пятница, 8 сентября 2017 г.

Сценарий ко Дню памяти жертв политических репрессий «И помнить страшно, и забыть нельзя!»






Спалённое время, пропащие души,
И горько, и больно. Что может быть хуже,
Чем остовы храмов, застывших без сил,
В кольце миллионов безвестных могил,
В огромной стране, что забыла о них,
О детях, безвинно погибших своих,
Чьи души пылают в нас вечным огнём,
Зовут к покаянию – ночью и днём…

-                   Добрый день, дорогие друзья!
-                   Здравствуйте!
30   октября в России является Днем памяти жертв политических репрессий. И мы не можем остаться в стороне от этого события. Ведь миллионы советских людей в 30-е, 40-е и 50-е годы XX ВЕКА стали жертвами сталинского режима.


Приказ распять – распят. Убить – убит.
С клеймом врага гонению подвержен.
Не верь, мой брат, ты нами не забыт.
И сердце о тебе болит как прежде.

Свинцовый дождь–убийца не спеша
И хладнокровно делал свое дело.
Но слышите? Бессмертная душа
Божественною песнею взлетела.

Она коснулась крыльями меня
В ночи средь глухоты и безнадёжья.
Простить? Здесь Бог судья.
Забыть? А вот забыть об этом невозможно.

День памяти жертв политических репрессий – напоминание нам о трагических страницах в истории России, когда тысячи людей были необоснованно подвергнуты репрессиям, обвинены в преступлениях, отправлены в исправительно-трудовые лагеря, в ссылку и на спецпоселения, лишены жизни. Нравственные и физические мучения коснулись не только самих репрессированных, но и их родных и близких.

Из повести Ольги Громовой «Сахарный ребенок»:
«Проснувшись однажды утром, я увидела маму и няню, зашивающих животы моим плюшевым игрушкам — тигру и медведю. Мама сказала, что ночью была война между игрушками и Мышиным королём, тигрёнок и мишка пострадали, вот они их и лечат. Война, видимо, была очень жестокая, потому что в большой комнате все книги и вещи вперемешку валялись на полу.
— А где папа? — спросила я.
— Срочно уехал в Горький, — ответила мама. Видно, ей было очень горько, и этот город первым пришёл ей на ум. В эту ночь, с 13 на 14 февраля 1936 года, арестовали и увезли папу. Мне шёл тогда пятый год.
Жизнь продолжалась. Вроде бы всё было по-прежнему, но мама перешла на какую-то другую работу (из Наркомата сельского хозяйства её уволили на следующий же день после ареста мужа), и, видимо, денег в доме стало гораздо меньше. Пропали конфеты, фрукты, и вообще «вкусненькое» появлялось крайне редко. Соседи из другой, коммунальной квартиры делали вид, что нас не замечают.
Летом 36-го года пришла открытка от папы, внизу он крупными буквами написал мне, что уехал очень далеко и писать будет редко, а когда заработает много денег, вернётся и купит мне много игрушек. Открытка была испачкана углём (отец выбросил её из окна вагона возле Иркутска в надежде, что кто-то подберёт и опустит в ящик), весь текст был написан микроскопическими буквами, и между прочим там сообщалось: «Нас везут на Колыму».
В доме стало тихо: перестали приходить гости, замолчал телефон. Мама стала спать в моей комнате. Мы научились спать вдвоём на одной кровати, «валетиком», чтобы не мешать друг другу. ….мы играли, что мы декабристки, мы приехали в Сибирь, на рудники, а там нет мягких постелей…Так прошёл целый год.
Весной тридцать седьмого года няня на всё лето увезла меня к себе в деревню. Но в начале июня мама приехала за мной — мы с ней должны были срочно отправиться из Москвы далеко-далеко, в Среднюю Азию, и билеты уже были куплены.
Незадолго до этого у мамы в НКВД отобрали паспорт и дали на руки бумажку, по которой «поименованные ниже» мама и я в трёхдневный срок «высылаются из Москвы в Киргизскую ССР в город Токмак-Каганович Калининского района». Так летом 1937 года мы с мамой отбыли в ссылку».

Как дурной полузабытый сон, ушли давно минувшие 30-е годы, но в памяти людей, переживших это время, они не забылись. Репрессии  бушевали в Советском Союзе с конца 20-х и до начала 50-х годов. Сталина представляли людям как «отца народов», как человека, который заботится о своей стране, о людях, с его образом было связано представление о счастливой жизни. Его прославляли в песнях, литературных произведениях, о нём снимали фильмы. Пропаганда активно рассказывала о героях-лётчиках, о трудовых подвигах, о новых достижениях.
На самом деле жизнь советских людей была трудной. Были очереди за хлебом, а выдавали его по карточкам. Характерной чертой была шпиономания, доносительство, всюду искали вредителей, врагов трудового народа. Постепенно в стране воцарилась атмосфера страха. Люди понимали, что происходит что-то страшное, даже если это не коснулось их самих и их семьи. Приезд «черных воронков», исчезновения людей для многих не могло остаться незамеченным.
Кому-то из арестованных давали срок, но многих расстреливали без суда и следствия в течение 3-х дней, недели, месяца. Уводили человека, и след его терялся. Как будто и не было его совсем. Никто из родных не знал ни о приговоре, ни о месте захоронения.

В 1934 году И. Сталин собственноручно подготовил постановление:
«Внести изменения в действующий уголовный кодекс по расследованию дел, организованных против советской власти:
- Следствие заканчивать в срок не более десяти дней;
- Дела слушать без участия сторон;
- Обжалования приговоров не допускать;
- Приговор к расстрелу приводить в исполнение немедленно!
 - Всех жён изменников родины заключать в лагеря на 5-8 лет.
- Всех оставшихся детей до 15 лет изымать в детские дома и закрытые интернаты!»
От неизвестности томим,
Я жду. Наверно, скоро
Разбудят именем моим
Молчанье коридора.

И выведут меня на двор
С последними вещами,
Я на тюрьму свой кину взор,
Махну ей на прощанье.

Пять выстрелов разбудят тишь,
Из них два холостые.
И ты на землю полетишь,
И, как земля, остынешь.
1937  год был самым страшным. Это был год начала большого террора. Число расстрелянных увеличилось и достигло сотен тысяч. В места заключения хлынул невиданный поток людей.
Политзаключённых использовали  в качестве дешевой рабочей силы. Они валили лес, добывали полезные ископаемые, строили дороги и заводы, ловили рыбу, занимались сельским хозяйством и т.д. Самые крупные и важные стройки сооружены руками заключённых: к примеру, Беломорско – Балтийский канал и федеральная автомобильная дорога Р256, более известная как Чуйский тракт.
За 9 месяцев (с 1 июля 1937 г. по 1 апреля 1938 г.) число заключенных в ГУЛАГе увеличилось более чем на 800 000, превысив 2 миллиона. Стать жертвой мог любой: и крестьянин, и рабочий, и артист, и военный…



За тысячи километров переселяли не только взрослых людей, но и детей, стариков, инвалидов. Днем и ночью шли переполненные железнодорожные эшелоны, одна за другой плыли по рекам баржи, все дороги были забиты повозками и толпами людей. Они уже были лишены всех гражданских прав.

Из романа Ирины Головкиной "Лебединая песнь":
«В пути были несколько дней; поезд шел теперь гораздо скорее и на запасных путях не стоял вовсе. Догадывались, что попали в Сибирь. Тысячи и тысячи километров от дому…Наконец, прозвучала команда: «Выходи с вещами! Стройся!»
Окруженные конвойными и собаками, двинулись в тайгу пешим строем по широкому тракту при позднем зимнем рассвете. Вокруг высились обледенелые ели и сугробы снега.
С рук соседки выглянуло из-под шерстяных косынок младенческое личико, а потом вывернулась и крошечная ручка. Леля несколько раз озиралась на эти сияющие глазки и растянувшийся до ушей ротик.
— Сколько ему? — спросила она и встретила взгляд молодой женщины, кутавшейся в старый офицерский башлык, такой же, в какой, бывало, куталась сама Леля.
— Полгодика ему, а второй на обозе едет — тому уже три.
— Вы по пятьдесят восьмой? — спросила Леля.
— По какой же еще? Сестра мужа вышла за английского посла, бывала с ним у нас… Вот и вся моя вина! 
— Руки затекли, — шепнула молодая мать, перекладывая живой пакетик.
— Дайте его мне, вы устали. Он мне крестника моего напоминает. — И Леля приняла на руки этот маленький движущийся клубок.
Шли, шли, шли… Усталость нарастала, и всякая восприимчивость понемногу притуплялась.
— Не отставай, смотри! Равняйся, не то собак спущу!
Молодая мать уже давно взяла обратно ребенка и, изнемогая от усталости, начала отставать, а Леля думала теперь уже только о том, чтобы самой не упасть в снег.
Внезапно один из конвойных приблизился и, не говоря ни слова, ловким ударом приклада выбил ребенка из объятий матери и отшвырнул ногой в канаву! Это не приснилось, не померещилось — это в самом деле было. Как могли они молча пойти дальше? Но они пошли после короткой сумятицы, когда на остановившийся ряд натолкнулись шедшие сзади… Угрожающие крики конвойных в одну минуту навели порядок. Снова пошли!
И это уже был сон — иначе как жить после того, что произошло?! И Леля уверяла себя, что это сон — ведь все кругом расплывается и кружится, как во сне».

Знаю я, далеко нас загонят,
Где – то в лесу, жестокий мороз
Без молитвы меня похоронят
У уральских кудрявых берёз.
Только ветер протяжный и хлёсткий
Будет выть над могилой моей
Только тонкие листья берёзки
Будут падать, как слёзы ветвей.

Жизнь в жесточайших условиях, издевательства над человеческим достоинством, постоянные угрозы смертью не смогли сломить у политзаключенных волю к свободе, желание оставаться достойными гражданами своей страны.
… Я проводил за книгами весь вечер,
Вгрызаясь в суть общественных наук
, И был в своих сужденьях безупречен,
И в спорах боевит, как политрук.
Надежд огромных, веры светлой полон,
Я шел на свет гудящего огня,
Совсем не зная, что зловещий ворон
Уже давно кружит вокруг меня.
Не знал я, что в осеннее ненастье
Он занесет меня в пустынный край,
Где будут душу рвать мою на части
Конвойный окрик и собачий лай.
Что там — за черной пропастью колючей
В сыром бараке, над стихом скорбя,
Я обольюсь не раз слезой горючей,
Но не предам ни друга, ни себя.
Отца не запятнаю партбилета,
Косынки красной матери моей,
И буду жив той верой, что на свете
Нет Родины печальней и светлей…
В борьбе с собственным народом правители потеряли миллионы людей. Число могил на кладбищах нередко превышало количество живущих: умирали от голода, холода, тяжелого физического труда.
Вдумайтесь в эти цифры. Они потрясают, кажутся чудовищными, невозможными. По оценкам историков, общее число осуждённых за политические и уголовные преступления в 1923—1953 годах составляет не менее 40 млн.
Если из общей численности населения вычесть лиц до 14 лет и старше 60, как малоспособных к преступной деятельности, то выяснится, что в пределах жизни одного поколения был осуждён практически каждый третий дееспособный член общества.
5 июля 1954 года Совет Министров СССР «снял некоторые ограничения в правовом положении спецпереселенцев: детей освободили из-под надзора, разрешили им поступать в учебные учреждения и выезжать к месту учебы в любой пункт страны».
«Учет» для взрослых отменили в декабре 1955 года, однако пребывание на спецпереселении и работа в «трудармии» в трудовой стаж не включались.
 Почти все репрессированные граждане со временем были реабилитированы и оправданы. Дела пересмотрены. Подчас это делали те же судьи, что и выносили приговор.

Не плакать - взвыть от муки
 В бессильном приступе тоски!
О, как легко взять сердце в руки
И разорвать его в куски!

Вы десять лет его пытали,
То леденя, то вновь согрев,
А нынче попросту сказали,
Что наступил конец игре.


О, да, теперь я верю, верю,
Что нет отца давно в живых,
Что есть на свете люди - звери,
Что просто звери лучше их.


Историю не исправить. Единственное, что остается – это восстановить справедливость, чтобы ни одно событие, ни одна дата, ни одна судьба не были забыты.
В нашем районе на данный момент проживает ___ реабилитированных граждан.
Сколько им надо было иметь мужества, терпения, доброты, чтобы не сломаться перед презрением окружающих! Сколько надо было иметь трудолюбия, стойкости, чтобы не пасть духом, а крепко встать на ноги, чтобы вновь свить уютное гнездо, своим честным трудом завоевать уважение окружающих людей, вырастить хороших детей, внуков, а теперь уже и правнуков.

Помнить о том времени страшно. И забывать нельзя!

Я думаю, пока есть мы, живые,
Пока потомки наши будут жить,
В день Памяти всегда, по всей России
Свечам гореть, поминовенью быть.

Вечная память безвинно погибшим в годы репрессий!

ОБЪЯВЛЯЕТСЯ МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Пусть небо ваше чистым будет,
Не гаснет радости звезда,
И все печали и невзгоды
Уйдут из жизни навсегда.
Теченью лет не прекословя,
Мы вам желаем всей душой
Здоровья и опять здоровья
И жизни, доброй и большой!

Слово предоставляется ______________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________.

Дорогие друзья, на этом наша встреча подошла к концу. Мы рады, что этот час вы провели сегодня с нами, ведь никто, кроме нас самих, не сохранит историческую память и не передаст её новым поколениям.

До свидания! Всего вам доброго!


Слайд-презентацию к мероприятию можно скачать: http://www.docme.ru/doc/1768350/i-pomnit._-strashno--i-zabyt._-nel._zya...

10 комментариев:

  1. Здравствуйте, Наталья Васильевна! Будем надеяться, что таких событий в нашей стране больше не повторится. Сколько человек пострадало! Спасибо Вам за Память!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень хочется верить, Людмила Федоровна! мы уже много лет проводим мероприятия по этой теме. Вот, очередной сценарий готов...

      Удалить
  2. Большое спасибо, Наталья Васильевна, за замечательный сценарий! Светлая память всем погибшим!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Всегда пожалуйста!

      Удалить
  3. Да, страшное время для страны. Действительно- помнить страшно, а забыть нельзя. Наташенька, спасибо за материалы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, спасибо тебе за внимание к блогу! Думаю, сценарий будет востребован коллегами.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Наталья Васильевна! Помнить будут до тех пор, пока будем вспоминать.Какое было страшное время.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро, Елена Владимировна! да как тут забудешь, тем более я уже не первый год готовлю сценарий к этому дню. Всякий раз хочется как-то по-новому преподнести...

      Удалить
  5. Баянова Светлана13 сентября 2017 г. в 08:33

    Наталья Васильевна, добрый день! Грустный пост, но нужный!Нельзя забывать это страшное, горькое и трагическое время...Многих коснулась эта трагедия, столько людей "ушло" в безвестность...И от этого больно на душе...Вечная память всем жертвам...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана! В истории нашей страны немало таких событий..и хочется верить, что они не повторятся. И думаю, что материал будет полезен тем, кто будет проводить мероприятия к этой дате.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Подводя итоги года: фотоОтчет 2020

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: