История человечества неразрывно связана с историей
природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с
человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем
будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого
надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.
Стремительно развивающийся в настоящее время
экологический кризис поставил человечество в очень трудное положение. Одно из
серьезных проявлений этого кризиса – его негативное влияние на здоровье
человека. Попытки заставить людей выполнять природоохранные требования не
всегда результативны именно потому, что сознание и культура не достигли того
уровня, когда человек воспринимает эти требования, как свою внутреннюю
потребность, а не как обязанность. И мы должны эту задачу – охранять природу -
переориентировать: охранять не от человека, а для человека.
Сделать это можно через экологическое
воспитание, просвещение и образование. Это большая, длительная и трудоемкая
работа, в которой принимают участие учреждения системы образования и культуры,
природоохранные структуры, общественные организации. Библиотекам в этом
процессе отводится одна из ведущих ролей.
Деятельность по
экологическому просвещению будет всегда актуальной; она может включать, в
зависимости от статуса и специфики работы библиотеки, следующие направления:
- Осуществление экологического
просвещения населения, прежде всего молодежи, путем организаций массовых,
групповых мероприятии;
- Совершенствование
информационной работы;
- Активное содействие
деятельности по охране окружающей среды органам государственной власти региона,
общественным и иным некоммерческим объединениям, юридическим и физическим
лицам;
- Установление новых контактов и
совершенствование взаимодействия с другими учреждениями, ведущими
профессиональную деятельность в области охраны окружающей среды, научными
и образовательными учреждениями, учреждениями культуры, СМИ, участниками
общественного экологического движения;
- Систематическое участие в
конкретных практических акциях по охране природы;
- Изготовление печатно-рекламной
продукции;
- Выявление потенциально значимых
традиционных и электронных экологических ресурсов, включая локальные базы
данных, ведущиеся в профильных учреждениях и организациях, а также аналогичные
базы данных, доступ к которым осуществляется через Интернет;
- Освещение работы в СМИ;
- Создание информационных продуктов
по экологии и охране окружающей среды:
o
тематические
подборки материалов, выявленных из периодических изданий по экологии, охране
окружающей среды;
o
экологические
дайджесты – фрагменты текстов многих экологических документов, подобранные по
определенным природоохранным темам и актуальным экологическим проблемам
региона, не обеспеченным обобщающими публикациями, в логике и сфере интересов
реальных или потенциальных пользователей;
o
фактографические
базы данных по долгосрочным природоохранным программам, в которых участвует
данный регион, вести картотеки организации, учреждений, общественных
организации природоохранного профиля.
Воспитание любви к природе и красоте окружающего мира
в библиотеке начинается с оформления
ее интерьера. Эффективно оформленное пространство оригинальными растениями
в красивых кашпо и вазах, украшенные цветочными композициями стены, подоконники,
витрины, уютно организованные «зеленые уголки»- все это вызывает чувство
приобщения к прекрасному миру живой природы. Уместен стенд «Природа – наш общий
дом», на котором размещена подробная информация об экологической деятельности
библиотеки.
Внимание посетителей библиотеки привлечет уголок «Жить
в согласии с природой», где представить коллаж из книг, фотографии,
иллюстрации. Особенную прелесть уголку придадут заботливой рукой расставленные
цветочные композиции. Непременно, оформить
выставки книг и журналов, названия которых говорят сами за себя: «Дорога к
заповеднику», «Россия: здоровье природы и людей», «Рекам и людям – чистую
воду!»
Работа со
справочно-библиографическим аппаратом по экологии остается одним из самых важных
звеньев библиотечного дела: систематическая картотека статей с разделами
экологической тематики со специальными разделами «Человек и охрана окружающей
среды», «Природа и природные ресурсы», «Охрана природы».
Читателей следует информировать о наличии в фонде
новой литературы с помощью проводимых в библиотеке дней информации.
Эффективной формой работы является выставочная деятельность.
·
«Мир, окружающий нас, прекрасен»
·
«Мы – твои друзья, природа»
·
«В объятиях родной природы»
Массовые мероприятия играют особую роль в экологической
работе библиотеки:
¾ Экологические акции становятся традицией для библиотек,
где от библиотечных методов переходят к активным действиям. Акции вносят
реальный вклад в улучшение экологической обстановки.
¾
Вечер
вопросов и ответов «Экологический и экономический кризис: есть ли у тебя
будущее?»
¾ Круглый стол «Экология современной
жизни: правильно ли мы живем? И можно ли жить иначе?» (на подобные мероприятия желательно
приглашать специалистов-экологов, преподавателей ВУЗов и школ, сотрудников
ведомств и т.д., они могут обрисовать объективную экологическую ситуацию в
регионе, населенном пункте и т.д. )
¾ музыкальная гостиная» «Прекрасное
пленяет навсегда» (использовать и зрительные, и звуковые образы, а также
нравственные, эстетические, психологические аспекты воздействия на читательскую
аудиторию)
¾ праздник «Воронья каша», включающий
экологический марафон на природе, театрализованную игру, развешивание кормушек,
эко-прогулку.
¾ конкурс творческих работ «Бусы и
браслеты из шкатулки лета» (цель конкурса: воспитание социально-активной,
творческой личности; поделки из
природного материала могут быть самымиразнообразными: и сказочные герои, и
различные животные, и даже целые сюжетные композиции).
Не стоит исключать и традиционные формы: конкурсы
рисунков, экологические уроки, турниры знатоков, обзоры, беседы.
Экологическое воспитание в библиотеках приобретает
новые формы, усиливающие эмоциональное воздействие, поскольку сочетают в себе проблемы
охраны природы, искусство и книгу. К примеру, конкурс рисунков «Мы за мир без
химического оружия», конкурс стенгазет, фотоконкурсы и фотовыставки: «В мире
цветов», «В родном краю», «Чистота и красота нашего села (города)», конкурс
цветоводов «Рукотворная красота», мультимедиа-уроки «Сохраним нашу планету»,
фитобар и т.д.
Многие русские
и зарубежные писатели, такие, как В. В. Бианки, К. Г Паустовский, И. С.
Соколов-Микитов, Н. И. Сладков, М. М. Пришвин, Э. Э. Сетон-Томпсон, Д. М.
Даррелл и другие, посвятили свое
творчество природе. Эти писатели в своих произведениях сумели описать ее во
всем многообразии и неповторимости, поэтому книги данных писателей помогают проводить
различные экологические уроки, беседы, обзоры книг, викторины, организовывать
книжные выставки.
Работа по экологическому просвещению, как правило,
активизируется в период проведения Дней
защиты от экологической опасности. Начало акции можно обозначить
проведением дискуссии или круглого стола.
В продолжение акции инициировать экологические
десанты, акции, рейды и экологические патрули:
¾ «Чистая улица»,
¾ «Чистый берег»,
¾ «Чистый двор»,
¾ «Лучшая защита - это забота»,
¾ «Чистая земля - чистый двор»,
¾ «Чистое село»,
¾ «Самый лучший палисадник» и др.
Акции и рейды будут тем более успешными, чем больше
социальных партнеров подключится к ней. В нынешнем году уборку и озеленение
следует приурочить также к 70-летию Победы.
Опыт своей библиотеки рекомендуется обобщить в
изданиях, имеющих
практическое значение для читателей, к примеру:
¾ дайджест «Экология- 2015»,
¾ список сценариев «Экология-2015»,
¾ библиографический список статьей,
публиковавшихся в местной прессе за последние 5 лет,
¾ экологические путеводители и др.
Все больше библиотек создают электронные ресурсы по
экологии, веб-проекты и вею-страницы, так, на сайте «Экокультура» (http://www.ecoculture.ru/ecoeducation/work/experience.php
) собран перечень экологических проектов и экологических страниц библиотек.
Эффективность любых природоохранных мероприятий во
многом зависит от экологической грамотности и экологической культуры населения,
в том числе и подрастающего поколения.
Экологическое просвещение должно привить человеку в
первую очередь знания и навыки разум ного общения с природой, совершенствовать
методы и способы конструктивного участия в охране природы и рациональном
природопользовании. «Надо возделывать наш сад», - сказал великий французский
философ и писатель Вольтер в своем произведении «Кандид», эта фраза могла бы
стать девизом экологического просвещения и воспитания. При этом следует
заметить, конечно, что он имел в виду интеллектуальный, духовный сад, который
должен возделывать в себе каждый чело век, чтобы стать личностью и реализовать
все свои возможности. Именно экологическое воспитание и просвещение должно
играть главную роль в формировании сегодняшнего Человека.
НАЗВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ:
—
«Заповедными тропами»,
— «Природы
мудрые советы»,
— «Пернатые
обитатели земли»,
— «Лес
исцеляющий»,
— «Живая
планета»
— «Вода в
нашей жизни»,
—
«Живительный источник» (к Всемирному дню водных ресурсов)
— «Русские
„колумбы“ (о путешественниках)
— «Живи,
Земля!»,
— «Как
сберечь голубую планету» (к
Международному дню Земли)
— «И вечная
природы красота»
¾ «Книжный дозор» (к Всем. дню охраны
окружающей среды)
— «Бросим
природе спасательный круг»
— «Не только
в гости ждет тебя природа!»
— «Они
цветут, сердца отогревая» (о цветах)
— «Времена
года моего села»
¾ Цикл о временах года (4): «Красавица зима», «Пришла весна нарядная», «Ах, лето красное
любил бы я тебя…», «Осенний калейдоскоп»
— «Чистая
экология – здоровая жизнь…»
— «Наша
матушка Земля» (к Всемирному Дню Земли)
— «Наши
милые питомцы» (к Всемирному дню
домашних животных)
— «Пришла
красавица весна»,
— «Мама всех
звериных малышей» (105-летию со д. р. В.
В. Чаплиной),
— «Природа,
как же ты загадочна!»,
— «Моя малая
Родина»,
— «Моя
страна – безмерна и бездонна»
— «Времена
года»
— «Открой
для себя удивительный мир птиц»,
—
«Стремительные и непостижимые» (к Международному дню птиц)
— «Охрана
природы – веление времени» (к Международному дню охраны окружающей среды)
— «Берегите
природу!» (к Году экологии)
—
«Царица-Водица»,
¾ «Всегда и везде человек нуждается в
воде» (к Всемирному дню воды)
—
«Соловьиный праздник» (к Международному дню птиц)
— «Береги
природу своего края»,
—
«Путешествие в зелёную аптеку» (к Международному дню охраны окружающей среды)
— «Солнце,
воздух, вода – это наша жизнь» (к Межд. году водного сотрудничества)
— «О братьях
наших меньших»: (к Всемирному дню защиты животных)
— «Заповеди
природы»
— «Сохраним
природу для потомков»
— «Что вы
знаете об охране окружающей среды»
— «Очистим
планету от мусора»
— «Наши
пушистые друзья» (к Всемирному дню кошек)
— «Наши
пернатые друзья» (к Всемирному дню птиц)
— «Учись
правилам поведения в лесу» (к Всемирному дню Земли)
— «Любимые
уголки природы» (к Всемирному дню эколога)
— «Зоны
экологического бедствия»
— «Она –
твой давний добрый лекарь»
— «Заглянем
в мир живой природы»
— «Наш общий
друг – природа»
— «Тем, кто
любит природу»
— «Моя
планета – ЗЕМЛЯ»
¾ «Охрана природы – веление времени»
— «Сохраним
природу» (к Международному дню Земли)
— «Вы
слыхали о воде? Говорят, она – везде!…»
(к Всемирному дню воды)
— «Наши
пернатые друзья» (к Международному дню птиц)
— «Спасем
мир сегодня» (к Всемирному дню окружающей среды)
— «Мы в
ответе за этот мир!»
— «За
чистоту озер и рек в ответе человек»
(2005-2015 – Международное
десятилетие
действий «Вода для жизни»)
— «Травкина
премудрость» (о лекарственных растениях)
— «Сохраним
природу – значит, сохраним Родину» (к Всем. дню охраны
окруж.
среды)
— «Семь страниц
про зверей и птиц»
— «Через
книгу – любовь к природе»
— «В капле
воды отражается мир» (К Международному
году водного сотрудничества и Международному десятилетию действий «Вода для
жизни»)
— «Земля –
слезинка на щеке Вселенной!» (ко дню Земли)
— «Жить в
согласии с природой»
— «Мир
зверей и птиц сходит со страниц»
— «Живая
планета — живая душа»
— «Потомкам
– цветущую Землю!» (год экологической культуры)
— «Изучаем
родную природу»
— «Прогулки
по лесу»
— «По
страницам Красной книги»
— «Наши
меньшие братья» (ко Дню защиты животных)
— «Вода –
источник жизни» (ко Всемирному дню Воды)
— «Красная
книга и ее обитатели» (ко Дню охраны
окружающей среды)
— «Новоселье
птиц»
— «Земля у
нас только одна» (ко Всемирному Дню Земли)
— «Мир,
окружающий нас, прекрасен» (ко Дню охраны окружающей среды)
—
«Экологическое ассорти»
— «Книги
писателей-натуралистов»
— «Земля –
наш дом» (ко Дню охраны окружающей среды)
— «Как не
любить нам эту Землю!»
¾
«Слово о
родной природе»
¾
«Моя любимая
кошка»
¾
«Всё о кошках»
¾
«Моя семья
любит природу»
¾
«В мире
животных»
¾
«Природа и
фантазия»
¾
«Причуды природы»
¾
«Удивительный мир
природы»
¾
«Сохраним
наш мир»
¾
«Природе
надо, чтоб её любили»
¾
«Человек –
гармония – природа»
¾
«Экологические
проблемы XXI века»
¾
«Краски
осеннего леса»
¾
«Где зимуют
наши птицы?»
¾
«О природе с
любовью»
¾
«Не просто
жить в ладу с природой»
¾
«Золотая
осень»
¾
«Лес, точно
терем расписной»
¾
«Весенняя
капель»
¾
«Набат
тревоги нашей»
¾
«Природа наш
дом – береги ее»
¾
«Чудеса и
тайны живой природы»
¾
«Вода –
бесценный дар природы»
¾
«Загадки
лесовичка»
¾
«Все о
природе»
¾
«Дары осени»
¾
«В защиту
Новогодней елки»
¾
«Все о
птицах»
¾
«Берегите
этот мир»
¾
«Сбережем и
сохраним»
¾
«Пришла
весна»
¾
«Природа
Донского края»,
¾
«Здоровье
планеты – твое здоровье»
¾
«Земля в экологической опасности»
¾
«Вестники
радости и весны»
¾
«Зимующие
птицы»
¾
«Чем природа
удивит?»
¾
«Забавная анатомия»
¾
«Хвостастая
викторина»
¾
«Общий язык
для детей и зверей».
¾
«Разноцветная
палитра живой природы»
¾
«За горами,
за лесами – экологическое путешествие»
¾
«Эколог –
профессия будущего»
¾
«Красоту
своими руками»
¾
«На тропе
любви к природе
¾
«Красота
родной земли»
¾
«Доктор
изумрудного леса»
¾
«Сайки, дрозды и свирели на праздник к нам
прилетели»
¾
«Парки и
скверы нужны городу и деревне»»
¾
«Сад моей
мечты»
Комментариев нет:
Отправить комментарий