Методическое
пособие
Одной из основных функций управления деятельностью
является планирование. Организация работы библиотеки невозможна без
предварительного планирования, в ходе которого осуществляется разработка
системы мероприятий, определяются цели и задачи, пути их достижения, плановые
показатели работы библиотеки и её подразделений на календарный период.
В книге М.Н. Колесниковой «Менеджмент библиотечно-информационной
деятельности» даётся следующее определение понятию план. План работы библиотеки –
система взаимосвязанных, объединенных общей целью плановых заданий,
определяющих порядок, сроки и последовательность выполнения работ, а так же
проведения мероприятий в библиотеке.
В библиотечной применяют различные виды планов,
поэтому существуют их классификации по разным основаниям:
1.По содержанию:
-универсальные
-тематические
2. По объему планируемой работы:
-сводный план
нескольких библиотек
-план библиотеки (одной)
-план структурного подразделения
-индивидуальный план сотрудника
3. По срокам выполнения:
-месячный
-перспективный
-стратегический
Все планы призваны обеспечить в совокупности
планомерность и согласованность развития библиотеки и должны быть приведены в
систему, обеспечивающую непрерывную работу по планам и исключающую их
дублирование.
Такие виды планов, как перспективные и
стратегические, вошли практику работы библиотек относительно недавно;
составление их вызвано постоянно изменяющимися социально – экономическими
условиями.
Вкратце, о перспективном плане. Обычно он рассчитан
на пять лет и намечает общие направления развития библиотеки. В нем отражаются главные, решающие задания
длительного значения; определяется уровень, которого надо достичь к концу
планируемого срока. Перспективные планы
могут быть как универсальными по охвату направлений деятельности, так и
тематическими по отдельным направлениям.
Но наиболее актуальным в последнее 10-летие
стало стратегическое планирование.
Понятие «стратегия» вошло в число управленческих терминов в 1960 годы, когда
неординарные ситуации в экономике стали возникать всё чаще. В связи с этим
потребовались разработки моделей поведения организации в изменяющихся условиях.
Основной целью стратегического планирования стало инновационное развитие
организации.
Как правило, в библиотеке стратегический план
составляется на 2-3 года. В отличие от перспективного, в котором плановые
задания распределяются по годам, стратегический план составляется по срокам
реализации намеченных целей и обязательно предусматривает ресурсное обеспечение
достижения каждой цели.
Формулировок стратегий много. Приведу наиболее
актуальную: «Стратегия – процесс определения и установления связи организации с
её окружением, состоящий в попытках достичь желаемого результата посредством
эффективного распределения ресурсов».
Если применить это определение к бюджетному
учреждению в частности к учреждению культуры, то самым главным в этой
формулировке будет то, что стратегия – это процесс определения и установления
связи с окружающей средой. В этом одно из важных отличий стратегического
развития от простого функционирования.
Новая социокультурная ситуация, вызванная
изменениями политического и социального характера, поставила публичные
библиотеки перед необходимостью переосмыслить своё назначение и сферы
интересов, по новому определить цели и задачи деятельности.
Благополучие традиционных культурных институтов
теперь зависит от того, насколько они готовы активно действовать в современных
условиях, понять и определить своё место в обществе, найти своего потребителя.
А это возможно только:
-через проектную деятельность
-расширение оказываемых услуг
-поиск дополнительных средств
-привлечение спонсоров.
Проектные технологии сегодня повсеместно входят в
практику стратегического планирования работы библиотек. Результатом этой
деятельности являются целевые программы и творческие проекты. Отметим, что
одним из главных отличий проектирования от планирования заключается в том, что
проектирование направлено на решение внешних проблем организации, тогда как
планирование – на внутренние проблемы.
Проектно – программная деятельность с каждым годом
получает всё более широкое распространение. Отдельные субъекты федерации
законодательно закрепили приоритетное направление программно-целевого
планирования и финансирования в сфере культуры. Поэтому овладение этой
технологией становится одним из показателей профессионализма сотрудников сферы
культуры.
Проектно – программный метод в культурной
деятельности предполагает осуществление определенной последовательности
действий, связанных единым замыслом и целью и рассчитанных на более или менее
длительный период. Все усилия, как правило, направлены на решение конкретной
проблемы.
Основными организационными формами, характерными для
этого метода, являются культурный проект и программа.
Проект отличает
локальный характер организации. Ёще одной отличительной чертой проекта можно
назвать его конечность.
Программа более длительна
по времени и сложна по составу, она может включать несколько проектов,
объединенных тематически. Кроме того, программа может охватывать большую
территорию, ее, возможно, пролонгировать, а порой и продублировать, например, в
другом регионе.
Например, ММУК «ЦБС» программы:
-«Родная земля – любовь во все времена»
-«Рядом с настоящим – прошлое»
-«Дети России – наше будущее» (все на 5 лет).
Программа – это
развернутый документ, прорабатывающий в
масштабах конкретной территории (района, города, региона) всю совокупность
условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания,
сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций,
технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и
обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные
модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также
материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение
реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.
По форме
программа
– это документ, прошедший экспертизу и утвержденный на соответствующем уровне
(учреждения, органа управления муниципальным образованием).
По содержанию
программа
– это документ с прописанными в нем целями, задачами, методами, посредством
решения которых достигаются цели, социальным адресатом проекта, описанием
проблемной ситуации, обоснованием необходимости и важности её разрешения. При
этом организационный блок содержит комплекс научно-исследовательских,
социально-экономических, производственных мероприятий. Здесь же указываются
сроки проведения мероприятий, ответственные за их исполнение, а также средства
(материальные ресурсы), необходимые для её реализации.
Проект (от лат.
projectus – буквально означает «брошенный вперед»). Под этим словом традиционно понимался замысел,
план. В современном мире это понятие включает в себя процесс реализации идей.
Таким образом, проект
– это разработка и осуществление ряда мероприятий, ограниченных во времени и
направленных на достижение определенного результата, на изменение проблемной
ситуации. Обращение к понятию «проект» в России сегодня – не только мода:
представляется, что именно конкретные, укладывающиеся в определенный срок,
результативные действия наиболее эффективны.
Примеры проектов
МБ им. М.А.Ульянова:
-«Михаил Ульянов – душа и любовь народа» (2009-2011
г)
-«Разноцветные страницы детства» (июнь-август)
организация летнего досуга детей.
Как видим, у каждого проекта свой жизненный цикл:
1.
Это
может быть календарный год (например, проект «И помнит мир спасенный»
реализованный в юбилейный год Победы, городской филиал № 30 СХТ – проект «Чем
дальше мы от этой даты, тем ярче виден подвиг боевой»;
2.
Несколько
месяцев (проект летнего чтения)
3.
Несколько
лет (проект по М.А.Ульянову).
Проект – это разовая
деятельность, которая:
-имеет конечную цель и промежуточные задачи;
-производит четко обозначенный конечный результат,
который может быть оценен;
-состоит из последовательных взаимосвязанных работ;
-использует ограниченное количество ресурсов:
финансовых, информационных, временных;
-имеет обозначенные временные рамки (дату начала и
окончания работ).
Сущность
проектной деятельности заключается в анализе проблем и выявлении причин
их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние
объекта (или сферы профессиональной деятельности), разработке путей и средств
достижения поставленных целей.
Прежде чем создавать проект, нужно обдумать
следующие вопросы:
1.
С
какими категориями потребителей культурных услуг мы работаем?
2.
Какие
традиционные либо новые уникальные услуги мы предлагаем?
3.
Работаем
ли мы с детской аудиторией и как её привлекаем?
4.
Координируем
ли мы свою деятельность с другими учреждениями, организациями?
5.
Для
чего нужна ваша библиотека селу и кто в ней нуждается?
6.
Изучаем
ли мы своих потребителей?
В нашей сфере деятельности в качестве объекта
проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся
друг на друга две подсистемы: социум и культуры, следовательно, в сфере культуры
проектирование социокультурное.
Для профессий культурологической направленности
социокультурному проектированию подлежат процессы и явления, характерные для
культуры и общества в целом, а также культурная жизнь конкретного региона:
здесь предметом регуляции являются различные социально-культурные субъекты
(объединения, организации, учреждения), а целью -создание условий для
саморазвития культурной жизни, поддержка приоритетных направлений и видов
культурной деятельности, имеющих общественную и личностную значимость.
Задачи проектной
деятельности:
1.Анализ
ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определение их
источника и характера;
2.Поиск
и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном
социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий
реализации каждого из вариантов;
3.Выбор наиболее
оптимального решения (т.е.
социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций,
способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования и
его проектное оформление;
4.Разработка
организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий,
обеспечивающих реализацию проекта в финансовом, правовом отношении.
Итак, библиотечный проект является плановым
документом, который охватывает одну проблему и детализирует задачи, которые
помогут её решить. Целью разработки проекта является решение конкретной
проблемы с помощью дополнительных финансовых средств, которых нет у библиотеки,
но которые могут быть получены от грантодателей, дарителей, либо по каналам
спонсорской помощи.
Если попытаться унифицировать процесс создания
проекта, то технология его разработки включает в себя:
-анализ ситуации, актуальность проекта (постановка
проблемы);
-цели и задачи проекта;
-целевая аудитория;
-направления деятельности;
-мероприятия по реализации проекта;
-ресурсное обеспечение проекта
(материально-техническая база, бюджетные средства и внебюджетные источники,
кадровые ресурсы);
-бюджет проекта, финансирование проекта;
-предполагаемый, ожидаемый результат.
Структура
проекта (из каких частей состоит проект)
I.
Введение.
В этом разделе можно кратко описать деятельность
вашей организации (цель, задачи учреждения, сколько времени оно существует,
какими ресурсами обладает). Введение должно вызвать доверие к Вам со стороны
того, кто держит в руках проект. Текст должен быть четким, кратким, простым по
форме, по возможности без применения специальных терминов. Рекомендуемый объем
– до 1 стр.
Например,
проект «М.А.Ульянов – душа и любовь народа».
Пример. Введение:
Программа Муромцевской межпоселенческой библиотеки им М.А.Ульянова ММУК «ЦБС»
«Михаил Ульянов – душа и любовь народа» разработана в 2009 году и ориентирована на все возрастные категории.
II.
Постановка проблемы (актуальность
проблемы, сущность проблемы и обоснование значимости проекта). В этом разделе
описывается объективная ситуация в стране, регионе, городе, вызвавшая ту
конкретную проблему, которая может быть решена с помощью заявляемого проекта
или программы (т.е. почему возникла необходимость в выполнении проекта). В
разделе «Постановка проблемы»:
-
формулировка проблемы, её описание, актуальность и востребованность (для
целевой аудитории, для вашей организации, для вашего региона, для направления
деятельности);
-
каковы пути решения проблемы (основной задачи), т.е. как проект может решить
проблему;
-
как в идеале должна выглядеть ситуация после решения поставленной задачи
(проблемы).
Наиболее употребляемые лексические конструкции при
постановке актуальности темы:
- в современной ситуации…..приобретает особую
остроту;
- в условиях
распространения…..проблема….актуализируется;
- проблема….сегодня актуальна как
никогда, поскольку…;
- невнимание к проблеме… препятствует….
Рекомендуемый
объем раздела: 1-3 стр.
III. Цели и
задачи проекта – дают представление о том, каковы же будут итоги выполнения
проекта. Цель – это во имя чего предпринимается проект. Цель – это желаемый
результат (предмет стремления то, что желательно осуществить).
Удачная формулировка, как правило:
-направлена на решение проблемы;
-описывает планируемое изменение;
-локализована в пространстве;
-реалистична.
Лексические формулировки цели:
-создание
условий, способствующих…
-формулирование
у….интереса к….
-повышение…
-обеспечение…
-воспитание…
-содействие…
-побуждать…
-знакомить…
-расширять…
Например,- побуждать познавательный интерес к
зарубежной литературе;
-воспитание
языковой культуры старшеклассников и студентов посредством пропаганды лучших
образцов художественного слова;
-обеспечение качественного
и оперативного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий
пользователей, а также повышение правовой грамотности, правовой культуры
населения;
-создание
условий, способствующих повышению интереса местного сообщества к освоению наследия
М.А.Ульянова, направленность мероприятий на патриотическое воспитание и
повышение гражданского самосознания подрастающего поколения.
Целей не может быть много, их, как правило, 1-2.
Задачи – конкретные шаги по достижению цели,
конкретный эффект, достигнуть которого требуется в ходе выполнения проекта.
Задачи:
·
Этапы
проекта
·
Имеют
начало и окончание
·
Связаны
друг с другом
·
Требуют
людей
·
Требуют
ресурсов
·
Контролируемы
Задачи
должны быть четким, непосредственно направленными на решение указанных в проекте
проблем..
Основное
отличие цели от задачи: цель не может быть оценена количественно, задача –
может быть оценена количественно, и она является шагом на пути к достижению
цели.
Например,
цель: формирование среди детей интереса к
чтению, как одному из способов содержательного и интересного проведения досуга;
несколько задач: 1. Позиционировать
лучшие образцы детской литературы; 2. Стимулировать чтение детей для расширения
их кругозора.
Задач
бывает много ( от 3 до 10), в зависимости от объема проекта. Оптимальное
количество задач – не более 4.
Лексические
формулировки задач:
·
Вовлечь …(пользователей,
жителей и т.д.) в…(какую-либо деятельность);
·
Установить …(связь,
сотрудничество) с …(кем?);
·
Формировать …(культуру
чтения, позитивное отношение и т.д.);
·
Создавать…
·
Позиционировать…
·
Стимулировать…
·
Активизировать…
(читательскую, творческую активность и т.д.);
·
Организовать…
·
Воспитывать у…
·
Помочь…(кому?)…в
…(чем?);
·
Обратить
внимание…(кого?)…на…(что?);
Примеры
задач:
·
Воспитывать
у читателей стремление к культуре речи, умению пользоваться богатствами родного
языка
·
Формирование
литературного вкуса пользователей
·
Создание
с помощью журнала привлекательного и индивидуального стиля библиотеки
·
вовлечь
как можно большее число жителей района в процесс освоения наследия
М.А.Ульянова;
·
формировать
позитивное отношение муромчан к месту проживания, чувство гордости за район;
·
формировать
позитивный имидж библиотеки; совершенствовать и активизировать использование
ресурсов муниципальной библиотеки.
Общий объем
раздела «Цели и задачи» - 1 страница.
IV.Сроки реализации (на какой период рассчитана
программа или проект).
Пример:
( из программы «М. У. – душа и любовь народа») Программа рассчитана на 2 года. Основная часть программы - мероприятия,
направленные на решение задач .
V.Механизм
реализации программы (методы выполнения проекта, планируемая деятельность с
календарным планом)
В
этом разделе указываются мероприятия, которые необходимо провести для
достижения намеченных результатов и для решения поставленных задач.
Приводится
схема организации работы по проекту и календарный план. Из раздела должно быть
ясно, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут
осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут
привлечены.
Рекомендуемый
объем - не более 2 страниц.
VI.Ожидаемые
результаты реализации программы (какие изменения произойдут в вашей
деятельности и в контрольных показателях, в социокультурной ситуации в общем в
результате реализации проекта или программы).
·
Примеры:
1.
Увеличение показателей деятельности
зала М.
Ульянова:
* Посещений – в 2010 году - на 5% (в сравнении с 2009
годом), в 2011 году - на 5% (в сравнении с 2010 годом),
*Количества
массовых мероприятий в 2010 году - на 30% (в сравнении с 2009 годом), в 2011
году – на 40% (в сравнении с 2010 годом).
2.
Изменения в социокультурной сфере:
* повышение и
востребованности фонда зала Ульянова;
* укрепление связи
муниципальной библиотеки и средних образовательных школ района по работе с
творческим наследием М.А.Ульянова;
* участие в
творческих конкурсах представителей молодого и старшего поколений, семей с целью формирования культуры диалога
поколений;
* наличие
патриотических чувств у
подрастающего населения района, в
том числе чувства гордости за своего
земляка - М.А.Ульянова;
* включение зала
М.Ульянова в карту туристских маршрутов Муромцевского района;
* выпуск широкого
спектра издательской и PR-продукции;
* создание
собственного сайта МБ им. М. А. Ульянова в сети Интернет с отдельной рубрикой
«Мемориальный зал М. А. Ульянова»
·
увеличение
числа читателей-детей и посещаемости массовых мероприятий;
·
укрепление
связи между библиотекой и организациями-партнерами;
·
повышение
имиджа библиотеки за счет расширения спектра предоставляемых услуг
местному сообществу;
Подводя итог, хочу сказать, что участие в
проектно-программной деятельности дает очень много преимуществ для развития
библиотеки:
·
Коллектив
подтверждает свой профессионализм и способность обеспечить нововведения;
·
Реализация
программы, утвержденной на муниципальном уровне, дает возможность библиотеке
расширить каналы финансирования;
·
С
целью реализации выбранной стратегии библиотеки , положенной в основу
программных мероприятий и направленной
на расширение спектра предоставляемых услуг, предполагается поиск
дополнительных каналов финансирования;
·
Участие
в проектной деятельности предоставляет специалистам библиотеки возможность для
самореализации и стимулирует их к повышению профессиональной и творческой активности.
Таким образом,
программирование библиотечной деятельности – это возможность еще раз заявить о
себе, подчеркнуть значимость библиотеки в развитии культуры местного
сообщества, повысить престиж профессии
библиотекаря.
Комментариев нет:
Отправить комментарий