суббота, 7 января 2017 г.

Исследовательская деятельность библиотек МБМУК «ЦБС в 2016 году.



 Чтобы удовлетворить читательские интересы и запросы, нужно изучать интересы современных пользователей. Библиотеки ММУК «ЦБС» используют в данной работе мини-опросы, наблюдения, анкетирования, анализ документов (формуляров читателей).

Широкий круг пользователей был охвачен анкетированием «Мечта читателя» в Курганском ф-ле.
На вопрос «Почему в эпоху развития электронных ресурсов Вы по-прежнему предпочитаете бумажную книгу?» были получены такие ответы следующего содержания: «такая книга более доступна мне», «ее можно взять в руки, почувствовать запах бумаги», «просто люблю читать». Что же касается выбора между книгой и фильмом, то опрошенные считают, что «книга  эмоционально сильнее», «чтение дает возможность рисовать образы и переживания героев, развивать воображение». В то же время некоторые респонденты отметили, что именно после просмотра фильмов у них возникло желание прочитать книгу, и называют экранизации романов К. Седых «Даурия», Г. Маркова «Вечный зов», Ф. Достоевского «Идиот», П. Зюскинда «Парфюмер».


  Вопреки распространенному мнению о невостребованности  русской классической литературы, респонденты Курганского ф-ла отметили, что уже в зрелом возрасте прочитали и получили удовлетворение от романов:
-             «Анна Каренина» Л. Толстого,
-             «Идиот» Ф. Достоевского,
-             «Хождение по мукам» А. Толстого,
-             «На западном фронте без перемен» Э. М. Ремарка,
-             «Овод» Э. Л. Войнич,
-             «Огонь» А. Барбюса.
Рейтинг жанровых предпочтений опрошенных сложился таким образом:
1.               исторические романы,
2.               философские романы,
3.               детективы,
4.               любовные романы,
5.               фэнтези,
6.               триллеры.
Недостаточно в фонде библиотеки, по мнению респондентов, энциклопедий, книг по философии и эзотерике, православию, изданий исторической тематики и современной зарубежной литературы. По результатам опроса был составлен список литературы на докомплектование фонда. Он включает в себя книги: «Крестный отец» М. Пьюзо, «Над пропастью во ржи» Д. Сэлинджера, «Путь воина духа» С. В. Барановой, «Спор о Сионе» Д. Рида, «Смена власти на земле» А. Ризи, «Сверхэволюция» С. Петухова, «Во власти символов» К. Климовича, «Сталин» С. Семанова, «Кризис» Н. Старикова.
В городском ф-ле №1 был проведен мини-опрос «Дружат книга и компьютер» среди учащихся 5-8 классов школы. Было опрошено 25 человек. Выяснилось, что за компьютером учащиеся проводят в 2, а то и в 3 раза больше времени, чем за книгой. Компьютер привлекает большинство детей общением в социальных сетях, компьютерными играми; лишь немногие из опрошенных используют познавательные программы. Читает данная категория пользователей учебную литературу, художественные книги по программе или по своему выбору:

Если бы у детей была возможность выбирать, то 82% учащихся выбрали бы работу с компьютером и 18% -  предпочли бы книгу.   

 Таким образом, можно сделать вывод, что компьютер сегодня занимает важное место в жизни ребёнка. Наличие практически у всех школьников домашнего компьютера не является гарантией качественной подготовки к активному участию в образовательном процессе. Зрелищные формы проведения досуга – Интернет и телевизор – постепенно вытесняют чтение, и оно перестает быть формой получения социального опыта, когда через образы книжных героев формировались культурные качества личности. Поэтому взрослым, родителям нужно задуматься над этой проблемой. Ведь  образовательную и развивающую функцию по-прежнему выполняют книги.
Совсем другие результаты дало исследование «Молодежь и чтение художественной литературы» в этой же библиотеке. Молодой пользователь, посещает библиотеку, в основном, по мере необходимости, и читает более осознанно. Наиболее активными читателями библиотеки из категории «молодежь» являются учащиеся старших классов Петропавловской СОШ. Основными источниками информации для них являются Интернет и книги. Большинство опрошенных читают только необходимую для образования литературу.
20 % опрошенных рассматривают чтение как удовольствие и развлечение, предпочитают романы о любви, фантастику и фэнтези. В рейтинге предпочтений произведения классической художественной литературы стоят на последней позиции. Своим сверстникам ребята рекомендовали бы прочитать следующих современных писателей: Д. Роулинг, Дж. Р. Толкиен, С. Кинг, П. Коэльо, Д. Браун, Х. Мураками, Х. Кортасар, К. Воннегут, Э. Хемингуэй, 
Д. Лондон, К. Дойл и др.
 Всего 32 % опрошенных назвали имена авторов, книги которых им нравятся; разнообразие указанных имен свидетельствует о том, что молодежь знает и читает современных авторов: Стефани Майер, Дарья Донцова, Оксана Панкеева, Пауло Коэльо, Дэн Браун, Джоан Роулинг, Борис Акунин, Александр Лукьяненко, Виктор Пелевин, Филип Пулман. Среди книг, прочитанных за последнее время, как и ожидалось, преимущественно назывались произведения, изучаемые по школьной программе. Назвали книгу, которую прочитали за последнее время, 23 % опрошенных читателей.
Следующая группа вопросов касалась отношения к периодическим изданиям. Большинство (60 %) респондентов читают периодические издания,  «чтобы отдохнуть».  50 % недовольны фондом периодических изданий и указали периодические издания, которые хотели бы видеть в фонде: «Космополитен», «Мне 15», «Ровесник», «Лиза».
Чем же привлекательна периодика для молодежи? Ответы распределились следующим образом:

В целом, по результатам анкетирования можно сделать следующие выводы. Происходит процесс изменения отношения молодежи к чтению в целом, появляются другие источники информации, усложнилась структура молодежного досуга. Более продолжительным и разнообразным становится общение. Несмотря на это, чтение занимает не последнее место в молодежных предпочтениях.
Результаты исследования еще раз подтверждают, что библиотека должна оставаться центром руководства чтением читателей, особенно в юношеском возрасте. В практике работы библиотек должны постоянно использоваться методы и формы индивидуального и массового руководства чтением. По окончании исследования сотрудниками библиотеки был создан и реализован проект «Книга - прикосновение к вечности» (январь-декабрь 2016 г.).
Анкетирование «Информационные потребности жителей села» проведено в Карбызинском ф-ле №8. Опрос, охватывающий  20 респондентов (все они являются читателями библиотеки) в возрасте от  19 до 55 лет, дал следующие результаты.
Свободное от работы время респондентов занимают:

  Необходимую  информацию опрошенные получают:
- из телепрограмм 15%
- из книг, журналов, газет  домашней библиотеки - 20%
- из изданий, имеющихся в библиотеке 25%
- от друзей, знакомых, коллег - 15%
- из других источников (интернет) - 25%
Домашняя  библиотека есть у 75% респондентов, тематика литературы в которой такова:


Респонденты выписывают домой следующие газеты и  журналы: «Удивительное рядом», «Аргументы и факты», «Омская правда», «Знамя труда», детские
журналы, и другие.
 Причины обращения респондентов в библиотеку:

Фонд библиотеки полностью удовлетворяет лишь 30% опрошенных, большинство же (60%) указали на недостаток новой художественной литературы, так как чаще всего (55%) читают именно ее, остальные -  научно-популярную литературу по специальности (15%), книги по отраслям знаний -  15%, книги по разным темам (15%).
С точки зрения основной массы респондентов (90%), библиотека на селе должна быть центром информации, и в техническом плане ей не хватает для этого компьютера с выходом в Интернет. Во всем же остальном библиотека устраивает читателей, и они не хотели бы в ней ничего менять.
Маркетинговое исследование «Библиотека – читателю. Библиотека — пользователю» было проведено  в М-Привальской библиотеке.       Респондентам была предложена анкета из 10 вопросов – как открытых, так и закрытых.
Основная цель исследования: выявить мнения пользователей о библиотечном обслуживании, с тем, чтобы внести необходимые коррективы в работу  библиотеки, выявить уровень удовлетворенности услугами и фондом библиотеки, отношение пользователей к графику работы библиотеки.
В исследовании приняли участие 75.6% респондентов женского пола, 26.8% — мужского. Возраст опрошенных варьируется от 8 до 76 лет:








Большинство респондентов (97.5%) являются постоянными читателями библиотеки, остальные посещают библиотеку нерегулярно, но все они (100%) удовлетворены обслуживанием. Для посещения библиотеки удобными днями являются будние дни, т.к. воскресенье опрошенные считают «семейным» днем.

Фонд библиотеки соответствует интересам большинства читателей: 


Им удобнее всего посещать библиотеку с 12-00 до 15-00.


Отрадно, что большинство респондентов отмечают улучшения в работе библиотеки: изменился интерьер, стало уютнее, стало поступать больше новых книг, изменилось отношение библиотекаря к читателям, появилась возможность брать на дом хорошие книги, появились дополнительные платные услуг. Однако очень многие пользователи отрицательным моментом считают отсутствие доступа в Интернет.
Культурно - досуговая деятельность играет важную роль в работе библиотек, поэтому не случайно 100% респондентов отметили следующие массовые мероприятия, которые они хотели бы посещать: литературные вечера, игры, конкурсы, викторины, встречи с интересными людьми.
Подводя итоги исследования, можно констатировать следующее: у читателей  сложился положительный образ библиотеки, для большинства респондентов библиотека играет важную роль как источник информации и как центр общения. Режим работы  библиотеки  устраивает читателей. Если говорить о взрослых читателях, то, как показало анкетирование, в своем большинстве пользователь очень доброжелательный и с пониманием переносит неудобства, которые существуют в библиотеке, часто - по независящим от нее обстоятельствам.
Таким образом, социальный статус библиотек по-прежнему остается высоким, большинство социальных групп сохранило устойчивый интерес к чтению. Для большинства населения библиотека остается единственным бесплатным источником получения информации, способствуют привлечению населения к чтению, сохранению культурных традиций на фоне бурно развивающихся информационных процессов, содействуют адаптации к социальным переменам.
Маркетинговое исследование «Потребности муниципальных библиотек в методической поддержке» проводилось с целью получения данных для совершенствования методической помощи сотрудникам сельских библиотек-филиалов МБМУК «ЦБС». В исследовании участвовали сотрудники 25 сельских
библиотек-филиалов. Анкета состояла из  9 вопросов,  касающихся  как методической деятельности  МБ им. М. А. Ульянова конкретно, так  и методической работы в целом. 
Диаграмма наглядно показывает нам, с какой целью обращаются библиотекари в центральную библиотеку.



 При этом нас интересовал вопрос, всегда  ли сотрудники сельских библиотек получают необходимую им методическую  помощь в МБ им. М. А. Ульянова. 100 % опрошенных  ответили утвердительно. 
По мнению библиотекарей из сел, методическую службу МБ им. Ульянова сегодня характеризует (можно было выбрать только один ответ):
  

 Направления методической работы по степени важности, по мнению респондентов, распределились таким образом:
1.    Инновационная деятельность и повышение квалификации библиотекарей (по 40%),
2.    Выявление и распространение передового библиотечного опыта (27%).
Наиболее эффективными формами методической работы сельские коллеги считают:
- Семинары – 68%
-Методические рекомендации, издания, пособия, сценарии – 63%
-    Систематическое посещение библиотеки им. Ульянова – 36%
-    Практикумы – 36 %
-    Творческие отчеты, показательные мероприятия – 27%
-     Профессиональное самообразование – 27%
-     Консультирование, методический инструктаж – 22%
-     Взаимопосещение и взаимопомощь в сельских филиалах – 9%
-     Круглые столы, дискуссии, беседы – 2%
-     Курсы – 2%
-    Деловые игры – 1%
-     Стажировки- 1%
-     Тренинги – 0,04%
-     Конкурсы – 0,84%
-     Выезды, командировки – 0%

Среди ответов на вопрос «В чем проявляется результат методической деятельности МБ им. М. А. Ульянова?» респонденты выбрали следующие :

 Мы попросили сельских коллег пронумеровать функции методического отдела по степени важности, в результате получили следующую  тройку приоритетных:
1.    Информационная
2.    Образовательная
3.    Рекомендательная
Большинство опрошенных (70%) считают недопустимым делать методическую помощь платной услугой:



 Подводя итоги анкетирования, следует отметить:
-   МБ им. Ульянова  оказывает методическую поддержку сельским библиотекам на достаточно высоком уровне,  за это высказались 100 %  опрошенных.
-     Наиболее предпочтительными формами методической помощи для аудитории оказались активные формы обучения: семинары и практикумы.
-  По мнению опрошенных, методическую службу МБ им. Ульянова сегодня характеризует переход от методического руководства к методической помощи и важнейшей функцией ее назвали информационную, и этого следовало ожидать, поскольку наши сельские коллеги не имеют возможности ни подписаться на периодические профессиональные издания, ни воспользоваться Интернетом – таким образом, ощущают сильный «информационный голод».
В завершении анкеты мы попросили коллег высказать свои предложения и пожелания в адрес методического деятельности МБ им. Ульянова. Коллеги высказали благодарность за методическую помощь сотрудникам МБ им. М. А. Ульянова, за подробные консультации и содержательные сценарные материалы и пожелали получать больше информации об инновационных формах библиотечных мероприятий, а также о новинках книжной индустрии и современных авторах. Пожелания библиотекарей о предоставлении актуальной информации будут учтены отделом библиотечного маркетинга и инноваций при планировании работы на 2017 год: разработке  программы повышения квалификации на 2017-2018 гг., проведении обучающих семинаров, дальнейшем совершенствовании онлайн ресурсов - сайта МБ им. М. А. Ульянова (раздел «Банк идей») и блога «Библиотека имени Михаила Ульянова. Виртуальный дневник методиста». Изучение потребностей сотрудников библиотек в методической поддержке будет способствовать расширению спектра и повышению качества методической помощи филиалам МБМУК «ЦБС».



6 комментариев:

  1. Здравствуйте, Наталья Васильевна! Такое интересное исследование! Конечно, чтобы работать, нужно анализировать. Многие аспекты известны,что молодое поколение предпочитает Интернет,что фонд библиотеки не удовлетворяет запросам читателей... Какие-то результаты удивили - например, "20 % опрошенных рассматривают чтение как удовольствие и развлечение"... Это среди молодёжи? Хороший результат! Очень порадовали результаты методической работы, ведь библиотека оказывает помощь сельским библиотекам! Огромное спасибо! Новых творческих и профессиональных успехов в наступившем 2017 году! Всего наилучшего!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Федоровна, добрый день! По словам наших сотрудников абонемента, среди молодежи действительно есть люди, читающие хорошую художественную литературу. А Интернет я и сама предпочитаю: электронный формат - целая библиотека в одном телефоне, и не тяжело тащить, и в любой момент под рукой, и в Интернете можно найти книги, которых в библиотеке нет.
      Спасибо за пожелания! Даст Бог, энтузиазм не угаснет!

      Удалить
  2. Наталья Васильевна, ВДОХНОВЕНИЯ и ЭНТУЗИАЗМА у Вас хватит на весь коллектив! Кстати, сколько у Вас в библиотеке сотрудников - такую работу ведёте? И планов громадьЁ!!!Творческих Вам успехов!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Федоровна, планов громадьё и еще муниципалитет подкидывает 'нежданчики")))

      Удалить
  3. Спасибо, что поделились результатами исследований. Я тоже люблю настоящую книгу!
    С праздниками Вас и ваших коллег, Наталья Васильевна, мира, добра, процветания

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Подводя итоги года: фотоОтчет 2020

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: