пятница, 14 августа 2015 г.

135 лет роману "Братья Карамазовы"

          В числе прочих литературных дат в календаре нынешнего года стоит одна из немногих, так или иначе связанная с именем Михаила Ульянова. Роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» - 135 лет.
       Это последний роман писателя, над которым он работал два года и задумывал как первую часть эпического романа «История Великого грешника». «Братья Карамазовы» — вершина всего предшествующего творчества писателя и синтез всего пережитого, передуманного и созданного. Образ  Фёдора Павловича Карамазова воплотил в себе некоторые черты отца писателя; братья Дмитрий Карамазов (28 лет), Иван Карамазов (24 года), Алёша Карамазов (20 лет) отразили три аспекта и три последовательных этапа эволюции личности Достоевского — ранний, романтический (Дмитрий), атеистический (Иван), поздний (Алёша). 
Братья «заняты разрешением вопросов о первопричинах и конечных целях бытия» , и каждый из них делает свой выбор, по-своему пытаясь ответить на вопрос о Боге и бессмертии души.

 Роман великого русского писателя неоднократно экранизировался. Сегодняшний разговор – об экранизации 1968 года, трехсерийном художественном фильме «Братья Карамазовы», режиссерами которой являются Иван Пырьев, Михаил Ульянов, Кирилл Лавров. Почему сразу трое, спросите вы? Об этом вы узнаете, прочитав пост до конца.

Роль Мити Карамазова в этом фильме была для Михаила Ульянова одной из самых больших и сложных ролей, после легендарного Егора Трубникова в «Председателе» (1964), за которую актер был удостоен Ленинской премии.
Зная, что Иван Александрович Пырьев собирается ставить «Братьев Карамазовых», Михаил Ульянов однажды подошёл к нему и, абсолютно ни на что не надеясь, попросил попробовать на какую-нибудь роль. Иван Александрович ответил, что, пожалуй, кроме Дмитрия Карамазова, он не видит персонажа, на которого можно было бы его пробовать. «Я почувствовал холодок, прозвучавший в ответе Пырьева. Но пути актёрские неисповедимы»...
    Вскоре Ульянову позвонили из киногруппы «Братья Карамазовы» и попросили приехать. Пырьев считал, что это должен быть «актерский» фильм: «Я без актёров не смогу сделать картину» - и предложил прорепетировать несколько сцен Митеньки.

       «Когда я во время репетиций прикоснулся к характеру Митеньки Карамазова, то буквально не спал ночами, ожидая пробных съёмок. Я в своём старании переигрывал страшно. Пробы были судорожные, надрывные, выхлестнутые. Но Пырьев поверил в меня, в мои силы, и я был утверждён. Этот безумный и прекрасный, противоречивый и цельный, жуткий и светлый, бешеный и тихий, развратный и детский внутренний мир Дмитрия Карамазова надо было постичь мне и сыграть.
Я пришёл домой после утверждения на роль, взял роман «Братья Карамазовы» и положил его рядом с изголовьем, понимая, что теперь не расстанусь с ним до конца съёмок».

        Работая над ролью, Ульянов уяснил для себя, что Достоевского «надо понять и захлебнуться им». Достоевский -  художник, который не приукрашивает своих героев, он предельно искренен в желании разобраться во всех их слабостях.
Но разобраться в характерах его героев очень нелегко. «Чем точнее я хотел быть похожим на Митеньку, так яростно написанного Достоевским, тем хуже и хуже шёл материал. На экране бегал человек с выпученными глазами, бесконечно много кричащий, судорожно дёргающийся».
       Тем не менее, Ульянов продолжал читать книгу. И, когда на съёмочной площадке режиссер Пырьев  раздражался на многочисленные вопросы, с которыми к нему обращались, ехидно кивал в сторону актера: «Вон спросите Ульянова, он всё время читает книгу, он всё знает».
            Пырьев поставил себе главной задачей вскрыть тему взаимоотношений между людьми, показать любовь Достоевского к людям, «беспощадную любовь к человеку». Пырьев сделал акцент в своих «Братьях Карамазовых» на мысли — человек достоин счастья.

О недовольстве Ульянова собой, о мучительности поисков лучшего скажут те краткие записи, которые он во время съёмок.

25 января 1967 г.,3-й съёмочный день
Продолжение съёмок Лягавого. Страшно хочется скорее посмотреть материал — я не знаю, как сниматься. Страшно наиграть. Вроде внутренне подготовлен к сцене — внутренне подготовлен снять глубже. А начинается мотор, и идёт жим. Жим от характера, который мне представляется, за характером можно упустить мысль, содержание роли.
 26 января, 4-й съёмочный день
Скорей смотреть надо материал. Где же грань, где идёт Достоевский и где наигрыш, дурной вкус, старомодный театр? Современная манера игры? А предельная насыщенность героев Достоевского? Ведь действительно, фантасмагория. Митя едет к чёрту на рога и находит человека, от которого вся жизнь зависит, мертвецки пьяным; измучившись, засыпает, утром, проснувшись, опять видит Лягавого пьянее вина, и тот ещё называет его подлецом. Ну не чертовщина? И в каждой сцене есть такая фантасмагория.
 7 февраля, 7-й съёмочный день
Смотрели первый материал. Манера игры — игры острой и броской, с глубиной, наверное, правильная. Но всё на грани возможного, на грани — ещё чуть-чуть, и всё будет за пределом. Или перегиб, или недобор. Где взять силы — понять всю глубину, весь трагизм Мити, всю философию.
 27 апреля, 23-й съёмочный день
Продолжаем сцену в тюрьме. В этот день что-то новое появилось. Наив и простодушие Мити. И Пырьев был согласен. Как на экране получится? И всё-таки идёт театр, примитив. Нет оригинальных решений.
 19 июня, 38-й съёмочный день
... Сегодня поспорил с Пырьевым. Я отстаивал то, что актёр имеет право предлагать. Сказал, что я не первый раз снимаюсь. А Пырьев ответил, что это ему надоело, я всё время лезу со своими предложениями, я, дескать, и сам очень хочу, чтобы Митя получился, и что я тоже народный артист. Но как с ним разговаривать? Либо надо уходить с роли, чего, конечно, я не сделаю, либо прекратить спорить, так как Ивана не переспоришь и осложнять обстановку на съёмках не в моих правилах и силах.
 8 января 1968 г., 71-й съёмочный день
Вот уже год, как мы снимаем «Братьев», А впереди осталось самое главное и самое важное. А Иван Александрович плохо себя чувствует…слёг на две недели. И когда мы закончим картину?

         Сердце режиссера не выдержало,  7 февраля Иван Александрович умер. Картина остановилась. И тогда руководство «Мосфильма» решилось на ответственный и правильный шаг: закончить картину предложили Ульянову и Лаврову (исполнитель роли Ивана). Ответственный потому, что это был риск, ведь Ульянов и Лавров были актерами и никогда не стояли по ту сторону камеры, а правильный потому, что они были актерами в главных ролях и как никто другой были заинтересованы в судьбе фильма, и потому, что уже год проработали с Пырьевым и знали его замысел, привыкли к его манере.
Ульянов и Лавров были единомышленниками и разделяли взгляды Пырьева на творчество Достоевского, на то, какими должны быть Карамазовы на экране. Однако теперь на их плечах лежала еще бОльшая ответственность – и как актеров, и как режиссеров.  «И вот, готовясь к съёмкам сцен в Мокром, я ещё и ещё раз перечитывал эти страницы. В романе у Мити выспренняя речь, «опрокинутое лицо». И вдруг я понял, сердцем понял, что не нужно ни вытаращенных глаз, ни сверхчеловеческого темперамента…»
 Ульянов и Лавров справились со сверхзадачей - раскрыли в фильме «Братья Карамазовы» беспощадную любовь к человеку.

        Многочисленные отклики зрителей с первого показа картины говорили о любопытном: люди, сжившиеся с романом Достоевского, фильм приняли как один из возможных подходов. Много хуже встретили экранизацию единожды прочитавшие оригинал. Сильно и глубоко задела картина тех, кто Достоевского толком не знает.
Не к этим ли зрителям обращался Иван Пырьев — не побудит ли их новая картина пристальней вглядеться в классику и разглядеть в ней себя? «Разве это малого стоит? По-моему, предельно злободневно — убедить нашего современника, нашего соотечественника, что он не обеднел духовной содержательностью; черты богатства внутреннего мира, подмеченные Достоевским, — его черты, как бы ни меняло время условия существования».


Приведены цитаты из книги М. Ульянова "Работаю актером"

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Подводя итоги года: фотоОтчет 2020

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: