Михаил
Ульянов: «В. М. Шукшин - феноменальный по отклику в сердце народном…"
Разметалось село в предгорьях,
Где Катунь расплескалась светло,
Знало вдоволь и лиха, и горя
Стародавнее это село.
Здесь мальчишка торил дорожку,
Пьяный ветер вдыхал с лугов,
В огороде тяпал картошку,
На Катуни тягал чебаков.
Край сибирский. Пейзаж неброский.
Бьет о берег Катуни волна.
Знает каждый в России, что Сростки –
Это родина Шукшина.
По мнению
нашего земляка, народного артиста СССР Михаила Ульянова, Шукшин является одним из лучших русских
писателей. И не случайно в личной библиотеке Михаила Александровича, хранящейся в мемориальном зале Ульянова в нашей библиотеке, насчитывается немало произведений Василия Макаровича.
Одна из книг - с автографом автора, другая - с пометами Ульянова.
Шукшин
родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Сростки
– знаменитое на Катуни-реке старинное большое село - никогда не представлялось
Шукшину забытой богом глухоманью, эдаким поросшим «травой забвенья» медвежьим
углом. С гордостью осознавая себя потомком тех, кто столетия назад пришел на
Алтай с севера Руси, с Волги, с Дона, Шукшин склонялся перед памятью далеких
предков, ибо «они обрели – себе и нам, и после нас – прекрасную родину. Красота
ее, ясность ее поднебесная – редкая на земле».
Ребенком он бегал по улицам родного села, играл в
лапту, читал первые книжки, рыбачил в
любимой им Катуни.
Из воспоминаний: «Река Катунь. Злая, белая от злости,
прыгает по камням, бьет в их холодную грудь крутой яростной волной, ревет –
рвется из гор. А то вдруг присмиреет в долине – тихо, слышно, как утка в затоне
пьет за островом. Отдыхает река. Чистая, светлая – каждую песчинку на дне
видно, каждый камешек. И тоже стоит только разок посидеть на берегу, когда
солнце всходит… Красиво, очень красиво. Не расскажешь словами».
Напитавшись
в детстве этой поднебесной ясностью, Шукшин помнил и тосковал о ней до смертного
часа. Вольный
край наиболее полно воплощал для художника красоту Сибири, красоту народа. Каким
подчеркнуто неразрывным единством крестьянина и его земли - сенокосных и пахотных алтайских предгорий –
отмечены вступительные и финальные кадры фильма «Печки-лавочки»!
Детство
Василия Шукшина, как и многих мальчишек того времени совпало с началом войны. Ушел
на фронт и вскоре погиб отчим.
Каждый
год, прожитый Василием Шукшиным, можно считать за три. На его долю выпало много
лишений и радостей, удач и неудач, славы и непонимания, горя и счастья. И все
это – в напряженнейшем труде, который и три сердца не могли бы выдержать.
Шукшин
рос по-настоящему трудовым человеком. Кем он только не был: земледельцем,
разнорабочим, слесарем-такелажником, маляром, грузчиком, радистом, учителем,
комсомольским работником.
Мать
Шукшина, Мария Сергеевна, оказала значительное и благотворное влияние на сына. Многими
художественными впечатлениями детства обязан ей Шукшин, автор поздних своих
«Снов матери». От нее и любовь к протяжной, чуточку грустной вечерней песне, и
вкус к забавной «бывальщине»; от нее, возможно, и сказовая манера шукшинского
повествования.
Мама
была единственной опорой парня, пришедшего в столицу в дедовском галифе и
гимнастерке. Она
бережно хранила все письма сына, который он присылал ей из Москвы. Вот одно из
них:
«Живу очень интересно, мама. Очень
доволен своим положением. Спасибо тебе за все, родная моя. Успехи в учебе
отличные. У нас не как в других институтах, - т.е. о результатах обучения
известно сразу. Ну вот пока и все. Итак, мама, повторяю, что я всем решительно
обеспечен. Недавно у нас на курсе был опрос, кто у кого родители…У всех почти
писатели, артисты, ответственные работники и т.п. Доходит очередь до меня.
Спрашивают: кто из родителей есть? Отвечаю: мать. – Образование у нее какое? – Два класса,
отвечаю. Но понимает она у меня не менее министра. Смеются. Ну, будь здорова,
милая. Твой Василий».
Читая
эти строки из письма Шукшина домой, лишний раз убеждаешься, сколь уважительно и
любовно относился сын к матери, олицетворявшей для него ум, смекалку, житейскую
мудрость родного народа.
Это
потом он напишет: «Мать – самое
уважаемое, что есть в жизни, самое родное – вся состоит из жалости…
Отчего народ поднимается весь в гневе,
когда на пороге враг? Оттого, что всем жалко своих матерей, родную землю.
Жалко! Можете не соглашаться, только я знаю – и про святой долг, и про честь и
достоинство, и тому подобное.
Но еще в огромной мере - жалко».
А пока одним и тем же копеечным перышком молодой
Шукшин писал в небольшой студенческой комнатке и письма матери на Алтай, и свой
первый роман «Любавины».
В
этом сравнительно раннем произведении не было строгого, мастерски
разработанного сюжета; еще можно было спорить о том, насколько реальны и
правомерны события, о которых повествует автор; но что-что, а характеры уже
были там – яркие, самобытные, сильные.
Шукшин
шел вперед крепкой походкой настоящего сибиряка, доказывая свое право быть
писателем, актером, режиссером.
И
было бы странно, если бы судьба Василия Шукшина не пересеклась с судьбой
Михаила Ульянова. Оба из Сибири, оба пришли в искусство глубоко провинциальными
людьми.
Впервые
Михаил Ульянов встретился с Василием Макаровичем на съемках фильма «Простая
история». Проходили они в деревне под Москвой.
«Мы жили
в здании школы в огромном классе, - пишет Ульянов в книге «Реальность и
мечта». – Наши кровати стояли у
противоположных стен. Но мы практически не виделись: когда Шукшин работал, я был
свободен, и наоборот. Удивительно, что он совсем не отдыхал, - писал что-то все
время, нещадно куря. Мы почти не разговаривали, и в этот раз отношения наши не завязались.
Духовные узы соединили нас потом, когда я поближе познакомился с творчеством писателя.
То было как озарение! Читая его книги, я
находил для себя и правду, и помощь, и ответы на мучившие меня вопросы. От
встречи с этим самобытным, глубинно народным талантом я испытал небывалую
радость. И вскоре Шукшин стал мне жизненно необходим».
Для
Ульянова, как и для Шукшина, центр притяжения – русский характер, взятый в его
самобытности, в разнообразии проявлений, в мучительных поисках истины. Главные
герои большинства рассказов Шукшина – деревенские люди, сеятели и хранители
земли. У многих из них жизнь трудная, у иных и вовсе «скособоченная». Но все
они самозабвенно, по-детски любят жизнь!
Людей,
о которых писал Шукшин в своих произведениях, нередко называют «чудаками» или
просто «чудиками».
В
рассказе «Сураз» о «чудике» Спирьке Шукшин пишет так: «Размашисто красивый,
дерзкий и такой же неожиданно добрый. Добротой своей он поражал, как и
красотой. Мог снять с себя последнюю рубаху, отдать – если кому нужно…»
Знакомство
с литературными «чудиками» однажды навело Михаила Ульянова на мысль сделать
концертную программу по произведениям Шукшина.
«И я читал его немудрящие рассказы об
обыкновенных людях, которые обезоруживали меня своей простотой и сложностью. Но
сколько бы я ни вглядывался в них, что бы новое ни открывал – разгадать тайну
из магнетизма так и не смог…»
О
творчестве Шукшина Ульянов говорил так: «В.М.
Шукшин – феноменальный по отклику в сердце народном, по пониманию его
творчества художник. Что это – мода? Или что-то другое, более глубинное,
властно тянет людей к себе, и, читая Шукшина, они находят и радость для себя, и
правду, и помощь, и друга, и ответы на вопросы жизни, чувствуя, что им это
необходимо, жизненно необходимо».
Сохранились
и воспоминания сотрудницы литературно-драматической редакции радио России:
«Летом
1961 года я прочла в мартовском номере «Октября» три коротеньких рассказа –
фамилия автора была совершенно неизвестна, Василий Шукшин. Но сами рассказы
поразили меня каким-то исходящим от них светом, чистотой, прозрачностью
атмосферы, правдивостью характеров этих людей. И поразил, и удивил язык –
сильный, точный, какой-то выпуклый, выразительный. Это было как удар молнии! И
захотелось сделать это свое открытие
достоянием не только читателей журнала, а многомиллионной радиоаудитории,
захотелось, чтобы ожили, заговорили герои рассказа.
Для
начала я остановилась на рассказе «Светлые души», а вскоре, кстати, записала с
Михаилом Ульяновым и рассказ «Степкина любовь».
Рассказы дышали такой достоверностью,
что и актеров надо было пригласить правдивых, естественных, как говорится,
земных. Тогда никто, и актеры также, не могли предполагать, что никому не
известный автор будет знаменитым на весь мир писателем и нашим классиком. Но и
они, актеры, тоже прониклись очарованием этой свежей прозы. И артисты театра им.
Вахтангова Нина Нехлопченко, Михаил Ульянов и Владимир Колчин с удовольствием
взялись за работу».
Так
радио России вслед за журналом «Октябрь» стало первооткрывателем будущего
всемирно известного писателя.
Позднее
М. Ульянову довелось сниматься в художественном фильме по сценарию Шукшина
«Позови меня в даль светлую». В
нем Михаил Александрович играл Николая,
брата главной героини Груши.
Из воспоминаний М. Ульянова: «С каким поразительным знанием деревенской
жизни написал этот сценарий Шукшин! Это добрая, человечная, смешная и грустная
картина. Хорошая Русь в ней показана, поистине со светлой далью. И хотя фильм
получился негромким, но был он добротным и правдивым».
В
течение 1965 года Шукшин внимательно
изучал исторические труды о второй крестьянской войне, конспектировал
источники, выбирал из антологий нужные себе народные песни, изучал обычаи
середины и конца 17 века и совершил ознакомительную поездку по Волги. Он собирал материалы для своего нового
романа о Степане Разине.
Когда
Шукшин заканчивал роман «Я пришел дать вам волю», то последнюю главу ночью
писал. Его жена вспоминает: «Просыпаюсь – четыре утра. Слышу – где-то ребенок
рыдает. Я на кухню, гляжу – плачет. Спрашиваю: «Что случилось?» - «Такого мужика загубили, сволочи…»
Роман
«Я пришел дать вам волю» - это уже раздумье не над отдельной человеческой
судьбой, но попытка через нее понять суть народную.
В
марте 1966 года Василий Шукшин подал заявку на литературный сценарий «Конец
Разина», и заявка эта первоначально была принята. Съемки фильма намечались на
лето 1967 –го. Шукшин был целиком захвачен этой идеей и ради ее претворения в
жизнь забросил все остальные дела: он даже прекратил сниматься в кино, хотя его
звали к себе на съемочные площадки многие известные режиссеры.
Однако
все оказалось напрасным – высокое кинематографическое начальство затормозило
съемки фильма и дало понять, что это откладывается на неопределенное время.
За
это время у Шукшина родилось две дочери – Маша и Оля, он снялся в нескольких
фильмах и выпустил собственную картину «Странные люди».
В
1969 году Василию Шукшину было присвоено звание заслуженного деятеля искусств
РСФСР. Но надежда добиться постановки фильма о Ст. Разине его не оставляла. В
1971 году он вновь пишет заявку на имя директора киностудии им. Горького и
вновь получает отказ.
В итоге вместо «Разина» он вынужден снимать
другую картину – о современности. Этим фильмом стали «Печки-лавочки» - один из
популярнейших фильмов Шукшина.
В
конце 1972 года Шукшин перешел со студии им. Горького на «Мосфильм» по одной
простой причине – там ему обещали помочь поставить фильм о Разине. Однако конкретных
сроков постановки не называли. Шукшину даже пришлось искать помощи в ЦК КПСС,
но ответ был туманный: «Мы постараемся разобраться…»
Тем
временем, пока государственные чиновники разбирались, Шукшин приступил к
съемкам очередной своей картины – «Калина красная», в которой, как и в
«Печках-лавочках», он выступил в трех ипостасях: режиссер, сценарист и
исполнитель главной роли. Фильм этот вышел на экраны страны в 1974 году и буквально
потряс зрителей. Это драма человека,
однажды ошибшегося, мучительно ищущего место в жизни, горящего желанием
работать, жить, любить.
Трогательный
и глубокий разговор Егора с березками скрывает затаенную поэтическую душу в
образе героя. Встреча с матерью, которая его не узнала, - один из сильнейших
драматических эпизодов фильма. С поразительной силой Шукшин сыграл позднее
раскаяние Егора в том, что он так долго не навещал родную мать.
Фильм
«Калина красная» принес Шукшину долгожданное признание. На VII Всесоюзном кинофестивале в Баку в апреле 1974 года фильм
«Калина красная» был награжден главным призом – это был первый случай в
практике проведения отечественных кинофорумов. Причем жюри обосновало свое
решение следующим образом: «Отмечая самобытный, яркий талант писателя,
режиссера и актера Василия Шукшина, главная премия фестиваля присуждена фильму
«Калина красная».
В
дальнейшем этот фильм собрал множество других призов (на слайде). А самому Шукшину
по опросу журнала «Советский экран» эта картина принесла звание лучшего актера
1974 года.
Но
ни на один день не забывал Шукшин о своей давней мечте. Несмотря на то, что кинороман «Я пришел дать вам
волю» был опубликован еще в 1968 году, съемки фильма о Разине все время
откладывались.
Михаил
Ульянов пишет: «Василий Шукшин сам
задумывал воплотить образ легендарного атамана в кинематографе, и меня
приглашал на пробы.
Когда я приехал к нему на студию, он
ходил по кабинету, в черной рубашке, взволнованный и возбужденный, и тут же
принялся объяснять мне идею. Мне предложил сыграть Фрола Минаева, человека,
который находился со Степаном Разиным в вечном споре.
-
Я представляю себе, - говорил он, - бескрайнюю степь. Полную, огромную, как
солнце, луну, серебристо-белесый мир, и по степи скачут на лошадях два
озверевших человека. Это Фролка уходит от Степана, потому что тот в ярости лютый бывает и может убить. И вот эта
половецкая степь, эти полудикари зададут тон не только одной сцене, но и всему
фильму».
Ульянов спросил Шукшина, не боится ли он
надорваться: вещь-то грандиозная, а он и автор, и режиссер, и актер в главной
роли.
- А-а, я все на это поставил, должен
справиться! – ответил он.
Но
случается не все, что мы задумываем. Шукшин действительно поставил на этот
фильм все, вплоть до собственной жизни: работал над сценарием ночами, много
курил, пил кофе – и сердце не выдержало напряжения.
Он
скоропостижно скончался где-то в обожженных солнцем донских степях на съемках
фильма «Они сражались за Родину», в котором он сыграл самую значительную роль –
бронебойщика Лопахина.
Прошли
годы с того жаркого дня конца августа 1974 года, когда неожиданная весть
ворвалась в дома – умер Шукшин.
Но
журналы еще печатали его рассказы, в газетах выходили обжигающие душу строчки,
в кинотеатрах шли его фильмы .
Его произведения не оставляли равнодушными.
Так,
в 1979 году мечту Шукшина о Разине
воплотил актер Театра им. Вахтангова Михаил Ульянов. По роману Шукшина «Я
пришел дать вам волю» он осуществил постановку спектакля «Степан Разин» и
сыграл в нем главную роль.
То была своеобразная дань памяти великому художнику,
земляку и просто близкому по духу человеку. В этом спектакле Ульянов стремился
воплотить замысел Шукшина и поднять образ Разина «до такой высоты, чтобы в его
судьбе отразилась бы судьба всего русского народа, вконец исстрадавшегося и
восставшего».
Не
случайно Михаил Ульянов любил вспоминать столь близкие ему слова Шукшина: «Нравственность есть Правда. Не просто
правда, а – Правда(с большой буквы). Ибо это мужество, честность, это значит –
жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ
всегда знает правду».
Василий
Шукшин остался в памяти людей истинно народным художником. И на его могиле
- всегда живые цветы и ветки красной
калины.
Рассветы встают над калиною красной.
Ей больше вовек для меня не цвести.
Я жил и любил на земле не напрасно,
А если чего не успел я – прости.
А кто я? А что я? Да что там! Пустое!
Найдутся другие, покрепче в кости.
Я только с тобою чего-нибудь стою,
А если чего не успел я – прости.
Среди васильковой раз машистой сини
Над Волгой моей обо мне погрусти.
С тобою, Россия, я столько осилил,
А если чего не успел я – прости.
И новой весною дай силы мне с новью
Великой травинкой сквозь ночь прорасти.
Я отдал тебе свою силу сыновью,
А если чего не успел я – прости.
Источники:
1.
Михаил Ульянов
[Текст]/Н. А. Игнатьева. – Москва: Союз кинематографистов СССР, 1985
2.
Толченова Н.
Слово о Шукшине [Текст]/Нина Толченова. – Москва: Современник, 1982. – 159С.
3.
Тюрин Ю.
Кинематограф Василия Шукшина. [Текст]/Ю.Тюрин. – Москва: Искусство, 1984. – 319С.
4.
Ульянов М.
Приворотное зелье [Текст]: автобиографическая проза/Михаил Ульянов. – Москва:
Эксмо-пресс, 2001. – 285С.: илл.
5.
Ульянов М.
Работаю актером [Текст]/Михаил Ульянов. – Москва: Искусство, 1987. – 398С.
6.
Ульянов М.
Реальность и мечта [Текст]/Михаил Ульянов. – Москва: Вагриус, 2007. – 400С.:илл.
– (Мой XX век)
7.
Ульяновские
миллионы[Текст]//Новое обозрение-Версия. – 2002. – 13-19 нояб.(№44). – С.8
8.
Черняев П. Щукин
сын[Текст]/П. Черняев//Версты. – 2002. – 19 нояб. – С.7:портр.
9.
Шукшин В. Наказ
[Текст]: рассказы/Василий Шукшин. – Барнаул: Алтайское кн. изд-во, 1980. – 270С.
Комментариев нет:
Отправить комментарий