среда, 16 декабря 2015 г.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ: УЗНАЕМ ДРУГ ДРУГА


Тренинг - час

Эпиграф:
«Если я чем-то на тебя не похож,
я этим вовсе не оскорбляю тебя,
а, напротив, одаряю».
(Антуан де Сент - Экзюпери)
 
Цель занятия:
 развивать у участников черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.
Задачи:
1) преодоление психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;
2) формирование представления о понятиях толерантной и интолерантной личности,
3) развитие способностей адекватно и полно познавать себя и других людей.

Ход занятия:

Добрый день, ребята (дорогие друзья) ! Начинаем наше занятие - час знакомства, игры и общения. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Спасибо!


I.             Блок «Узнавание»

Тема нашего занятия «Толерантность: узнаем друг друга». А с чего, как вы думаете, начинается «узнавание» человека? С чего начинается наше «Я»?
( Ответы). С нашего имени! Известный античный поэт Гомер говорил:
                     Между живущих людей безыменным никто
                     не бывает
                     Вовсе, в минуту рождения каждый –
                     и низкий, и знатный –
                     Имя своё от родителей в сладостный дар
                     получает.
Статья 7 Конвенции ООН о правах человека закрепляет неотъемлемое право каждого человека на имя с момента своего рождения.
Так давайте познакомимся, представимся друг другу. Но сделаем это не совсем традиционно.

Итак, наше первое упражнение «Звали, зовут, будут звать...»
Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произ­носят, к примеру: «Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич».

(Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух, звучат непривыч­но, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориен­тир на будущее, на взросление.)
Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувст­вовать их настроение, стараться никого не обижать.

А знаете ли вы, что в разных странах приняты различные способы приветствия:
§  Россия – объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки.
§  Китай – легкий поклон со скрещенными на груди руками.
§  Франция – рукопожатие и поцелуй в обе щеки.
§  Индия – легкий поклон, ладони вытянуты по бокам.
§  Япония – легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам.
§  Испания – поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера.
§  Германия – простое рукопожатие и взгляд в глаза.
§  Малайзия – мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев.
§  Эскимосская традиция – потереться друг о друга носами.

«Жизнь - театр, у каждого свои роли». Упражнение «Роли».

Запишите на листочке: КТО Я? И после этого напишите все свои жизненные «роли»: ученик, сын, внук, друг, помощник и т. д. (Участники выполняют задание, 2 мин.)

Давайте посмотрим на то, что вы написали. Можно наверняка добавить к списку ролей и «сосед», и «знакомый», и «пассажир»... У каждого из нас их очень много. Одни роли приходят и уходят, другие остаются навсегда. Одни нам нравятся, а другие нет, и мы хотим от них скорее избавиться.

Упражнение «Представление в парах»
 Ведущий: «Чтобы лучше узнать друг друга, нужно поближе познакомиться и сделаем это вот каким способом. Разбейтесь пары так, как сидите, начиная от меня по часовой стрелке. (Участники разбиваются. Если их нечетное число, крайнему пару составляет ведущий). Сейчас у каждого в паре будет по две минуты на то, чтобы рассказать партнеру главное о себе, и обязательно - чем ты, на твой взгляд, отличаешься от здесь присутствующих. Может быть, ты что-то лучше всех умеешь делать или у тебя есть необычное хобби. Итак, на весь процесс есть четыре минуты. После этого вы будете представлять друг друга всей группе. Для этого первый встает, называет имя своего напарника и рассказывает о нем то, что узнал. Потом то же делает второй. Затем очередь переходит следующей паре».
(Назначение процесса: ведущий запоминает имена участников, участники несколько открываются друг другу, в занятии возникает тема межиндивидуальных различий и уникальности каждого человека)

Ведущий:
ü Добрый человек несет мир - говорят  русские.
ü Сделаешь добро, добро найдешь - говорят удмурты.
ü Добро и собака не забывает - говорят мари.
ü Добрый конь не устает, добрый человек не отказывает в помощи - говорят татары.
ü Доброта рождает доброту - говорили персидские мудрецы.
 Давайте и мы с вами сделаем доброе дело.

Упражнение «Волшебный стул» (В центр круга или перед участниками ставится стул, на него по очереди садятся участники. О сидящем на стуле другие участники  говорят только хорошее).

Теперь мы с вами знакомы, мы немного узнали друг о друге, и самое время провести упражнение «Учимся ценить индивидуальность»
  
            Участники рассаживаются по кругу,  каждому дается бумага и ручка.

Ведущий:
Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы – «как все», но не менее важна и наша индивидуальность. Её можно и нужно ценить.
      Напишите о тех признаках, которые отличают вас от других. Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов. Информация должна носить позитивный характер. На это отводится 3-4 минуты. После того, как вы будете готовы, мы зачитаем записи вслух, а группа будет отгадывать, кто автор утверждений.
               (на выполнение задания 4мин., после чего ведущий собирает листочки, записи зачитываются, участники определяют автора. Если этого не удаётся, то автор сам называет себя)
          
(Участники  ещё раз отмечают положительные аспекты того, что люди не похожи друг на друга. Они становятся интересны друг другу, могут найти нестандартное решение проблемы, учатся друг у друга. Если бы люди ценили собственную индивидуальность, им было бы легче принимать отличия других.)

Любой человек –
Частица природы,
Живет по законам
Капризной погоды:
То стойкое солнце
Светит в оконце,
То горькие бури
(Источники хмури
Сердечной)
Его теребят бесконечно.
От солнечных дней
Скрываться не надо,
Расслабься и млей,
Не мечтай о прохладе,
Ведь солнце это –
Любовь и друзья,
От них укрываться
Грешно и нельзя…

II. Блок «подвижных» упражнений (участники встают со своих мест, выходят на свободное пространство)

Игра «Белая ворона».
1.     Попросим ребят стать в круг спиной к центру.
2.     Прикрепить каждому листочек бумаги разных цветов и только один белый.
3.     Все поворачиваются лицом друг к другу и начинают искать других, похожих на себя.
4.     После того, как все группы сформировались, подходим и берём за руку одинокого «белого». Спрашиваем его, что он чувствует:
·        Что ты почувствовал, когда понял, что ты один и нет такой группы?
·        Попадал ли ты в жизни в подобную ситуацию?
·        Похожее ли ты испытывал чувство в той ситуации?
Спрашиваем ребят из других групп:
·        Каковы были ваши ощущения, когда вы нашли похожих и сформировали группу?
·        Что вы чувствуете по отношению к одинокому участнику?
·        Хотелось бы вам оказаться на его месте? Почему?
- Теперь, я надеюсь, вы понимаете, что чувствуют отвергнутые обществом люди. Какой вывод мы можем сделать из этой ситуации?

Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!

В жизни, в природе очень редко встречаются два абсолютно одинаковых человека. Давайте разделимся по цвету глаз (карие, зеленые, голубые, серые…). Давайте скажем, чем замечательны наши голубоглазые (кареглазые, сероглазые, зеленоглазые…). (Дети свободно высказываются.)

А теперь разделимся, кто в какое время года родился? Я родилась осенью… А  вы? Давайте скажем, чем замечательны те, кто родился осенью, летом, зимой, весной.

Упражнение  Камушек в ботинке
У каждого человека имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой «камушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Классный руководитель просит ребенка найти в себе то, что мешает жить ему в мире с собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна).

Упражнение   Жемчужина в раковине
Естественно и то, что каждый человек является носителем только ему присущих индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических, ситуациях. Педагог предлагает ребенку отыскать в себе то, что является его наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).

Упражнение "Я – хороший, ты – хороший"

Участники находятся в кругу, у ведущего в руке мяч. Ведущий кидает мяч рядом стоящему участнику и называет положительное качество этого человека, этот участник должен передач мяч следующему, назвав его положительное качество, и т.д. Мяч должен побывать у всех.

ü Какие чувства вы испытывали, когда мяч оказался у вас в руках и было необходимо назвать свое положительное качество?
ü Какие чувства испытали, когда вы делали комплимент другому?
ü Какие чувства испытывали, когда комплимент сделали вам?


 «Этот  цветок только для тебя»  (каждый может подарить цветок только один раз и только тому, кого он уважает, ценит больше всего, причём, вручая цветок, нужно сказать, почему выбран именно этот человек);

Заключительное действие — «Рука к руке»
Все встают в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Левой рукой обнимают соседа за талию, а правую вытягивают к центру круга. Получается своеобразный «цветочек».

Ведущий:
 Вот тебе моя рука
 Ведь каждый из нас индивидуальность
           И в этом конечно и есть уникальность!
 Различиями нашими мы будем восхищаться!
           Друг другу доброту дарить и просто улыбаться!
 Мы разные? Мы равные!
           И нет преград для дружбы

(Участники усаживаются за столы)

III.Завершение мероприятия

Творческая работа «Дерево толерантности»
Требуемое оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, бумага в форме ли­стьев (например, березы), ватман, на котором изображено дерево без листьев.

Инструкция:
«Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы ваша школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными». Затем листоч­ки приклеиваются на дерево.

Вывод:
Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все дети в классах были преданными друзьями. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, то есть быть толерантным.

- Итак, давайте сделаем вывод: как стать толерантным человеком?
/Ответы участников/

·        Уважайте людей со всеми их различиями физического или религиозного характера, различиями в образе жизни или мыслей.
·        Умейте чувствовать рядом с собой человека.
·        Каждый человек имеет право на индивидуальность, нужно уважать это право
·        Помните, что сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее.
- Я бы хотела, чтобы мы добавили ещё одно правило:
·        Нужно оставаться самим собой, имея чувство юмора, видеть свои ошибки и недостатки.
       Вы скажете – это сложно. Нет, начните с малого и двигайтесь потихоньку. Если проявляем толерантность по отношению к самому себе, то мы становимся толерантными по отношению к другим и тогда нам легче принимать их такими, какие они есть.




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Подводя итоги года: фотоОтчет 2020

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: