Ситуация бедственного положения с чтением во многом объясняется глобальным скачком в развитии информационно-коммуникационных технологий, использование которых в большинстве случаев практически заменило время общения с книгой. Поэтому условием успешной деятельности библиотек в продвижении чтения является сосуществование и взаимодействие с новейшими технологиями, правильное понимание своего места и роли в современном информационном пространстве. При этом миссия библиотеки – привлечение к чтению – не меняется, а обретает новую форму и содержание, получает новый потенциал. Современные технологии могут стать инструментом, который способен развить не только доступ к чтению, но и мотивацию к нему. Задача библиотек состоит в том, чтобы с их помощью суметь организовать увлекательную современную читательскую деятельность, активно вторгаясь в интернет-пространство, наполняя его социально ценным содержанием, помогая людям ориентироваться в литературном потоке, налаживая с ними взаимодействие, которое имело бы продолжение в реальном библиотечном пространстве.
Акция — это ограниченное во времени воздействие на целевую группу потребителей с целью популяризировать определенный товар или услугу; результат достигается с помощью ярких внешних атрибутов (специальных вывесок, промоутеров, акционных сувениров) и более выгодных предложений по сбыту акционного товара или услуги.
Сетевая акция (сетевой проект) - совместная деятельность участников, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение определенного результата.
Сетевые проекты это пока еще нетрадиционная и во многом инновационная форма работы библиотек. Большинство подобных проектов имеют следующие отличительные черты:
· инициируются «снизу», а не спускаются руководством сверху (например, либмоб, конкурс библиотечных блогов или библионочь, которая стала теперь ежегодной Всероссийской акцией – все эти проекты родились в соцсетях в ходе неформального общения библиотекарей);
· объединяют библиотеки разных типов и уровней (федеральные, региональные, муниципальные, межпоселенческие);
· сетевые интернет-проекты часто разрывают замкнутый круг библиотечного профессионального общения и реализуются в социальном партнерстве с представителями других профессий (педагогами, издателями, СМИ);
· такие проекты являются наглядным примером пересечения реальной и виртуальной жизни библиотек, подтверждающим, что работа в Сети может способствовать развитию профессионального мастерства и продвижению библиотеки, книги и чтения.
Площадкой для подобных проектов являются библиотечные сайты, блоги, социальные сети.
В 2009 в Санкт-Петербурге стартовал, ставший с тех пор ежегодным, общегородской проект «Читающий Петербург: выбираем лучшего зарубежного писателя», инициированный ЦГПБ им. В. В. Маяковского. Цель проекта – привлечь внимание жителей Санкт-Петербурга к творчеству лучших современных зарубежных писателей. Участники проекта – культурные центры и департаменты генеральных консульств стран Европы, США и Латинской Америки в Санкт-Петербурге представляют российским читателям имена писателей-соотечественников и рекомендуют их литературные произведения для выдвижения по одной из следующих номинаций: «Лучший зарубежный писатель, произведения которого не изданы в переводе на русский язык», «Лучший зарубежный писатель, произведения которого изданы в переводе на русский язык».
Голосование за писателей проводилось непосредственно в библиотеках города и в зарубежных культурных центрах (участниках проекта), а также на официальном сайте ЦГПБ им В. В. Маяковского, где был создан раздел, посвященный проекту, и даны ссылки на адреса сайтов иностранных участников проекта со сведениями об авторах и их произведениях.
В 2011 г. на сайте Челябинской ОЮБ был запущен сетевой проект «КНИГА², или Совет звездного читателя». Разработчики проекта так объяснили его название: «…книга, предложенная библиотекарем или знакомым, – это просто книга. А книга, порекомендованная известным человеком (может быть, чьим-то кумиром), приобретает двойной вес и становится КНИГОЙ²!».
Суть данного проекта: читатели-звезды разных сфер деятельности делятся своими размышлениями о том, какое место чтение занимает в их жизни и о том, что, по их мнению, должен прочитать каждый молодой человек, а также дают свои рекомендации.
Среди знаменитостей, которые прислали свои размышления, люди разного возраста, рода занятий, читательского интереса: футболист Андрей Аршавин, писатель Олег Рой, телеведущая Татьяна Лазарева, комментатор спортивного вещания Василий Соловьев, ди-джей Александр Белоусов и многие другие. Советы читателей-звезд были любопытны молодежной аудитории, а многочисленные комментарии превратились в диалог о том, что читать.
Сетевым проектом можно считать Областной краеведческий конкурс «Читаем Ломоносова», посвященный 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова, организованный в 2011 г. Архангельской ОНБ им. Н. А. Добролюбова.
Специально к юбилею библиотекой был создан сайт «Ломоносов – великий сын Поморья», адресованный всем, кого интересует биография и творческое наследие великого ученого.
Участником конкурса мог стать любой житель Архангельской области, ответивший на вопросы конкурса. Поиск правильных ответов можно было осуществить с помощью книг, изданных в серии «Ломоносовская библиотека». Книжные комплекты двух выпусков серии были безвозмездно переданы во все библиотеки Архангельской области.
Кроме ответов на вопросы, необходимо было выполнить творческое задание на тему: «Что значит для Вас сегодня книга и чтение?». Ответ на этот вопрос можно было дать в любой литературной или художественной форме, представить аудио- видеоролик, электронную презентацию.
Библиотечная блогосфера – очень креативная среда. Весной 2011 года во многих городах и селах прошел либмоб «Как пройти в библиотеку?». Идея либмоба появилась в блоге «Библио-S-путник» Городской детской библиотеки имени А. С. Пушкина г. Саров (Нижегородская область), была подхвачена библиотечными блогерами и быстро распространилась среди российских библиотек. В день празднования Общероссийского Дня библиотек, сотни библиотекарей в различных населенных пунктах страны вышли на улицы, чтобы спросить, знают ли жители, как пройти в библиотеку. Остальные детали проведения либмоба – на усмотрение участников. Например, сотрудники библиотеки семейного чтения им. А. Николаева г. Новочебоксарска (Чувашская Республика), тому, кто не знал ответ на вопрос, вручали визитки, разъясняли, чем именно ему может быть полезна их библиотека. Тот же, кто правильно указывал путь, получал конфету и визитку, чтобы передать ее тому, кто еще не знает, где библиотека находится.
Это была первая акция библиотечных блогеров, вышедшая за рамки блогов в реальную библиотечную жизнь. С тех пор Либмоб стал хорошей традицией, и проводится на протяжении всех последующих лет. География участников акции расширяется.
В 2014 году Городской детской библиотекой им. А. С. Пушкина (г. Саров, Нижегородская область), Новосибирской ОДБ им. М. Горького и Центральной городской библиотекой им. А. С. Пушкина (г. Каменск-Уральский, Свердловская область) был инициирован сетевой межрегиональный интернет-проект «Классика в неформате».
Цель проекта – привлечение внимания интернет-пользователей к русской классике и современной литературе через включение в самостоятельную творческую деятельность по созданию видеороликов.
В рамках проекта проводился конкурс работ, выполненных в любой технике (мультфильм, фотовидеоколлаж, видеофильм, смешанные техники), созданных по темам и мотивам отдельных произведений, книг, биографических фактов или творчества русских классиков, а также современных писателей, продолжающих их традиции.
В рамках проекта проводился конкурс работ, выполненных в любой технике (мультфильм, фотовидеоколлаж, видеофильм, смешанные техники), созданных по темам и мотивам отдельных произведений, книг, биографических фактов или творчества русских классиков, а также современных писателей, продолжающих их традиции.
Авторы должны были самостоятельно опубликовать свои работы на канале YouTube с открытым просмотровым доступом, заполнить анкету участника в специально разработанном блоге проекта «Классика в неформате».
В результате проекта создана коллекция информационно-творческих видеоматериалов по продвижению классики и современной литературы, которые могут найти практическое применение в работе различных учреждений культуры и образования. Коллекция размещена в одноименном блоге проекта. Распространение в Интернете таких оригинальных видеороликов может содействовать привлечению внимания интернет-пользователей разного возраста и созданию мотивации к чтению.
Данный интернет-проект – является наглядным примером нестандартной формы работы, так как был инициирован «снизу» и строился на тесном социальном партнерстве библиотек разных регионов, педагогов и библиотечных СМИ. Кроме того, мероприятия этого проекта реализовывались на пересечении реальной и виртуальной жизни библиотек.
На протяжении нескольких лет действует оnline-проект продвижения книги и чтения «Книжные сезоны». Стартовой площадкой проекта является блог «Стилиус» (ныне – «Владимирская вишня»). Проект знакомит с литературными прочтениями на темы времен года. Зимой читателям предлагают читать увлекательные рождественские истории и сказки, весной – книги о… чувствах, летом – книги современных авторов, осенью – произведения на «вечные» темы. Все, созданные в рамках проекта буктрейлеры, можно посмотреть в блоге «Владимирская вишня». Проект «Книжные сезоны» действовал на протяжении нескольких лет, вплоть до 2014 года.
Весной 2015 года на этом же блоге «запущен» видеопроект библиотек Владимирского региона «BooKStory. Смотрим, читаем, размышляем…», нацеленный на то, чтобы помочь книгам найти своего читателя. В первом выпуске представлены книги: Н. Берберовой «Чайковский», Р. Бредбери «И грянул гром», Е. Катишонок «Жили-были старик со старухой», И. Шмелева «Лето Господне», М. Шолохова «Судьба человека». Для того чтобы не пропустить новые выпуски, необходимо подписаться на канал.
С января по октябрь 2015 года реализуется межрегиональный интернет-проект «Книжный шкаф поколения next». Организаторами являются Новосибирская ОДБ, Екатеринбургский Дом Учителя, Муниципальное объединение библиотек Екатеринбурга, Владимирская ОНБ, Центральная городская детская библиотека им. А. С. Пушкина (г. Саров Нижегородская область). Создан блог с одноименным названием «Книжный шкаф поколения next».
Цель проекта – создание интернет-ресурса, содержащего рекомендации, методические материалы в разных форматах (текст, видео) по проблемам детского чтения и коллекцию электронных читательских дневников детей школьного возраста.
Проект предполагает объединить работу с текстом художественного произведения («глубокое» прочтение) и представление личных читательских впечатлений о книге с помощью различных интернет-сервисов путем создания читательских дневников «в цифре», включающих видео, аудио, интерактивные плакаты, виртуальные путешествия, QR-коды, инфографику и др.
Проект реализуется в три этапа: обучающий, конкурсный, подведение итогов. Второй этап – конкурс электронных читательских дневников. В результате совместной деятельности участникам проекта предполагается создать электронный ресурс, содержащий рекомендации, методические материалы в разных форматах (текст, видео) по проблемам детского чтения и коллекцию электронных читательских дневников.
Сотрудникам библиотек будет полезен именно первый этап проекта – обучающий, состоящий из 22 вебинаров. Тематика их довольно разнообразна: «Современная детская литература», «Новые издания о войне на книжной полке подростка», «Создаем мультимедийный контент вместе с читателями», «Мотивация к прочтению художественных произведений при помощи современных технологий», «Электронный читательский дневник: каким ему быть?» и ряд других. Для тех, кто не смог присутствовать на вебинаре, опубликованы их видеозаписи. В конкурсном этапе проекта выделены следующие номинации:
· «Военная полка» – электронные читательские дневники по произведениям, раскрывающим тему Великой Отечественной войны.
· «Золотая полка» – электронные читательские дневники по произведениям любимых книг современных детских писателей и классиков.
· «Знай наших!» – электронные дневники, созданные по произведениям местных авторов.
Проект завершен 13 ноября 2015 г. В блоге проекта размещена коллекция электронных читательских дневников на произведения Н. В. Грачева «Жизнь прожить», В. Распутина «Уроки французского», В. Балачана «О жизни думаю стихами», Е. Носова «Усвятские шлемоносцы», В. Крапивина «Журавленок и молнии», И. Ф. Панькина «Откуда у моряков взялась сила» и многих, многих других.
В 2012 году Хасавюртовская центральная городская библиотека инициировала международную акцию «Читаем Расула Гамзатова» и зарегистрировала ее в социальной сети «Facebook». Параллельно был создан блог акции. Главная цель акции – привлечь внимание юношей и девушек из разных стран мира к поэзии вообще и к творчеству великого поэта современности Расула Гамзатова, в частности.
Участниками акции стали библиотеки разных типов (национальные, областные, городские, районные, сельские, университетские, школьные) из Азербайджана, Армении, Молдавии, России, Таиланда, Украины, Эстонии, Приднестровья. Каждая из 53 библиотек, включившихся в акцию, вела в Интернете специальный дневник своего проекта, где размещались заметки о ходе его реализации, разработанные библиотекарями методические материалы, ссылки на найденные сетевые тематические ресурсы, репортажи с состоявшихся событий, интервью, отзывы, фотографии, видеосюжеты и другая разнообразная информация.
В конце апреля 2012 г. сотрудники Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина г. Каменска-Уральского (Свердловская область) предложили в Facebook рассказать о своих любимых книгах в социальных сетях. Идея нашла поддержку у коллег библиотечного сообщества и как результат была придумана акция «Флешбук» (книжный флешмоб в Интернете), в ходе которой все желающие могли к Общероссийскому дню библиотек оформить аккаунт (страничку) в любой социальной сети (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Мой Мир и др.) на название своей любимой книги и пригласить на нее как можно больше друзей. В течение месяца знакомить их с книгой, публикуя фрагменты текста, иллюстрации, биографию автора, личные ощущения и т. д.
Акция преследовала следующие цели: научиться комбинировать электронные ресурсы и печатный формат; наполнить интернет интересным, информативным и ярким контентом, созданным как профессионалами, специалистами библиотек и ВУЗов, так и пользователями сети, читателями; не только собрать в Сводном каталоге ссылки на книжные страницы, но и предоставить свободную площадку для общения, обмена мнениями и обсуждения проблем чтения.
Был создан блог акции, в котором в соответствующих рубриках («Детские странички», «Странички для взрослых», «Для всей семьи», «Нон-фикшн» (деловая или критическая проза)) собирались ссылки на книжные аккаунты и полезные советы для начинающих флешбукеров.
В результате этой акции из полученных ссылок был сформирован Сводный каталог книжных страниц, своеобразный рекомендательный сервис.
В 2014 г. Оренбургская областная Библиотека для молодежи проводила всероссийскую сетевую литературную акцию «Ремарк. Осень», приуроченную к юбилею одного из самых известных романов немецкого писателя «Жизнь взаймы». Акция призвана объединить российские библиотеки в совместной деятельности с пользователями. Целью акции является развитие интереса к книге и чтению у молодого поколения, создание условий для мотивации творчества молодежи. Инициативными библиотекарями ВКонтакте была создана группа «Ремарк. Осень».
Из положения о сетевой акции:
Сетевая литературная акция «Ремарк. Осень» призвана объединить библиотеки страны в совместной деятельности с пользователями, пропагандирует чтение и прививает литературный интерес современной
молодежи.
Акция проходит в два этапа:
1. Проект «Две минуты с Ремарком». Библиотеки предлагают своим пользователям стать книгоблогерами и высказать свое мнение о книге в трех формах:
- буктрейлер (англ. booktrailer)
- обращение книгоблогера. Книгоблогер записывает короткие видеоролики, в которых в свободной форме рассказывает о своем впечатлении о прочитанных книгах, добавляя теги и передавая эстафету другим книгоблогерам. Для систематизации, ролики публикуются в собственном
канале видеохостинга Youtube.
- виртуальная выставка
2. «День Ремарка в библиотеке». Проводится 12 ноября 2014 года, едиными мероприятиями:
- Литературный квилт («шьем» литературное одеяло из «лоскутков» - цитат из книги) (делается заготовка из цветной бумаги, вырезаются паззлы, на
которых участники пишут цитаты из книги, затем паззлы собираются в общее
панно).
- Мобильный Ремарк: викторина (высылается библиотеке-участнице по электронной почте)
- Киноклуб: просмотр экранизаций (Фильм «Жизнь взаймы» 1977 года, или по желанию библиотеки-организатора любой другой фильм, снятый по мотивам произведений Ремарка)
- Литературные "роль"ики: читаем вслух по ролям (выбираются фрагменты из книги, которые зачитываются пользователями).
- Подведение итогов проекта «Две минуты с Ремарком»: просмотр работ участников (возможно, награждение победителей, если был объявлен конкурс).
К акции присоединились библиотеки городов Улан-Удэ, Великие Луки, Калуга, Сыктывкар, а также библиотеки Оренбургской области. В итоге акцию провели 25 библиотек (из них – 7 из регионов России).
В преддверии XXII зимних Олимпийских игр в Сочи, 31 января 2014 года, библиотечное сообщество страны провело Всероссийскую библиотечную акцию для молодых читателей под девизом сочинской Олимпиады «Жаркие. Зимние. Твои». Предложение о проведении единой акции поступило в библиотеки из Оргкомитета «Сочи 2014» и Российской библиотечной ассоциации. Координатором акции выступала Краснодарская краевая юношеская библиотека имени И.Ф. Вараввы.
Ивановская областная библиотека для детей и юношества присоединилась к единой Всероссийской библиотечной акции. Библиотекари использовали не только традиционные формы (олимпийский урок, выставки), изюминкой стал виртуальный библиотечный проект «Олимпийские Окна».
21 января в социальной сети «ВКонтакте» был запущен сетевой проект «Олимпийские Окна», состоящий из двух флешмобов: «Олимпиада, на Старт!» (книги) и «Азбука Олимпиады» (термины и определения). Коллеги предложили пользователям группы библиотеки ВКонтакте подключиться к своеобразной эстафете: вспомнить (найти) книгу, в которой упоминается определенный вид спорта, спортсмен, история Олимпийских игр и все, что с этим связано, и написать об этих книгах. В ответ участники получали от организаторов букву русского алфавита, чтобы предложить ряд слов, начинающихся с нее, связанных с темой Олимпиады и дать им определения. 30 января 2014 года сетевая часть проекта «Олимпийские Окна» была закрыта.
Сотрудники библиотеки обработали полученную в ходе виртуальной эстафеты информацию. Всего проектом заинтересовалось 38 пользователей, не только из Ивановской области, но и из Вологды, Арзамаса, Сарова. К сожалению, не все они решили подключиться к флешмобу «Книги, на Старт!» и предложить книгу, поэтому были «разобраны» не все буквы «Азбуки Олимпиады».
Утром 31 января в Молодежном центре библиотеки появились экспозиции, составленные из ответов проекта «Олимпийские Окна». В четырех окнах на первом этаже представлены книги, предложенные пользователями социальной сети, олимпийская символика, спортивный инвентарь. Окна украсили импровизированные ленты «Олимпийской Азбуки» – буквы алфавита со словами и определениями. Выставки в окнах библиотеки необычны и интересны, они привлекают внимание жителей города, проходящих рядом с библиотекой.
Рабочая группа Российской библиотечной ассоциации «Библиотеки и социальные медиа» и координационный совет региональных центров чтения при НФ “Пушкинская библиотека” объявили в 2015 году библиотечную акцию #ГодЛитературы в социальных сетях.
Суть акции — отметить в социальных медиа наиболее яркие юбилеи писателей, поэтов, критиков и всех, кто связан с литературой. Понимая, что каждая библиотека придумывает к праздничному поводу что-то уникальное и интересное, организаторы предложили механизм наиболее широкого распространения информации.
Как информация распространяется? Необходимо при размещении сообщений об авторе-юбиляре использовать единый хэштег по типу #ИмяПисателяГОДОВЩИНА (например, #Грибоедов220) и #ГодЛитературы для всех событий акции. Благодаря поисковым возможностям социальных сетей, находятся посты с тегами (метками) акции и повторно публикуются на своих ресурсах. Таким образом, библиотекари расскажут своим читателям о сообщениях из других лент.
В 2016 году Оренбургская библиотека для молодежи проводит сетевую интегративную акцию "КИНОстраницы". Интегративная, потому что материалы акции будут соединять в себе два вида искусства - литературу и кинематограф.
Фестиваль проходит в рамках Года российского кино и нацелен на привлечение внимания молодых пользователей библиотек к лучшим экранизациям на литературные произведения.
Участники фестиваля
- пользователи библиотек Оренбургской области и России в целом в
возрасте от 14 до 30 лет;
- сотрудники библиотек;
- представители партнеров библиотек.
Сотрудники библиотек могут привлекать к участию в фестивале партнеров из других сфер деятельности (информационная, коммерческая, образовательная и др.) для активизации разных категорий пользователей и мотивации к чтению. Количество работ от одного участника не ограничено.
Работа может быть индивидуальной или коллективной.
Участники в течение года предоставляют работу на лучшую, по их мнению, экранизацию. Работа размещается участниками в группе ВКонтакте «КИНОстраницы» (http://vk.com/kinopages) в форме отчета с тегами и прикрепленной видеозаписью.
Требования к работе:
- работа представляет собой видеоролик, который должен быть
создан или снят любыми доступными средствами и соответствовать заданной
тематике;
- участники на свое усмотрение определяют жанр видеоролика:
трейлер, буктрейлер, презентация, интервью, анализ выбранного материала,
обзор выставки, презентация, фото-презентация, слайд-презентация,
фотоколлаж, фрагменты мероприятия и др.
- участник в праве использовать специальные программы и
инструменты при создании видеоролика на свое усмотрение;
- продолжительность ролика — не более 3 минут;
Победитель и лауреаты награждаются дипломами и призами.
Подводя итог, можно уверенно сказать, что современные технологии, если правильно ими воспользоваться, не сбрасывают книгу с престола, а наоборот – помогают привлечь к чтению. Это инструмент, который способен развить не только доступ, но и мотивацию к чтению. Понимая важность этого, на заседании Совета РБА (18 мая 2014 года) было принято решение о создании при Секции по издательской и книгораспространительской деятельности рабочей группы «Библиотеки и социальные медиа».
Основной источник: Продвижение книги и чтения в электронной среде
Здравствуйте, Наталья Васильевна! Я знакома с такой формой работы продвижения книги, как сетевой проект. И даже сама проводила... Но это очень трудоёмкая форма, она не под силу 1 человеку, нужен коллектив единомышленников. Но результаты получаются очень интересные. У меня до сих пор остались интересные материалы проекта об Омске (к 295- летию города),о Достоевском и об Остере. Благодарю за интересный пост!
ОтветитьУдалитьВы совершенно правы, Людмила Федоровна! Поэтому в сетевых проектах предпочитаю УЧАСТВОВАТЬ)
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Наталья Васильевна! Рада знакомству с Вашим блогом. Блог очень интересный и познавательный. С Международным днем СПАСИБО!!!)))
ОтветитьУдалитьЕлена Валентиновна, очень Вам рада! вы, оказывается, тоже "из краснодарцев"! Спасибо за высокую оценку моего скромного труда, буду рада общению! Поспешила к Вам подписаться!
УдалитьНаталья Васильевна, с наступающим Старым Новым Годом! Здоровья, добра, счастья, радости, удачи и благополучия, всех благ! Спасибо за Ваши блоги!
ОтветитьУдалитьЛюдмила Борисовна, и Вас с наступающим! Будьте здоровы, счастливы, полны сил !Мирного неба!
Удалить