вторник, 19 января 2016 г.

КИНОБАТАЛИСТ С МИРОВЫМ ИМЕНЕМ

26 января 2016 г. - 95 лет со дня рождения Юрия ОЗЕРОВа 
 

Об этом талантливейшем режиссере и фронтовике я уже упоминала в одном из постов о Михаиле Ульянове. Сегодня же, в преддверии его юбилея и в Год российского кино, расскажу о нем подробно. Этот пост – поклон памяти  Юрия Озерова, который покорил мир картинами о пережитой нашим народом войне.
Творчество крупнейшего мастера кинорежиссуры второй половины 20 века Юрия Николаевича Озерова, созданные им фильмы о Великой Отечественной войне – по-прежнему гордость нашего киноискусства. И в начале 21-го века его военные картины любит и смотрит страна, знают и помнят в спасенном Советской Армией мире.




Юрий Озеров родился в семье известного оперного певца, солиста Большого театра Николая Николаевича Озерова. Учась в школе, Юрий увлекался театром, прекрасно рисовал. Было очевидно, что его будущая профессия так или иначе будет связана с творчеством.
 В 1939 году, почти сразу после окончания школы, он был призван в армию. Это был так называемый «Ворошиловский призыв». А в 1941-м грянула Великая отечественная война, которую Юрий Озеров встретил, будучи в звании младшего лейтенанта.

Прошел всю войну от первого до последнего дня. В боях под Москвой получил свою первую боевую награду. А всего их у него было не счесть.
 Из воспоминаний актера и режиссера Никиты Михалкова: «Помню ощущение, когда впервые увидел его (Озерова) в легендарном пиджаке, сплошь увешанном боевыми орденами и медалями. Прикинул про себя: сколько же пиджак этот весит? Килограммов тридцать? И еще сразу подумалось, что в этих наградах запечатлелась славная судьба одного русского солдата; что за каждым знаком отличия стоит конкретный день, конкретный час, конкретная минута: когда это было на фронте и что это было, как рисковал жизнью и кто был рядом».
В апреле 1945 года Юрий Озеров воевал под Кенигсбергом. Штурм этой крепости стал для него одним из самых ярких воспоминаний войны. Пять суток провел он на маленьком наблюдательном пункте, оборудованном среди вершин высоких сосен. Все это время продолжалась непрерывная артиллерийская и авиационная подготовка, предшествовавшая штурму Кенигсберга. Майор Озеров тогда корректировал удары нашей артиллерии.

Спустя много лет в одном из интервью он сказал: «…при штурме Кенигсберга я загадал: если останусь жив, обязательно расскажу младшим поколениям о том, как все было… Я счастливый человек, потому что это задуманное сбылось…»

В 1946 году Озеров вернулся в Москву и по совету друзей решил поступить на режиссерский факультет ВГИКа. В первое послевоенное десятилетие ВГИК (как и любой институт страны) делился на две доли: одна состояла из опаленных войной матерых фронтовиков, раненых и увечных, с боевыми наградами на гимнастерках и пиджаках. К их числу принадлежал и Озеров. Другая доля объединила ребят, по возрасту на войну не попавших.

 Став студентом режиссерской мастерской Игоря Андреевича Савченко, Озеров оказался в прекрасной компании. Вместе с ним на курсе учились Александр Алов, Владимир Наумов, Марлен Хуциев, Сергей Параджанов – будущие звезды советской кинорежиссуры. Их педагог и наставник Савченко, в ту пору признанный мастер и Лауреат Сталинской премии, любил повторять: «Хоть криво, но сам!»

И при первой же возможности забрал весь курс на практику, на съемку своей новой картины «Третий удар» (это была киноэпопея о разгроме немцев в Крыму весной 1944 года). На съемочную площадку этого фильма Озеров явился, будто к себе домой, на родную передовую – все боевые действия отлично понимая, и чувствовал себя абсолютно на своем месте. Он работал там не только ассистентом режиссера, но и помощником оператора и даже снялся в небольшом эпизоде. Так состоялось его «кинематографическое крещение».

В кино Юрий Озеров дебютировал в 1952 году цветным фильмом «В Никитском ботаническом саду», затем снял картину о цирке «Арена смелых» (1953). Первый свой художественный фильм «Сын» поставил в 1955 году.
Заметным событием стал выход на экраны его фильма «Большая дорога» о жизни замечательного чешского писателя Ярослава Гашека.
Картины Ю. Озерова стали козырной картой в соперничестве киностудий «Мосфильм» с Голливудом. На счету режиссера более 20 работ, наиболее известны зрителю такие фильмы, как «О, спорт, ты – мир!», «Битва за Москву», «Сталинград», «Ангелы смерти».

Но самой большой его работой является фильм-эпопея «Освобождение», за создание которого Озеров был удостоен Ленинской премии. Фильм этот ничем не уступал голливудским блокбастерам – ни размахом танковых сражений, ни сентиментальностью. За жанром фильма стояла государственная идея, но зритель тех времен шел на Озерова не за идеей, а за тем, за чем зритель в любой стране и в любое время идет на фильм о войне: за выстрелами, приключениями, чувством общности со своим народом.
 
Если размышлять о творчестве Ю. Озерова, то, безусловно, Великая Отечественная война поставила на нем свою особую, неизгладимую печать: из тридцати поставленных им фильмов военной теме посвящено восемнадцать. В легендарной киноэпопее «Освобождение», состоящей из пяти фильмов, Юрий Николаевич проявил себя как выдающийся мастер батальных сцен. К примеру, небывалое в истории  танковое сражение под Прохоровкой было снято очень подробно. Зритель видит, как танки атакуют друг друга, стреляют в упор, идут на встречный таран; броня сталкивается с броней, отлетают гусеницы. Эту сцену называют одной из гениальных в «Освобождении».


Замысел киноэпопеи «Освобождение возник у Ю. Озерова в конце 60-х годов. Спустя более чем 20 лет после окончания Великой Отечественной войны ему захотелось вдруг вернуться к пережитому, средствами кино рассказать о войне, о своих фронтовых друзьях.

В первую очередь, Юрий Николаевич заручился поддержкой людей, с которыми хотел снимать эту картину. Естественно, все они были фронтовиками. Оскар Курганов был фронтовым корреспондентом газеты «Правда», освещал ход Нюрнбергского процесса. Писатель Юрий Бондарев командовал артиллерийской батареей под Сталинградом и на Курской дуге, форсировал Днепр, прошел с боями Польшу и Чехословакию. Оператор Игорь Слабневич воевал в танковых частях, был ранен. Художник прослужил всю войну в пехоте. Он досконально знал все, что касается сооружения блиндажей, окопов. Сам Юрий Озеров – кадровый офицер, боевой путь которого пролег от Москвы через Украину до Карпат, далее в Польшу и Восточную Пруссию; за штурм Кенигсберга был награжден орденом Красного знамени.
Сценарий было поручено написать Оскару Курганову (он взялся за исторические сцены) и Юрию Бондареву, который должен был написать все «окопные» эпизоды. После того, как обе части были готовы, все трое (Бондарев, Курганов и Озеров) приступили к созданию единого сценария.

Ю.Озеров с актерами во время репетиции
 Нужно отметить, что художественные фильмы о Великой Отечественной войне начали создаваться в годы, когда до Победы было далеко. Примерами монументальных кинопостановок были такие картины сталинских времен, как «Сталинградская битва», «Третий удар», «Падение Берлина». Но их снимали мастера, которые пороху фронтового, как говорится, не нюхали. А в середине 50-х в советское кино пришло новое поколение режиссеров: это были вернувшиеся с фронта и закончившие ВГИК Григорий Чухрай, Станислав Ростоцкий, Василий Ордынский, Владимир Басов и конечно, Юрий Озеров, для которого война была частью биографии.
О своей картине «Освобождение» Юрий Николаевич Озеров писал так: «О войне снято много фильмов, но то были фильмы, где показывались отдельные эпизоды войны, типичные, но придуманные, не конкретные… Мне хотелось рассказать о войне в целом, показать, какой она была, сделать фильм в жанре исторической хроники».
 Идеологическая установка на создание эпопеи автоматически повлекла за собой огромный бюджет и грандиозную подготовку, которую российское кинопроизводство осваивало впервые. Режиссер Озеров требовал максимальной достоверности, был настолько верен времени исторических событий, что не допускал ни малейшей неточности – ни в обмундировании солдат, ни в профилях наших и немецких окопов, ни в оружейной технике.

 В то время оборонная промышленность процветала. Для «Освобождения» в мастерских главного артиллерийского управления сухопутных войск делали автоматы: просверливали их так, чтобы они стреляли холостыми патронами.           
Старое военное вооружение к тому времени все уже было переплавлено или пришло в полную негодность. А танки должны были двигаться и стрелять, самолеты бомбить.
 Тяжелую военную технику восстанавливали по чертежам на оборонных заводах. Так было со знаменитым советским танком Т-34.
Каски (для меньшего веса) изготовили из пластмассы на «Мосфильме». Там же сделали и немецкие ордена. Все советское обмундирование сохранилось на складах. Так что с ним трудностей не было.

Сложнее было с немецкой техникой – «тиграми», «пантерами», «фердинандами», которые были необходимы уже для первого фильма киноэпопеи. Ни в нашей стране, ни в ГДР не удалось обнаружить практически ни одного экземпляра этих боевых машин. Но выход все-таки нашли. По заказу «Мосфильма» на Львовском ремонтно-механическом заводе на базе танка Т-44 сделали девять немецких танков «тигр», а также восемь «пантер» и пять самоходных установок «Фердинанд». Все было сделано по-настоящему: от многомиллиметровой брони  до вращающихся башен. Точно в указанный срок вся эта техника вышла своим ходом из ворот завода. Министр обороны СССР маршал Малиновский добавил еще сотню отечественных машин, которые перекрасили под немецкие и сняли на заднем плане. Всего же в киноэпопее участвовали более 150 танков.

С боевой авиацией тоже было непросто. Из спортивных самолетов клубов ДОСААФ переоборудовали «Яки» и «Лавочкины», «Мессершмиты» и «Юнкерсы».

В то время не было компьютерных технологий и съемки проходили почти как настоящие сражения. Оборудовались штабы, прокладывалась связь, кружили вертолеты, на одном из которых постоянно находился режиссер.
Увязать действия всех родов войск во время боя – это непростая задача, но Юрий Николаевич  Озеров обладал непревзойденным талантом: он чувствовал и представлял огромное количество людей как единый организм. К тому же у режиссера были очень квалифицированные помощники.
  
Работа с консультантами
Главным военным консультантом «Освобождения» стал генерал армии Сергей Матвеевич Штеменко, обладающий огромным опытом штабной работы: с 1943 года он был начальником оперативного управления Генштаба, во время работы над «Освобождением» - заместителем начальника Генштаба. Там, где снимались главные батальные сцены, он организовывал военные учения, туда он переправлял войска. В киноэпопее снимались войска трех военных округов – Московского, Закарпатского, Киевского – всего более трех тысяч солдат.
Авиацией на съемках «Освобождения» командовал Герой Советского Союза, генерал-майор Георгий Васильевич Громов, а среди участвовавших в съемках летчиков были чемпионы мира по высшему пилотажу, а также ветераны войны – военные летчики. Они летали в тесном строю, на малой высоте над полем боя, над взрывами, показывая молодежи примеры мужества.

Подбор актеров на роли реальных исторических персонажей оказался также весьма непростым делом. Сложность заключалась в том, что практически все прототипы главных героев–военачальников были живы, занимали довольно высокие посты и очень ревниво относились к тому, как будут выглядеть на экране. Нужно было не просто добиться портретного сходства, но и получить одобрение реального человека.

Актеров искали по всей стране. В результате маршала Рокоссовского великолепно сыграл Владлен Давыдов, начальника штаба Антонова – Владислав Стржельчик, маршала Конева  -  Василий Шукшин. С ролью Сталина превосходно справился грузинский актер Бухути Закариадзе.
Костюмы этим исполнителям шили в генеральском ателье Министерства обороны. Например, мундир Сталина пошил сам автор настоящих сталинских мундиров. Портной, который шил мундиры Рокоссовскому, сняв мерки с Владлена Давыдова, сказал: «Ваши размеры на два сантиметра больше, чем у маршала…»
Георгий Жуков - Михаил Ульянов

В эпопее Ю. Озерова наш известный земляк Михаил Александрович Ульянов сыграл самого знаменитого военачальника страны, четырежды Героя Советского Союза, маршала Жукова – человека, который всего себя отдал делу защиты Родины. Вот как сам Ульянов писал об этой роли: «История моего участия в батальной картине «Освобождение», а впоследствии и в других военных фильмах Юрия Озерова  - «Солдаты свободы», «Битва за Москву», «Великий полководец Георгий Жуков», «Сталинград» - началась давно и длилась в общей сложности двадцать лет. То есть двадцать лет я играл роль Жукова на экране. Но пришел я к образу Георгия Константиновича из довольно сложной первоначальной ситуации. Когда Юрий Николаевич впервые предложил мне сниматься в роли Маршала Жукова, я без колебаний отказался. Я же прекрасно понимал – Жукова слишком любит и хорошо знает наш народ, и брать на себя такую ответственность было страшновато. Однако Озеров применил полководческий маневр: «Жаль-жаль, потому что, когда я сказал Георгию Константиновичу, что играть будет Ульянов, он ответил: «Ну что ж, я этого актера хорошо знаю; вполне вероятно, что он может справиться с такой задачей». В те годы вся Москва знала, что Жуков очень любит театры и всегда ходит на премьеры. Я знал, что он видел три спектакля с моим участием. Ну, думаю, если уж маршал сам дает благословение, то отступать негоже. Интерес к образу у меня был необыкновенный, потому как биография Жукова необыкновенная: крестьянский сын, солдат царской армии, бесстрашный разведчик, кавалер двух Георгиевских крестов в Первую мировую и прославленный полководец, маршал Второй мировой».
Все четыре года войны Жуков был на переднем плане, на виду у всего мира. Потому и в озеровской эпопее «Освобождение» ни один образ военачальника так широко, как Жуков, не раскрыт.

В «Освобождении» режиссер собрал блестящий актерский ансамбль: от Михаила Ульянова, Василия Шукшина, Николая Олялина, Ларисы Голубкиной и Михаила Ножкина, до Владислава Стржельчика, Всеволода Санаева, Николая Рыбникова, Барбары Брыльской и других звезд отечественного и европейского кинематографа.

В молодом Николае Олялине Юрий Озеров разглядел не просто мужскую красоту, но и способность создать нешаблонный образ русского солдата. Сам актер рассказывал, что после премьеры к нему подошел седовласый орденоносец и, взяв его за руку, сказал: «Милый, родной мой, а ведь я там, на Курской, вместе с тобой был!» Этот случай свидетельствует о том, что роль командира роты Цветаева была сыграна настолько достоверно, что настоящие фронтовики поверили в реальность героя Николая Олялина, посчитали его своим.

В фильме «Освобождение» были не только свои герои, но и «антигерои». Нужно было найти актера на роль Гитлера. Вспоминает художник по костюмам и жена Юрия Озерова Диляра: «Нам очень помогла студия «Дефа». Они нашли для нас очень хорошего немецкого актера Фрица Дитца. Он был убежденным антифашистом, в 30-е годы эмигрировал из Германии. Несколько лет прожил в Италии, затем долго странствовал по Европе. Конец войны встретил в Швейцарии, но, как истинный патриот, приехал жить в ГДР. И вот ему предложили сыграть роль Гитлера. Это было партийное задание. Именно поэтому он не смог сразу отказаться от этой роли, что, вероятно, очень хотел сделать. Но некоторое время спустя они очень подружились с Юрием Николаевичем. Актер проникся идеями фильма и снимался в нем с большим энтузиазмом».
Фриц Дитц с высочайшей степенью мастерства сыграл личность Адольфа Гитлера, обнажил внутренний мир и трагизм этого человека. Многие коллеги-актеры и кинокритики отмечали, что эта роль была его актерской вершиной .

Битву за Берлин снимали непосредственно в столице Германии. Из воспоминаний Диляры Озеровой: «Мы прибыли в Берлин во главе целого эшелона, со своими танками и орудиями. «Повоевать» нам удалось на славу. Как раз в это время затеяли реконструкцию центральных районов Восточного Берлина. На месте старых зданий должны были появиться новые районы. Нам целиком отдали несколько уже безлюдных улиц. Ломать и взрывать здания можно было без всяких ограничений. Непосредственный штурм Рейхстага снимали частями. В Берлине удалось найти полуразрушенный собор, фасад и парадная лестница которого оказались очень похожими на Рейхстаг. Бои внутри здания снимали в павильоне «Мосфильма». А перестрелку на верхних этажах – снова в Берлине – в Доме техники».

Первый просмотр завершенных фильмов эпопеи «Освобождение» проходил в эталонном зале киностудии «Мосфильм», на нем присутствовали маршалы Жуков, Конев, Гречко, Москаленко, генералы Штеменко, Родимцев, Орел, Синяков. Высокие военные смотрели эпопею с огромным интересом и удовольствием.
Широкая зрительская публика также приняла «Освобождение» с восторгом. Читатели журнала «Советский экран» поставили эпопею Озерова на первое место среди более ста советских фильмов, вышедших на экраны страны в 1971 году. Слишком свежа еще была людская память о минувшей войне.
В год выхода картина «Освобождение» была куплена ста пятнадцатью зарубежными странами, прибавив к своему отечественному триумфу десятки, а возможно, и сотни миллионов зрителей. Ведь на экране перед зрителями разворачиваются основные события Сталинграда и Донбасса, Центрального и Воронежского фронтов, операции «Цитадель» и «Багратион», Курская битва, освобождение Украины и Белоруссии, битва за Берлин, отчаянное сопротивление немцев, воссоединение с англо-американскими войсками и, наконец, штурм Рейхстага.
Наверное, вряд ли эпопея имела бы такой всемирный успех, если бы в ней были только батальные сцены. На фоне гигантской войны режиссеру Озерову удалось высветить очень конкретные личные истории и отношения многих героев фильма.

Эпопея «Освобождение» собрала множество наград на международных кинофестивалях, а вся съемочная группа во главе с режиссером в 1972 году была удостоена Ленинской премии.

Сейчас, когда Юрия Озерова уже нет с нами, память о нем продолжает жить в сердцах его родных, друзей, коллег по киноцеху и, конечно, в сердцах миллионов благодарных зрителей по всему миру. Сколько бы ни снималось кинокартин, эпопея «Освобождение» навсегда останется нашим главным фильмом о Великой Отечественной войне.

Дело Юрия Озерова продолжает жить и по сей день – его жена Диляра Керимовна и его ученик Олег Урюмцев в 2003 году организовали фестиваль военного кино имени Юрия Озерова. Главная задача фестиваля – популяризация новых лент молодых кинематографистов и фильмов, вошедших в «золотой фонд» нашего кино.

С каждым годом этот фестиваль становится все более популярным – уже в первый год проведения он собрал в своей конкурсной программе такие замечательные фильмы, как «Звезда», «Кукушка», «В августе 44-го».
Второй по счету фестиваль военного кино им. Ю. Озерова прошел в октябре 2004 года в Чебоксарах. На этот раз он получил статус международного. Свои картины представили кинематографисты из России, Белоруссии, Польши, Китая. Всего было показано 36 фильмов, 29 из них приняли участие в конкурсной программе. Гран-при фестиваля получил фильм режиссера Владимира Хотиненко «72 метра», лучшим телевизионным фильмом жюри признало «Штрафбат» Николая Досталя.
 Девиз фестиваля: «Через войну в кино – против войны в мире!»

 Он ратовал за честь своего народа и поклонился ему своими фильмами. Пять фильмов киноэпопеи «Освобождение»  и сегодня продолжают потрясать воображение зрителей, открывая им истинное значение и масштабы великих сражений минувшей войны.
И если правда, что режиссер – это не профессия, а биография, то биография Озерова укладывается в два слова – война и фильмы.

  
Источники:

1.                           Ульянов М. А. Работаю актером [Текст] / М. А. Ульянов. – Москва: Искусство, 1987. – 394, [4] с.: илл.; 20 см.

2.                           Ульянов М. А. Реальность и мечта [Текст] / М. А. Ульянов. – Москва: Вагриус, 2007. – 400с.: илл: портр., фотоилл.; 22 см. – (Мой 20 век)

3.                           Юрий Озеров в воспоминаниях современников [Текст] : [сборник] / сост. и лит.запись Ольги Палатниковой; [оформит. М. Калинин] . – Москва: Эльф ИПР, 2005. – 348 с., фотоилл.; 22см.

4.                           http://www.filmfestivals.ru/russian/warcinema/news/

5.                           http://www.peoples.ru/art/cinema/producer/ozerov/

6.                           http://www.kino-teatr.ru/kino/director/ros/26980/bio/

7.                           http://www.inoekino.ru/author.php?id=812

8.                           http://www.tvkultura.ru/news.html?id=85598&cid=86

9.                           http://www.s3kita.ru/news/view/id/32

10.                      http://www.patriotfilm.ru/rus/cinema/item/fest10


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Подводя итоги года: фотоОтчет 2020

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: