Консультация
Роль коллективной и национальной памяти, значение сохранения и
передачи традиций для формирования и поддержания нормальной, продуктивной как
в духовном, так и в материальном смысле, жизни социума давно осознаны людьми. С
любви к своей Малой Родине, с бережного и творческого восприятия национальных традиций
начинается вхождение новых поколений в сложную систему социальных отношений.
Память важна для идентификации личностной принадлежности к определенному
этническому, национальному, профессиональному сообществу, она лежит в основе
желания продолжить дело своих предков, брать пример с наиболее выдающихся
представителей человечества.
Академик Д.С. Лихачев неоднократно говорил о памяти как об одной из
важнейших основ, на которых зиждется культура. Всю историю культуры он
рассматривал как историю развития, углубления и совершенствования человеческой
памяти, подчеркивая ее величайшее нравственное значение — «преодоление времени».
В нашей стране период болезненных социальных и экономических
перемен совпал со сменой мировоззренческих эпох, с бурным развитием т. н.
экранной культуры. В такой ситуации обращение к
прошлому, способному дать человеку дополнительные точки опоры в быстро
меняющемся мире, вполне закономерно. Как следствие, изменяется и
социальная роль библиотек.
Современные библиотеки,
помимо традиционных информационных и просветительских функций, выполняют ещё одну важнейшую задачу –
сохранение культурной памяти. Библиотека транслирует культуру через
поколения, постоянно воспроизводя духовные ценности. Тем самым библиотечный
институт обеспечивает культурную преемственность поколений, сберегает память о
прошлом и сохраняет его лучшие традиции. Функция
сохранения культурного наследия
называется мемориальной.
Ее
суть заключается в сохранении совокупности собранных
документов с целью их передачи последующим поколениям. Осуществление
мемориальной функции позволяет считать библиотеку памятью человечества. Идеальное
ее выполнение означает «запоминание» всего, что создано человечеством, т.е.
вечное хранение всех собранных в библиотеке документов.
Становление мемориальной функции современной публичной
библиотеки предполагает разработку соответствующих профильных научных понятий и
терминов. Так, анализ роли библиотечных учреждений в обществе позволяет
выделить, прежде всего, такое их них, как мемориальная, «охранительная» функция
библиотеки. При этом имеется в виду, что публичная библиотека
не просто транслирует культуру, а постоянно воспроизводит духовные
ценности с целью их многократного повторного востребования
в текстовой форме и в ходе языковой коммуникации. Тем самым
библиотека как социальный институт содействует культурной преемственности
поколений. При этом документ рассматривается в широком смысле этого слова,
а архивные единицы и вещно-предметный ряд выступают инструментом
развития мемориальной функции в библиотеках так же, как в архивах
и музеях.
Феномен мемориальной деятельности библиотек как институтов памяти
человечества вызывает все больший интерес у отечественных исследователей.
Данный факт объясняется, прежде всего, инновационными процессами, происходящими
как в сфере культуры в целом, так и в области
библиотековедения и библиотечного дела. Под влиянием меняющейся
социокультурной ситуации изменяются и традиционные функции библиотечных
учреждений, превращая библиотеки в профилированные центры культуры
и коммуникации.
Каждая
библиотека хочет быть уникальной, иметь свое лицо. Создание музейных уголков считается
перспективным направлением работы, так как положительно влияет на имидж
библиотеки, способствует росту ее авторитета, как в своем населенном пункте,
так и в районе, городе.
С.Г. Матлиной выделены
три главных социальных фактора появления библиотек-музеев в наше время. Среди них:
¾
усиление интереса людей
к собственным историческим корням, в частности, — библиотечному
краеведению;
¾
возникновение интегративных моделей
культурных учреждений, обусловленное особенностями современного этапа развития
культуры;
¾
тенденция самоидентификации
культурных институтов, ярко проявляющаяся в стремлении библиотек обрести
собственное уникальное лицо. В числе отличительных черт мемориальной
библиотеки называются, прежде всего, необычные ресурсы (сочетание библиотечных
и музейных фондов в помещении, связанном с исторической
памятью), а также комплексные исследовательские формы работы, включающие
общие научные, библиотечные и музейные методы.
Первопричиной возникновения
и развития мемориальной функции библиотек, играющих роль аккумуляторов
культурных ценностей, можно считать человеческую потребность в сохранении
памяти о своем прошлом. При этом взаимосвязь формирования документных
и вещественных фондов прослеживается с древнейших времен. Исторически
учреждения библиотечного, музейного и архивного типа развивались взаимосвязано,
что объясняется, прежде всего, их общими культурными задачами. Многие
музейные коллекции прошлого включали в себя уникальные книжные собрания,
а некоторые крупнейшие библиотеки современности выделились из состава
музеев.
Прототипами современных библиотек, имеющих
в своем составе музейные комплексы, явились мемориальные коллекции,
собираемые не в целях утилитарного использования, а для
реализации потребности в сохранении памяти, в создании особой предметно-пространственной
среды, состоящей из предметов-символов, оказывающих сильное эмоциональное
воздействие. Примерами библиотечно-музейных собраний прошлого могут служить,
например, Александрийский Мусейон, Британский национальный музей, Библиотека-музей
Ватикана, Румянцевский музей [4].
М.Я. Дворкина в историческом
аспекте анализирует эволюцию библиотек как полифункциональных учреждений. Библиотека изначально возникла как
институт письменной культуры, обеспечивающий сохранение этой культуры
и передачу ее ценностей следующим поколениям (соответственно, она
воспринималась, прежде всего, как мемориальное хранилище информации). В пространство же
современной библиотеки включены не только книги и люди,
но и компьютеры, и другая техника. Через их посредство
пользователю и библиотекарю открывается новое пространство —
виртуальное, расширяющее физическое помещение библиотеки. Таким образом,
библиотечное учреждение в процессе эволюции преодолевает ограниченность
своего физического пространства, чем и обосновано появление понятия
«единое информационное пространство», которое связано преимущественно
с технологиями Интернет. Анализ взаимосвязи информационного пространства
с понятием «время» показывает, что преодоление времени библиотекой
(добавим, и музеем) изначально заложены в основу
их деятельности. Исторически библиотека имела цель хранить документы
и другие ценности вечно, воплощая мечту человека о бессмертии.
Сохраняя книгу, созданную в прошлом, библиотека ориентируется
на настоящее и будущее.
Новый импульс мемориальный аспект
работы библиотек получил во времена перестройки. Возрастание в обществе
интереса к роли личности, к отдельным периодам истории России,
историческому прошлому российских городов и сел, а также
экономическое преобразование общества и потребность библиотечных структур
в обретении индивидуального, привлекательного для пользователей лица
явились главными стимулами к образованию полифункциональных учреждений
культуры — публичных библиотек, осуществляющих мемориальную деятельность.
Мемориальная функция публичных
библиотек ныне получает все большее развитие. Подтверждением тому служит создание
на базе библиотек как полифункциональных культурных институтов, так
и музеев различного профиля. Библиотечные учреждения, реализующие
мемориальную функцию, все чаще становятся центрами областной, городской и сельской
культуры.
И.В. Яковлева,
например, анализирует позитивный опыт краеведческой библиотечно-музейной
деятельности. Отдел со специализированным
фондом был выделен в филиале № 1 ЦБС г. Зверево Ростовской
области в 1992 г. Библиотека-музей стала городским центром краеведения.
В 1998 г. были объединены краеведческая библиотека и музей при
школе № 1. Со временем учреждение стало работать по четкой
методике. Библиотечные формы популяризации фондов здесь комбинируются
с музейными. В экспозиции рядом с книгами и периодическими
изданиями выставлены предметы быта, одежда, письма и фотографии, ведется
краеведческая картотека статей. Для обеспечения обратной связи проводятся
анкетирование и опросы пользователей. В музейном отделе проходят
экскурсии и выставки, действует клуб краеведов. Библиотека также участвует
в городских методических объединениях учителей, информирует учреждения
города по краеведческой тематике, популяризирует свою работу
в средствах массовой информации. Все свои мероприятия и праздники библиотека-музей
проводит на основе социального партнерства: совместно с центром
социального обеспечения, профессиональными училищами, средними школами
и дошкольными учреждениями.
Особое место среди публичных
библиотек, реализующих мемориальную функцию, занимают персональные, или именные
библиотеки. Профилирование их работы
неразрывно связано с эпохой, личностью и творчеством деятеля, имя
которого они носят. Как правило, в составе таких библиотек функционируют
музеи, посвященные определенным персонам.
В заключение подчеркну, что в осуществлении
мемориальной функции большинством публичных библиотек четко прослеживаются три
общих направления деятельности: библиотечно-информационное, музейное
и научно-исследовательское, причем наблюдается тесная их взаимосвязь
во всех аспектах библиотечной работы, что подтверждает гармоничность
библиотечно-музейной структуры как единого полифункционального культурного
института.
ИСТОЧНИКИ:
Наталья Васильевна! Удивительный материал! Спасибо!
ОтветитьУдалитьИрина Михайловна, здравствуйте! Спасибо за комментарий,но это просто консультация, к семинару)
Удалить