Поиск по темам

профессионалу новости библиотеки и библиотекари методичка краеведение литература и чтение даты массовая работа мероприятия праздник патриотика сценарии День Победы досуг настроение Ульянов конкурсы имена мои фото планирование повышение квалификации кругозор Год памяти и славы детское чтение веб 2.0 Год кино блоги #ЧувствоРодины времена года конкурс летнее чтение экология исследования ВикиСибириада памятные даты анонс кино и книга музей сетевые акции Акция "Святую память вечно сохраняя" итоги года мемориальный зал Ульянова нравственность проект 1 сентября в библиотеке Алтай виртуальная выставка день памяти радиационных аварий и катастроф опыт работы сельской библиотеки отчет познавательная игра Чернобыль молодежь 8 марта Библионочь Год добровольца и волонтера ЗОЖ Костино Пантелеймонов акции #Тургенев 300 лет Омску Беслан Гамзатов Шукшин аттестация дарители досуговый центр "Бригантина" обучалки сайты фольклор фотостих #Lermontov_205 #Пушкин Асадов Бергамак Высоцкий Озеров выставки день кошек мои работы прочитанные книги спорт терроризм традиционная культура

четверг, 19 октября 2017 г.

Деятельность публичных библиотек по актуализации памяти. Мемориальная функция библиотек

Консультация

Роль коллективной и национальной памяти, значение сохранения и передачи традиций для формирования и поддержания нормальной, продуктивной как в духовном, так и в материальном смысле, жизни социума давно осознаны людьми. С любви к своей Малой Родине, с бережного и творческого восприятия национальных традиций начинается вхож­дение новых поколений в сложную систему социальных отношений. Память важна для идентификации личностной принадлежности к определенному этническому, националь­ному, профессиональному сообществу, она лежит в основе желания продолжить дело сво­их предков, брать пример с наиболее выдающихся представителей человечества.


Академик Д.С. Лихачев неоднократно говорил о памяти как об одной из важнейших ос­нов, на которых зиждется культура. Всю историю культуры он рассматривал как исто­рию развития, углубления и совершенствования человеческой памяти, подчеркивая ее ве­личайшее нравственное значение — «преодоление времени».
В нашей стране период болезненных социальных и экономических перемен совпал со сме­ной мировоззренческих эпох, с бурным развитием т. н. экранной культуры. В такой ситуа­ции обращение к прошлому, способному дать человеку дополнительные точки опоры в быстро меняющемся мире, вполне закономерно. Как следствие, изменяется и социальная  роль библиотек.
Современные библиотеки, помимо традиционных информационных и просветительских функций, выполняют ещё одну важнейшую задачу – сохранение культурной памяти. Библиотека транслирует культуру через поколения, постоянно воспроизводя духовные ценности. Тем самым библиотечный институт обеспечивает культурную преемственность поколений, сберегает память о прошлом и сохраняет его лучшие традиции. Функция сохранения культурного наследия  называется мемориальной.
Ее суть заключается в сохранении совокупности собранных документов с целью их передачи последующим поколениям. Осуществление мемориальной функции позволяет считать библиотеку памятью человечества. Идеальное ее выполнение означает «запоминание» всего, что создано человечеством, т.е. вечное хранение всех собранных в библиотеке документов.
Становление мемориальной функции современной публичной библиотеки предполагает разработку соответствующих профильных научных понятий и терминов. Так, анализ роли библиотечных учреждений в обществе позволяет выделить, прежде всего, такое их них, как мемориальная, «охранительная» функция библиотеки. При этом имеется в виду, что публичная библиотека не просто транслирует культуру, а постоянно воспроизводит духовные ценности с целью их многократного повторного востребования в текстовой форме и в ходе языковой коммуникации. Тем самым библиотека как социальный институт содействует культурной преемственности поколений. При этом документ рассматривается в широком смысле этого слова, а архивные единицы и вещно-предметный ряд выступают инструментом развития мемориальной функции в библиотеках так же, как в архивах и музеях.
Феномен мемориальной деятельности библиотек как институтов памяти человечества вызывает все больший интерес у отечественных исследователей. Данный факт объясняется, прежде всего, инновационными процессами, происходящими как в сфере культуры в целом, так и в области библиотековедения и библиотечного дела. Под влиянием меняющейся социокультурной ситуации изменяются и традиционные функции библиотечных учреждений, превращая библиотеки в профилированные центры культуры и коммуникации.
Каждая библиотека хочет быть уникальной, иметь свое лицо. Создание музейных уголков считается перспективным направлением работы, так как положительно влияет на имидж библиотеки, способствует росту ее авторитета, как в своем населенном пункте, так и в районе, городе.
С.Г. Матлиной выделены три главных социальных фактора появления библиотек-музеев в наше время. Среди них:
¾  усиление интереса людей к собственным историческим корням, в частности, — библиотечному краеведению;
¾  возникновение интегративных моделей культурных учреждений, обусловленное особенностями современного этапа развития культуры;
¾  тенденция самоидентификации культурных институтов, ярко проявляющаяся в стремлении библиотек обрести собственное уникальное лицо. В числе отличительных черт мемориальной библиотеки называются, прежде всего, необычные ресурсы (сочетание библиотечных и музейных фондов в помещении, связанном с исторической памятью), а также комплексные исследовательские формы работы, включающие общие научные, библиотечные и музейные методы.
Первопричиной возникновения и развития мемориальной функции библиотек, играющих роль аккумуляторов культурных ценностей, можно считать человеческую потребность в сохранении памяти о своем прошлом. При этом взаимосвязь формирования документных и вещественных фондов прослеживается с древнейших времен. Исторически учреждения библиотечного, музейного и архивного типа развивались взаимосвязано, что объясняется, прежде всего, их общими культурными задачами. Многие музейные коллекции прошлого включали в себя уникальные книжные собрания, а некоторые крупнейшие библиотеки современности выделились из состава музеев.
Прототипами современных библиотек, имеющих в своем составе музейные комплексы, явились мемориальные коллекции, собираемые не в целях утилитарного использования, а для реализации потребности в сохранении памяти, в создании особой предметно-пространственной среды, состоящей из предметов-символов, оказывающих сильное эмоциональное воздействие. Примерами библиотечно-музейных собраний прошлого могут служить, например, Александрийский Мусейон, Британский национальный музей, Библиотека-музей Ватикана, Румянцевский музей [4].
М.Я. Дворкина в историческом аспекте анализирует эволюцию библиотек как полифункциональных учреждений. Библиотека изначально возникла как институт письменной культуры, обеспечивающий сохранение этой культуры и передачу ее ценностей следующим поколениям (соответственно, она воспринималась, прежде всего, как мемориальное хранилище информации). В пространство же современной библиотеки включены не только книги и люди, но и компьютеры, и другая техника. Через их посредство пользователю и библиотекарю открывается новое пространство — виртуальное, расширяющее физическое помещение библиотеки. Таким образом, библиотечное учреждение в процессе эволюции преодолевает ограниченность своего физического пространства, чем и обосновано появление понятия «единое информационное пространство», которое связано преимущественно с технологиями Интернет. Анализ взаимосвязи информационного пространства с понятием «время» показывает, что преодоление времени библиотекой (добавим, и музеем) изначально заложены в основу их деятельности. Исторически библиотека имела цель хранить документы и другие ценности вечно, воплощая мечту человека о бессмертии. Сохраняя книгу, созданную в прошлом, библиотека ориентируется на настоящее и будущее.
Новый импульс мемориальный аспект работы библиотек получил во времена перестройки. Возрастание в обществе интереса к роли личности, к отдельным периодам истории России, историческому прошлому российских городов и сел, а также экономическое преобразование общества и потребность библиотечных структур в обретении индивидуального, привлекательного для пользователей лица явились главными стимулами к образованию полифункциональных учреждений культуры — публичных библиотек, осуществляющих мемориальную деятельность.
Мемориальная функция публичных библиотек ныне получает все большее развитие. Подтверждением тому служит создание на базе библиотек как полифункциональных культурных институтов, так и музеев различного профиля. Библиотечные учреждения, реализующие мемориальную функцию, все чаще становятся центрами областной, городской и сельской культуры. 
И.В. Яковлева, например, анализирует позитивный опыт краеведческой библиотечно-музейной деятельности. Отдел со специализированным фондом был выделен в филиале № 1 ЦБС г. Зверево Ростовской области в 1992 г. Библиотека-музей стала городским центром краеведения. В 1998 г. были объединены краеведческая библиотека и музей при школе № 1. Со временем учреждение стало работать по четкой методике. Библиотечные формы популяризации фондов здесь комбинируются с музейными. В экспозиции рядом с книгами и периодическими изданиями выставлены предметы быта, одежда, письма и фотографии, ведется краеведческая картотека статей. Для обеспечения обратной связи проводятся анкетирование и опросы пользователей. В музейном отделе проходят экскурсии и выставки, действует клуб краеведов. Библиотека также участвует в городских методических объединениях учителей, информирует учреждения города по краеведческой тематике, популяризирует свою работу в средствах массовой информации. Все свои мероприятия и праздники библиотека-музей проводит на основе социального партнерства: совместно с центром социального обеспечения, профессиональными училищами, средними школами и дошкольными учреждениями.
Особое место среди публичных библиотек, реализующих мемориальную функцию, занимают персональные, или именные библиотеки. Профилирование их работы неразрывно связано с эпохой, личностью и творчеством деятеля, имя которого они носят. Как правило, в составе таких библиотек функционируют музеи, посвященные определенным персонам.
В заключение подчеркну, что в осуществлении мемориальной функции большинством публичных библиотек четко прослеживаются три общих направления деятельности: библиотечно-информационное, музейное и научно-исследовательское, причем наблюдается тесная их взаимосвязь во всех аспектах библиотечной работы, что подтверждает гармоничность библиотечно-музейной структуры как единого полифункционального культурного института.

 ИСТОЧНИКИ:


2 комментария:

  1. Наталья Васильевна! Удивительный материал! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, здравствуйте! Спасибо за комментарий,но это просто консультация, к семинару)

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: