Методическая консультация
2017 год в России объявлен президентом годом
экологии. Библиотеки, располагающие достаточными информационными ресурсами,
являются важным звеном в системе экологического просвещения подрастающего
поколения. Эффективная деятельность в данном направлении позволит вовлечь детей
в практическую природоохранную деятельность и сформировать ответственное
поведение ребенка по отношению к окружающей среде.
Задачи
экологического просвещения детей библиотеки решают, используя как традиционные,
так и инновационные формы деятельности.
Многие библиотеки реализуют программы, проекты по экологии. Например «Кругосвет», «Юный эколог», «Живая планета», рассчитанные на длительную непрерывную работу е детьми разного возраста. В ходе их реализации ребята могут пополнить свои знания, познакомиться с современные представлениями о многогранности живой природы, расширить познания о животном и растительном мире. Программы знакомят детей с проблемами экологии, показывают пути выхода из экологического тупика, а также взаимосвязь с другими областям знания: например, мотивы природы в искусстве «Декоративно-прикладное искусство», «Природа в живописи», «Природа в музыке, литературе».
Многие библиотеки реализуют программы, проекты по экологии. Например «Кругосвет», «Юный эколог», «Живая планета», рассчитанные на длительную непрерывную работу е детьми разного возраста. В ходе их реализации ребята могут пополнить свои знания, познакомиться с современные представлениями о многогранности живой природы, расширить познания о животном и растительном мире. Программы знакомят детей с проблемами экологии, показывают пути выхода из экологического тупика, а также взаимосвязь с другими областям знания: например, мотивы природы в искусстве «Декоративно-прикладное искусство», «Природа в живописи», «Природа в музыке, литературе».
Работу по экологическому просвещению
необходимо проводить совместно с другими организациями, учреждениями
образования и культуры. Для различных категорий, учитывая возрастные особенности
читателей, можно использовать традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя на практике
формы работы: циклы тематических вечеров, обзоров и бесед, экологические акции,
конференции, игры -викторины, выставки детских рисунков, экологические
аукционы, а также конку фотографий, рисунков, поделок.
Для детей младшего и среднего школьного возраста рекомендуем
провести:
¾ конкурс
поделок из природного материала «Фантазия и природа»,
¾ конкурс
творческих работ «Бусы и браслеты из шкатулки лета» (цель конкурса: воспитание
социально-активной, творческой личности; поделки из природного материала могут
быть самыми разнообразными: и сказочные герои, и различные животные, и даже
целые сюжетные композиции),
¾ конкурс
сочинений «Мой домашний любимец»,
¾ конкурс
самодельных книг: книжки-подушки, книжки-зверушки, выполненные в различной
технике - например, лоскутное шитье,
аппликация с использованием природных материалов, пластилина, картона,
¾ «Мой
сборник стихов о животных» можно оформить с использованием любой техники, скрепить
страницы книги и сделать на неё обложку,
¾ можно
объявить конкурс чтецов «Живая классика» но чтению вслух отрывков из
произведений российских и зарубежных писателей. Детям можно рекомендовать
чтение коротких сказок, рассказов, интересных заметок из журналов.
В последние годы большую популярность приобрел конкурс
фотографий, в который рекомендуем включить номинации: «Чудо лесное», «Явления
природы», «Редкий кадр», «Фотокотопёс». Можно провести фотосессию в библиотеке
«Фотография с любимой книгой о природе».
Библиотеки постоянно ведут поиск новых результативных форм и
методов работы в области распространения экологических знаний среди детей и
подростков.
Квест - это командная приключенческая интеллектуальная
игра-поиск, задача участников игры - найти клад или приз. Такую игру можно
провести в библиотеке или за её пределами. В экоквест для 12- 14 лет можно включить
интеллектуальные задания и головоломки. Предложите участникам разгадать ребусы,
составить пазлы, разыскать книги о природе в фонде библиотеки, ответить на
вопросы о растительном и животном мире, ознакомиться с картой особо охраняемых
природных территорий России и Омской области, района.
При создании комиксов по экологии предложите ребятам придумать
сюжет, связанный с темой охраны природы и раскрыть его в нескольких рисунках с
краткими текстами.
Эффективной формой работы является выставочная деятельность:
- «Мир, окружающий нас, прекрасен»
- «Мы твои друзья, природа»
- «В объятиях родной природы»,
- «2017 - Год экологии»,
- «Экология - проблема 21 века»,
где освещаются самые актуальные вопросы: охрана окружающей среды,
ценность лесов и эффективное использование лесных ресурсов, питьевая вода и её
качество, пути решения экологических проблем. Помимо книг и журналов, на
выставках размещаются репродукции картин известных русских художников И.
Шишкина, И. Репина, И. Левитана, а также творческие работы читателей. На
выставке «Только зелёное» - информация о «жителях» планеты, имеющих такой цвет
(земноводные, птицы, насекомые). «Тайны зеленой страны» - экспозиция выставки
представит страницы замечательных детских экологических журналов и журналов о
природе: «Муравейник», «Тошка и компания», «Свирель».
Планируя работу по экологическому просвещению среди детей и
подростков, рекомендуем обратить внимание на экологические даты: День
заповедников и национальных парков, Международный День земли, Общероссийские
Дни защиты от экологической опасности, Марш парков, Всемирный День окружающей
среды, Всемирный День защиты животных, Международный День птиц, Всемирный День
здоровья, и т. д. К этим датам можно приурочить Акции. Экологические акции
становятся традицией для библиотек, где от библиотечных методов переходят к
активным действиям. Библиотеки могут заниматься и непосредственно
природоохранной деятельностью. В продолжение акции инициировать экологические
десанты, рейды, экологические патрули «Моё село - не свалка», «За чистоту
окружающей среды» по выявлению неблагополучных мест на территории села,
провести высадку цветов возле библиотеки. Возможно проведение акции «Живая
вода» по поиску и очищению родников или берегов рек. Организация таких акций
явилась бы совмещением теоретических знаний с практическими шагами помощи
окружающей среде.
Актуальное направление экологической культуры – эко-краеведение,
в которое можно включить и экотуризм, позволяющий расширить знания обучающихся
об уникальности объектов живой и неживой природы Омской области и своего
района. Рекомендуем обратить внимание на работу с Красной книгой Омской
области.
Стало традицией во многих библиотеках отмечать Синичкин день как
день встречи зимующих птиц, с которого начинают подкормку пернатых. В этот день
с детьми можно провести викторины, организовать выставки, где будут
представлены работы победителей конкурса «Птичья столовая» - кормушки для птиц
самых разных конструкций. Их можно развесить в парке, возле дома или возле
библиотеки. Посоветуйте ребятам вести дневники наблюдения за птицами - какие
птицы прилетают в «столовую», их повадки, какой корм им больше правится.
Праздник «Воронья каша», включающий экологический марафон на
природе, театрализованную игру, развешивание кормушек, эко-прогулку.
Экологические мероприятия вне стен библиотеки — Марши парков,
экологические экскурсии, игры-путешествия на природе способствуют знакомству с
миром природы. В летнем читальном зале, летнем дворике в сквере, парке, на
территории возле библиотеки можно проводить мероприятия по экологии, подвижные
игры, организовать творческие мастерские.
Дети могут принять участие в оформлении выставок поделок из
вторсырья, например «Отходы в доходы», «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Эко-елка»,
в конкурсе на лучший костюм из бытовых отходов: полиэтилена, пластиковых
бутылок, упаковочного материала, обёрток от конфет, пенопласта, сеток для
хранения продуктов.
Экологические праздники становятся завершающим этапом
долговременной работы по экологическому просвещению. В фойе можно разместить
экспозицию работ участников экологических конкурсов среди юных читателей
«Сохраним природу вместе!», «Наши питомцы», «Мозаика природы». В программу
праздников уместно включить костюмированный мини-спектакль, викторины, чтение
произведений о природе, а также стихов собственного сочинения, торжественное
награждение победителей экологических творческих конкурсов.
Интерактивные выставки в библиотеке призваны не только обеспечить
обратную связь между читателем и библиотекарем, но и организовать живое общение
между посетителями выставки, призвать их к обсуждению экологических проблем.
Цель выставки - показать возможные последствия загрязнения окружающей среды и
помочь читателю чётко определить свою позицию. На специальном стенде «Открытое
мнение» вывешиваются чистые листы, на которых читатели могут выразить своё отношение
к прочитанному, поразмышлять о путях решения экологических проблем. Мнение
сверстников, как известно, более значимо для детей, чем мнение взрослых. При
организации выставки-отзыва осуществляется рекомендация читателями наиболее
интересных для них книг. Можно оформить выставки -«деревья», где на листочках
дети указывают свои читательские предпочтения, любимых авторов и книги.
Информацию о проводимых интерактивных выставках можно разместить на веб-сайте
библиотеки. Для привлечения внимания читателей к экологическим проблемам можно
использовать пособия малых форм: книжные закладки, листовки, буклеты, памятки,
рекомендательные списки литературы: «Соседи по планете», «Календарь народных
примет», «Экологический календарь».
В связи со стремительным развитием электронных технологий у
библиотек появилась новая огромная ниша для творчества. Библиотеки могут
предложить своим читателям подборку полезных экологических сайтов; (так, на
сайте «Экокультура» (http://www.ecoculture.ru/ecoeducation/work/experience.php собран перечень экологических проектов и
экологических страниц библиотек), рекомендательные аннотированные
библиографические списки и указатели по экологии при определении круга чтения;
оповещение по электронной почте о новых поступлениях документов экологической
тематики в фонды библиотеки; виртуальные экологические книжные выставки;
размещение читательских отзывов о любимых и понравившихся книгах по экологии.
Развитию познавательных интересов детей будет способствовать проведение
экологических медиа викторин, виртуальных литературно-творческих конкурсов,
«Web-спринтов» - соревнований по поиску
в ресурсах Интернет, которые
активизируют работу со справочной литературой, интернет-энциклопедиями. Можно
разместить на сайте видеофайлы с записью библиотечных экологических мероприятий
или фрагментами из них, включить фотоснимки работ, моменты награждений,
видеоролики, запечатлевшие инсценировки отрывков из любимых кит. Удачным может
быть создание рекомендательной библиографии в формате «живой детский голос» - запись
на видеофайлы рассказов о книгах по экологии, которые ребятам очень
понравились, и предоставление возможности посетителям сайта прослушивать эти
записи. Среди подростков можно объявить конкурс буктрейлеров, видеороликов, рекламирующих
книги по экологии.
Виртуальная выставка - многофункциональный информационный ресурс, предоставляющий возможность повысить
эффективность поиска информации, расширить круг необходимых материалов
(графика, тексты, аудио, видео и др.). Можно оформить виртуальную выставку произведений-юбиляров
«Книги о природе». Каждая книга сопровождается краткой аннотацией, сведениями
об авторе. Обратившись к интернет-ресурсам, читатель сможет прочесть тексты
художественных произведений или прослушать аудиокниги, а также посмотреть
фрагменты телеспектаклей, художественных фильмов.
Виртуальная выставка «Мир природы в литературе» может представить
произведения писателей-природоведов, юбилеи которых отмечаются в 2017 г., а
также материалы о жизни и творчестве (М.М. Пришвина, Г.Я. Снегирёва, В.В.
Чаплиной, Г .А. Скребицком, и др.) с портретами писателей, фотографиями книг,
отсканированных изображений титульных листов, иллюстрациями детей.
Изобразительный ряд может сопровождаться музыкальным оформлением,
разнообразными анимационными эффектами.
Эффективность любых природоохранных мероприятий во многом зависит
от экологической грамотности и экологической культуры населения, в том числе и
подрастающего поколения.
В грядущий Год охраны окружающей среды не будет лишним сказать о
том, что библиотеки уже заняли свою нишу в формировании экологического
мировоззрения детей и подростков. И продолжают это делать, используя в своей
деятельности библиотечные формы и методы работы, привлекая современные
информационные технологии для решения задач, направленных на экологическое
воспитание, просвещение, образование читателей.
Консультация подготовлена зав.сектором обслуживания читателей-детей Н. А. Лебедевой
Консультация подготовлена зав.сектором обслуживания читателей-детей Н. А. Лебедевой
Я хочу добавить, что у нас библиотека не только библиотеки заняла свою нишу в формировании экологического мировоззрения детей и подростков, но и шагает во многом впереди!
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, да вы и ваша школа во многом шагаете впереди! Так держать и с наступающим женским днем! Счастья, удачи, здоровья!
УдалитьЗдравствуйте, Наталья Васильевна! Очень полезный материал! Передайте огромное спасибо коллеге - Лебедевой Н.А.!
ОтветитьУдалитьУважаемые коллеги! С наступающим праздником!
ОтветитьУдалитьЧто нужно женщине, когда весна пришла?
Любви и счастья, чтоб душа цвела.
Что нужно женщине, когда она одна?
Любовь и счастье, чтоб она нашла.
Что нужно женщине, когда она любима?
Чтоб рядом был всегда её любимый.
Что нужно женщине, когда у неё дети?
Любви, покоя, счастья на планете.
Так пусть же женское исполнится желанье -
Любви ей, счастья! С днем 8 марта!
Людмила Федоровна, очень вам рада! Спасибо! спасибо за поздравление! Вам тоже всего самого наилучшего!
Удалить