Поиск по блогу

Читаем детям

воскресенье, 30 сентября 2018 г.

«На земле друзьям не тесно»: воспитание толерантности в библиотеке




Само понятие толерантности вошло в нашу жизнь сравнительно недавно. ЮНЕСКО приняло Декларацию о принципах толерантности в 1995 году и провозгласило ежегодно отмечать день толерантности 16 ноября.
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Академик Лихачев писал, что к своей культуре обязательно для каждого грамотного человека такое же отношение, как к культуре других народов. "Нельзя уважать себя, не уважая соседа, нельзя уважать соседа, не уважая себя".
Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. Поэтому необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.
Книги — незаменимый и неисчерпаемый источник духовного богатства каждой нации, каждого человека. «Библиотека – территория толерантности» – такой лозунг можно услышать часто в последние годы, хотя ничего нового для библиотечного дела в этом лозунге нет. С древнейших времён и до наших дней библиотеки сохранили статус особого общественного института, определяющей ценностью которого являлась бесплатность и доступность, куда можно войти просто так – провести время, встретиться с друзьями, обменяться мнениями.

Настоящие методические рекомендации призваны оказать помощь педагогам, вожатым, библиотекарям в организации массовой работы по воспитанию толерантности у подрастающего поколения.

Методические рекомендации
Библиотекарь как пример толерантности
Что такое толерантность? Словарь иностранных слов объясняет происхождение слова и даёт два его значения, одно из которых – общеупотребительное (терпимость, снисходительность к кому - или чему-либо), второе – принятое в биологии и медицине («потеря или снижение способности организма к выработке антител в ответ на антигенное раздражение») Для нас, библиотекарей, очень важно понять и соблюдать суть второго, специального значения толерантности. Мы должны понимать, что наша работа весьма специфична – она не выносит раздражения. Надо уметь разбираться в людях, в наших реальных и потенциальных пользователях, понимать их. А для этого нужно много читать, набирать опыт общения, развивать свои коммуникативные способности и собственную культуру. В числе читателей любой библиотеки могут оказаться не только «люди, приятные во всех отношениях», но и инвалиды, а среди здоровых – представители различных национальностей, представляющих не только нашу страну, но и ближнее и дальнее зарубежье, читатели, которые плохо владеют языком, на котором работаем мы (или вовсе его не знают). И с ними, для кого русский язык – не родной, библиотекарю надо наладить контакт, найти возможность общения. В любой ситуации выручит открытость, улыбка на лице, добрый взгляд.
Библиотекарь должен спокойно относиться к людям, поскольку толерантность – это терпимость, стремление к установлению и поддержанию теплых отношений с людьми, поскольку все люди разные по характеру, темпераменту, умению общаться, которые по-своему адаптируются к сложившейся ситуации, и к особенностям их характера и этноса нужно относиться терпимо.
Быть толерантным библиотекарь должен и в отношениях с детьми. Особое внимание им нужно уделять в переходном возрасте, чтобы подростки сами учились терпению и пониманию других людей, сверстников.
Но воспитать в себе толерантность - мало. Надо поработать и со своими читателями. Здесь много интересных направлений, и по каждому из них инициативный библиотекарь может продумать и провести серьёзную работу.
Теоретическая часть
Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 г. в Париже 185 государствами – членами ЮНЕСКО, включая Россию), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности».

Понимание толерантности в разных языках примерно одинаковое:
¾                В английском – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь».
¾                Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов».
¾                В китайском языке быть толерантным – значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».
¾                В арабском языке толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим».

Выделяют критерии толерантности:
·       взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.);
·       равноправие (равный доступ ко всем благам, независимо от цвета кожи, расы, культуры, вероисповедания);
·       равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
·       сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
·       возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
·       свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;
·       сотрудничество и солидарность в решении общих проблем.

Толерантности противостоит ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ – нетерпимость, основанная на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Она породила такие понятия как «расизм», «национализм», «фашизм», «этнические чистки», «политические репрессии», «религиозные преследования».

Основными понятиями, связанными с проявлением нетерпимости, выступают:
нацизм – крайняя форма экстремизма, основанная на национальном признаке, господство над другими нациями (фашизм);
национализм – форма национального самосознания;
ксенофобия – любая неприязнь к иностранцам;
дискриминация – ограничение в правах части населения по расовому, национальному или религиозному признакам;
геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам. Одно из тягчайших преступлений человечества;
расизм – противоправная национальная политика, форма дискриминации, ставившая целью угнетение представителей одной расы над другой.
Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно — терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Казалось бы, так просто — живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не получается. Очевидно, проблема терпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют. Поэтому огромную важность сегодня для нашей страны имеет теоретическая и практическая разработка принципов, методов, форм и содержания нового, культурного образования, воспитания.
В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться в том случае, если искажаются научные данные или сведения, экспериментально доказанные.
Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.

Методическая часть
Библиотека как учреждение культуры является психологически комфортным пространством для различных категорий пользователей, центром, где рождаются и живут принципы терпимости. Всю работу библиотек по направлению «толерантность» условно можно разделить на три направления:
      Библиотека - центр толерантности - направление призвано объединить идеи толерантности, библиотечное сообщество и пользователей, создать систему, в которой понятие толерантности станет звеном в цепочке отношений библиотекарь - библиотекарь, библиотекарь - пользователь, пользователь - библиотекарь и, в конечном итоге, одним из принципов межличностных отношений.
      Межкультурный диалог - направление раскрывает богатство культурного наследия, его разнообразие и единство, особенности и ценности. Основой должен стать комплекс мероприятий, посвященных многонациональной Свердловской области, адаптацией жителей в культурных пространствах городов Свердловской области.
      Мировые религии - направление приглашает к разговору о мировых религиях, их происхождении, эволюции, тенденциях развития; о единых источниках религии и культуры; взаимоуважении и взаимопроникновении культур.
Именно целенаправленная работа библиотек области по всем трем направлениям позволит в пользователях воспитать чувство толерантности, особенно это актуально в молодежной среде.

Цель библиотечной работы по воспитанию толерантности:
- воспитание культуры толерантности в детско-подростковой и молодежной среде, связанной с признанием и уважением разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, профилактика любых форм интолерантного поведения.


Задачи:
- знакомство детей, подростков и молодежи с понятием «толерантность», его места в системе гражданских ценностей, историей появления праздника, посвященного Международному Дню толерантности;
- укрепление ценностных установок пользователей на межнациональное, межконфессиональное согласие, культуру ненасилия и мира;
- выработка у пользователей активного неприятия любых форм дискриминации;
- создание условий для применения пользователями знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей в российском поликультурном, полиэтничном и поликонфессиональном обществе,
- овладение пользователями позитивной практикой решения возможных противоречий, обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;
- развитие социальной восприимчивости, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию, развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи.

Планируемые результаты:
- актуализация проблемы формирования толерантного сознания молодежи;
- проведение Дня толерантности станет традиционными и ляжет в основу разработки комплекса мероприятий, объединенных идеей воспитания толерантности;
- уменьшение проявлений межличностной, этнической, религиозной, политической и т.п. нетерпимости в детско-подростковой и молодежной среде.

Основные идеи и принципы, которыми следует руководствоваться в воспитании толерантности в детях:
1.  Создание системы условий (социальных, педагогических, социокультурных), способствующих формированию толерантных взглядов и навыков толерантного поведения в обществе, согласно основным документам о правах человека.
2.  Выработка стратегии общения, которая должна предотвращать любые проявления расизма, шовинизма и экстремизма, посредством создания благожелательной атмосферы в любых детских коллективах, где акцент делался бы на различные объединяющие моменты: культурное наследие, вклад в развитие науки и искусства, положительные черты национальных характеров и т. д.
3.  Реализация идеи воспитания в детях открытых и уважительных отношений к другим людям, то есть учить детей видеть и принимать различия культур, религиозных убеждений и быта других народов.
4.  Создание благоприятного микрокосмоса культурного и межэтнического взаимопонимания, в котором каждый ребёнок, независимо от национальной принадлежности, чувствует себя защищённым и способным к открытому взаимодействию с миром.

Возможные тематические аспекты проведения Международного Дня толерантности:
- толерантность по отношению друг к другу (бесконфликтное общение, терпимое отношение к непохожему на тебя, эмпатия, доброта, милосердие, забота, культура общения);
- толерантность в семье (уважение родителей, этика семейных отношений и т.д.);
- культурно-национальное пространство России (фольклорные традиции, менталитет, традиции, народные игры);
-национальные культуры и традиции (этнографические знания о происхождении народов, своеобразие национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства художественных промыслов, праздников, история религий, диалог культур и пр.)
Формами проведения Дня толерантности могут быть (целевая аудитория – учащиеся):
- уроки/учебные занятия (урок традиционного типа, урок-конференция, урок-дискуссия и др.);
- тематические классные часы («Мы очень разные, но мы вместе», «Толерантность и мы», «Толерантность к себе и другим», «Толерантность – это…», «Ключ к толерантности», «Традиции и обычаи моей страны», «Дети разных народов, мы, мечтая о дружбе, живем!», «Движение к взаимопониманию», «О неформальных подростковых объединениях экстремистского направления» и др.);
- практикумы;
- круглые столы, в т.ч. с сюжетно – ролевыми задачами и проблемными вопросами («Жить в мире с собой и с другими», «Толерантность – гармония многообразия», «К чему приводит национальная и религиозная нетерпимость?», «Что значит уважать другого», «Законы толерантности», «Памятка толерантности» и др.);
…а также рекомендуемые формы работы:
- конференции;
- диспуты;
- конкурсы творческих работ: сочинений-эссе, стенгазет, плакатов, журналов, видеоматериалов и др., посвящённых проблеме толерантности;
- викторины;
- самодеятельные концерты, на которых могут быть показаны образцы искусства разных народов;
- встречи со специалистами, работающими в сфере изучения проблемы толерантности;
- беседы, проводимые с представителями власти, СМИ, религиозных конфессий, этнокультурных сообществ;
- выезд в музеи, в культурные центры, на выставки и т.д.;
- организация в библиотеках тематических книжных выставок;
-познавательно-игровые программы;
-кинолектории, ток-шоу по правовому просвещению;
- праздники, фестивали национальных культур, фестивали дружбы народов;
- акции милосердия;
- проведение различных конкурсов.

При подготовке и проведении Дня толерантности библиотекарю целесообразно обратить внимание на следующие принципиальные позиции:
- разумное дозирование позитивной и негативной информации по избранной проблематике;
- необходимость опираться на социальный опыт пользователей, на конкретные общественные процессы, которые оказывают влияние на формирование их мнения по рассматриваемым проблемам;
- учет предшествующего учебного и жизненного опыта пользователей, изучение ими вопросов, поднимаемых в курсах истории, обществознания, литературы и в других учебных дисциплинах, на классных часах и иных мероприятиях;
 - превращение пользователя в активного участника Дня толерантности через реализацию деятельностного подхода к его подготовке и проведению.

При выборе содержания и форм работы необходимо учитывать:
- особенности группы пользователей, в которой пройдет то или иное мероприятие: возраст, индивидуальные особенности каждого, этнический состав, состав по социальному и имущественному положению, отношение к религии, особенности взаимоотношений в коллективе, наличие и степень конфликтных отношений в нём;
- собственные возможности в раскрытии содержания темы, выбора отбора вопросов для рассмотрения;
- толерантность может воспитать только толерантный библиотекарь, а это требует от него следующих личностных параметров: тактичности, эмпатии, терпеливости, терпимости в отношениях с людьми, готовности принимать их такими, какие они есть, понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности. Если библиотекарь толерантен, - он открыт, недирективен, доброжелателен, ориентирован на постижение смыслов поведения и поступков пользователей, выступает по отношению к ним в роли наставника, готов вступать в диалог и в нем искать истину.
Разумеется, обеспечение читателей необходимой информацией - одна из основных функций библиотеки. Но, если ограничиваться только или в основном этим, не только сузится территория толерантности, но и само понятие приобретет новый смысл.
Сегодня библиотека одна из наиболее подходящих и подготовленных площадок для воспитания и пропаганды толерантности. Наша задача - пропаганда прав человека, идей толерантности и гуманизма, просветительская деятельность по противостоянию нетерпимости и враждебности, социальной и религиозной розни, ксенофобии, насилию и экстремизму.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Календарь толерантности

18 декабря - Международный день мигранта
3 декабря - Международный день инвалидов
2 декабря - Международный день борьбы за отмену рабства
16 ноября - Международный день, посвященный терпимости (толерантности)
12 ноября - Сахаровская стипендия по правам человека

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Из обращения к школьникам Д.А. Медведева (2009 г.)
Нас более 140 миллионов. Мы очень разные. В нашей стране проживают более 180 народов, каждый из которых обладает уникальными культурными особенностями. Мы говорим более чем на 230 языках, а все вместе – образуем единый многонациональный народ.
Среди нас – православные, мусульмане, буддисты, иудеи, представители других религий. И вместе мы создаём яркое и гармоничное единство, наше духовное пространство.
…У нас – общая история и общее будущее. Веками взаимопонимание и взаимопомощь людей разных культур были основой исторического развития нации. И мы с вами должны постоянно учиться принимать друг друга такими, какие мы есть – независимо от национальности, вероисповедания, убеждений и обычаев. Учиться уважать друг друга и беречь межнациональное согласие в нашей стране.
… Как многонациональное государство Россия формировалась на протяжении веков. Великая история страны и её культурное богатство – плод огромных усилий, плод трудов многих народов. На протяжении столетий они строили Россию наравне с русскими – греки, татары, осетины, литовцы, мордва, кабардинцы, якуты, чеченцы, грузины, армяне, евреи, немцы, представители других национальностей. В каждом большом и малом народе мы найдём имена тех, кто оставил свой заметный след в российской государственности и русской культуре.
Россия с честью прошла через тяжелейшие испытания и не раз спасала мир от порабощения. Приходила на помощь народам, само существование которых оказывалось под угрозой. Когда необходимо было защитить Родину от врагов, люди разных национальностей не жалели своих жизней во имя её свободы. В 1812 году грузинский князь Багратион и немец Барклай-де-Толли героически сражались с войсками Наполеона на Бородинском поле.
И, конечно, навсегда в нашей памяти отдельное место будет занимать Великая Отечественная война. Беспримерный подвиг советского народа объединил людей всех национальностей и вероисповеданий.
…Залог процветания России – в единстве и сплочённости народов, которые проживают на нашей территории. Это наше богатство и преимущество, которое мы должны сохранить.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Интернет-ресурсы по вопросам толерантности
1)       www.tolerance.ru
Основная цель сайта – содействовать максимально широкому распространению как самих идей и социальных образцов толерантности, так и информации о практическом опыте приобщения к культуре толерантности людей разного возраста, вероисповедания, национальности и пр. Сайт рассказывает о том, что такое толерантность; предоставляет информацию об организациях и людях, занимающихся проблемами толерантности; предоставляет возможность получать информацию с других сайтов с аналогичной тематикой; знакомит с результатами изучения проблем толерантности в прессе, обществе и пр.; предоставляет возможность интерактивного общения всех заинтересовавшихся данной проблемой; хочет привлечь и заинтересовать людей, не занимающихся профессионально проблемами толерантности.
2)       www.tolerinst.ru
Сайт посвящен созданию Центров толерантности в учреждениях культуры Российской Федерации, рассказывается о данном проекте и основных направлениях деятельности центров толерантности.
Сайт подробно рассказывает о Международном дне толерантности, освещает различные вопросы и проблемы толерантности в мире. Здесь включены такие рубрики, как «Школа толерантности», «Словарь толерантности», «Толерантность в лицах», «Документы», «Мысли мудрых» и пр., желающим можно пройти тесты, определяющие уровень толерантного сознания человека. Сайт также дает ссылки на другие интернет-ресурсы, освещающие вопросы толерантности.
Сайт адресован в первую очередь детям, которым предлагается отправиться в путешествие в страну Толерантности, а также специалистам, участвующим в формировании установок толерантного сознания подрастающего поколения. Дети познакомятся со сказками, рисунками ребят, высказываниями ровесников по теме толерантности, поиграют в игры. Специалистов заинтересуют конспекты и разработки уроков и различных мероприятий, материалы для проведения тренингов с подростками.
5)       www.spbtolerance.ru
На сайте представлена программа Правительства Санкт-Петербурга «Толерантность», раскрыты ее основные положения, цели и задачи, мероприятия, планы. Кроме того, представлена деятельность организаций города и области в формировании установок толерантного сознания и вне данной программы. Можно познакомиться и с содержанием статей из научных и научно-популярных периодических изданий этой тематики.
6)       www.hro.org
Портал «Права человека в России» самый крупный и динамичный ресурс в российском Интернете по правам человека. Здесь поднимаются вопросы защиты прав мигрантов, детей, жертв конфликтов, репрессий, инвалидов и других социальных групп. Подробно рассматриваются проблемы расизма и ксенофобии, свободы совести, свободы слова, свободы творчества, социальных прав, смертной казни. Можно найти тексты законов, советы по защите своих прав, информацию об общественных кампаниях, книги и статьи, контакты правозащитных организаций.
7)       www.tolz.ru
Сайт под названием «Межкультурный диалог» посвящен российско-германскому проекту «Развитие культуры толерантности в Свердловской области», что явилось результатом международного признания эффективности внутренней политики Губернатора Свердловской области в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. Выработанные в ходе реализации проекта и выложенные на сайте рекомендации, методические подходы и программы могут быть распространены и в других регионах для решения аналогичных задач совершенствования культуры толерантности.
8)       www.refugee.ru
Сайт знакомит с деятельностью, составом, структурой, историей, проектной деятельностью общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам - «Комитет Гражданское содействие».
9)       www.un.org
Сайт Организации Объединенных Наций (русско-язычная версия). На сайте представлены все виды деятельности этой международной организации, ее структура, содержание работы всех ее советов, комитетов и комиссий, документы. В разделе «Права человека» подробно рассказывается обо всех международных документах, мероприятиях, подведомственных организациях, регулирующих эту сферу деятельности.
Сайт Центра толерантности и гуманитарных технологий предлагает аннотированный список книг и статей, в которых представлены результаты исследований, опыт изучения и диагностики межэтнического и межкультурного взаимодействия, а также методы психологической помощи мигрантам и социально-психологические программы по профилактике ксенофобии и формированию установок толерантного сознания. Можно познакомиться с авторскими программами тренингов, направленных на развитие толерантности.

Формирование толерантных социальных образцов и норм в интернет-коммуникации обсуждается в ходе дискуссий, с которыми можно ознакомиться на сайте Московского университета бизнеса и управления.
Сайт правозащитного центра «Мемориал» (раздел «Правозащита») поднимает вопросы защиты прав вынужденных мигрантов, беженцев, преследования граждан по политическим мотивам. В рубрике «Дискриминация» представлена программа «Мемориала» «Этническая дискриминация в Россий-ской Федерации», независимые доклады по состоянию этой проблемы в нашей стране, различные судебные решения и акты государственных органов по данным вопросам.
Электронный ресурс. Методическое пособие, касается разработки и внедрению учебных программ по вопросам толерантности и их методического обеспечения для учебных заведений всех уровней, системы подготовки и переподготовки педагогических кадров и администраторов.
Ценный материал по формированию толерантности в полиэтническом регионе представлен на сайте Одесской областной группы медиации, которая сформулировала свою миссию как содействие развитию и укреплению гражданского общества путем обучения, просвещения и внедрения способов альтернативного разрешения конфликтов. В разделе «Ресурсный центр по культуре мира для юга Украины» представлен обширный аннотиро­ванный список тематической малотиражной литературы, изданной в Одессе.
На сайте Института этнологии и антропологии Российской академии наук размещены мате­риалы исследовательского проекта «Социально-психологические факторы этнической толерантно­сти»: аннотации к изданным в рамках проекта научным трудам, рекомендации органам власти, общественным объединениям граждан, учрежде­ниям образования и культуры по снижению межэтнической напряженности в многонациональных регионах России.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
 Названия мероприятий по толерантности:

3 комментария:

  1. Интересная подборка материала. Уверена, коллеги обязательно воспользуются при проведении воспитаельной работы и организации тематических мероприятий

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю за оценку моего труда, Анна Борисовна!

      Удалить
    2. Апологетов толерантности гнать надо поганой метлой из системы образования! Автора данного ресурса - в первую голову!

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: