Введите поисковый запрос здесь

понедельник, 17 сентября 2018 г.

Воспитание толерантности: основные направления работы библиотек с подрастающим поколением

16 НОЯБРЯ - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Понятие толерантности несет в себе идеи многообразия, равенства, отказа от доминирования и насилия одного над другим, касается ли это отдельных людей, групп людей или целых народов и государств. Толерантность в таком ее понимании должна стать важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
Между тем, понятие "толерантность", имея глубокие исторические корни, в наше время постигается и "приживается" с большим трудом. Многие вообще не знакомы с этим понятием, а некоторые трактуют его превратно, что еще опаснее. Толерантность ассоциируется с антипатриотизмом, с отказом от собственного национального и человеческого "Я", с преклонением перед "чужестранным", чаще всего американским образом жизни и мышления и т.п. 

С другой стороны, психологически понятная и подогреваемая многими СМИ ассоциативная связь «Терроризм= мусульманство» влечет за собой осознанный отказ от толерантного отношения к мусульманам и "лицам кавказской национальности".
Толерантность в этом случае понимается как призыв к всепрощению, примирению с терроризмом.
Получены любопытные и красноречивые результаты анкетирования, проведенного среди социальных педагогов (т.е. воспитателей!) и учащихся 10 класса в одном из регионов России. С утверждением, что "истинной может быть только одна религия", согласились 7% педагогов и 19% учащихся; с тем, что "есть нации и народы, к которым трудно хорошо относиться", согласились 25% педагогов и 46% (!) детей. Наконец, самое страшное, на наш взгляд, утверждение, что "государство имеет право к своих интересах пойти на ущемление какой-либо нации", безоговорочно поддержали 10% педагогов, и 27% десятиклассников, а еще 20% взрослых и 23% детей поставили знак вопроса, то есть допустили такую возможность…
 Разумеется, этот опрос, коснувшийся всего нескольких десятков человек, не претендовал на репрезентативность. Тем не менее, его результаты, видимо, все же отражают какие-то тенденции в российском обществе.
Таким образом, проблема формирования толерантного сознания оказывается более чем актуальной, и решение ее требует комплексного подхода, организации определенной системы целенаправленных действий. Причем процесс этот должен быть разнонаправленным и многоступенчатым. 

Формировать толерантное сознание у подрастающего поколения может только толерантный учитель, библиотекарь. В работе с данной возрастной категорией пользователей, прежде всего, должно быть уточнено и расширено само значение понятия толерантность, причем одним из самых важных для усвоения должен быть такой его аспект, как "толерантность к самому себе и к своему народу". Должен быть разрушен психологический стереотип: принятие "другого" есть отказ от самого себя - и осознано отношение к "общечеловеческим" ценностям как к конкретному - разнонациональному - воплощению нравственных и духовных идеалов всего человечества. Нельзя быть подлинно толерантным без любви "к отеческим гробам", будучи равнодушным к судьбам собственного парода. Но и нельзя быть настоящим патриотом, любя только собственный народ и ненавидя или презирая вес остальное человечество.

При таком подходе даже изучение истории, природы и культуры родного края может быть соотнесено с воспитанием не только патриотизма (как это бывает чаще всего), но и толерантности. В основе должно быть положено восприятие "малой родины" как Дома, от порога которого начинается Дорога в большой мир. Родной край - Россия - Мир - таковы те ступени, те концентрические круги, по которым последовательно продвигается маленький человек, постоянно расширяя границы доступных ему географических и культурных "пределов". Понятие толерантности, таким образом, оказывается неразрывно связано с так называемым "глобальным мышлением", формирование которого также является одной из важнейших, стратегических целей современного российского образования.
Понятие толерантности многогранно и включает в себя самые разные грани межчеловеческих, межличностных отношений. И работа по формированию толерантного сознания у юного поколения также должна быть многогранна и разнонанравлена.

Конечно, в первую очередь это проблема воспитателей, библиотекарей, социальных педагогов и психологов. Особенно трудно формируется толерантность к "другому", когда речь идет о национальных и религиозных различиях. Ни для кого не секрет, что своего рода биологический инстинкт неприятия и агрессии срабатывает по отношению к чему-то незнакомому, непонятному, "чужому": не такой, как я, значит, - «плохой» , «неприемлемый”. И важнейшим шагом в процессе формирования толерантного сознания должно быть психологическое преобразование «чужого» - в другого", и не просто в "другого", но - именно этим и интересного! Залогом такого преобразования может и должно стать своего рода «приближение» к национальному миру других народов в самых разных его проявлениях.


 Разные направления работы в библиотеке, например, литературы или искусства, где эстетическая составляющая напрямую и особенно сильно воздействует на эмоциональный мир личности, ее ценностные ориентации, - дает множество возможностей для обращения к проблеме толерантности.
Один из путей приближения к "чужому" миру «других» - это обязательное, хотя бы самое общее, знакомство с различными мировыми религиями. Должны быть созданы условия для знакомства с разными культурными, религиозными ценностями. Опыт показывает, что многие, в том числе и педагоги, библиотекари имеют слабое представление даже о самых распространенных мировых религиях, таких, как мусульманство, иудаизм, буддизм. Они искреннее удивляются, узнав, что большая часть Ветхого завета - это иудейская Тора, а пятая часть Корана - это пересказ большинства библейских сюжетов; они не знают хронологии и не подозревают об органической преемственной связи мусульманства с христианством и иудаизмом.

А между тем, совсем нетрудно найти во всех трех Священных книгах аналогичные сюжеты, почти прямые словесные совпадения:

- "И сказал Всесильный: "Да будет пространство посреди воды и отделяет оно воду от воды… И назвал Всесильный пространство - небом.." (Тора)

- "И сказал Бог: "Да будет твердь посреди воды и да отделяет она воду от воды… И назвал Нос твердь – небом... " (Библия)

- "Он разъединил моря, которые готовы встретиться. Между ними преграда, через которую они не устремятся. Какое же из благодеяний Господа вашего вы сочтете ложным?" (Коран)

Осознание подобной общности взглядов и идеалов - первый шаг к формированию толерантности.
В том же ряду стоит и необходимость очень осторожного, деликатного отношения к религиозным чувствам детей - представителей разных конфессий. Например, два учителя в рождественские дни проводят урок по рассказу Ф. Достоевского "Мальчик у Христа на елке". Вполне закономерно, что речь идет не только о рассказе, но и о празднике Рождества, урок проходит в атмосфере праздничного христианского, православного единения.
Но после урока выясняется, что не все ученики класса русские по национальности, из православных христианских семей, - выяснилось, что учителя об этом даже не задумались и что некоторые ребята могли чувствовать себя на этом уроке не слишком уютно. Чтобы этого не случилось, необходимы следующие слова перед началом урока: "Сегодня мы все празднуем православный праздник Рождества, а у других народов, к которым принадлежат и некоторые наши ученики, - есть свои праздники, и мы, в свой черед, их тоже все вместе отметим", - тогда этот светлый праздник, действительно, стал бы общим, а данный урок послужил бы отличным примером занятия по теме толерантности.

Большую помощь в формировании толерантности может оказать и обращение к мировой истории - к тем ее эпизодам, которые свидетельствуют о страшных последствиях интолерантности, человеконенавистничества, будь то религиозные войны средневековья, или фашистские зверства в 20-м столетии, или сталинские расправы над целыми народами. Геноцид армян в Турции в 1914 г., трагедия чеченского народа, на десятилетия лишенного права жить на земле предков; Холокост - уничтожение фашистами 6 миллионов евреев - половины всех евреев, живших на земле, - все это не просто эпизоды истории этих народов, но события, катастрофические для всего человечества. Часто приходится слышать: "Это - не наша, это чужая история. Какое дело русскому человеку до Холокоста и до геноцида армян! Не нужно забивать головы детям "лишними" знаниями".
Это пагубная позиция. Конечно же, пострадавшие народы помнят свои "Катастрофы" (на древнееврейском языке истребление евреев Гитлером называют "Шоа", что в переводе означает - "катастрофа"). Но о позорных страницах мировой истории должен знать и помнить любой культурный человек, это - как тот самый колокол, который звонит по каждому из нас, который напоминает, до чего может дойти человечество, если на земле не восторжествует толерантность! Любое ограничение прав человека по национальному, расовому, классовому или религиозному признаку - это дорога к Холокосту!
Еще один путь формирования толерантного сознания - приобщение к богатству культуры других народов.
Следующий шаг на этом пути - знакомство с мировой художественной культурой, в первую очередь литературой. Не секрет, что сегодня многие считают, что незачем тратить дорогое время на знакомство и изучение произведений зарубежной литературы, даже таких, как «Гамлет" или "Фауст", что главное - приобщить детей к родному, национальному! Между тем, быть может, это один из наиболее плодотворных путей формирования толерантности - не просто знакомство с другим", но поиск в "другом" - "своего", опять-таки - общечеловеческого; углубление в "чужой" эстетический мир, который в результате будет восприниматься не отстраненно, как явление "чужое" и потому, может быть, чуждое, но как нечто личностно значимое, эмоционально и интеллектуально "созвучное" и "сопереживаемое".
Когда заходит речь о зарубежном искусстве, об иностранной литературе, в качестве примеров, как правило, приводятся исключительно западные имена. Этот "европоцентризм" закономерен: он идет от сложившейся традиции школьных и вузовских программ. Между тем хотя бы беглое знакомство с творчеством Саади, Омара Хайяма, Хафиза и других великих поэтов мусульманского Востока, с искусством Китая и Японии должно стать одним из критериев уровня общей культуры современного человека - и мощным фактором формирования его толерантного сознания, его постижения равноправности и равновеликости всех национальных составляющих мировой культуры.
Этот культурологический аспект имеет еще одну очень важную сторону. В направлениях работы с подрастающим поколением по тематике искусства и литературы можно выделить те моменты, которые касаются взаимодействия русской культуры с инонациональными мирами и ее эстетического обогащения в этом взаимодействии.
Особое - пограничное между Востоком и Западом - географическое положение России обусловило и особое место гак называемой "восточной проблемы" не только в её истории и экономике, но и в философии и в эстетике.
В России издавна существовали две тенденции самоопределения: "Мы под Востоком не можем разуметь Россию... Россия... принадлежит к Европе» (Белинский), а с другой стороны, - знаменитое блоковское "Да, скифы мы, да, азиаты мы...". Но в то же время философы и историки говорят об особом, "двуедином", двунаправленном пути России, о ее великой роли как связующего звена между Западом и Востоком. "Двуликий Янус, Русь глядела одновременно на Азию и Европу" - эта мысль писателя 19 в. А. Бестужева- Марлинского так или иначе варьируется едва ли не в каждой критической
статье, в любом эстетическом трактате 19-20 вв., обращавшихся к этой проблеме, и выражает ощущение исключительной - "двуединой" -национальной сути русского государства и русского национального характера.
Возможно, именно поэтому инонациональные культурные миры (и в наибольшей степени - как раз близкие географически культуры восточные) всегда привлекали внимание русских художников слова.
"Слог восточный был для меня образцом", - писал А.С. Пушкин, создавая свою поэму "Бахчисарайский Фонтан", а затем - цикл "Подражания Корану", стихотворение "Из Гафиза" - всего около 50 произведений на восточную тему.
"Судьбе, как турок иль татарин, за все я равно благодарен… Быть может, небеса Востока меня с ученьем их пророка невольно сблизили...", - писал Лермонтов о самом себе.
Не только "детский" рассказ "Кавказский пленник", но серия кавказских рассказов, в том числе знаменитый "Хаджи-Мурат" – результат обращения к Востоку Л. Толстого, интересовавшегося, помимо Кавказа, еще и буддизмом, переписывавшегося с индийским писателем Р. Тагором, индийским философом Махатмой Ганди.


Разумеется, содержание современных направлений работы с юными читателями и так перенасыщено, и речь не может идти о подробном знакомстве с деталями и закономерностями сложного многовекового процесса межкультурных взаимодействий. Однако дать представление о богатстве этого процесса и его плодотворности для национального художественного развития - еще один шаг на пути формирования толерантного сознания гражданина современной России!


Другие мои публикации по толерантности:

ТОЛЕРАНТНОСТЬ: УЗНАЕМ ДРУГ ДРУГА. Тренинг - час

Помни, что ты только человек. Проблема толерантности в современном мире.


Консультация была подготовлена в 2012 году зав.сектором обслуживания читателей-детей МБ им. М. А. Ульянова Лилией Викторовной Марковой

8 комментариев:

  1. Спасибо за интересную информацию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! думаю, коллегам консультация пригодится.

      Удалить
  2. Наталья Васильевна, здравствуйте! Интересная информация, спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Да, консультация хорошая. Выложила бы раньше, но не было ее электронного варианта. Дело в том, что , когда в 2010 году на моем рабочем компе сгорел жесткий диск, то и были, соответственно, утеряны многие документы. Вот и эта консультация была только в распечатке. Наконец дошли руки отсканировать, поправить и выложить. Спасибо за отзыв!

      Удалить
  3. Материал будет полезен и коллегам-библиотекарям, и педагогам. Спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Анна Борисовна, материал этот, скорее, для каких-либо методических выступлений.

      Удалить
  4. Очень хорошая статья! Поставлю ссылку на статью в группе нашей библиотеки на Фейсбуке. Спасибо!

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: