вторник, 11 августа 2015 г.

Библиоимидж: новый облик в новое время

«Реакция публики зависит прежде всего от того, как ведут себя сами библиотекари. Если они с беспокойством говорят о своей профессии
или начинают рассматривать библиотечное дело в терминах других наук (и прежде всего информатики), окружающие начинают воспринимать библиотекарей как униженных или незначительных людей. Если же вы веселы
и не стесняетесь того, что вы являетесь библиотекарем, посетители библиотеки это запомнят, и впредь будут относиться к библиотекарям гораздо лучше. Надо говорить правду, чем занимается каждый конкретный
библиотекарь, и не прятаться за красивыми терминами» (К. Кунц )

 Представление о том, что библиотека — это помещение для хранения документов, относится к самым ранним проявлениям библиотечной мысли. Азбуковниками XVII века слово библиотека толкуется как дом книжный, или книгохранилище. Для хранения книг требовалось специальное помещение.
С развитием библиотечного дела вставал вопрос организации библиотечных зданий. В отличие от ряда зарубежных стран, русские библиотековеды не противились сотрудничеству библиотекарей с архитекторами и техниками. Суть этого сотрудничества сводилась к тому, что библиотекарь должен был квалифицированно изложить архитектору технические условия и особенности конкретной библиотеки. Считалось, что помещение играет большую роль в организации всей библиотечной работы, а оборудование является частью библиотечной эстетики.

        Время доказало правоту этих утверждений. Сегодня дизайну библиотек уделяется большое значение. И хотя не всегда библиотеки могут позволить себе большие материальные затраты на покупку оборудования, каждая старается художественно оформить свое пространство, создать свой неповторимый стиль.
          Огромное значение для библиотеки играет ее благоприятный образ — имидж. Имидж библиотеки можно определить как сложившийся в массах эмоционально окрашенный образ, определяемый отношением общества к библиотеке, ее услугам и ресурсам. Качество этих изменений зависит от деятельности коллектива, руководства библиотеки, которые должны целенаправленно, систематически формировать имидж на основе имеющихся ресурсов.
Понятие "имидж", которое в переводе с английского обозначает "создание образа", сегодня прочно вошло в употребление в различных государственных и общественных сферах. Но словосочетание "имидж библиотекаря" для многих по-прежнему звучит непривычно.

Исторически сложилось так, что библиотекарь всегда оставался как бы в тени своего дела. Такие понятия, как "скромный", "тихий", стали неотъемлемыми, сопутствующими нашей профессии. Долгое время в СМИ, художественной литературе (как русской, так и мировой), киноискусстве формировался отрицательный образ библиотекаря (тусклая внешность, волосы, убранные в пучок, тихая, а порой даже безропотная женщина). И что удивительно - библиотекари не всегда пытались сломать данное представление о себе.
        Но шло время. Происходили изменения в мировом сообществе, в стране, в т.ч. и в библиотечной сфере. Постепенно менялось и отношение людей к библиотечной профессии. Библиотекари выходят на международный уровень, общаются с коллегами из разных стран, и, как следствие, приходит понимание места своей профессии в мире. Возникает потребность взглянуть на себя со стороны.
         Сегодня ситуация такова: все признают возрастающую роль библиотеки в расширяющемся информационном пространстве, но развитию библиотечного дела по-прежнему уделяется недостаточное внимание.
Одной из многих проблем является подготовка кадров. Общественное мнение оказывает огромное влияние на выбор профессии, поэтому сегодня необходима не просто корректировка общественного мнения, а создание нового позитивного восприятия профессии библиотекаря, и решение этого вопроса должно беспокоить не только коллег-теоретиков, но и нас - библиотекарей-практиков. Потому что именно мы, общаясь с читателем, порой неосознанно положительно или отрицательно влияем на популярность нашей профессии.

Проблема имиджа библиотеки и библиотекаря изучается в ряде стран мира. Общим в этих исследованиях является вывод о том, что самопортрет так же важен, если не более, как имидж, создаваемый пользователями. Так, в исследовании австралийских библиотекарей отмечено, что библиотекари должны учиться смотреть вокруг себя и находить позитивные, работающие на будущее, полезные и состоятельные точки зрения, формирующиеся в обществе относительно их имиджа.
           
Главная задача имиджа - показать наряду с компетентностью вашу готовность к общению, создать образ доброго советчика. Наш имидж в сознании других людей создается поведением, речью, обликом и профессионализмом. И чем гармоничнее все составляющие, тем более цельным оказывается впечатление.
          Для определения места библиотекаря в областях социально-коммуникационной деятельности проводились исследования деловых качеств работников этой профессии. По материалам исследований был составлен "идеальный "Деловой портрет библиотекаря", в котором акцент сделан на наиболее значимые психологические качества:
                       * внимание,

·        настойчивость,
·        дисциплинированность,
·        память,
·        уравновешенность,
·        коммуникативность,
·        активность,
·        четкая грамотная речь,
·        умение логически мыслить.
Деловые качества:
·        высокое качество работы,
·        повышение профессиональных знаний,
·        творческий подход к работе,
·        умение принимать профессиональные решения.
Умение сориентировать читателя в большом массиве информации - показатель высокой квалификации и культуры библиотечного работника.
Новые технологии создания электронных информационных продуктов, потенциал и потребности Интернет-пространства демонстрируют необходимость профессиональной миграции библиотекарей в новые сферы деятельности, расширение, а не сужение поля деятельности.

Мы видим усложнение информационных потребностей современного человека и современного общества; библиотечное дело вооружается новыми технологиями, в том числе компьютерными, возможности которых позволяют достигать невиданных ранее результатов. Обязанностью библиотекарей становится как обучение, консультации пользователей, так и посредничество, поскольку огромный объем информации требует большего, чем прежде, количества специалистов, владеющих навыками поиска информации и умеющих анализировать и оценивать ресурсы и потребности пользователей.

Постоянное повышение квалификации библиотекаря-библиографа становится неотъемлемой частью профессиональной деятельности, определяющее её качество. Известный российский книговед Н.А. Рубакин отмечал: "Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов".

Имиджмейкеры и психологи относят профессию библиотекаря к категории женщин-консультантов и считают, что они должны обладать следующими качествами:
- профессионализм,
- компетентность, 
- внимательность, 
- общительность,
- доверительность,
- готовность к помощи. 

Обнаружилась значимая связь между тем, как одет консультант, и оценкой клиентами его внимательности, искренности, компетентности, доверием к нему, а также с повторным желанием его видеть.
        
 Профессия библиотекаря предполагает соблюдение этикета в одежде и во внешнем облике. Одежда должна соответствовать нашей внутренней культуре, зависеть от конкретной ситуации, положения в обществе, возраста. В библиотечной среде неуместны яркие дорогие одежды, изысканные прически, обилие украшений, яркая косметика. Костюм библиотекаря - это костюм деловой женщины, имеющей свой стиль. Существуют общепринятые, этикетные правила сочетания цветов, деталей, аксессуаров в деловом костюме.
Неправильно будет надеть на себя все одного цвета: коричневую юбку, коричневую блузку, коричневый шарфик и т.д. Модельеры утверждают, что оптимальное число цветов в костюме - три, минимум два. Если в костюме черная юбка, то блузка предпочтительнее освежающего светлого тона. К такому костюму подойдут туфли черного цвета. Не будут сочетаться, и производить благоприятное впечатление детали разного рисунка: юбка в полоску, кофточка в горошек, пиджак в крапинку. Универсальный брючный костюм уместен и в деловой, и в рабочей обстановке, и в торжественных случаях. 

Правильно выбранный стиль одежды помогает свободно себя чувствовать, быть уверенным в себе. Во внешнем облике важную роль играют прическа, бижутерия. Даже самый талантливый и профессионально подготовленный, но неопрятно причесанный библиотекарь не вызовет симпатии у читателей. Не должно быть много ярких украшений. Если вы одновременно надели бусы, цепочку, серьги, брошку, и все это в разном стиле, то сложится впечатление об отсутствии вкуса у обладателя этих украшений. 
Так как подавляющее большинство персонала библиотек, - женщины, уместно привести цитату из книги Наталии Правдиной "Я люблю себя": "Чувствуете себя свободными - станете свободными, чувствуете себя независимыми - станете независимыми, потому что Ваши мысли влияют на то, как Вы двигаетесь, и на то, как Вы начинаете говорить и даже скорость и легкость Вашей походки. Но для начала вам стоит воспитать в себе отношение к своим заслугам. Поощрение Ваших успехов способно в несколько раз увеличить темпы их роста… Женщина чувствует себя так, как она выглядит… Женщина, которая себя высоко ценит, не позволит появиться на людях с немытыми волосами, в несвежей блузке, в стоптанных туфлях".
Коллеги должны с уважением относиться не только к пользователю, но и друг к другу. Хорошо и красиво одеваться не только ради пользователей, но и ради своих же сослуживцев. Иначе они поймут, что мы не слишком их уважаем и не собираемся ради них "напрягаться". 

Библиотекарям не должно быть безразлично, как они выглядят со стороны, потому что через впечатление, производимое ими и их библиотеками на пользователей, лежит путь к определению статуса и роли библиотеки в жизни общества.
В современном информационном обществе библиотекари имеют возможность повысить имидж своей профессии как распространителей информации и информационных консультантов. И в этом свою роль должна сыграть реклама.
Библиотекари должны быть "громогласными", "приметными" в обществе, если это в интересах дела, осознать и уметь доказать, что они знают об информации больше, чем кто-либо другой. При всем этом главной задачей должно остаться качественное обслуживание пользователей.

Читатели судят о библиотеке, прежде всего, по ее сотрудникам, с которыми они соприкасаются по работе. Знания, умения, навыки, целевые установки работников библиотек являются теми факторами, от которых зависит успешное функционирование библиотеки, качество предоставляемой информации.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Похожие посты

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Очередной рубеж

16.01.2017 г. 55 постоянных читателей и 400 000 просмотров.
25.02. 2017 - 63 постоянных читателя, 500 000 просмотров.
19.04.2017 - 67 постоянных читателей, 613 000 просмотров.
17.08.2017 - 75 ПЧ, 750 000 просмотров.
17.10.2017 - 82 ПЧ, 831 000 просмотров.
23.11.2017 - 83ПЧ, 925 000 просмотров.
Друзья, спасибо, что вы есть!

Вы можете подписаться на обновления по электронной почте

Google+ Followers

Если Вам понравился блог, можете подписаться на него В ОДИН КЛИК!