вторник, 31 июля 2018 г.

Информационно-мультимедийные технологии в современной библиотеке: вектор развития. Методические рекомендации



Тенденции развития современного информационного общества определяют направления необходимых преобразований в самых разных сферах деятельности. Практически все преобразования при этом в той или иной мере связаны с информатизацией организационных структур, внедрением информационно-коммуникативных технологий. В этом социальном контексте библиотеки также переживают период модернизации, обусловленный необходимостью перехода и новой парадигме библиотечно-информационного обслуживания, приоритетами которой являются интересы читателя-пользователя, адекватные тенденциям становления и развития информационного общества. Повсеместное внедрение информационных технологий в деятельность библиотек ставит перед ней новые цели и задачи, и становится все более очевидным, что достижение этих целей возможно только при условии осуществления кардинальных концептуальных трансформаций библиотеки как социального института.

С приходом новых компьютерных и телекоммуникационных технологий существенно расширились возможности библиотек как информационных и культурных центров. Новые информационные технологии привели к трансформации традиционных функций библиотеки. Появилось новое содержание в таких базовых технологических процессах, как комплектование и каталогизация. Существенные изменения произошли и в обслуживании читателей библиотек, которые получили доступ к электронным сетевым ресурсам, расположенным в Интернете. Компьютер является полноправным инструментом библиотекаря наравне с карточным каталогом и читательским формуляром.
«Приход» библиотеки к читателю означает не только активную коммуникацию посредством новых информационно-коммуникаци­онных технологий, но и предполагает инновационные разработки по предоставляемым библиотечным услугам. Если раньше читатель приходил в библиотеку за книгой, то сегодня библиотека должна прийти к читателю с новым интеллектуальным продуктом. Таким продуктом является, например, электронный каталог, электронные библиографические пособия, библиотечный сайт или блог, виртуаль­ная выставка, различные базы данных, созданные в библиотеке, и многое другое.
За счет использования широкого спектра наглядных средств библиотечные мультимедий­ные продукты обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказы­вают непосредственное влияние на мотивацию, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность ин­формационной деятельности пользователей.
Сегодня в библиотеках уже име­ется опыт создания качественных библиотечных мультимедийных продуктов, отвечающих не только притязаниям библиотекарей, но и ожиданиям пользователей, избалованных коммерческими мультиме­диа продуктами справочного, игрового и учебного характера: мультимедийные альбомы и энциклопедии, тематические электронные ресурсы, мультимедийные экспозиции и др. Электронно-библиографические издания объединяют разноо­бразные материалы: полнотекстовые, фактографические, библиогра­фические, аудио- и видеозаписи, ресурсы Интернет. Мультимедийные библиотечные продукты включают  видеоролики, аудиозаписи, цветные и черно-белые иллюстрации и фотографии, текст,  фотокопии газетных материалов.
Технически электронные издания должны предо­ставить возможность пользователям получить нужную им информа­цию из книжных фондов, находясь как угодно далеко от них, имея минимум компьютерного оборудования, не имея доступа к ресурсам открытых информационных систем. Затраты на производство этого продукта в части программной и технической составляющих так­же должны были быть минимальными, чтобы библиотека на суще­ствующей компьютерной технике могла создавать информационные продукты, не обращаясь за помощью к разработчикам специального программного обеспечения, дизайнерам и другим профильным спе­циалистам.
В процессе создания электронных изданий составителям при­ходится решить несколько принципиальных задач:
          сформулировать концепцию выбора тематики, отбора докумен­тов, подачи материала;
          определить набор базового программного обеспечения для более полного выполнения задач проекта;
          перевести отобранные материалы в электронную форму;
          продумать механизм релевантности сканированных документов библиографическому списку;
          разработать структуру электронного продукта;
          разработать компоненты программного обеспечения для под­держки функционирования вспомогательных функций издания;
          осуществить наполнение структурных элементов документами;
          провести редактирование и тестирование издания.
В условиях библиотек краеведческая тематика выпускаемых электронных библиографических изданий представляется наиболее предпочтительной. Электронное краеведческое издание может послужить тем носи­телем информации, который сбережёт сведения о родном крае, и в целом поможет решить задачу краеведения по сохранению «памяти нации». Выпускаемые библиотекой электронные издания можно разде­лить на две категории: для широкого круга пользователей и матери­алы методического содержания для специалистов библиотек. Элек­тронные издания могут быть посвящены персоналиям или какой-то знаменательной дате.
Структура информационного наполнения электронных изданий строится, как правило, на основе существующих схем библиографических посо­бий, хотя средства мультимедиа дают возможность сделать её более разветвленной, зрелищной и насыщенной. Появляется возможность выйти за рамки традиционной полиграфии за счет включения новых компонентов, таких как анимация, интерактивный поиск, гиперссыл­ки и многое другое. Логическая структура электронного библиографического из­дания остается традиционной, аналогичной печатным изданиям. В её основе существуют три слоя информации, связанных друг с другом посредством гиперссылок. Первый слой - меню (аналог тра­диционному содержанию), второй - библиографический список, третий - тексты документов. Разделы меню осуществляют доступ к библиографическим записям по необходимому признаку, а от би­блиографических записей пользователь переходит непосредственно к тексту документа, фрагменту или цитате. В разделе, который состо­ит из тематических подборок ресурсов сети Интернет, пользователь, имеющий Интернет-доступ, может легко перейти по гиперссылке непосредственно в сеть и просмотреть нужную ему информацию. Документы, образующие наполнение электронных изданий, носят разноплановый характер: это книги, статьи, изображения (иллюстра­ции, фотографии и пр.), библиографическая информация, списки данных и др.
Информационный электронный продукт должен обладать рядом свойств, обеспечивающих его устойчивую востребованность:
         тематика издания должна быть интересна не только узкому кругу специалистов;
         электронное издание должно иметь дружественный и удобный в использовании интерфейс;
         оформление библиографических записей, выходных данных и пр. должно соответствовать действующим Стандартам и ГОСТам.
Электронное библиографическое пособие, как и любое другое издание, которое может создать сама библиотека, должно быть:
         интересным для большинства категорий ее пользователей, в том числе и потенциальных;
                    раскрывающим фонд библиотеки, т. е. работать на ее имидж;
                    достаточно простым в создании и использовании;
                    занимающим свою нишу на рынке информационных продуктов. Оперативность и актуальность электронного библиографиче­ского пособия обязательно сопровождается его доступностью (фи­зической, экономической, содержательной). Главный акцент при создании электронных библиографических пособий делается на потребителя. Информация, представляемая в электронном виде и сопровождающаяся полными текстами описан­ных в нем документов, вполне отвечает их требованиям. Такое посо­бие можно разместить на жестком диске компьютера для общего до­ступа или на компакт-диске, работать с которым можно в библиотеке и дома.
Электронное библиографическое пособие, создаваемое про­стейшими типовыми средствами, не требует высокого уровня под­готовки специалиста, уникального технического и программного обеспечения, и поэтому доступно для человека, владеющего мини­мальными навыками работы с компьютером.
Создавать пособия можно средствами стандартной программы MS Office - текстового процессора Word. При создании пособий так же можно использовать следующие специализированные программ­ные продукты:
        HTML презентация - это тот же сайт, но созданный в презен­тационных целях. Можно либо разместить в Интернете, либо за­писать на CD. В данном случае применяется Flash технология от компании MacroMedia. Macromedia Flash - программа для созда­ния интерактивных элементов html страниц. Сами страницы соз­даются в MS FrontPage Express или Macromedia DreamWeawer;
        ArtixMedia Menu Studio - среда визуальной разработки, ори­ентированная на создание мультимедийных программ для CD- ROM. С ее помощью можно быстро и качественно создать любой интерактивный диск, начиная от обучающих программ до биз­нес-презентаций;
        Multimedia Builder - более мощная среда. Создание полноцен­ной мультимедиа оболочки презентации для CD. Вставка видео­аудио данных. Организация графической навигации. Анимиро­ванные графические кнопки. Создание автономных приложений.
Создание электронных библиографических ресурсов обязательно опирается на традицион­ную методику и включает новые возможности электронной компью­терной среды. Простота работы и широкие возможности компью­терных программ (текстовый редактор Word, система подготовки презентаций PowerPoint, язык разметки Интернет-страниц HTML и др.) позволяют любой библиотеке создавать электронные библио­графические ресурсы, доступные локально в стенах библиотеки или через Интернет.
Электронные библиографические пособия разнообразны по форме - это экскурсии и викторины, библиографические обзоры и книжные выставки, энциклопедии и мультимедийные издания на различные темы, занятия по информационной культуре. Электронные библиографические обзоры «Удачные книги на са­мые разные темы», «Эта книга мне понравилась» послужат ориентиром в разнообразном море книжных новинок. Такая форма обзора дает возможность прослушать его как в библиотеке, так и дома.
Виртуальные книжные выставки - довольно новое направление в работе библиотек. Для них характерно большое разноо­бразие форм представления материала: от простых перечислений книг до мультимедийных презентаций и интерактивных книжных выставок.
Формирование рекомендательных библиографических посо­бий в электронном виде - одно из актуальных направлений в работе библиотечных сотрудников. Увлекательный и познавательный би­блиографический слайд-фильм для читателей-подростков «Друзья познаются в беде» может включать беседы о книгах, объединенных темой дружбы. Хорошая подача материала, интерес­ные вводные тексты и аннотации, голосовое сопровождение, яркие иллюстрации, анимационные эффекты - все это способствует про­буждению интереса к представленным в фильме книгам. Показы та­ких фильмов можно проводить на абонементе и это всегда, или почти всегда, будет привлекать внимание читателей.
Новые жанры библиографических пособий, ставшие сегодня по­пулярными - это электронные библиографические энциклопедии, справочники, путеводители и дайджесты. Так, например, путеводи­тель «Найди свою профессию» поможет нагляд­но познакомиться с наиболее востребованными про­фессиями, а также узнать о самых популярных и редких. На главной странице нужно указать основные разделы: «Профессии» и «Учебные заведения». При помощи гиперссылок можно легко ори­ентироваться в издании. После каждой профессии следует добавить список литературы, который поможет расширить представление о них. Интернет-ресурсы, встречающиеся в списках литературы, при помощи активных гиперссылок могут быть тут же просмотрены. В разделе учебных заведений вашего города и других регионов приводятся адреса и телефоны, по которым можно позво­нить и узнать более точную информацию о правилах приёма и сдачи документов, условиях обучения.
Интенсивно развивается еще одна форма электронной библиографии - краеведческие ресурсы. И если в практике работы библиотек для взрослых основное место занимает работа по созданию библиографических и полнотекстовых баз данных, то в детских библиотеках краеведческие информацион­ные ресурсы, чаще всего, это продукты аналитико-синтетической переработки информационного материала. И это оправдано. Издания для детей должны быть содержательными и доступными, интерес­ными и полезными. Библиоте­кари и библиографы занимаются подбором и обработкой материала, оформлением и компьютерным дизайном своих работ.
Еще одним электронным продуктом может стать электронная экскурсия по городу (поселку, селу). Они могут быть озвучены или иметь текстовое сопровождение. Краеведческие энциклопедии могут знакомить со знаменитыми земляками и людьми, внесшими вклад в развитие своей родины. Наглядность в энциклопедии имеет боль­шое значение: многочисленные фотографии, иллюстрации и рисунки знакомят школьников с богатой историей города/села, его уникальностью и неповторимостью. Достоин­ством энциклопедии станет наличие предметно-именного указа­теля, который помогает ориентироваться в содержании материала, а система ссылок и отсылок - быстро найти нужное.
Библиотекари давно научились делать много, имея мало, для того, чтобы информировать читателей о своих ресурсах, программах и услугах. Они опробовали все возможные способы рекламы библиотек в реальном мире с помощью традиционных средств: газеты, корпоративные бюллетени, радио и телевидение. Многие библиотеки выпускают брошюры, путеводители и свои собственные буклеты. И не удивительно, что библиотекари начинают создавать свои блоги, заполняя ими виртуальный мир. Для продвинутых библиотекарей блог - это еще одна возможность для рекламы библиотек и их сервисов.
Новая информация на блоге должна появляться довольно часто, не реже двух-трех раз в неделю. Если у блога оригинальное содержание или комментарии, или ссылки на ресурсы, которые не нашли другие блогеры – то это источник, который захотят и будут читать. Наиболее очевидное применение блогов - распространение библиотечных новостей, которые необходимо постоянно обновлять, желательно, тратя на это минимум времени и усилий.
Предлагается придерживаться следующего порядка действий для поддержания созданных блогов и их продвижения:
1.      Создать блог и постоянно помещать в нем информацию о различных библиотечных событиях и программах, стараясь вынести эту информацию за пределы сайта библиотеки.
2.      Поддерживать постоянных и преданных пользователей, размещая сообщения о том, какие новые книги, фильмы или диски появились в фонде библиотеки.
3.      Публиковать обзоры и рецензии новых книг и списки книжных премий. Поощрять комментарии и предложения. Дать пространство читателям для обсуждения прочитанной книги и возможность рекомендовать интересные, понравившиеся им издания, критиковать не понравившиеся.
4.      Создать новостной блог для информирования граждан; тематический блог для специалистов определенной отрасли и т.д.
5.      Расширять границы общения – сделать блог на иностранном языке с короткими аннотациями предстоящих программ или новых ресурсов
С помощью блога гораздо легче продвигать в интернете библиотечные услуги, ресурсы и программы. Для создания отличного библиотечного блога необходимо три ингредиента: вдохновение, мотивация и увлеченность. 
Развитие мультимедийных продуктов оказывает положительное влияние на процессы приобщения к чтению, служит повышению его престижа в обучающей, развивающей и развлекательной сферах де­ятельности. Технологии мультимедиа являются сегодня одними из наиболее эффективных средств развития и образования личности. Их использование целесообразно при очевидной актуальности темы, что обеспечивает экономическую и социальную эффективность соз­даваемого продукта. Онлайн-мультимедиа все в большей степени становится объектно-ориентированной, позволяя потребителю рабо­тать над информацией, не обладая специфическими знаниями. Это и в дальнейшем обеспечит востребованность пользователями мульти­медийных продуктов, а значит, и производящих ее библиотек.


 Литература
1.                Алешин Л. И. Информационные технологии / Л.И. Алешин. – М. : Литера, 2008. – 415 с. – (Современная библиотека; Вып. 35). (С.45). (17.02.2017).
2.                Ляшенко Т. В. Мультимедийные технологии в библиотечном образовании: монография / Т. В. Ляшенко. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. – 304 с. – Библиогр.: с. 260-301 (453 назв.). (17.02.2017).
3.                Матвеева И. Ю. Медийная поддержка чтения: выявление потенциала // Чтение на евразийском перекрестке. Интеллектуальный форум чтения: сб. материалов форума (27-28 мая 2010 г.) / сост.: В. Я. Аскарова, Ю. В. Гушул; М-во культуры Челяб. обл., ФГОУ ВПО «Челяб. гос. акад. культуры и искусств» Кафедра библ.-информ.деятельности. – Челябинск: ЧГАКИ, 2010. – С. 159 – 163. (17.02.2017).
4.                Архипова И. В. О крае, людях и о себе: электронные ресурсы для молодежи / И. В. Архипова, Н. Г. Екимова // Библиотечное дело. – 2009. - № 11. – С. 26 – 29. (17.02.2017).
5.                Ефимова К. Блог как инструмент библиотечного маркетинга: зачем и как использовать блоги для продвижения библиотечных сервисов, 2009 [Электронный ресурс] / К. Ефимова. – Режим доступа: http://uraledu.ru/node/26597 , свободный. (17.02.2017).
6.                Качаева Е. В. Мультимедийные средства – инновационное направление в работе школьной библиотеки // Чтение на евразийском перекрестке. Интеллектуальный форум чтения: сб. материалов форума (27-28 мая 2010 г.) / сост.: В. Я. Аскарова, Ю. В. Гушул; М-во культуры Челяб. обл., ФГОУ ВПО «Челяб. гос. акад. культуры и искусств» Кафедра библ.-информ.деятельности. – Челябинск: ЧГАКИ, 2010. – С. 127 – 130. (17.02.2017).

7.     Использование мультимедийных технологий в библиотеке. Информационно-методический дайджест//Новосибирская государственная областная научная библиотека [Электронный ресурс]: информ. портал. – Электрон. дан. – Москва, 2013 - 2017. – Режим доступа: http://www.ngonb.ru/docs/Методисты/Мультимедиа.pdf  (17.02.2017).



2 комментария:

  1. Наталья Васильевна, у вас получился даже не пост, а замечательная статья об информационных технологиях. И список литературы достойный!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Ирин а Михайловна! Надо ведь что то постить, а то в отпуске некогда было...

    ОтветитьУдалить

Поделиться

Google+ Followers

Подписка по электронной почте

Подписаться В ОДИН КЛИК!

Читатели дневника

Очередной рубеж

16.01.2017 г. 55 постоянных читателей и 400 000 просмотров.
25.02. 2017 - 63 постоянных читателя, 500 000 просмотров.
19.04.2017 - 67 постоянных читателей, 613 000 просмотров.
17.08.2017 - 75 ПЧ, 750 000 просмотров.
17.10.2017 - 82 ПЧ, 831 000 просмотров.
23.11.2017 - 83ПЧ, 925 000 просмотров.
Друзья, спасибо, что вы есть!