РУБРИКА "ПОБЕДЕ - 70"
При слове «Омск»
старые вахтанговцы улыбаются. «Омск для нас – это пароль, - говорят они. – Мы
были на гастролях в Париже, Нью-Йорке, Лондоне. Но это не имеет ничего общего с
тем, что значит для нас Омск».
Думается, именно
этот пароль сыграл свою роль в 1946 году, когда будущий художественный
руководитель вахтанговского театра Ульянов пришел на прослушивание к педагогам
щукинского училища. Педагоги согласились прослушать его сразу на втором туре. Почему они
поступили именно так? Да потому, что еще совсем свежи были воспоминания о двух
годах, проведенных в Сибири на берегах Иртыша. Причиной тому – Великая Отечественная
война.
…22
июня 1941 года в театре им.Вахтангова в Москве играли утренний спектакль,
назывался он «Фельдмаршал Кутузов». Это
была пьеса о мужестве русских людей, о крахе завоевателей.
Во
время этого патриотического спектакля прозвучала по радио речь Молотова о
начале войны. Естественно, актеры, занятые в спектакле, ее не услышали – в
антракте эту печальную новость им сообщили рабочие сцены.
«Мы
выглянули в окно, - вспоминает актер Александр Константинович Граве. – На углу
у сберкассы стояла очередь. Значит, информация соответствует действительности».
В
связи с наступлением войны отложили «на потом» выдачу аттестатов в театральном
училище им. Щукина: не до этого было. Когда Вячеслав Дугин и его товарищи
уходили на строительство оборонительных рубежей Москвы, они были людьми
неопределенного статуса – уже не студенты, еще не актеры.
Взорвалась громом тишина,
В
ночь с 25 на 26 июля на глазах у вахтанговцев, дежуривших в театре, в здание
театра попала бомба. От взрыва погиб Василий Васильевич Куза, один из лучших
актеров. Ему не нашли достойной замены, и спектакль «Маскарад», где он
блистательно играл роль Звездича, был снят с репертуара.
Смерть
коллеги и разрушение здания потрясли всех актеров. Это было большое горе. Жизнь
замерла, словно в ожидании перемен.
Об
эвакуации в Омск актерам сообщили за день до отезда,12 октября. Ехали восемь
суток, а когда на девятые сутки вышли из поезда, в Сибири их встретила
настоящая зима, которая в 41-м повсюду в России началась рано и была удивительно
сурова.
Прямо
с вокзала вахтанговцев привезли в драмтеатр, здание которого им понравилось. В
столовой изголодавшихся за дорогу москвичей накормили сардельками: этот обед
показался им роскошным. Впоследствии же
им приходилось есть, как и омским актерам, чечевичную похлебку,
капустный суп либо тушеную капусту. Но трудности объединяли омичей и москвичей.
Всё
отдавали фронту для победы,
Тыл только
крохи оставлял себе,
Терпели
стойко тяжести и беды,
Чтоб быстро
одолеть врага в борьбе.
Осенью
1941 года слово «уплотнение» было самым ходовым в Омске. Строились цеха, но
станки запускались раньше, чем возводились крыши. Город работал на нужды
фронта, эшелонами принимая раненых. Их размещали в госпиталях, под которые
приспособили школы. Поток беженцев с оккупированных территорий, поезда с детьми
из Ленинграда - все это создало очень
трудную обстановку с жильем, питанием, транспортом. Но город справился с
немыслимой нагрузкой. В сложнейшей обстановке военного времени омичи проявили
чудеса гостеприимства.
Около
месяца эвакуированные вахтанговцы жили в школе, где в актовом зале стояли
кровати, в три ряда. Те, кому их не хватало, спали на полу. Потом их расселили
по квартирам.
Большое впечатление на москвичей произвело теплое участие в их
судьбе соседей: они сразу поделились нехитрым домашним скарбом. Позднее актриса
Нина Архипова вспоминала: «Когда у меня родилась дочь Наташа, все знали, что у
меня нет ничего, и резали свои одеяла и простыни на четыре части, чтобы было во
что запеленать моего ребенка».
Дружеские
отношения сложились и у актеров двух театров – Омского драматического и
московского им. Вахтангова. Вначале, когда вахтанговцы только прибыли в Омск,
было принято решение на время перевести омских актеров в Тару, а здание театра отдать
в безраздельное пользование вахтанговцам. Но главный режиссер Омского драма Лина
Семеновна Самборская сумела отстоять интересы своей труппы: на север области, в
Тару, омский театр не поехал. 26 ноября был составлен и опубликован «Распорядок
работы двух театров».
Так
в Омске, от безысходности ситуации, был поставлен уникальный художественный
эксперимент – сосуществование двух совершенно разных театральных коллективов
под одной крышей.
Первым
спектаклем вахтанговцев на омской сцене стала шекспировская комедия «Много шума
из ничего», вызвавшая разные отклики зрителей и театральных критиков. Затем
возобновили показ «Фельдмаршала Кутузова», ведь спектакль был как никогда
актуален. В то самое время немецко-фашистские полчища стояли в считанных
километрах от Москвы. Все мысли, все устремления прежде всего были о судьбе
столицы.
Режиссер
спектакля Николай Павлович Охлопков не побоялся переосмыслить прежнюю трактовку
образа великого полководца. Кутузов в
исполнении актера Михаила Державина
предстал перед зрителями не ворчливым и привередливым чудаком, а талантливым
полководцем, умеющим принимать смелые и неожиданные решения. Критики смело
назвали этот спектакль личным вкладом вахтанговцев в разгром фашистских войск
под Москвой…
Его
отец, Александр Андреевич, как и тысячи других советских людей, был призван на
фронт, а в городке появилось много эвакуированных. В их числе – труппа
Львовского драматического театра во главе с режиссером Евгением Павловичем
Просветовым.
Этот
режиссер организовал театральную студию для молодежи, занятия которой вскоре
стал посещать Ульянов. Впоследствии именно Евгения Павловича Просветова Михаил
Ульянов будет считать главным учителем в своей актерской судьбе….
Вахтанговцы были убеждены, что независимо от того,
какая репетируется пьеса, самоотверженный труд на театральных подмостках – это
тоже труд, который приближает победу. Время требовало спектаклей, которые бы
поднимали дух, заряжали верой в непобедимость людей, вставших на защиту правого
дела.
Первой постановкой, осуществленной вахтанговцами в
эвакуации, был спектакль о гражданской войне «Олеко Дундич», главный герой
которого стал легендарным символом стойкости. Позже этот спектакль был показан
в Москве с ошеломляющим успехом, а исполнитель главной роли – Рубен Симонов –
получил Сталинскую премию
Второй постановкой вахтанговцев в Омске стал спектакль
«Русские люди». Критикой отмечалось, что спектакль будит у зрителей гордость за
свою Родину, за свой народ. Таким образом, театр последовательно выполнял
взятую на себя миссию работать на общее дело победы своим искусством.
Все
шло параллельно: в Омске ставили свои лучшие спектакли вахтанговцы, а на севере
Омской области начинал делать первые шаги в профессию совсем еще юный Миша Ульянов. В силу возраста и оторванности от огней большого города он еще
мало понимал в актерском искусстве. Но именно в нелегкую военную годину
родились интерес и любовь к сценическому искусству, именно грозное время войны
родило у сибирского мальчишки страсть к театру, желание стать актером.
В
годы войны омские школы преобразовали в госпитали. С фронта в Сибирь следовали
нескончаемые эшелоны с ранеными. Доктора лечили, но ведь надо было еще
поднимать дух искалеченным войной бойцам. Это делали вахтанговцы. Они приходили
в госпитали, как на работу. «В холодных автобусах, прижавшись друг к другу,
ездили на концерты все без исключения мастера театра», - вспоминает в мемуарах
Евгений Симонов.
Как
и все, кто приходил навестить раненых, они помогали писать письма, переодеться,
подняться с кровати с костылями. Но особенно врачи просили, чтобы гости
отвлекали пациентов от тяжелых дум. И актеры делали это, конечно же, при помощи
искусства. Вячеслав Дугин читал юнкерские поэмы Лермонтова, Алла Казанская
поражала бойцов изысканной поэзией Аполлона Григорьева, оптимизмом Дениса
Давыдова, знала огромное количество стихов Пушкина.
А
еще вахтанговцы объявили сбор средств на постройку эскадрильи противотанковых самолетов
«Советский артист». Один из ведущих театров страны и в эвакуации вел за собой
творческую интеллигенцию, воспринимая это как своеобразную миссию коллектива,
на своем опыте испытавшего ужасы войны.
Огромная
общественная и военно-шефская работа велась в годы войны коллективами и
Омского, и Вахтанговского театров.
Помимо концертов в госпиталях, на
призывных пунктах, в гарнизонных клубах, артисты провожали следующие на фронт
поезда, следующие через Омск военные эшелоны. Но уже в начале 1942 было решено
сформировать и отправить на фронт концертную бригаду, призванную обслуживать
действующую армию.
Выступления
бригады – спектакли и концерты – проходили с большим успехом. Бойцы, командиры
и политработники дали высокую оценку работе вахтанговцев. Один из зрителей,
Герой Советского Союза Лелюшенко в письме к руководителю бригады написал:
«Добросовестно и искусно работали все вы для нашего общего дела и дали хороший
отдых и развлечение моим воинам. Спасибо».
Впоследствии эту
фронтовую бригаду стали именовать фронтовым филиалом театра им. Вахтангова. В
ее состав входили артисты из творческой бригады, работавшей под Тулой и на
Калининском фронте, творческие работники из Москвы и актеры из коллектива,
находящегося в Омске. Так что связь с Омском была постоянной. Труппа очень
гордилась тем, что театр имел такой боевой филиал, который возглавляла
заслуженная артистка СССР Анна Алексеевна Орочко.
Беда может
поссорить, а может объединить. К счастью, отношения коллег из вахтанговского и
омского театров не были омрачены размолвками, ссорами и завистью. Был взаимный
интерес, который обогатил оба театра. Посещение спектаклей вахтанговского
театра и прямое общение с режиссерами и актерами этого театра оказало некоторое
влияние на омичей: они стали тщательнее работать над ролями, более творчески
подходит к своим актерским задачам. Вахтанговцы же очень полюбили омского
актера Сергея Лукьянова и пригласили его сначала участвовать в своих
спектаклях, а потом войти в труппу театра имени Вахтангова. Переехав в Москву,
Сергей Владимирович сыграл на сцене и в кино роли, которые принесли ему
всесоюзную известность. ( к примеру, в фильме «Кубанские казаки» И. Пырьева он
сыграл главную роль) Так, из двух совершенно разных родословных древ театров на
время родилась одна большая семья.
Позже
вахтанговцы ошеломили Москву и доказали всей стране, что во время войны они
трудились в тылу, не покладая рук. Трудились, как на военном заводе, не жалея
сил и не считаясь со временем.
В минуты отдыха
собирались вместе. Кто-то брал гитару. Пели старинные песни и романсы. Сочиняли
эпиграммы на своих коллег. Часто эти эпиграммы рождались на скамейке у театра.
Многими годами
позже старейшая вахтанговская актриса Галина Львовна Коновалова вспоминала:
«Недавно я была в Омске. С каким волнением я подходила к зданию драмтеатра!
Ничего не изменилось. Та же площадка перед главным входом, те же тяжелые двери,
с массивными бронзовыми ручками и…так же наискосок от актерского входа стоит
наша знаменитая лавочка, столько повидавшая и услыхавшая в те далекие годы. Так
же низко склоняясь, шелестят над ней ветви густых лип, так же доносится сюда
голос помощника режиссера, возвещающий о начале второго акта…Все, все так же,
только…нет на ней, на этой скамейке, тех замечательных людей, которые сделали
эту простую деревяшку такой интересной, такой неповторимой».
В одной из автобиографических книг
Ульянов написал: «Как часто, оглядываясь назад, я задавал себе вопрос, почему
моя жизнь сложилась так, а не иначе? Нет однозначного ответа на этот вопрос, и
лишь одно теперь показывает мне мой опыт: слишком часто все в жизни повисает на
тонкой нити, и человек бессилен и беззащитен перед этой неизвестностью. Ах,
только бы нить не порвалась…». И она действительно не порвалась в тот теплый августовский день 1946 года, когда,
после окончания Великой Отечественной войны, возобновился набор студентов в
театральное училище им. Щукина. Из
двухсот человек, проходивших вступительные испытания, были выбраны 50; в
их числе был и Миша Ульянов. Приемная комиссия не смогла отказать омскому пареньку.
Вот как
неожиданно сошлись параллельные линии судьбы одного человека и большого
театрального коллектива. Летом 1946 года начала заполняться вахтанговская
страница жизни Михаила Ульянова.
Омский период не
случайно называют расцветом театра. Так
оно и было. Именно в нашем городе вахтанговцами были поставлены спектакли,
вошедшие в историю: «Олеко Дундич», «Русские люди», «Сирано де Бержерак»,
«Фронт», «Слуга двух господ».
За
22 месяца в сибирском городе вахтанговцы сыграли 628 спектаклей (из них 170 –
выездных), дали 658 шефских концертов и спектаклей. В Омске произошло полное
обновление репертуара, здесь театр творчески вырос и обогатил свое мастерство.
В
1943 году театр возвратился в Москву творчески окрепшим и обновленным, многие
ведущие режиссеры и артисты рядом интересных работ выдвинули себя в число
крупнейших мастеров сцены: Рубен Симонов стал лауреатом Сталинской премии,
звание народных артистов РСФСР получили Николай Охлопков и Цецилия Мансурова,
Михаилу Державину присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
Спустя
десятилетия очевидно: если в истории многих других театров, в т. ч.
прославленных, ведущих, эвакуация была досадным эпизодом, вызванным бедой и
военной необходимостью, то в истории театра им. Вахтангова события вдали от
дома стали важной вехой в творчестве,
важной страницей в летописи театра и дорогим воспоминанием.
Жизнь
в Омске запечатлелась в биографии Вахтанговского театра яркой и славной
страницей.
По материалам книги "Омск как пароль":
Комментариев нет:
Отправить комментарий