Планирование – необходимое условие развития библиотеки. В ходе планирования осуществляется
разработка системы мероприятий, в которой конкретно определяются цели и
задачи, пути их достижения, плановые показатели работы библиотеки на
календарный период.
Назначение плана – подчинить работу библиотеки выполнению
актуальных задач, обеспечить повышение качества библиотечного обслуживания
населения. В планировании нужно разумно сочетать необходимое
с возможным, опираясь на достигнутое, учитывая все факторы.
При планировании определяются:
- цели и задачи работы библиотеки,
основные направления её деятельности;
- тематика, содержание, формы и
методы работы;
- объём работы, выражающийся в
системе плановых показателей;
- трудовые, материально-технические
и финансовые затраты на выполнение плановых заданий.
План работы библиотеки – это
система взаимосвязанных, объединённых общей целью плановых заданий,
определяющих порядок, сроки и последовательность, выполнение работ, и, кроме
того, проведение мероприятий в библиотеке.
Он строится, исходя из поставленных
перед библиотекой задач и отражает основные направления, тематику, содержание,
формы и методы деятельности. План включает систему показателей, определяющих в
совокупности объём работы и затраты рабочего времени. По всем показателям плана
определяются его исполнители и сроки выполнения.
Показатели плана работы библиотеки
– контрольные цифры, определяющие объём работы библиотеки в планируемый период,
которые выражаются как в абсолютных величинах (количество читателей, объём
библиотечного фонда, число посещений, выдач, массовых мероприятий и др.), так и
относительных (читаемость, обращаемость, книгообеспеченность и др.).
Порядок составления
годового плана включает:
- формулировку направлений работы,
основных заданий и контрольных показателей, которую осуществляет руководство
библиотеки;
- составление и обсуждение проекᴛᴏʙ
планов в структурных подразделениях (отделах, филиалах) с учётом предложений
всех сотрудников;
- составление, обсуждение в
трудовом коллективе и утверждение директором годового плана работы библиотеки.
Примерная структура
годового плана библиотеки может выглядеть следующим образом:
1.
Основные задачи (события) года.
2.
Свод главных основных показателей по основным направлениям деятельности.
3.
Формирование фонда и отражение его в справочном аппарате.
4.
Мероприятия по привлечению читателей, ᴨᴏᴛребителей, совершенствование их
обслуживания, реклама деятельности библиотеки.
5.
Организационная и методическая деятельность в помощь самой библиотеке и другим
библиотекам.
6.
Развитие материально-технической и технической базы.
7.
Доходы и расходы, мероприятия по укреплению финансовой базы, экономному и
эффективному использованию ресурсов.
8.
Социальное развитие коллектива, повышение квалификации кадров.
9.
Меры по совершенствованию управления библиотекой.
Разумеется, конкретная библиотека
(ЦБС) может вносить в эту структуру изменения и дополнения исходя из
перспективных и текущих задач своей деятельности.
В годовой план работы библиотеки
нецелесообразно включать весь перечень работ, осуществляемых в структурных
подразделениях. Правильнее будет отражать в нем лишь основные, главные
направления деятельности, которые являются общими для всех структурных
подразделений или требуют координации и кооперирования их деятельности, а не
перечислять все позиции планов структурных подразделений.
Виды планов
По срокам выполнения планы
делятся на перспективные (стратегические) и текущие (годовые, квартальные,
месячные, оперативные), а по объёму
планируемой работы - на план библиотеки, структурного подразделения,
индивидуальный̆ план сотрудника библиотеки.
·
План может быть универсальным, охватывающим работу
библиотеки в целом, и тематическим,
отражающим только одно из направлений её деятельности.
·
Наряду с планами отдельных библиотек составляются сводные планы, охватывающие деятельность не одной, а нескольких
библиотек.
·
Перспективный план библиотеки рассчитан на ряд лет (как правило, на 5 лет) и
намечает общую линию развития библиотеки. В нём отражаются главные, решающие
задания длительного значения; определяется уровень, которого надо достичь к
концу планируемого срока. Перспективные планы могут быть как универсальными по
своему содержанию, так и тематическими (к примеру , тематический план
комплекᴛᴏʙания библиотечных фондов, план научно-методической работы и др.).
·
В последние годы в практику
библиотек входят стратегическое
планирование – метод перспективного планирования, заключающийся в
установлении целей библиотеки, определении необходимых для их достижения
ресурсов и выбора наиболее рациональных путей использования этих ресурсов.
Задача стратегического планирования – целенаправленное инновационное развитие
библиотеки.
В отличии от перспективного плана,
в котором плановые задания распределяются по годам, стратегический план
составляется не по годам, а по срокам реализации намеченных целей.
·
Годовой план работы библиотеки определяет основные задачи и содержание работы
библиотеки на текущий календарный год (в библиотеках учебных заведений –
соответственно на учебный год) , и в нём определяются все показатели, которых
должна достичь библиотека к концу года. Объём работы планируется с учётом
годового фонда рабочего времени сотрудников библиотеки и норм на библиотечную
работу.
Годовой план состоит из двух частей: тексᴛᴏʙой, в которой
предусматриваются мероприятия, необходимые для осуществления поставленных
задач, определяются нормы и методы работы библиотеки, сроки выполнения плановых
заданий и ответственные исполнители (чаще всего, не конкретные лица, а
структурные подразделения), и статистической, в которой намечаются
количественные показатели, которых должна достичь библиотека.
Годовые
планы работы составляются в сроки, определяемые руководством библиотечного
учреждения, и предоставляются на утверждение вышестоящему руководителю.
·
Сводный план определяет задачи и содержание работы определённой совокупности библиотек
на заданный период и имеет целью координировать и кооперировать их
деятельность. Сводные планы могут быть как перспективными, так и текущими, они
могут охватывать работу библиотек, находящихся в одном регионе, и принадлежащих
либо одному, либо нескольким ведомствам.
·
В сводных планах могут
рассматриваться все стороны деятельности библиотек (к примеру , план работы
ЦБС, объединяющий планы ЦБ и филиалов).
·
Оперативное планирование – это разработка на базе месячных планов плановых
заданий для отдельных сотрудников на короткие отрезки времени. Оперативное
планирование применяется обычно в тех отдельных крупных библиотеках, где работа
состоит из многократно повторяющихся операций и строится по нормам.
В этих условиях сотрудникам отдела устанавливается плановое задание на каждый рабочий день.
В этих условиях сотрудникам отдела устанавливается плановое задание на каждый рабочий день.
Оперативное планирование важно и
для работников небольших и средних библиотек, ибо оно предоставляет возможность
оперативно контролировать выполнение плановых заданий, рационально использовать
рабочее время библиотечных работников.
Все эти планы различного наполнения
и продолжительности, выполняя определённые специфические функции, призваны
обеспечить в совокупности планомерность и согласованность развития библиотеки.
Многообразные планы, составляемые
как для библиотеки в целом, так и для каждого структурного подразделения и исполнителя,
должны быть приведены в систему, обеспечивающую непрерывную работу по плану и в
тоже время исключающую их дублирование. Только при этом условии система
библиотечного планирования будет соответствовать требованию оптимальности как
важнейшему методологическому принципу планирования.
Чем крупнее библиотека, тем более
развёрнутой будет и система её планов. Принципиальная модель системы планов
библиотеки включает:
- перспективный (стратегический)
план библиотеки;
- годовой план библиотеки;
- квартальные планы структурных
подразделений (отделов, филиалов);
- индивидуальные месячные планы
сотрудников библиотеки.
По срокам выполнения планы принято делить на:
·
Долгосрочные (больше 5 лет) – эти
планы относятся, в основном, к категории планов-целей.
·
Среднесрочные (от 1 года до 5 лет)
– они выполняются в виде различного рода программ, бюджетов, сетевых графиков.
·
Краткосрочные – планируются на срок
до 1 года, разновидностью являются месячные, квартальные планы.
Если годовой и квартальный планы
оформляются в форме текстовых разделов (обслуживание читателей, справочно-библиографическая
и информационная работа, формирование и организация библиотечных фондов,
методическая работа, работа с кадрами и т. п.), то месячный план оформляется
как календарный план: по числам месяца.
Требования к
составлению плана с точки зрения теории и практики библиотечной работы:
1.План
работы должен полностью соответствовать тем позициям, которые отражены в
нормативных, правовых и иных документах, принятых на государственном, региональном
и внутрибиблиотечном уровнях.
2.План
должен быть актуальным, отражать важнейшие события в жизни государства и
общества, региона, быть направленным на решение социально-личностных задач.
3.План
работы должен ставить четкие цели, быть разнообразным и интересным по форме
проведения мероприятий, учитывать особенности и традиции библиотечного
учреждения и его социального окружения.
4.План
должен быть конкретным, с указанием конкретных мероприятий, сроков
проведения, участников и организаторов; необходимо исключить из него общие
формулировки, которые являются серьезным недостатком плана.
5.План
должен быть реально выполнимым, предусматривающим равномерное
по времени распределение мероприятий, необходимых и достаточных для решения
поставленных задач.
Если библиотека
не составляет перспективные планы, то следует в годовом плане работы
предусмотреть мероприятия, которые необходимо провести с целью
совершенствования ее деятельности. Например, реорганизация функционирования
библиотеки, или отдельных её структурных подразделений, отделов, плановая
проверка фонда, переход на автоматизированную технологию, работа по
дополнительному привлечению пользователей, ремонт помещений и т.д.
Планирование и нормы рабочего времени
При работе
над годовым планом следует учитывать итоги деятельности за отчетный период,
сравнить полученные данные с данными за предыдущие 2-3 года, определить и
обосновать основные тенденции изменения объемов работ, установить контрольные
показатели, привести в соответствие
объем запланированных работ с бюджетом рабочего времени на основе нормирования.
Нормирование
помогает составлять научно-обоснованные планы, равномерно распределять нагрузку
между сотрудниками, рассчитать объем и трудоемкость процессов, обосновать
штатную численность библиотеки, рационально использовать кадры, объективно
оценивать работу сотрудников, выявлять потери и нерациональные затраты рабочего
времени.
1.
На начальном этапе работы по
составлению плана определяются виды работ, которые планируется выполнить в
течение года в соответствии с задачами, стоящими перед библиотекой (отделом),
затем они сопоставляются с нормами времени. Подсчитывается общее количество
времени, необходимого на выполнение всех процессов и мероприятий в библиотеке на
год.
2.
На следующем этапе осуществляется
планирование бюджета рабочего времени. Он складывается
из фонда рабочего времени и его расхода.
Фонд рабочего времени – это
годовое количество рабочих дней библиотеки или одного сотрудника, определенное
из общего числа дней в году за вычетом выходных, праздничных дней и отпуска,
потерь рабочего времени по временной нетрудоспособности, учебных отпусков и
т.д.
Необходимо
также учитывать ненормируемые работы, которые отражают специфику библиотечного
труда, например − наличие творческих элементов, они в библиотеках в среднем
составляют до 20%.
В случае
расхождения времени, необходимого для выполнения запланированных работ, с
бюджетом рабочего времени следует провести корректировку плана.
Выполнение
мероприятий, необходимость которых возникла, но которые не были предусмотрены в
годовом плане, обеспечивается планированием резерва рабочего времени на
выполнение таких заданий.
Планирование по нормам в соответствии с фондом рабочего времени дает научно
обоснованные показатели и определяет реальные возможности работы.
Приступая к работе, вы должны знать:
• Основные
направления работы всей библиотечной системы;
• План
должен быть неразрывно связан с жизнью города, района, села, и не может носить
отвлеченный характер. Необходимо конкретизировать вашу специфику,
воплощая ее в конкретные мероприятия.
• Необходимо
заранее заручиться согласием и поддержкой социальных партнеров, (учреждения
образования, общественные объединения, учреждения и организации, отдельные
лица), чтобы знать, на кого можно опереться при организации запланированного
мероприятия, обговорить масштаб такой работы (один класс, несколько
образовательных учреждений).
Если вы уже
тесно сотрудничаете с городским учреждениями, то необходимо учесть определенные
пункты их плана, чтобы как следует организовать совместную работу.
• Следующий
этап - определение главных тем года и отражение их в основных
задачах и конкретизация в плане работы. План составляется с учетом
литературных и памятных дат года. Познакомившись с календарем,
отметьте те даты, которые будут определяющими в новом году, и подумайте о том,
какие мероприятия, формы работы помогут вам раскрыть эти темы.
• Хорошо,
если вы сумеете обговорить предстоящие дела на следующий год со своим библиотечным
активом и заручиться его поддержкой.
• Загляните
в анализ прошлогоднего плана: что осталось невыполненным, что не удалось.
Подумайте, что из этого следовало бы обязательно сделать в наступающем году.
Какие формы работы оказались интересными и востребованными? Сделайте их традиционными в
своей работе.
·
формулирование тех или
процессов должно быть четким и
исключать двусмысленность толкования;
·
сроки выполнения тех или иных видов работ должны быть реальными, четко
обозначенными и учитывать резерв времени, в случае возникновения непредвиденных
обстоятельств и внеплановых заданий;
·
ожидаемый результат должен выражаться в материальном виде;
·
объем планируемой работы
рассчитывается с учетом годового фонда рабочего времени и принятых норм на те или иные
библиотечные процессы.
Годовой план работы библиотеки
обязательно должен включать в себя количественные показатели, предусмотренные государственным
заданием и состоять из двух частей:
-
текстовой, отражающей общую характеристику
целей, поставленных задач и предстоящих мероприятий для их реализации,
необходимых для осуществления поставленных задач; определяются нормы и методы
работы библиотеки, сроки выполнения плановых заданий и ответственные
исполнители (чаще всего, не конкретные лица, а структурные подразделения);
—
статистической, в которой намечаются
количественные показатели, которых должна достичь библиотека, в том числе
показатели государственного задания.
Структура годового плана работы библиотеки (примерный)
I.
Основные
задачи, направления и приоритеты деятельности.
В этом
разделе плана работы формулируются те задачи, над выполнением которых
библиотека будет работать в текущем году, и не более того. Выбранная по
определённому направлению деятельности задача должна быть краткой и чёткой, не
надо формулировать объёмные и длинные фразы задач, заведомо невыполнимых в
течение года.
Пример формулировки «Главных задач и направлений работы» библиотеки:
• выполнение
основных контрольных показателей работы и привлечение новых читателей в
библиотеку и к чтению;
• повышение
комфортности библиотечной среды, формирование положительного имиджа библиотеки,
развитие рекламы;
•
распространение краеведческих знаний и воспитание у читателей интереса к
истории своей малой родины, формирование патриотических чувств;
• воспитание
бережного отношения к окружающему миру, формирование активной гуманной позиции
по отношению к природе, создание условий для чтения естественнонаучной
литературы;
• приобщение
пользователей к чтению нравственной литературы, содействие повышению уровня
этической грамотности, воспитание культуры общения;
• приобщение
пользователей к лучшим образцам классической отечественной и зарубежной
литературы, создание условий для чтения и различных литературных занятий и т.д.
II. Цифровые показатели
(контрольные показатели работы).
III.
Организация
библиотечного обслуживания населения.
Раздел
отражает мероприятия по расширению видов услуг, по улучшению качества
обслуживания основных категорий читателей, в т.ч. работа на дому с социально
незащищенными категориями, обслуживание книгой летних лагерей отдыха. Инновации
и меры по формированию привлекательного образа библиотеки, по введению новых
форм обслуживания, например, преобразование библиотеки в современный
информационный центр, реорганизация пространства, работа Выездных читальных
залов, создание электронного читального зала. Партнерские связи. Библиотечный
актив. Опросы и анкетирования читателей. Акции по привлечению читателей:
экскурсии в библиотеку, Дни открытых дверей, Дни прощения задолжников, реклама
библиотеки в СМИ и т.д.
IV. Содержание и организация работы с читателями (массовые мероприятия по направлениям деятельности). У нас они такие:
·
гражданское воспитание
·
историко-патриотическое
просвещение
·
духовно-нравственное
воспитание, формирование семейных ценностей;
·
правовое просвещение,
профориентация;
·
экологическое
просвещение, здоровый образ жизни;
·
продвижение книги и
чтения, функционирование молодежных центров чтения;
·
межнациональные
отношения и межкультурные связи;
·
социализация лиц
пожилого возраста, со специальными потребностями и физическими ограничениями;
·
эстетическое
воспитание;
·
краеведческое
просвещение
·
клубы, любительские и
общественные объединения
V. Справочно-библиографическая и информационная работа.
VI. Формирование и организация книжного фонда.
Мероприятия
по изучению, улучшению состава и пропаганде фонда, по обеспечению максимального
доступа к фонду разных категорий читателей, его сохранности, а также по
воспитанию бережного отношения читателей к фонду.
VII. Материально-техническая база библиотеки.
VIII. Работа с кадрами.
На основе
годового плана работы составляются квартальные планы для того,
чтобы пропорционально разделить годовую нагрузку и следить за выполнением
плановых показателей.
Дополнением к универсальному плану является тематический план, который отражает отдельные направления деятельности:
план подготовки и проведения массовых мероприятий, тематический план
комплектования.
Источники:
Наталья Васильевна, я с вами согласна. Без плана мы никуда! Только на 5 лет я никогда не составляю! Спасибо за интересную информацию!
ОтветитьУдалитьИрина Михайловна, это обычная методичка. Ну и, конечно, освежить знания самой тоже полезно, чего-то новое узнать. Я ведь по образованию педагог, не библиотекарь)
УдалитьЗдравствуйте, Наталья Васильевна! Вы - настоящий методист! Планирование начинается со структуры. В школьных библиотеках почти также, только кое-какие разделы меняем местами, либо другая формулировка , например"Сохранение и развитие библиотечных фондов".
ОтветитьУдалитьЛюдмила Федоровна, так и хочется поддакнуть - "методический методист"! Структура здесь приведена общая. У нас в библиотеке отделов много, и у каждого отдела специфичная структура плана. Мой, методический план, состоит совершенно из других разделов.
Удалить