Душа наделена священным даром.
Смиренная и чистая, она
Исполнена любви и благодарна,
Святой молитвою просветлена.
Сегодня приоткроем одну из малоизвестных страниц Великой Отечественной войны. Поговорим о том, как Божья помощь помогала людям верить в победу.
Послушай, Бог.… Ещё ни разу в жизни
С тобой не говорил я, но сегодня
Мне хочется приветствовать тебя.
Ты знаешь,…с детских лет всегда мне говорили,
Что нет тебя… И я, дурак, поверил.
Твои я никогда не созерцал творения,
И вот сегодня ночью я смотрел
Из кратера, что выбила граната,
На небо звёздное, что было надо мной.
Я понял вдруг, любуясь их мерцанием,
Каким жестоким может быть обман.
Не знаю, Боже, дашь ли ты мне руку?
Но я тебе скажу, и ты меня поймешь.
Не странно ль, что среди ужаснейшего ада
Мне вдруг открылся свет, и я узнал тебя.
А кроме этого, мне нечего сказать.
Вот только, что я рад, что я тебя узнал.
Эти стихи найдены в 1944 году в кармане убитого солдата Александра
Зацепа. Они помещены в книгу «Спаси и сохрани» Андрея Фарберова не
случайно. Воины, верующие с детства, нередко связывали свою судьбу со служением
Церкви и становились священниками. А солдаты, не верующие в Бога до войны, на
войне поверили и приняли Библию. Их покорила непреложная истина о любви и
доброте, о красоте и правде; отраженно всё это в молитве.
Да, есть такие молитвы, которые и мы твердим наизусть как в радости, так
и в печали. Молитвы помогали не падать духом и нашим воинам.
-Бабушка, прошу тебя,
Собери меня в дорогу,
Отправляюсь на войну.
Нашим людям на подмогу!
-Батюшки!.. Что вздумал ты,
Мал совсем ещё ведь, внучек!..
И ружьё-то тяжело
Для твоих ребячьих ручек…
На войне давно пропал,
Твой любимый батя…
Служит матушка твоя
Медсестрой - в санбате.
А убьют тебя - тогда
Что я делать буду!?
-Помнишь, ты меня сама,
Бабушка, учила,
Что в молитве «Отче наш»
Скрыто море силы?
Я молиться, бабушка,
Буду неустанно,
Ну и ты, родимая,
Молись за партизана!
Рассказывают, что перед самой войной одному из Валаамских старцев во
время службы в храме было видение, Господь хотел покарать Россию за безбожные
дела, но по слёзным молитвам своей матери, Пресвятой Богородицы, сонма святых,
трижды произнёс: «Я не оставлю Россию. Накажу, но сохраню...»
Многие сейчас верят, что Великая Отечественная народная война была
выиграна не только огнём и мечем, но и доброю верой в свою правоту, молитвами
наших дедов и бабушек, заслуживших жизнями своими заступничество за нас
Пресвятой Богородицы.
Молитва за Россию
«На Отчизну нашу, Россию
излей благодать, Твою Боже! Да соединятся все народы, её населяющие, в одну
семью, Тебя Небесного Отца, единомышленно исповедующую, всю жизнь свою
единодушно по вере устоявшую, да будет едино стадо и Единый Пастырь. Да будет
хлеб насущный и духовный для всех без изъятия. Господи Владыка Мира! Да будет
мир и любовь между всеми нами и да будет бессильны козни ворогов внутренних и
внешних, злых сеятелей плевел на ниве Твоёй, писанием, словом или делом
вносящих шаткость в умы, горечь в сердца, соблазны, раздор и всякую скверну в
жизнь. Пошли, Господи, делателей добрых на русскую ниву Твою; да огласят они её
глаголами правды Твоей, да просветят её примером жизни по вере.
Пошли Господи, народу
Русскому чуткость сердца, да разумеет он святую волю Твою и не измена и с
радостью творит, да будет Русь воистину свята, да соединится она единомышленно
и единодушно в одно великое Братство Христово, мыслию, словом и делом верное
Богу и Христу Его. Да будет Русь наша подлинно церковной державой, во всех
делах своих руководствующейся учением Православной Церкви. Господи Владыка
мира! Посети Отчизну нашу благодатию Своею, да облечется она святостью, как
ризою, и да будут сны её в смирении своем достойны одежды брачной, в ней же в
нити надлежит в чертог Царствия Твоего! Аминь».
Было летнее утро 22 июня 1941 года. Тогда среди дурманящего запаха
отцветающей сирени, мирных трелей птиц на нашу землю обрушилась война. Война, к
которой мы, в общем – то, не были готовы. Работали, растили детей. И вдруг -
море огня, смерть, страдания. И здесь стала проявляться глубинная природа Души
нашего человека. Сразу вспоминается подвиг мучеников Великой отечественной
войны. Зоя Космодемьянская, Лиза Чайкина, молодогвардейцы...
Нет, они не нанесли какого - то неимоверного урона фашистам, не победили
в танковом сражении. Они достойно и ясно показали миру, что несмотря ни на что,
пройдя дикие, невыносимые пытки, человек может не стать предателем.
15-17-летние дети, они поражали мужеством и чистотой даже своих палачей.
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждёт.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверит сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут огня.
Выпьют горького вина
На помин души...
Жди, и с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,
Просто ты умела ждать,
Как ни кто другой.
К. Симонов «Жди меня»
Эти знаменитые строки К. Симонова произносил под вражеским обстрелом,
перед боем в окружении врагов наш солдат - не забывайте, любите, и я, верой
вашей, уцелею!
Так постепенно - через страдание, самопожертвование, боль - люди приходили к Молитве. Матери, никогда не державшие раньше икон дома, переписывали от руки и отдавали своим сыновьям, идущим на фронт, псалом «Живым в помощь». Верили, что он защитит, и их дети вернутся домой целыми и невредимыми. Прежде даже стеснявшиеся зайти в храм, (если кто донесет, засмеют, осудят) люди стали, открыто обращаться к Спасителю.
Из воспоминаний:
«Однажды мать Константина Гуркова 4 июля 1942 года в 12 дня посреди
огромной коммунальной кухни вдруг повалилась на пол и закричала: «Господи! спаси,
сохрани моего мальчика!» И в это самое время её сын под Севастополем в дикой
мясорубке, когда немцы загнали наших в море, выжил! Уже тонул, грёб из
последних сил, вдруг, откуда не возьмись моторка. Там, сгрудившись, стояли
люди. Костя за край уцепился и вдруг услышал: «Подобрать надо, иначе он нас тут
всех потопит».
Отец Алипий (его имя тогда было другим) до войны был далёким от церкви
человеком. Но его мама, перед тем, как отправить на фронт, дала сыну икону с
образом Божьей Матери и сказала: « Будет трудно, помолись». И вот пришел час,
Алипий попал под окружение и в полном отчаянии прошептал: «Боже, если Ты есть,
помоги!» Тут вдруг посреди топи появилась старушка и вывела не только Алипия,
но и других бойцов к нашим. Когда же молодой человек спросил у своей
спасительницы: «Как же тебя отблагодарить? » Та ответила - «А ты мне ещё всю
жизнь свою служить будешь!» То невероятное спасение так потрясло Алипия, что
после войны он стал монахом, а потом наместникам Свято - Успенского Псково -
Печорского монастыря.
На оккупированной врагом территории, как когда - то во времена ордынского
ига, людей гнали на рабский труд на чужбину. Настоятель православного Свято -
Владимирского храма в Берлине отец Иоанн (Шаховский) вспоминает, как рано утром
по воскресеньям русские парни и девушки сотнями ехали в метро и автобусах - в
храм. С позорным клеймом изгоев «08Т» на груди, здесь они обретали духовную
свободу, поддержку Господа. Одна только исповедь продолжалась по шесть часов!
Отец Иоанн вспоминал ещё, как перебрасывались через колючую проволоку
фашистских лагерей поминальные записки с православными крестиками,
нарисованными над русскими именами. Так узники фашизма поминали своих близких.
Всех поминали, верующих и неверующих, живых и мёртвых.
Во время войны по всей России передавались удивительные истории о том,
что битва за Русь идёт не только на земле, но и в небе. Говорили, что ещё 15
июня над Брестом, там, где бились с врагом и приняли героическую смерть наши
войны, появились огромные алые кресты. Рассказывали как в ночь на 22 июня
«горели небеса» над Киевом, Москвой, Ленинградом, Курском.
Через много лет после войны жители украинских деревень, находившихся на
границе с Курской областью, рассказывали журналистам, что видели, как средь
белого дня по небу ходил седой монах с крестом на груди, кадил ладаном. Дети и
взрослые выскочили тогда на улицу. Не веря себе, глядели на небо через
«цейсовские» трофейные бинокли. И видели! Ходит и кадит. Ходил он так довольно
долго. Потом повернул в сторону России и ушёл. Верующие говорили, что это,
наверно, Сергий Радонежский.
Они не знали тогда, что через несколько дней недалеко от них произойдет
одна из самых крупных битв войны - Курская битва, где будут гореть люди, земля,
плавиться металл. И где мы победим.
Известны имена только некоторых праведников, молившихся Богу за Россию в
те годы. Всех имён, возможно, мы не узнаем никогда. Глубоко больной старец
Серафим Вырицкий, иеромонах закрытой до войны Александро-Невской Лавры, тысячу
дней провёл в саду, стоя на коленях на камне перед устроенной на сосне иконой
преподобного Серафима Саровского, моля его о заступничестве перед Пресвятой
Богородицей и Господом Иисусом Христом. На том валуне и сейчас видны следы ног
святого.
Патриарх Антиохийский Александр 3 обратился ко всем христианам мира с
посланием о молитвенной и материальной помощи России. Из уст в уста по всей
стране передавался рассказ о том, как в самом начале войны митрополит гор
Ливанских Илия, спустившись в каменное подземелье, куда не доносилось с земли
ни одного звука и где ничего не было, кроме иконы Божьей Матери, трое суток не
ел, не пил, только непрестанно молился о нашем спасении! Наконец, как гласит
предание, Илие в огненном столпе Явилась сама Богородица и сказала, что он
избран для того, чтобы передать нашему народу Божью волю: в России нужно
открыть все храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Город на Неве
сдать нельзя. Для его спасения пусть вынесут чудотворную икону Казанской Божьей
Матери и обнесут её крестным ходом вокруг Ленинграда, тогда ни один враг не сможет
вступить на святую землю.
Перед Казанской иконой нужно отслужить молебен в Москве. Затем Казанская
Божья Матерь должна быть в Сталинграде, который тоже нельзя сдавать немцам.
Казанская икона должна идти с войсками до границ страны, а когда война
кончится, митрополит гор Ливанских должен сам приехать в Россию и рассказать
всему народу, как и от кого пришло спасение.
Услышав это Божье Повеление, владыка из Ливана связался с представителями
Русской Православной церкви, с советским правительством. Как точно была
донесена эта Весть в Россию, мы вряд ли сейчас можем установить. Все документы,
свидетельства до сих пор находятся в архивах и недоступны для журналистов. Но
уже в 1941 году в стране начали открываться храмы, а всего за войну было
открыто около 20000 церковных приходов. В том числе и Троице - Сергеева Лавра.
Народ хлынул в Загорск к Сергию Радонежскому.
И город на Неве врагу не сдали! А немецкие летчики, бомбившие Ладогу и
попавшие весной 1942 года к нам в плен, твердили, что «мой снаряд стал совсем
«плохой», не мог пробить даже льда на озере».
Москву немцы тоже не взяли! Совершено исправная фашистская техника встала
точно на границе Москвы и области - на мосту в Химках.
В Сталинграде немцы рассказывали: «В небе над полем сражения появилась
Мадонна, и все наши орудия «заклинило». А солдаты видели появившуюся в небе над
полем боя саму Богородицу.
А вот что вспоминал бывший сержант Павлов, защитник легендарного дома
Павлова в Сталинграде, позже архимадрит отец Кирилл: «После Сталинградской
битвы, когда мы прибыли в тамбовские леса на отдых, в один воскресный день я
пошёл в Тамбов, там только что открыли единственный храм. Собор был весь голый,
одни стены... Народу – битком. Я был в
военной форме, в шинели. Священник, отец Иоанн, который стал впоследствии
епископом Иннокентием Калининским, такую проникновенную проповедь произнес, что
все, сколько было в храме народа, навзрыд плакали. Это был сплошной вопль.
Конечно, такой вопль, молитва простой верующей души до Бога дошла! Я в это верю
на сто процентов! Господь помогал...»
В ноябре 1947 года, уже после Победы, Илия, митрополит гор Ливанских, тот
самый, что молился за Россию в безмолвном глубоком подземелье, приезжал в нашу страну. Был в Москве, служил во
Владимирском соборе в Ленинграде. Но руководство Советского Союза тогда до
конца не исполнило волю Богородицы. Отнюдь не все храмы, даже теперь
восстановлены. Подлинные документы того времени не обнародованы! Рассказы о спасении
России по слёзной просьбе Царицы Небесной всё это время передавались из уст в
уста настолько тайно, что многие до сих пор воспринимают это как легенду,
сказку. Всей мы не знаем и, скорее всего, не узнаем и не постигнем.
Наши отцы и деды пели: «Идёт война народная, священная война». Пели, не
подозревая, какой глубокий смысл в этих словах.
Не менее чудесные истории об исцелении открываются перед нами на страницах книги «Спаси и сохрани» Андрея
Фарберова. В нее вошли рассказы и свидетельства очевидцев о милости и
заступничестве Божием, Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих за
Россию, особенно – за её многострадальный русский народ в годы Великой
Отечественной войны. Свидетельства эти имеют непреходящее духовно-поучительное
значение и в наши дни.
Книга была издана по
благословению высокопреосвященного
Сергия, архиепископа Тернопольского и Кременецкого и одобрена Синодальным
Отделом Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и
правоохранительными учреждениями.
24 июня 1945 года, в Москве проходил парад Победы. В этот же день, только
много лет спустя, в 2006 году, вышла в свет эта книга с подзаголовком
"Свидетельства очевидцев о милости и помощи Божией России в Великую
Отечественную войну". Это не просто сборник воспоминаний, а
книга-исследование, книга-размышление, в которой свидетельства отдельных
очевидцев служат подтверждению той или иной мысли автора.
Из предисловия к читателям книги А. Фарбера «Спаси и сохрани»:
«Время сделало свой отбор. Оно потребовало сказать о войне то, что пока
звучало разрозненно и, можно сказать, приглушенно. Вековая правда состоит в
том, что Господь, бесконечно любящий чад Своих и долго терпящий творимые ими
беззакония, попускает несчастья, беды людям или целым народам для вразумления
их. Так было и на этот раз в России, где почти четверть века власть пыталась
построить безбожное общество. И в обрушившихся на нашу страну жесточайших
испытаниях, в самой нечеловеческой обстановке взвешивались тогда духовная
ценность, духовное здоровье каждого человека и всей нации в целом…»
Первая часть названа "Начало войны и начало молитв", в нее
включены главы: "Наказание Божие", "И начали люди
молиться", "Вдали от России", "Была на то воля Господня –
не отдали Москвы".
Часть вторая называется "Они прошли войну с верой", в ней
главы: "Убеждения разные, а Родина одна", "На фронте и в
храме", "С опытом скорбей, без хулы и брани", "Возвращение
к вере отцов" и др.
Часть третья "По обе стороны фронта" включает главы: "По
эту сторону фронта" и "По ту строну фронта" с разделами,
посвященными событиям, происходящим с конкретными людьми в плену и на фронте.
Часть четвертая "На дорогах войны" тоже содержит много
конкретного материала. Особо трогательна часть "Война и малые дети".
Отдельные главы посвящены Сталинградской битве, битве на Курской дуге, у стен
Кенигсберга, Победе 1945 года. Завершают книгу тексты "Молитв
православного воина".
Книга снабжена большим списком ссылок. И как, отмечено в выходных данных,
написана с помощью военного консультанта полковника Ивана Александровича
Шляева.
Авторский стиль книги чувствуется не только в компоновке материала по
главам, но во всей тональности книги. Ее можно назвать мужественной и мудрой.
Никаких "слез и соплей", факты и комментарии к ним отличаются
четкостью подачи, трезвенностью восприятия. Здесь говорится о духовных причинах
войны, о ее последствиях, об "эхе войны" в нашем времени.
В Великую Отечественную войну священников и духовенства просто не
существовало, и память о духовности хранилась в народных сердцах. Советская
власть пробовала заменить веру в Бога на политику коммунизма. Поэтому церковь
подвергалась страшным гонениям и уничтожению. Но, как показала история, идею
Бога не удавалось уничтожить никому и никогда. Именно тогда, в годы страданий,
потерь и разрушений, на нашей земле началось «воскресение» Православной Церкви,
возвращение к вере Христовой.
Враги нашего Отечества, напав на нас 22 июня 1941года, в день Всех
Святых, сами подписали себе приговор. В этот день митрополит Сергей воскликнул:
«Господь милость и покров Пресвятой Девы Богородицы, всегдашней заступницы
русской Земли, поможет нашему народу пережить годину тяжелых испытаний и
победоносно завершить войну». Эти слова он неоднократно повторял во время войны.
Священник поведал, что церковь
молится о воинской победе над врагом внешним, и об обретении веры Христовой
нашим народом в ходе этой битвы. В храмах стали не только возноситься молитвы о
спасении Отечества, но и начался сбор необходимого бойцам на фронте. Это и
тёплые вещи, и денежные пожертвования, причём несли не только верующие, но
атеисты, поскольку многие люди церкви доверяли больше, чем государственным
структурам. Много священнослужителей добровольно трудилось в военных
госпиталях.
Как вспоминает ветеран Великой Отечественной войны, полковник в отставке,
Иван Александрович Шляев: «Когда собирали теплые вещи для бойцов, перед
отправкой на фронт несли обязательно освящать в церковь»
В годы войны в народе ходило предание, что во время обороны Москвы в
самолёт поместили икону Тихвинской Божией Матери, самолёт летал вокруг Москвы,
освящая границы. Даже если это была недостоверная информация, люди верили ей,
а, значит, ждали чего-то подобного от власти.
Воины, верующие с детства либо уверовавшие на фронте, после войны нередко
связывали свою судьбу со служением Церкви. К сожалению, почти не сохранились
воспоминания людей, служивших на фронте священниками. Одним из немногих
является рассказ московского протоиерея Бориса Пономарева, принявшего сан после
войны. Он был призван в 1941, попал на Ленинградский фронт. Вот его
воспоминания: «В первые дни войны я видел сон - большое изображение иконы
Покрова Божией Матери. Это было каким-то знаком. Я стал ходить в церковь. В увольнительные
дни митрополит храма благословил меня, и время от времени я читал часы в
Никольском храме».
Воспоминания о молитвах воинов на фронте многочисленны и разнообразны, но
в них одна мысль - с верой мы победили. Вот безыскусный рассказ Алексея
Ивановича Белозёрова: «В ряды Красной Армии меня призвали 17 декабря 1941 года.
С войсками я проходил село Головатовка. Двадцать восемь дней мы держали оборону
этого села. В это время семидесятилетняя жительница села в воротник шинели
зашила мне нательный крестик и молитву, наказала, чтобы шинель берег. Бои я
закончил в Берлине».
Молитвы творили невероятные чудеса, спасали людей на войне. Вот, к
примеру, случай, рассказывающий о том, как помогла материнская молитва.
Когда немцы пришли в село, Георгию было 14 лет, он был учеником. Недалеко
от села находился лагерь военнопленных. Георгий стал тайно передавать в лагерь
еду, организовал связь с партизанами. Так он стал партизанским связным и
разведчиком. Мать, зная об этом, очень переживала за жизнь сына. Она дала ему
образок и велела всегда носить при себе. Однажды паренек попал в настоящую
передрягу и чудом выжил. Чтобы передать в отряд важные сведения, ему нужно было
пробраться через местность, которая простреливалась немцами. Заметив его, они
открыли минометный огонь. Мины рвались совсем рядом, осколки секли ветки
кустов. Георгий уже не чаял остаться в живых. Достав образок, он горячо молился
Господу о своем спасении. И ведь ни один осколок не задел его!
Творящая чудо молитва «Живый в помощи» известна каждому русскому солдату.
Вот один из случаев. Началась война, парня по имени Андрей призвали одним из
первых. Наскоро обучили - и на передовую. Ночью, когда он с другом спал в одной
хате, село было окружено.
Немцы входили в каждую хату; тех, кто выскакивал на улицу, немедленно
убивали. От страха Андрей начал молиться, да только ничего не помнил, кроме
начала какой-то молитвы, а какой, он и сам не знал. «Живый в помощи Вышняго,
живый в помощи Вышняго...» - только и твердил он, лежа с товарищем под
кроватью. Андрей лежал с краю, а товарищ у стены. Когда немцы вошли в этот дом,
они вытащили того, кто лежал ближе к стенке, а Андрея не тронули, будто это был
мешок или пустое место. Он всё лежал, до ночи повторяя: «Живый в помощи
Вышняго...». В первой же деревне, где была церковь, раздобыл нательный крестик
и переписал весь псалом. Всю войну прошел, домой вернулся.
Молитва спасала под гусеницами танка. Отец Олег Киселев вспоминал:
«Однажды после вражеской артподготовки пошли на нас немецкие танки, начали
утюжить наши окопы. Мы с напарником стреляли по танку из противотанкового
ружья, но он двигался на нас: земля осыпалась, танк ревел, заглушая все. Я
оказался под ним, гусеницы почти задевали меня, окоп оседал, оседал также и
танк. Меня засыпало землей, танк ворочался надо мной. Вот-вот буду раздавлен.
Не страх охватил меня, а беспредельный ужас! И тогда вспыхнула в моем сознании
молитва: «Господи Иисусе, сыне Божий! Пресвятая Богородица! Спаси и помоги!».
Всю свою душу вложил я в эту неистовую молитву к Богу и Пресвятой Богородице. В
сотые доли секунды пронеслась вся моя жизнь передо мною, но особенно четко
пронзила мысль о Боге, о моей вине перед Ним. А далее... Танк, проутюжив окоп,
пополз дальше. Меня солдаты отрыли, вытащили, влили в горло воды - и я быстро
пришел в себя. Подошел лейтенант и удивленно воскликнул: «Ребята! Взгляните на
Киселева, он весь седой!». Действительно, за несколько минут, проведенных под
гусеницами танка, я поседел. Там же, на поле боя, дал я обет Господу Богу и
Пресвятой Богородице стать после войны священником, что и исполнил.
Духовный смысл Великой Отечественной войны - в призыве русского народа к
покаянию, в возрождении православия в России, в защите государства и народа. Судьба
нашего Отечества самым непосредственным образом зависела от нравственного
состояния народа. За преступления против Закона Божия грядет наказание, за
покаяние и молитвы - помилование и новый расцвет.
Человеческий дух не знает более действенного, более чистого утешения, чем
молитва... Когда крестьянин Иван Кожевников уходил на фронт, отец дал ему
маленький медный образок: «Береги его да молись Богу. А потеряешь - пропадешь».
Случилось так, что всего через месяц после этого Кожевников был ранен в бою, а
образок соскочил с шеи и потерялся. «Все, - подумал Иван, - потерял я отцовское
благословение. Видать, и жить мне теперь недолго». Но по простоте крестьянской
души он стал молиться Богу за того, кому придется, быть может, найти тот
образок: «Господи, не меня, так хоть его пусть сохранит!». Иван пережил войну,
вернулся домой, и через несколько лет увидел на пороге своего дома незнакомого
человека: тот протягивал ему медную иконку - ту самую! Оказалось, что образок
подобрал другой солдат. Оказывается, на том же шнурке, что и иконку, Иван носил
солдатский медальон со сведениями о себе - так родительская святыня и нашла
путь к своему владельцу.
Матери и отцы, бабушки и дедушки, сыновья и дочери - все переживали за
близких, которые были на фронте. Молитвы помогали обрести душевное успокоение,
а это очень много значило в военное время. Молились не только взрослые, но и
дети. Из рассказа протоиерея Вячеслава Тулупова: «В годы войны двух маленьких
девочек бабушка постоянно заставляла молиться об отце и двух его братьях,
ушедших на фронт, - это были ее сыновья. Девочки молились по-детски просто:
«Боженька, верни домой нашего папу, дядю Мишу и дядю Леню». Все братья
вернулись домой живыми и даже не ранеными. Став взрослыми, сестры рассказали
дяде Лене, к тому времени уже старику, как они молились о нем во время войны.
«Вот оно что, - выслушав племянниц, сказал дядя. - А я в дни войны, когда мы
отдыхали и чистили оружие где-нибудь на привале, часто наблюдал, как надо мной
кружатся два голубка».
В книге «Спаси и сохрани» говорится о духовных причинах войны, о ее
последствиях, об "эхе войны" в нашем времени. Особенно удачно
использованы в качестве эпиграфов к каждой главе цитаты из святых отцов. Так,
первая глава предваряется словами прп. Ефрема Сирина "Велико коварство
наших врагов, но еще могущественнее ограждающая человека помощь Божия".
Вторую главу предваряет свт. Иоанн Златоуст: "Хотя бы мы не имели уже
никакой надежды на спасение, но если Богу будет угодно... помощь Божия доставит
нам все". И как итог всех размышлений звучит эпиграф к последней главе -
слова свт. Феофана Затворника: "...Великое для нас благо в том, что Бог
открыл нам о геене... что было бы, если б не знали о том?"
Война как духовное испытание предстает нам и на фотографиях из личных
коллекций и из государственных архивов, которыми обильно иллюстрирована книга.
Андреем Фарберовым проведена была большая кропотливая работа по сбору,
осмыслению и изданию военных материалов.
"Чтобы сегодня, в период открытой духовной агрессии против России,
ясно глядеть вперед, надо уметь, среди прочего, анализировать то время – время
наивысшего напряжения всех сил народа и, прежде всего, его духовных сил… Что
помогло России выстоять в той войне?" – такими словами сам автор
определяет назначение своей книги. А в конце ее, подводя итог всему
изложенному, он отвечает на вопрос, поставленный в предисловии: "Тогда
живо было поколение с крепкими православными корнями. Потому мы и победили. Мы
не ведаем имена всех, чьи молитвы были услышаны Господом в те годы. Очевидно
одно – просветил Он в годы войны многих в народе нашем светом познания Своего в
меру их и привел к покаянию.
Тягчайшие времена посылаются людям именно для того, чтобы они опомнились
и обновились. И даже тот, кто никогда не молился, может быть приведен к молитве
самой жизнью. И это единое, сердцем насыщенное слово будет весить более, чем
множество душевно-полупустых слов».
В нынешнем году наша страна в 71-ый раз будет праздновать День Победы,
отдавая дань великому подвигу народа в истории России. К истории можно
относиться по-разному, но её забывать нельзя. А память о прошлом - это не
просто свойство человеческого сознания, это способность сохранить следы
минувшего. Труженики тыла, ветераны войны... Они спасли нашу Россию своими
ранами, кровью и потом. Спасли ценою жизни. Наши предки не падали духом и при
худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о
священном своем долге пред родиной и вере, и выходили победителями.
Низкий поклон всем живым, и вечная память ушедшим. Мы в долгу перед
ними...
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в Бога не верящих внуков своих.
Удивительная самоотверженность, великодушие, беспримерный подвиг, который
явил наш народ в период Великой Отечественной войны, - и есть вклад Русской
Православной Церкви в Победу над фашизмом.
Я молюсь Тебе, Боже: спаси,
Мою Русь и меня на Руси...
В этой звёздной тревожной тиши
Не видать, не слыхать ни души.
Мирно святится лунная грусть,
Словно светится родина Русь.
Слышу, шепчет молитву она,
Доброты и смиренья полна.
Покаянием светится лик.
О, продлись, чудотворнейший миг!
Я молюсь тебе, Боже: спаси,
Мою Русь и всех нас на Руси.
И прости нас, заблудших, за кровь,
И за веру в слепую любовь,
И за то, что, отвергнув Христа,
Сквернословили наши уста,
А права человека поправ,
Был тот прав, кто имел больше прав...
В этой звёздной тревожной тиши
Слышишь ли покаянье души?
Я прошу Тебя, Боже: спаси
Мою Русь и всех на Руси!
Анатолий Лесняк «Молитва»
Ссылки:
- http://vmeste.opredelim.com/docs/57100/index-29679.html
- https://infourok.ru/konspekt-molitva-na-voyne-780959.html
- http://shikardos.ru/text/i-veroj-vashej-uceleyu-molitva-na-vojne-tematicheskij-vecher/
- http://www.sofia-sfo.ru/1135
- http://ruskline.ru/analitika/2005/06/28/pravoslavnyj_vzglyad_na_istoriyu_velikoj_otechestvennoj_vojny
- http://www.kamchatka.aif.ru/archive/1780827 -
Андрей Фарберов: "Нас отмолили белые платочки"
Спасибо автору за прекрасную подборку материала по интересной теме. Скопировала и добавила в свою группу для обозрения.
ОтветитьУдалитьКнига А. Фарберова"Спаси и сохрани" вышла в 2011 году, но я слышу о ней впервые. Обязательно постараюсь приобрести ее для библиотеки.
Галина, мне очень приятно, что мой материал оказался полезен!
УдалитьНаталья, я прочитала Ваш материал ещё 3 мая... Но не могла найти слов, чтобы переварить всё!!! Где бы "достать" эту книгу? у меня в библиотеке её нет. Но есть сборник "Чудеса на дорогах войны", состоящая их коротких рассказов "Под шёпот маминых молитв", "Детские мольбы доходят до небес" и другие... Спасибо, за Ваш проникновенный рассказ!
ОтветитьУдалитьЛюдмила Федоровна, нас комплектует "пушкинка" иногда, если мне память не изменяет, то всем районным библиотекам она досталась
ОтветитьУдалитьСпасибо за содержательный материал. К счастью у меня в домашней библиотеке есть книга "Спаси и сохрани". Мира всем!!
ОтветитьУдалитьСпасибо Вам за позитивный отзыв! И вам всего доброго!
Удалить