Уже ни
у кого не вызывает сомнений, что библиотекарь в наше время – мультипрофильный
специалист, который не только владеет знаниями из области библиотечного дела,
но и умело обращается с компьютером. Выход в онлайн – не только необходимость,
но и ценная возможность реализовать свой творческий и управленческий потенциал.
Социальные
медиа открывают перед библиотекарями практически безграничный простор для
общения с читателями и продвижения библиотечных услуг. Среди преимуществ
социальных сетей перед официальными сайтами библиотек можно выделить
возможность прямого и неформального общения с аудиторией. Как правило, в постах
используется разговорный стиль языка, дружеская интонация, они пишутся от
первого лица.
Методические
рекомендации будут полезны в первую очередь сотрудникам сельских
библиотек-филиалов, начавшим освоение интернет-пространства позже своих
городских коллег. Для чего нужен выход в интернет к виртуальному пользователю,
что это дает, о чём и как лучше написать – вот вопросы, на которые библиотекари
найдут ответы в методических рекомендациях.
Библиотека в виртуальной среде
На данном этапе необходима интеграция информационного и
культурно-просветительского потенциала библиотеки. Это должно осуществляться через
сетевое общение с удалёнными пользователями, через совместную работу в сетевом
сообществе, через вовлечение пользователей в формирование и оценивание информационного
и справочного контента.
Необходимо создать условия для самоорганизации неформальных
сообществ по интересам, учитывать мнения интернет-пользователей о прочитанном и
о качестве обслуживания. Специалистам библиотек важно в виртуальном
пространстве формировать вкусы и интересы читающей публики, навыки и
способности работы с информацией, особенно у молодёжи, и создавать новые виды электронных
продуктов совместно с «рядовыми» пользователями Интернета в целях популяризации
книг и продвижения чтения, с одной стороны, и формирования интеллектуальной
среды, где интересно и познавательно – с другой.
Виртуальное пространство библиотек станет средой интеллектуального
развития, если мы с вами будем руководствоваться принципами «библиотека не для
книг, а для людей» и «библиотека – место живой культуры и интеллектуальное
пространство».
Ориентиром должна быть «Стратегия развития
информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» (утверждена
Указом Президента РФ от 9 мая 2017 года под № 203). Целью «Стратегии…» является
создание условий для формирования в России общества знаний, что подразумевает
формирование современного информационного пространства знаний. В п. 25 «Стратегии…»
сказано, что «формирование информационного пространства знаний осуществляется
путём… реализации образовательных и просветительских проектов, создания для граждан
общедоступной системы взаимоувязанных знаний и представлений, обеспечения безопасной
информационной среды для детей».
Деятельность сельских библиотек в
социальных сетях
Современное
библиотечное пространство – это еще и виртуальное пространство, доступное для
большинства сельских библиотек, но их представительство в большинстве своем
ограничивается представительством в социальных
сетях.
В целом
представительство библиотек в социальных медиа способствует:
- формированию положительного имиджа библиотек;
- привлечению новых пользователей;
- продвижению библиотечных продуктов и услуг.
Пользователи
имеют возможность оставлять комментарии, ставить «лайки» и делать репосты на
свои персональные страницы. Новости библиотек появляются в ленте новостей
каждого участника группы. Большим вниманием участников групп всегда пользуются
новостные статьи после массовых мероприятий.
Сотрудники
библиотеки создают в электронной среде группы по интересам и различные
сообщества. Это позволяет получать новые знания, обмениваясь опытом работы с
другими коллегами, вести дискуссии на разные темы и так далее.
Социальные сети (Social
networking) – сайты, ориентированные на создание сообществ пользователей
объединенных общими интересами. Участники социальных сетей получают возможность
разместить на сайте собственное представительство – личный аккаунт, страницу –
своеобразную площадку для
общения, обмена мнениями. Как правило, библиотеки создают свои
мини-представительства сразу в нескольких социальных сетях. Например, Межпоселенческая
библиотека им. М.А. Ульянова представлена в сети «ВКонтакте», «Одноклассниках».
Что
нужно потенциальному посетителю? Было предложено ответить на этот вопрос
сотрудникам учреждений культуры. Результаты опроса расположены в порядке
убывания приоритета: информация о мероприятиях; возможность узнавать что-то
новое; интерес к деятельности учреждения; оперативная помощь; общение с
единомышленниками.
Ответы
на какие вопросы пользователи социальных сетей должны получить: 1. Что за
учреждение культуры перед ними? 2. Чем занимается учреждение культуры? 3. Какой
интерес может вызвать учреждение культуры? 4. Какую пользу в социальной сети
может принести учреждение культуры?
Одна из
главных задач –
пользователь должен захотеть зайти на страницу, а затем посещать ее снова и
снова. Понятное, доступное, визуально привлекательное оформление может помочь в
этом.
На своих официальных
сайтах (у кого они есть) библиотеки дают ссылки на представительства в
социальных сетях, что значительно облегчает пользователям процесс их
обнаружения. Одной из популярных форм распространения информации в
социальных сетях являются открытые тематические группы, которые позволяют
сегментировать аудиторию по интересам, способствуют общению с ней в режиме
диалога и получению обратной связи в виде голосования, составления рейтингов,
комментариев и других способов выявления эффективности работы групп или
страниц.
Библиотекари
не только создают группы по интересам, но и обмениваются опытом с другими
библиотеками, дружат, выкладывают на свои страницы информацию о библиотеке,
библиотечных мероприятиях, а также фото- и видео отчеты с них.
Зарегистрированные пользователи могут обсуждать заявленные на форуме темы,
содержание которых варьируется от обсуждения прочитанной книги до проблем
продвижения книги и чтения, от эволюции печатной книги до книжной электронной
культуры. Здесь можно оставить свои комментарии, или свои предложения по решению
заданного вопроса или проблемы.
Страницы
Вконтакте, канал в Telegram или где-либо еще выполняет информационную,
развлекательную и обучающую функцию. Контент на этих площадках воспринимается
проще (а потому охотнее и активнее) целевой аудиторией, а сам формат публикаций
в таких аккаунтах понятен и близок пользователям.
Библиотека
говорит со своими читателями на их языке в актуальном формате, это вызывает
интерес у пользователей.
Стоит
определиться со своей целевой аудиторией. Например, детская библиотека в
поселке формирует свой контент в соцсетях в основном для мам, пап, бабушек
своих юных читателей, поэтому более привычный формат – группа Вконтакте, где
можно делиться подборками книг для малышей, пальчиковыми играми и идеями поделок,
– будет эффективнее, чем канал в телеграме. Где-то, например в крупнейших
федеральных библиотеках, аудитория гетерогенна и включает в себя самые разные
группы по полу, возрасту, интересам.
Библиотекам
нужно учитывать интересы и потребности реальных и потенциальных пользователей
для планирования своей виртуальной активности. Если библиотека будет предлагать
то, что не актуально, пользователь не зайдет в библиотеку. Стоит инициировать
инфоповоды и мероприятия, ради которых читатели чаще заглядывали в библиотеку.
Библиотека может
информировать о книгах, используя различные рубрики. Цель такой работы –
регулярное оповещение о новинках и имеющейся литературе, соответствующей
интересам. Примеры возможных рубрик:
·
«Выбор читателя» –
наиболее популярные книги;
·
«Книжные рейтинги» – книги,
на которые большой спрос, также можно добавить отзывы читателей;
·
«Первая книга, проложившая путь к
вашему сердцу...»;
·
«Книга месяца», «Книга года»;
·
«Любимые книги известных писателей»;
·
«Экранизация книг»;
·
«Самые продаваемые книги в истории»;
·
«Топ-10 книг о книгах»;
·
«Наши читатели»
(о том, кто и зачем приходит в библиотеку).
Многие любят узнавать
необычные факты из биографии выдающихся людей, а также интересные факты о самих
книгах. Этой информации библиотеки могут посвятить отдельную рубрику. А для
создания интерактива добавить к постам в социальных сетях опросы. Например, привести
ряд фактов, которые могут относиться к жизни конкретного писателя, и попросить
читателей угадать, что из приведенного правда.
С помощью обзоров читатели смогут узнать, о чем
книга, понравилась ли она другим и стоит ли ее читать самому. Для создания
таких обзоров, возможно, стоит привлечь юных пользователей.
На страничке библиотеки могут появляться рекомендательные списки –
тематические подборки, акцентирующие внимание читателя на какой-либо теме.
Например, библиотека может сделать пост с подборкой книг по тайм-менеджменту.
Поколение Z увлечено темой личной эффективности, профессионального роста и
финансовой грамотности, поэтому библиотеки могут регулярно делать подборки книг
по этой тематике.
Библиотеки могут
делать подборки популярных книг и
каждый месяц информировать читателей о новых изданиях литературы, кратко
описывать идею книги и ее основные тезисы. Это поможет читателю понять, стоит
ли ему обращаться к тому или иному изданию.
Тематика формируется
где-то на стыке того, что нужно и интересно вашей целевой аудитории, и того, о
чем вам было бы интересно и важно рассказать.
Возможно, кто-то
пренебрегает вторым условием этой задачи. Но всё же это недопустимо:
ведение соцсетей – трудоемкая и
продолжительная работа, которую можно выдержать, лишь будучи заинтересованным,
в первую очередь, в процессе. И только потом – в
результате.
Посты в социальных
сетях на темы:
·
подборки книг по темам, направлениям, личным
рекомендациям сотрудников библиотеки;
·
рассуждения на темы «Какими будут книги
в будущем?», «Книга 21 века, какая она?», «Хотели ли вы когда-нибудь переписать
конец книги?»;
·
«открытый
микрофон» для каждого, кто работает в вашей библиотеке: мини-интервью и
комментарии;
·
рассказ о библиотечном питомце (если у вас живет
такой);
·
освещение библиотечных проектов, конкурсов,
фестивалей, их проведения и результатов;
·
мини-викторины, ребусы, опросы для ваших читателей;
·
цикл небольших постов о том, как вести себя в
библиотеке, как найти нужную книгу, как обращаться с книгами;
·
дополнительные материалы для целевой аудитории, например,
мастер-классы и игры для мам, анонс сторонних культурных мероприятий для школьников
и пр.;
·
рассказ о здании библиотеки (часто это исторические
памятники или, наоборот, экстрасовременное пространство с тематическим
зонированием);
·
демонстрация архивов: как, что, где и сколько
хранится;
Многим читателям
полезно и интересно узнавать о принципах каталогизирования, о распорядке дня библиотекаря,
о трудностях и приятных моментах профессии – об
этом тоже нужно рассказать. Живо, по-настоящему, увлекательно и глубоко, как
когда общаешься с дорогим сердцу другом.
Можно
организовать и провести, например, сетевую акцию «Читаю. Изучаю. Открываю
родные места». Данная акция позволит читателям не только самостоятельно изучить
родной край, найти интересные места, узнать о них как можно больше (историю,
топонимику), но и познакомиться с творчеством писателей и поэтов, а также –
библиотекарям и читателям освоить приложение Googlе-карты, построенного на
основе бесплатного картографического сервиса и технологии, предоставляемых
компанией Google. В результате этой акции можно создать Googlе-карту
«Муромцево, увлекательное», на которой установить метки топонимических названий
краеведческих объектов Муромцевского района, дополненных фото- и
видеоматериалами.
Большой
отклик имеют посты, которые рассказывают о родном крае
(#МУРОМЦЕВО#СКАЗОЧНЫЕМЕСТАПРИРОДЫ). Например, в течение нескольких месяцев (по
вторникам и четвергам) публиковать посты, в которых рассказывать, что читают
библиотекари (#читаюлетом #чточитаютбиблиотекари). Это способствует в
дальнейшем спросу читателей на данные книги.
Работа библиотеки в социальных сетях требует дисциплины и системности. Специалисты
считают, что на нее надо тратить не менее часа в день. Оптимально – несколько
раз в сутки по 5 – 10 минут, чтобы быстро отвечать пользователям. Можно
составить примерный план и следить за его выполнением. Например:
Ø понедельник – интересная новость из
книжной отрасли;
Ø вторник – новость библиотеки;
Ø среда – рассказ о книге;
Ø четверг – анонс мероприятия;
Ø пятница – шуточная новость, юмор;
Ø суббота – цитата из книги или
стихотворения.
Два раза в месяц – тематический опрос; один раз в месяц –
конкурс. Существуют правила, когда лучше всего публиковать посты в социальных
сетях: так, в понедельник не рекомендуется размещать много информации, лучше
ограничиться цитатой, фотографией. Среда и четверг – самый информационно
насыщенные дни. Пятница – время для интересной истории.
В
планировании публикаций вам поможет календарь важных дат. Формируйте его в
отдельном документе и при необходимости дополняйте.
Составляющие
календаря:
Ø
государственные праздники;
Ø
даты, важные для региона и населенного
пункта;
Ø
даты, важные для направления деятельности
учреждения;
Ø
даты в рамках года, посвященного определенной
теме (Год нематериального культурного наследия и т. д.);
Ø
значимые даты в сфере культуры;
Ø
даты, важные для истории учреждения;
Ø
календарь мероприятий учреждения.
Часть этих дат будет актуальна каждый год, поэтому у вас
уже будет запас на будущее, не придется заново тратить время на поиск
информации.
Основные
виды онлайн-взаимодействия:
1.
Общение в комментариях к конкретному посту. Например, вы спрашиваете о том,
понравилось ли мероприятие в учреждении, или же задаете вопрос общего характера
– о любимом фильме, направлении искусства, планах на выходные. В этом случае
вам необходимо отреагировать на каждый комментарий как можно быстрее, показав
свою заинтересованность в общении. Это могут быть как ответы, так и лайки,
обязательно сделанные от имени страницы.
2.
Опросы. Крупнейшие социальные сети позволяют проводить опросы с разным
количеством вариантов ответов. Воспользуйтесь этой функцией, если хотите узнать
мнение о деятельности учреждения или о том, какая рубрика на странице нравится,
выбрать тему будущего мероприятия.
3.
Викторины и конкурсы. Под викторинами мы будем понимать публикации с вопросами,
а под конкурсами – соревнование, победа в котором возможна при выполнении всех
условий. Например, можно провести конкурс на лучшую фотографию, сделанную в
музее, или же на лучшее сочинение о библиотеке. Так как речь идет об онлайн-активностях,
то викторина или конкурс должны содержать онлайн-компонент. Например,
голосование или же публикацию ответов на своей странице в социальной сети с
использованием выбранных хештегов.
4.
Онлайн-трансляция – это прямой эфир с места событий. Поскольку прямые эфиры
будут самым главным трендом социальных сетей в ближайшие несколько лет,
обратите особое внимание на эту возможность общения с аудиторией. Трансляции могут
быть двух типов. Трансляция мероприятия, проводящегося в рамках плана
мероприятий. Это самый простой для вариант: достаточно транслировать то, что
происходит на сцене / в зале, не прилагая дополнительных организационных
усилий. Трансляция мероприятия, специально подготовленного для онлайн-вещания.
Это может быть экскурсия, беседа, интервью, спектакль.
Как подать материал?
Содержательное наполнение поста – это только часть работы. Чтобы читатель,
пролистывая ленту, остановился именно на вашей публикации, на которую вы
потратили столько сил, необходимо еще ее грамотно оформить с точки зрения
визуала.
Важно
не только наличие изображения, но и его качество, стилистическое соответствие,
сочетание с остальными визуальными элементами. Всему этому можно научиться, а
можно просто дать волю своей фантазии и чуть поперчить ее хорошим вкусом.
Советы
по использованию видеозаписей:
1.
Названия роликов не должны быть слишком длинными.
2. Из
названия должно быть понятно, что показано в записи.
3.
Записи должны быть качественно сняты и смонтированы.
4.
Записи должны относиться к деятельности учреждения или быть связанными с
направлением деятельности.
5.
Следите за количеством размещаемых роликов.
Пользователь
должен легко ориентироваться в галерее. На сегодняшний день только «ВКонтакте»
позволяет группировать видеозаписи по альбомам, что дает более широкие
возможности для пополнения архива.
Книжные социальные сети
Кроме
социальных сетей, в электронной среде существуют
книжные социальные сети, носящие
рекомендательный характер. «ЛивЛиб.ру» – самый динамично развивающий
сервис. Проект в виртуальной среде появился в 2007 году. Его главной
особенностью считается поиск рецензий на интересующие пользователя книги, а
также знакомство с новинками книжных изданий. На электронной странице сервиса
ведется интересный книжный форум, содержится множество цитат и полезная
информация о литературных конкурсах. Здесь посетитель сайта имеет возможность
подружиться с другими пользователями, оценивать книги по трехбалльной шкале:
понравилось, нейтрально и не понравилось; читать и оценивать рецензии: согласен
или не согласен. Каждый пользователь может отмечать, в каком формате у него
есть таили иная книга: бумажном, электронном или в виде аудиокниги. Большой
плюс этого проекта в том, что в режиме реального времени можно оставить
собственную информацию о книге в разделах: «Читал», «Хочу прочитать», «Сейчас
читаю». «Моя библиотека» – проект, позволяющий найти интересную книгу за
минимальное время. Главная особенность этой сети – наличие рекомендательной
системы, которая позволяет выиграть время при выборе книги, и при этом не
проиграть в качестве этого выбора. Сеть поможет посетителям сориентироваться в
литературных жанрах и направлениях, в море книг российских и зарубежных
писателей. Проект «Моя библиотека» позволит завести друзей по интересам, найти
хороших знакомых с похожими вкусами и предпочтениями. Пользователи смогут
обмениваться мнениями о книгах. Каждый читатель на сайте может собрать свою
личную «книжную полку» и с полным правом сказать: «Это – моя библиотека!»
Сервис «БукРивер»
сочетает в себе идеи буккроссинга и просто обмена книгами. Его цель образно
можно обозначить так: «Спасти дерево, не убив бобра». Пользователь предлагает
для обмена ненужную ему книгу в надежде, что для кого-то она необходима. Сервис
предназначен для того, чтобы любители чтения «реальных» (не цифровых) книг
могли обмениваться ими собой.
Функции
сервиса помогут найти участникам друг друга, дают возможность найти нужную
книгу в своем городе. «Bookmix» – сервис, аналогичный предыдущему. В отличие
от «БукРивера» имеет еще разделы: «Цитатник», «Объявления» и «Конкурсы».
Новостную ленту на сайте формируют сами пользователи, которые участвуют в
разных рейтингах книг и рецензий (здесь можно написать «сочинение» и получить
от пользователей оценку за него). Недавно проект запустил новый конкурс-игру
под названием «Книжный квест», в котором пользователям необходимо угадать
названия книг или имена литературных героев по различным признакам и
подсказкам.
Примеры нескольких библиотечных аккаунтов действующих
библиотечных блогов на площадках, не
освоенных еще многими библиотеками:
Telegram
·
Библиотека.
Рассказы. Книги.
ЖЖ (Живой Журнал)
·
Моя профессия –
библиотекарь
Группы
и страницы в социальных сетях позволяют привлечь пользователей к деятельности
библиотек, дают возможность быстро установить неформальный контакт. В сетях
люди оказываются более открытыми, чем в реальной жизни, в большей степени
готовыми общаться и делиться информацией.
Используя
возможности социальных сетей, библиотеки способствуют росту внимания к себе,
своей деятельности, к книгам и чтению, выводя задачу поддержки чтения и
изучения читательских интересов на новый уровень.
Список
использованных источников
1. Методическое пособие для
работы в социальных сетях для учреждения культуры / Министерство Культуры РФ.
// Новая библиотека РФ. – 2019. – URL: http://xn--
80aacacvtbthqmh0dxl.xn--p1ai/ (дата обращения: 07.09.2022).
2. О Стратегии развития
информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы : Указ
Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 / КонсультантПлюс : сайт. – URL: https://goo.su/HK6eA/ (дата обращения: 18.06.2022).
3. Позиционирование библиотеки в информационном
пространстве социальной сети ВК. – Нижний Тагил. – URL: https://goo.su/jpVN0
(дата обращения: 18.06.2022).
4. Свергунова Н. М. Библиотеки в социальных
сетях: необходимость или дань моде / Н. М. Свергунова // Научные и технические
библиотеки. – 2016. – № 5. – С. 52–58.
5. Цифровое пространство библиотеки как среда
интеллектуального развития личности : материалы межрегиональной науч.-практ.
конф. 22–23 мая 2019 года / М-во культуры и архивного дела Сахалин. обл.,
Сахалин. обл. универс. науч. б-ка ; ред.-сост. Д. А. Ускова. – Южно-Сахалинск,
2019. – 97 с. : ил.
6. PR в продвижении чтения: современные методики и
классические приёмы / ЛаЛаЛань : образ. блог. – Новосибирск, 2022. – https://goo.su/IqUdm (дата обращения: 14.09.2022).
Составитель: Л. В. Маркова, заведующий отделом библиотечного маркетинга и инноваций
Комментариев нет:
Отправить комментарий