Организация летнего отдыха детей и
подростков – традиционное направление деятельности библиотек. Летом главная
задача всех библиотек заключается в том, чтобы охватить содержательным отдыхом
как можно больше школьников, расширить их кругозор, научить творчеству, общению,
бережному отношению к природе, привить любовь к книге.
Библиотеки сотрудничают со школами, детскими
садами, с лагерями труда и отдыха, спортивными лагерями, чтобы организовать
летний отдых.
Чем заполнить свободное время детей и подростков? Как сделать, чтобы летом им было интересно с книгой? На решение
этих вопросов направлены летние программы. Они включают в себя:
·
привлечение
детей и подростков в библиотеку,
·
организацию
их летнего досуга;
·
развитие
интеллекта школьника через игру и книгу;
·
совместное
творчество детей и их родителей
На смену отдельным
мероприятиям приходят комплексные и профильные летние программы, в которых
отражается все многообразие тематических направлений работы, составляются с
учетом специфики различных возрастных категорий, что повышает интерес детей ко
всем проводимым мероприятиям. Вот примеры летних программ, по которым
библиотеки могут работать: «Удивительные
каникулы», «Летний калейдоскоп», «Лето, книга, я – друзья», «Лето с книгой», «Путешествие по
книжной Вселенной», «Каникулы с книгой», «Тайна в книге, книга – тайна».
Эти программы интересны тем,
что позволяют сочетать чтение с творческой и игровой деятельностью, обсуждение
книг с просмотрами кинофильмов и мультфильмов.
В
летний период целесообразно проводить работу, применяя такие формы работы, как
путешествия, турниры, экологические часы и уроки, творческие мастерские.
Но лето – это не только чтение книг. Это
и большая перемена, которая дана ребятам
для укрепления их здоровья, физической закалки. Поэтому с ними необходимо проводить подвижные игры, спортивные праздники, олимпиады.
Мероприятия следует проводить как с организованными детьми
(посещающими летние детские площадки при школах, домах культуры, спортивных
учреждениях), так и с неорганизованными детьми – теми, кто по ряду причин не
выехал на отдых и был предоставлен сам себе.
Для того чтобы заинтересовать детей в летние каникулы, попробуйте создать игровую ситуацию. Можно подобрать подходящую ролевую игру или придумать свою. Наиболее распространена игра-путешествие. Рисуем большую карту путешествия «По морям, по волнам». Читатель садится на корабль и берет с собою библиотечку. Летнее чтение можно сравнить с морским погружением. «Нырните в вашу библиотеку этим летом и присоединяйтесь к морским приключениям, к летней литературной игре. Зарабатывайте очки, читая книги, отвечая на вопросы, участвуя в библиотечных мероприятиях. Каким ты будешь ныряльщиком? С маской, с аквалангом, глубоководным?». Помещение библиотеки можно оформить деталями морских глубин: рыбы, кораллы, водолазы, ныряльщики.
Можно предложить читателям и такую игру:
«Если тебе интересно стать современным Робинзоном и провести лето с книжкой на
собственном необитаемом острове, библиотека приглашает тебя принять участие в
летней программе «Робинзон – 2012».
В ходе игры дети должны заполнить «Дневник Робинзона», выполненный в виде
буклета.
Мероприятия, проводимые
библиотеками в летний период, отличает большое тематическое разнообразие,
охватывающее различные области знаний: литературоведение, экология, география,
история, краеведение и т.д., так как здесь, кроме заполнения досуга детей и
привлечение к чтению, еще и ставится задача получения новых знаний по различным
темам.
Помимо программной, можно
предложить досуговую и познавательную литературу, с которыми можно
познакомиться на красочно оформленных выставках:
-
«Секреты летнего чтения»
-
«Лето – это маленькая жизнь»
-
«Король – оранжевое лето»
-
«Учусь читать по слогам» (для будущих
первоклассников) и др.
Непременные атрибутами этих выставок могут быть закладки, памятки, рекомендательные
аннотированные списки литературы.
Особой
популярностью пользуются такие
формы библиотечной работы как:
театрализованные представления, игры-обзоры, литературные круизы,
географические информжурналы, искусствоведческие расследования. Словом, не только чтением ограничивается досуг детей и подростков летом в библиотеке.
Некоторые ребята стремятся блеснуть эрудицией, разгадывая кроссворды и шарады,
отвечая на вопросы викторин. Другие предпочитают проявить себя в литературном
творчестве – пишут стихи, рассказы, письма любимым героям. Третьи пробуют себя
в качестве художников-иллюстраторов, воплощая образы книжных героев в рисунках.
Несмотря на подвижные летние забавы, ребятам можно предложить с увлечением посещать занятия «Школы нравственности», «Школы юного пешехода», «Волшебной школы вежливости», которые открываются в летний период при библиотеках.
Цикл уроков компьютерной грамотности помогает ребятам общаться с этой умной техникой на «ты».
Особое внимание необходимо уделять
выставкам, ориентированным на определенную читательскую аудиторию. Подросткам
можно предложить выставку-кроссворд «Ищу читающего друга». Чтобы решить
этот кроссворд и найти правильные ответы, они должны были прочесть книги, представленные
на выставке.
Для любителей интеллектуального
досуга в работу библиотек можно внедрить новую форму «Эрудит-кафе».
Это цикл познавательных занятий с детьми не только в стенах библиотеки, но и
выход за ее пределы: экскурсии в краеведческий музей, в парк культуры и отдыха.
Темы встреч в кафе самые разнообразные: беседы о любви и дружбе, товариществе,
краеведческие викторины о родном крае и знаменитых земляках, литературные
конкурсы и интеллектуальные поединки.
Многие библиотеки могут активно
использовать свои технические возможности для создания видеосалонов,
видеоклубов, организовать показ
мультипликационных фильмов и слайдов, караоке-турниры, шахматно-шашечные
турниры.
Интересна такая форма работы, как
организация летнего читального зала. Целью этой работы является
продвижение чтения средствами книг и периодики через читальный зал под открытым
небом. Немаловажным аспектом его функционирования является
информационно-просветительская и досуговая деятельность. Рассчитанная на детскую
и подростковую аудиторию, эта работа включает в себя проведение веселых игр,
познавательных викторин, интересных конкурсов.
Библиотеки открывают
передвижные пункты в летних оздоровительных лагерях и школьных лагерях дневного
пребывания. Отдыхающих там ребят можно пригласить
в стены «книжного царства», где их знакомят с новинками литературы, детскими газетами и журналами.
Во время летних каникул
многие библиотеки могут приобщать детей к библиотечной деятельности. Можно
организовать школу «Юного библиотекаря»,
«Уголок книжного Айболита»,
кружки по ремонту книг «Книжкина
больница», провести акцию «Живи долго, книга!». Также возможно
привлечь детей к редактированию каталогов и картотек.
Традиционно все мероприятия, проводимые
в период летних каникул, отражают несколько приоритетных
направлений:
-
экологическое воспитание
-
краеведение
-
нравственно-эстетическое воспитание
-
привитие интереса к чтению
-
творческое развитие детей
Такое разнообразие является
несомненным достоинством библиотек и залогом успешной реализации летней
кампании. Остановимся
подробнее на каждом из указанных
направлений.
Экологическое воспитание
Его цель - воспитание у детей
экологической грамотности через знакомство с творчеством писателей-натуралистов:
Сладкова, Пришвина, Паустовского и др.
Формы работы самые разнообразные: громкие
чтения, игры, интеллектуальное лото, викторины и загадки, обсуждение
произведений. Ребята с большим удовольствием могут принимать участие в заседании круглого стола «Земля – наш дом», можно предложить создать свою «Декларацию природы», принять активное участие в создании
экологической книги.
Чтобы повысить интерес к
родному краю, его природе, увидеть и попытаться решить его проблемы, библиотеки
проводят мероприятия с выходом на
природу:
·
«Живой родник» - занимательная экологическая
экскурсия
·
«Мы идем в поход» - экологическая игра
Можно
организовать «Экологический
десант» по очистке лесопарковой зоны от
мусора.
Неизменным успехом у детей и подростков
пользуется игра-воображение «Лесная
книга жалоб и предложений», День
здоровья, на котором составляется «Дерево здоровых привычек», заочная экскурсия в лес, для чего по
всем правилам необходимо снарядить экологическую экспедицию юных краеведов «На
лесных тропах».
Неизменный интерес
вызывает литературно-биологический КВН в
лесу «Медвежьи игры», который
закончился уборкой леса от бытового мусора и приготовлением угощения для лесных
жителей; акция по озеленению «Цветущая
планета детства», в которой принимают участие самые активные читатели библиотек.
Краеведение
Без этого направления работы
нельзя представить деятельность библиотеки сегодня, особенно детской. Работники
библиотек находятся в постоянном поиске наиболее эффективных форм работы с
краеведческой книгой, пропаганды краеведческих знаний.
Летние чтения могут пройти
под девизом «Помни: мира не узнаешь, не зная края своего». Программу можно
назвать «Мой край родной – частица
Родины большой». Работа библиотек по краеведческому просвещению включает в себя три основных направления:
·
«Наш общий друг – природа» (природа, экология
края)
·
«Писатели и поэты родного края»
·
«По родной сторонке»
Библиотекарям следует предлагать читателям произведения писателей родного края,
участвовать в конкурсах, викторинах,
выполнение различных творческих заданий, встречи с интересными людьми .
В рамках программы летнего отдыха детей
необходимо организовать разнообразные мероприятия:
·
«Каким я вижу свое село» - конкурс рисунков,
·
«Родная
улица моя» - познавательный час,
·
«Край чудес» - краеведческая игра-викторина,
·
«Листая страницы истории» - экскурс в историю,
·
«Лучше один раз увидеть» - краеведческое
путешествие.
Символ программы «Мой край
родной – частица Родины большой»– Дедушка-краеведушка. Именно от
его лица необходимо разработать буклет-вкладыш с заданиями.
Вот с какими словами
обращается Дедушка-краеведушка к участникам чтений: «Дорогой друг! Рад с тобой
познакомиться. Я – Дедушка-краеведушка, поведу тебя с помощью карт, книг,
загадок, конкурсов в удивительный мир природы, познакомлю с историей и
литературой края, подскажу, как увидеть необычное в обычном. В конце летних
каникул, возможно, именно ты получишь один из призов в номинациях: лидер
краеведческого чтения, читатель-художник, читатель-писатель,
читатель-фантазер».
Итоги подводятся на общем библиотечном
празднике, где пройдет награждение победителей летних чтений.
Нравственно-эстетическое воспитание,
привитие интереса к чтению
Организация досуга детей,
привлечение их к чтению, расширение кругозора и формирование эстетического
восприятия детьми окружающего мира всегда были приоритетными направлениями в
работе библиотек в летний период.
Помимо традиционной недели детского чтения,
которая проходит во время весенних каникул, особенно много внимания детскому
чтению «не по учебной программе» уделяют библиотеки летом.
Чтобы привлечь детей к
чтению, следует использовать игровые формы работы, конкурсы, создавать
различные кружки, клубы, объединения. Все мероприятия должны проводиться так,
чтобы присутствующие были не только зрителями, но и полноправными участниками
происходящего, например:
·
«Турнир поэтов»:
поэтический конкурс
·
«Путешествие в Читай-город»: праздник для
любителей книг
·
«Необыкновенные приключения»: литературная
викторина
Традиционно во многих
библиотеках кампания по организации работы в летний период начинается с
Пушкинских дней. Библиотеки проводят
блицтурниры, литературные марафоны,
викторины, посвященные наследию великого поэта.
«Литературная беседка» - под
таким названием можно организовать
программу летних чтений в библиотеке. Участники программы имеют
возможность проявить в ней свои литературные способности, развить фантазию, приобрести навыки общения.
Подобные мероприятия имеют не
просто развлекательный характер, а несут в себе насыщенную информацию,
очарование книгой, пробуждают фантазию. Создание игровой ситуации снимает
болезненный для детей мотив «проверки способностей», и их наклонности и
привычки раскрываются более полно.
Творческое развитие детей
Решая задачу
привлечения детей к чтению, библиотеки способствуют развитию литературных
и творческих способностей.
Особенно популярны летом конкурсы рисунков на асфальте: «Ах, это лето!», «Пусть всегда будет
солнце» и др.
Летом можно организовать
творческую мастерскую «Пестрый городок»,
на базе которой дети будут рисовать,
заниматься пластикой, изготовлять
поделки из природного материала. Результатом работы творческой мастерской станет
выставка детского творчества «Природа и
фантазия» и выставка рисунков «Сказочная
страна».
Конкурс «Мы рисуем Мир» также привлекает
внимание читателей, прежде всего, возможностью творческого самовыражения.
Все желающие подходят к доске с маркерами
и разноцветными фломастерами и пытаются передать свое представление о
счастливом детстве.
Библиотеки могут организовать целый город со своей «Площадью
развлечений», «Перекрестком увлечений», «Бульваром здоровья», «Улицей добрых
дел», и собственным издательским домом.
Мероприятия, проводимые в
библиотеках в летний период, разрабатываются с учетом интересов детей и
подростков, их возрастных особенностей и отличаются многоплановостью: это часы затей, кукольные спектакли, театрализованные
представления, ролевые и литературные игры, конкурсы «Книга дарит вдохновение», рисунков «Моя любимая сказка», сочинений «Любимая
книга моей семьи».
Творческая и
плодотворная работа библиотек в летний период еще раз подтверждает востребованность
библиотек, повышает их престиж в
обществе. С уверенностью можно сказать,
что лето - это самый активный сезон в работе с читателями, время творчества,
фантазии, активизации всех форм индивидуальной и массовой работы.
Ссылки:
http://nenuda.ru/методические-рекомендации-по-организации-работы-библиотек.html
http://veidbibl.ucoz.ru/leto_2013_metod-rek..doc
http://blagovarcbs.ru/wp-content/uploads/2013/11/metod.-po-letnim-chteniyam.docx
http://www.nlr.ru/nlr/div/nmo/zb/lib/search.php?id=2168&r=4
http://veidbibl.ucoz.ru/leto_2013_metod-rek..doc
http://blagovarcbs.ru/wp-content/uploads/2013/11/metod.-po-letnim-chteniyam.docx
http://www.nlr.ru/nlr/div/nmo/zb/lib/search.php?id=2168&r=4
Спасибо! почерпнула много для себя полезной информации в написании плана.
ОтветитьУдалить