четверг, 19 октября 2017 г.

Деятельность публичных библиотек по актуализации памяти. Мемориальная функция библиотек

Консультация

Роль коллективной и национальной памяти, значение сохранения и передачи традиций для формирования и поддержания нормальной, продуктивной как в духовном, так и в материальном смысле, жизни социума давно осознаны людьми. С любви к своей Малой Родине, с бережного и творческого восприятия национальных традиций начинается вхож­дение новых поколений в сложную систему социальных отношений. Память важна для идентификации личностной принадлежности к определенному этническому, националь­ному, профессиональному сообществу, она лежит в основе желания продолжить дело сво­их предков, брать пример с наиболее выдающихся представителей человечества.


Академик Д.С. Лихачев неоднократно говорил о памяти как об одной из важнейших ос­нов, на которых зиждется культура. Всю историю культуры он рассматривал как исто­рию развития, углубления и совершенствования человеческой памяти, подчеркивая ее ве­личайшее нравственное значение — «преодоление времени».
В нашей стране период болезненных социальных и экономических перемен совпал со сме­ной мировоззренческих эпох, с бурным развитием т. н. экранной культуры. В такой ситуа­ции обращение к прошлому, способному дать человеку дополнительные точки опоры в быстро меняющемся мире, вполне закономерно. Как следствие, изменяется и социальная  роль библиотек.
Современные библиотеки, помимо традиционных информационных и просветительских функций, выполняют ещё одну важнейшую задачу – сохранение культурной памяти. Библиотека транслирует культуру через поколения, постоянно воспроизводя духовные ценности. Тем самым библиотечный институт обеспечивает культурную преемственность поколений, сберегает память о прошлом и сохраняет его лучшие традиции. Функция сохранения культурного наследия  называется мемориальной.
Ее суть заключается в сохранении совокупности собранных документов с целью их передачи последующим поколениям. Осуществление мемориальной функции позволяет считать библиотеку памятью человечества. Идеальное ее выполнение означает «запоминание» всего, что создано человечеством, т.е. вечное хранение всех собранных в библиотеке документов.
Становление мемориальной функции современной публичной библиотеки предполагает разработку соответствующих профильных научных понятий и терминов. Так, анализ роли библиотечных учреждений в обществе позволяет выделить, прежде всего, такое их них, как мемориальная, «охранительная» функция библиотеки. При этом имеется в виду, что публичная библиотека не просто транслирует культуру, а постоянно воспроизводит духовные ценности с целью их многократного повторного востребования в текстовой форме и в ходе языковой коммуникации. Тем самым библиотека как социальный институт содействует культурной преемственности поколений. При этом документ рассматривается в широком смысле этого слова, а архивные единицы и вещно-предметный ряд выступают инструментом развития мемориальной функции в библиотеках так же, как в архивах и музеях.
Феномен мемориальной деятельности библиотек как институтов памяти человечества вызывает все больший интерес у отечественных исследователей. Данный факт объясняется, прежде всего, инновационными процессами, происходящими как в сфере культуры в целом, так и в области библиотековедения и библиотечного дела. Под влиянием меняющейся социокультурной ситуации изменяются и традиционные функции библиотечных учреждений, превращая библиотеки в профилированные центры культуры и коммуникации.
Каждая библиотека хочет быть уникальной, иметь свое лицо. Создание музейных уголков считается перспективным направлением работы, так как положительно влияет на имидж библиотеки, способствует росту ее авторитета, как в своем населенном пункте, так и в районе, городе.
С.Г. Матлиной выделены три главных социальных фактора появления библиотек-музеев в наше время. Среди них:
¾  усиление интереса людей к собственным историческим корням, в частности, — библиотечному краеведению;
¾  возникновение интегративных моделей культурных учреждений, обусловленное особенностями современного этапа развития культуры;
¾  тенденция самоидентификации культурных институтов, ярко проявляющаяся в стремлении библиотек обрести собственное уникальное лицо. В числе отличительных черт мемориальной библиотеки называются, прежде всего, необычные ресурсы (сочетание библиотечных и музейных фондов в помещении, связанном с исторической памятью), а также комплексные исследовательские формы работы, включающие общие научные, библиотечные и музейные методы.
Первопричиной возникновения и развития мемориальной функции библиотек, играющих роль аккумуляторов культурных ценностей, можно считать человеческую потребность в сохранении памяти о своем прошлом. При этом взаимосвязь формирования документных и вещественных фондов прослеживается с древнейших времен. Исторически учреждения библиотечного, музейного и архивного типа развивались взаимосвязано, что объясняется, прежде всего, их общими культурными задачами. Многие музейные коллекции прошлого включали в себя уникальные книжные собрания, а некоторые крупнейшие библиотеки современности выделились из состава музеев.
Прототипами современных библиотек, имеющих в своем составе музейные комплексы, явились мемориальные коллекции, собираемые не в целях утилитарного использования, а для реализации потребности в сохранении памяти, в создании особой предметно-пространственной среды, состоящей из предметов-символов, оказывающих сильное эмоциональное воздействие. Примерами библиотечно-музейных собраний прошлого могут служить, например, Александрийский Мусейон, Британский национальный музей, Библиотека-музей Ватикана, Румянцевский музей [4].
М.Я. Дворкина в историческом аспекте анализирует эволюцию библиотек как полифункциональных учреждений. Библиотека изначально возникла как институт письменной культуры, обеспечивающий сохранение этой культуры и передачу ее ценностей следующим поколениям (соответственно, она воспринималась, прежде всего, как мемориальное хранилище информации). В пространство же современной библиотеки включены не только книги и люди, но и компьютеры, и другая техника. Через их посредство пользователю и библиотекарю открывается новое пространство — виртуальное, расширяющее физическое помещение библиотеки. Таким образом, библиотечное учреждение в процессе эволюции преодолевает ограниченность своего физического пространства, чем и обосновано появление понятия «единое информационное пространство», которое связано преимущественно с технологиями Интернет. Анализ взаимосвязи информационного пространства с понятием «время» показывает, что преодоление времени библиотекой (добавим, и музеем) изначально заложены в основу их деятельности. Исторически библиотека имела цель хранить документы и другие ценности вечно, воплощая мечту человека о бессмертии. Сохраняя книгу, созданную в прошлом, библиотека ориентируется на настоящее и будущее.
Новый импульс мемориальный аспект работы библиотек получил во времена перестройки. Возрастание в обществе интереса к роли личности, к отдельным периодам истории России, историческому прошлому российских городов и сел, а также экономическое преобразование общества и потребность библиотечных структур в обретении индивидуального, привлекательного для пользователей лица явились главными стимулами к образованию полифункциональных учреждений культуры — публичных библиотек, осуществляющих мемориальную деятельность.
Мемориальная функция публичных библиотек ныне получает все большее развитие. Подтверждением тому служит создание на базе библиотек как полифункциональных культурных институтов, так и музеев различного профиля. Библиотечные учреждения, реализующие мемориальную функцию, все чаще становятся центрами областной, городской и сельской культуры. 
И.В. Яковлева, например, анализирует позитивный опыт краеведческой библиотечно-музейной деятельности. Отдел со специализированным фондом был выделен в филиале № 1 ЦБС г. Зверево Ростовской области в 1992 г. Библиотека-музей стала городским центром краеведения. В 1998 г. были объединены краеведческая библиотека и музей при школе № 1. Со временем учреждение стало работать по четкой методике. Библиотечные формы популяризации фондов здесь комбинируются с музейными. В экспозиции рядом с книгами и периодическими изданиями выставлены предметы быта, одежда, письма и фотографии, ведется краеведческая картотека статей. Для обеспечения обратной связи проводятся анкетирование и опросы пользователей. В музейном отделе проходят экскурсии и выставки, действует клуб краеведов. Библиотека также участвует в городских методических объединениях учителей, информирует учреждения города по краеведческой тематике, популяризирует свою работу в средствах массовой информации. Все свои мероприятия и праздники библиотека-музей проводит на основе социального партнерства: совместно с центром социального обеспечения, профессиональными училищами, средними школами и дошкольными учреждениями.
Особое место среди публичных библиотек, реализующих мемориальную функцию, занимают персональные, или именные библиотеки. Профилирование их работы неразрывно связано с эпохой, личностью и творчеством деятеля, имя которого они носят. Как правило, в составе таких библиотек функционируют музеи, посвященные определенным персонам.
В заключение подчеркну, что в осуществлении мемориальной функции большинством публичных библиотек четко прослеживаются три общих направления деятельности: библиотечно-информационное, музейное и научно-исследовательское, причем наблюдается тесная их взаимосвязь во всех аспектах библиотечной работы, что подтверждает гармоничность библиотечно-музейной структуры как единого полифункционального культурного института.

 ИСТОЧНИКИ:


2 комментария:

  1. Наталья Васильевна! Удивительный материал! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, здравствуйте! Спасибо за комментарий,но это просто консультация, к семинару)

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Подводя итоги года: фотоОтчет 2020

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: