четверг, 24 января 2019 г.

27 января – день снятия блокады Ленинграда



МАЛЬЧИШКИ И ДЕВЧОНКИ ЛЕНИНГРАДА
Материалы для сценария

Убийство,  война и блокада
В тяжёлый для Родины час
Настигли детей Ленинграда –
Обычных детей, вроде нас.

Настигли за партою в школе
И отняли мать и отца.
От голода, страха и боли
Забились ребячьи сердца.












Они, ленинградские дети,
Писали в своих дневниках
О самой последней конфете,
О ломящей боли в ногах,

О том, что на улицах трупы
Повсюду лежат и гниют,
О том, что кончаются крупы,
И хлеба всё меньше дают.

Война их терпеть научила
И сделала старше в сто раз.
В героев она превратила
Обычных детей, вроде нас (вас).
Ирина Ютяева

В нынешнем году, 27 января,  исполняется  75 лет со дня освобождения Ленинграда от фашистской блокады, которая продолжалась долгие 872 дня.  В Ленинграде в это время, помимо взрослого населения, оставалось 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков.

За свой недолгий путь земной
Узнал малыш из Ленинграда
Разрывы бомб, сирены вой
И слово страшное – блокада.

Его застывшая слеза
В промёрзшем сумраке квартиры -
Та боль, что высказать нельзя
В последний миг прощанья с миром…


Дети блокадного Ленинграда... Эти слова слышал каждый. Эти события вошли в мировую историю как самая длинная и страшная по своим последствиям осада города. События, которые происходили в этом городе с 8 сентября 1941 по 27 января 1944года, всему миру показали великий дух народа, способного на подвиг в условиях голода, болезней, холода и разрухи.

Что только перенёс он, что он выстрадал…
А ведь была задача нелегка.
На расстояньи пушечного выстрела
Всё это время был он от врага.
Гранитный город с мраморными гранями,
Сокровище, зажатое в тиски.
Его осколочные бомбы ранили,
Его шрапнелью рвали на куски.
Но город не поколебался, выстоял.
Ни паники, ни страха — ничего.
На расстояньи пушечного выстрела
Все эти чувства были от него…
Автор: Вера Инбер

Великая Отечественная война с фашистской Германией началась78 лет тому назад, 22 июня 1941 года. Эта жестокая война принесла гражданам нашей страны много горя и разрушений. В мирную жизнь ленинградцев война ворвалась уже 8 сентября 1941 года.

8 сентября, обычный день недели,
Начало осени, красивое и яркое,
Сентябрьский ветерок, и голуби летели,
И лес к себе манил людей подарками,

В том 41-ом памятном году
Железным обручем сковало красоту,
Безжалостный, губительный охват,
Жизнь ленинградцев превративший в ад.

Захват Ленинграда был одним из  пунктов  немецкого  плана  «Барбаросса». Фашисты считали, что  в течение лета и осени Советский Союз  будет разгромлен и город на Неве взят. Но нашим солдатам, защитникам Ленинграда, удалось остановить вражеские войска   на расстоянии 4-7 километрав от города. Город не был захвачен врагом, но его жители оказались в кольце блокады, отрезанные от окружающего мира.
Тогда Гитлер принял решение стереть  Ленинград  с лица земли. Город обстреливали из артиллерии и беспрерывно бомбили. На немецких картах для бомбежки были отмечены такие объекты как  школы, больницы, дворцы пионеров, музеи. Только осенью 1941 г на Ленинград было совершено около 100 налетов и сброшено 65 тысяч    зажигательных и 3055 фугасных бомб.

Мальчишки и девчонки Ленинграда,
Война у вас детство украла.

И голод, и холод вас сковывал,
Пронзала жгучая боль.

Игрушки отброшены в сторону,
А цель лишь одна - фронт!
                       Н. Алексеева

Понятия "дети" и "война" несовместимы. Однако юным ленинградцам-детям блокадного города - пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного города. Естественно, их хотели сберечь, укрыть от обстрелов, бомбежек. Забота о детях  давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой. Потому что спасти детей можно было, только отстояв город…

За лязгом и скрежетом - взрывы и свист.
Всё небо распорото боем.
И жёлтые звёзды срываются вниз:
Им выдержать трудно такое.

И мечется между разрывов луна,
Как птица над лесом горящим...
Бомбёжка всё ближе. Взрывная волна
Мой дом задевает всё чаще.

Детям было хуже, чем взрослым. Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище...
Много детского «почему?» Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.

Не хлюпали, не плакали, не ныли
Ребята ленинградские, а - жили!
В них теплилась едва душа.
Подкашивались ноги от бессилья.
Всё отняла у них война,
Оставив ненависть к фашистскому насилью.
Н. Алексеева

Из воспоминаний детей блокадного Ленинграда:

- «К началу войны мне не исполнилось еще и 7 лет. В октябре 1941-го после бомбежки и ранения мама водила меня на перевязку в поликлинике на Красной улице. Всю дорогу она наставляла меня, что надо не плакать, когда медсестра будет снимать, а точнее отдирать старую повязку: „Стыдно плакать. Всем трудно, тяжело, больно, не только тебе, сожми кулачки и молчи“.

- “До войны мы жили хорошо и счастливо. Фашисты помешали нам .Во время артиллерийского обстрела вражеские снаряды разрушили наш дом. Я слышал раздававшийся из под его обломков стоны моих товарищей и друзей. Когда их раскопали в груде камней  и досок ,они были уже мертвы. Я ненавижу фашистских гадов! Я хочу мстить им за своих погибших товарищей…"

Дети и подростки Ленинграда вместе со взрослыми встали на защиту любимого города. В сентябре 1941 г. вражеская авиация стала засыпать город зажигательными бомбами. Во время воздушной тревоги,   когда  жители города скрывались в бомбоубежищах, на крышах домов и школ дежурили  бойцы отрядов противовоздушной обороны. Им помогали дети. «Зажигалку», которая шипела и брызгала, быстро хватали    длинными щипцами и тушили, сунув в ящик с песком или  сбросив вниз на землю.  Нельзя  упускать ни секунды, поэтому  надо было  быстро двигаться по покатой и  скользкой крыше. Шустрым ребятам это хорошо удавалось. Пожаров могло бы быть в сотни раз больше, если бы ребятишки не смазывали деревянные чердачные перекрытия специальной смесью против возгорания, которую разработали ленинградские ученые.

Со слов современника тех событий: «15-летний Михаил Тихомиров возглавил противопожарное звено. По сигналу воздушной тревоги ребята занимали свои посты на крышах и чердаках заданий, на улицах города. Дежурные на чердаках хватали зажигательные бомбы железными щипцами и бросали с крыш зданий, тушили на улицах и во дворах. Однажды, когда после отбоя воздушной тревоги Миша доложил: «Пожар погашен!», мы увидели, что волосы его словно припудрены известью. Но то была не известь, а седина»
А через несколько месяцев Миша погиб при обстреле города

В блокадные дни поэтесса Ольга Берггольц, жившая тогда в осажденном городе, написала:
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады-
Мы не покинем наших баррикад…
И женщины с бойцами встанут рядом,
И дети нам патроны поднесут,
И надо всеми нами зацветут
Старинные знамена Петрограда.

Дети были такими же блокадниками, как взрослые. Не было таких событий и дел, в которых они не участвовали бы. Расчистка чердаков и завалов, тушение пожаров, очистка города от снега, уход за ранеными, работа по выпуску оружия и боеприпасов – всюду действовали детские руки .

Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цеха предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготавливали деревянные подставки.

Из воспоминаний: «Работала я в войну в семье одна. Получала по 250 граммов хлеба. Мама и старшая сестра со своей маленькой дочерью лишь по 125 граммов. Я худела, мама худела, племянница худела, а сестра пухла. Я в 17 лет весила немногим более 30 кг. Утром встанем, я каждому отрежу по полосочке хлеба, припасу по маленькому кусочку на обед, остальное — в комод… Снаряд весил 23-24 килограмма. А я маленькая, худенькая, бывало, чтобы снаряд поднять, сначала укладывала его на живот, потом вставала на цыпочки, на фрезерный станок ставила, потом заверну, проработаю, потом опять на живот и обратно. Норма за смену была 240 снарядов».

Весной 1943 г. 8 685 учащихся с 4-го по 10-е классы на период летних каникул были мобилизованы на прополку, поливку овощей и уборку урожая в совхозах и подсобных хозяйствах Ленинграда и области. Для этого в совхозах и подсобных хозяйствах были созданы лагеря по типу пионерских. Рабочий день начинался  в 8 часов 40 минут, учащиеся 4-6-х классов заканчивали работу в 11 часов 40 минут, 7-8-х классов - в 13 часов 40 минут. Далее следовал обед и послеобеденный отдых. После чая, в 17 часов, дети снова приступали к работам, которые продолжались до 20 часов.

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!
…Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оставалось ещё восемьсот.
Автор: Ю. Воронов

Между тем кольцо блокады сжималось все крепче, жизнь становилась все тяжелее. Гибель людей во время артиллерийских обстрелов  была только началом бедствий, выпавших на город. Перестали работать электростанции, и город погрузился во тьму. Зима 1941-1942 годов была самым тяжелым временем в осажденном Ленинграде. Город занесло снегом,  ударили 40 градусные морозы. Отапливать жилье было нечем, и внутренние стены квартир покрылись изморозью. В  комнатах устанавливали железные печки-времянки, которые топили, сжигая столы, стулья, шкафы, диваны. А затем и книги.

 Замерзли водопроводные и канализационные трубы, люди остались без воды. За нею теперь ходили на речки, на Неву и Фонтанку. «Мне было десять лет, -  вспоминает один из жителей блокадного города А. Молчанов. -  Я ходил за водой с чайником. Была такая слабость, что пока донесу воду, несколько раз отдыхаю. Раньше, поднимаясь по лестнице, бежал, перепрыгивая через ступеньки. А теперь, поднимаясь по лестнице, часто садился и отдыхал. Больше всего боялся – вдруг не смогу донести чайник с водой, упаду, расплескаю. Мы были настолько истощены, что не знали, уходя  за хлебом или водой – хватит ли сил вернуться домой. Мой школьный приятель пошел за хлебом, упал и замерз. Его занесло снегом».

Вместо супа — бурда из столярного клея,
Вместо чая — заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад…
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах — Ленинград.

Но самым тяжелым испытанием для ленинградцев был голод. Нормы хлеба постоянно снижались и в ноябре достигли своего минимума. Рабочие получали 250 грамм, служащие, иждивенцы и дети -125 грамм хлеба. И этот хлеб был очень не похож на нынешний. Только  наполовину состоял он из муки, которой тогда  очень не хватало. В него  добавляли  жмых, целлюлозу, обойный клей.

Но из-за этим  маленьким кусочком надо было отстоять многочасовую очередь на морозе, которую занимали ранним утром. Были дни, когда из-за постоянных бомбежек  хлебозаводы не работали и матери ни с чем  возвращались домой, где их ждали голодные дети.

Из воспоминаний:

- »… Горожане быстро съели все свои запасы в домах. Уходя, взрослые оставляли мне кружку с водой и маленький кусочек хлеба. Иногда за ним приходили крысы, я называла их «кисками»

 »Умирали люди прямо на ходу. Вез саночки — и упал. Я ночью просыпалась и щупала – живая мама или нет"

Люди отдирали обои, на обратной стороне которых сохранились остатки клейстера, готовили  из них суп.  Из столярного клея варили студень. Чтобы заполнить пустые желудки, из домашних аптечек выбирали всё, что можно употребить в пищу: касторку, вазелин, глицерин. Разрезали на куски и отваривали  кожаные сапоги и туфли.

Несмотря ни на что, занятия в школах продолжались. Дети ходили туда в основном из-за того, что там давали тарелку супа. Уроки были сокращены до 20-25 минут из-за холода, домашние задания не задавались. Уроки проходили очень часто в бомбоубежищах, где дети тесно жались к буржуйкам, желая отогреться.

Девчонка руки протянула
 И головой — на край стола…
Сначала думали — уснула,
А оказалось — умерла.

Её из школы на носилках
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг слезинки
То исчезали, то росли.
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный сон,
 Учитель выдавил, что снова
Занятья — после похорон.

В ту первую страшную  блокадную  зиму  в городе каждый день от голода  умирали 2-3 тысячи человек. Смерть собирала свой жуткий урожай. Всего за время блокады в Ленинграде умерло около 1 миллиона человек.

И все же город продолжал отчаянно сражаться, сопротивляться фашистскому насилию. Единственной ниточкой, связывающей город с другими районами страны, стала "Дорога жизни", проложенная через Ладожское озеро. За дни блокады по этой дороге удалось эвакуировать 1 миллион 376 тысяч ленинградцев, в основном женщин, детей и стариков. Летом на баржах, зимой - на машинах, передвигающихся прямо по льду, под постоянным прицелом врага, под бомбежками и обстрелами, рискуя погибнуть или утонуть, люди доставляли в Ленинград муку и некоторые другие продукты питания, помогая осажденному городу жить и бороться с врагом.

Символом скорби Ленинграда является дневник Тани Савичевой. Листки со скупыми строками о том, как смерть постепенно забрала всех ее родных, одного за другим, хранятся в музее Мемориального Пискарёвского кладбища. На самом деле таких детей было очень и очень много. В музее защитников Ленинграда хранятся их записи и письма. Вот одно из них:

" Привет из Ленинграда. Здравствуйте, милая тетя. Вы пишите, что не получаете от нас новостей. Вот они.
16 февраля умерла мама.
16 ноября умер папа.
10 января умерла бабушка.
19 января умерла тетя Лиза.
21 марта  комната наша разбита и ранен в голову Славик.
23 марта в госпитале в 9 часов утра он скончался.
И я осталась одна ".
Однако страдания и труд ленинградцев не были напрасны. 18 января 1943 г. начались военные действия по прорыву блокады города на Неве. В этот день был освобождён Шлиссельбург и очищено от противника всё южное побережье Ладожского озера. Но осада Ленинграда вражескими войсками и флотом продолжалась до января 1944 года. И лишь 27 января 1944 года наступил он, самый, наверное, памятный день для сегодняшних петербуржцев – день снятия блокады Ленинграда.

Гром орудий, но не грохот боя.
Лица... Лица... Выраженье глаз.
Счастье... Радость... Пережить такое
Сердце в состоянье только раз.

Слава вам, которые в сраженьях
Отстояли берега Невы.
Ленинград, незнавший пораженья,
Новым светом озарили вы.

Слава и тебе, великий город,
Сливший во едино фронт и тыл.
В небывалых трудностях который
Выстоял. Сражался. Победил.
 1944 г.                           Вера Инбер

 Блокада продолжалась 900 дней. Сдерживая огромные силы немецких войск на протяжении всего этого времени, жители Ленинграда оказали неоценимую помощь проведению военных операций на других участках фронта. Более 350 тысяч солдат-участников обороны Ленинграда получили свои ордена и медали. 226 человек были удостоены почетного звания Героя Советского Союза. 1,5 миллиона человек были награждены медалью «За оборону Ленинграда». Сам же город за героизм и стойкость получил почетное звание Город-Герой.

Дети блокадного Ленинграда могут по праву гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль "За оборону Ленинграда».

По дороге из Питера к Ладоге у станции Ржевка есть «Цветок жизни» — белая каменная ромашка. «Цветок» был открыт в 1968 году и посвящен детям, погибшим в блокадном Ленинграде. Памятник стоит высоко над дорогой, над речкой и полем, где и поныне врыты в землю противотанковые надолбы — здесь проходила Дорога жизни, по которой в осажденный город везли хлеб.
          На плите высечена надпись: «Во имя жизни и против войны. Детям — юным героям Ленинграда 1941 — 1944 годов». А на лепестках 15-ти метровой каменной ромашки — лицо улыбающегося мальчика и слова детской песни «Пусть всегда будет солнце».

ССЫЛКИ НА ГОТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭТОГО МЕРОПРИЯТИЯ:
Сценарий + презентация - https://yadi.sk/d/c6bNdj3twf4wfQ 
Видеоролики на YouTub: 
https://www.youtube.com/watch?v=EwnlKiz5ncY
https://www.youtube.com/watch?v=ykzFyaM1kyk
https://www.youtube.com/watch?v=0WtZOmP5vH4

8 комментариев:

  1. Здравствуйте, Наталья Васильевна! Огромное спасибо за такой интересный сценарий о детях блокадного Ленинграда!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за отзыв, Лариса! Сегодня я его переработаю, сделаю слайд-презентацию и добавлю в пост. Чтобы люди могли взять и провести.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Наталья Васильевна! Как всегда у вас интересный пост о блокадном Ленинграде. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина Михайловна! Мы готовимся принять участие в сетевой акции "Ленинград. Блокада. Подвиг"

      Удалить
  3. Спасибо за материал. Я уверена, он пригодится в работе и педагогов, и библиотекарей

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю за отзыв, Анна Борисовна! Буду только рада, если кто-нибудь воспользуется этим материалом

      Удалить
  4. Наталья Васильевна, здравствуйте!
    Сделаю ссылочку на Ваш материал в своем блоге (пост о рассекреченных материалах о блокаде Ленинграда), спасибо за то, что делитесь с нами своими наработками.Удачи и успехов Вам, новых интересных идей и их воплощения в жизнь!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, Людмила Борисовна! Делитесь, пусть коллеги берут материал.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Подводя итоги года: фотоОтчет 2020

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: