В повседневной практике библиотека, как и
любая социальная организация, сталкивается с параллельным существованием трех
различных образов: идеальным, зеркальным и реальным.
Идеальный имидж — тот, к которому библиотека стремится.
Он, отражает направление движения, стремления, генеральные цели деятельности.
Идеальный имидж всегда остается таковым, так как по мере достижения намеченного
ставятся новые, еще более сложные задачи. Идеальный имидж служит критерием
оценки перспективных планов и текущих решений.
В зеркальном имидже отражается мнение сотрудников о
привлекательности библиотеки для читателей, ее репутации, о внимании к ней
властных структур и населения.
Реальный имидж характеризует действительное отношение
различных групп граждан к библиотеке, их удовлетворенность качеством
обслуживания, понимание значения библиотек для общества.
Естественно, что зеркальный и реальный образы не совпадают, но должны быть
приближены к идеальному.
Исследования, проведенные отечественными библиотеками,
показывают, что такое соответствие достигается далеко не всегда. Поэтому очень
важно осуществлять постоянный мониторинг мнений, взглядов, предпочтений
читателей и библиотекарей, добиваясь их максимального сближения.
Успех библиотеки определяется тем, насколько создаваемый образ подтверждается качеством повседневного обслуживания или насколько декларируемые обязательства совпадают с их реальным выполнением. Именно поэтому задачи повышения престижа затрагивают все стороны деятельности библиотеки и имеют отношение к каждому из ее сотрудников.
Успех библиотеки определяется тем, насколько создаваемый образ подтверждается качеством повседневного обслуживания или насколько декларируемые обязательства совпадают с их реальным выполнением. Именно поэтому задачи повышения престижа затрагивают все стороны деятельности библиотеки и имеют отношение к каждому из ее сотрудников.
Итак, имидж — это общее представление о
библиотеке, которое зависит от каждодневной работы и вырабатывается за долгие
годы. Что же влияет на формирование благоприятного имидж библиотеки в глазах
читателя? Давайте рассуждать вместе.
Дизайн
Не всегда библиотеки могут позволить себе
большие материальные затраты на покупку оборудования, НО каждая старается
художественно оформить свое пространство, создать свой неповторимый стиль.
Сельская библиотека как информационный,
досуговый центр местного сообщества, мощный рычаг продвижения книги и чтения к
сельскому жителю, будет способствовать приобщению к различным информационным,
документным ресурсам в режиме отдаленного пользователя. Предполагается, что
эстетически современная, технически оснащенная библиотека привлечет к себе
проблемные социальные группы, молодежь, детей, юношество, безработных, пожилых
людей путем предоставления им широкого спектра услуг, которые будут сочетать
как платные, бесплатные, льготные. Таким образом, библиотека станет не только
местом, где прикасаются к чтению, книге, информации, но она превратится в место
встречи, общения, интеллектуального досуга, работы.
Создание привлекательного имиджа
библиотеки – это главная функция, выполняемая комфортной библиотечной средой.
Ее можно представить как совокупность нескольких компонентов: предоставление
читателям сопутствующей информации; организация библиотечного пространства;
состояние рабочих мест и мест отдыха; организация библиотечных фондов.
Особую роль играет создание
фирменного стиля, который состоит из многих компонентов. В идеале для его
разработки привлекаются специалисты, художники, дизайнеры, которые благодаря
своему профессионализму, и творческому подходу находят особенности, отличающие
библиотеку от других. В большинстве случаев библиотекари сами выступают в этих
многочисленных ролях.
«Содержательная насыщенность библиотечного
пространства не зависит от размера площади, обилия материальных носителей
(включая современную технику), и даже от числа читателей и посещений. Это не
поддающаяся количественным измерениям атмосфера творчества, сотворчества
библиотекаря и читателя, межличностного общения в неформальных объединениях,
развитая система коммуникаций, в том числе за счет сопряжения библиотечного
пространства с социальными сетями, сочетания визуального и виртуальных его
частей», — считает С.Г. Матлина
Положительный имидж формируется качеством услуг и уровнем обслуживания
пользователей библиотеки. Читатель библиотеки должен без усилий
получить информацию об ее услугах и не запутаться в объявлениях.
Библиотечные работники должны находиться в постоянном поиске новых форм коммуникативных связей с читателем, придумывать что-то необычное, что привлечет потенциальных читателей в библиотеку.
Насыщенность библиотечного пространства зависит от уровня его событийности. Событием, определяющим конфигурацию библиотечного пространства могут стать необычная по содержательному наполнению или дизайну выставка или встреча с интересным собеседником, выход в свет и презентация новой книги…Словом, все то, что создает атмосферу радости, приподнятости, «взрывает» однообразный, монотонный ритм обыденной жизни, а значит, стимулирует творческую активность личности.
Библиотечные работники должны находиться в постоянном поиске новых форм коммуникативных связей с читателем, придумывать что-то необычное, что привлечет потенциальных читателей в библиотеку.
Насыщенность библиотечного пространства зависит от уровня его событийности. Событием, определяющим конфигурацию библиотечного пространства могут стать необычная по содержательному наполнению или дизайну выставка или встреча с интересным собеседником, выход в свет и презентация новой книги…Словом, все то, что создает атмосферу радости, приподнятости, «взрывает» однообразный, монотонный ритм обыденной жизни, а значит, стимулирует творческую активность личности.
Пример из профессиональной прессы: целевая программа по изучению чтения
«Путешествие Синего чемоданчика».
Сценарий проведения этой программы таков. Библиотекари составляют список книг для наполнения чемоданчика на основе рекомендаций специалистов детского чтения и опросов читателей. Состав списка состоит из новинок качественной детской литературы. Заполненный чемоданчик отправляется в выбранный город или район. «Синий чемоданчик» с целью пропаганды чтения едет в те библиотеки, где есть собственные программы развития чтения (особенно приветствуются инициативы и новые разработки). Библиотека должна представить свои предложения по проведению программы. На основании этих предложений составляется план путешествия. Программа продолжается два месяца, а затем «Синий чемоданчик» переезжает в другой город или район. Программа нацелена на достижение следующих результатов: увеличение численности читателей библиотеки; улучшение навыков чтения у детей; развитие литературного вкуса через популяризацию лучших современных российских и зарубежных произведений; развитие общественных инициатив, привлечение детей в качестве волонтеров; участие семьи; кооперация с другими культурными и социальными организациями; пропаганда программы через местные СМИ.
Сценарий проведения этой программы таков. Библиотекари составляют список книг для наполнения чемоданчика на основе рекомендаций специалистов детского чтения и опросов читателей. Состав списка состоит из новинок качественной детской литературы. Заполненный чемоданчик отправляется в выбранный город или район. «Синий чемоданчик» с целью пропаганды чтения едет в те библиотеки, где есть собственные программы развития чтения (особенно приветствуются инициативы и новые разработки). Библиотека должна представить свои предложения по проведению программы. На основании этих предложений составляется план путешествия. Программа продолжается два месяца, а затем «Синий чемоданчик» переезжает в другой город или район. Программа нацелена на достижение следующих результатов: увеличение численности читателей библиотеки; улучшение навыков чтения у детей; развитие литературного вкуса через популяризацию лучших современных российских и зарубежных произведений; развитие общественных инициатив, привлечение детей в качестве волонтеров; участие семьи; кооперация с другими культурными и социальными организациями; пропаганда программы через местные СМИ.
Использование рекламы для пользователей библиотечных услуг, — одно из ключевых звеньев продвижения библиотечной продукции и услуг на рынке. Это тоже является исключительно важным при формирование надежной репутации и доброжелательного мнения о библиотеке и ее услугах в обществе.
Популяризации библиотеки содействует создание звуковых рекламных записей и видеороликов, буклетов, проспектов, закладок, календариков, открыток, путеводителей. Информационные материалы о библиотеке будут оказывать содействие созданию положительного имиджа, раскрывать историю, современное состояние библиотеки и популяризировать ее услуги.
Примеры слоганов.
1. Открой свою книгу.
2. Книги — кирпичики вашей карьеры!
3. Книга — начало Вашей карьеры!
4. Книжек должно быть много
5. Хочешь все знать? Нечего спать! Друга бери – В библиотеку иди!
6. Наслаждение чтением – это – Наслаждение жизнью.
7. Новое поколение – выбирает чтение!
8. Хочешь быть продвинутым? Двигай в библиотеку!
9. Библиотека – место, где чтение уместно!
10. Интернет — это водопад, библиотека — кран с водой. Что вы выбираете, чтобы утолить жажду?
11. «Чтоб не прослыть невеждой, читайте «Белые одежды!»"
12. «У меня теперь до веку лучший друг – библиотека!»
13. Не пошёл на дискотеку – заходи в библиотеку!
14. Нам с Вами по пути. Слоган рекламы в России, 2008 Аудиокниги многие слушают в автомобилях, стоя в пробках…
15. «Частица сердца – читателю, библиотеке – семейный уют».
16. «Каждой книге – ее читателя».
17. «Время читать – время знать!
18. «Читателю – книгу»
19. «Библиотечная остановка»
20. «Это – Ваша библиотека»
21. «Библиотека работает для Вас»
22. «Библиотека готова предоставить Вам все свои книжные сокровища»
23. «Не забудь зайти в библиотеку: книжки скучают без тебя»
24. «Приходи почаще! Библиотечные книжки скучают без тебя!»
25. «В библиотеке Вас любят, ценят, помнят…»
26. «Твоя библиотека всегда ждет тебя!»
27. «Только у нас и только сегодня — максимум информации о женском чтении!»
28. «Ваше присутствие украсит нашу встречу!»
29. «Вас ждут приятные сюрпризы!»
2. Книги — кирпичики вашей карьеры!
3. Книга — начало Вашей карьеры!
4. Книжек должно быть много
5. Хочешь все знать? Нечего спать! Друга бери – В библиотеку иди!
6. Наслаждение чтением – это – Наслаждение жизнью.
7. Новое поколение – выбирает чтение!
8. Хочешь быть продвинутым? Двигай в библиотеку!
9. Библиотека – место, где чтение уместно!
10. Интернет — это водопад, библиотека — кран с водой. Что вы выбираете, чтобы утолить жажду?
11. «Чтоб не прослыть невеждой, читайте «Белые одежды!»"
12. «У меня теперь до веку лучший друг – библиотека!»
13. Не пошёл на дискотеку – заходи в библиотеку!
14. Нам с Вами по пути. Слоган рекламы в России, 2008 Аудиокниги многие слушают в автомобилях, стоя в пробках…
15. «Частица сердца – читателю, библиотеке – семейный уют».
16. «Каждой книге – ее читателя».
17. «Время читать – время знать!
18. «Читателю – книгу»
19. «Библиотечная остановка»
20. «Это – Ваша библиотека»
21. «Библиотека работает для Вас»
22. «Библиотека готова предоставить Вам все свои книжные сокровища»
23. «Не забудь зайти в библиотеку: книжки скучают без тебя»
24. «Приходи почаще! Библиотечные книжки скучают без тебя!»
25. «В библиотеке Вас любят, ценят, помнят…»
26. «Твоя библиотека всегда ждет тебя!»
27. «Только у нас и только сегодня — максимум информации о женском чтении!»
28. «Ваше присутствие украсит нашу встречу!»
29. «Вас ждут приятные сюрпризы!»
Выставка, посвященная дарителям Муромцевской межпоселенческой библиотеки им. М. А. Ульянова |
Рекламой библиотеки могут служить дарители коллекций книг.
Информация о них должна быть размещена в
рекламно-информационных окнах библиотеки, либо на специальном стенде или
выставке.
Узнаваемости, формированию положительного
имиджа библиотеки способствует и фирменный
стиль: логотип, фирменные визитки, настольные календари, печатная
продукция.
Визитка МБ им. М. А. Ульянова |
Созданию положительного имиджа библиотеки способствует и внедрение
новых информационных технологий. Свой сайт, собственные электронные
продукты, электронная доставка документов, — все это действенные способы
продвижения и реклама библиотеки в международном информационном обществе.
Нельзя не упомянуть и о такой важной составляющей работы по формированию
общественного мнения и имиджа как отношения со средствами массовой
информации. Активно работая со СМИ, можно ощутить, что они во многом способствуют
формированию привлекательного образа библиотеки, росту ее авторитета,
социальной востребованности.
Очень важно видеть будущее своей
библиотеки, продолжать и дальше формировать новый ее образ, искать новые идеи,
говоря современным языком – формировать «брэнд-стратегию». Ведь забота о
совершенствовании имиджа — это наглядное доказательство того, что организации
небезразличны запросы ее пользователей. А отсутствие новых идей — показатель
неблагополучия коллектива. Только от нас зависит и высокий общественный престиж
библиотеки, и собственное удовлетворение от работы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий