Уважаемые коллеги!
Библиотечные исследования являются источником разнообразных сведений об образовательных, информационных потребностях пользователей, методических и материально-технических нуждах библиотекарей. В связи с этим в библиотеках нашей ЦБС в прошедшем году было проведено несколько исследований, с результатами которых я хочу Вас познакомить.
Целью
анкетирования «СФОРМИРОВАННОСТЬ
ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ГРАЖДАНИНА-ПАТРИОТА» было выявить у молодого поколения муромчан
уровень сформированности эмоционально-ценностных отношений к патриотическим
ценностям. В опросе приняли участие 86 человек в возрасте от 13 до 25 лет, из
них девушек и юношей – равное количество (по 50%).
Анкета состояла из двух блоков. В первом был представлен ряд суждений, к
которым респондентам нужно было выразить свое отношение – «да», «нет», «не
знаю». Отрадно, что большая часть опрошенных выразили к ним позитивное
отношение. Есть и ребята, которые не отличаются общественной активностью и
выбрали вариант «нет» в позициях «Часто выполняю общественные поручения» и
«Активно участвую в жизни класса, школы» (по 29%). Вместе с тем значительное большинство
любит свой поселок/село и в случае серьезной опасности готовы встать на защиту
своей Родины.
Во втором блоке анкеты нужно было ответить на вопросы, выбрав
представленные варианты ответа.
Первый вопрос касался жизненных ценностей – респонденты могли выбрать 3
варианта ответов. Ответы на вопрос распределились следующим образом:
Среди
приоритетов нашей молодежи, как видно из диаграммы, находятся честь и
достоинство, свобода и друзья и справедливость. Думается, именно это позволяет
им пребывать в гармонии с собой и миром и именно это они ценят в окружающих.
Большинство
опрошенных считают себя патриотами и довольно часто участвуют в мероприятиях
патриотической направленности.
Они гордятся своей большой и малой родиной и своей принадлежностью к
гражданству России, что вполне ожидаемо, учитывая положительный ответ
относительно последних двух позиций первого блока анкеты.
В
вопросе №5 ребята могли выбрать 2 варианта ответов; ответы позволяют судить о
сформированности национального самосознания ребят. Они гордятся своей страной, больше всего –
Победой в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг., а также природой нашей
страны, ее военной техникой и наукой, спортивными достижениями
соотечественников, историей, культурой и искусством и принадлежностью к своей национальности.
Среди
предложенных определений патриотизма (4 варианта определения понятия)
большинству опрошенных импонируют два, объединяет которые любовь и преданность
своему Отечеству, стремление подчинить свои интересы интересам страны и
готовность к ее защите в случае необходимости.
В
целом анкетирование показало, что у молодого поколения муромчан довольно высок
уровень патриотизма. В сфере их ценностей преобладают нравственные идеалы.
Большинство опрошенных гордятся страной
и ее достижениями, любят свою малую родину и полностью или частично считают
себя патриотами. Ответы на некоторые вопросы говорят и о готовности защищать,
при необходимости, интересы государства.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Анкетированием
«Я И БИБЛИОТЕКА» были
охвачены учащиеся 5-6 классов в возрасте
10 – 11 лет. Вопросы анкеты касались отношения ребят к книге и чтению, важности
и значимости библиотек и библиотекарей, а также читательских пристрастий и
любимых книг и книжных героев.
Большинство
опрошенных школьников-муромчан берут для чтения книги в нашей, межпоселенческой
библиотеке им. М. А. Ульянова (82%) и считают (85%), что школа не может
существовать без библиотеки.
Среди
любимых произведений русских писателей названы «Звезда чародея» А. Иванова, «Муму»
И.С. Тургенева, рассказы А. Чехова,
«Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о царе Салтане» А. Пушкина, «Герой нашего
времени» М.Ю. Лермонтова, «Белый Бим Черное ухо» Г. Троепольского, «Двенадцать
месяцев» С. Маршака, и др.
Любимыми произведениями зарубежных
писателей стали: М. Твен «Приключения
Тома Сойера», Х.К. Андерсен «Снежная королева», Д. Родари «Чиполлино», произведения А. Линдгрен,
А.А. Милн «Винни-пух», Д. Роулинг серия книг о Гарри Поттере, П. Рэде «Ловушка
для дракона», Ж. Верн «Таинственный остров», Д. Д. Уинн «Моя тетушка – ведьма».
В ответе на вопрос «На какого литературного
героя ты хотел бы быть похож?» предпочтения выстроились следующим образом (по
убыванию):
· Гарри
Поттер - 14%
· Том
Сойер («Приключения Тома Сойера») - 10%
· На
героев книги «Звезда чародея» - 10%
· Мальвина
(А.Н. Толстой «Золотой ключик») - 4%
· Тимур
(А. Гайдар «Тимур и его команда») - 4%
· Снегурочка
- 4%
· Гермиона
Грейнджер («Гарри Поттер») - 4%
· Лиза
(Н.М. Карамзин «Бедная Лиза») - 4%
· Симорей
(П. Рэде «Ловушка для дракона») - 4%.
Но
большая часть опрошенных хотели бы быть самими собой (ответили «ни на какого»
38%).
Опрошенные
школьники чаще всего читают для души (90%) и при выборе книг пользуются
рекомендациями библиотекаря (34,2%), а обсуждают прочитанное в основном с
друзьями (71%). Если верить опрошенным, то в среднем за учебный год они
прочитывают 25-30 книг.
По
результатам анкетирования можно сделать вывод: чтение занимает важное и
значимое место в жизни подростков - среди анкетируемых определенное количество
времени для чтения выделяют все.
Дети
этой возрастной категории охотно посещают библиотеку и нуждаются в
рекомендациях ее сотрудников при выборе художественной литературы. Вместе с тем
ребята прислушиваются и к рекомендациям учителей, родителей, друзей.
Предпочтение
в чтении отдается ими фантастике, приключениям, детективам и книгам о
сверстниках, что вполне соответствует возрасту опрошенных.
Исходя
из этих ответов, библиотекарям необходимо быть в курсе всех новинок современного
книжного мира для того, чтобы успешно рекомендовать их читателям. Но главной
задачей библиотекарей остается внедрение новых интересных, инновационных форм
работы для поддержания внимания молодого поколения к книге, к чтению, к
библиотеке.
Рекомендуется организовывать выставки читательских
предпочтений, регулярно изучать читательские интересы, проводить рекламные
кампании по пропаганде новых книг среди читателей.
С целью выявления мотивов читательской деятельности
старшеклассников, их читательских потребностей и запросов в Карбызинской СБФ №8
было проведено исследование «СТАРШЕКЛАССНИКИ КАК ЧИТАТЕЛИ». Им
были охвачены 10 учащихся старших классов местной школы.
Все они являются читателями библиотеки более 5 лет, хотя посещают
ее не очень часто. В основном ребята обращаются в библиотеку за книгами для учебы (выполнения школьных
заданий), и большую часть опрошенных (58%) фонды библиотеки удовлетворяют.
Также респондентов интересует информация по разным хобби. На досуге же ребята
читают в основном приключенческие романы и фантастику (59%) (при выборе которых
руководствуются рекомендациями друзей, учителей, родителей, а также
библиотекаря), молодежно-развлекательные
и научно-популярные журналы (по 35%). Ребят устраивает режим работы
библиотеки, но все-таки часть их (немногим более 20%) высказали пожелания о
пополнении фонда новой литературой.
При подведении итогов исследования библиотекарь Карбызинской СБФ Е.
В. Китаева отмечает, что в большинстве своем учащиеся являются достаточно
активными читателями абонемента и ответ
на 3 вопрос показал удовлетворенность фондом абонемента библиотеки. Цель
посещения библиотеки у этой категории пользователей в основном –
образовательная, но треть опрошенных назвали и другую – «найти книгу для души».
При ответе на один из вопросов учащиеся отметили, что при выборе книг
пользовались консультацией библиотекаря. К тому же некоторые их опрошенных
являются большими друзьями библиотеки и
помощниками библиотекаря при подготовке и проведении массовых мероприятий. В целом,
по отзывам старшеклассников, работа библиотеки оценена положительно,
следовательно, в селе она не утратила своих позиций как общедоступный очаг
культуры и досуга населения.
В этом же филиале было проведено анкетирование «ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ
СОВРЕМЕННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕКИ». Целью его было
выявить предпочтения читателей в области
художественной литературы.
Анкетированием было охвачено 30 взрослых
пользователей (из них 9 мужчин и 21 женщина), что составляет 12 % от общего
количества читателей. 98% опрошенных читают
художественную литературы, потому что им это нравится и они получают от
процесса удовольствие (45%), это является
отдыхом, способом досуга (40%), способом отвлечься от проблем и забот
(15%).
Среди жанровых предпочтений лидируют отечественные и зарубежные
детективы, фантастика, любовные романы и поэзия. Произведения современных
российских авторов читатели чаще всего берут в библиотеке; есть среди
опрошенных и те, кто покупает книги или скачивает электронные в Интернете.
Наиболее популярны Т. Устинова, Д. Донцова, А. Маринина, П. Дашкова, Т.
Полякова, Е. Вильмонт. Половина опрошенных подтвердили, что при выборе
литературы они нуждаются в рекомендациях библиотекаря, однако от предложения
составить рекомендательный план или список чтения 35% опрошенных отказались,
остальные – проигнорировали вопрос. В любом случае, сотрудник библиотеки должен
быть в курсе книжных новинок и хорошо ориентироваться в фонде библиотеки.
В вопросе №8 респондентам было предложено
сформулировать названия книжных выставок, которые они хотели бы в ближайшее
время увидеть в библиотеке. Пожелания были сформулированы следующим образом:
«Новинки современной российской литературы» (5%), «История России в
художественной литературе» (2%), «Современная зарубежная литература» (15%),
«Современные писатели - детям» (10%).
Выводы по исследованию.
1.Большинство читателей уделяет в своём чтении место
художественной литературе, что не может не радовать.
2. Читатели отдают предпочтение любовным романам и
современным российским и зарубежным детективам, из чего следует сделать вывод, что в чтении пользователей
библиотеки преобладают книги развлекательного характера. Те, кто указал также и
собственный вариант, отметили фэнтези, приключения, научную фантастику.
4. Большинство опрошенных указали, что произведения
современных российских авторов они берут в библиотеке.
По итогам исследований и наблюдений библиотекарь
сделала следующие общие выводы о современном взрослом читателе: у этих
пользователей сократилось читательское время (причиной чему являются загруженность
на работе и дома, наличие телевизора и компьютера). Преобладает чтение досуговое,
«легкое». Серьезных, вдумчивых читателей почти не осталось, однако, исходя из
результатов проведенных исследований, можно констатировать, что интерес
читателя к литературе сохранился.
Интересные исследования проводит ваша библиотека! Молодцы, коллеги!
ОтветитьУдалитьБлагодарю, Ирина Михайловна!
Удалить