понедельник, 23 мая 2016 г.

Гуманизм. Духовность. Нравственность.

  

Методические материалы

  «Культура», «Религия», «Духовность», «Нравственность»
как базовые понятия для определения духовно-нравственного воспитания

Понятием "духовность" традиционно обозначалось все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере. В этой связи следует отдельно поговорить о религии как значимой части духовной культуры. В отличие от других элементов культуры религия возникла не в результате творческой деятельности человека, а была дана извне, Свыше.
Само слово "религия" буквально переводится с латинского как "святыня", "набожность", "благочестие" - жизнь по совести, в соответствии с заповедями Божиими. Для каждой традиционной национальной и всей общечеловеческой культуры именно религия является стержневым, культурообразующим фактором. Ее культурообразующая роль заключается в определяющем влиянии на содержание и формы всех сфер бытования культуры: духовной и материальной. Разрушение религии, как стержня традиционной культуры, ведет к гибели цивилизаций и народов, а во вселенском плане - к апокалипсису.

Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
1. нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
2. нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
3. нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
4. нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).


В России духовно-нравственное воспитание традиционно  содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку (по сравнению с западным культурным человеком) возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью образования и воспитания. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.

Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы.  

Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного российского общества и человека не случайно. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности.
Духовный кризис, характеризующийся бездуховностью и безнравственностью, особенно явным стал в России с 90-х гг. XX века. Это связано не только с реалиями социальной жизни, но прежде всего с утратой прежних основ и ценностей воспитания, порожденной долгими годами идеологической неопределенности и аксиологическим кризисом…
Изначально сущность, основное назначение воспитания заключается в формировании духовного стержня человека – его внутреннего, духовного мира, который проявляется в системе его эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру и к самому себе.
В чем же заключается сущность духовно-нравственного воспитания? Существуют разные точки зрения на этот счет. Одна из них заключается в том, что в их объединении проявляется стремление соединить религиозное и светское понимание духовности (духовность – понятие религиозное, нравственность – светское). Согласно другой точке зрения, нравственность распространяется на повседневную жизнь, а духовность – на жизнь в ее высшем качестве – бытии человека . Но думается, что причины здесь более глубокие. Надо, прежде всего разобраться, что такое духовность и нравственность? И всегда ли духовное воспитание может быть нравственным, а нравственное – духовным?
Духовность – качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых – чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии. Недаром значение слова «дух» – (лат. spiritus) – дуновение, тончайший воздух, дыхание .
Нравственность рассматривается как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами.
К извечным ценностям русского народа чаще всего относят – мягкость, скромность, всепрощение, целомудрие, терпеливое приятие жизни, духовное ее осмысление. В основе этих ценностей – православие. Поскольку православие рассматривается как культурообразующая религия, то правомерность обращения в целях воспитания молодежи к духовно-нравственному потенциалу православной педагогики не вызывает сомнения.
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.
В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.


Библиотеки – в помощь духовно-нравственному воспитанию юношества.

Воспитание - деятельность духовная по определению. Если вспомнить  древнерусское слово "възъпитание" - возвышенное, духовное питание,  мы увидим первое и  главное значение понятия "воспитание". Это определение  указывает на то, что воспитатель призван работать с духовным потенциалом, который изначально заложен в душе каждого ребенка. Задача взрослого состоит в том, что он открывает этот потенциал, помогает растущему человеку понять силу своего духа, свои человеческие возможности, сохранить свое человеческое достоинство, стимулирует и наполняет ценностным содержанием духовные усилия по осмыслению окружающего мира и себя в нем.
  Общеизвестно, что нравственное воспитание  - процесс целенаправленного развития ценностных отношений человека к  обществу, к окружающим людям, к самому себе. Данный процесс – глубоко индивидуальный, основывающийся на единстве знаний, чувств и поведения, причем чувства, соответствующие нравственной идее, являются здесь центральным звеном. Нормы нравственности становятся основой поведения человека лишь тогда, когда они не просто познаются, но и становятся объектами  эмоционального отношения.
В этой связи возрастает ценность таких мероприятий,  которые способны помочь подрастающему поколению понять, как нужно относиться к окружающим, возвращают к традициям семейного воспитания, к исконно русским  традициям, основанных на гуманных чувствах, исключающих жестокость, ложь, насилие.
Именно руководствуясь  этими поставленными задачами,  следует проводить различные мероприятия в этом направлении.
Работу по проблеме  духовно-нравственного воспитания личности можно разделить на 3 блока:
1.  Традиции семейного воспитания;
2.  Нравственное воспитание юношества;
3.     Традиции русской культуры.
С истока — с колыбельной матери, с тепла родного очага, с заботы родных — начинается человеческая жизнь. И в какое русло она войдёт, во многом зависит от семьи, семейного уклада и традиций. Поэтому одним из направлений работы библиотеки должно стать возрождение традиций семейного воспитания. Рассмотрим возможные варианты мероприятий. К примеру, тематическая беседа «Традиции русского семейного воспитания» с элементами слайд-презентации.                 
 Цель мероприятия: воспитание духовно – нравственных качеств личности учащегося, этических норм поведения, уважения к старшему поколению, приобщение к обычаям и традициям. Основной задачей беседы является раскрытие многозначности народной мудрости. Интерес учащихся вызовут  цитаты из «Домостроя» - памятника 16 века, запечатлевшего  традиционные черты русского семейного уклада.
В конце беседы, на основе собственных знаний и услышанного в ходе мероприятия, участники беседы могут сделать выводы: сравнили современные методы воспитания и исконно русские. В ходе беседы можно также поднять извечную проблему «отцов и детей», так усложнившую человеческую жизнь сегодня.
  Семейным традициям можно посвятить тематический вечер о русском писателе Л. Толстом «Я мечтал о любви и счастии…» Семейные идеалы Л.Н. Толстого».
Цель мероприятия  – раскрыть эволюцию  взглядов писателя на семью на примере его фундаментальных произведений. Толстой  утверждал, что “люди как реки”: каждый имеет свой исток, своё русло. Анализ произведений «Семейное счастье», «Война и мир», «Анна Каренина», «Крейцерова соната» покажет, что писателя  всегда волновали проблемы  семьи, воспитания детей, отношения между мужчиной и женщиной. На мероприятии можно использовать видеофрагменты экранизаций произведений писателя, где поднимаются темы взаимоотношения людей в браке, духовности партнеров, причины распада семьи.
     В программу нравственного  воспитания  юношества  гармонично войдет беседа проблемам адаптации в новом коллективе «Свой среди чужих».  В ходе данного мероприятия в форме свободной беседы и игры  присутствующим объясняется то, что значит быть толерантным, как познакомиться с новыми людьми и по-новому взглянуть  на уже давно знакомых. Следует обсудить вопрос по проблемам расового  и социального неравенства, выяснить то,  какими качествами толерантной личности обладает каждый из присутствующих, и что нужно  предпринять, чтобы мир вокруг стал добрее.
В рамках цикла мероприятий: «Библиовизитка современного писателя», направленных на знакомство читателей с именем и творчеством, провести, к примеру, презентацию повести современного писателя, сценариста, режиссера Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». В ходе обсуждения книги поговорить о том, какая страшная пропасть лежит между миром взрослых и детей, о том, как трудно «большим» понять маленького человека, и как своей любовью можно испортить детство ребенку. В разговоре можно затронуть также темы  одиночества и прощения. Прекрасным дополнением мероприятия станет  знакомство с текстом повести «Похороните меня за плинтусом» и с фрагментами ее экранизации, что даст возможность присутствующим сопоставить сюжетные линии книги с фильмом.

Роль детской  библиотеки в духовно-нравственном воспитании читателя
 В духовно-нравственном воспитании молодого поколения одним из наиболее действенных направлений является обращение к богатейшему пласту святоотеческого наследия. Именно в нем содержатся знания о человеке и его душе, и поэтому он может служить своеобразной энциклопедией в деле духовного формирований личности. Особенно нуждается в библиотеках одна из незащищенных категорий населения – дети. Большинство семей из-за недостатка средств не могут приобретать книги, подписываться на периодические издания. Библиотека нередко остается единственным местом, где дети и подростки могут не только получить бесплатную информацию, но и с пользой провести свой досуг.
Большое внимание следует  уделять средствам наглядной информации: стенды, книжные выставки, открытые полки, папки-передвижки. Каждому из нас при рождении родители дали имя. С этим именем «мы идем по всей своей жизни» и порой не задумываемся, какую силу оно несет в себе. Множество имен пришли к нам с древних времен, множество из них считаются святыми, так как их носили святые великомученики. Так за какой подвиг известные нам имена называют святыми? Ответить на этот и другие вопросы читатели могут при помощи литературы, представленной на цикловой выставке-календаре «Духу святому – дыхание имени».  Привлечет внимание цикловая выставка-календарь «Колокольный перезвон», включающая в себя разделы «Святая троица» и «Августовские спасы». По материалам «Августовских спасов» можно провести час духовности.
   Будет  интересен цикл выставок «Путь к воскресению»:
·                   выставка – путешествие «Жемчужины России», представляющая материалы по  монастырям России, 
·                   выставка-музей «И светом чудным озарены…», рассказывающая о русских иконах 
·                   выставка-рассказ «Алтарь Отечества», посвященная знаменитым храмам и соборам России.  
   Чтобы привлечь большее внимание к разработанным выставкам, проведите ряд мероприятий, посвященных каждой затрагиваемой теме.  Это вечер-портрет «Отречение от мира сего» - о судьбе Маргариты Тучковой и её роли в создании Спасо - Бородинского монастыря.  Слайд-вечер «Лики Божьей матери», раскрывающий тему Богоматери в иконописи Руси. Час духовности «Тайны Храма Христа Спасителя» -  об истории создания, варварском разрушении и о новом рождении одного из памятников архитектуры Руси.               
Во всех этих мероприятиях старайтесь  наиболее полно использовать новые технические возможности библиотеки: электронные носители, видеофильмы и др., что усиливает впечатление об услышанном и увиденном.
Литературно-музыкальную композицию «Как ангелы про Бога говорят» проведите в канун  святого русского Рождества. Юные читатели окунутся в атмосферу праздника: узнают о рождественских чудесах и приключениях, традициях празднования Рождества в разных странах. Дети с удовольствием прочитают стихи и посмотрят видеосюжет об истории праздника.
Растет количество детей и подростков, которые все больше проявляют интерес к православным праздникам, к русской истории, жизнедеятельности выдающихся исторических личностей, интерес к истокам родной, русской культуры - духовно возвышенной и высоконравственной. Поэтому следует  планомерно проводить работу по духовно-нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам народной культуры.
В качестве основного направления советуем избрать музыкально-поэтическое творчество русского народа, фольклор, народную педагогику – как веками выработанные формы наследования, сохранения и развития русского этноса.
Вся народная культура России имеет определенное религиозное, христианское звучание, что подготавливает детскую душу к принятию духовных впечатлений. Для этого используйте такие формы работы с детьми, как: занятия, беседы нравственного и духовно-нравственного содержания, церковные и календарные праздники, музыкально-поэтические вечера и др.
Несомненно, заинтересует детей  цикловая выставка «И нравы, и язык, и старина святая», посвященная возникновению славянской письменности, происхождению языка, историко-этническим корням слова. Проведите  презентацию книги М.Семёновой «Мы – славяне» для школьников среднего звена.      Своими  мероприятиями старайтесь воспитывать у своих читателей чувство милосердия, любви к ближнему, гуманного отношения к людям старшего поколения, толерантное отношение к детям из социально-незащищённых слоёв населения.
             В преддверии Дня матери для учащихся 6-х классов проведите вечер семейных реликвий «Материнские обереги», цель которого - возрождение русских традиций. Заинтересует всех выставка «Обереговая кукла» и мастер-класс по ее изготовлению, для проведения которого можно пригласить специалиста – педагога по ДПИ или преподавателя технологии.
Основная задача деятельности по духовно-нравственному воспитанию - сформировать у детей младшего возраста, подростков понимание истоков современной русской культуры как культуры изначально православной; привить учащимся уважение к русской истории; способствовать формирование духовно-нравственных ориентиров у подрастающего поколения.
 Источники:
http://aplik.ru/10-klass/sovershenstvovanie-dukhovnonravstvennogo-vospitaniia-uchashchikhsia-v-sovremennoi-shkole/ - Аплик.ру. Совершенствование духовно-нравственного воспитания учащихся в современной школе
http://astradamovka.okis.ru/file/astradamovka/vospit/prog9.doc  - МОУ СОШ с.Астрадамовка. Программа духовно-нравственного воспитания. «Культура», «религия», «духовность», «нравственность» как базовые понятия для определения духовно-нравственного
http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/02/03/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov- Социальная сеть работников образования ns.portal. Методическая разработка «Духовно- нравственное воспитание дошкольников»
http://www.grandeducator.ru/gamivs-618-1.html GrandEducator. Эффективное образование.  Понятие духовно-нравственного воспитания и его содержание
http://www.metod-kopilka.ru/programma_duhovno__nravstvennogo_vospitaniya_detey_______kak_prekrasen_etot_mir-18287.htm - Metod-kopilka.ru. Программа духовно – нравственного воспитания детей «Как прекрасен этот мир»
воспитания.

 ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Тихая тайна старинных икон
(час духовности)


Христианской иконе столько же веков, сколько самому христианству. А  начинается  история иконописи с невозможности отобразить неземное существо Сына Божьего. Оттого – предания о Спасе Нерукотворном. Ибо нарисовать Спасителя «с натуры», глядя на лик Его, оказалось нельзя. Свет неземной слепил художника так, что кисть к полотну не поднесешь. И только когда Христос решал все же оставить кому – то  свой образ, то прикладывал убрус (плат, полотенце) к лицу, и на нем изображался – не отпечатывался, а возникал! – Лик Господень.
Легенда о нерукотворных образах Спасителя несколько. Одна – о Христе исцелителе. Он послал свой плат со своим изображением правителю сирийского Эдесского царства Авгарю, дабы избавить того от мучительной болезни.
Другое предание связано с крестным путем Христа: благочестивая женщина подала Иисусу свой убрус, когда он под тяжестью креста совершал восхождение на Голгофу, чтобы смог утереть Он пот, заливавший лицо.
Третья легенда – самая простая, домашняя, но оттого не менее драгоценная и знаменательная. Почитательница Христа Вероника попросила художника сделать портрет Учителя. Тот стал писать по скорой памяти, но как только приходили они к Христу сравнить и благословить портрет, то замечали явное несходство. «Лицо Мое знает и видит только Тот, Кто послал Меня»,- объяснил им Иисус. Он сказал расстроенной женщине, что придет к ней на ужин. Придя, попросил воды умыться, приложил к лицу плат Вероники, и на нем возник Его образ…
Сказания о земном бытии и служении Христа – Евангелия – называются «богодухновенными», продиктованными Духом Святым. Высшее происхождение несли, по церковному преданию, и первые иконы. И почитание их стало таким же значимым, кА и Слово Божие.
Шли века, икона становилась обязательным и неотъемлемым атрибутом храма и христианского дома, а иконопись – особым человеческим призванием. Целый ряд изображений Христа, Богоматери, апостолов и евангельских событий стал каноническим – особый строй иконы, закон ее света, цвета, перспективы повторялись из столетия в столетие.
Каждая Церковь неизбежно проходит свой путь как бы с самого начала. И первый русский иконописец, ученик греческих художников, прибывших на землю Русскую, Алипий (Алимпий) сподобился, по преданиям славной Киево-Печерской лавры, особого знака свыше. Однажды исцелил Алипий прокаженного. Тот ходил к колдунам – не помогли, к врачам – не справились. И вода из святого колодца в Печерском монастыре не помогла – веры больному не хватило. И тогда спас отчаявшегося преподобный Алипий, печерский иеромонах: красками, коими иконы писал, сделал больному другой лик поверх струпьев и гноя и сводил в церковь к причастию. А потом умыл прокаженного, и обновился лик его.
Еще одно чуд случилось с Алипием, когда слег он в смертельной болезни, не успев докончить заказанную к церковному празднику икону.  Заказчик возмутился, на что Алипий ответил просто: «Разве леностью я то сотворил? Или невозможно Богу икону Своей Матери словом написать?..». Пречудесным образом отозвались эти слова – за ночь ангел дописал образ и поставил его на свое место в храме, как уговорено, было.
Слава об Алипии - иконописце осталась в письменном предании, но иконы исчезли в огне времени. Так же не найдены и первые иконы Спаса, считавшиеся нерукотворными, сохранилось только слово о них и их повторение – изображение лика Христа, именуемое «Спас Нерукотворный».
Но случилось так, что образа (по-гречески «иконы»)  византийского письма той эпохи, когда творит Алипий, явившись на Русь в качестве дара из-за моря, стали национальными святынями и зримы по сию пору, особенно чудотворные иконы Богоматери.
Один из наиболее чтимых чудотворных образов на Руси – икона Богоматери Тихвинской, чествуемая Церковью 9 июля. По сообщениям летописей, она явилась летом 1383 года неподалеку от Новгорода и прославилась совершением многих чудес и исцелений. От образа прозревали слепые и обретали силу расслабленные. Источники свидетельствуют о четырех последовательных явлениях иконы, последнее из которых было на берегу реки Тихвинки, где в честь чуда был сооружен храм Успения Богородицы, а в 1560 году основан Тихвинский монастырь.
Образ Богоматери стал особенно широко почитаться после того, как в 1613 г.-1615г. Тихвинская обитель выдержала осаду шведских войск, что связывалось с заступничеством иконы.
Существует в Сказаниях легендарная византийская предыстория образа. Согласно тексту икона отождествлялась с самой чтимой святыней Константинополя – Богоматерью Одигитрией, написанной евангелистом Лукой. Первоначально она находилась в Иерусалиме. В 5 веке императрица Евдокия перенесла чудотворный образ в столицу Византии и поставила его в  специально построенном храме. Оставив Константинополь за «гордость и неправды» икона избрала Русские земли местом дальнейшего пребывания. На протяжении столетия Тихвинская икона не покидала монастыря. К ней приезжали на поклонение многие русские великие князья и цари. В 1526 году обитель посетил ВасилийIII, молившийся перед образом. В 1547 году за несколько дней до венчания на царство, в монастырь приезжал Иван Грозный.
С чудотворной иконы создавалось многочисленные копии. Одну из которых, выполненная в 1706 году художником Яковом Молчановым для церкви Воскресения в Кадашах, вы сейчас видите.
Особенностью иконографии Одигитрии Тихвинской являются жест Христа, благословляющую руку Богоматери, обращенную к Нему в молении. На боковых полях иконы представлены избранные святые – апостол Петр, преподобный Сергий Радонежский, юродивый Алексей – человек Божий и  Иоанн воин.
Во время оккупации 1941 года главная чудотворная икона Тихвинской Богоматери впервые оставила свою обитель. Она была вывезена сначала в Европу, а затем в Америку и в наши дни хранится в соборе Петра и Павла в Чикаго.
Согласно церковному преданию, икона Казанской Богоматери была обретена чудесным образом в 1579 году в Казани. В то время город стоял в руинах после страшного пожара. Некий стрелец задумал построить дом на месте сгоревшего. Его дочери 9 – летней Матроне приснился сон, в котором ей явилась Богоматерь и повелела поведать архиепископу и городским начальникам о том, что на пепелище, в земле, скрыта ЕЕ икона. Девочка рассказала о видении матери, но та не обратила внимания на слова ребенка. Сон повторился еще дважды, причем последний раз Богоматерь грозно потребовала выполнить ЕЕ повеление. Мать Матроны отвела ее к архиепископу и воеводам, но никто из них не поверил в истинность видения. Тогда мать девочки и другие люди стали рыть землю в указанном месте, но ничего не находили. Лишь когда сама Матрона взялась за лопату, был обретен образ Богоматери. Почти сразу икона стала совершать исцеления – от нее прозревали слепые.
Иоанну Грозному в Москву было послано подробное донесение о чудесных событиях список новой святыни. Царь повелел на месте явления основать женский монастырь и в нем хранить икону.  В Смутное время, в 1612 году, во время осады Москвы поляками, список с иконы ( а по другим версиям – сама икона) был послан из Казани князю Пожарскому. 22 октября поляки были выбиты из Китайского города и русские воины взяли Москву.  Им навстречу вышло духовенство со святынями. Впереди дружин несли икону Казанской Богоматери. В память о чуде в этот день было установлено чествование образа, с 1649 года ставшее общерусским.
На иконе «Богоматерь Казанская» Прокопия Чирина, выполненной в 1606 году в соответствии с иконографией главной святыни, Богородица  изображена погрудно.   Ее голова слегка склонена к младенцу, восседающему у нее на руках и взирающему прямо на молящихся. Правая рука Христа простерта с благословляющим жестом.
Известно, что в начале 20 века первоначальный образ Казанской Богоматери исчез. Это произошло во время  ограбления собора монастыря в Казани, где была икона. Существовало множество гипотез о ее местонахождении, ни одна из которых не нашла подтверждения. В средневековье существовало убеждение, что верно выполненный с прославленной иконы список перенимает все свойства первообраза, то есть тоже может творить чудеса. С первоначально обретенного образа Казанской Богоматери было сделано в разное время множество копий, и более 20 из них почитаются как чудотворные.
В Самарской области есть село Съезжее, под селом небольшой пруд, из него пила скотина, мыли ведра доярки, а пацаны ловили карасей. В этом селе жила женщина, которую прозвали Зоей – богомолкой. Ей однажды, зимой 1958 года в озере, когда она возила воду на свиноферму, ей явилась Божья Матерь. На ее крик, прибежали люди, и те, кто верил, увидели Богоматерь. Знающие определили «Казанская». Последующие дни образ Богоматери над прудом возникал много раз (были свидетели). А летом в день Казанской Богоматери, на берегу собралось множество людей (тайно, в те годы религия была «опиумом» для народа). Молились, омывались водой, но чудесных  явлений не наблюдали. Молва  об озере распространилась и в последующие годы, в дни религиозных праздников, здесь стали собираться тысячи людей. Считалось, что вода из колхозного пруда обладает целебным действием; она имеет свойство  не портиться годами. Такие паломничества не приветствовались  властями; проходили столкновения, бунты, милиция разгоняла людей. Пруд пытались попросту уничтожить: сливали отходы свинофермы, травили воду соляркой, выливали туда креолин, карболку, отчего потом в селе дохла скотина. Несмотря ни на что, люди брали из него воду. Удивительно, но вода не теряла своих свойств.
А самой Зое Егоровне Гордеевой (она первая увидела Богоматерь) власти пригрозили, что расправятся с детьми, если она будет появляться у пруда. Более 30 лет Зоя Егоровна боялась за своих детей и не принимала участия в паломничествах. И лишь в 1993 году в Крещенские праздники пришла к пруду. Ходили слухи по селу, что в тот день на берегу была обнаружена чудотворная икона. Никто не знает, где она сейчас, но в селе есть община верующих женщин, которые сейчас взялись возрождать поруганный Космодемьянский храм, но слухи об иконе они отвергают. После чуда Зоя Егоровна, хоть и приказано было ей «сидеть и не рыпаться», лечила людей Молитвой. Как к пруду, так и к ней стекались люди – за исцелением, как физическим, так и духовным. 
            Православная церковь дважды в году  чествует чудотворный образ Божией Матери «Нечаянная радость» (1 мая 9 декабря по старому стилю). Об истории этой иконы повествует святитель Димитрий Ростовский в его сочинении «Руно орошенное», изданном в 1680 году.
Некий человек, будучи страшным грешником, тем не менее почитал Богоматерь и ежедневно молился перед ее образом. Однажды он собрался идти на неправедное дело и перед выходом обратился к ее иконе с молением. Внезапно не него напал страшный трепет – ему показалось, что изображение Богородицы ожило, у младенца Христа открылись раны на руках, ногах и в боку и из них хлынула кровь. Человек упав на землю, закричал в изумлении: «О, Госпожа, кто это сделал?». Богоматерь с иконы отвечала: «Ты и прочие грешники вновь распинаете Моего Сына, как иудеи. Вы называете меня милосердной. Зачем же оскорбляете меня своими беззаконными делами?». Человек ужаснулся, стал молиться, каяться. Видя раскаяние грешника, Богородица дважды обращалась к младенцу Христу с молитвой, но Он оставался непреклонен. Богоматерь продолжала умолять, пока не услышала ответ: «Я ради тебя отпускаю грехи этому человеку. Пусть же он в знак прощения облобызает Мои язвы». Прощеный грешник со слезами радости припал к иконе и облобызал кровоточащие раны Спасителя. Пораженный милосердием Богородицы и Христа, он с тех пор навсегда оставил порочную жизнь и обратился на путь благочестия.  Согласно преданию православной Церкви, после этого события был написан первый образ Богоматери «Нечаянная Радость». Особенно прославилась эта икона после 1837 года, когда от ее образа, пожертвованного прихожанкой Александрой Куницыной в церковь Неопалимой Купины в Хамовниках в Москве, стали совершаться чудеса исцеления. С этого времени подобная иконография стала достаточно распространенной, поскольку воспроизводила чтимую чудотворную святыню.
Икона «Знамение» - это благословение древних новгородских земель, на которых начиналось правление Рюриковичей и откуда пошло Государство Российское. Икона «Знамение» - это поясное изображение Божией Матери, которое относится к древнейшему типу изображений, встречающемуся даже в катакомбах первых христиан.
На иконе Пресвятая Богородица изображена сидящей, с молитвенно поднятыми руками. На груди у Божией Матери, на фоне круглого щита или сферы – Младенец. Правой рукой Иисус Христос благословляет, а в левой держит свиток. Эта икона, одна из древнейших, прославилась в 1169 году, когда владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский, вступив в союз с другими князьям, задумал покорить Великий Новгород. Зимою огромное войско обложило город и предложило сдаться. Ночью, накануне штурма, новгородский архиепископ Иоанн услышал голос, который велел ему вознести на стену икону Божией Матери из Спасской башни.- «И узриши спасение граду».    На следующий день Иоанн вынес икону и поставил на городской стене. Одна из неприятельских стрел вонзилась в икону, и она ликом обратилась к городу, источая слезы. Святитель Иоанн с благоговением принял эти слезы и воскликнул: «О, чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Ты даешь нам Знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града». В это же время на нападавших напал ужас, у них помрачилось зрение, и, как отмечает летописец, они стали поражать друг друга. Так чудотворная икона получила свое название «Знамение».  Впоследствии икона прославилась многими чудесами: спасением города от пожара (1566г),спасение храма, где она находилась, от разграбления шведами в 1611 году. Праздник святой чудотворной иконы установили 27 ноября (ст.стиль) – 10 декабря (н.ст.).
            Он усмирял бурю и приводил в гавань терпящие  бедствие корабли. Он возвращал жизнь упавшим с мачты матросам. Отдавал последнее тем, кто от нищеты  доходил до крайности. И старался творить добро втайне. Даже пребывая в тюрьме вместе с другими гонимыми христианами, он чудесным образом поддерживал их дух и плоть в голодных темницах.
Жил он в 3-4 веках в далекой малоазийской провинции Ликизя, в городе Миры, а посмертным его спасительным чудесам нет числа, и более всего их приходится на Россию. Речь  о святителе Николае, архиепископе Мирликийском, Николае Чудотворце, Николае Угоднике.
Родился святой  Николай во второй половине 3 века в Патарах (область Малой Азии). Родители его – Феофан и Нонна – происходили из древнего и благородного рода, были достаточно богаты, отличались христианскими добродетелями.
Знамения, сопровождавшие жизнь Николая в детстве, указывали, что ему даны великие дарования и уготовано великое предназначение. Родители старались  внушить ему истины христианства и направить на праведную жизнь. Одаренный мальчик освоил в совершенстве книжную премудрость и другие науки. Избегая развлечений, пустых разговоров, он бежал от шума, веселья, светской жизни и проводил свободное время за чтением Священного писания, молитвой. Епископ города предложил Николаю стать диаконом.  Николай принял его предложение, а вскоре стал пресвитером. Житие рассказывает и о путешествии святителя Николая по святым местам. В путешествии проявился дар пророческого прозрения святителя Николая и дар чудотворения: он предсказывал бурю на море и чудесное избавление от нее; по молитвам святителя окружающие получали исцеления, был воскрешен бездыханный матрос на корабле. Вскоре Николаю был предложен сан архиепископа, святитель долго отказывался от высокого сана, но уступив просьбам, согласился.  Святитель Николай был для сирот – отцом, для плачущих – утешителем, для притесняемых – заступником. Оказывал помощь всем, кто знал его лично, и тем, кто никогда его не видел.
Дожил до глубокой старости, умер в Бозе и был погребен 6 декабря в 341 году. При жизни святитель Николай был скромным помощником всем несчастным, немощным, не перестал им быть и по  окончании земной жизни. Его мощи Господь сподобил нетлению и чудотворной силы: они  стали источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворений – исцеление от болезней телесных и духовных.
В Византии Николай был признан святым в 5 веке, когда уже существовало его житие и чтилась его память. В русской православном церкви память святителя Николая празднуется 2 раза – 16 декабря - день погребения (Никола зимний) и 22 мая – день перенесения Его  мощей из Мир Ликийских в Бар Итамитский (Никола вешний).
На Руси, между прочим, любили рассказывать такую историю из чудес святого Николая. Было то в 7 веке, в славном стольном граде Константинополе. Явился святой Николай во сне некому Феофану, известному своим попечением о странниках и нищих. И повелел святитель Феофану заказать лучшему иконописцу образа Спасителя, Божией Матери и его, Николая. И представить те иконы патриарху. Все было исполнено. Патриарх поклонился образам Христа и Богоматери, художника одобрил, а на икону чудотворца Николая вознегодовал. «Как мог ты, Феофан, поставить рядом с ними этого смердовича (т.е. сына смердов, людей простого звания)!». И художнику запретил такие иконы писать.
А на следующий день патриарх по своим делам поплыл по морю Мраморному, и настигла его буря. На помощь позвал «смердовича». Спас святой Николай патриарха. Патриарх взял образ святителя у Феофана и поставил его в главном византийском храме – соборе святой Софии. Есть в этой истории одна странность: патриарх упрекнул святителя Николая в низком происхождении, хотя вовсе не знатностью рода славны те, кого на иконах изображали. Но известно то, что  родители Николая были весьма состоятельные люди и что его дядя был епископом в тех же Мирах, человеком уважаемым.
На Руси икона святителя Николая почиталась сразу вслед за образами Спасителя и Матери Божией. Трудно сказать, почему наши предки выделили из византийских святых именно этого  пастыря – милостника. Конечно, русская нация мореходная и торговая, а этим занятиям святитель Николай, особо покровительствовал. Но на Руси он стал отцом всем и вся и во всяком деле заступником, выручателем.  Неслучаен поэтому такой народный рассказец. Шли по грешной и святой земле Русской святые Николай и Касьян по дороге к Богу. Да встретился им мужичонка с телегой, намертво увязшей в грязи. Святой Николай пришел на помощь, а ризы испачкал. А высокомерный чистюля Касьян одежду берег, чтобы при параде к Господу явиться. Но Господь во всем  разобрался, и кончилось дело тем, что Касьяну за его нерадение определен был праздник только 1 раз в 4 года – 29 февраля. А святой Никола – «смердович» трудится, чудодействует на Руси уже тысячу лет.  Издревле его иконы в каждом доме, храмы в каждом городе, да сколько сел Никольских, где храм ему был посвящен. В его честь воздвигались храмы, ему посвящались праздники, его имя носили улицы и проспекты. В его честь писали и заказывали дорогие оклады из золота и серебра с драгоценными каменьями. Не было на Руси часовни, храма, домашней молельни или красного кута, где бы вы не встретили икону Святого Николая Угодника. Множество икон с изображением Николы находилось и в Омской Епархии, где православное население до революции составляло около полутора миллионов человек. Наверное, не было среди них ни одного верующего, который не поклонился бы Николе, не ставил ему свечи, отправляясь в дорогу. Сибиряки приходили в храмы и молились у его иконы о всяком торговом деле, по всяким домашним делам и просьбам.
Казачий Собор в Омске, построенный и освещенный в 1840 году, назывался Никольским. Он был построен для Сибирского  Казачьего войска, в нем хранилась древняя святыня – знамя Ермака. Имя Николая носят действующая Николо-Игнатьевская церковь (1920 – е годы) и Никольская церковь (1913 г) на ул. Труда.
В Омском областном музее изобразительного искусства им. М.А Врубеля собрана коллекция «Иконы Николая Чудотворца» (18 нач.20 веков).
Писались иконы святителя Николая на Руси так, чтобы их легко было отличить, найти в церкви. Конечно, соблюдался византийский канон: архиерейский омофор – оплечье с крестами, небольшая кудрявая борода, и как положено святителю, высокомудрый лоб. Вот только на Руси, ценившие в святых больше сердце, чем мудрость, лбы святительские на иконах стали обычными, а высоким оставался только у Николая – для отличия. В среднике иконы представлено поясное изображение святителя. Правой рукой он благословляет, а левой, покрытой одеждами, поддерживает Евангелие с красным обрезом, оклад которого украшен драгоценными камнями и жемчугом. Святитель представлен в традиционных епископских облачениях – вишнево – коричневой фелони и белом омофоре с черными крестами. Вокруг средника расположены 18 клейм жития святителя Николая. Житейский цикл иконы начинается сценами детства святого и принятия им разных степеней церковного посвящения. Далее следуют клейма, повествующие о чудесном покровительстве святителя невинно осужденным, страдающим от бесовских козней, путешествующим по морю, бедным и пленникам иноверцев. Последние клейма житейского цикла, посвящены погребению и перенесению мощей святого. ( После смерти был погребен в г. Миры, а в 11 веке его чудотворные мощи, источавшие миро, перенесены в 1087 г. в итальянский город Бари.
В московском Кремле было замечательное изображение св. Николая, помещенное в наружной стене Никольской башни. В 1812 году во время неприятельского нашествия, святыня почти вся была разрушена, но чудесною силою Божией святой образ угодника Николая остался невредим, даже стекло, прикрывавшее его, осталось целым.
В 1918 году, когда большевики пришли к власти, эту икону закрыли полотном. А в один из праздников на Красной площади, во время гуляний полотно сползло с иконы и присутствующие увидели, что святой Николай с укором глядел на людей. Тогда по приказу Сталина икону вообще убрали, а то место, где она была, просто закрасили. 
Даже закоренелые атеисты и то идут в храм, когда  болезнь одолевает их или их близких. Верующие всегда посоветуют поставить свечку Пантелеймону целителю. Через века этот великомученик несет свое послушание – исцелять недужных. Целитель Пантелеймон изображен на иконах с небольшим  ларцом в левой руке и тоненькой ложечкой в правой. В ларце целебные снадобья. Он знает, которые из них – кому. Отчаявшиеся люди идут к нему со всей Руси за исцелением. С именем Христа он лечил хромых, слепых, прокаженных. С именем Христа помогал обездоленным. И с именем Христа принял мученическую смерть.
Великомученик Пантелеймон  с тех далеких пор не отвернулся от тех, кому помогал при жизни.
Родился мальчик в Никомедии (был такой прекрасный город в древнем государстве Вифинии) в семье знатного язычника и получил имя Пантолеон. Его мать – христианка Еввула умерла, когда он был еще в отроческом возрасте. Отец отдал юношу на обучение врачебному искусству к знаменитому в то время врачу Ефросину. Вскоре о нем услышал римский император Максимиан, пожелавший видеть Пантелеймона при своем дворе.
Согласно жития, Пантелеймон уверовал в Христа после того, как увидев ребенка, умершего от укуса змеи, он по молитве к Иисусу Христу воскресил его. После этого он принял крещение и получил имя Пантелеймон. Став врачом, он лечил безвозмездно, что не понравилось другим врачам, лишившимся доходов. На него поступил донос императору Максимиану, что Пантелеймон посещает в тюрьме христиан и лечит их именем Христа. Император просил Пантелеймона опровергнуть донос. Но тот исповедал себя христианином и был подвергнут пыткам.  Пантелеймон был усечен мечом в 305 году. По преданию из тела святого потекло молоко.  Глава Пантелеймона хранится в Пантелеймоновом монастыре на Афоне. Частицы мощей  святого находятся во многих городах России.
В начале 20 –х годов 20 столетия  многие  из святынь были уничтожены. Взрывались церкви, разворовывались ценности. Наши деды и прадеды оступились, попрали накопленное веками наследие. За это поплатились они, платимся и мы. Господь на какое-то время нас оставил. Он испытывает нас. Нам не дано постичь вечность, но мы можем приблизиться  к великому, если будем почитать святыни.                                                                         

 БИБЛИОГРАФИЯ:
1.           Вознесение Господне //Юный художник.-1993.- №3.-с.13-15.
2.           Мень А. Сын Человеческий //Смена.-1990.-№6.-с.229-247.
3.           Наш верный защитник //Наука и религия.-1994.-№11.-с.6.
4.           Салько, Н.Б. Живопись Древней Руси 11 – начала 13 века./ Н.Б. Салько.- Ленинград: Художник РСФСР, 1982.- 307с.
5.           Спас нерукотворный //Здоровье.- 1994.- №2.-с.41.
6.           Творчество народов мира// 2007.-№4.- с.24-30.
7.           Цеханская К.В. Икона в жизни русского народа.- М.: Православный паломник, 1998.-318с.
                             

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Подводя итоги года: фотоОтчет 2020

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: