Поиск по блогу

Читаем детям

воскресенье, 26 января 2020 г.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ БИБЛИОТЕК МБМУК «ЦБС» В 2019 ГОДУ



Для того, чтобы получить представление об организации домашнего чтения, определить эффективность традиций семейного чтения как средства развития интереса ребёнка к чтению, определить динамику семейного чтения, в библиотеках МБМУК «ЦБС» было проведено анкетирование «Книга продолжает связь времён. Семейное чтение». В анкетировании приняли участие 44 человека в возрасте от 24 до 62 лет. Вопросы касались как детского чтения самих респондентов, так и детского чтения их нынешних детей/внуков.
«Есть ли у Вас любимая книга детства?» - первый вопрос анкеты многих респондентов заставил задуматься; некоторые не могли вспомнить название или автора любимого произведения, указывали лишь жанр литературы, например, сказки, фантастика или книги о пионерах-героях. 

Некоторые из родителей ответили на этот вопрос с большой ответственностью и назвали такие произведения, как А. Гайдар «Тимур и его команда», Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки», И. Токмакова «Сосны шумят», Д. Толкин «Хоббит», А. Сент-Экзюпери «Маленький принц», Ю. Олеша «Три толстяка». И всё же, по количеству ответов лидируют сказки - как народные, так и авторские, и сказочные повести («Золушка», «Красная шапочка», «Питер Пен», «Приключения Буратино», «Волшебник Изумрудного города», «Приключения Незнайки и его друзей», и др.)
Часть родителей и представителей старшего поколения (36%) вспоминают, что в детстве они читали, даже если это было под запретом («чрезмерное чтение»).  Да и взрослые часто читали им, когда они были маленькими (на это указали более половины опрошенных).
К сожалению, не все современные родители понимают, что совместное чтение – это не только пробуждение интереса к чтению; таким образом формируется духовная близость близких людей. Реалии сегодняшнего дня таковы, что традиция совместных вечеров с книгой уходит в прошлое, и многие прекращают чтение, когда дети уже умеют читать сами. Однако радует, что некоторые опрошенные  читают детям книги до 7-ми лет (40%), реже до 8-ми, и только одному человеку родители читали до совершеннолетия. Те, кому в детстве родители читали вслух, сейчас также не ленятся читать своим детям (53%) и делают это ежедневно.
Большую роль в приобщении к семейному чтению играет домашняя библиотека. Согласно результатам исследования, у 70% опрошенных она, в таких домах любят книги и читают их всей семьёй. У многих домашняя библиотека небольшая и представлена в основном детской литературой, а у 30% респондентов вообще нет книг, и они объясняют это высокой стоимостью книг, немногие – отсутствием «места для книжных полок». Эти респонденты предпочитают ходить в библиотеку и брать там книги бесплатно.
Раньше у каждой читающей семьи были свои любимые книги: их хранили, перечитывали, их герои были примером для подражания. Сейчас на вопрос «Есть ли в Вашей семье книги, которые передаются как фамильные ценности из поколения в поколение?» ответили утвердительно лишь 27% опрошенных. Однако, несмотря ни на что, большинство опрошенных (71%) считают книгу достойным подарком - значит, традиция дарения книг ещё не утеряна. Но многие (20%)  подходят практично к выбору такого подарка и предпочитают подарить не конкретную книгу, а сертификат в книжный магазин. И лишь 3 человека считают покупку книг пустой тратой денег, а один подарил бы книгу в качестве «довеска» к основному подарку.
Часть вопросов анкеты касалась проблем современного детского чтения. 89% родителей признают, что в нашей стране дети стали меньше читать.  Они считают отсутствие интереса у детей к чтению серьёзной проблемой, работать над которой должны родители, педагоги и библиотекари.
К сожалению, среди опрошенных нашлись и такие, кто сам не читает и считает, что ребёнок не обязательно должен любить читать (4%). Они не понимают, что чтение влияет на грамотность, интеллект, эмоциональное развитие и нравственное воспитание ребёнка.

70% респондентов читают дома в свободное время, 9% берут книгу с собой в поездку или на отдых - этим родители и другие старшие члены семьи подают ребёнку собственный пример чтения. Также многие в семье употребляют в своей речи крылатые фразы и цитаты из книг (9%) и рекомендуют детям к просмотру экранизации прочитанных произведений (5%). Но есть и такие родители, у которых нет времени на чтение, и они вообще не читают.

Только 23% опрошенных уверенно ответили, что их ребёнок читает много хороших книг, в том числе современную литературу и периодику. 16% детей читают книги только по школьной программе. Большинство опрошенных взрослых (36%) признаются, что их ребёнок читает редко и им хотелось бы, чтобы он читал больше. 14% опрошенных сказали, что их дети не любят читать вовсе.
Большинство опрошенных 61% сами рекомендуют книги для прочтения своим детям, 16% изредка это делают, 7% вообще не руководят детским чтением, а  16% уверены в том, что лучше всего это сделает библиотекарь.
Некоторые родители просто не знают о книгах, рекомендуемых для совместного чтения детей и родителей (39%). Но радует тот факт, что всё-таки большинство (57%)  знает и читает их со своими детьми. И лишь 2 человека из числа опрошенных редко интересуется книгами для совместного чтения.
В целом, родители уделяют достаточное внимание воспитанию у детей любви к чтению, о чём, безусловно, свидетельствует и совместное посещение библиотеки (48%). И всё же, возможно в силу возраста, 41% детей посещает библиотеку самостоятельно. 11% родителей, бабушек и дедушек предпочитают выбрать книгу без участия самого ребёнка и после прочтения сдают её сами. Это не совсем правильная позиция. Ведь именно в библиотеке можно самому рассмотреть книги, выбрать ту, что больше всего понравилась, пообщаться с библиотекарем. То есть, сам процесс выбора уже принесет удовольствие, а значит, ребенок будет хотеть читать книгу, которую он выбрал самостоятельно.

На вопрос: «В каких библиотечных услугах Вы нуждаетесь?», большинство (27%) отметили, что хотели бы посетить открытые лекции или беседы по воспитанию и привлечению детей к чтению. 16%  с удовольствием пришли бы на семейные праздники, организованные в библиотеке. Другие 16% нуждаются в занятиях по подготовке детей к школе. 14% опрошенных хотели бы получить индивидуальные консультации специалистов и рекомендательные списки литературы.  Пять человек высказались за открытие семейного дискуссионного клуба.  Есть и те, кто всем доволен и в других услугах не нуждается.
        Анализ возрастного и гендерного состава опрошенных показывает, что наиболее активными участниками процесса приобщения детей к чтению являются мамы (57%) и бабушки (34%).
Подводя итоги проведённого исследования, можно сделать следующие выводы.     Родители остаются важнейшим и главным звеном в приобщении детей к чтению, но это происходит сегодня не в каждой семье, а только в тех семьях, в которых родители считают это важным для своего ребёнка. В целом родители имеют верное представление о значимости семейного чтения.  Большинство родителей контролируют процесс чтения ребенка, прислушиваются к советам библиотекаря. Но со временем они уделяют этому всё меньше внимания, считая, что ребенок уже научился читать и в их помощи не нуждается. Большинство родителей (а также бабушек и дедушек) признают важность чтения книг, но на практике выходит, что этого недостаточно для повышения читательской грамотности детей. Книги детям читаются дома нерегулярно, в основном это делаем мама/бабушка.  У большинства семей дома есть своя библиотека, как правило, небольшая и, преимущественно, укомплектованная детской литературой. Но этого мало; необходимо руководить чтением ребенка, то есть постоянно вызывать у него интерес к книгам, следить за их выбором, помогать понимать прочитанное.
        В результате исследования мы убедились в том, что родители не всегда реально представляют себе, каковы методы приобщения детей к книге, и не знакомы с литературой для семейного чтения.  Тем не менее, основная часть опрошенных отметили важность чтения книг, и согласны посещать мероприятия в библиотеке, направленные на повышение читательской грамотности детей.
Большинство родителей осознаёт важность детского чтения, и стремится приобщить к чтению детей, в том числе благодаря посещению библиотеки и совместному выбору интересных книг.
Возрождение традиций семейного чтения – одна из главных задач библиотек на сегодняшний день. Надеемся, что наше исследование заставило задуматься взрослых респондентов над проблемами, отраженными в поставленных вопросах. Чтобы привлечь внимание родителей к семейному чтению, необходимо вести постоянную работу с родителями, как консультационно, так и привлекать их к активному участию в литературных мероприятиях.
            Выявление наркотической «заинтересованности» подростков — важный компонент их антинаркотического воспитания. В целях  оценки знаний о проблеме и выяснения отношения молодежи к наркотикам, библиотекарем Камышино-Курской СБФ было проведено анкетирование «Ваше отношение к наркомании», состоящее из 8 вопросов. Исследованием охвачено 18 учащихся 7 -10 классов, посещающих летний трудовой лагерь.
По результатам  опроса выяснилось, что все знают, что такое наркотики, однако сведения о них они получили из разных источников: 28% школьников - из сети Интернет, столько же - от друзей; остальные ответы распределились следующим образом: от преподавателей – 22%, от родителей – 16%. Меньшее количество (6%) набрал ответ «от человека, который употребляет наркотики».
Подавляющее большинство опрошенных (94%) не имеет в кругу своих знакомых лиц, употребляющих наркотики.
Все 100%  учащихся ответили, что сами не пробовали наркотические средства. Ребята считают, что подростки принимают наркотики: за компанию – 66%, из любопытства – 34%. Действительно, доступность «легких» наркотиков и кажущаяся их безвредность вводит в абсолютное заблуждение неокрепшие умы, а желание стать неотъемлемой часть компании и вовсе затмевает здравый рассудок.


    
Кто виноват, что люди начинают принимать наркотики? Самый популярный ответ (56%) - тот, кто сам начинает их принимать. Друзья – ответили 16%,  наркоторговцы – 28%. То есть большинство подростков понимают, что только от их самостоятельного решения будет зависеть дальнейшая жизнь без наркотиков.
95% учащихся считают, что употребление наркотиков ни к чему хорошему не приведёт. 5% опрошенных ответили, что не задумывались над этой проблемой. Это показывает низкую сформированность активной жизненной позиции и, как следствие, пассивное отношение к окружающим.
В результате исследования выяснилось, что подростки достаточно хорошо информированы о наркотиках. Подавляющее большинство негативно относится к наркомании, респонденты реально себе представляют вред, наносимый наркотиками здоровью человека. Но для того, чтобы осведомленность подростков не переросла в желание попробовать наркотики, необходимы просветительские занятия. В деятельность библиотек по профилактике наркомании среди молодёжи нужно продолжать включать такие мероприятия, как уроки – предупреждения, суды над наркоманией, театрализованные представления, дискуссии, тренинги по профилактике наркозависимости, а так же консультации врача – нарколога. Только последовательная и регулярная работа по данному направлению позволит добиться значимых результатов.
        С целью изучения читательских предпочтений пользователей библиотеки в Карбызинской СБФ проведена акция «Читательский листок». На плакате было нарисовано дерево, рядом на столе в коробочках лежали листочки разных цветов, каждый цвет обозначал отдельный жанр литературы. На дерево читатели приклеивали листочек определенного цвета, олицетворяющий тот жанр литературы, которому они отдают предпочтение. Можно было приклеивать по 2-3 листочка, выбирая разные жанры. В акции участвовало 35 человек в возрасте от 8 до 60 лет.

Согласно анализу таблицы, репертуар читательских предпочтений таков: самый высокий приоритет у детективов (22%) и любовных романов (22%), на втором месте - фантастика (15%), на третьем – современная литература (12%). Далее по убыванию - 9% в массиве всей литературы занимает жанр исторического романа, 8 % - боевики, романы о войне, всего 7% - классическая литература и поэзия, на последнем месте – специальная литература (5%).
Проведённая исследовательская акция показала интерес современного читателя к произведениям лёгкого жанра, хотя круг читательских предпочтений различен в зависимости от возраста пользователей. Так, у младших читателей фантастика и детективы не пользуются большой популярностью, старшие же пользователи отдают им предпочтение. Интересы юных читателей разносторонние, но все же преобладает чтение  развлекательное. Поэзия, требующая вдумчивости и неторопливости, уходит вместе с классикой на предпоследние место. Книги, популярные среди пользователей младшей возрастной категории, чаще всего относятся к произведениям школьной программы и спискам книг «на лето Подростки более требовательны к выбору книг и больше прислушиваются к мнению сверстников. Они предпочитают более разнообразную литературу: отечественных и зарубежных классиков, авторов из школьной программы и «нашумевших» модных писателей, следят за литературными новинками.
Основная масса пользователей, будь то молодежь или читатели среднего и пожилого возраста, предпочтение отдают художественной литературе. Специальной литературой по отраслям знаний интересуются всего 5% читателей. Эти 5% используют чтение преимущественно для получения конкретного знания. Но проблема в том, что сельская библиотека не в состоянии полноценно удовлетворить весьма разнообразные потребности данной группы читателей, справочный фонд и литература по отраслям знаний устарели. Библиотекарь учитывает отказы, но основная проблема – финансирование. Поэтому основной источник выполнения запросов данной категории пользователей не книги, а ресурсы Интернета. Основная задача библиотеки – продолжать делать всё возможное для развития читательского вкуса у своих пользователей, оказывать помощь в формировании интереса к книге, чтению, применяя различные формы библиотечной работы по наиболее полному удовлетворению запросов и пробуждению интереса к серьезной современной литературе.

     В вопросах вовлеченности людей старшего поколения в активную социальную жизнь, обеспечения их самообразования и культурного досуга большую роль играют массовые библиотеки. Для специалистов-библиотекарей важно знать, довольны ли пользователи этой возрастной категории уровнем комфорта в библиотеке, качеством библиотечного обслуживания.  С этой целью в ГБФ №30 «История Отечества» в марте – апреле  2019 года провели устный опрос «Библиотека для читателей пожилого возраста». Было опрошено 52 человека.
Большинство читателей (62%) вполне удовлетворены уровнем комфорта в библиотеке. Те же, которые ответили, что их не все устраивает (38%), практически единодушно отметили  «плохое освещение» и отсутствие удобной мебели.
 33% респондентов ответили, что помощь библиотекарей при выборе литературы им не нужна, 27% читателей высказали мнение, что нуждаются в помощи библиотекарей. Большинство же (40 %) читателей предпочитают выбирать литературу самостоятельно, хотя от помощи при этом тоже не отказываются.

В целом читатели пожилого возраста из числа опрошенных высоко оценивают профессиональные качества библиотекарей,  хорошее отношение работников библиотеки к читателям, оперативность обслуживания.
На вопрос:  «Смогли ли Вы удовлетворить свои запросы, используя фонд библиотеки?» 68%  ответили положительно, но всё же 32% респондентов не удовлетворены состоянием фонда. Неудовлетворённые читатели отметили устаревший фонд («всё уже перечитано»), отсутствие свежей периодики, новой литературы по интересам (рукоделие, садоводство, и др.) и медицине.
Отвечая на вопрос «Что, по вашему мнению, необходимо изменить в работе библиотеки?», более половины опрошенных сошлись во мнении, что главное – это «улучшить материально- техническую базу», «решить проблему комплектования книжных фондов и подписки на периодические издания», «обновить фонды», «сделать ремонт». Читатели внесли ещё много интересных предложений: «больше книг с крупным шрифтом», «пересмотреть/изменить летний режим работы», «иметь транспорт в библиотеке», «доставлять книги на дом», «отменить платные услуги». Как видно, есть проблемы, которые в состоянии решать только органы местного самоуправления, но некоторые предложения читателей, которые не требуют материальных затрат, а касаются качества обслуживания, можно взять на вооружение.
Результаты опроса подтверждают, что, несмотря на отдельные отрицательные моменты, в целом, читатели пожилого возраста вполне удовлетворены как уровнем комфорта, который предоставляет библиотека, так и качеством оказания услуг. Ведь именно в библиотеке у пенсионеров есть возможность бесплатно выбрать хорошую книгу для чтения, получить необходимую информацию по различным вопросам, да и просто провести время за приятным общением. Отрицательные моменты связаны с объективными недостатками в состоянии материально-технической базы и недостаточностью финансирования. Отрадно, что подавляющее большинство респондентов отмечают улучшение в работе библиотеки. Несмотря на скудное финансирование комплектования все-таки «больше стало поступать новых книг», «стало уютнее», «появились новые интересные выставки», «стали разнообразнее массовые мероприятия», «есть выход в Интернет», «улучшилось качество обслуживания». В результате проведенного опроса были выявлены проблемы, волнующие пожилых читателей, их интересы, информационные потребности. Предложения заслуживают внимания, многое из того, что предлагают респонденты, несомненно, будет способствовать улучшению деятельности библиотек.

1 комментарий:

  1. As reported by Stanford Medical, It's really the one and ONLY reason women in this country get to live 10 years longer and weigh an average of 19 kilos less than us.

    (And actually, it has totally NOTHING to do with genetics or some hard exercise and absolutely EVERYTHING to do with "how" they eat.)

    P.S, What I said is "HOW", and not "WHAT"...

    TAP this link to find out if this quick test can help you release your true weight loss potential

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: