вторник, 14 февраля 2017 г.

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ БИБЛИОТЕК

Консультация

 «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»,  – говорил Лев Николаевич Толстой.
Сегодня в борьбе за лучшие условия жизни многие люди часто забывают о главной её ценности, о том, что, собственно делает человека человеком. Среди нас нет таких, кто бы ни хотел, чтобы наши дети стали добрее и духовнее. Однако сегодня они подвержены влиянию массовой культуры, которая порой агрессивно действует на ещё не сформировавшуюся личность. Процессы глобализации направлены на замену традиционных ценностей новыми, что зачастую оказывает разрушающее воздействие на ещё не сформированную душу ребёнка и подростка.


Прежде чем говорить о духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи в библиотеке, необходимо вспомнить, что означают эти понятия.
Согласно первому толковому большому энциклопедическому словарю под духовностью понимается духовная, интеллектуальная природа, внутренняя, нравственная сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности.
Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
«Воспитание» – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
Занимаясь духовно-нравственным воспитанием наших читателей, специалисты библиотек стремятся вместить в эту деятельность как можно больше направлений: это и формирование толерантного сознания у подрастающего поколения, и патриотическое воспитание, и содействие формированию здорового образа жизни, и работа с семьёй,  и развитие интереса к ценностям православной культуры; и многое другое.
Таким образом,  содержание работы по духовно-нравственному воспитанию сами библиотекари определяют   как воспитание   бережного отношения к окружающим и любви к ближнему, доброты, терпимости, гуманности, культуры поведения,  чувства  долга,  чести и достоинства, уважения к старшим, сострадания, милосердия.
Библиотека, как один из социальных институтов общества, является, более чем кто бы то ни было, нравственно-духовным учреждением.  «Библиотеки важнее всего в культуре. Может не быть университетов, институтов, научных учреждений, но, если есть библиотеки, - культура не погибнет», - говорил Дмитрий Сергеевич Лихачёв.
Усиление сегодня внимания общества к духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения как к насущной проблеме – явление не случайное. Усиливается дисгармония в человеческих отношениях. Требуется решительный поворот к этической культуре, утверждающей ценность каждой человеческой личности.
Сегодня государственная политика в области воспитания молодого поколения существенно меняется. Принят ряд федеральных законов  «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436 от 29.12.2010 года, и ФЗ  «О противодействии экстремистской деятельности» № 114 от 25.07.2002 года, в котором  в статье 13 пунктом 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, на Минюст России возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети Интернет федерального списка экстремистских материалов. 1 июня 2012 года принят Указ Президента РФ «О национальной стратегии в интересах детей на 2012 – 2017 годы».
Подтверждая вышесказанное, были проведены Парламентские слушания. Первое, прошедшее 2 июня 2008 года «О концепции государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей в России: правовой аспект». Второе, состоявшееся 1 июня 2009 года было посвящено школьным библиотекам, и называлось «Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей».
Парламентские слушания предложили целый пакет федеральных законов, направленных на защиту нравственности подрастающего поколения. Созданный проект «Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей и защиты нравственности в РФ»  был предложен для широкого обсуждения. В Концепции определен современный национальный идеал личности – высоконравственный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. В этой связи целью воспитания является поддержка, развитие и укрепление в человеке гуманности, пробуждение в нем стремления к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.
Мероприятия, проводимые библиотеками в рамках духовно-нравственного  воспитания, можно разделить на шесть  основных направлений.

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека направлено на          ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению. Это направление даёт детям и подросткам элементарные представления об институтах гражданского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания ориентировано на начальные представления школьников о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп. Это направление формирует  нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; уважительное отношение к традиционным религиям;    неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, к жизни нацелено на  осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; на мотивацию общественно полезной деятельности.

 4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни выражается в ценностном отношении к своему здоровью, здоровью окружающих людей; это направление даёт детям  элементарные представления о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека,  первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, знания о возможном негативном влиянии вредных привычек на  здоровье человека.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Его цель: первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях влияет на  первоначальные умения детей видеть красоту в окружающем мире,  в поведении, поступках людей. Даёт первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России.

 Процесс духовно-нравственного воспитания в библиотеке предусматривает включение читателей в различные сферы библиотечной деятельности: просветительские и досуговые мероприятия,  библиографическое обслуживание.
В этой работе   библиотеки используют разнообразные формы. Прежде всего – книжно-иллюстративные выставки, которые  привлекают внимание читателей к литературе духовного содержания,  классической литературе, к лучшим образцам народного творчества.
Классическая литература, имеющаяся в каждой библиотеке – это кладезь духовности и нравственности. Сегодня она снова становится востребованной, так как существенно перекликается с острыми проблемами современного мира.   Не случайно две крупнейшие библиотеки Российской Федерации – Российская государственная библиотека и Российская национальная библиотека – выполняя Правительственную программу, занимаются оцифровкой классики.  Совместный проект двух ведущих российских библиотек по оцифровке классических литературных произведений позволит сделать их доступными любому пользователю сети Интернет.

Наиболее эффективными формами работы   библиотекари считают обсуждение книг и фильмов, дискуссии, беседы на темы нравственности, праздники народной культуры, интеллектуальные игры,    вечера духовной поэзии и духовной музыки,     тематические вечера по основам православной культуры, слайд-презентации и виртуальные экскурсии по святым местам, акции  «Помоги ближнему своему», предполагающие помощь пожилым людям и людям с ограниченными физическими возможностями. 
Приведу несколько примеров мероприятий:
·         Циклы бесед «Пусть не гаснет свеча духовности»,  «От Рождества до святого Крещения», «Спаситель мира», «Из истории Рождества Христова», «Под  благовест колоколов» 
·         Часы нравственности  «Православные святые», «Добро и зло: причины наших поступков», «Душу исцелит добро», «Духовные истоки России»  
·         Конкурс стихов «Славим Рождество»
·         акция «Чистое слово», и др.
В своей деятельности по воспитанию духовной личности с твёрдыми моральными устоями  библиотекари привлекают к сотрудничеству различные социальные учреждения, отделы образования, психологов, социологов.
Большим успехом у читателей пользуются мероприятия, организованные библиотеками совместно со священнослужителями: встречи, беседы,   экскурсии в православные храмы, часы духовности.
 Многие  библиотеки работу  по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи ведут в рамках целевых программ, что позволяет выстроить систему мероприятий, сделав их более эффективными. 
Например:
·         комплексная долгосрочная программа «Богом хранимая Русь»,
·         программа «Сердца – добрый уголок», одним из мероприятий которой может стать ежегодный   районный творческий фестиваль детей-инвалидов «Искорки надежды».
·         программа «Через книгу к духовности»

В 2006 году на базе межпоселенческой библиотеки им. М.А.Ульянова была организована областная школа библиотечного мастерства «Духовно-нравственное воспитание детей и юношества». Основанием для создания школы стал богатый опыт работы нашей   библиотеки по этому направлению. С 2006  по 2009 годы было проведено три занятия школы.
С 2010 года  занятия школы библиотечного мастерства  проходило в виртуальном режиме на сайте Областной библиотеки для детей и юношества.
На  сайте ОЮБ организован специальный раздел, включивший рубрики: «Программа», «Участники», «Материалы», «Форум».
Материалы, размещённые на сайте в рамках виртуального занятия, доступны для скачивания и после окончания занятия.


Готовых рецептов воспитания духовно-нравственной культуры личности не существует. Результаты любого воздействия отсрочены во времени и их трудно отследить в полной мере. Тем не менее, мы, работники библиотек, работники учреждений культуры, постоянно и целенаправленно осуществляем мероприятия, призванные пробудить в наших читателях то «разумное, доброе, вечное», что и составляет сущность нравственности и духовности.



Источник

4 комментария:

  1. Спасибо, Наталья Васильевна, за интересный материал. Уверена, он будет полезен не только библиотекарям, но классным руководителям, учителям ОПК, ОРКСЭ

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! сколько лет, сколько зим! Я буду только рада, если материал окажется востребован. спасибо за визит в блог, удачи Вам!

      Удалить
  2. Наталья Васильевна, здравствуйте! Нам Ваш материал как раз вовремя - разрабатываем профили для 10 классов на следующий год. Понимание, что такое духовно-нравственное воспитание очень важно. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Людмила Федоровна! за дружбу, за ваши визиты и отзывы! рада, что могу быть полезной! Извините, поздно ответила - сегодня семинар для сельских библиотекарей проводили, долгое и хлопотное дело. Данная консультация, - составляющая семинара)

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Подводя итоги года: фотоОтчет 2020

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: