Юбилей библиотеки

четверг, 16 февраля 2017 г.

Духовно-нравственное воспитание в книгах современных авторов для подростков


Часто  приходиться слышать от родителей, педагогов о том, что подросткам предпочтительнее читать классику, чем современные книги, потому что они низкого качества и ничему хорошему научить не могут.  Безусловно, классическую литературу читать необходимо, но надо читать и литературу современных авторов, т.к. это тоже очень влияет на культурное, духовное развитие подростков. Вполне вероятно, что ребята будут с удовольствием читать книги, написанные для них современным языком, помогающие им справиться с проблемами, тогда как произведения классических авторов они будут читать только потому, что это необходимо для учебы.
Хороших книг для подростков немало, но мы расскажем о тех, которые на сегодняшний день заслуживают наибольшего внимания.
На сайте БУК «Областная библиотека для детей и юношества» есть очень полезный ресурс: школа библиотечного мастерства «Духовно-нравственное воспитание детей и юношества». В 2015 году организационно-методическим отделом было организовано и проведено для специалистов библиотек шестое виртуальное занятие, на котором обсуждались вопросы организации работы библиотеки по духовно-нравственному воспитанию детей и юношества. Один из вопросов звучал так:   «Назовите 2 – 3 книги для детей и юношества в помощь духовно-нравственному воспитанию – составим ЗОЛОТУЮ ПОЛКУ». За время занятия участниками Школы-2015 предложено было «поставить на золотую полку» много разнообразных детских и подростковых книг.
Некоторые из них:  Эдуард Веркин «Облачный полк»; Ольга Громова «Сахарный ребенок»; Владислав Крапивин «В ночь большого прилива»; Тамара Крюкова «Ведьма»; Марк Леви «Похититель теней»; несколько книг Альберта Лиханова; Николай и Светлана Пономаревы «Боишься ли ты темноты?» и «Фото на развалинах»; Михаил Самарский «Радуга для друга» и другие.


Подростковый период, по мнению многих педагогов и родителей, является трудным, критическим. Как помочь подростку разобраться в системе нравственных ценностей и идеалов, организовать свое поведение и деятельность, научить самоконтролю и ответственности за результаты своих поступков?  Очень может помочь хорошая подростковая книга.
Термин «подростковая литература» имеет узкое и широкое значение. В широком смысле к подростковой литературе относится текст, адресованный чита­телю определенного возраста: средний и старший школьный воз­раст, для юношества, 13 + и т. д.
В узком значении подростковая ли­тература — это литературное явление американской культуры се­редины XX в., которое складывалось и развивалось с конца XIX в. и окончательно оформилось в 1950-е гг. после публикации романа «Над пропастью во ржи» в 1951 г.
Подростковая литература — социально-политически и куль­турно-исторически сформированное и мотивированное явление. Среди художественных характеристик подростковой литературы выделяют острую социальную направленность, повествование от первого лица, языковые особенности молодежной речи, экс­перименты с композицией. Одна из центральных проблем под­ростковой литературы — поиск самоидентичности: культурной, исторической, социальной, национальной, сексуальной и т. д.
После 1990-х годов возродившаяся в 2000-е годы отечественная детская ли­тература обратилась, в том числе, к социальным проблемам пост­советского общества. Сейчас острая социальная тематика чаще отличает книги для средних и старших школьников, подростков. Среди тем, уже известных отечественному читателю: война, сиротство, беспризорничество, неполные семьи, социальное устройство общества, переосмысление отечественной истории.
Один из сложнейших вопросов, которые затрагивает подростко­вая литература, это вопрос «исторической идентичности». Кто я пе­ред лицом истории, ответственен ли я, как личность, за все человече­ство, может ли историческое прошлое воплотиться во мне и в моей повседневности? Первая книга, рассказывающая подросткам об историческом прошлом нашей страны - это книга Ольги Громовой «Сахарный ребенок».

Громова Ольга Константиновна - главный редактор профессиональной газеты "Библиотека в школе" Издательского дома "Первое сентября", по профессиональному образованию – библиотекарь-библиограф. Член жюри Национальной детской литературной премии «Заветная мечта» сезона 2006–2007 гг., член жюри национальной литературной премии «Большая книга».
Книга Ольги Громовой САХАРНЫЙ РЕБЕНОК записана ею со слов Стеллы Нудольской, чье детство пришлось на конец 30-х - начало 40-х годов в Советском союзе. (Стелла Нудольская – соседка Ольги Константиновны).
Это очень личный и берущий за душу рассказ о том, как пятилетняя Эля, счастливо растущая в любящей семье, вдруг оказывается дочерью "врага народа" и попадает в страшный, непонятный ей мир: после ареста отца их вместе с матерью отправляют в лагерь в Киргизии как ЧСИР (членов семьи изменника Родины) и СОЭ (социально опасные элементы). Но, несмотря на все испытания, голод и болезни, которые им приходится пережить, Эля и ее мама не падают духом: читают стихи, поют песни, шутят, по-настоящему заботятся друг о друге. САХАРНЫЙ РЕБЕНОК - это во многом "роман воспитания", история о любви, о том, что такое достоинство и что такое свобода. Точнее всего о свободе говорит мама Эли: "Рабство - это состояние души. Свободного человека сделать рабом нельзя".
Книга написана простым и доступным языком для подростков. В книге говорится о том, что как бы тяжело не было, нельзя сдаваться. Надо всегда верить в лучшее. И хорошие люди всегда есть, они помогут в трудную минуту.
Когда журналисты спросили Ольгу Константиновну: что вы стараетесь донести на встречах до детей? Она ответила: «Я до них хочу донести самое главное: думать надо самим. Надо всегда видеть и слышать разные точки зрения, но думать самим. И в этом смысле как раз история девочки – получилась, потому что мне было важно, достраивая ее мемуары, дописывая те эпизоды, которые были очерчены одной-двумя фразами, чтобы в них тоже присутствовала мамина идея: «Думай сама». Если непонятно – спроси, обсудим. Но думай – сама. Ничего не принимай на веру. Вот это самое главное».

Еще одна книга о репрессиях 1930 годов – это книга Евгения Ельчина «Сталинский нос».
  О «Сталинском носе» много пишут и говорят. Это и понятно: тема для детской книги редкая и острая — репрессии 1930-х годов, увиденные глазами девятилетнего мальчика. Повесть написана выходцем из России Евгением Ельчиным, который вот уже больше тридцати лет живёт в США.



Будучи художником, Ельчин сам оформил свою книгу — многочисленными чёткими, кинематографичными, порой ядовитыми рисунками, которые усиливают «ударные» моменты текста (так, например, лица «врагов народа» замараны на настоящей, не нарисованной фотографии; изображение длинной очереди тянется сразу на нескольких страницах и т.п.). В «Сталинском носе» показана конструкция Большого Террора, его вездесущесть и хаос. Но вместе с интригующей, пугающей, заставляющей задуматься схемой ребёнку обязательно нужно другое переживание — увидеть, как между балок этой конструкции пульсирует жизнь. Ведь именно она, а не мертвенность ужаса, связывает нас сегодняшних с нашим прошлым. (http://bibliogid.ru/)
 «Сталинский нос» – это всего лишь один день из жизни обычного советского школьника Саши Зайчика. Но за этот день Саша успеет стать свидетелем ареста любимого отца, офицера НКВД, отрепетировать роль отрядного знаменосца, стать сыном врага народа, разбить бюст товарища Сталина, вызвать настоящий переполох в школе, спровоцировать арест учительницы, побывать объектом вербовки со стороны агента НКВД.
В этот день мир Саши Зайчика стремительно рухнул: все его представления о добре и зле, устойчивости и справедливости мироустройства рассыпались в прах. Оказалось, что за казенными фразами из газетных передовиц о «врагах народа» скрываются реальные, близкие люди. А сам ты, еще недавно слывший образцом для подражания, становишься изгоем, человеком, чье лицо замазывают чернилами на групповой школьной фотографии.
В конце книги, стоя на задворках знаменитого здания НКВД на Лубянке, в почти бесконечной очереди родственников арестованных, герой сталкивается с неплакатными, человеческими чувствами людей, чьи близкие попали в беду, и, наконец, обретает надежду.
В 2013 году  "Сталинский нос" был выбран лучшей книгой зарубежного автора в проекте "Книга года: выбирают дети". (http://pgbooks.ru/books/book/7807/)

Конечно, ни одно поколение писателей не обходит стороной одну из страшных, но и очень важных тем – тему войны. А для современных подростков об этом писать, может быть, особенно сложно, потому что есть боязнь «наткнуться» на «сколько можно уже», «надоело».

Книга Эдуарда Веркина «Облачный полк» - о войне и о детях на войне. Этой книге сами дети отдали первое место на всероссийском конкурсе на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру». Повесть поражает своей достоверностью, почти документальностью. А ведь автору всего сорок… Не был он «там». Но эффект присутствия не покидает читателя до самого последнего момента. Формально говоря, перед нами «рассказ в рассказе» от первого лица: прадед разглядывает с правнуком странный альбом.
Взгляд из XXI века в страшный 43-й. Холод. Грязь. Саныч и его младший напарник ведут «пленного гада» в партизанский отряд. Очень долго читатель не догадывается, что Саныч тоже подросток, мальчишка, который верит, что он «заговорен» и от пули, и от фотоаппарата (ну никак корреспонденту его не снять), верит в «топтунов» и опасается строгой девушки Алевтины… А еще постоянное чувство голода, мечта «наесться».
История партизанского отряда выписана крупными мазками, эпизод сцепляется с эпизодом. Вот мальчишки выменивают у фрицев тушёнку за гранаты, а вот пытаются «разобрать» кучу из восьми смерзшихся тел, тех, кого знали по имени, каждого…
Только к самому концу повествования становится понятно, что Саныч – это Лёня Голиков, тот самый пионер-герой, портреты которого висели среди других портретов пионеров-героев почти в каждой советской школе в 50-е-80-е годы XX века, изображенный так реалистично (а не лубочно) в страшной и грязной «военной работе».
Название повести «Облачный полк» заставляет вспомнить «Журавлей» Расула Гамзатова. Только в истории Веркина те, «кто в землю полегли когда-то», превратились не в «белых журавлей», а в «облачный полк».    

Бориса Алмазова называют человеком-оркестром: профессиональный наездник, педагог истории искусств, бард, замечательный писатель, чьи книги мы увидели благодаря издательству «Самокат». Во всех его повестях слышен отголосок войны.
В повести «Посмотрите – я расту» маленький герой, который раньше не мог поведать все свои мысли Подушечному человечку, проводит первое послевоенное лето в пионерском лагере. А вокруг… работают сапёры. Какая тут пионерская дисциплина, когда совсем под боком можно найти настоящие снаряды… или смерть! А ещё рядом на мосту немцы работают, пленные. И неожиданно выясняется, что «не все немцы фрицы» (так называется одна из глав повести). А это совсем не все понимают. Играешь на гармошке, подаренной немцем «на память», значит, ты предатель! Куда от этого бежать?
Герой Алмазова бежит на конюшню! А когда мальчик возвращается домой, то встает перед портретами дедушки, дяди и папы, погибших на войне. «Дедушка, дядя и папа смотрели на меня с фотографий. Дедушка в пенсне, как у писателя Чехова, щурился, словно спрашивал: „Ну-с, как дела, молодой человек?“. Дядя улыбался широко и весело. Лихая пилотка была сдвинута на бровь. „Не робей, парень!“ — подмигивал он мне. А папа смотрел строго и серьёзно. „Кем ты вырастешь? — спрашивал он. — Не клони головы. Правда на твоей стороне. Расти скорее!“» и мальчик как бы говорит им «Не беспокойтесь за меня! Посмотрите – я расту!».  
Книга очень пронзительная, невероятно добрая, читается на одном дыхании. Безусловно, книгу полезно будет почитать подросткам.
  
"...Нельзя быть человеком и оставаться равнодушным к судьбе страны, в которой родился и живешь, так же, как нельзя безразлично относиться к любимой женщине и к тем, кто пулю, предназначенную тебе, перехватил своим сердцем" - так писал Борис Балтер (1919-1974) - талантливый писатель и настоящий человек с большим сердцем, чутким, нежным и чрезвычайно ранимым. Боевой офицер, прошедший две войны, в 23 года командовавший полком, выводивший солдат из окружения, он и в литературном творчестве проявил себя незаурядно: повести и рассказы писателя выразительны, искренни и лиричны.
"До свидания, мальчики!" - самое известное произведение Б. Балтера, сразу же покорившее читателей, переведенное и по достоинству оцененное едва ли не во всех странах Европейского континента.
В 1964 г. по повести был снят фильм, а спектакль, поставленный в Московском театре им. Ленинского комсомола, собирал неизменные аншлаги.
Несмотря на то, что автор не очень современный, в последнее время интерес к творчеству Бориса Балтера возрос, и книги этого автора по достоинству оценены критиками.
Кадр из фильма "До свидания,  мальчики!", 1964 г.
Эта повесть - о южном городе, наполненном зноем и запахом акаций, о юных героях, вчерашних школьниках и будущих солдатах, о дружбе, пробуждающейся любви и ощущении бесконечности жизни, счастливой и непредсказуемой. 
Повесть Бориса Балтера «До свидания, мальчики!» вообще не рассказывает про войну. Она рассказывает о трёх друзьях, которые живут в южном приморском городе, кончают школу, влюбляются, ссорятся и мирятся с родителями, непрерывно спорят друг с другом и, в конце концов, уезжают в Ленинград — учиться. Вот, собственно, и всё. Однако на самом деле эта небольшая книга написана как будто трижды — из разных точек времени. Поэтому читатель попадает не на плоскость печатного листа, а в огромную, жёстко замкнутую сферу, которую можно назвать только пафосным словом «судьба».
Эта книга была и всегда будет достойна внимания молодых людей, потому что в ней нет трёх ужасных вещей: страха, злобы и обиды.

Обижаться можно на соседа. С судьбой и временем у человека совсем другие отношения. Двое на одного — не очень справедливо. Но некоторым удается выстоять и даже написать книгу. Одна из самых важных и вечных тем в произведениях литературы, конечно, тема семьи. А ведь вопросы взаимоотношений с родителями становятся очень острыми особенно в подростковом возрасте. Семьи бывают разные.
Как относиться к тому, что отец, постоянно читающий вслух Библию, на глазах у детей бьет жену?
С таким трудным вопросом и со многими другими сталкивается герой повести нидерландского писателя Гюса Кеера «Книга всех вещей». Эта повесть была удостоена бельгийской литературной премии «Золотая сова», а сам автор стал лауреатом премии Астрид Линдгрен. Томас – мечтатель, чуткий и впечатлительный. Он видит красоту девочки Элизы, несмотря на то, что у неё вместо одной ноги протез, видит тропических рыбок в городских каналах, читает «Эмиля и сыщиков» и «Без семьи» и слушает Бетховена у пожилой госпожи Амерсфорт, которую все остальные считают ведьмой. А еще он беседует с… Иисусом. И спрашивает Его о том, почему папа бьет маму? То, что отец бьет деревянной ложкой его самого за то, что Томас не так произнес слова псалма, мальчика беспокоит даже меньше… В своем дневнике «Книге всех вещей» он записывает, что «счастье начинается тогда, когда перестаёшь бояться». И из предисловия автора, которому повзрослевший Томас принёс свой детский дневник, чтобы Гьюс, как «писатель, очень любящий людей», переделал его в повесть, мы узнаем, что Томасу удалось стать счастливым. И прийти к вере.    

«Семейной» в каком-то смысле можно назвать и повесть нидерландского писателя Петера ван Гастела «Зима, когда я вырос». Зима 1947 года. Голодный послевоенный Амстердам. Выписанные пейзажи замерзших каналов и обледенелых мостов. Как написал сам автор, «у этой истории трагический фон, но сама она не трагическая. Поэтому я и рассказал её от лица десятилетнего мальчика». У Томаса недавно умерла мама. Он не хочет об этом говорить… ни с кем. «Голод можно заглушить, а горе – нет», - говорит отец. Как и большинство его ровесников, Томас не склонен к «душевным» разговорам даже с отцом, у него скорее вырываются «грубые», «нелепые» слова в общении с окружающими. Автор очень точно передает их подтекст: грусть, горечь и одиночество мальчика, еще более усугубившиеся после отъезда отца на работу в Германию. И вот он знакомится в классе с новичком Питом Званом, а потом и с его двоюродной сестрой Бет. Они много ходят по холодному городу и боятся в своих разговорах затронуть горькое прошлое: у Пита родители стали жертвами Холокоста. Подробности трагедии от мальчика его старшая сестра и тетя стараются скрывать; а Томас и хочет, и боится вспомнить маму… Речь героев эмоциональна, часто, почти по-чеховски, они друг друга не слышат и говорят невпопад каждый про свое.  Само повествование тоже не назовешь ровным и плавным. Постепенно ребята сближаются: вместе смотрят старые фотографии и слушают пластинки, начинают слышать друг друга с полуслова, хотя и не всегда это показывают. Герои постепенно взрослеют, и к ним приходит почти взрослое осознание того, что «ничего не знать – это хуже всего», что человек «особенно одинок, когда он рядом с теми, кого он любит и кто его любит, и что душевная привязанность может «перекинуться» через океан... Эта повесть о судьбе взрослеющего сразу после войны поколения, о том, как необходимо учиться быть чутким в отношениях со сверстниками и с взрослыми, о неразрывной связи прошлого и настоящего и, конечно, о первой любви.
  
Один из современных отечественных авторов для подростков, во многом сохраняющих связь с отечественной традицией, — Дина Са­битова. Центральная тема ее творчества — сиротство.
Дина Сабитова по специальности — филолог, когда-то она преподавала в Казанском университете на кафедре прикладной лингвистики. В 2007 году ее книга «Цирк в шкатулке» стала лауреатом Национальной детской литературной премии «Заветная мечта». На сегодняшний день у Дины вышло пять книг, в том числе и любимая девочками «Мышь Гликерия». В сентябре 2011 года на книжной ярмарке в Москве писательница представила новую книгу «Три твоих имени». Повесть рассказывает о жизни воспитанницы детдома. С темой автор знаком не понаслышке, ее старшая дочь — приемный ребенок.
У новой книги Дины Сабитовой «Три твоих имени» целых три положительных финала. Ну, или два плохих, и один хороший. У  героини три жизни, в каждой из которых она носит новое имя. Книга начинается с того, что в глухом сибирском селе, в семье пьющего пастуха растет девочка. Родители Ритки слишком заняты водкой и гостями, и, когда она идет в первый класс, в школу ее собирает соседка. Эта часть книги заканчивается пожаром, сгорает Риткин родительский дом. Дальше дорожка сюжета раздваивается - в конце первой части книги отец девочки «берется за ум» и собирается заново отстраивать свое жилище. Но следующая глава начинается с того, что после пожара сирота Марго попадает в детдом, откуда ее забирает к себе школьная медсестра. Однако, вскоре приемная семья переезжает в другой город, и «дочку» почему-то с собой не берет, девочку возвращают в детдом. Свою приемную мать Марго зовет «мамой», но та, видимо, относится к своим усыновительским обязанностям формально, и делает для «дочки» только то, что оплачено государством. Но в конце второй части тоже есть вариант положительно финала — приемному отцу Марго удается уговорить свою жену, и девочка едет в другой город вместе со своими новыми родителями. Третья часть книги снова начинается в детдоме. Там живет девочка-подросток. Она хочет в семью, но уже великовата для усыновления. Но о героине сняла ролик приехавшая в детдом телегруппа. Гошка (теперь ее зовут так) начинает переписываться с людьми, которые откликнулись на передачу, но никто из потенциальных родителей не торопится забрать девочку домой. В конце концов, происходит чудо — Гошка попадает в семью, где ее любят. Последний, настоящий, финал книги бесспорен и основателен.
Вот что автор говорит о сюжетном построении книги: «Я хотела показать, что почти из любой жизненной ситуации может случиться хороший финал… хотя, может быть, и плохой. Эти развилки в жизни бывают очень неожиданными, особенно, когда мы говорим о семьях неблагополучных. Эти семьи ходят по краю. Почему иногда из одной семьи изымают детей, когда «капает последняя капля», а другая, столь же неблагополучная семья умудряется держаться на плаву, и органы опеки стараются ее сохранить. Ведь если речь не идет о семейном насилии, в семье детям по-всякому оставаться лучше, чем расти в детдоме. Вот эту шаткую ситуацию, которая может свалиться в жизненную трагедию, в распад семьи, а может как-то выправиться, я и хотела показать».

В 2005 году за повесть о детском доме «Боишься ли ты темноты» Светлана и Николай Пономаревы - молодые авторы из Омска - получили ежегодную областную молодежную литературную премию им. Ф.М. Достоевского в номинации «Проза». Лауреаты первой премии открытого конкурса Сергея Михалкова на лучшее произведение для подростков 2008 года за повесть «Фото на развалинах». Авторы повести «Город без войны». В настоящее время готова и ждет своего издателя новая повесть о подростках - «Вы существуете…».
Книги Пономаревых – это настоящая литература, и поэтому о них так трудно писать. Прочитанное еще долго остается внутри тебя, тревожит, заставляет вспоминать персонажей как живых и знакомых людей.
«Боишься ли ты темноты?» - вроде бы детский вопрос. Но своя «тьма» преследует и не отпускает в повести и мальчика Ярослава, пережившего гибель родителей, и воспитателя Сергея, который участвовал в военных действиях. Две истории переплетаются.  Жизнь детского дома, в котором вынужденно оказался мальчик из хорошей семьи, знаток немецкого языка, показана без всяких прикрас, и вместе с тем от книги исходит свет настоящей человечности.
После прочтения книги складывается мнение, что детей из благополучных семей, по несчастью попавших в детский дом, ни в коем случае нельзя там оставлять, а любыми способами необходимо находить им семьи. 
У авторов полное право касаться таких сложных и неоднозначных тем, как в этой повести: как и герой книги – Сергей, они взяли на себя ответственность за чужую жизнь и сегодня являются родителями пятерых детей.

Еще один лауреат Международного конкурса имени Сергея Михалкова на лучшее произведение для подростков 2014 года – Светлана Лобузнова с повестью «Билет до Луны». Вся трудовая деятельность Светланы Лобузновой связана с детьми: она работала педагогом в детском доме, педагогом-организатором в детской библиотеке, воспитателем в детском саду.
«Билет до Луны» - простая, искренняя и немного грустная книга, где есть место чуду – «билету до Луны» Повествование ведется от лица взрослого мужчины, бывшего воспитанника детского дома Юрки по прозвищу Челентано / Чили, которому как раз и повезло вытянуть счастливый билет, «билет до Луны» - обрести свою утраченную семью. Читатель вместе с главным героем путешествует сквозь воспоминания, запечатленные, словно на пленке скрытой кинокамеры, о «детстве в людях», о грустных и счастливых моментах, первой любви, верном друге и добрых и не очень добрых людях. Здесь есть место и драме, и юмору, и даже мистике. Юра вспоминает о неуютности казенных комнат, об особой атмосфере «подлодочной» столовой, о расчетливости отдельных чиновников, о сердечном участии воспитателей, о горе «возвращенцев», о радости усыновляемых, о богатом воображении детей и взрослых, скрашивающим порой очень нелегкую детдомовскую жизнь… Все это сплетается в причудливый узор непростой человеческой жизни. Но, несмотря на пережитые утраты и разочарования, главный герой заключает: «Умейте прощать, ребята. И то, что было, и то, чего не было. Жизнь так коротка, что не заметишь, как она пробежала четвертью, половиной и осталась маленьким кусочком, как луна на исходе. Обиды и пустая трата времени сотрут и этот последний кусочек. Не пускайте плохие мысли в себя. Просто живите и радуйтесь».
Напоследок хочу познакомить вас с невероятной, потрясающей, одной из запоминающихся на всю жизнь книгой, книгой, которая дарит легкость, свет, веру в людей.
Это книга Грегори Хьюза «Луна с неба». Книга самого загадочного английского писателя, которая потрясла весь мир. Грегори Хьюз родился в Ливерпуле (Англия), восьмым ребёнком в семье, где было девять детей. Его исключили из школы и отправили в приют для трудных подростков, о чём он вспоминает с удовольствием. После нескольких бесшабашных лет Хьюз отучился в  университете, а потом отправился смотреть мир. Путешествовал по Японии, заинтересовавшись её историей и культурой. Он пробовал себя в самых разных профессиях - от промышленного альпиниста до водолаза. За книгу «Луна с неба» Грегори Хьюз получил престижную награду Book trust в 2010 году. 
Потеряв родителей, 12-летний Боб и его младшая сестра Мэри Клэр, по прозвищу Крыса, стали сиротами. Но это не те сироты, которых отправляют в приют. Боб и Крыса - умные и смелые, они отправляются на поиски своего единственного оставшегося в живых родственника - дяди, который живёт в Нью-Йорке.
Что ждёт их в большом городе? Самое невероятное путешествие всех времён. Ребята тайком, пробираются в товарный поезд, в котором проезжают через всю Канаду, пересекают границу, на велосипедах добираются до Нью-Йорка, где их захватывающая история только набирает обороты. Опасные латиноамериканские кварталы и сверкающий огнями Бродвей, ночи под открытым небом в Центральном парке. Некоторые встречи сулят опасность, поэтому три тысячи километров, которые они преодолели от Виннипега до Нью-Йорка, становятся для них серьёзной школой жизни. Боб и Крыса успевают подружиться с бродягой, контрабандистом, звездой мирового рэпа, помогают обнаружить опасного преступника и попадают на первые полосы газет.
Из интернет-отзывов: «Лучше книги, которая умеет заставить смеяться в переполненном людьми вагоне метро, или той, которая бьёт поддых, заставляя расплакаться, только та, что умеет и то, и другое. Например, «Луна с неба». Смешная-грустная, щемяще-трогательная, приключенчески-захватывающая, до безумия красивая, живая, настоящая. Человечная. В роли рассказчика — двенадцатилетний Боб. Боб влюблён в свою учительницу, любит плавать по утрам на лодке по реке Ассинибойн, что в городе Виннипеге, любит своего отца и оладьи, что тот готовит по утрам. Боб мало рассказывает о себе. В центре его рассказа — десятилетняя оторва по имени Мари-Клэр, которая является его сестрой. Мари-Клэр играет в футбол, с одинаковой страстью слушает Фрэнка Синатру и будущего короля рэпа Айсмена, пьёт моккочино, мечтает стать актрисой на Бродвее, свободно говорит по меньшей мере на трёх языках, умеет изображать множество акцентов со всего земного шара, видит вещие сны, чувствует доброе или злое в любом человеке и ещё — сильно болеет. К ним обоим привязываешься так страшно и безнадёжно, что к середине книги дрожишь за каждый их шаг, когда они отправляются в своё Большое Путешествие из канадского Виннипега в Нью-Йорк. Ты видишь себя в молодом итальянце Джоуи, который контрабандой таскает через границу партии дорогих сигар и часов, в случайных нью-йоркских прохожих, с которыми пересеклись пути ребят, в жулике Томми Матолла, который опустошает кошельки богатеев на Таймс-сквер. Во всех, кто с ними двоими столкнулся и не смог оставить в беде. Вера в людей в этой книге невероятная».
     Трогательная история уже покорила немало сердец по всему миру. Это книга, которую нужно не просто прочитать, её нужно пережить. Вы просто не сможете не влюбиться в её героев!
В заключении хочу сказать, что духовно-нравственное воспитание подростков – тема очень обширная и непростая. В консультации дана информацию о книгах, которые рассказывают об историческом прошлом нашей страны, о семейных взаимоотношениях, о брошенных детях.  Основной аспект сделан на книжных новинках. Да, в фондах наших библиотек пока нет данных книг, но …
А ведь есть еще книги о взаимоотношениях между сверстниками и учителями, книги о животных, об инвалидах.
Рекомендуем обратить внимание на творчество писателя А.А. Лиханова. Его книги популярны не только среди детей, но и среди взрослых. Можно провести цикл мероприятий «Уроки нравственности с А.А.Лихановым»
Повести Л. А. Чарской продуктивны в семейном чтении - для общения, взаимопонимания разных поколений, укрепления их нравственной, духовной связи. Читая повести Л. А. Чарской, воспитатели, учителя, родители увидят богатый внутренний мир растущего человека, его нравственные идеалы, устремления. Чтение книг Л. А. Чарской дает повод и базис для серьезного диалога о человеколюбии, нравственных проблемах, о понимании смысла жизни.     Актуальны в данном направлении книги Ю. Яковлева. Это писатель, который сумел разглядеть в подростках их переживания, их борьбу за справедливость и честность, их благородство, готовность прийти на помощь своим друзьям и самоотверженность.

Подводя итог и задаваясь вопросом: какой всё-таки должна быть подростковая литература, скажу, что книги должны быть написаны понятным, но и качественным языком, без морализаторства и нравоучений. Безусловно, хорошая книга должна вызывать размышления и споры.  Хорошая литература для подростков - это искренняя, захватывающая, обязательно хорошая история.

из интервью с Диной Сабитовой:
 «…когда я общаюсь с детьми, я спрашиваю: что главное в детской книге? Детская книга должна давать детям надежду, что все может быть хорошо, что есть хороший выбор. Если книга кончается безнадежно и беспросветно, то это, наверное, не детская книга или это плохая детская книга. И даже если мы стараемся держаться в рамках жизненной правды, в жизни ведь тоже есть надежда на хороший конец. И до определенного возраста, может быть до позднего подросткового, надежда и свет в конце туннеля – это обязательный элемент детской книги. На протяжении повествования с героями может быть все что угодно, абсолютно все. Но, в конце концов, они должны выходить из этого с возможностью считать себя победителями».

Консультация подготовлена зав.сектором обслуживания читателей-детей Н. А. Лебедевой

2 комментария:

  1. Наталья Васильевна, здравствуйте! Отличная рекомендация! Ребята часто спрашивают эти книги. К сожалению, в фондах школьных библиотек этих книг нет. Обидно...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Федоровна, не волнуйтесь, у нас этих книг тоже пока нет...

      Удалить

Похожие посты

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Очередной рубеж

16.01.2017 г. 55 постоянных читателей и 400 000 просмотров.
25.02. 2017 - 63 постоянных читателя, 500 000 просмотров.
19.04.2017 - 67 постоянных читателей, 613 000 просмотров.
Друзья, спасибо, что вы есть!