Расскажите о блоге друзьям и коллегам:

суббота, 16 сентября 2017 г.

Путешествие на Алтай. День 2, ч.1. Алтайская духовная миссия. Храмы и святыни Горно-Алтайска


Святитель
Макарий Алтайский 
Преподобный
Макарий
 Алтайский

Тропарь святителю Макарию (Невскому), митрополиту Московскому и Коломенскому, гл.4: "Божественный веры проповеданием, землю Сибирскую озарил еси, теплоту и свет Христов источая, ко Христу многия люди привел еси, первопрестольному граду Москве и всея России преславное украшение явился еси, апостольским деянием ревнуя, созидал еси Церковь Христову, пастырю наш добрый святителю Макарие, моли Христа Бога спастися всем нам".

Тропарь Преподобному Макарию (Глухареву), первоапостолу Алтая:

"Христовою любовию подвизаемь, благовестити веру истинную пришел еси народом Алтайским, преподобне, отче наш Макарие, словом и житием тех наставляя, привел еси многих ко спасению, егоже сподоби и нас молитвами твоими".
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Добрый день, дорогие друзья! 
 Рассказывать о православных храмах и святынях Горно-Алтайска невозможно, не рассказав об истории Алтайской духовной миссии, тесно связанной с именами  алтайских святых - двух Макариев, за свои ратные труды прославлены Русской Православной Церковью в лике святых. 


Православие на алтайской земле распространялось и утверждалось благодаря деятельности Алтайской духовной миссии, основанной в 1830 году преподобным Макарием (Глухаревым) (1792—1849) для проповеди Евангелия среди коренного алтайского населения.

Выдающийся миссионер, лингвист-переводчик, педагог, церковный деятель прп. Макарий (мирское имя — Михаил) родился в 1792 г. и вырос в г. Вязьме Смоленской губернии, в семье священника Иакова. Жизнь родителей соответствовала лучшим традициям благочестия православного духовенства, она всегда была примером для о. Макария.
Воспитанием  и образованием детей занимался отец. Семи лет Михаил под руководством отца уже делал переводы с русского на латынь. Восьми лет он был принят в Вяземское духовное училище сразу в 3 класс; к окончанию учебы юношу перевели в Смоленскую семинарию, куда он был принят на казенный счет как один из самых способных учеников.
В 1813 г. Михаил закончил обучение в семинарии и остался там преподавателем младших классов. А через год, после успешной сдачи экзамена, его зачислили в Петербургскую духовную академию. Ректор  академии архим. Филарет (Дроздов) (впоследствии знаменитый святитель Московский) с самого начала отметил юношу и принял его в число своих духовных чад. Впоследствии архим. Макарий напишет: «Я отдал свою волю преосвященному Филарету, тогдашнему ректору академии, и ничего не делал и не начинал без его совета и благословения, почти ежедневно исповедуя ему свои помыслы».
Михаил закончил Духовную академию и в 1817 г. получил направление в Духовною семинарию Екатеринослава. В совершенстве владея несколькими древними и современными языками — латинским, греческим, еврейским, французским, немецким (конечно, и церковно-славянским), неплохо зная английский и отчасти — итальянский, он впитывал в себя все богатство православной святоотеческой литературы: сочинения преподобных Макария Египетского, Максима Исповедника, Иоанна Лествичника, Симеона Нового Богослова и других отцов Церкви.

24 июня 1818 г. Михаил был пострижен и наречен Макарием в честь прп. Макария Великого, на следующий день рукоположен во иеродиакона, а еще через три дня — в иеромонаха.
В 1821 его перевели в Кострому, где он стал архимандритом, настоятелем Богоявленского монастыря и ректором семинарии. Здесь у него сложились благоприятные отношения со студентами, и вовсе не такие же -  с другими преподавателями.
 В начале 1824 г. он подал прошение об увольнении на покой по болезни (у него начинался туберкулез). В том же году он был освобожден от должности ректора семинарии и переведен в Киево-Печерскую Лавру. Но в Лавре он не нашел того, чего искал, — атмосферы, благоприятной для духовного роста, и через некоторое время перебрался в Китайскую пустынь, а затем и в Глинскую пустынь, где настоятелем в тот период был старец Филарет (Данилевский). Отец Макарий начал всерьез заниматься переводческой деятельностью — он переводил творения святых отцов на русский язык: «Исповедь» блаженного Августина, «Лествицу» прп. Иоанна Лествичника, а также писал духовные стихи. Он как бы уходит от жизни, пытаясь войти в высокий духовный ритм пустыни. Его молитва того времени: «Отче Премилосердный... Буди началом чувствования моего, искания, размышления и всех моих деяний. Ты действуй во мне, да все, что начинаю,— совершаю во славу имени Твоего и для служения ближним моим в любви Твоей... Ниспошли Духа Святого в сердце мое... Дух Твой Святой да правит мною от начала до последнего конца и да будет во мне и хотением, и действованием, и совершением».
К этому времени все чаще стали происходить отпадения от православия старокрещеных татар и крещеных народов Поволжья и Сибири. Тогда в 1828 г. Св. Синод потребовал от казанского архиепископа Филарета (Амфитеатрова) и тобольского епископа Евгения (Казанцева) проектов специальных миссионерских учреждений. Ходатайство тобольского архиерея Евгения (Казанцева) (1825—1831) об учреждении двух миссий — на севере и на юге Тобольской епархии — Св. Синод утвердил, но людей, способных просвещать нерусское население, взять было неоткуда. И владыка Евгений направил по монастырям послание — приглашение желающим, прежде всего ученым монахам, приехать в Тобольск, для того чтобы заняться просвещением сибирских народов.
По некоторым рассказам, собранным уже после смерти о. Макария, в келью к нему зашел паломник М. А. Атлас. Это было в 1829 г. Архимандрит Макарий, как всегда больной, сидел за печкой и занимался переводами. «Что ты, отец Макарий, забился и сидишь тут в темноте?» — спросил его гость. «Что мне делать, когда я так слаб и чувствую, что везде дует»,— отвечал монах. «Ты человек просвещенный, тебе надобно других просвещать, а ты засел здесь в темноту. Иди, проповедуй Евангелие сибирским язычникам, вот Святейший Синод ищет такого человека»,— сказал ему M. А. Атлас.

И вдруг больной, уже собравшийся умирать молодой инок очнулся. В словах паломника он услышал зов Божий и с благословения игумена Филарета исходатайствовал разрешение Св. Синода.
По пути к новому месту служения он заехал в Москву, к митр. Филарету (Дроздову). Преосвященный с любовью принял своего ученика и благословил его на миссионерскую деятельность, считая это волей Божией.
Вначале архим. Макарий поехал в Тобольск, к владыке Евгению (1830),  и попросился по слабости здоровья поехать на юг от Бийска и взял себе в сотрудники двух тобольских семинаристов.
Опыта миссионерской работы ни у кого из них не было. В одной из инструкций Св. Синода (еще 1789 г.) было написано о том, как надо действовать: преподавать Евангелие, Деяния апостолов, Послания, не отягощая этих простых, детских по культуре и духу людей всем Священным Писанием.
Миссионер должен был также объяснить, что посты существуют в Церкви, но никаких побуждений к соблюдению их — даже поста Страстной седмицы — не делать. Не должно было совершать никакого принуждения; крестить же, исповедовать, причащать — объясняя, что новообращенный причащается Христу; пререкания слушать терпеливо, снисходительно и самому отвечать не с грубостью, но ласково и дружелюбно.

Наконец в августе 1830 г. архим. Макарий направился на Алтай, в г. Бийск. Он выбрал селение Майма, в 10 верстах от большого селения Улалы. Алтайские племена в то время жили шаманской языческой верой, а в некоторые из них уже проникало мусульманство. Шаманы, болезни, лень и безделье, умилостивление «добрых» и «злых» духов — все это о. Макарий называл «непрерывной круглогодичной спячкой».
 
Улалинский стан Алтайской духовной миссии
Отец Макарий начал устраивать жизнь — собственную, монашескую, а также жизнь кочевников. Он начал изучать жизнь и языки местных народов и просвещать как русских, так и язычников, много ездил по кочевьям и беседовал с людьми. Прошло время, прежде чем о. Макарий понял, язык какой народности понятен всем. Он изучил этот язык (телеутский), составил азбуку, словарь и начал делать первые переводы: первые молитвы, первые слова Священного Писания.
Архимандрит начинает строить храм в селе, налаживать богослужение, устраивать первую школу для детей, лечить кочевников. Он защищает народ от сборщиков налогов, останавливает торговлю водкой в селе и окрестностях.

Следующим этапом стало обустройство, воспитание и образование крестившихся алтайцев. По одному или целыми семьями их селили вблизи или в самом русском селе, чтобы они могли ходить в храм, школу, научиться обрабатывать землю, выращивать овощи, выпекать хлеб и т. д. Отец Макарий сам собирал травы, лечил своих подопечных и передавал им свои знания. То есть «становится для них всем, чтобы спасти хотя некоторых». Он учил кочевников оседлой жизни, а одновременно — учению Христову.
По словам о. Макария, кочевники как бы не чувствовали в себе души; весь круг их надежд, печалей и радостей ограничивался нуждами телесными. А когда он говорил им о душе, они просили его о помощи в своих телесных нуждах. Архимандрит Макарий активно переписывался с Костромой, Москвой, Ека- теринославом, Петербургом, Смоленском, писал в епархию — в Томск, и на Алтай понемногу поступали лекарства, книги, продовольствие, деньги.


И вот наконец дали о себе знать первые результаты. Преобразилось село Майма, где строился храм, был укреплен миссионерский стан в селении Улала, началась миссионерская работа в двух других селах, кочевьях и аулах. В воскресенье и в праздники весь народ был в храме, причем часть службы шла на телеутском языке, и народ пел сам. После службы — скромная общая трапеза и беседы на духовные темы.

В 1836—1837 гг. у о. Макария появились помощники — создавалось настоящее миссионерское братство, община единомышленников. В 1836 г. были открыты больница и богадельня. В 1840 г. в миссию приехала София де Вальмон, француженка, перешедшая в Петербурге в православие, женщина умная, образованная. С ее помощью в 1840 г. была основана женская миссионерская община, состоявшая из вдов и девиц, которые помогали в духовном просвещении женщин. Были также открыты школа-приют для алтайских девочек в Майме и две школы для мальчиков в Улале и Майме. В школах давалось начальное образование, кроме того, дети обучались рукоделию, пению, рисованию.

За четырнадцать лет пребывания в Алтайской миссии архим. Макарий перевел на телеутский язык почти все Евангелие, многие места из Апостола, многие псалмы и избранные места из Ветхого Завета.

 В 1838 г. архим. Макарий составил программу реорганизации миссионерского дела в России — «Мысли о способах к успешнейшему распространению христианства между евреями, язычниками, магометанами в Российской империи». Одним из главных пунктов этой программы стал перевод на русский язык всего Священного Писания и распространение его в русском народе, потому что только духовное возрождение русского народа могло привести к возрождению миссионерского дела.
С годами у него развивалась чахотка, постепенно отнимались ноги, слабело зрение. В декабре 1842 г. он написал прошение об увольнении из миссии по причине слабого здоровья и в 1843 г. был освобожден от должности начальника миссии.

Летом 1844 г. о. Макарий простился с миссией и с алтайцами: он понимал, что больше сюда не вернется. Благословив в последний раз родную миссию, апостол Алтая произнес прощальную молитву: «О Владыко Всесвятый, Всемогущий, Всеведущий и всем управляющий! Твоей всесвятейшей воле благоугодно было поставить меня, ничтожного, на сие служение. Ты Сам кого избрал, тех и призвал из тьмы заблуждения в познание Тебя, Единого, истинного Бога во Святой Троице... Соблюди, сохрани, покрой и спаси, ихже просветил еси мною недостойным... Ты Сам мне дал их родить святою купелью, и я опять оставляю их под всемогущий покров Твой Святой».
Он скончался 17 мая 1847 года и был погребен у стен Троицкого собора Болховского Троицкого монастыря Орловской губернии. Народ чтил память его как святого еще в XIX веке. На могиле архимандрита Макария служились панихиды. В 1983 году за свою подвижническую жизнь и просветительскую деятельность он причислен к лику святых Русской Православной Церкви. 


В 1884 г. миссию возглавил архим. Макарий (Невский), ставший последним митрополитом Московским при императорском правлении.
Выдающийся труженик на ниве церковной, апостол Христов нового времени, святитель Макарий (Невский) родился в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1835 году в селе Шапкино Ковровского уезда Владимирской губерни.  

Он был восьмым ребенком в очень бедной семье Андрея Парвицкого, причетника сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы. Ребенок был очень слаб и не оставлял надежды остаться в живых. Поэтому он был сразу же крещен с именем Михаил и в белой крестильной рубашке положен под святые иконы в ожидании смерти. По молитвам родителей младенец остался жить. Это было первое чудо в его жизни, отмеченной многими духовно незаурядными событиями. Благодатная помощь Божия и Покров Богородицы не оставляли его на протяжении всей его девяностолетней жизни. Первые часы стали как бы прообразом его земного пути: «Всю свою долгую жизнь в разных положениях и даже на высоких служебных постах он так мало брал от жизни, так слабо был связан с земным».

Михаил унаследовал от матери нежность сердца и любовь к молитве. С первых лет жизни он был при храме.
Бедность и нищета детских лет явились для будущего подвижника веры подлинной школой жизни, а родительское благочестие научило его с христианским терпением переносить жизненные лишения.
В 1843 году, побуждаемый крайней нищетой и желанием из пономаря сделаться дьячком, отец Михаила оставил родные места и переселился в далекую Сибирь. Переезд туда был важным событием в жизни будущего владыки: именно в Тобольске у Михаила Парвицкого-Невского родилось желание поехать миссионером на Алтай.

Михаил поступил в Тобольскую Духовную семинарию. Тоска по любимой матери сильно повлияла на его характер. У него появилась тяга к уединению. Он много читал: Священное Писание, творения святителя Тихона Задонского и преподобного Ефрема Сирина, житие преподобного Серафима Саровского. Кроме семинарии и храма Михаил нигде не бывал.
В 1854 году Михаил окончил Тобольскую Духовную семинарию вторым по разрядному списку.

 С благословения родителей Михаил 22 февраля 1855 года был принят в звании учителя и миссионерского сотрудника в Алтайскую миссию. В 1855-1857 годах он служил псаломщиком в улалинской церкви и учителем церковного пения в Улалинском училище.

Сам владыка Макарий вспоминал: «Служение миссионерское, как служение апостольское, есть более всего ряд скорбей, болезней и трудов. <...> Мы не говорим уже о трудностях миссионерских путешествий, которые доводится совершать редко в экипаже, никогда в вагоне, но нередко пешком, на лыжах, часто верхом, на лодке, под дождем, иногда в снежную метель. Всё это — болезни и труды для тела. Но есть страдания большие — страдания души. Миссионер — страдалец: он страдает душой в начале служения своего от среды, в которую попадает: там нет ни родной семьи, ни родного общества, ни привычной для него жизненной обстановки. Среди инородцев, сперва чуждых для него по языку, по обычаям, чужой и для них, он чувствует иногда ужасную истому от одиночества; он не обретает здесь человека, с которым мог бы поделиться своим горем, поведать свою скорбь и в дружеском или братском разговоре найти для себя некоторую отраду. <...> Немалую туту для миссионера составляет недостаток материальных средств; таковой недостаток и всегда чувствителен, особенно для семейных, и в начале существования миссии миссионеры буквально нищенствовали. <...> Одежда у них была столь убога, что когда они были посылаемы в ближайший город по делам миссии, то городские жители тотчас узнавали явившегося по одежде его, что он из миссии: на подоле ремки, рукава дырявы, сапоги таковы же. Вот миссионер отправляется в путешествие. Чем он тогда питается: утром — чай с сухарями, днем — сухари с чаем, вечером — опять чай с сухарями, иногда, для разнообразия, чай с толокном».


В самом начале миссионерской деятельности молодому труженику Алтайской миссии было явление основателя ее, архимандрита Макария (Глухарева). Сам владыка … рассказал об этом так: «Я, грешный, в первый или второй год по поступлении в миссию много был утешен и ободрен явлением его во сне. Я видел его явившимся мне в алтаре, когда оттуда был услышан шум в самом храме. Указывая на этот беспорядок как на последствие нерадения тех, которым поручена улалинская паства, он сказал мне: "Ты здесь после меня обучайся". Считаю эти слова пророческими».

Новому служению Михаил посвятил себя всецело. Миссионерство стало для него смыслом всей жизни. Самоотвержение и любовь к делу в новом сотруднике вскоре заметил начальник Алтайской миссии протоиерей Стефан Ландышев: «Будет из него толк, из помощника моего нового: смотрю на него и незабвенного (то есть архимандрита Макария (Глухарева).— Ред.) вспоминаю... бывало, так же горел, на дело рвался, и всё ему казалось мало—и ни помысла о мире, о семье... будущий инок... Помяни меня, преемник будет незабвенному архимандриту, первому Алтая апостолу».

Первые годы служения на Алтае Михаил посвятил изучению языка алтайцев. Дело шло весьма трудно; тогда он стал усиленно молиться Матери Божией, и вскоре чудесным образом овладел новым языком.

16 марта 1861 Михаил принял монашеский постриг с именем Макарий в память преподобного Макария Великого (память 19 января/1 февраля). На другой день епископ Томский и Енисейский Порфирий (Соколовский) рукоположил его в иеродиакона. 19 марта состоялась иерейская хиротония. После этого иеромонах Макарий был направлен на миссионерское служение в Чемальский стан. С принятием священства миссионерские возможности отца Макария расширились. Теперь он мог сам крестить, преподавать Святые Христовы Тайны и, насколько позволяли условия, совершать службы.

Господь нередко через него совершал чудеса. Тяжело болел мальчик Алас в одном далеком аиле близ озера Канунь. Он бредил, лицо было обезображено. Отец больного привез к нему отца Макария.

— Оспа, да? — сказал гость, подходя к бредившему ребенку, — Бедный Алас... закройте вход... вот, я привез масло, святое масло, я помажу его...

Мальчик пришел в себя, его руки с трепетом протянулись к священнику... Присев у огня и гладя его горячую головку, священник стал говорить о Рождестве, о тайне искупления просто, понятно, тихо и спокойно. И старый хозяин юрты, и мать ребенка, и больное дитя слушали жадно, пока мальчик не уснул успокоенный, сжимая крест в худенькой смуглой руке.

— Ну, мне надо ехать,— сказал миссионер.— Ему лучше, Кургай, он выздоровеет...

И, склонившись к ребенку, начавшему дышать тихо и ровно, он поцеловал распухшее личико, не боясь заразиться, и вышел, спокойный и тихий, во мглу морозной ночи, совершив свое дело любви. Мальчик поправился. 

Делу обращения алтайцев много способствовало обаяние светлой личности миссионера, в любую погоду спешившего на помощь страждущему. Отец Макарий «обладает каким-то особым секретом располагать и притягивать к себе всех, с кем он встречается. Он не просто проповедует. Он входит в подробности жизни ближнего, знакомится с его нуждами, а затем уже просвещает его... Даже когда он нездоров и его лихорадит, он не бережет себя: служит, проповедует, лечит»,— писал о миссионерском служении отца Макария его современник.


Выдающимся вкладом в дело алтайского миссионерства была переводческая деятельность владыки Макария. Освоив еще в начале служения язык местных жителей, он постепенно овладел им в совершенстве.

Переводы делались очень тщательно и обдуманно. Отец Макарий, чтобы найти и ввести в употребление новый термин, нередко специально отправлялся на несколько недель или месяцев в глухие места Алтая и после многих бесед с местными жителями, убедившись, что для выражения того или иного христианского понятия подходит, а для алтайцев понятно то, а не другое слово или выражение, принимал его к употреблению.

Переводческая деятельность отца Макария была весьма многоплодной: он перевел на алтайский язык сначала Евангелие от Матфея, а позже Четвероевангелие, из богослужебных книг: всенощное бдение, пение на всенощном бдении и литургии, учебный Часослов, Требник с дополнениями, правило для готовящихся к святому причащению, полный Служебник на алтайском языке со славянским текстом.

Важным событием в просветительской деятельности Алтайской миссии было составление в 1868 году совместно с Михаилом Чевалковым алтайской азбуки.

Проповедь и крещение обратившихся язычников были лишь первым этапом утверждения православия. Дальнейшая работа требовала просвещения и обучения началам христианства новообращенных. Нужно было организовать на Алтае школьное дело, чтобы, просвещенные Христовой истиной, алтайцы стали сознательными чадами Православной Церкви,

С июня 1868 года по декабрь 1869 года Отец Макарий знакомился с методами обучения крещеных татар в Казани.

По возвращении из Казани отец Макарий устроил в Чопоше по типу крещено-татарских школ училище на семьдесят человек с общежитием. Уже через два года воспитанники добились впечатляющих успехов.
Училище в Чопоше в 1872 году выпустило первых учителей для других школ. Ученики руководимого отцом Макарием училища сеяли семена христианской веры в окрестных аилах, куда являлись для чтения по-алтайски назидательных рассказов, бесед, пения и церковных молитв.

29 июля 1871 года иеромонах Макарий был возведен в сан игумена, а в 1875 году стал помощником начальника Алтайской миссии.

Теперь на игумена Макария была возложена ответственность ежегодно обозревать все миссионерские станы и наблюдать за состоянием школьного дела. Опытный и ревностный руководитель оживил дело просвещения и обучения среди алтайцев: улучшилось просвещение, возросло число учащихся.
В 1881 году отцу Макарию был дан сан архимандрита. И в новой должности отец Макарий проявил те незаурядные качества, которые дали возможность исполнить ответственное послушание начальника миссии образцово. Историк Алтайской миссии современник владыки Макария И. И. Ястребов свидетельствовал: «Даже в самых захолустных уголках, недоступных дебрях и среди язычников имя владыки Макария произносится с великим уважением. Такая популярность достается в удел немногим».

Сердечное отношение к своим сотрудникам, умение подвигнуть их на труды, организаторские дарования и собственные труды и заботы, а также любовь и уважение алтайцев обеспечили успех его руководству миссией. При нем значительно возросло число станов, церквей, школ, умножилось число крестившихся, расширилась миссия.

12 февраля 1884 года архимандрит Макарий был рукоположен в епископа Бийского, а его предшественник епископ Владимир был поставлен на Томскую кафедру.

Бийск — город алтайский, поэтому для владыки Макария миссионерская деятельность на Алтае оставалась в центре его трудов. Он уделял много внимания Бийскому Катехизаторскому училищу, где со временем стали обучаться не только алтайцы, но и представители других народностей: шорцы, киргизы, абинцы, матурцы, сагайцы и даже остяки из Нарымского края.

26 мая 1891 года владыка Макарий был определен епископом Томским и Семипалатинским. Управляя обширной епархией, владыка продолжал заниматься миссионерской деятельностью при новых расширившихся возможностях, направлять деятельность миссии своим архипастырским попечением. Он возглавил также Томский комитет Православного миссионерского общества. Миссионерско-просветительскую работу владыка теперь проводил во всей Томской епархии.

Одной из главных забот святителя была его забота о воспитании детей, и он постоянно призывал пастырей относиться к этому вопросу с особой духовной чуткостью. О многом из того, что было сказано мудрым и опытным архипастырем, полезно задуматься и в наше время: «...помните, родители, что школа не исправит ваших детей, если вы испортите их дома дурным воспитанием. Помните и вы, дети и юноши, что доброе семейное воспитание не сохранит вас от увлечения соблазнами к пороку, если вы не решитесь заранее быть твердыми в добрых правилах воспитания, если не свяжете себя обетом служить Христу даже до смерти и не будете нудить себя ко всякому добру. Помните также и родители, и дети, что человек не может достигнуть желаемого одними своими усилиями, если не будет ему споспешествовать в этом благодать Божия. Поэтому к усилиям вашим присоединяйте усердную молитву к Тому, от Кого исходит всякое благо, Кому возможно то, что невозможно для человека»

Особой заботой владыки была подготовка пастырей и наставников. В томских духовных учебных заведениях раньше, чем во многих других епархиях, в программы были включены такие научные дисциплины, как космография, естественная история, химия, гигиена, а также искусства, воспитывающие художественный вкус: музыка, пение, рисование. 

Вникал владыка и в материальные нужды учебных заведений, а также воспитателей и учащихся. Подавая пример духовенству, владыка завел при архиерейском доме школу грамоты, которая со временем стала церковно-учительской. Ревностный архипастырь даже сам писал для школы изложение истории, христианского домостроительства и главных догматов о Боге и Святой Церкви и ежедневно посещал школу, проверяя знания учеников и общее состояние дела.

При владыке Макарии и благотворительное дело получило плодотворное развитие. Увеличилось число приходских попечительств. Он основал Томское общество попечения о бедных и бездомных — «Печальник». Для сирот духовного звания был устроен приют; до этого они ютились в холодных и сырых помещениях. По инициативе владыки был создан городской приют для бездомных и нищих людей. Сам он пожертвовал на это крупную сумму.
27 октября 1895 года Казанская Духовная академия за многоплодные миссионерские труды избрала владыку Макария своим почетным членом. 6 мая 1903 года он был награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. 5 мая 1906 года владыка был возведен в сан архиепископа.


25 ноября 1912 года вышел «Высочайший рескрипт о назначении архиепископа Томского на Московскую митрополию». Принятое с покорностью воле Божией семидесятисемилетним архипастырем назначение на Московскую кафедру было делом жертвенного служения Святой Церкви.

Миссионер по опыту и духу, митрополит Макарий сразу же по вступлении на кафедру стал сопровождать свои богослужения катехизическими проповедями, и народ в большом количестве собирался в храмы, где служил владыка.  Не только далекий Алтай, но и первопрестольная Москва нуждалась в пастырях-подвижниках.

Как председатель Православного миссионерского общества, владыка много делал для его активизации, укрепления его связи с жизнью. Особой заботой митрополита Макария было учебное дело. Его интересовали не только Московская Духовная академия и другие духовные учебные заведения, но и состояние воспитательного дела в гимназиях и даже в приходских школах.

Святейший Синод 20 марта 1917 года постановил уволить за преклонностью лет на покой митрополита Московского Макария. Митрополиту не разрешили жить в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Он переехал в Зосимову Смоленскую пустынь, но и ее попросили его покинуть. Местом его пребывания определили подмосковный Николо-Угрешский монастырь. Владыка прожил там восемь лет. Имея призвание благовествовать Христово учение, учить и преподавать о Христе Спасителе, он был лишен такой возможности и находился в «заточении», как он сам называл свое положение. Это было причиной его душевных страданий. Когда открылся в августе 1917 года Всероссийский Поместный Собор, владыка подал прошение рассмотреть его дело. Привыкший к деятельности, святитель просил назначить его на другую кафедру. Дело завершилось только три года спустя, когда он был утвержден Святейшим Патриархом Тихоном в звании митрополита Алтайского.
Некоторое время спустя митрополит Макарий оставил свое желание покинуть Угрешу после того, как во сне увидел свою мать. Она явилась к нему в дом, осмотрела всё вокруг, накинула крючки на все двери. Из этого сонного видения он заключил, что ему должно остаться в Николо-Угрешском монастыре. По праздничным и воскресным дням владыка служил в соборе монастыря, произносил проповеди, принимал на благословение народ, общался со своими духовными чадами, которые приезжали к нему.
 
Вечером 7 (20) августа 1920 года владыку постигла болезнь, которая до конца жизни изменила внешний строй его жизни,— частичный паралич. Но и в болезни вел он жизнь высоко молитвенную, подвижническую. Вставая в половине пятого, читал утренние молитвы, дневной Апостол, Евангелие, толкование, синодик, третий, шестой и девятый часы, садился за работу. В 7 часов молился за литургией, вычитывая по Служебнику все молитвы. После скромного кушания вновь садился за труды. В праздности не находился ни единого часа. В течение дня по четкам он совершал особое правило, молясь Спасителю, Божией Матери и многим святым, которых особо чтил. После вечерней службы старец продолжал занятия или читал духовные книги. Спал всегда в подряснике, урывками, прерывая сон ради духовного бодрствования. В 12 часов ночи вычитывал полунощницу. Болезни владыка переносил просто и без ропота. Почти постоянное самоукорение было его обычным настроением. Порой оно было настолько сильным, что ему приходили мысли о своей неготовности к смерти. Нередко говорил: «Не готов я. Какой ответ дам Богу, что отвечаю, чем оправдаюсь? Добрых дел не имею, а всё сделанное — не мое».

В 1925 году, ввиду закрытия по требованию властей Николо-Угрешского монастыря, духовные чада подыскали для митрополита Макария дом в южной части села Котельники (недалеко от станции Люберцы), и 2 мая святитель Макарий и тринадцать человек, проживавших с ним в архиерейском доме Николо-Угрешского монастыря, выехали в Котельники. Во время переезда владыка увидел, что выносят на подводу его гроб, и произнес: «А вот и он едет с нами, это хорошо. Ничего больше не надо человеку, кроме такого гробика, а мы всё суетимся».

В феврале 1926 года владыка заболел воспалением легких. За несколько дней до смерти он не принимал пищу и не говорил. 16 февраля (1 марта) над ним было совершено Таинство святого елея архиепископом Иннокентием, епископом Арсением и другими приходившими из Москвы пастырями. Болящий владыка сознавал происходящее. Глаза его были открыты, сам он держал свечу. В 5 часов вечера 16 февраля в келье митрополита Макария была совершена всенощная в память священномученика Ермогена. Владыка лежал тихо и спокойно. После окончания службы все вышли из комнаты, но через полчаса сестра милосердия сообщила, что владыка умирает. Преосвященный Арсений дважды прочел отходную. «Едва я кончил, как святитель Божий, глубоко вздохнув, тихо предал дух свой Господу ...» Панихиды над телом почившего митрополита Макария служились вплоть до выноса тела в храм в 5 часов вечера 18 февраля. 

Обретение мощей Святителя Макария
19 февраля архиепископом Иннокентием при сослужении шести епископов и семидесяти девяти священнослужителей в храме Казанской иконы Божией Матери села Котельники были совершены заупокойная литургия и отпевание. Похоронен был митрополит в ограде, близ алтаря церкви.

16 апреля 1957 года Святейшим Патриархом Алексием I была учреждена комиссия, которая освидетельствовала могилу владыки. Гроб почти весь разрушился (осталась лишь нижняя доска), а тело и облачения были нетленными. Тело митрополита Макария было перенесено в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и погребено в нижней части Успенского собора.

На Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 года митрополит Макарий был прославлен наряду со многими подвижниками веры и благочестия (в том числе и с преподобным Макарием (Глухаревым), просветителем Алтая), Собором новомучеников и исповедников Российских в лике святых.

Милостию Божией 6 июня 2011 года, в канун праздника Пятидесятницы, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось второе обретение мощей великого угодника Божия, ревностного миссионера и просветителя, молитвенника и аскета святителя Макария (Невского). Святые мощи были помещены в новую раку.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Томской епархии, где святитель Макарий совершал свое многолетнее архипастырское служение, передана часть его мощей – честная десница (правая рука). Местом пребывания святыни стал Богоявленский кафедральный собор г. Томска.

 31 августа 2016 года мощи святителя Макария Алтайского (Невского) начали свой путь из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Горный Алтай. Перенесение мощей святителя Макария возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Ныне мощи Св.Макария находятся в Храме в честь Преподобного Макария Алтайского в г. Горно-Алтайске:

 В этом храме мы исповедовались и причащались на второй день нашего путешествия по Алтаю. Настоятелем храма является отец Павел – чудесный, душевный человек, тонкий психолог. Знаете, он принимает исповедующихся не как священник, а я бы сказала, как старший товарищ, добрый наставник и советчик.

Краткая биография иерея Павла Богомолова:
Иерей Богомолов Павел Иванович  - уроженец Воронежской области и по образованию скульптор.  В Горно-Алтайск переехал с семьей 1986 г. В 2002 г. по благословления епископа Барнаульского и Алтайского Максима и поддержке благочинного республики Алтай иерея Георгия Балакина занимался созданием Свято-Макариевского прихода и строительством храма в честь преп. Макария Алтайского.
10 октября 2004 г. владыкой Максимом, епископом Барнаульским и Алтайским в Покровском кафедральном соборе г. Барнаула  рукоположен в сан диакона и направлен на служение в Свято-Духовскую церковь  с. Майма.  30 октября 2005 г. переведен  диаконом Свято-Макариевский  приход г. Горно-Алтайска. 4 декабря 2006 г. рукоположен в сан иерея.
20 января 2007г. указом  епископа Барнаульского и Алтайского  Максима назначен настоятелем храма Преподобного Макария Алтайского г. Горно-Алтайска. 

Из истории храма: 
20 января 2002 года Барнаульскую епархию возглавил Преосвященнейший Максим, епископ Барнаульский и Алтайский. По его благословению благочинный церквей республики Алтай иерей Георгий Балакин начинает организацию строительства церкви. Из числа членов просветительского братства в честь преподобного Макария Алтайского (Глухарева), созданного задолго до начала строительства храма,  образуется Местная религиозная организация прихода церкви преподобного Макария Алтайского, и начинается подготовительная работа по строительству церкви.
Под строительство храма была выделена земля, являвшаяся на тот момент…городской свалкой. Пустырь между республиканской больницей и жилмассивом, заросший деревьями и кустарником, заваленный мусором и  залитый нечистотами со всего города.
Но это полбеды. Отсутствовали  средства на строительство. Их собирала община, община еще не существующего Свято — Макариевского храма, состоявшая всего из нескольких человек. Председателем общины и был выбран П.И. Богомолов, т.е. отец Павел.
Без Божьей помощи сбор средств и строительство было невозможно. С тех времен, начинается еженедельное чтение акафистов Преподобному Макарию Алтайскому (Глухареву), сначала под открытым небом, перед крестом, затем в стенах строящегося храма.
В 2002 году многие горно — алтайцы вышли на субботник по расчистке и благоустройству места под храм. В нем приняли участие священники и прихожане церквей нашей республики, сотрудники городской администрации, пожелавшие участвовать в этом мероприятии во главе с мэром города В. А. Облогиным и просто желавшие принять участие в благоустройстве Горно -Алтайска. Кустарник и деревья были вырублены, место расчищено.
В.А. Облогин возглавил попечительский совет храма. Благодаря совету, на первоначальном этапе строительства были найдены благотворители, оказавшие серьезную финансовую помощь, позволившую начать стройку.
Церковь росла на глазах, 2003 году был залит фундамент. В 2004 г. на этот фундамент поставлен сруб. И в мае 2004 года в храме прошла первая литургия, правда, под открытым небом. Осенью того же года на церкви появился первый деревянный купол.
Строительство не прекращается ни в 2005, ни в 2006 году. С 2005 года здесь проводятся регулярные службы — служат, в основном, священники Свято-Духовской церкви с. Майма, создается постоянная община, которая принимает все большее участие в жизни храма.
19 сентября 2006 года храм Преподобного Макария Алтайского (Глухарева) был освящен Преосвященнейшим Максимом, епископом Барнаульским и Алтайским, в сослужении епископа Абаканского и Кызыльского Ионафана и епископа Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха.
Отец Павел стал настоятелем храма в январе 2007 года.
К июню 2007 года завершено строительство трапезной и просфорной, пока в летнем варианте. В августе 2007 года начато строительство Воскресной школы и административного здания.
В настоящее время при Макарьевском храме работает воскресная школа, находящаяся на территории храма. Основной состав школы - это дети прихожан. В воскресной школе проходят демонстрации постановки театрализованных сценок к великим праздникам, чаепития.

Молитва, о помощи и заступничестве, звучит в Макариевском храме и сегодня.


Воскресная школа на территории храма
ИНТЕРЬЕР ХРАМА:








В мае 2017 года состоялось торжественное открытие и освящение памятника преподобному Макарию (Глухареву), установленного рядом с храмом.
 Автор памятника – известный скульптор, почетный настоятель храма, протоиерей отец Павел Богомолов. Памятник, отлитый из бронзы, воздвигнут на народные пожертвования. 

Другие храмы и святыни, которые мы посетили:

Храм Сошествия Святого Духа — старейший в республике Алтай — был основан в 1832 году преподобным Макарием (Глухаревым). При храме действует Воскресная школа, есть библиотека. В 2013 году открыт музей истории Алтайской Духовной Миссии.


Наша группа на экскурсии в Свято-Духовом храме




 











Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Освящено место строительства церкви было в 1998 году. Церковь примечательна тем, что находится вблизи того места, где находилась первая церковь города Улала - Всемилостивого Спаса, снесенная в 1946 году. Строительство нового храма продолжалось около 7 лет и закончилось в 2004 году.











Церковь Преображения Господня
Преображенская церковь - самый первый храм, построенный в Горном Алтае в новейшее время. В этом смысле он может считаться правопреемником главного храма центрального миссионерского стана Всемилостивого Спаса, бывшего некогда в Улале.
В 1994 году была построена крестильная церковь Серафима Саровского, в 2008 - здание Воскресной школы. К двадцатилетию церкви Преображения господня было проведено обновление храма, благоустроена территория.








 

Кызыл-Озек. Святой Никольский источник на месте некогда существовавшего Улалинского Никольского женского монастыря.






10 комментариев:

  1. Наталья Васильевна! Как интересно у вас в этом году прошел отпуск! Спасибо, что продолжаете публиковать отличные посты о путешествии на Алтай.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Да, очень насыщенная программа. Об этом путешествии книгу можно писать!

      Удалить
    2. А вдруг, напишите? Да, путешествие великолепное, Ваши рассказы - тоже.

      Удалить
    3. Здравствуйте, Анна Борисовна! Насчет книги - не знаю...В блоге - постепенно опишу все) Очень рада, что эти посты находят отклик!

      Удалить
  2. Именно так я и подумала, Наталья Васильевна, книгу надо писать! Здравствуйте! Представляю, сколько Вам пришлось всё осмысливать, анализировать... Достойно! Очень достойно! И опубликовать Вы сможете.В Вашем районе,наверно, есть типография... Как библиотека из Щербакуля опубликовала книгу, которую сейчас представляет в конкурсе "Книжная Сибирь". За неё можно ещё сегодня проголосовать (загляните в мой блог). Успехов Вам!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро, Людмила Фёдоровна! Да, анализировать и доосмысливать приходится сейчас, а тогда... Настолько все было насыщенно и интенсивно....Зато теперь и у самой в голове "пазл сложится". Впереди ещё посты интересного содержания на православную тему, из этой же серии. И если б не интернет, не вспомнить бы мне всего этого...

      Удалить
  3. Здорово, Наташ, что состоялась вот такая паломническая поездка. Мне в Крыму тоже хотелось в монастырь... но не получилось... Рассказ великолепный. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за мнение, Ирина Витальевна! Честно? Мне хотелось бы в монастырь не просто на экскурсию, а пожить на послушании, хотя бы пару дней...твоя поездка тоже весьма интересная! Буду ждать новых сообщений!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Наталья Васильевна!
    ЧИтаю все Ваши рассказы о паломнической поездке - интересно и хочется поехать и посмотреть всё своими глазами... А фотографирование везде было разрешено?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Фотографировали везде свободно, только в одном храме, в п.Чемал (об этом в следующих постах) матушка пресекла нас, сказав, что это можно делать только с благословения настоятеля, и то - только если снимаешь просто интерьер. Себя в интерьере храма - можно. А вот в национальном музее Анохина съемка была платная, 100 р.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Google+ Followers

Подписка по электронной почте

Подписаться В ОДИН КЛИК!

Читатели дневника

Очередной рубеж

16.01.2017 г. 55 постоянных читателей и 400 000 просмотров.
25.02. 2017 - 63 постоянных читателя, 500 000 просмотров.
19.04.2017 - 67 постоянных читателей, 613 000 просмотров.
17.08.2017 - 75 ПЧ, 750 000 просмотров.
17.10.2017 - 82 ПЧ, 831 000 просмотров.
23.11.2017 - 83ПЧ, 925 000 просмотров.
Друзья, спасибо, что вы есть!