Чтобы удовлетворить читательские интересы и запросы, нужно изучать интересы современных пользователей. Библиотеки ММУК «ЦБС» используют в данной работе мини-опросы, наблюдения, анкетирования, анализ документов (формуляров читателей).
Широкий
круг пользователей был охвачен анкетированием «Мечта читателя» в Курганском ф-ле.
На
вопрос «Почему в эпоху развития электронных ресурсов Вы по-прежнему
предпочитаете бумажную книгу?» были получены такие ответы следующего
содержания: «такая книга более доступна мне», «ее можно взять в руки, почувствовать
запах бумаги», «просто люблю читать». Что же касается выбора между книгой и
фильмом, то опрошенные считают, что «книга
эмоционально сильнее», «чтение дает возможность рисовать образы и
переживания героев, развивать воображение». В то же время некоторые респонденты
отметили, что именно после просмотра фильмов у них возникло желание прочитать
книгу, и называют экранизации романов К. Седых «Даурия», Г. Маркова «Вечный зов»,
Ф. Достоевского «Идиот», П. Зюскинда «Парфюмер».
Вопреки распространенному мнению о
невостребованности русской классической
литературы, респонденты Курганского ф-ла отметили, что уже в зрелом возрасте
прочитали и получили удовлетворение от романов:
-
«Анна
Каренина» Л. Толстого,
-
«Идиот»
Ф. Достоевского,
-
«Хождение
по мукам» А. Толстого,
-
«На
западном фронте без перемен» Э. М. Ремарка,
-
«Овод»
Э. Л. Войнич,
-
«Огонь»
А. Барбюса.
Рейтинг
жанровых предпочтений опрошенных сложился таким образом:
1.
исторические
романы,
2.
философские
романы,
3.
детективы,
4.
любовные
романы,
5.
фэнтези,
6.
триллеры.
Недостаточно
в фонде библиотеки, по мнению респондентов, энциклопедий, книг по философии и
эзотерике, православию, изданий исторической тематики и современной зарубежной
литературы. По результатам опроса был составлен список литературы на
докомплектование фонда. Он включает в себя книги: «Крестный отец» М. Пьюзо, «Над
пропастью во ржи» Д. Сэлинджера, «Путь воина духа» С. В. Барановой, «Спор о
Сионе» Д. Рида, «Смена власти на земле» А. Ризи, «Сверхэволюция» С. Петухова, «Во
власти символов» К. Климовича, «Сталин» С. Семанова, «Кризис» Н. Старикова.
В городском ф-ле №1 был
проведен мини-опрос «Дружат книга и компьютер» среди учащихся
5-8 классов школы. Было опрошено 25 человек. Выяснилось, что за компьютером
учащиеся проводят в 2, а то и в 3 раза больше времени, чем за книгой. Компьютер
привлекает большинство детей общением в социальных сетях, компьютерными играми;
лишь немногие из опрошенных используют познавательные программы. Читает данная
категория пользователей учебную
литературу, художественные книги по программе или по своему выбору:
Если
бы у детей была возможность выбирать, то 82% учащихся выбрали бы работу с
компьютером и 18% - предпочли бы книгу.
Таким образом, можно сделать
вывод, что компьютер сегодня занимает важное место в жизни ребёнка. Наличие
практически у всех школьников домашнего компьютера не является гарантией
качественной подготовки к активному участию в образовательном процессе.
Зрелищные формы проведения досуга – Интернет и телевизор – постепенно вытесняют
чтение, и оно перестает быть формой получения социального опыта, когда через
образы книжных героев формировались культурные качества личности. Поэтому
взрослым, родителям нужно задуматься над этой проблемой. Ведь образовательную и развивающую функцию
по-прежнему выполняют книги.
Совсем другие
результаты дало исследование «Молодежь и
чтение художественной литературы» в этой же библиотеке. Молодой
пользователь, посещает библиотеку, в основном, по мере необходимости, и читает
более осознанно. Наиболее активными читателями библиотеки из категории
«молодежь» являются учащиеся старших классов Петропавловской СОШ. Основными
источниками информации для них являются Интернет и книги. Большинство опрошенных
читают только необходимую для образования литературу.
20 % опрошенных
рассматривают чтение как удовольствие и развлечение, предпочитают романы о
любви, фантастику и фэнтези. В рейтинге предпочтений произведения классической
художественной литературы стоят на последней позиции. Своим сверстникам ребята
рекомендовали бы прочитать следующих современных писателей: Д. Роулинг, Дж. Р. Толкиен, С. Кинг, П.
Коэльо, Д. Браун, Х. Мураками, Х.
Кортасар, К. Воннегут, Э. Хемингуэй,
Д. Лондон, К. Дойл и др.
Д. Лондон, К. Дойл и др.
Всего 32 % опрошенных назвали имена авторов, книги которых им нравятся; разнообразие
указанных имен свидетельствует о том, что молодежь знает и читает современных
авторов: Стефани Майер, Дарья Донцова, Оксана Панкеева, Пауло Коэльо, Дэн
Браун, Джоан Роулинг, Борис Акунин, Александр Лукьяненко, Виктор Пелевин, Филип
Пулман. Среди книг,
прочитанных за последнее время, как
и ожидалось, преимущественно назывались произведения, изучаемые по школьной
программе. Назвали книгу, которую прочитали за последнее время, 23 % опрошенных
читателей.
Следующая
группа вопросов касалась отношения к периодическим изданиям. Большинство (60 %)
респондентов читают периодические издания,
«чтобы отдохнуть». 50 % недовольны фондом
периодических изданий и указали периодические издания, которые хотели бы видеть
в фонде: «Космополитен», «Мне 15», «Ровесник», «Лиза».
Чем же привлекательна периодика для молодежи? Ответы
распределились следующим образом:
В целом, по результатам анкетирования
можно сделать следующие выводы. Происходит процесс изменения отношения молодежи
к чтению в целом, появляются другие источники информации, усложнилась структура
молодежного досуга. Более продолжительным и разнообразным становится общение.
Несмотря на это, чтение занимает не последнее место в молодежных предпочтениях.
Результаты исследования еще раз
подтверждают, что библиотека должна оставаться центром руководства чтением
читателей, особенно в юношеском возрасте. В практике работы библиотек должны
постоянно использоваться методы и формы индивидуального и массового руководства
чтением. По окончании исследования сотрудниками библиотеки был создан и
реализован проект «Книга - прикосновение к вечности» (январь-декабрь
2016 г.).
Анкетирование
«Информационные потребности жителей
села» проведено в Карбызинском ф-ле №8. Опрос, охватывающий 20 респондентов (все они являются читателями
библиотеки) в возрасте от 19 до 55 лет,
дал следующие результаты.
Свободное
от работы время респондентов занимают:
Необходимую информацию опрошенные получают:
-
из телепрограмм 15%
-
из книг, журналов, газет домашней
библиотеки - 20%
-
из изданий, имеющихся в библиотеке 25%
-
от друзей, знакомых, коллег - 15%
-
из других источников (интернет) - 25%
Респонденты выписывают
домой следующие газеты и журналы: «Удивительное рядом», «Аргументы и
факты», «Омская правда», «Знамя труда», детские
журналы, и
другие.
Причины обращения
респондентов в библиотеку:
С
точки зрения основной массы респондентов (90%), библиотека на селе должна быть центром информации, и в техническом
плане ей не хватает для этого компьютера с выходом в Интернет. Во всем же
остальном библиотека устраивает читателей, и они не хотели бы в ней ничего
менять.
Маркетинговое
исследование «Библиотека – читателю.
Библиотека — пользователю» было проведено
в М-Привальской библиотеке. Респондентам
была предложена анкета из 10 вопросов – как открытых, так и закрытых.
В
исследовании приняли участие 75.6% респондентов женского пола, 26.8% — мужского.
Возраст опрошенных варьируется от 8 до 76 лет:
Большинство
респондентов (97.5%) являются постоянными читателями библиотеки, остальные посещают
библиотеку нерегулярно, но все они (100%) удовлетворены обслуживанием. Для посещения
библиотеки удобными днями являются будние дни, т.к. воскресенье опрошенные считают
«семейным» днем.
Им удобнее всего
посещать библиотеку с 12-00 до 15-00.
Отрадно, что
большинство респондентов отмечают улучшения в работе библиотеки: изменился
интерьер, стало уютнее, стало поступать больше новых книг, изменилось отношение
библиотекаря к читателям, появилась возможность брать на дом хорошие книги,
появились дополнительные платные услуг. Однако очень многие пользователи
отрицательным моментом считают отсутствие доступа в Интернет.
Культурно
- досуговая деятельность играет важную роль в работе библиотек, поэтому не
случайно 100% респондентов отметили следующие массовые мероприятия, которые они
хотели бы посещать: литературные вечера, игры, конкурсы, викторины, встречи с
интересными людьми.
Подводя
итоги исследования, можно констатировать следующее: у читателей сложился положительный образ библиотеки, для
большинства респондентов библиотека играет важную роль как источник информации
и как центр общения. Режим работы
библиотеки устраивает читателей. Если
говорить о взрослых читателях, то, как показало анкетирование, в своем
большинстве пользователь очень доброжелательный и с пониманием переносит
неудобства, которые существуют в библиотеке, часто - по независящим от нее
обстоятельствам.
Таким
образом, социальный статус библиотек по-прежнему остается высоким, большинство
социальных групп сохранило устойчивый интерес к чтению. Для большинства
населения библиотека остается единственным бесплатным источником получения
информации, способствуют привлечению населения к чтению, сохранению культурных
традиций на фоне бурно развивающихся информационных процессов, содействуют адаптации
к социальным переменам.
Маркетинговое
исследование «Потребности
муниципальных библиотек в методической поддержке» проводилось с целью
получения данных для совершенствования методической помощи сотрудникам сельских
библиотек-филиалов МБМУК «ЦБС». В исследовании участвовали сотрудники 25
сельских
библиотек-филиалов.
Анкета состояла из 9 вопросов, касающихся
как методической деятельности МБ
им. М. А. Ульянова конкретно, так и
методической работы в целом.
Диаграмма наглядно показывает нам, с какой целью
обращаются библиотекари в центральную библиотеку.
При
этом нас интересовал вопрос, всегда ли
сотрудники сельских библиотек получают необходимую им методическую помощь в МБ им. М. А. Ульянова. 100 %
опрошенных ответили утвердительно.
По
мнению библиотекарей из сел, методическую службу МБ им. Ульянова сегодня
характеризует (можно было выбрать только один ответ):
Направления
методической работы по степени важности, по мнению респондентов, распределились
таким образом:
1.
Инновационная
деятельность и повышение квалификации библиотекарей (по 40%),
2.
Выявление
и распространение передового библиотечного опыта (27%).
Наиболее
эффективными формами методической работы сельские коллеги считают:
- Семинары – 68%
-Методические
рекомендации, издания, пособия, сценарии – 63%
- Систематическое
посещение библиотеки им. Ульянова – 36%
- Практикумы – 36
%
- Творческие
отчеты, показательные мероприятия – 27%
- Профессиональное
самообразование – 27%
- Консультирование,
методический инструктаж – 22%
- Взаимопосещение
и взаимопомощь в сельских филиалах – 9%
- Круглые столы,
дискуссии, беседы – 2%
- Курсы – 2%
- Деловые игры –
1%
- Стажировки- 1%
- Тренинги – 0,04%
- Конкурсы – 0,84%
- Выезды,
командировки – 0%
Среди
ответов на вопрос «В чем проявляется результат методической деятельности МБ им.
М. А. Ульянова?» респонденты выбрали следующие :
Мы
попросили сельских коллег пронумеровать функции методического отдела по степени
важности, в результате получили следующую
тройку приоритетных:
1.
Информационная
2.
Образовательная
3.
Рекомендательная
Большинство
опрошенных (70%) считают недопустимым делать методическую помощь платной
услугой:
Подводя
итоги анкетирования, следует отметить:
-
МБ
им. Ульянова оказывает методическую
поддержку сельским библиотекам на достаточно высоком уровне, за это высказались 100 % опрошенных.
-
Наиболее предпочтительными формами
методической помощи для аудитории оказались активные формы обучения: семинары и
практикумы.
- По
мнению опрошенных, методическую службу МБ им. Ульянова сегодня характеризует
переход от методического руководства к методической помощи и важнейшей функцией
ее назвали информационную, и этого следовало ожидать, поскольку наши сельские
коллеги не имеют возможности ни подписаться на периодические профессиональные
издания, ни воспользоваться Интернетом – таким образом, ощущают сильный
«информационный голод».
В
завершении анкеты мы попросили коллег высказать свои предложения и пожелания в
адрес методического деятельности МБ им. Ульянова. Коллеги высказали
благодарность за методическую помощь сотрудникам МБ им. М. А. Ульянова, за
подробные консультации и содержательные сценарные материалы и пожелали получать
больше информации об инновационных формах библиотечных мероприятий, а также о
новинках книжной индустрии и современных авторах. Пожелания библиотекарей о
предоставлении актуальной информации будут учтены отделом библиотечного
маркетинга и инноваций при планировании работы на 2017 год: разработке программы повышения квалификации на 2017-2018
гг., проведении обучающих семинаров, дальнейшем совершенствовании онлайн ресурсов
- сайта МБ им. М. А. Ульянова (раздел «Банк идей») и блога «Библиотека имени
Михаила Ульянова. Виртуальный дневник методиста». Изучение потребностей сотрудников
библиотек в методической поддержке будет способствовать расширению спектра и
повышению качества методической помощи филиалам МБМУК «ЦБС».
Здравствуйте, Наталья Васильевна! Такое интересное исследование! Конечно, чтобы работать, нужно анализировать. Многие аспекты известны,что молодое поколение предпочитает Интернет,что фонд библиотеки не удовлетворяет запросам читателей... Какие-то результаты удивили - например, "20 % опрошенных рассматривают чтение как удовольствие и развлечение"... Это среди молодёжи? Хороший результат! Очень порадовали результаты методической работы, ведь библиотека оказывает помощь сельским библиотекам! Огромное спасибо! Новых творческих и профессиональных успехов в наступившем 2017 году! Всего наилучшего!!!
ОтветитьУдалитьЛюдмила Федоровна, добрый день! По словам наших сотрудников абонемента, среди молодежи действительно есть люди, читающие хорошую художественную литературу. А Интернет я и сама предпочитаю: электронный формат - целая библиотека в одном телефоне, и не тяжело тащить, и в любой момент под рукой, и в Интернете можно найти книги, которых в библиотеке нет.
УдалитьСпасибо за пожелания! Даст Бог, энтузиазм не угаснет!
Наталья Васильевна, ВДОХНОВЕНИЯ и ЭНТУЗИАЗМА у Вас хватит на весь коллектив! Кстати, сколько у Вас в библиотеке сотрудников - такую работу ведёте? И планов громадьЁ!!!Творческих Вам успехов!!!
ОтветитьУдалитьЛюдмила Федоровна, планов громадьё и еще муниципалитет подкидывает 'нежданчики")))
УдалитьСпасибо, что поделились результатами исследований. Я тоже люблю настоящую книгу!
ОтветитьУдалитьС праздниками Вас и ваших коллег, Наталья Васильевна, мира, добра, процветания
Спасибо, Анна Борисовна, и вам и мира и добра!
Удалить