вторник, 19 мая 2015 г.

Тебе и мне нужна Земля: экологическое воспитание в библиотеке


История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.

         Стремительно развивающийся в настоящее время экологический кризис поставил человечество в очень трудное положение. Одно из серьезных проявлений этого кризиса – его негативное влияние на здоровье человека. Попытки заставить людей выполнять природоохранные требования не всегда результативны именно потому, что сознание и культура не достигли того уровня, когда человек воспринимает эти требования, как свою внутреннюю потребность, а не как обязанность. И мы должны эту задачу – охранять природу - переориентировать: охранять не от человека, а для человека.    

 Сделать это можно через экологическое воспитание, просвещение и образование. Это большая, длительная и трудоемкая работа, в которой принимают участие учреждения системы образования и культуры, природоохранные структуры, общественные организации. Библиотекам в этом процессе отводится одна из ведущих ролей.
 Деятельность по экологическому просвещению будет всегда актуальной; она может включать, в зависимости от статуса и специфики работы библиотеки, следующие направления:
  1. Осуществление экологического просвещения населения, прежде всего молодежи, путем организаций массовых, групповых мероприятии;
  2. Совершенствование информационной работы;
  3. Активное содействие деятельности по охране окружающей среды органам государственной власти региона, общественным и иным некоммерческим объединениям, юридическим и физическим лицам;
  4. Установление новых контактов и совершенствование взаимодействия с другими учреждениями, ведущими профессиональную деятельность в области охраны окружающей среды, научными и образовательными учреждениями, учреждениями культуры, СМИ, участниками общественного экологического движения;
  5. Систематическое участие в конкретных практических акциях по охране природы;
  6. Изготовление печатно-рекламной продукции;
  7. Выявление потенциально значимых традиционных и электронных экологических ресурсов, включая локальные базы данных, ведущиеся в профильных учреждениях и организациях, а также аналогичные базы данных, доступ к которым осуществляется через Интернет;
  8. Освещение работы в СМИ;
  9. Создание информационных продуктов по экологии и охране окружающей среды:
o     тематические подборки материалов, выявленных из периодических изданий по экологии, охране окружающей среды;
o     экологические дайджесты – фрагменты текстов многих экологических документов, подобранные по определенным природоохранным темам и актуальным экологическим проблемам региона, не обеспеченным обобщающими публикациями, в логике и сфере интересов реальных или потенциальных пользователей;
o     фактографические базы данных по долгосрочным природоохранным программам, в которых участвует данный регион, вести картотеки организации, учреждений, общественных организации природоохранного профиля.

Воспитание любви к природе и красоте окружающего мира в библиотеке начинается с оформления ее интерьера. Эффективно оформленное пространство оригинальными растениями в красивых кашпо и вазах, украшенные цветочными композициями стены, подоконники, витрины, уютно организованные «зеленые уголки»- все это вызывает чувство приобщения к прекрасному миру живой природы. Уместен стенд «Природа – наш общий дом», на котором размещена подробная информация об экологической деятельности библиотеки.
Внимание посетителей библиотеки привлечет уголок «Жить в согласии с природой», где представить коллаж из книг, фотографии, иллюстрации. Особенную прелесть уголку придадут заботливой рукой расставленные цветочные композиции. Непременно,  оформить выставки книг и журналов, названия которых говорят сами за себя: «Дорога к заповеднику», «Россия: здоровье природы и людей», «Рекам и людям – чистую воду!»

Работа со справочно-библиографическим аппаратом по экологии остается одним из самых важных звеньев библиотечного дела: систематическая картотека статей с разделами экологической тематики со специальными разделами «Человек и охрана окружающей среды», «Природа и природные ресурсы», «Охрана природы».
Читателей следует информировать о наличии в фонде новой литературы с помощью проводимых в библиотеке дней информации.

Эффективной формой работы является выставочная деятельность.
·         «Мир, окружающий нас, прекрасен»
·         «Мы – твои друзья, природа»
·         «В объятиях родной природы»

Массовые мероприятия играют особую роль в экологической работе библиотеки:
¾    Экологические акции становятся традицией для библиотек, где от библиотечных методов переходят к активным действиям. Акции вносят реальный вклад в улучшение экологической обстановки.
¾    Вечер вопросов и ответов «Экологический и экономический кризис: есть ли у тебя будущее?»   
¾    Круглый стол «Экология современной жизни: правильно ли мы живем? И можно ли жить иначе?» (на подобные мероприятия желательно приглашать специалистов-экологов, преподавателей ВУЗов и школ, сотрудников ведомств и т.д., они могут обрисовать объективную экологическую ситуацию в регионе, населенном пункте и т.д. )
¾    музыкальная гостиная» «Прекрасное пленяет навсегда» (использовать и зрительные, и звуковые образы, а также нравственные, эстетические, психологические аспекты воздействия на читательскую аудиторию)
¾    праздник «Воронья каша», включающий экологический марафон на природе, театрализованную игру, развешивание кормушек, эко-прогулку.
¾    конкурс творческих работ «Бусы и браслеты из шкатулки лета» (цель конкурса: воспитание социально-активной, творческой личности;  поделки из природного материала могут быть самымиразнообразными: и сказочные герои, и различные животные, и даже целые сюжетные композиции).

Не стоит исключать и традиционные формы: конкурсы рисунков, экологические уроки, турниры знатоков, обзоры, беседы.
Экологическое воспитание в библиотеках приобретает новые формы, усиливающие эмоциональное воздействие, поскольку сочетают в себе проблемы охраны природы, искусство и книгу. К примеру, конкурс рисунков «Мы за мир без химического оружия», конкурс стенгазет, фотоконкурсы и фотовыставки: «В мире цветов», «В родном краю», «Чистота и красота нашего села (города)», конкурс цветоводов «Рукотворная красота», мультимедиа-уроки «Сохраним нашу планету», фитобар и т.д.
Многие русские и зарубежные писатели, такие, как В. В. Бианки, К. Г Паустовский, И. С. Соколов-Микитов, Н. И. Сладков, М. М. Пришвин, Э. Э. Сетон-Томпсон, Д. М. Даррелл и  другие, посвятили свое творчество природе. Эти писатели в своих произведениях сумели описать ее во всем многообразии и неповторимости, поэтому книги данных писателей помогают проводить различные экологические уроки, беседы, обзоры книг, викторины, организовывать книжные выставки.

Работа по экологическому просвещению, как правило, активизируется в период проведения Дней защиты от экологической опасности. Начало акции можно обозначить проведением дискуссии или круглого стола.
В продолжение акции инициировать экологические десанты, акции, рейды и экологические патрули:
¾    «Чистая улица»,
¾    «Чистый берег»,
¾    «Чистый двор»,
¾    «Лучшая защита - это забота»,
¾    «Чистая земля - чистый двор»,
¾    «Чистое село»,
¾    «Самый лучший палисадник» и др.
Акции и рейды будут тем более успешными, чем больше социальных партнеров подключится к ней. В нынешнем году уборку и озеленение следует приурочить также к 70-летию Победы.
Опыт своей библиотеки рекомендуется обобщить в изданиях, имеющих
практическое значение для читателей, к примеру:
¾    дайджест «Экология- 2015»,
¾    список сценариев «Экология-2015»,
¾    библиографический список статьей, публиковавшихся в местной прессе за последние 5 лет,
¾    экологические путеводители и др.

Все больше библиотек создают электронные ресурсы по экологии, веб-проекты и вею-страницы, так, на сайте «Экокультура» (http://www.ecoculture.ru/ecoeducation/work/experience.php ) собран перечень экологических проектов и экологических страниц библиотек.
Эффективность любых природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической грамотности и экологической культуры населения, в том числе и подрастающего поколения.
Экологическое просвещение должно привить человеку в первую очередь знания и навыки разум ного общения с природой, совершенствовать методы и способы конструктивного участия в охране природы и рациональном природопользовании. «Надо возделывать наш сад», - сказал великий французский философ и писатель Вольтер в своем произведении «Кандид», эта фраза могла бы стать девизом экологического просвещения и воспитания. При этом следует заметить, конечно, что он имел в виду интеллектуальный, духовный сад, который должен возделывать в себе каждый чело век, чтобы стать личностью и реализовать все свои возможности. Именно экологическое воспитание и просвещение должно играть главную роль в формировании сегодняшнего Человека.

НАЗВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ:

— «Заповедными тропами»,
— «Природы мудрые советы»,
— «Пернатые обитатели земли»,
— «Лес исцеляющий»,
— «Живая планета»
— «Вода в нашей жизни»,
— «Живительный источник» (к Всемирному дню водных ресурсов)
— «Русские „колумбы“ (о путешественниках)
— «Живи, Земля!»,
— «Как сберечь  голубую планету» (к Международному дню Земли)
— «И вечная природы красота»
¾    «Книжный дозор» (к Всем. дню охраны окружающей среды)
— «Бросим природе спасательный круг»
— «Не только в гости ждет тебя природа!»
— «Они цветут, сердца отогревая» (о цветах)
— «Времена года моего села»
¾    Цикл о временах года (4):  «Красавица зима»,  «Пришла весна нарядная», «Ах, лето красное любил бы я тебя…»,  «Осенний калейдоскоп»
— «Чистая экология – здоровая жизнь…»
— «Наша матушка Земля» (к Всемирному Дню Земли)
— «Наши милые питомцы»  (к Всемирному дню домашних животных)
— «Пришла красавица весна»,
— «Мама всех звериных малышей» (105-летию  со д. р. В. В. Чаплиной), 
— «Природа, как же ты загадочна!»,
— «Моя малая Родина»,
— «Моя страна – безмерна и бездонна»
— «Времена года»
— «Открой для себя удивительный мир птиц»,
— «Стремительные и непостижимые» (к Международному дню птиц)
— «Охрана природы – веление времени» (к Международному дню охраны окружающей  среды)
— «Берегите природу!» (к Году экологии)
— «Царица-Водица»,
¾    «Всегда и везде человек нуждается в воде» (к Всемирному дню воды)
— «Соловьиный праздник» (к Международному дню птиц)
— «Береги природу своего края»,
— «Путешествие в зелёную аптеку» (к Международному дню охраны окружающей среды)
— «Солнце, воздух, вода – это наша жизнь» (к Межд. году водного сотрудничества)
— «О братьях наших меньших»: (к Всемирному дню защиты животных)
— «Заповеди природы»
— «Сохраним природу для потомков»
— «Что вы знаете об охране окружающей среды»
— «Очистим планету от мусора»
— «Наши пушистые друзья» (к Всемирному дню кошек)
— «Наши пернатые друзья» (к Всемирному дню птиц)
— «Учись правилам поведения в лесу» (к Всемирному дню Земли)
— «Любимые уголки природы» (к Всемирному дню эколога)
— «Зоны экологического бедствия»
— «Она – твой давний добрый лекарь»
— «Заглянем в мир живой природы»
— «Наш общий друг – природа» 
— «Тем, кто любит природу»
— «Моя планета – ЗЕМЛЯ»
¾    «Охрана природы – веление времени»
— «Сохраним природу» (к Международному дню Земли)
— «Вы слыхали о воде?  Говорят, она – везде!…» (к Всемирному дню воды)
— «Наши пернатые друзья» (к Международному дню птиц)
— «Спасем мир сегодня» (к Всемирному дню окружающей среды)
— «Мы в ответе за этот мир!»
— «За чистоту озер и рек в ответе человек»  (2005-2015 – Международное
десятилетие действий «Вода для жизни»)
— «Травкина премудрость» (о лекарственных растениях)
— «Сохраним природу – значит, сохраним Родину» (к Всем. дню охраны
окруж. среды)
— «Семь страниц про зверей и птиц»
— «Через книгу – любовь к природе»
— «В капле воды  отражается мир» (К Международному году водного сотрудничества и Международному десятилетию действий «Вода для жизни»)
— «Земля – слезинка на щеке Вселенной!» (ко дню Земли)
— «Жить в согласии с природой»
— «Мир зверей и птиц сходит со страниц»
— «Живая планета — живая душа»
— «Потомкам – цветущую Землю!» (год экологической культуры)
— «Изучаем родную природу»
— «Прогулки по лесу»
— «По страницам Красной книги»
— «Наши меньшие братья» (ко Дню защиты животных)
— «Вода – источник жизни»  (ко Всемирному дню Воды)
— «Красная книга и ее обитатели»  (ко Дню охраны окружающей среды)
— «Новоселье птиц»
— «Земля у нас только одна» (ко Всемирному Дню Земли)
— «Мир, окружающий нас, прекрасен» (ко Дню охраны окружающей среды)
— «Экологическое ассорти»
— «Книги писателей-натуралистов»
— «Земля – наш дом» (ко Дню охраны окружающей среды)
— «Как не любить нам эту Землю!»
¾    «Слово  о  родной  природе»
¾    «Моя  любимая  кошка»
¾    «Всё  о  кошках»
¾    «Моя  семья  любит  природу»
¾    «В  мире  животных»
¾    «Природа  и  фантазия»
¾    «Причуды  природы»
¾    «Удивительный  мир  природы»
¾    «Сохраним наш мир»
¾    «Природе надо, чтоб её любили»
¾    «Человек – гармония – природа»  
¾    «Экологические проблемы XXI века»
¾    «Краски осеннего леса»
¾    «Где зимуют наши птицы?»
¾    «О природе с любовью»  
¾    «Не просто жить в ладу с природой»
¾    «Золотая осень»  
¾    «Лес, точно терем расписной»  
¾    «Весенняя капель»
¾    «Набат тревоги нашей»
¾    «Природа наш дом – береги ее»
¾    «Чудеса и тайны живой природы»
¾    «Вода – бесценный дар природы»
¾    «Загадки лесовичка»  
¾    «Все о природе»  
¾    «Дары осени»
¾    «В защиту Новогодней елки»
¾    «Все о птицах»
¾    «Берегите этот мир»
¾    «Сбережем и сохраним»
¾    «Пришла весна»
¾    «Природа Донского края»,
¾    «Здоровье планеты – твое здоровье»
¾     «Земля в экологической опасности»
¾    «Вестники радости и весны»
¾    «Зимующие птицы»
¾    «Чем природа удивит?»
¾     «Забавная анатомия»
¾    «Хвостастая викторина»
¾    «Общий язык для детей и зверей».
¾    «Разноцветная палитра живой природы»
¾    «За горами, за лесами – экологическое путешествие»
¾    «Эколог – профессия будущего»
¾    «Красоту своими руками»
¾    «На тропе любви к природе
¾    «Красота родной земли»
¾    «Доктор изумрудного леса»
¾     «Сайки, дрозды и свирели на праздник к нам прилетели»
¾    «Парки и скверы нужны городу и деревне»»
¾    «Сад моей мечты»         


Описание: Powered by BESTWEB


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Подводя итоги года: фотоОтчет 2020

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: