствовать в разработке дизайна помещения своей библиотеки.
Вводить интересные тематические
элементы во внешний облик для сотрудников библиотеки в определенные календарные
и знаменательные даты.
Организовать необычные романтические
встречи для влюбленных в библиотеке.
Пригласить читателей поучаствовать в
отборе и приобретении литературы в книжных магазинах (на выставках) вместе с
комплектаторами.
Провести мероприятие «Разрушители
Библиотечных Мифов». Во время проведения небольшие по численности команды
подростков изучают различные библиотечные мифы, а затем делятся своими
соображениями с другими членами читательских групп.
Реализовать программу для молодежи:
«Подростки и мода». В библиотеке устраивается выставка эскизов одежды, которые
получили наивысшую оценку подростков, участвовавших в программе. Прочие молодые
посетители библиотеки могут голосовать за лучшие с их точки зрения образцы.
Наладить сотрудничество «Библиотека
+ Кафетерий». При каждом заказе вручать рекламную продукцию библиотеки, которая
расположена рядом.
Пригласить на один день
знаменитость, которая становится библиотекарем.
Вручить молодым матерям при рождении
ребенка «Пакет будущего читателя»
с книгами, брошюрами и приглашением
записаться в библиотеку.
Устроить читающей семье сезона
фотосессию в подарок.
Побыть один день нетипичными
библиотекарями: петь, разговаривать стихами или же молчать и писать записки,
рисовать стрелки на полу и т.д.
Список использованных источников
1.
Архипова И. В. Читать не скучно: результативные технологии
поддержки чтения в Челябинской областной юношеской библиотеке // Информационный
бюллетень
Российской библиотечной ассоциации. – 2013. – № 68. – С. 156-159.
2.
Большой
литературный сторителлинг / ОГМОО «Молодёжный совет»; БУК г. Омска «Омские
муниципальные библиотеки». – Омск. - URL: http://lib.omsk.ru/libomsk/#gsc.tab=0 (дата
обращения: 21.06.2022).
3.
Гаврилова
Е.Г. QR-коды и
веб-сервисы для интересных библиотечных будней / Е.Г. Гаврилова; Национальная
библиотека Республики Карелия. – Петрозаводск. – URL: https://goo.su/p0ctzA (дата
обращения: 14.07.2022).
4.
Гусева
Е. Н. Оценка инновационной деятельности библиотек: методы и подходы / Е. Н.
Гусева; Российская государственная библиотека. – Москва : Пашков дом, 2013. –
83с. – (Библиотека библиотекаря).
5.
Книжная
полка / Центр чтения Российской национальной библиотеки. – Санкт-Петербург. – URL: https://goo.su/V6qoUzH (дата
обращения: 25.06.2022).
6.
Матвеева
И. Ю. Креативный менеджмент в библиотеке / И. Ю. Матвеева. – Москва : Литера,
2012. – 144 с.
7.
Новые
формы массовых мероприятий в детской библиотеке / Хакасская республиканская
детская библиотека. – Абакан. – URL: https://страна-читалия.рф/item/1279811
(дата обращения: 14.07.2022).
8.
Пильнова
Л. Как мы пили «Книгочай» или дегустация литературных новинок / Л. Пильнова. – URL: https://goo.su/ri1It (дата обращения:
16.06.2022).
Комментариев нет:
Отправить комментарий