пятница, 8 февраля 2019 г.

ГРАЖДАНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 Тема формирования гражданского самосознания молодого поколения россиян волнует многих ученых – политологов, социологов, педагогов, историков. Все они при рассмотрении этой темы говорят, что процесс этот напрямую зависит от социально-экономического и политического положения в стране. Ведь молодежь - явление конкретно-историческое.

В современной России, уже почти 30  лет живущей без коммунистической цели и установок на безответную самоотдачу интересам страны, выросло и сформировалось новое поколение молодежи, в центре внимания которого находится собственный мир, микросоциум.
Психологи и социологи выделяют некоторые общие черты, характерные для так называемой «современной молодой личности»:
1. индивидуализм;
2. склонность к мобильности и риску;
3. ценность разнообразного трудового опыта;
4. высокий престиж работы в негосударственных (внебюджетных) структурах;
5. рыночный, а не партийно-бюрократический карьеризм;
6. потребление, ставшее одной из основных форм молодежной активности и превратившееся в способ самопрезентации и самостроительства;
7. доминирование материальных ценностей над идеологическими;
8. восприятие профессионального статуса, качественного высшего образования, материального благополучия как маркеров социального успеха, а денег — как прямого эквивалента свободы и независимости;
9. индивидуальная стилистика, эксклюзивность, различные способы индивидуального экспериментирования.

Понять, какова современная молодежь и каково ее отношение к современному обществу, власти и государственно-правовой системе, нам помогут результаты масштабного социологического исследования «Интересы и ценности современной российской молодежи», проведенного в 2008-2010 гг. Институтом молодежной политики и социальных технологий Российского государственного технологического университета им. К.Э. Циолковского в 10 регионах РФ. Выборка составила 2100 респондентов следующих категорий: работающая молодежь, студенчество и старшеклассники
Важнейшим вопросом, от которого зависит гражданское самосознание, чувство сопричастности с народом своей страны, государством, является отношение к самому государству, в данном случае к России. На вопрос «Что для Вас представляет собой современная Россия?» большинство респондентов (28,5 %) ответили, что это лишь «страна, в которой я родился и живу». 26 % респондентов полагают, что Россия — «мощное государство, которое в данный момент истории испытывает временные трудности». 20,7 % респондентов демонстрируют наиболее патриотичную позицию: Россия  — «это моя родина, которой я горжусь». 13,4 % считают ее страной больших возможностей, тем самым показывая, что связывают с ней свое будущее и надежды. 5,5 % респондентов называют ее «безнадежно отсталой страной», 4,2 % — «сырьевым придатком Запада».

Судя по ответам на этот вопрос, Россия - это место, куда респонденты, так сказать,  «определены» судьбой, но не более того. Страна не играет сколько-нибудь существенной роли, вызывающей гордость, сожаление, недовольство, т.е. определенные отношения, свидетельствующие об их неравнодушии.
В  целом представители молодежи демонстрируют понимание сущности гражданственности, осознают ее значимость. Под гражданственностью 50 % респондентов понимают «сознательное и активное выполнение человеком своих гражданских обязанностей и гражданского долга, разумное использование своих гражданских прав и свобод», 21 % — «принадлежность к своей стране». Более 16 % полагают, что это «патриотизм, гордость за свою страну, наличие чувства национального достоинства».
Важнейшим фактором, влияющим на развитие гражданской ответственности, выступает доверие личности государству и его институтам; если люди доверяют государству, то они будут и уважать закон. На вопрос «Доверяете ли Вы Президенту России?» большинство респондентов ответили положительно (в среднем 63 %), 28 % — отрицательно, 9 % затруднились с выбором ответа (см. рис. 2).
Однако в ответе на данный вопрос имел место заметный разброс мнений в зависимости от региона проживания. Так, в Москве Президенту РФ доверяют только 48,7 % представителей молодежи, в Омске — 77, в Екатеринбурге  —  уже только 69. Чем дальше от Москвы, тем больше доверия президенту. Это происходит от убежденности людей в том, что все беды исходят не от руководителя страны, а от исполнителей верховной и местной власти.
Значительная часть молодежи связывает несовершенство жизни в государстве с представителями власти, и это формирует негативный имидж государственной системы. Недоверие высказывается и к законотворцам, и к исполнительной власти (в том числе к власти на местах). Это во многом приводит к тому, что свою гражданскую позицию молодые люди проявляют через  содействие различным политическим партиям и в оппозиционной деятельности.
Недоверие у современной молодежи вызывают армия и полиция. Армии в среднем доверяют 38 % респондентов; полиции доверяют лишь 14 %. Это существенно подрывает имидж и государства, и правоохранительных органов. Это негативно сказывается на формировании гражданской ответственности, правосознания, правовой культуры молодых людей.
На вопрос «Доверяете ли Вы муниципальным чиновникам?» были даны еще более радикальные ответы. Респонденты Москвы ответили только отрицательно: «доверяю»  — 0 %; а в среднем по стране не доверят муниципальным чиновникам 64,6 %, доверяют только 7,6 %.

Большую роль в развитии демократического общества и гражданственности, как известно, играют СМИ. Молодое поколение россиян в полной мере осознает отчужденность СМИ от зрителя (читателя), утрату ими стремления к правде, достоверности, морали. Молодежь не доверяет СМИ. В среднем по России доверие СМИ высказывают 20 % респондентов, 47,6 % им не доверяют.

Уровень гражданского самосознания молодежи напрямую зависит от чувства патриотизма. На вопрос «Что означает, по Вашему мнению, быть патриотом?» большинство респондентов ответили: «Любить Родину, быть готовым служить ей, укреплять и защищать её» (56,7 % в среднем по России). При этом лишь 14,2 % понимают под патриотичностью готовность жертвовать своими интересами ради интересов страны. Для 22 % это означает «любить национальную культуру, следовать традициям своей страны», для 5,9 % — «подчеркивать превосходство своей нации перед другими, признавать ее исключительность». Такие ответы показывают, что современная молодежь относит патриотизм к разряду ценностей.
Однако важно при этом и самопозиционирование респондентов: относят ли они себя к патриотам? «Да» ответили 32,7 %, «скорее да, чем нет» — 49,5 %, «скорее нет, чем да» — 13, ответили отрицательно 4,8 %. Таким образом, молодежь считает себя патриотичной частью общества и готова укреплять и защищать ее, а также следовать ее традициям.

Означает ли патриотизм при этом готовность к тому, чтобы пожертвовать своими интересами во имя страны? Положительно на этот вопрос ответили 11,7 % респондентов, «скорее да, чем нет» — 42,3 %, «скорее нет, чем да» — 33,6 и «не готов»  — 12,3 %. Как видно из двух близких по значению вопросов, из 82 % респондентов, считающих себя патриотами, готовность доказать это имеют лишь 54 %. Вызывает обеспокоенность высокий процент тех, кто склоняется к отрицательному ответу — третья часть респондентов.
Важным для данного исследования был вопрос «Как Вы оцениваете современную общественно-политическую ситуацию в России?». Большинство опрошенных (44,6 %) полагают, что ситуация сегодня «недостаточно стабильная, но скорее позитивная». 28,1 % респондентов оценили ситуацию как «нестабильную и скорее негативную», 5,8 % — «критической, взрывоопасной» и 12 % затруднились дать ответ по этому вопросу (см. рис. 8).
Эти ответы показывают, что среди молодежи преобладают позитивные оценки политической ситуации в стране, что в свою очередь призвано еще более стабилизировать общество. Однако тот факт, что третья часть опрошенной молодежи видит ситуацию критически и негативно окрашенной, может вызвать деструктивное отношение к существующей политической системе (так как респонденты представляют собой часть электората), а также вызвать стремление покинуть страну, поскольку молодежь является самой мобильной социальной группой. В этом случае данный процент окажется уже достаточно опасным и имеющим существенное значение.
Ответ на следующий вопрос «По Вашему мнению, должны ли быть продолжены социально-экономические реформы в России?» показывает, насколько молодежь поддерживает курс развития государства. «Да, должны, причем максимально быстрыми темпами, даже при возникновении возможных негативных последствий для отдельных категорий людей» — так ответили 19,2 % респондентов. Большинство опрошенных (64,2 %) считают, что «должны проводиться, но постепенно и сбалансировано, с учетом интересов всех граждан».
И 16,7 % ответили: «Нет, общество устало от реформ, необходимо решить накопившиеся проблемы и начать жить спокойно, в стабильных условиях». Как видно, молодежь, будучи наиболее готовой к переменам, одобрительно высказывается о проводимых в стране реформах. При этом важно молодые люди замечают, что реформы учитываю интересы далеко не всех граждан и требуют корректировки. Государство, ведущее реформы в интересах всех граждан, возможно только в идеале, на практике же демократические системы должны стремиться к тому, чтобы были учтены интересы большего числа граждан.

И в заключение - еще один значимый вопрос, затронутый в данном исследовании: «Как, по Вашему мнению, государство относится к молодежи?». Ответы именно на этот вопрос в значительной степени показывают отношение молодежи к проводимой существующей властью молодежной политике. Так, 29,7 % респондентов считают, что государство относится к молодежи «заинтересованно», 18,6 — «безразлично», 47,7 — «использует в своих интересах», 4,1 % опрошенных выбрали «другое». Как видно, молодые люди отдают себе отчет в том, что их потенциал и активность используются как инструмент для решения тех или иных задач.
Этот ответ еще раз демонстрирует ситуацию «спектакля», при которой система власти создает видимость направленных усилий для обеспечения интересов граждан (в данном случае молодежи), в то время как сами граждане не видят этих усилий на практике и перестают доверять обещаниям. В свою очередь это недоверие сказывается и на самосознании самой молодежи, которая, не веря в собственные силы, проявляет аполитичность.
При этой оценке не стоит забывать о том, что молодежи в целом присущ протестный дух, дух перемен, новаторства, радикальные методы самовыражения. Поэтому важно осознавать, что не проявлявшая себя гражданская активность на фоне общего недоверия к государству и его представителям может оказаться мощным потенциалом, использованным теми или иными политическими силами как в конструктивных, так и в деструктивных целях.
Ученые полагают, что игнорирование и замалчивание этих процессов в сочетании с имеющим место недоверием молодежи к органам государственной власти могут стать серьезным фактором, угрожающим культурной безопасности России.

В современной России произошел кризис макросоциума; теперь нет определенного духовного и идейного ядра государства, потеряны важнейшей связи с собственными корнями, родиной, домом. Ослабление этой связи усилило стремление к постоянной перемене мест работы, жизнедеятельности, проживания, повлияло на распад семейных отношений (и отношений между поколениями), что дало человеку небывалую до этого свободу и безграничное одиночество. Человек эпохи свободы оказался не скован идейными цепями, гражданским долгом, семейными узами, ответственностью перед обществом (за исключением своего работодателя).
Профессиональная деятельность, потребление накопленных высокотехнологичным обществом благ и межличностная коммуникация (зачастую виртуальная и также ни к чему не обязывающая) заполнили индивидуальное бытие человека.
В условиях нестабильности современным молодым людям все сложнее соотносить себя не только с определенным социальным слоем или профессиональной группой, но и с такими социальными общностями, как государство и нация.
Отсюда возникает необходимость формирования у подрастающего поколения ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ, высоких нравственных, морально-психологических качеств, среди которых особое значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества.
Попробуем разобраться в понятийном аппарате.

Гражданин -  лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее все установленные законами обязанности.
Гражданское самосознание — важнейшая часть культуры человека, связывающая его с государством, в котором он родился и живет, а главное с народом, для которого он готов пожертвовать своим частным интересом.
Гражданское самосознание не означает служение государственной системе или власти; оно предполагает ощущение и осмысление собственной идентичности с другими гражданами и готовность к выполнению дела ради общего блага.

В гносеологическом плане гражданское сознание отражает социальное отношение «гражданин-государство» в единстве правового, политического, нравственного аспектов.
Правовой аспект гражданского сознания личности связан с правосознанием, с отражением социального отношения «гражданин — государство» как регулируемого нормами права. Поэтому гражданское сознание включает в себя: знание о механизме регуляции (что запрещается и что поощряется государством как субъектом правотворческой деятельности); знание о правах и обязанностях гражданина, включенного в отношение «гражданин -государство»; знание, о том, как гражданин может участвовать в определении своих прав и обязанностей; знание о праве, его идеях и принципах. Осознанный гражданский долг, нравственная ответственность — неотъемлемый компонент гражданского сознания. Перечисленные компоненты могут рассматриваться и как составляющие гражданского самосознания.

Воспитание гражданственности неотделимо от процесса воспитания личности в целом. Современные подростки и старшие школьники стремятся реализовать свой потенциал в стенах школы или вне ее, самоутвердиться, определить свои приоритеты. Задача образовательных и просветительских учреждений - создание условий для самоопределения молодого человека.
Актуальность гражданского воспитания в детской и молодежной среде выходит на первый план, являясь приоритетной в образовательной политике государства. Формирование гражданского сознания и самосознания учащихся среднего звена и старшеклассников тем и ценно, что для будущего страны важно не только, какие специалисты будут создавать будущее страны, но и какими будут их мировоззрение, гражданская, нравственная позиция.
       Согласно возрастной психологии Выготского, в возрасте 15-18 лет, происходит профессиональное и нравственное самоопределение, «открытие своего внутреннего мира», устремленность в будущее, формирование мировоззрения. В этот период развивается самосознание, которое побуждает личность соизмерять все свои стремления и поступки с определенными приступами и образом собственного «Я». В этот период интенсивно развивается эмоционально-волевая сфера личности и самоорганизация; происходит формирование нравственных, эстетических качеств и чувств, в том числе чувства гражданской зрелости и ответственности.

Именно в юношеском возрасте в результате активного включения в общественную жизнь и трудовую деятельность начинает формироваться развернутая система социально-нравственных самооценок, завершается развитие самосознания и в основном складывается образ «Я», складывается определенное мировоззрение как обобщенная система взглядов на мир в целом, на место человека в мире и на свое собственное место в нем.

           Гражданственность, как известно, предполагает не только любовь к Родине, уважение к историческому прошлому, но и активную жизненную позицию человека неравнодушного, ответственного, сопереживающего тому, что происходит вокруг, пытающего изменить ситуацию к лучшему, уверенного в этом. Учреждения, ведущие просветительскую работу (в т.ч. и библиотеки), призваны создавать условия для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы.

ИСТОЧНИКИ:

4 комментария:

  1. Серьёзное исследование, Наталья Васильевна! Молодец!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна, очень вам рада! Исследование не мое - в тексте указано, кем и когда проведено. А этот пост - мое будущее выступление на семинаре по воспитанию патриотизма. Спасибо, что заглянули!

      Удалить
  2. Интересная работа, Наталья Васильевна, серьёзная!

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Подводя итоги года: фотоОтчет 2020

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: