Со дня Чернобыльской трагедии прошел 31 год. Старинное славянское
слово «чернобыль» перестало быть лишь названием сорной травы да именем
старинного городка в украинском Полесье. Оно приобрело доселе неведомый
человечеству смысл, в котором звучат боль, тревога, предостережение. Теперь в
этом слове - не только название самой известной в мире атомной станции, но и
название новой эпохи в истории человечества. Постчернобыльской эпохе, как и
любой другой, свойственны новые идеи, новое мышление, новый человек. Не
обошлось без новых течений и в искусстве.
За последние годы создано
множество документальных кинопортретов о
трагедии на ЧАЭС. Однако они лишь
диагностируют эту национальную травму. А игровое
кино художественно осмысляет масштаб катастрофы и ее последствия. Период полураспада стронция-90, плутония-240
и других радиоактивных веществ, которыми ЧАЭС оросила землю, длится десятки, а
то и тысячи лет. Ускорить этот процесс невозможно. Избежать его последствий —
тем более. Единственное, что может
человек, — научиться жить с этим радиационным проклятием. А "учат"
этому, среди прочего, и немногочисленные игровые фильмы о ЧАЭС.
Хочу сегодня назвать несколько полнометражных художественных фильмов, так или иначе повествующих о событиях, связанных с чернобыльской катастрофой 1986 года. Список, разумеется, не претендует на исчерпывающую полноту.
Распад. США, СССР. 1990.
Один из первых полнометражных игровых фильмов на эту тему
назывался "Распад". Он был
снят замечательным украинским кинорежиссером Михаилом Беликовым практически по
горячим следам катастрофы. Распад мирного атома сплетается здесь с разложением
личности, целого общества… В главной роли — Сергей Шакуров. На Венецианском
фестивале 1990 г. эту ленту отметили "Золотой медалью президента Сената".
25 апреля 1986 года. Журналист Александр Журавлев возвращается в родной Киев, в море привычных семейных проблем и профессиональных неурядиц. Он не знает, что уже завтра его жизнь и жизнь всех, кто ему дорог, изменится навсегда.
Масштабы взрыва на Чернобыльской АЭС тщательно скрывают, но постепенно людей, охваченных праздничным настроением, накрывает мрачное облако паники и страха. Произошло нечто ужасное, и Александр пытается проникнуть за завесу тайны, но сейчас он, как и многие тысячи людей, лишь беспомощный свидетель катастрофы, жертва лжи и хладнокровного молчания…
Завтра. Любовь в запретной зоне (второе название - "Ядерная принцесса"). СССР. 1991. Режиссер: Александр Панкратов.
Антон в отчаянии. Его пятнадцатилетнюю дочь Алену, страдающую тяжелым и, видимо, неизлечимым недугом, в очередной раз без улучшений выписывают теперь уже из заграничной клиники. Надо возвращаться домой и попытать счастья в зоне — так называется место, где много лет назад произошла атомная катастрофа. Теперь там живут люди-мутанты. Они — сверхцелители, на них — последняя надежда…
Научная экспедиция отправляется в зону атомной станции, закрытую после катастрофы, В зоне начинают происходить странные события, гибнет ученый. Найденные останки свидетельствуют о том, что он погиб от нападения гигантского животного. Ученые пытаются разгадать тайну этих явлений, в то время как число жертв увеличивается…
В ленте "Год собаки" (1994) Семена
Арановича рассказывалось не столько о самом Чернобыле, сколько о том,
"как" ведет себя человек, оказавшись посреди радиационной зоны. За
эту картину режиссер был отмечен на Берлинале "Серебрянным медведем"
за выдающиеся художественные достижения.
Короткое счастье бывший заключенный Сергей и одинокая женщина Вера находят в покинутом поселке, зараженном радиацией. Здесь, на оставленной богом и людьми земле, они снова начинают жить заново, постепенно узнавая и привязываясь друг к другу. Здесь к ним приходит первая в их жизни любовь.
За долгие годы службы на атомной подводной лодке капитан 2-го ранга по кличке Барсук привык к жаркому дыханию ядерной энергии за спиной. Поэтому после возвращения в родную Беларусь он взялся за охрану не обозначенной на картах границы: зоны радиоактивного отчуждения.
Безнаказанно орудующие на ее территории шайки торговцев брошенной техникой, радиоактивным лесом и наркотиками позвали отчаянного воина «рейнджером из атомной зоны». Защищая закон на этой несчастной, отданной на разграбление земле, Барсук и его напарник, капитан милиции, вступают в неравную схватку с бандитами.
Аврора — воспитанница детдома на окраине Припяти. Она обожает танцевать и мечтает стать балериной. Во время катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции девочка получает огромную дозу облучения. Единственный шанс на выживание — дорогостоящая операция в США.
Аврору отправляют в Америку, где в больнице она встречает своего кумира, звезду советского, а затем американского балета, Ника Астахова, переживающего глубокий творческий кризис. Встреча с умирающим ребенком, которой грезит о балетной сцене, помогает артисту изменить свою жизнь…
Художник Анатолий Буслов много лет живет в Минске, но до сих пор не может отделаться от гнетущих воспоминаний о чернобыльской трагедии. Вся его семья, жившая тогда в небольшой деревне в Гомельской области, сильно пострадала от радиации. Буслов отправляется в места, где вырос, и с удивлением и радостью обнаруживает, что жители родной деревни не пали духом. Это придает художнику сил, и он решает расписать местную церковь.
26 апреля 1986-го года — первый день после аварии на Чернобыльской АЭС. Суббота «незнания». Суббота, когда жизнь нельзя отменить, когда девушки надевают выходные туфли на каблуках — потому что суббота — выходной день. События фильма разворачиваются в первые 24 часа с момента аварии. Главный герой картины становится невольным свидетелем катастрофы. Случайно он узнает всю правду о трагедии и оказывается перед моральным выбором: спасти людей или выполнить приказ «сверху» и не сеять панику.
В основе сюжета личная драма молодой девушки из Припяти, города советских атомщиков. Спокойная и счастливая жизнь рушится в один миг; в день страшной аварии на атомном реакторе. Потеря близких, паника и ужас, безвозвратно ушедшая молодость и красота, болезни - все это довелось пережить героине Ольги Куриленко. И через эту исковерканную катастрофой судьбу зрители прочувствуют всю глубину чернобыльской трагедии.
Телесериал, сюжет
которого использует фон большой трагедии, - "Мотыльки" (2013). Два главных
героя, 17-летняя девушка и солдат-призывник, словно две влюбленные бабочки
летят на пламя техногенной катастрофы.
История любви выпускницы старших классов Али и солдата срочной службы Паши разворачивается на фоне одной из самых масштабных техногенных катастроф XX века — Чернобыльской аварии. Им суждено было встретиться в конце апреля 1986 года в городе Припять. Словно мотыльки, стремящиеся к огню, они летели навстречу своим чувствам, не замечая ничего вокруг. Один из моих любимых фильмов, несмотря на его трагичность.
В интернете нашелся стих, напсианный по мотивам фильма:
Мотыльки - история любви Али и Паши
-Моя любимая Аля, останься со мной.
Посмотри в глаза мои серые.
Я хотел быть всегда лишь только с тобой.
Мы друг другу с тобой были верными...
Сделал шаг я тогда в очаг радиации,
Что ж поделать, хотел я быть ближе к тебе.
Не ожидал в ту минуту такой мощной реакции.
Сделал глупый, я, шаг навстречу судьбе.
Побледнел, очень плохо мне было тогда.
Ты прости, что все так получилось!
Помни, Аля, о том, что люблю я тебя...
Сердце биться в миг прекратилось.
Но ты знаешь о том, что беременна ты.
И что будет у нас наша дочка!
Повели на аборт. Никакой доброты!
Поставить врачи хотят точку.
-Только мысли о нем мешают мне спать.
И об этой жуткой аварии...
Говорят мне все люди, что не надо рожать.
Голоса в голове поют арии,
Что родить не смогу я здоровое чадо,
Что он будет больным до мозга костей!
Говорили врачи мне: "Не стоит, не надо!"
Но я так от него хотела детей...
Я любила его ведь до боли, до дрожи.
Помогали друг другу всегда, в трудный час.
Я молилась за нас и твердила "О, Боже,
Помоги быть нам вместе. Сегодня. Сейчас."
Теперь Даша, любимая доченька наша,
Несет всегда счастье и радость с собой.
(Даша стала любовью Али и Паши).
Помни нас, наша радость! Всегда мы с тобой!
Источник: http://forum.kinopoisk.ru/showthread.php?t=121478
Не все фильмы мне знакомы, постараюсь найти и посмотреть. Отдельное спасибо, Наталья Васильевна, за стихотворение - очень трогательное, проникновенное, страшное...
ОтветитьУдалитьКакая все же у нас страшная история. А мы так и не учимся на ошибках прошлого)))
Анна Борисовна, к сожалению, такова наша история, но нужно помнить, чтобы не повторить. Фильм "Мотыльки" очень люблю и иногда пересматриваю, несмотря на печальный мотив - сюжет одинаков с "Ядерной принцессой", только более полно раскрыт. Также рекомендую "Аврору". Это из тех, что я смотрела.
УдалитьНаталья Васильевна, здравствуйте! Очень страшная история! И не только тем, что люди погибли... А те, что лишились своих родных мест, а последствия...И самое страшное - люди не поняли, что это было ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.
ОтветитьУдалитьДа, Людмила Федоровна, вы правы, к сожалению...
Удалить