В 2016 году в целях совершенствовании
работы абонемента, комплектования фонда отдела обслуживания и оказании
библиотечных услуг было проведено анкетирование «Портрет
современного читателя абонемента».
Цель
анкетирования – изучение и моделирование портрета читательской аудитории
абонемента. Анализ ответов на вопросы данной анкеты дает возможность
представить характер и содержание чтения пользователей абонемента библиотеки,
их читательскую активность, определить круг досугового чтения.
Анкета,
состоявшая из 22 вопросов, построенных как закрытые - анкетный вопрос, на
который респонденту были предложены готовые варианты ответов, так и открытые,
где респонденты должны были сформулировать
самостоятельно и записать ответ.
Специалисты давно отмечают возросшую читательскую активность
женщин. Не стала исключением и наша библиотека. Большинство наших
респондентов – читатели-женщины -
84%, и лишь16% - мужчины.
Читательский
стаж.
Большая часть опрошенных посещает библиотеку свыше 30 лет – 54% (двое анкетируемых указали, что читают свыше 60
лет), от 21 до 30 лет – 16%, от 10 до 20 лет – 16%, менее 10 лет – 14%.
К сожалению, их возраст становятся «старше». Возраст опрошенных
варьируется от 16 до 80 лет. В процентном соотношении возрастные группы
выглядят следующим образом (Рис.14).
Образовательный
статус участников исследования: с
высшим образованием – 18%, среднее специальное имеют 65%, среднее - 14%,
неоконченное среднее 3%.
Более 80% респондентов приходят в библиотеку, чтобы найти книгу для отдыха,
отвлечься от неприятной ситуации чтобы, снять напряжение. (Такие
читатели спрашивают в библиотеке не конкретного автора, а определенный жанр); для
удовлетворения интересов по увлечениям -20% , для общения - 35%, выполнить
учебное задание, повысить профессиональное мастерство - 3%
Анализируя
ответы можно сделать вывод, что у читателей при посещении библиотеки есть
конкретная цель. Немалая часть из них отметила несколько позиций, значит и цели
посещения разнообразны.
На
вопрос «Какие издания вы любите читать?» (отметьте 3
варианта), были получены ответы: все пользователи абонемента читают книги
-100%, из них - 58% берут на дом журналы, 18% - газеты, 10% -
пользуются электронными изданиями, 3 % -брали на дом аудиокниги (Рис. 15).
Рис. 16.
Распределение читательских предпочтений по жанрам
|
Анализ полученных данных по этому вопросу анкеты показал: предпочитаемый жанр
произведений детектив. Стабильной популярностью
пользуются исторические романы, они на втором месте. Имеется устойчивая группа читателей, для
которых историческая книга является неотъемлемой частью их жизни. На третьем месте – фантастика. Причем
полученные сведения опровергают устойчивое мнение, что «фантастика – литература
только для юных». За последнее время интерес к этому жанру литературы, а
особенно к «фэнтези», возрос среди
читателей разных возрастных групп. На четвертом месте стоят дамские
романы (мелодрама - 37%). Читают их, в основном, женщины всех возрастов. 12%
респондентов с удовольствием читают мемуарную (мужчины - воспоминания о войне,
женщины – воспоминания артистов и актеров) и юмористическую (15%) литературу.
Большое
количество классических произведений объясняется как личными читательскими
предпочтениями, так и влиянием учебных программ. Среди книг читаемых
респондентами в настоящее время указаны произведения: Ф. М. Достоевского
«Идиот», Лажечников «Ледяной дом», М. Шолохов «Тихий Дон», А. Солженицын
«Архипелаг ГУЛАГ» и др. Зарубежную классику читают 12% (в настоящее время
читаются книги: У. Коллинз Лунный
камень, Ш. Бронте Джейн Эйр).
Литература современных зарубежных авторов также находит своего
читателя на абонементе нашей библиотеке (20%). Такие книги как Мартин «Битва
престолов», Белоу «Запретам вопреки», Б. Смолл «Скай О,Малли», Д. Макнот, К.
Маккалоу Поющие в терновнике, произведения Нортона, и др., отмечены как книга, которая запомнилась из
прочитанных за последний год или читаемая в настоящее время.
Чаще всего информацию о книгах, пользователи
абонемента получают в библиотеке (85%), от друзей и коллег (55%),
15% - из СМИ, 10%- из интернета, кн. магазинов, и др. (Рис.18)
При выборе книг,
респонденты обращают внимание на фамилию автора (75%) и на
аннотацию 72%. Размер шрифта интересует-32%,
и это неудивительно, т.к. большинство читателей люди зрелого возраста.
Меньше всего они обращают внимание
на оформление обложки и на заглавие. Можно сделать вывод, что хотя
подавляющее большинство читателей предпочитают выбирать литературу сами – 72
%, а для 75 % при выборе книги имя автора играет решающее значение,
рекомендации и помощь библиотекаря очень существенна. При выборе книги прислушиваются к совету библиотекаря (75%) и
обращаются за помощью к нему (78%). 67%
респондентов всегда находят на
абонементе необходимые им издания, 30% часто, 2% иногда не находят.
Рис. 19. Какие разделы фонда
нуждаются в обновлении?
|
Из анкетного опроса следует, что достаточно высокий процент, а
именно 70 % респондентов считают, что необходимо обновить фонд отечественной и
50% зарубежной художественной литературы.
Из анализа анкет следует, что требует обновления фонд по праву,
экономике, педагогике, философии, естествознанию и медицине, искусству, технике
и др.
Из журналов на абонементе чаще берут: "Тайны 20 века" - 20% , "Чудеса и приключения" - 7%," Биография" и "Удивительное рядом" - 6%, "За рулем", "Лиза", "1000 советов" по 5% , "Наука и жизнь", "Тайны звезд", "Сельская новь" и др.
Какие журналы Вы хотели бы видеть в отделе абонемента? Молодежные 3%, «Вокруг света» 12%, «Стори» 11%, «Свет» 5%, а также «Заготовки», «Приусадебное хозяйство», «Зимняя вишня», «Рецепты на ура», «Мир женщины».
Из журналов на абонементе чаще берут: "Тайны 20 века" - 20% , "Чудеса и приключения" - 7%," Биография" и "Удивительное рядом" - 6%, "За рулем", "Лиза", "1000 советов" по 5% , "Наука и жизнь", "Тайны звезд", "Сельская новь" и др.
Какие журналы Вы хотели бы видеть в отделе абонемента? Молодежные 3%, «Вокруг света» 12%, «Стори» 11%, «Свет» 5%, а также «Заготовки», «Приусадебное хозяйство», «Зимняя вишня», «Рецепты на ура», «Мир женщины».
Какими
сервисными услугами Вы пользуетесь чаще всего?
Какие новые услуги Вы хотели бы видеть
в отделе абонемента?
Этот вопрос оставили без ответа 57,7% респондентов, 28,6% написали, что их все устраивает. Из
новых услуг скоростной
интернет хотели бы иметь 6%, а бесплатный
интернет 2%.
Основные пожелания сводятся к двум: больше иметь новой литературы и новых
журналов.
На
вопрос: «Что затрудняет поиск информации
на абонементе?» (отметьте 3 варианта)
78% респондентов ответили что
«ничего», трудно ориентироваться в открытом доступе - 2%. А то, что
«неумение пользоваться каталогами и картотеками» указали 14%
респондентов и «отсутствие свободного доступа к электронному каталогу» - (6%),
это заставляет сделать выводы о работе с читателями по формированию информационной культуры
у пользователей абонемента.
Почти треть (28%) пользователей абонемента читают сами и берут книги и
журналы для своих родных, друзей.
Портрет
современного читателя абонемента:
Опрос показал, что наиболее активными читателями являются:
Опрос показал, что наиболее активными читателями являются:
– женщины
(84 %), в возрасте от 50 лет и старше (58 %,),
–
образование преимущественно среднее специальное 65,7 %,
–
читательский стаж у 54% опрошенных свыше 30 лет
-средняя
посещаемость библиотеки респондентами
составляет 23 раза в год
– чтение
художественной литературы остается частью их духовной жизни.
Чтение воспринимается, прежде всего, как
отдых, релаксация. Среди жанров художественной литературы абсолютным лидером
являются детективы, на втором месте
исторические романы, третьем месте – фантастика, на четвертом
месте стоят дамские романы (мелодрама - 37%).
Среди
опрошенных 75 % поклонников современной отечественной литературы (28 % русской
классики) и 20% современной зарубежной литературы(12% зарубежной классической
литературы). Респонденты отметили и
произведения последних лет, и книги популярные на протяжении нескольких
десятилетий.
Исходя из
ответов на наши вопросы, можно заключить, что для многих людей библиотека –
учреждение востребованное.
Необходимо
ещё раз подчеркнуть, что в анкетировании приняли участие наиболее активные
читатели абонемента. И поэтому библиотека должна поддерживать чтение этой
группы читателей. Для этого необходимо:
–
систематически и оперативно пополнять фонд новинками современной художественной
литературы, так как библиотека для них остаётся главным и единственным
источником чтения новинок, расширять и систематически обновлять репертуар фонда
открытого доступа;
– сотрудникам
абонемента необходимо в полном объеме владеть информацией о книжных новинках, о
рейтингах книжных продаж и читательской популярности;
–
необходимо, чтобы в читательском репертуаре обязательно были произведения
писателей, определяющих, по мнению литературного сообщества, современный
литературный процесс (лауреаты литературных премий – "Русский Букер",
«Большая книга», «Национальный бестселлер», «Дебют» и др.);
– пропаганда
лучших произведений классической и современной литературы (буклеты,
рекомендательные списки новых поступлений, видеопрезентации) на абонементе
должна способствовать повышению статуса книги, продвижению чтения, повышению
интеллектуального уровня и развитию читательского вкуса, позиционированию
чтения, как интересного, престижного занятия, приносящего радость и
удовольствие;
-
активизировать работу по формированию информационной культуры у пользователей
абонемента.
Анкетирование обработано и описано зав.отделом обслуживания Татьяной Михайловной Рычковой
Здравствуйте, Наталья Васильевна! Очень интересная информация, и выводы правильные! Вот только как систематически и оперативно пополнять фонд новой современной литературой?
ОтветитьУдалитьЛюдмила Федоровна, добрый вечер! Финансирование это наверно бич всех библиотек, ну провинциальных точно. Потому и предыдущий пост родился- проф. периодика, доступная в интернете, потому как без нее, особенно методист, испытывает жуткий информационный голод
УдалитьИнтересная статистика, правильные выводы. Жаль, что средств катастрофически не хватает на придание нашим библиотекам современного вида и и пополнения информационными и библиотечными ресурсами. Увы, но это грустно! А у нас в школе даже площадей нет, чтобы читальный зал обустроить
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна! У вас и так воспитательная работа в школе бьет ключом!
Удалить